Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Штрафы за нарушение закона 152 ФЗ «О персональных данных» года существенно увеличены. С 1 июля вступила в законную силу новая редакция Закона. Самый высокий штраф – до 75 тыс. руб. установлен для юридических лиц. В новой редакции статьи 13.11 четко установлены случаи, за которые может быть наложен штраф.

Ваша компания попадает под действие Закона 152 ФЗ и сайт считается оператором по обработке персональных данных если на нем есть: 

Обратная связь

  • форма обратной связи
  • заказ обратного звонка
  • форма любой заявки
Продажи
Пользователи

  • Регистрация
  • Авторизация
  • Социальные сети
Email маркетинг

  • Подписка на новости
  • Авторизация
  • Социальные сети

Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Ответственность за нарушение закона «О персональных данных»

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс предостерегает от незаконного сбора или распространения сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну человека, без его согласия. Наказанием может стать штраф до 300 000 руб. и выше, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до 4 лет.

Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях даёт возможность оштрафовать физическое или должностное лицо, индивидуального предпринимателя или компанию за невыполнение 152-ФЗ на 10 000 руб. Штраф может быть наложен не только на компанию, но и на работника: руководителя или ответственного за организацию обработки персональных данных.

Также компания может быть оштрафована на сумму до 20 000 руб., если не выполнит в срок предписание Роскомнадзора или не ответит на его запрос.

Нарушения трудового законодательства, в том числе главы 14 Трудового кодекса, наказываются штрафом до 50 000 руб. Для компании может стать неприятной новостью, что не только Роскомнадзор, но и Трудовая инспекция интересуется тем, как она осуществляет обработку персональных данных.

Гражданско-правовая ответственность

Закон «О персональных данных» даёт физическим лицам право на возмещение морального и имущественного вреда, а также понесённых убытков. Размер возмещения будет определяться судом, и заранее он ничем не ограничен.

Подготовим Соглашение о защите персональных данных

Для наших клиентов мы предлагаем услугу подготовки текста Соглашения о конфиденциальности и Положения по обработке персональных данных. Эти документы проходят проверку юристом и соответствуют всем требованиям Закона 152 ФЗ. Вы можете обратиться в веб студию АВАНЗЕТ за подготовкой этих документов.

После этого необходима настройка всех форм обратной связи таким образом, чтобы пользователь, который отправляет письмо с любой формы на вашем сайте сначала познакомился с этими документами и поставил галочку в чек боксе, что он с ними знаком и только после этого он получит возможность отправить вам сообщение.

Мы уверены, что  большинство наших клиентов — законопослушные люди, и поэтому мы хотим существенно облегчить соблюдение этого закона, чтобы помочь избежать штрафов. Напишите нам письмо и мы подготовим все необходимые документы и произведем нужные настройки на вашем сайте

Размер штрафов за нарушение закона «О персональных данных»

Согласно новой редакции ст.13.11 КоАП РФ, нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, обработка данных в не установленном законом порядке и использование этих данных не по назначению караются следующими штрафами:

  • Частное лицо может получить предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
  • Должностное лицо заплатит от 5 тыс. до 10 тыс. руб.,
  • Юридическое лицо — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без согласия гражданина приведет к наложению штрафа:

  • в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан,
  • от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — для должностных лиц
  • от 15 тыс. до 75 тыс. руб. для юридических лиц.

В случае если оператор персональных данных не опубликовал информацию и не обеспечил доступ к документу, в котором прописаны все условия использования персональных данных или сведения о реализуемых требованиях, ему будет вынесено предупреждение или выписан административный штраф.

  • Для граждан он составит от 700 до 1500 руб.,
  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. руб.,
  • для индивидуальных предпринимателей (ИП) — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.,
  • для юридических лиц — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Самый лучший способ оградить себя и свою компанию от наложения штрафа и других видов ответственности — выполнить требования Закона 152 ФЗ «О персональных данных»! Заходите на сайт нашего партнера, регистрируйтесь и для вас будет подготовлен пакет документов, который необходим для выполнения всех требований Закона 152 ФЗ

Как не нарушить закон о персональных данных

Если на вашем сайте присутствует форма регистрации, то вам нужно уведомить Роскомнадзор и опубликовать политику конфиденциальности (политику защиты персональных данных). Без них вы будете нарушителем закона.

