Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

26.02.2021

Примерное время чтения: 2 мин.

Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 24 февраля 2021 г. опубликован Федеральный закон[1], которым вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) – существенно увеличиваются размеры административных штрафов за нарушение законодательства в области персональных данных (далее – ПДн).

В рамках тенденции усиления государственного контроля в области обработки персональных данных практически все размеры штрафов увеличены вдвое (кроме тех, которые установлены за нарушение требований локализации).

Так, например, за отсутствие письменного согласия компанию смогут оштрафовать на сумму до 150 000 руб. Довольно строгим нововведением является исключение предупреждения как вида административного наказания из ст. 13.

11 КоАП РФ.

  Кроме того, вводятся санкции за повторное совершение административных правонарушений, – это касается следующих составов:

  • обработки ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо если обработка несовместима с целями сбора ПДн;
  • обработки ПДн без письменного согласия, либо когда письменное согласие не соответствует предъявляемым законодательством требованиям;
  • несвоевременного выполнения оператором ПДн требований субъекта ПДн, его представителя или уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн.

Соответственно, за уже упомянутое отсутствие письменного согласия, если такое нарушение будет совершено повторно, на компанию может быть наложен штраф до 500 000 руб.

Также крайне важным нововведением является увеличение срока давности привлечения к ответственности в области ПДн – с 3 месяцев до 1 года.

С подробным разбором изменения санкций предлагаем ознакомиться ниже:

Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

О чем подумать, что сделать

Для минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушения в области ПДн рекомендуем компаниям заранее провести проверку соблюдения требований законодательства о ПДн и устранить выявленные нарушения.

Это позволит в том числе заблаговременно подготовиться к возможным контрольным мероприятиям Роскомнадзора с целью управления рисками (их исключения, минимизации) привлечения к ответственности и применения иных мер принуждения по результатам такого контроля.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают большим опытом работы по вопросам соблюдения законодательства о персональных данных и готовы оказать комплексное правовое и техническое содействие в проверке соблюдения требований законодательства о ПДн и устранение выявленных нарушений, а также представлять интересы организации и ее сотрудников при проведении контрольных мероприятий и в спорах с административными органами.

[1] Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Возврат к списку

Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

«Пепеляев Групп» присоединилась к международной ассоциации в области трудового п…

«Пепеляев Групп» на ПМЮФ 9 ¾: как это было

«Пепеляев Групп» стала партнером благотворительного фонда «Правмир»

Практику фармацевтики и здравоохранения «Пепеляев Групп» возглавит Константин Ша…

Антимонопольный Пленум ВС РФ: экономико-правовой дискурс

Сергей Сосновский выступил на I Владивостокском морском юридическом форуме

Практики «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся результаты в рейтинге Th…

Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме, организованном ОКЮР

Штрафы за нарушение требований охраны труда — 2020

Главная / Консультация

Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего ЗаконаСегодня рассмотрим тему: «Штрафы за нарушение требований охраны труда», основанную на мнении ряда авторитетных источников. На все возможные вопросы вам ответит дежурный юрист.

Описание правонарушенияСанкции на должностных лицСанкции на компаниюНормы закона

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 — 4 ст. 5.27.1Штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублейШтраф в размере от 50 000 до 80 000 рублейЧ. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФНарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведениеШтраф в размере от 5 000 до 10 000 рублейШтраф в размере от 60 000 до 80,000 рублейЧ. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФДопуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказанийШтраф в размере от 15 000 до 25 000 рублейШтраф в размере от 110 000 до 130 000 рублейЧ. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФНеобеспечение работников средствами индивидуальной защитыШтраф в размере от 20 000 до 30 000 рублейШтраф в размере от 130 000 до 150 000 рублейЧ. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФСовершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушениеШтраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех летШтраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста сутокЧ. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

*Выдержка из Ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях

8 (499) 372-09-62 Время работы: Пн-Пт с 9.00 до 18.00

141401, Московская область, город Химки, улица Академика Грушина, дом 8, помещение 1

http://pdo-osnova.ru/poleznaya-informaciya/shtrafy-za-narushenie-trebovanij-ohrany-truda/

Таблица штрафов трудовой инспекции

Ниже представлена полная таблица возможных штрафов трудовой инспекции. Рекомендуем ознакомиться с ней не только в момент, когда правонарушение было обнаружено, но и регулярно для недопущения правонарушений.

Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Уголовная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается законодательством Российской Федерации. Административная и иная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается законода- тельством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

  • Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
  • Москва, Дом Советов России. 2 июля 1992 года № 3185-1
  • Общественное объединение НИМБ______________ 429
  • Приложение 2
  • Общественное объединение НИМБ — содружество семей с больными психическими заболеваниями

НИМБ (Нравственность, Инициатива, Милосердие, Благотворительность) — это негосударственная некоммер­ческая организация, где работа строится на добровольных началах. Учреждена она близкими родственниками взрос­лых психически больных людей.

Устав объединения как общественной организации официально зарегистрирован 4 сентября 1992 года Управлением юстиции мэрии Санкт-Петербурга (свидетельство о регистрации № 76), и объеди­нению НИМБ придан статус юридического лица.

Адрес объединения: Санкт-Петербург, 196211, проспект Юрия Га­гарина, 11, корпус 3. Контактный телефон: (812) 173-96-66.

Основными целями НИМБа являются защита прав и постоянная всевозможная помощь семьям, где есть больные психическими заболеваниями, самим больным и их опеку­нам, создание в обществе необходимых правовых и этичес­ких основ для обеспечения достойного качества жизни пси­хически больных и их близких, а также постоянное привлечение внимания общества к проблемам семей, где имеются взрослые больные.

В задачу организации входит разработка и реализация собственных проектов оказания поддержки пациентам и их семьям, объединение своих членов для ведения хозяйствен­ной и производственной деятельности, а также привлечение от отечественных и зарубежных партнеров необходимых материальных и финансовых средств.

Высший орган управления организации — общее собра­ние ее членов, а в период между собраниями — правление во главе с руководителем. Деятельность правления контро­лируется ревизионной комиссией.

Членами содружества семей больных психическими заболеваниями могут стать родители больных, их родственники, опекуны и сами боль­ные, выполняющие Устав организации, в возрасте от 18 лет.

Члены организации уплачивают вступительный взнос и платят небольшие ежемесячные взносы.

430__________________________________ Приложения

НИМБ наладил широкие международные связи с анало­гичными организациями за рубежом и обменивается с ними опытом и информацией.

Большую роль в становлении и укреплении объединения сыграла состоявшаяся в мае 1992 года встреча с президентом Всемирной организации друзей больных шизофренией Джеральдин Маршалл и не­много позднее — с членами американского Союза помощи душевнобольным.

Большое влияние на развитие объедине­ния оказывает сотрудничество с международными организа­циями «Женевская инициатива» (Амстердам) и «Гамлет Траст» (Лондон).

Таким образом, впервые в истории Ленинграда и Санкт-Петербурга создана общественная организация, члены кото­рой объединились для активной защиты прав психически больных людей, для отстаивания правовых и этических норм отношений к инвалидам по психическим заболеваниям, для оказания психологической и материальной помощи самим больным и их семьям. Задачей этой организации является не только обращение к государству за помощью, но и, прежде всего, влияние на органы государственной власти в целях защиты интересов больных. Во всей своей деятельности НИМБ стремится работать в тесном сотрудничестве со всеми учреждениями психиатрической помощи города и области.

В настоящее время НИМБ разрабатывает проект созда­ния центров социальной реабилитации и адаптации для ду­шевнобольных и остро нуждается в привлечении к этой работе заинтересованных и инициативных лиц, а также в денежных средствах. Расчетный счет в спецфилиале ОСБ Московского р-на Санкт-Петербурга № 1877: корреспон-детский счет № 600 164 453, С/К/С 000 162 324, МФО 044 030 653, расч. счет № 000 468 974.

Родственники, друзья и опекуны тех, кто не может помочь себе сам, тех, чье психическое здоровье нарушено!

Наша цель помочь больным преодолеть тяготы за- болевания, помочь им адаптироваться в обществе здоро­вых людей, помочь им как материально, так и лекарства­ми.

Присоединяйтесь к нам! Сообща легче и быстрее до­ биться улучшения жизни наших родных и друзей.

Персональные данные: что грозит за нарушение закона

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?

Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств.

Из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца.

Поэтому номер телефона сам по себе не относится к персональным данным.

