Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Условная линия, ограничивающая российскую землю, определена как таможенная граница РФ. Она определяет пределы законодательства этой державы. Также таможенная граница Российской Федерации делит таможенные земли соседних держав.

Внешняя таможенная граница разделяет территории соседних держав. Есть совпадение с единой внешней государственной линией. На единой  внешней линии актуализируется специфический российский режим.

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Внутренние таможенные границы локализуются в самой глубине страны. Они образуются по причине эксплуатации режимов таможни. Основные функции границы — контактная и барьерная.

Где пропускают продукцию

Всего существует три вида пунктов пропуска. Они выполняют собственные функции. Существуют такие понятия, как:

  1. Понятие о многостороннем пункте пропуска (этот вид предназначается для передвижения через таможенную границу РФ людей независимо от их принадлежности к той или иной державе).
  2. Понятие о двустороннем пункте пропуска (для осуществления перехода через таможенную границу РФ по упрощённой схеме).
  3. Понятие о спец. пункте пропуска (для перемещения через таможенную границу РФ определённой продукции).   Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Понятие многостороннего пункта пропуска предполагает также пересечение границы физическими лицами, не имеющими подданства. Также это понятие предполагает пересечение гос.линии транспортными средствами. Ещё этот вид пропуска предполагает транспортировку животных.

Понятие двухстороннего пункта пропуска предполагает пересечение государственной линии только сопредельных держав. Понятие спец. пункта пропуска также предполагает пересечение государственной линии вместе с животными.

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Принципы прохождения границы

Основные принципы и правила прохождения через таможенную границу Российской Федерации гласят о том, что:

  • все имеющиеся санкции при прохождении через границу должны сохраняться;
  • передвижение должно быть оформлено должным образом;
  • прохождение границы РФ должно контролироваться;
  • должны актуализироваться распоряжения относительно транспортного средства;
  • должно актуализироваться распоряжение относительно перевозимой продукции.
    Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных
    Погранпереход “Бачевск”

Основные принципы Транспортного кодекса (ТК) гласят о том, что каждый человек имеет право на передвижение. Возможности передвижения через таможенную границу Российской Федерации нет только тогда, когда это предусматривается законами страны.

Каждое транспортное средство и продукция транспортируется через границу в соответствии с порядком, регламентированным кодексом страны.

Основные принципы кодекса гласят, что продукция, запрещённая законом, подлежит срочному вывозу из страны. Чтобы узнать о списке разрешённых и запрещённых товаров, следует изучить все нормы и правила ввоза продуктов в Россию.

Если вывоз запрещённого товара из страны не осуществился, то, соответственно основным принципам кодекса, он должен быть отправлен на временный склад. никакой компенсации при этом человек, которому принадлежит товар, не получает.

Основные принципы ТК гласят о том, что продукция, которая не разрешена к вывозу из страны, может подвергаться вывозу с территории РФ. Также существует коммерческая продукция, которая подлежит ограниченному вывозу из страны. Эти предметы допускаются к вывозу из страны только при соответствии определённым международным критериям.

Что нужно знать о передвижении

Существуют важные особенности перемещения через таможенную границу, о которых необходимо знать каждому. Свой порядок передвижения существует для тех, кто перевозит через таможенную границу Таможенного Союза коммерческую продукцию.

Также существует определение таможенной процедуры – нельзя ввозить продукцию, способную нанести вред людям, к такой продукции нужно отнести наркотические препараты и боеприпасы.

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Порядок прохождения таможни

Порядок, предназначающийся для транспортирования через таможенную границу Таможенного Союза, предполагает в 2021 году прохождение пяти основных стадий:

  1. Предъявление справок, необходимых для транспортировки через таможенную границу таможенного союза продуктов коммерции (согласно порядку).
  2. Процедура транзита.
  3. Перемещение предметов коммерции на СВХ.
  4. Оформление декларации.
  5. Прохождение особой процедуры.
    Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

    Товарно-транспортная накладная

Существующий порядок уведомляет сотрудников службы относительно прохождения границы транспортного средства и коммерческих предметов. Процедура оформления предусматривает предоставление заранее подготовленных справок. Справочная форма для процедуры зависит от вида транспортного средства. В наиболее простых случаях необходимо предоставить накладную на транспортное средство.