С 1 июля вступили в законную силу правки к п. 13.11 КоАП о нарушении в обработке персональных данными. За эти нарушения: сбор, хранение или обработка вы можете получить штраф до 75 000 руб. Роскомнадзор составил план для проверки компаний. Но не паникуйте: срочно идти к юристу не обязательно, всё не так страшно. Так что же нужно сделать?

Кого в первую очередь касается этот закон? 

Закон о персональных данных касается операторов персональных данных: физических лиц и организации, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные.

Оператором персональных данных может стать кто угодно. Даже если у вас личный сайт с формой регистрации, вам всё равно могут выписать штраф. Правда штрафы частным лицам не велики, компаниям значительно выше.

В законе нет четкого списка, что считать персональными данными. Правило такое: если по данным, что вы собираете, можно найти пользователя, сотрудника или клиента, это персональные данные. Например, если у вас есть имя, фамилия и электронная почта клиента, теоретически вы сможете найти его через поиск в Гугле.

Что относится к персональным данным:

  • ФИО (фамилия, имя, отчество)
  • домашний адрес
  • личный телефон
  • ваша электронная почта
  • дата и место рождения
  • ссылка на профиль в соцсети
  • ваша профессия

Что же делать, без оформления документов никак? Конечно лучше обезопасить себя и оформить документы, тем более за это не нужно платить. Иначе есть только два варианта:

  • убрать с сайта все формы регистрации, которые запрашивают данные посетителей;
  • вместо классической формы регистрации поставить одно поле «Контактные данные» и надеяться, что Роскомнадзор не сможет понять, относятся эти данные к персональным или нет.

Один посетитель сайта напишет свое ФИО, другой — укажет телефон, третий — может обругать матом 🙂 Для вашего спокойствия лучше играть в эти игры с Роскомнадзором, рекомендуем сделать всё по установленным правилам.

Как правильно уведомить Роскомнадзор?

Уведомления следует подавать до момента начала обработки данных. Иначе, если форма регистрации или подписки на вашем сайте есть, но вы не уведомили об этом Роскомнадзор, то вы уже являетесь нарушителем закона. Но если отправите уведомление сейчас, то Роскомнадзор не будет штрафовать за прошлые месяцы или годы нарушения.

Заполнить и отправить уведомление можно на сайте Роскомнадзора. Для этого придется заполнить форму с 57 полями. Сначала ее надо отправить в электронном виде, потом — по почте и ждать ответа Роскомнадзора. Вот ссылка на форму регистрации оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора

Но есть путь легче — это можно сделать через сервис Контура. Мы рекомендуем сделать это один рази больше не волноваться что вы не выполняете требования закона о защите персональных данных. Надеемся, что наша публикация была вам полена

Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

В 2020 году власти в 10 раз увеличат штрафы за утечки персональных данных

По информации cnews.ru Минюст России работает над новым КоАП, в котором предусмотрено увеличение штрафов за утечку персональных данных в десять раз. Эксперты считают, что это может не сработать, поскольку стоимость украденных данных может многократно превышать размеры максимального штрафа.

До 500 тыс. руб. за одну утечку

Министерство юстиции России предложило значительно увеличить штрафы за утечку персональных данных. Реализовать это предложено путем внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Штрафы за утечку персональных данных в новой версии КоАП Минюст предлагает увеличить в ряде случаев более чем в десять раз.

В случае принятия поправок изменения коснутся как юрлиц, так и должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей (ИП) вместе с физлицами.

  • Для физических лиц размер штрафа, в настоящее время составляющий 2000 руб., предложено увеличить до 20 тыс. руб.
  • Должные лица будут платить за утечку не нынешние 10 тыс. руб., а до 100 тыс. руб. а ИП – до 300 тыс. руб. вместо 20 тыс. руб.
  • Максимальный размер штрафа предусмотрен для юридических лиц – в настоящее время он равен 50 тыс. руб., но Минюст предлагает увеличить его до 500 тыс. руб.
Читайте также:  Глава II. Образование территорий традиционного природопользования

В проекте КоАП сказано, что изменения будут внесены в часть 6 статьи 33.1 (Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности персональных данных). Действующие до вступления в силу новой версии Кодекса штрафы предусмотрены в части 6 статьи 13.11 КоАП.