А вот фотография относится к биометрическим персональным данным.

Читайте также:  Статья 3. законодательство российской федерации об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации

Так как это изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяет установить личность и с этой целью используется оператором (См.

Разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»).

Персональные данные, набор которых не позволяет идентифицировать субъект, являются обезличенными. К защите обезличенных персональных данных требования законодательства минимальны.

Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных

С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст.

23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее.

Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Материальная ответственность

Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Административная ответственность

С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции.

Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.

11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.

То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.

Практическая ситуация

В коллективном договоре закреплено, что одним из видов поощрения работников является размещение фотографии работника на Доске почета. Работник обратился к работодателю с требованием не размещать его фотографию для всеобщего обозрения. Какие риски несет работодатель, если разместит фотографию без согласия работника?

Согласно Закону о персональных данных фотографию работника можно отнести к персональным данным. Доска почета, размещенная публично, является общедоступным источником персональных данных.

Статья 8 Закона о персональных данных устанавливает, что в общедоступные источники персональных данных сведения о персональных данных могут включаться только с письменного согласия субъекта персональных данных.

То есть работодатель должен перед размещением фотографии на доске почета запросить письменное разрешение работника. Если фотография работника размещена без его согласия, работодатель может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа до 75 тыс. руб., при этом работник может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его прав.

Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ) (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность):

  • на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.

С работником, допущенным к обработке персональных данных, подписывается обязательство о неразглашении персональных данных.

Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.

Уголовная ответственность

Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Подведем итоги

Что можно порекомендовать работодателям во избежание привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок? Обязательно проверьте:

  • от всех ли работников получено согласие на обработку персональных данных;
  • ознакомлены ли работники с локальными актами, устанавливающими порядок обработки таких данных, и с их правами и обязанностями в этой области;
  • должным ли образом осуществляется хранение и защита персональных данных;
  • соответствует ли документация об их обработке требованиям законодательства и т.д.

ОБЗОР: Наказания за нарушения законодательства о ПОД/ФТ с точки зрения нового КоАП

В начале июня Минюст вынес на общественное обсуждение проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Данный документ предлагает новую редакцию статьи, посвященной наказаниям за нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В новом нормативном акте правонарушения в сфере ПОД/ФТ содержатся в статье 30.3, состоящей из 10 частей. Каждая из этих частей предусматривает отдельное правонарушение с установленным за него наказанием.

НАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Так, первая часть предусматривает вынесение предупреждения для должностных лиц, а также штраф от 20 до 50 тысяч рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ (1) и других связанных с ним документов. Под данную формулировку будут подпадать все нарушения, за исключением остальных составов, перечисленных в статье 30.3.

  • Вторая часть предусматривает наказание за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
  • За данное правонарушение может быть вынесено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД, полученных преступным путем, или ФТ, или представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю может повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Часть 4 статьи 30.3 устанавливает ответственность за нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений или информации. Последствия для нарушителя — предупреждение или штраф на должностных лиц от 10 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц —  от 20 до 50 тысяч рублей. Под данное правонарушение не подпадает состав, предусмотренный частью 6 этой же статьи. 

  1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ в части блокирования денежных средств или иного имущества, или приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на ИП и юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
  2. Помимо этого, аналогичные наказания могут быть назначены за нарушение порядка представления информации о принятых мерах по блокированию денежных средств или иного имущества; о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физлиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию; о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган.
  3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ИП информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов может повлечь наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
  4. Помимо этого, предупреждение или наложение штрафа от 50 до 100 тысяч рублей предусмотрено за неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.

Часть 8 статьи 30.

03 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за действия/бездействия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок. За данное правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Помимо этого, данная статья предусматривает такую же ответственность за неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия ОД, полученных преступным путем, и ФТ, либо уклонение от получения указанного предписания, запроса/требования уполномоченного или надзорного органа, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30.1 проекта нового КоАП.