О чём нужно помнить физ.лицам

Существует особое положение оформления, согласно которому предусматривается порядок оформления следующих предметов:

  1. Багаж  физических лиц, подвергающийся сопровождению.
  2. Ручной багаж физических лиц.
  3. Автомобили физических лиц.
    Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

    Таможенная декларация на транспортное средство

Под багажом, который не подвергается сопровождению и который принадлежит физическим лицам, понимается личная продукция физических лиц. Под сопровождаемым багажом понимается ручной багаж.

Декларация личной продукции осуществляется физическими лицами во время её предъявления уполномоченным сотрудникам. Внесению в декларацию подлежат транспортируемые ценные предметы.

Если физическое лицо перевозит бумажные денежные средства в размере 10 тыс. дол. США, то они также должны быть задекларированы. Бланк декларации можно получить у уполномоченного сотрудника.

Средства, хранящиеся на карте, декларировать не нужно. В этом случае просто необходимо предоставить справку из банка. При перевозке тревел-чека в предоставлении письменного декларирующего документа также нет необходимости.

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Справка из банка

Важное о специальном контролировании

Огромную роль играет таможенный контроль на границе. Он выполняет функции безопасности. Все функции контроля осуществляются уполномоченными сотрудниками.

Согласно основным положениям ТК, контроль осуществляется относительно:

  • средств, выполняющих транспортные функции;
  • товаров;
  • людей, переходящих границу.

Осуществляется контроль в специально предназначенной для этого зоне. Он может быть осуществлён по усмотрению сотрудников службы.

Напоследок

Все действия сотрудников службы продиктованы существующим кодексом и Российским законодательством. Если человек сталкивается с превышением полномочий сотрудников таможенной службы, он должен незамедлительно сообщить об этом вышестоящим органам. Средний срок рассмотрения заявления составляет 7–10 рабочих дней.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу преследуется и строго наказывается. За последние два года было зарегистрировано только две громких попытки перевозки товаров через границу РФ. Лица, несущие ответственность за противозаконные действия, были наказаны. Оцените пост Загрузка…

Перемещение через таможенную границу грузов и товаров участниками ВЭД

ГлавнаяИнформация Перемещение через таможенную границу грузов и товаров

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Перемещение через таможенную границу товаров и грузов может осуществляться любыми участниками ВЭД. Под перемещением понимаются действия по ввозу на таможенную территорию или вывозу с неё товаров любым видом транспорта, при этом порядок перемещения установлен законодательно.

Для перемещения товаров предусмотрены специально оборудованные пункты пропуска, расположенные на таможенной границе, а также иных местах, предусмотренных законодательством. Пункты пропуска оборудованы в аэропортах, морских и речных портах, на автовокзалах и железнодорожных вокзалах, на грузовых терминалах.

За перемещением через таможенную границу осуществляется контроль со стороны таможенных органов. Их задача предотвратить ввоз товаров, представляющих опасность для граждан и для страны, например, контрабанда, контрафакт, а также не допустить вывоза товаров, запрещенных законодательством. Кроме того, таможенные органы собирают таможенные платежи, пополняя государственный бюджет.

Важнейшим этапом перемещения товаров является таможенное оформление. В первую очередь для таможенного оформления грузов и товаров потребуется зарегистрироваться в таможне и собрать необходимые документы.

Места перемещения через таможенную границу

Места перемещения через таможенную границу грузов и товаров предназначены для операций, связанных с их таможенным оформлением и контролем. Эти операции выполняют таможенные служащие для предотвращения незаконного ввоза или вывоза грузов и товаров.

Пункты пропуска располагаются на пересечении транспортных потоков с границей, кроме того они могут находиться в аэропортах или морских портах. Обычно для таможенного оформления используются склады временного хранения (СВХ).

Таможенное оформление товаров производится вне зависимости от вида используемого транспорта:

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

  • Оформление отдельных видов товаров производят на специализированных таможнях, например, для оформления подакцизных товаров предусмотрены специальные акцизные таможенные посты, которые наделены соответствующими компетенциями.
  • Места перемещения товаров юридическими лицами и ИП Юридические лица и ИП могут осуществлять перемещение товаров через таможенную границу на любых таможенных постах, расположенных как у границы, так и внутри страны.
  • Места перемещения товаров физическими лицами

Физлица могут перемещать товары как в сопровождаемом, так и в несопровождаемом багаже, почтой или перевозчиком. При перемещении товаров в сопровождаемом багаже, обычно местами таможенного оформления являются места пропуска через таможенную границу.