Утечка персональных данных обойдется компаниям в полмиллиона рублей

Ведомство опубликовало проект нового КоАП на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 29 мая 2020 г. Номер проекта – 02/04/05-20/00102447, и на момент публикации материала он находился на этапе публичного обсуждения, дата завершения которого – 24 июня 2020 г.

Персональные данные: что грозит за нарушение закона

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?

Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств.

Из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца.

Поэтому номер телефона сам по себе не относится к персональным данным.

А вот фотография относится к биометрическим персональным данным.

Так как это изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяет установить личность и с этой целью используется оператором (См.

Разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»).

Персональные данные, набор которых не позволяет идентифицировать субъект, являются обезличенными. К защите обезличенных персональных данных требования законодательства минимальны.

Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных

С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст.

23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее.

Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Материальная ответственность

Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Административная ответственность

С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции.

Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.

11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.

То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.

Практическая ситуация

В коллективном договоре закреплено, что одним из видов поощрения работников является размещение фотографии работника на Доске почета. Работник обратился к работодателю с требованием не размещать его фотографию для всеобщего обозрения. Какие риски несет работодатель, если разместит фотографию без согласия работника?

Согласно Закону о персональных данных фотографию работника можно отнести к персональным данным. Доска почета, размещенная публично, является общедоступным источником персональных данных.

Статья 8 Закона о персональных данных устанавливает, что в общедоступные источники персональных данных сведения о персональных данных могут включаться только с письменного согласия субъекта персональных данных.

То есть работодатель должен перед размещением фотографии на доске почета запросить письменное разрешение работника. Если фотография работника размещена без его согласия, работодатель может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа до 75 тыс. руб., при этом работник может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его прав.

Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ) (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность):

  • на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.

С работником, допущенным к обработке персональных данных, подписывается обязательство о неразглашении персональных данных.

Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.

Уголовная ответственность

Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Подведем итоги

Что можно порекомендовать работодателям во избежание привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок? Обязательно проверьте:

  • от всех ли работников получено согласие на обработку персональных данных;
  • ознакомлены ли работники с локальными актами, устанавливающими порядок обработки таких данных, и с их правами и обязанностями в этой области;
  • должным ли образом осуществляется хранение и защита персональных данных;
  • соответствует ли документация об их обработке требованиям законодательства и т.д.

Комментарий к статье 61.12. Закона о банкротстве

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
9. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 9.

1 Закона о банкротстве в период действия моратория приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве. Это означает, что в объем ответственности, установленной статьей 61.

12 Закона о банкротстве, не включаются требования кредиторов, возникшие в период действия моратория.

Вместе с тем в случае принятия решения о ликвидации должника — юридического лица обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом сохраняется (пункт 3 статьи 9 Закона о банкротстве).

Если условия, указанные в пункте 1, пункте 3.1 статьи 9 Закона о банкротстве, возникли задолго до появления обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и руководителю должника либо иным органам управления было заведомо известно об отсутствии какой-либо возможности успешного преодоления кризиса, на основании статьи 61.

Читайте также:  Статья 12. Ответственность в области генно-инженерной деятельности

12 Закона о банкротстве контролирующее должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности за неподачу заявления должника о собственном банкротстве в отведенный законом срок, исчисляемый без учета срока действия моратория (статья 10 ГК РФ). При этом, пока не доказано иное, предполагается, что условия, указанные в пунктах 1, 3.

1 статьи 9 Закона о банкротстве, возникли после появления обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. Бремя доказывания того, что преодоление кризиса было явно невозможно, лежит на лице, настаивающем на привлечении к субсидиарной ответственности (по смыслу подпункта 1 пункта 3 статьи 9.

1 Закона о банкротстве, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

24. Момент совершения лицом, контролирующим должника, правонарушения должен определяться временем совершения им деяний по доведению контролируемого лица до банкротства.
В 2014 г. общество получило от банка кредит со сроком возврата в мае 2015 г. К., являясь учредителем общества, а с июня 2015 г. по январь 2017 г. его генеральным директором, поручился за возврат кредита.