  • Статья 9 предусматривает ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном или финрынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, центральными контрагентами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.
  • В рамках данного состава предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 200 тысяч рублей.
  • Наконец, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда ОД, полученных преступным путем, или ФТ, если эти действия/бездействие не содержат признаков уголовно наказуемого деяния может повлечь за собой:
  • штраф на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток для юрлиц.
  1. НОВЫЙ КОАП
  2. В новый КоАП предлагается включить три раздела: раздел I «Общая часть», раздел II «Особенная часть», раздел III «Субъекты административной юрисдикции».
  3. Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года.
Читайте также:  Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

Помимо этого, расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве. Так, лицо совершившее правонарушение за пределами РФ, подлежит ответственности в случае, если указанное правонарушение направлено против интересов государства.

(1) Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Какая ответственность за нарушения в просветительской деятельности с 1 июня?

Предстоящее регулирование просветительской деятельности: а будут ли какие-либо санкции за нарушения? В данный момент ни в УК, ни в КоАП нет подходящих статей. Ждем новых поправок?

Рассказал адвокат Денис Саушкин, управляющий партнер АБ «ЗКС» на своей странице в Facebook.

«С 1 июня 2021 года подавляющее большинство столь любимых нами тренингов, семинаров, открытых лекций и т.п. становятся незаконными (ну в привычном, «свободном» формате, без согласования и договора с «уполномоченными» организациями).

Мы решили посмотреть — а что будет, если всё-таки продолжать такую деятельность как и ранее, говоря прямо, не соблюдая нормы закона? Ответственность какая-то есть? И парадоксальный ответ — видимо, никакой. Ни УК РФ, ни КоАП РФ не содержат какой-либо более-менее относимой к случаю нормы.

В УК РФ две самые близкие статьи — это 171 и 238.

Однако просветительская деятельность при условии регистрации её субъекта в качестве ИП или в форме юрлица исключает 171 статью (ибо Пленум Верховного Суда РФ прямо говорит, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации — это только предпринимательская деятельность без ИП или юрлица); а если без регистрации, то какая разница, просветительская ли это предпринимательская деятельность или какая-то ещё. Второй вариант статьи 171 также неприменим, поскольку просветительская деятельность (пока ещё) лицензирования не требует.

Статья 238 — коротко говоря, некачественные товары, работы и услуги — также неприменима, поскольку отнесена Верховным Судом РФ к составам реальной опасности. Вряд ли осуществление просветительской деятельности без договора создаёт реальную опасность для жизни и здоровья просвещаемого. Всё иное в УК РФ применимо к просветительской деятельности только по чрезмерной фантазии следователя.

КоАП РФ тоже не богат на нормы, карающие нарушения в сфере образования. Статья 19.30 — Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса — связана только с образовательной деятельностью.

Наиболее близкой в этой ситуации является ст. 14.4 КоАП РФ — выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Но очевидно, что эта норма предполагает ситуации возмездной просветительской деятельности. Да и по смыслу закона — заглавие статьи говорит о качестве работ (услуг) — соблюдение или несоблюдение порядка оформления просветительской деятельности напрямую на качество её не влияет.

В общем и целом, видимо, придётся ждать появления — и очень даже может быть, в уголовном законе — специальной статьи, карающей проведение просветительской деятельности в обход мудрых требований законодателя«.

В х предположили еще один вариант для назначения штрафных санкций.

«Не исключен вариант выдачи предписаний уполномоченными органами, а затем наказание за неисполнение предписаний».

Еще мнение о возложении ответственности на образовательные организации.

«По логике проекта ответственность хотят возложить, скорее всего, на образовательные организации, к которым нужно „прикрепиться“. И скорее всего, они будут рисковать своей лицензией… Думается мне, что мало кто захочет заключать с просветителями такой договор. Нет человека — нет проблем».

Постановление правительства о просветительской деятельности пока в разработке, но уже вызывает сомнения.

Центр обучения «Клерка» предлагает просмотреть вебинар с Денисом Саушкиным «Бухгалтеры и налоговые преступления. Как себя защитить» в записи. Со скидкой 84%.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

При выявлении нарушения антимонопольного законодательства, в первую очередь ФЗ РФ «О защите конкуренции» антимонопольный орган ФАС РФ выдает предписание. Указанное предписание носит обязательный характер и подлежит исполнению:

  • Коммерческими организациями;
  • Некоммерческими организациями;
  • Должностными лицами коммерческих организаций;
  • Должностными лицами некоммерческих организаций;
  • Федеральными органами исполнительной власти или органами субъекта РФ;
  • ОМС;
  • Государственными внебюджетными фондами;
  • Должностными лицами указанных органов и фондов;
  • Гражданами;
  • Индивидуальными предпринимателями.