Это могут быть приграничные терминалы, погранпереходы, контрольно-пропускные пункты, аэропорты, морские порты, ж/д вокзалы и другие пункты пропуска, расположенные на территории страны.

При перемещении товаров в несопровождаемом багаже, почтой или с помощью перевозчика таможенное оформление происходит на СВХ.

Перемещения через таможенную границу транспортных средств

Перемещения через таможенную границу транспортных средств (ТС) могут осуществлять как физлица, так и юридические лица и ИП.

К ТС относятся автомобили, водные и воздушные суда, при этом ТС, как и любые другие товары, подлежат таможенному оформлению.

Если ТС не используются в качестве средств международной перевозки, то с точки зрения таможенных правил, их рассматривают товары, перемещаемые через таможенную границу. Временно ввозимые ТС международной перевозки от уплаты таможенных платежей освобождаются.

Существуют различные способы перемещения через таможенную границу транспортных средств:

  • «своим ходом», когда владелец или водитель-перегонщик управляет ТС;
  • перевозчиком в автовозе или в кузове грузового автомобиля;
  • железнодорожным транспортом на платформе или вагоне;
  • морским транспортом;
  • авиационным транспортом.

Все участники ВЭД, осуществляя ввоз и вывоз ТС должны помнить о необходимости таможенного оформления –важнейшем этапе перемещения ТС через таможенную границу. Так как автомобили – подакцизный товар, их оформляют на специальных акцизных таможенных постах, расположенных по месту регистрации владельца.

При этом при ввозе авто в РФ на таможне потребуется предоставить необходимые документы, в том числе о подключении ТС к системе ГЛОНАСС и заплатить таможенные платежи. Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107 установлена единая ставка пошлины, зависящая от возраста автомобиля, его стоимости и объема двигателя. А также нужно уплатить таможенный сбор и утильсбор. Акциз физлицами не платится.

Читайте также:  Бюджетный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Сумма таможенных платежей при растаможке авто физлицом гораздо меньше, чем юрлицом или ИП.

Особенности перемещения через таможенную границу

Особенности перемещения через таможенную границу товаров и грузов необходимо знать всем участникам ВЭД. Главной особенностью является необходимость таможенного оформления для всех перемещаемых товаров.

При этом на товары, подлежащие сертификации необходимо оформить соответствующие документы: для товаров растительного происхождения потребуется фитосертификат, на животноводческую продукцию — ветеринарный сертификат, декларацию о соответствии или сертификат соответствия для и другие.

Кроме того, с целью защиты интеллектуальной собственности торговая марка перемещаемого товара может быть занесена в РОИС, если при проверке это подтвердится, то от владельца придётся предоставить разрешающее письмо.

При перемещении медицинских товаров нужно Регистрационное разрешение Минздрава, для товаров двойного назначения потребуется заключение ФСТЭК. На химическую продукцию потребуется паспорт безопасности MSDS. Другая особенность – это уплата таможенных платежей. Физические лица не могут перемещать товары, предназначенные для коммерческого использования.

Кроме того, необходимо знать, связанные с перемещение товаров через таможенную границу, запреты и ограничения. Когда особенности перемещения товаров через таможенную границу хорошо известны и есть опыт, то перемещение трудностей не вызывает.

Если таких знаний и опыта нет, то чтобы избежать задержек на таможне и неоправданных затрат, связанных с допущенными ошибками лучше обратиться к профессионалам. Специалисты нашей компании «Универсальные Грузовые Решения» помогут Вам оперативно оформить перемещаемые товары и грузы с соблюдением всех тонкостей таможенного законодательства, без неоправданных затрат времени и средств. Мы работаем на всех таможнях и таможенных постах Российской Федерации.

Незаконное перемещение через таможенную границу

Незаконное перемещение через таможенную границу – это нарушение, установленного законом, порядка перемещения товаров через таможенную границу. Такое нарушение преследуется законом согласно статья 16.1. КоАП РФ и влечёт за собой для участников ВЭД наложением штрафа.

