Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

Центр испытаний и экспертизы природных лечебных ресурсов является продолжателем векового опыта работы в сфере курортологии. Центр уникален по накопленному опыту в изучении и применении современных методов научных исследований природных лечебных факторов (бальнеотерапия, пеллоидотерапия и лечебному воздействию климата) на территории Российской Федерации и стран бывшего СССР.

    Основными задачами Центра являются:

  • выполнение научных и научно-исследовательских работ в рамках Государственных заданий «Разработка цифровых технологий биоклиматического прогнозирования и микроклиматического зонирования для повышения эффективности и безопасности влияния на сердечно-сосудистую систему применения терренкура в лечении пациентов с избыточной массой тела»;
  • комплексное исследование природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей, климата) с целью оценки их качества, выявления закономерностей распространения и особенностей формирования и рационального использования;
  • курортологическое обследование территорий и разработка проектов нормативно-технической документации по обоснованию статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • прогнозирование, поиски, разведка и оценка запасов минеральных подземных вод, рассолов, пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения, лечебных грязей и других бальнеологических ресурсов;
  • мониторинг месторождений и участков водозаборов подземных вод;
  • гидрогеохимические исследования подземных минеральных вод и рассолов;
  • гидрогеологическое обследование водозаборов с целью определения технического состояния;
  • региональные научно-исследовательские гидрогеологические работы и обобщающие работы по изучению распространения подземных вод различного химического состава и свойств;
  • проведение фундаментальных, прикладных научно- исследовательских работ;
  • публикация результатов исследований в ведущих российских и зарубежных изданиях;
  • патентование наиболее перспективных разработок от лица ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России;
  • изучение возможности практического внедрения результатов научно- исследовательских работ Центра.

Жарков Алексей Игоревич, начальник отдела

    Отдел испытаний природных лечебных ресурсов осуществляет

  • проведение испытаний природных лечебных ресурсов и идентификацию природных лечебных ресурсов на основе полученных результатов;
  • разработку бальнеологических и иных заключений о составе и качестве природных лечебных ресурсов на основе их экспертной оценки по результатам испытаний;
  • разработку, верификацию и подготовку к аттестации методов испытаний природных лечебных ресурсов;
    Отдел изучения механизмов действия физических факторов

  • выполнение научных и научно-исследовательских работ в рамках Государственного задания за 2018-2020 гг. выполнение по темам:
    • Внедрение информационной системы персонализированной нелекарственной профилактики распространенных метеозависимых заболеваний системы кровообращения и проведение клинических исследований по разработке инновационных бальнеопрофилактических технологий;
    • Применение углекислых ванн и водных тренировок (акватерапии) в профилактических программах у лиц с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний;
  • выполнение научных и научно-исследовательских работ в рамках Государственного задания;
  • изучение лечебных свойств минеральных вод и лечебных грязей;
  • разработка методов изучения для рационального использования в лечебных целях ландшафтно-климатических ресурсов;
  • изучение механизмов действия природных и преформированных лечебных факторов;
  • проведение доклинических и клинических исследований на животных, у здоровых волонтеров, у больных наиболее распространенными хроническими неинфекционными заболеваниями (совместно с филиалами ФГБУ, и на договорной основе с учреждениями санаторно-курортного профиля и практического здравоохранения);
  • разработка клинических рекомендаций, методических указаний, норм и правил, нормативных документов в целях регулирования деятельности в сфере санаторно-курортной индустрии;
  • разработка классификаций природных лечебных ресурсов, правил использования природных лечебных ресурсов (минеральные воды, грязи, лечебный климат и т.д.);
  • разработка фундаментальных аспектов профилактической и восстановительной медицины;
  • разработка методик оценки и классификаций природных леченых ресурсов, правил использования природных лечебных ресурсов (минеральные воды, грязи, лечебный климат и т.д.);
  • разработка новых диагностических, лечебно-профилактических и восстановительных технологий, их использование для совершенствования физического развития и физической подготовленности человека; за 2020 год получен Патент РФ 1;
  • организация внедрения современных технологий реабилитации с применением природных и преформированных физических факторов в санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • подготовка научных публикаций, выступлений: за 2020 год публикаций всего 20; из них WoS, Scopus 4; Тезисы WoS, Scopus 4; ВАК 5;
  • разработка мнений и поправок в законодательные акты Российской Федерации в сфере охраны, изучения и использования природных лечебных ресурсов.