Общество кредит не погасило.
9 ноября 2015 г. возбуждено дело о банкротстве К.
11 июля 2016 г. арбитражный суд возбудил дело о банкротстве общества и, установив факт неисполнения К. обязанностей по передаче конкурсному управляющему документации общества, привлек К. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Впоследствии требование к К.

об уплате взысканных с него денежных средств уступлено банку.
Указанную задолженность банк потребовал включить в реестр требований кредиторов должника в деле о банкротстве К., однако затем ходатайствовал о прекращении производства по данному требованию, настаивая на том, что данная задолженность подпадала под режим текущих платежей.

Определением суда первой инстанции, оставленным в силе постановлениями апелляционного и окружного судов, производство по требованию банка прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Суды исходили из того, что К.

, не передав документы, совершил вмененное ему правонарушение и тем самым причинил вред кредиторам общества после того, как было возбуждено дело о банкротстве самого К. Поэтому требования банка квалифицированы как вытекающие из обязательств по текущим платежам.

Судебная коллегия отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Под текущими платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Обязательство по возмещению вреда возникает с момента его причинения (ст. 1064 ГК РФ).

Датой возникновения обязательства по возмещению вреда для целей квалификации его в качестве текущего платежа признается дата причинения вреда кредитору, за который несет ответственность должник.

Следовательно, для квалификации обязательства лица, контролировавшего должника-банкрота и привлеченного к субсидиарной ответственности по долгам последнего, как текущего или реестрового необходимо определить момент причинения вреда кредиторам должника-банкрота.

Закон о банкротстве предусматривает два юридических состава для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника-банкрота: невозможность полного погашения требований кредиторов и неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника.

В связи с этим причинение субсидиарным ответчиком вреда кредиторам должника-банкрота происходит при наступлении объективных признаков составов этих правонарушений, обозначенных в статьях 61.11 и 61.12 Закона о банкротстве.
Из п. 1 ст. 61.

11 Закона о банкротстве следует, что вред причиняется при совершении контролирующим должника лицом деяний (действия или бездействия), вследствие которых стало невозможно полное погашение требований кредиторов контролируемого лица. Наличие обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 61.

11 Закона о банкротстве, в том числе отсутствие обязательных документов должника-банкрота, это лишь презумпция, облегчающая процесс доказывания состава правонарушения с целью выравнивания процессуальных возможностей сторон спора.

Признаки презумпции не могут подменять обстоятельства самого правонарушения и момент наступления признаков презумпции может не совпадать с моментом правонарушения.

Смысл этой презумпции состоит в том, что если лицо, контролирующее должника-банкрота, привело его в состояние невозможности полного погашения требований кредиторов, то во избежание собственной ответственности оно заинтересовано в сокрытии следов содеянного. Установить обстоятельства содеянного и виновность контролирующего лица возможно по документам должника-банкрота.

В связи с этим, если контролирующее лицо, обязанное хранить документы должника-банкрота, скрывает их и не представляет арбитражному управляющему, то подразумевается, что его деяния привели к невозможности полного погашения требований кредиторов.
Таким образом, правонарушение К. как контролирующего должника лица выразилось не в том, что он не передал документацию должника конкурсному управляющему, а в его противоправных деяниях, повлекших банкротство подконтрольного им лица и, как следствие, невозможность погашения требований кредиторов.
Исходя из этого, время совершения К. правонарушения должно определяться не моментом, с которого у него возникла просрочка в передаче документов, а деяниями по доведению им общества до несостоятельности. Именно период совершения последних в соотнесении с датой возбуждения дела о банкротстве К. имеет определяющее значение для квалификации задолженности как реестровой или текущей.
В связи с тем, что данный период судами не установлен, обособленный спор направлен на новое рассмотрение.
При этом судебная коллегия указала, что обстоятельства объективного банкротства подконтрольного лица могут быть установлены в том числе по косвенным признакам, таким, например, как прекращение платежей по обязательствам и т.п. При подтверждении заинтересованной стороной спора этих обстоятельств бремя их опровержения и доказывания иного периода причинения вреда возлагается на банк как на другую сторону спора.