В первую очередь подчёркивается недопустимость перемещения как товаров, так и ТС в местах, не установленных законом. За такое нарушение может быть наложен штраф в трёхкратном размере от стоимости товара, а также конфискацию товара. Наказание ждёт как юридических лиц и ИП, так и физических, а также должностных лиц.

Аналогичное наказание ждёт нарушителей за попытку провезти товары тайно, использую тайники или другие ухищрения, например, товары прикрытия. Серьёзным нарушением, влекущим за собой наказание в виде штрафа, является предоставление таможенным инспекторам ложной информации, недействительных или поддельных документов.

Стоит обратить внимание на обязательность соблюдения порядка перемещения товаров физическими лицами, особенно на недопустимость провоза товаров, являющихся коммерческой партией. Требования к товарам перемещаемых физлицами указаны в Решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107.

Хотя наиболее распространённым видом наказания является штраф, но если стоимость незаконно перемещаемых товаров или ТС окажется дороже 250000 рублей или товар находится в перечне ч. 2 ст. 188 УК, то нарушителю грозит уголовное наказание за контрабанду.

Порядок перемещения физических лиц через таможенную границу

Порядок перемещения физических лиц через таможенную границу установлены таможенными правилами. Эти правила включают в себя требования к применению ограничений, уплате таможенных платежей, к оформлению документов. Порядок перемещения должны соблюдать все участники ВЭД, в том числе физлица.

Законодательной основой является ТК ЕАЭС, а также другие законодательные акты. При этом важнейшим документом является Решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107, который ограничивает виды и количество товаров, которые физлица могут ввезти без уплаты таможенных платежей, а также размеры ввозных пошлин.

Важнейшим требованием является назначение товаров, перемещаемых физлицами: это могут быть только личные вещи, предназначенные для бытовых семейных целей. Товары, предназначенные для производственных целей, для продажи физлица провозить не могут.

Назначение товаров определяется таможенным инспектором исходя из свойств товара, частоты перемещения и их количества. Физлица могут ввозить и вывозить товар только в установленных законом местах, где осуществляется таможенный контроль.

Это пункты пропуска, где всё предусмотрено для наблюдения и опроса физлиц, проверки документов и предоставляемых сведений, для осуществления досмотра физлиц, а также для осмотра и досмотра перемещаемых ими товаров и ТС.

Физлицам важно помнить, что есть товары, которые обязательно нужно указать в декларации при пересечении границы: культурные ценности, редкие растения или животные, транспортные средства, государственные награды, оружие, лекарственные средства включающие сильнодействующие вещества или наркотики.

Без таможенного оформления можно перевозить денежные средства, если их сумма не превышает в эквиваленте 10000 американских долларов. Специалисты нашей компании оказывают услугу по таможенному оформлению перемещаемых физлицами товаров и грузов во всех таможнях России: в аэропортах, портах, ж/д станциях, автомобильных СВХ, на складах экспресс-перевозчиков. Для таможенного оформления могут потребоваться документы и информация:

Документы и информация для таможенного оформлениятоваров и личных вещей физического лица в таможне

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для таможенного Физического лица «Покупка — ввоз» (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного Физического лица «Личные вещи — ввоз» (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного Физического лица «Личные вещи — вывоз» (Смотреть)
  5. Пассажирская таможенная декларация (Смотреть)
  6. Пассажирская таможенная декларация для декларирования денежных средств (Смотреть)

Услуги по оформлению перемещаемых товаров через таможенную границу

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» предоставляет услуги по оформлению перемещаемых товаров через таможенную границу всем участникам ВЭД:

  • Физическим лицам
  • Юридическим лицам
  • Индивидуальным предпринимателям

Мы предоставляем услуги таможенного оформления на основании брокерского договора – таможенного представителя и несем полную юридическую ответственность перед таможней и клиентом.

Подаем таможенные декларации за брокерской печатью и ЭЦП клиента. Мы знаем все тонкости таможенного законодательства и поможем Вам оперативно и без задержек на таможне оформить перемещаемые через таможенную границу товары.

Работаем со всеми таможенными постами России, расположенными:

Сроки и стоимость услуги в оформлении перемещаемых товаров через таможенную границу

Срок таможенного оформления перемещаемых товаров – несколько часов!