Парфенов Андрей Анатольевич, начальник отдела-маркшейдер

    Отдел экспертизы природных лечебных ресурсов и факторов

  • выполнение научных и научно-исследовательских работ в рамках Государственного задания;
  • изучение условий формирования состава и свойства минеральных вод и лечебных грязей;
  • изучение закономерностей распространения различных типов минеральных вод и лечебных грязей;
  • разработка методов изучения и рационального использования в лечебных целях ландшафтно-климатических ресурсов;
  • участие в подготовке нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения;
  • курортологическая оценка ландшафтно-климатических условий территорий;
  • разработка методик оценки и классификаций природных лечебных ресурсов, правил использования природных лечебных ресурсов (минеральные воды, грязи, лечебный климат и т.д.);
  • разработка технических условий на розлив минеральных вод и пакетирование лечебных грязей;
  • составление проектов (программ) геологоразведочных работ;
  • независимая экспертиза материалов гидрогеологических и экологических исследований;
  • справки и рекомендации по использованию недр для различных целей;
  • рекогносцировочное обследование участка проявления лечебных грязей с целью определения целесообразности проведения в дальнейшем разведочных работ по оконтуриванию месторождения лечебных грязей;
  • разработка заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями;
  • разработка заключений о том, что в документах территориального планирования учтены природные ресурсы и факторы присущие данной территории, определен режим зон с особыми условиями хозяйствования;
  • разработка заключений о том, что проекты зон горно-санитарной охраны соответствуют нормативным документам регламентирующих порядок установления и специального режима, санитарно-защитных зон лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • разработка заключений об утрате особых свойств природных лечебных ресурсов;
  • разработка мнений и поправок в законодательные акты Российской Федерации в сфере охраны, изучения и использования природных лечебных ресурсов;
  • экспертные работы в области санаторно-курортной и медицинской деятельности.
    Научный архив Центра

  • хранение уникальных научных документальных материалов, в том числе, самых ранних, датированных 1923-24 гг. и относящихся к периоду основания (1918 год) и становления Центра;
  • хранение и использование в практической деятельности Центра основных результатов деятельности научных подразделений Центра за продолжительный исторический период (со времен СССР по настоящее время), включающих более 10 000 бальнеологических заключений, более 1 500 научных отчетов по различным видам деятельности;
  • наличие и использование данных информационной базы архива по геологоразведочным работам на природную минеральную воду, грязеразведочным работам по месторождениям пеллоидов, паспортам скважин; данных по установлению санитарно-защитных округов, оценкам ресурсных баз регионов в составе СССР и Российской Федерации, позволяющие качественно и в сжатые сроки подготовить заключение экспертного уровня по широкому кругу вопросов, относящихся к компетенции Центра;
  • использование на постоянной основе материалов архива, сохраняющих в значительном большинстве свое научно-практическое значение, широким сообществом научных сотрудников и экспертов Центра, а также представителями сторонних профильных взаимодействующих организаций.
Читайте также:  Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Консультация специалистов

Ваша заявка успешно отправлена.Ожидайте звонка консультанта.

Влияние природных лечебных ресурсов на развитие санаторно-курортной деятельности региона

1 Оборин М.С. 1 Плотников А.В. 1 Владимирский Е.В. 2 Каячев А.П. 2 1 Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»2 ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия имени академика Е.А.

Вагнера» Минздрава России
В результате систематизации статистической информации по качественной характеристике бальнеологических (лечебных) ресурсов определена значимость минеральных вод и лечебных грязей для организации санаторно-курортной деятельности.

На территории Пермского края определены три основные типа минеральных вод: лечебные питьевые (питьевые лечебные и лечебно-столовые), лечебные сероводородные и лечебные йодобромные.

Авторами разработана структура курортно-рекреационного потенциала, состоящая из природных лечебных ресурсов (минеральные курортные факторы (воды, грязи), ландшафтно-климатических условий, кадастра природных лечебных ресурсов, историко-культурных и рекреационных ресурсов (экскурсии, походы, водный отдых), инфраструктуры и системы управления (кадры, финансы, продовольствие и организация, охрана и рациональное природопользование, транспортная доступность). По ресурсному потенциалу курортные факторы (минеральные воды) на территории Пермского края имеют повсеместное широкое распространение, а их предварительный химический состав и бальнеологические свойства могут быть определены по материалам систематизации статистической информации в соответствии с гидрохимическим районированием территорий.