В случае неисполнения предписания виновные лица привлекаются к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важно! Наказание за допущенное нарушение не означает, что предписание об устранении нарушения исполнять более не требуется.

Виновные в допущенных нарушениях лица несут ответственность:

  1. Административную;
  2. Уголовную;
  3. Гражданско-правовую.

Административная ответственность наступает, если:

  • Орган власти, государственный внебюджетный фонд, их должностные лица ограничили конкуренцию.

К таким действиям относится принятие решений, ограничивающих создание или нормальное функционирование участников рынка, устанавливающих повышенные сборы и пошлины, предписывающих первоочередные закупки продвигаемых на рынке товаров, запрещающих определенные виды деятельности.

Кроме того, в качестве ограничения конкуренции антимонопольный орган вправе рассмотреть действия по предоставлению неоправданных привилегий одним участникам рынка по сравнению с другими, свободного доступа к информации, которого не имеют другие участники, дискриминационные действия и прочие действия, решения, акты, не соответствующие антимонопольному законодательству.

Наказанием за указанное нарушение выступает штраф для должностных лиц – 10-50 тыс. рублей.

Важно! Если должностное лицо ранее замечено в совершении данного правонарушения, ответственность ужесточается – такое лицо подлежит дисквалификации на срок до 3 лет.

  • Заключение соглашения, направленного на ограничение конкуренции. Совершение согласованных действия в тех же целях

Ответственность наступает за подписание соглашений, целью которых выступает согласование цен, тарифов, определение цен на торгах, деление рынка на части по территориям, объемам продаж, видам продавцов. Аналогично расцениваются соглашения о сокращении производства товара, незаключении договоров с конкретными продавцами.

Вертикальные соглашения также попадают под ответственность по указанной норме, если они способствуют формированию единой цены перепродажи товара – кроме случаев, когда для покупателя продавцом установлена максимальная цена продажи; либо когда соглашением введен запрет продавать товар конкурента. Однако последнее условие не распространяется на продажу товаров под товарным знаком.

За указанные соглашения и действия должностные лица получают штраф или дисквалифицируются, а сама компания – штраф.

  • Допущена координация экономической деятельности участников рынка вопреки положениям закона.

Такие действия повлекут для должностного лица штраф (20-50 тыс. рублей) либо дисквалификацию до трех лет, а компания получит штраф 1-5 миллионов рублей.

  • Указанные соглашения заключены, а действия совершены органом власти, государственным внебюджетным фондом
  • В этом случае сам орган или фонд не несет негативных последствий, однако конкретное лицо, совершившее действие, дисквалифицируется или уплачивает штраф.
  • Освобождение от административной ответственности возможно при соблюдении ряда условий.
  • Первым условием (кроме случаев координации деятельности) выступает добровольное обращение лица, входящего в картель, иного лица в антимонопольный орган в целях сообщения о заключении соглашения или совершении указанных выше действий.

Второе условие – органу к тому моменту не было известно о допущенном нарушении. Иными словами – обращение после того, как орган инициировал проверку, бессмысленно.

Третье условие – указанное лицо прекратило участие и выполнение действий по соглашению.

И, наконец, последнее условие – лицо предоставило документы и информацию, которых достаточно для того, чтобы установить событие нарушения.

Важно! Если в антимонопольный орган обратились несколько лиц, от ответственности освобождается первое лицо, выполнившее все условия.

Однако если сразу несколько участников одного незаконного соглашения одновременно и согласованно от своего имени подали одно заявление в антимонопольный орган, указывая в заявлении на ограничение конкуренции другим лицом, такое заявление указанный орган оставит без рассмотрения.

Смягчающими обстоятельствами по данным делам выступают:

  • Привлекаемое лицо – не организатор соглашения или действий по ограничению конкуренции;
  • Привлекаемое лицо не начало исполнять соглашение;
  • Привлекаемое лицо добровольно обратилось в орган и(или) прекратило противоправные действия;
  • Привлекаемое лицо содействовало антимонопольному органу;
  • Привлекаемое лицо возместило ущерб, досрочно выполнило предписание или предотвратило последствия соглашения.