Цена и стоимость услуги в оформлении перемещаемых товаров через таможенную границу в нашей компании являются минимальными по рынку и зависит от места оформления и участника ВЭД, а также многих других задач необходимых клиенту – нашему партнеру! Подготовим и подадим таможенную декларацию в таможенный орган в электронном виде или на бумажном носителе. Оказываемые нами услуги в оформлении перемещаемых товаров через таможенную границу минимальные по рынку и составляют:

  • для физических лиц – от 3000 руб.
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 5000 руб.

Узнать стоимость оформления товаров перемещаемых через границу

Понятие незаконного перемещения товаров через таможенную границу

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Аннотация. В статье затронуты проблемы перемещения товаров через таможенную границу РФ, а именно – существующие на сегодняшний день административные нарушения в данной сфере. Количество данных нарушений за последние годы стремительно возросло: этому способствовали в некоторой степени усилившиеся темпы внешнего товарооборота, а также активная внешнеэкономическая деятельность, ставшая гораздо более свободной, чем раньше.

Ключевые слова: товары, таможенная граница, незаконное перемещение, таможенная территория государства, транспортные средства.

   Поскольку речь идет о нарушениях в таможенной сфере, связанных с порядком перемещения товаров через границу, то, прежде всего, необходимо раскрыть понятие перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Указанное действие включает в себя ввоз или вывоз с территории конкретного государства товаров, транспортных средств, осуществляемые любым способом.   Каков же порядок, установленный законом, для вывоза товаров за пределы России? Рассмотрим более подробно особенности вывоза товаров из РФ. Важным этапом вывоза является их обязательное отражение в таможенной декларации. Что же касается незаконного вывоза товаров и ТС, то такое понятие получило законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, как основной источник правового регулирования в рассматриваемой сфере международных экономических отношений.   Но для того, чтобы правильно и точно квалифицировать действия, связанные с перемещением товаров и ТС через границу, важно понимать, какие именно действия подпадают под категорию незаконных. Так, незаконным перемещением будет считаться, если какие-либо товары были сокрыты от таможенного декларирования, а равно пересечение границы происходит в неустановленном месте. Но данными видами нарушений перечень незаконных деяний не ограничивается: так, например, если таможенная декларация содержит заведомо недостоверные сведения о перемещаемом через границу товаре, что повлекло оплату пошлины в недостоверном размере (неполном), то такое деяние также будет являться незаконным перемещением.

Читайте также:  Статья 24.12. организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Стоит обратить особое внимание, что различие содержания термина «незаконное перемещение» в КоАП РФ и в Таможенном кодексе РФ играет ведущую роль в правоприменении. Так, вышеперечисленные нормативные акты содержат перечень лишь некоторых действий, которые имеют повышенную общественную опасность.

   В КоАП РФ понятие незаконного перемещения товаров и ТС включает в себя сразу несколько действий:- если при ввозе товаров на территорию РФ был нарушен порядок ввоза, а именно: ввоз в неустановленных для этого пунктах, минуя таможенные посты, в их нерабочее время, без соответствующего разрешения, выдаваемого таможенным органом;- если при ввозе или вывозе товары были сокрыты от таможенного контроля (в тайниках либо иными способами, которые затруднили их обнаружение), а также перевозка одних товаров под видом других;- если при ввозе товаров или ТС таможенному органы были сообщены ложные сведения о перевозимых товарах, количестве грузовых мест в транспортном средстве, их наименовании, а также в случаях, когда товары помещаются на временный склад для хранения на основании недействительных документов, либо использовании поддельного средства идентификации, и пр. [1]   Осуществляя вывоз товаров и ТС с территории государства, необходимо строго соблюдать следующие правила, установленные законом:- своевременно подавать достоверную таможенную декларацию;- любое лицо, пересекающее границу РФ путем входа, въезда, а также любое транспортное средство, перемещаемое через границу, обязательное должно находиться в зоне таможенного контроля (выше упоминалось, что пересечение государственной границы в неустановленных местах является нарушением).   Пропускные пункты, расположенные вдоль таможенной границы РФ, являются местами пересечения государственной таможенного границы. Создание данных пунктов регулирует Таможенный кодекс РФ [2].   Так, Таможенный кодекс устанавливает обязательный таможенный контроль для всех товаров или ТС, которые перемещаются через границу РФ. Исключения составляют лишь те случаи, которые прямо оговорены в указанном нормативном акте. Что же представляет собой таможенный контроль, какова его основная задача? Это – комплекс правовых мер, которые обязаны осуществлять таможенные органы РФ, направленный на соблюдение таможенного законодательства.   Таможенный кодекс РФ устанавливает также период нахождения товаров и ТС, которые перемещаются через границу РФ (ввоз), под таможенным контролем. Данный период исчисляется с того момента, когда товары или транспортные средства пересекли границу РФ, и заканчивается временем их прибытия на территорию Российской Федерации, до того ,как данные товары, либо ТС будут уничтожены, выпущены в свободное обращение,  либо обратятся в федеральную собственность, произойдет отказ от них в пользу государства, либо фактически такие товары и транспортные средства будут вывезены с территории РФ.