санаторно-курортные организации
1. Асланов Д.И. Теоретические основы формирования производственно-социального комплекса муниципального образования: дис…. д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 2012. – 557 с.
2. Белов С.Ю. Ресурсы подземных минеральных вод Пермского края и их рациональное использование // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – М., ООО «Геоинформмарк», 2009. – № 2. – С. 25–31.
3. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.
4. ГОСТ 13273-88. Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые. – М., 1988. – м35 с.
5. Ирисова Т.В. География туристских центров. – М., 1998. – 209 с.
6. Классификация минеральных вод и лечебных грязей для целей их сертификации: методические указания. – М., 2000. – 46 с.
7. Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. – М., 1997. – 75 с. 8. Оборин М.С. Подземные минеральные воды как базис развития туристско-рекреационных и курортных территорий // Вестник УдмГУ. Серия Биология и Науки о Земле. – 2010. – № 2. – С. 11–15.
9. Разумов А.Н., Покровский В.И. Здоровье здорового человека // Научные основы восстановительной медицины. – М., 2007. – 258 с.
10. Сайт Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Минерально-сырьевые ресурсы // Характеристика состояния и использование по видам ресурсов / Подземные пресные и минеральные воды, бальнеологические ресурсы. – 2013.

В обществе важное место занимает формирование устойчивого производственного потенциала страны, в результате чего возникает необходимость поддержания работоспособности главного фактора производства – трудоспособного населения. С 1991 года в новой России государство существенно снизило свои социальные обязательства и перестало поддерживать базовую сферу, которая обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов, а именно функционирование и развитие санаторно-курортного комплекса страны и отдельных регионов. Соответственно, учреждениям этой сферы пришлось осуществить переход от государственной к частной форме собственности, что было проблематично, поскольку страна находилась в условиях гиперинфляционных изменений.

Анализ и определение структуры любого объекта являются сложной задачей. Курортно-рекреационная система является сложной организацией, поскольку она включает взаимосвязанную совокупность социума и производства.

Всесторонний анализ позволит структурировать основные элементы курортно-рекреационной системы, поскольку курорт – это социальное учреждение, где производится оказание услуг по лечению, оздоровлению и отдыху с использованием природных лечебных ресурсов.

Читайте также:  Раздел ВТОРОЙ. Общие правила производства в конституционном суде российской федерации

С другой стороны, на курортной территории представляются все инженерно-технические службы (котельные, автопредприятия, строительные отделы, гидрогеологическая служба и благоустройство и др.), они обеспечивают оптимальное функционирование всей курортно-рекреационной системы.

Главным целевым компонентом курортно-рекреационной системы являются отдыхающие, которые формируют определенные требования к оказанию качественных санаторно-курортных услуг, их разнообразию и определяют рыночный спрос.

Развитие санаторно-курортной деятельности дает множество преимуществ.

В результате этого происходит снижение риска развития многих заболеваний, возрастает производительность труда при прежнем количестве отработанных часов, санаторно-курортная деятельность формирует новые рабочие места, обеспечивает необходимую социальную поддержку, что в конечном счете создает необходимую стабильность и независимость экономики региона. Объем платных санаторно-оздоровительных услуг, оказанных населению Пермского края, составляет около 2,4 млрд руб.

Материалы и методы исследования

Изучением курортного потенциала местности занимаются многие ученые, среди которых отметим Оборина М.С. [8], Ветитнева А.М. [3], Асланова Д.И. [1], Разумова А.Н. [9], Ирисова Т.В. [5].

  • При исследовании использовались следующие методы: изучение литературных источников, систематизация статистической информации по качественной бальнеологической (лечебной) значимости природных ресурсов, наблюдение, дедукция и индукция.
  • Результаты исследования и их обсуждение
  • Курортно-рекреационный потенциал территории формируется под воздействием многообразия совокупных факторов, которые отражают совокупность природных лечебных, историко-культурных, рекреационных ресурсов, материально-инфраструктурных условий и организационно-управленческих мероприятий по организации лечебно-оздоровительной и рекреационной деятельности (рисунок).

Структура курортно-рекреационного потенциала региона

Природно-лечебные ресурсы являются определяющими в системе санаторно-курортного лечения и оздоровления. Наличие этого лечебного богатства говорит об уникальности природного потенциала территории.

Выделяют три главных крупных направления – первый – минеральный курортный фактор, второй ‒ ландшафтно-климатические условия и кадастр природных лечебных ресурсов. Наличие минеральных лечебных вод является главным фактором лечения, оздоровления и восстановления сил.