Определение N 305-ЭС18-14622 (4, 5, 6)

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
ВОПРОС 1.

Вправе ли приобретатель установленного в деле о банкротстве требования к лицу, осуществляющему функции органа управления номинально (номинальному директору), о возмещении им убытков в порядке субсидиарной ответственности предъявить названное требование к выявленному впоследствии лицу, фактически контролирующему должника (фактическому директору)?
ОТВЕТ. Согласно п.

1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
По смыслу названной нормы и п. 1 ст.

308 ГК РФ, если цедент обладает требованием к нескольким солидарным должникам, уступая требование к одному из них, он также уступает требование к другим известным ему солидарным должникам, если иное не предусмотрено договором, на основании которого производится уступка.
В силу ч. 1 ст. 1080 ГК РФ, п. 8 ст. 61.11 и абзаца второго п. 1 ст. 61.

12 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» номинальный и фактический директора несут субсидиарную ответственность, установленную данными нормами, а также указанную в ст. 61.20 названного закона, солидарно.

Следовательно, уступка требования о возмещении убытков в порядке субсидиарной ответственности по долгам должника при банкротстве к номинальному директору означает одновременную уступку требования о возмещении убытков в порядке субсидиарной ответственности по долгам должника при банкротстве к фактическому директору, если договором, на основании которого производится уступка, не предусмотрено иное.
Вместе с тем положения п. 1 ст. 384 ГК РФ не могут быть применены в ситуации, когда на момент заключения договора, на основании которого производится уступка требования к номинальному директору, цедент не знал о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности другого лица, отвечающего солидарно с номинальным директором, либо о его личности. В этом случае в силу ст. 431 ГК РФ, если иное прямо не указано в договоре, на основании которого производится уступка, следует исходить из того, что цедент и цессионарий предполагали передачу требования только к номинальному, но не к фактическому директору.
Таким образом, приобретатель требования о возмещении убытков в порядке субсидиарной ответственности по долгам должника при банкротстве к номинальному директору не вправе предъявить названное требование к фактическому директору, если основания для привлечения последнего стали известны цеденту после заключения договора, на основании которого производилась уступка. Требование к фактическому директору в этом случае принадлежит цеденту.

При этом, если цедент реализует свое требование о возмещении убытков в полном объеме к фактическому директору, в силу положений ст.

Читайте также:  Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности

325 ГК РФ требование цессионария к номинальному директору также прекратится надлежащим исполнением. В такой ситуации в соответствии с положениями ст.

390 и 460 ГК РФ цессионарий вправе взыскать с цедента убытки в размере того, что цессионарий мог бы получить в рамках исполнительного производства от номинального директора.

Ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

11 июля 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этот Федеральный закон вступил в силу с 24 июля 2011 г. и дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ новой нормой следующего содержания:

«Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.39 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Приведенная новелла административного законодательства эффективно применяется для обеспечения реальной реализации прав граждан на оказание любых видов положенных им государственных услуг.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.

59 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.

Состав данного административного правонарушения не распространяется на общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления гражданам информации в любой сфере общественной жизни (ст.5.39).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет нарушение установленного действующим российским законодательством порядка рассмотрения обращений граждан публичными должностными лицами.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место вне зависимости от наличия либо отсутствия вредных для потерпевшего последствий.

Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено: в форме действия (например, должностное лицо требует от гражданина заявителя приложения к его заявлению документов, которые не предусмотрены перечнем, утвержденным в установленном законом порядке) и в форме бездействия (например, должностное лицо, обязанное запросить в другом государственном органе (учреждении) определенные документы, не оформляет и не отсылает соответствующего запроса, т. е. бездействует).

Потерпевшим будет гражданин, который подал должностному лицу (или в государственный орган, орган местного самоуправления) заявление, рассмотренное с нарушением установленного законом порядка (в том числе не рассмотренное вовсе).

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, окончено в момент нарушения должностным лицом хотя бы одного правила из порядка рассмотрения обращения гражданина, предусмотренного действующим законодательством, а именно Федеральным Законом Российской Федерации №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются только прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Следовательно, заявление о привлечении конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать на имя соответствующего прокурора.