Таким образом, действие таможенного контроля распространятся на товары и транспортные средства со времени, когда была принята таможенная декларация, либо совершены действия по вывозу товаров с территории РФ, и до момента, когда товары или ТС пересекли таможенную границу РФ. [4]

   Но перечень административных нарушений таможенных правил не ограничивается лишь пересечением границы в неустановленных пунктах, минуя таможенный контроль. Товары и транспортные средства могут ввозиться на территорию РФ и в местах таможенного контроля, однако для их ввоза могут быть использованы поддельные документы. Раскроем далее, в чем же заключаются действия, направленные на подделку таких документов:1) действия, выражающиеся в любых исправлениях текста (подчистки, поправки), намеренное его искажение, добавление дополнительной информации, которой быть не должно, а также использование поддельных печатей и штампов;2) действия, сопряженные с подлогом документов: если лицо использует при ввозе товаров или ТС документы, полученные незаконным путем, например, при злоупотреблении служебным положением, в результате  допущенной халатности при оформлении и выдаче документа;3) использование подлинных документов, в которых содержатся недостоверные сведения (текстовые или числовые данные – например, о количестве товаров и т.д.);4) умышленное использование документов, содержащих сведения о совершенно иных видах товаров, а также документов, утративших юридическую силу, или не имеющих ее изначально. [3]   Все вышеперечисленные способы перемещения товаров и ТС через границу РФ причиняют существенный ущерб общественным и государственным интересам. Среди всех нарушений таможенных правил незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу получило наибольшее распространение в РФ на сегодняшний день. В данной статье мы затронули лишь один из видов таких нарушений – административные – они хоть и причиняют существенный вред государству, однако самый существенный урон, безусловно, наносится преступлениями в таможенной сфере, такими, как контрабанда. За данный вид деяний законом предусмотрена уже более серьезная ответственность – уголовная.

Список литературы

Санитарно-карантинные мероприятия при пересечении государственной границы РФ

Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Ранее, в статье «Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ» нами были рассмотрены основные отечественные и нормативно-правовые акты, регулирующие санитарно-карантинный контроль при пересечении государственной границы РФ. Тем не менее, отметим, что с практической точки зрения не меньший (а, возможно – гораздо больший) интерес вызывают конкретные мероприятия, которые могут осуществляться в пунктах пропуска через государственную границу. В настоящей статье мы попробуем разобраться в этом актуальном вопросе.

1. Основные требования санитарно-карантинного контроля при пересечении государственной границы

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г.

№ 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», санитарно-карантинный контроль (далее — СКК ) предусматривает осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров в пунктах пропуска, направлен на предупреждение заноса и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), а также ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции, требующей проведения мероприятий по санитарной охране территории.

СКК является одним из основных механизмов предупреждения рисков, направленных на занос инфекционных болезней, предусмотренных ММСП (2005), санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.

2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», Перечнем инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории Евразийского экономического союза, предусмотренных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г.

№ 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 г. № 82).

Осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ при въезде и выезде с территории РФ включает:

  • оценку информации, получаемой от экипажей транспортных средств (командира или ответственного лица) до его прибытия, согласно сведениям Морской медико-санитарной декларации, Медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте;
  • проверку по прибытии перечисленных медико-санитарных документов, на морских судах — свидетельства о прохождении судном санитарного контроля / свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля;
  • проверку санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, журналов регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах;
  • проведение при необходимости медицинского осмотра — опроса, термометрии, проверки международных свидетельств о вакцинации или профилактике — членов экипажа, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспорта, пассажиров;
  • визуальный осмотр транспортных средств (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), контейнеров, грузов и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, не связанный со вскрытием грузовых помещений транспортного средства и с нарушением упаковки грузов и товаров, в том числе осмотр на наличие носителей и переносчиков возбудителей болезней (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
  • проверку в случае, когда перевозимый груз представляет потенциальную опасность для здоровья населения — товарно-транспортных и иных документов, наличие и ведение которых регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами, иными нормативными правовыми актами;
  • радиационный контроль транспортных средств, перевозимых грузов и товаров;
  • досмотр при необходимости транспортных средств, грузов и товаров в целях установления соответствия санитарным правилам, связанный со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров либо емкостей, контейнеров и других мест;
  • индикацию при необходимости потенциально опасных химических веществ с целью выявления контаминации транспортного средства, груза;
  • отбор при необходимости проб грузов, товаров (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов) для проведения экспертизы в целях определения их качества, соответствия санитарным требованиям, выявления токсических веществ;
  • отбор при необходимости для исследований проб воздуха, воды и почвы на территории пункта пропуска.

По результатам санитарно-карантинного контроля должностным лицом, осуществляющим его, принимается решение:

  • о выдаче разрешения на посадку или высадку пассажиров, разгрузку или погрузку грузов, багажа или запасов (свободная практика согласно определению ММСП — 2005 г.) воздушным судам — в аэропорту, морским, речным судам — в морском (речном) порту, автотранспорту и железнодорожному транспорту — на авто- и железнодорожной станции;
  • о необходимости отведения транспортного средства на санитарную стоянку, санитарный причал, санитарную площадку, санитарный тупик для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • о выдаче предписания о санитарных правонарушениях должностным, юридическим лицам и гражданам, создавшим угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения;
  • о подготовке материалов для привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших санитарные правонарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил.
Читайте также:  Раздел X. Ответственность за правонарушения на государственной границе

При выезде с территории Российской Федерации должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проверяют:

  • на морских судах — свидетельство о прохождении судном санитарного контроля / свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля, морскую медико-санитарную декларацию, санитарное свидетельство на право эксплуатации судна, протокол санитарно-гигиенического обследования соответствующего оборудования морского (речного) судна для предотвращения опасности попадания возбудителей Болезней в объекты окружающей среды;
  • на воздушных судах — медико-санитарную часть общей декларации воздушного судна с отметкой о последней проведенной профилактической дезинфекции, дезинсекции или других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, примененных к судну;
  • на железнодорожном транспорте — санитарный журнал;
  • международные свидетельства о вакцинации или профилактике у пассажиров и экипажа транспортного средства, выезжающего в эпидемически неблагополучные страны, отсутствие у пассажира международного свидетельства о вакцинации или профилактике не является препятствием для выезда.

На автодорожных и железнодорожных вокзалах, станциях и переходах выезд транспортных средств допускают без проведения санитарно-карантинного контроля, если иное решение не принято по санитарно-эпидемиологическим показаниям (наличие больных и подозрительных на заражение возбудителями болезней, насекомых — переносчиков, грызунов, следов их пребывания, при наличии опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого).

По результатам санитарно-карантинного контроля должностное лицо, осуществляющее его, принимает решение об отведении (постановке) транспортного средства на санитарный причал, санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик, если перед убытием на нем выявлено:

  • наличие лиц с подозрением на Болезнь и (или) возможность проникновения на транспортное средство носителей или переносчиков возбудителей этих Болезней;
  • неудовлетворительное санитарное состояние осмотренных участков транспортного средства, которое может привести к угрозе возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди экипажа и пассажиров.
  • В случаях отсутствия возможностей для осуществления противоэпидемических мероприятий, дезинфекции, дезинсекции, дератизации возможна выдача разрешения на выезд при соблюдении следующих условий:

    • во время отправления транспортного средства направляют сообщение в следующий пункт въезда;
    • обнаруженные факты и необходимые меры контроля указывают в медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морского (речного) судна или свидетельстве о прохождении судном санитарного контроля, санитарном журнале поезда
    • Санитарно-карантинный контроль товаров и грузов, потенциально опасных для здоровья населения, осуществляют в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных; необходимость санитарно-карантинного контроля грузов и товаров определяют при получении информации от таможенной, пограничной служб, при наличии — из межведомственной информационной системы о перемещаемых через государственную границу грузах, товарах и животных, внесение данных в которую обеспечивают органы таможенного контроля.
    • Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 66 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
    • По результатам санитарно-карантинного контроля должностные лица, осуществляющие его, принимают решение о:
    • возможности ввоза товара, груза;
    • о временном приостановлении оформления груза в случае отсутствия документов на груз, подтверждающих его безвредность, безопасность и качество, или при их неправильном оформлении или несоответствии фактическому грузу;
    • необходимости вскрытия для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы;
    • необходимости отбора проб для исследований;
    • составлении протокола об административном нарушении санитарного законодательства

    Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, не допускают к ввозу на территорию Российской Федерации:

    • продукцию и товары, не имеющие санитарно-эпидемиологического заключения, а также грузы и товары в случаях выявления нарушений требований санитарных правил, а также опасные грузы и товары;
    • впервые внедряемую в производство продукцию, ранее неиспользовавшиеся химические, биологические вещества, отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, новые пищевые продукты, материалы и изделия, не имеющие государственной регистрации;
    • товары и грузы, содержащие несанкционированные источники ионизирующего излучения и неоформленные в соответствии с действующим законодательством;
    • опасные грузы в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого;
    • радиоактивные материалы, имеющие превышение допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами.
    1. По результатам досмотра, связанным со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров, емкостей, контейнеров должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль составляют акт в 2 экземплярах; второй экземпляр акта вручают лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров.
    2. По результатам отбора проб должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль составляют акт в 2 экземплярах; второй экземпляр акта вручают лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении грузов и товаров, отобранных в качестве образцов
    3. Управления Роспотребнадзора организуют по показаниям проведение лабораторного и инструментального контроля грузов и товаров, прибывающих из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов.
    4. На основании проведенных лабораторных исследований лица, проводившие экспертизу, дают заключение в письменной форме, результаты проведенного исследования проб доводят до сведения таможенных органов.

    Все указанные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 июля 2012 г. № 767 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

    2. Санитарно-карантинный контроль в морских и речных портах, открытых для международны сообщений

    Процедура санитарно-карантинного контроля судов в морских портах РФ регламентирована рядом документов.

    Так, инспектирование судов, в соответствии с которым проводятся инспекции и выдаются свидетельства о прохождении судном санитарного контроля (СПСК) и свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля (СОСК) в Российской Федерации, определены Приказом Роспотребнадзора от 29.11.2007 г.

    № 339 «Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи Свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля» (вместе с «Инструкцией о порядке оформления и выдачи Свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля/Свидетельства о прохождении судном санитарного контроля»).

    Указанные судовые санитарные свидетельства (ССС) выдаются уполномоченными портами государств-участников в соответствии со ст. 20 ММСП (2005).

    Уполномоченные порты должны отвечать основным требованиям к организации и проведению эпидемиологического надзора и противоэпидемического обеспечения, а также располагать обученным персоналом, который может провести санитарно-карантинный контроль или инспекцию судов.

    Следует отметить, что для выполнения этих задач ВОЗ были разработаны «Временные технические рекомендации по проведению инспекции и выдаче судовых санитарных свидетельств» (2007), содержащие стандартные рабочие процедуры инспектирования судов. Вышедшее в 2012 г. «Руководство по инспектированию судов и выдаче судовых санитарных свидетельств» в качестве практической реализации ММСП (2005) явилось важным инструментом для предотвращения и устранения спектра рисков для здоровья населения на судах.

    Необходимость регистрации выявленных рисков в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в судовых санитарных свидетельствах регламентирована действующими санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.

    2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г.

    № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» предусмотрен СКК транспортного средства с целью выдачи нового свидетельства или продления срока действия имеющегося уполномоченным портом. Осуществление контроля после завершения срока действия ССС, либо при наличии заявления от судовладельца о необходимости проведения инспекции возлагается на должностных лиц Роспотребнадзора.

    Ссылка на основную публикацию