Второй блок историко-культурных ресурсов является формирующим рекреационную деятельность. Отдыхающие любят проводить отдых во время экскурсий, путешествий с целью познания нового и получения эмоций и духовного насыщения.

В настоящее время на территории Пермского края единой гидроминеральной ресурсной базы не создано.

Как и по другим субъектам РФ, имеется лишь каталогизированная база данных распределённого и нераспределённого фонда месторождений и участков недр, прошедших государственную экспертизу запасов подземных минеральных вод.

Это лишь отдельные площади, на которых проведены геолого-разведочные работы для выявления и освоения малой части гидроминеральных ресурсов. Количество выявленных запасов минеральных вод Пермского края представлено в таблице по состоянию на 1.01.2013 г. [10].

Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ

  • В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
  • природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 219-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  • лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
  • курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

курорт федерального значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

курорт регионального значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Читайте также:  Статья 15. право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний

курорт местного значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

курортный регион (район) – территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело – совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны.

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

  1. пользователи – юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;
  2. технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов – проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
  3. курортный фонд Российской Федерации – совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

69.Понятие и правовой режим использования лечебных природных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Ст
60

В
соответствии со ст. 3 Федерального закона
«О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и
курортах» курорты и лечебно-оздоровительные
местности могут иметь федеральное,
региональное или местное значение.

Соответственно признание территории
лечебно-оздоровительной местностью
или курортом осуществляется в зависимости
от ее значения Правительством России,
соответствующим органом исполнительной
власти субъекта РФ или органом местного
самоуправления на основании специальных
курортологических, гидрогеологических
и других исследований.

Для
обеспечения режима особой охраны
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов Законом «Об особо охраняемых
природных территориях» (п. 1 ст. 32)
установлен запрет или ограничение в
границах лечебно-оздоровительных
местностей и курортов деятельности,
которая может привести к ухудшению
качества и истощению природных ресурсов
и объектов, обладающих лечебными
свойствами.

Специфической
мерой сохранения природных факторов,
благоприятных для организации лечения
и профилактики заболеваний населения,
на территориях лечебно-оздоровительных
местностей и курортов служит организация
округов санитарной или горно-санитарной
охраны.

Согласно
ст.

16 Федерального закона «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах», границы и режим
округов санитарной (горно-санитарной)
охраны, установленных для
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения,
утверждаются Правительством России, а
для лечебно-оздоровительных местностей
и курортов регионального и местного
значения – исполнительными органами
власти субъектов РФ.

В
составе округа санитарной (горно-санитарной)
охраны выделяется до трех зон, каждая
из которых имеет свой режим.

Так, на
территории первой зоны запрещаются
проживание и все виды хозяйственной
деятельности, за исключением работ,
связанных с исследованиями и использованием
природных лечебных ресурсов в лечебных
и оздоровительных целях при условии
применения экологически чистых и
рациональных технологий.

  • На
    территории второй зоны запрещаются
    размещение объектов и сооружений, не
    связанных непосредственно с созданием
    и развитием сферы курортного лечения
    и отдыха, а также проведение работ,
    загрязняющих окружающую природную
    среду, природные лечебные ресурсы и
    приводящих к их истощению.
  • На
    территории третьей зоны вводятся
    ограничения на размещение промышленных
    и сельскохозяйственных организаций и
    сооружений, а также на осуществление
    хозяйственной деятельности, сопровождающейся
    загрязнением окружающей природной
    среды, природных лечебных ресурсов и
    их истощением.
  • Обеспечение
    установленного режима санитарной
    (горно-санитарной) охраны осуществляется:
    в первой зоне – пользователями, во
    второй и третьей зонах – пользователями,
    землепользователями и проживающими в
    этих зонах гражданами.
  • Санитарно-оздоровительные
    мероприятия и ликвидация очагов
    загрязнения в округах санитарной
    (горно-санитарной) охраны осуществляются
    за счет средств пользователей,
    землепользователей и граждан, нарушивших
    режим санитарной (горно-санитарной)
    охраны.

Разновидностью
рекреационных зон являются зеленые
зоны вокруг городов и промышленных
поселков. В зеленых зонах запрещается
хозяйственная деятельность, отрицательно
влияющая на выполнение ими экологических,
санитарно-гигиенических и рекреационных
функций.

  1. О
    природных лечебных ресурсах,
    лечебно-оздоровительных местностях и
    курортах
  2. Об
    особо охраняемых природных территориях
  3. О
    ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,
    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ
  4. И
    КУРОРТАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]