Санкция ст. 5.59 КоАП РФ по своему содержанию относительно определенная и предусматривает единственный вид административного наказания, который может быть применен к правонарушителю: денежный штраф, нижняя граница размера которого определена законодателем в 5000 руб., а верхняя – в 10 000 руб.

Рассматриваются административные дела, возбужденные по ст. 5.59 КоАП РФ, судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает действенный антикоррупционный механизм.

Теперь каждый гражданин, заявление которого не рассмотрено либо рассмотрено (рассматривается) с нарушением действующего законодательства, вправе воздействовать на нерадивого чиновника через судебно-прокурорский тандем посредством привлечения его к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ и наложения административного наказания, размер которого довольно ощутим для среднего российского государственного или муниципального служащего.

Старший помощник прокурора округа    И.В.Попова

Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. За нарушение
настоящего Федерального закона
должностные лица, физические и юридические
лица несут уголовную, административную
и иную юридическую ответственность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

2.

Лица, причинившие
вред объекту культурного наследия,
обязаны возместить стоимость
восстановительных работ, а лица,
причинившие вред объекту археологического
наследия, — стоимость мероприятий,
необходимых для его сохранения, указанных
в статье 40 настоящего Федерального
закона, что не освобождает данных лиц
от административной и уголовной
ответственности, предусмотренной за
совершение таких действий.

  • Приложение
    7
  • Положение
  • об особо ценных
    объектах культурного наследия
  • народов Российской
    Федерации
  • Утверждено Указом Президента Российской Федерации
  • от
    30 ноября 1992 г. N 1487
  1. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются — особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

  2. Отнесение указанных в пункте 1 настоящего Положения объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

Объекты, отнесенные
к числу особо ценных, включаются в
Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия народов
Российской Федерации (далее именуется
— Государственный свод).

    1. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации.

    2. Объекты, включенные в Государственный свод, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения их в Список всемирного наследия от имени Российской Федерации.

    3. Предложения об отнесении объектов, расположенных на территории Российской Федерации, к числу особо ценных и включении их в Государственный свод вносятся государственными и общественными организациями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    4. Внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных объектов либо их перепрофилирование не допускается.

    5. Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для сохранности, целостности и неотчуждаемости собраний, коллекций и фондов особо ценных объектов.

    6. Имущество, здания и сооружения организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении, занимаемые ими земельные участки — в бессрочном и безвозмездном пользовании.

    7. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, несут ответственность за сохранность указанных объектов и их надлежащее использование.

    8. Финансирование особо ценных объектов (в том числе их расходов на комплектование фондов, развитие материально-технической базы, капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, эксплуатационных расходов, расходов на содержание охраны) осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации и выделяется отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, а также за счет ассигнований из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и выделяется отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Поступление
финансовых средств из других источников,
в том числе дополнительных доходов от
собственной творческо-производственной
деятельности, добровольных вкладов и
пожертвований физических и юридических
лиц, не является основанием для уменьшения
объемов бюджетного финансирования.

    1. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам, в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяют структуру, штаты, численность, формы и размеры оплаты труда работников в пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели из Республиканского бюджета Российской Федерации.

    2. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, имеют исключительное право использовать в рекламных целях собственное обозначение (официальное наименование, товарный знак), изображения и репродукции художественных и культурных ценностей, хранящихся в их коллекциях, собраниях и фондах, а также предоставлять такое право другим юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Собрания, коллекции, фонды особо ценных объектов доступны для граждан в научных, культурных, образовательных и просветительных целях.

    4. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, устанавливают совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации режим доступа посетителей и порядок охраны имущества и ценностей, а также обеспечивают противопожарную безопасность.

Для обеспечения
установленного режима работы и доступа
посетителей, охраны имущества и культурных
ценностей организации, предприятия и
учреждения, отнесенные к особо ценным
объектам, совместно с Министерством
внутренних дел Российской Федерации и
Министерством культуры Российской
Федерации могут создавать специальные
службы безопасности особо ценных
объектов.

Ссылка на основную публикацию