Кроме того, основанием для административной ответственности выступает недобросовестная конкуренция, за что предусмотрен штраф по ст. 14.33 КоАП РФ.

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

Если ущерб превысил десять миллионов рублей или доход 50 миллионов рублей, наступает уголовная ответственность. Последствиями для виновных выступают штраф, принудработы, запрет занимать должность и лишение свободы.

Лица, пострадавшие от нарушающих конкуренцию действий и соглашений, вправе подать в суд исковое заявление и потребовать восстановления себя в правах и выплаты денежных средств в счет возмещения ущерба, вреда, убытков –, в том числе упущенной выгоды.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей. | Права потребителей

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

За нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыс­кании неустойки и убытков.

Административно-правовая от­ветственность является следствием осуществления федераль­ными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предпи­саний различного рода на правонарушителей-граждан и юри­дических лиц.

Административным правонарушением (проступком) призна­ется противоправное, антиобщественное, виновное (умыш­ленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Административ­ная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соот­ветствии с действующим законодательством уголовной от­ветственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности:

  • фактическое основание административной ответствен­ности — административный проступок. Подавляющее большинство нарушений, подпадающих под административную ответственность не настолько вредны, чтобы их можно было квалифицировать как преступления. Поэтому законодатель считает их проступками;
  • наличие своих специфических видов взыскания, ко­торые по своей правовой природе относятся к числу адми­нистративных мер;
  • при привлечении к административной ответственнос­ти наступают особые административные отношения, регу­лируемые нормами административного и процессуального права, одним из субъектов этих отношений обязательно вы­ступает правонарушитель, а другой — представитель го­сударства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.— наличие особого порядка привлечения к ответствен­ности:
  • внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);
  • сравнительная простота производства по времени. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать такие дела, протокола об административном правонарушении (ст. 257 КоАП РСФСР), также устанав­ливаются специальные сроки, которые характерны для не­которых составов правонарушений —3,5,7 дней (ч. 2 ст. 257 КоАП РСФСР);
  • сравнительно короткие сроки привлечения к ответ­ственности;
  • отсутствие судимости.
Читайте также:  Статья 4. государственное управление в области охраны окружающей среды

Административное взыскание является мерой ответствен­ности и применяется в целях воспитания лица, совершив­шего административное правонарушение, а также предуп­реждения свершения новых правонарушений как самим пра­вонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или его конфискация, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонаруше­ния;
  • лишение специального права;
  • исправительные работы; административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.

Поскольку административ­ные проступки менее вредны, чем преступления, админис­тративные взыскания менее суровы, чем уголовные наказа­ния. При этом многие из них часто не причиняют непосред­ственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут при­меняться.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовно­го дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыс­кание может быть наложено не позднее месяца со дня при­нятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Постановление о наложении штрафа может быть обжало­вано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, реше­ние которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесе­ния постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Действующее административное законодательство предусматривает различные составы ад­министративных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др.

, за совер­шение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нару­шений и размеры ответственности по ним:

  1. Нарушение правил торговли — продажа това­ров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимате­лей, в нарушение установленных правил реализации това­ров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минималь­ных размеров оплаты труда;
  2. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой:
  3. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нару­шением санитарных правил (ст. 146) — продажа товаров. не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектнос­ти и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражда­нами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных разме­ров оплаты труда.
  4. Торговля продовольственными товарами в нарушение са­нитарных правил либо без сертификатов и (или) знака со­ответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой.
  5. Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли не­зависимо от форм собственности, а равно на иных предпри­ятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предприни­мателей, без документов, содержащих сведения об изгото­вителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  6. Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых иен (тарифов) на продукцию, предельных цен (тарифов), уста­новленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  7. Продажа подакцизных товаров без маркировки марка­ми установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками уста­новленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией немаркированного то­вара.
  8. Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (органи­заций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
  9. Обман потребителей в небольшом размере — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблужде­ние относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других пред­приятиях, осуществляющих реализацию товаров или ока­зывающих услуги населению, независимо от форм собствен­ности, а равно гражданами, занимающимися предпринима­тельской деятельностью в сфере торговли (услуг), совер­шенные в небольшом размере,— влечет наложение штрафа от 1 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда.

Действующее законодательство наделяет ряд государственных органов полномочиями по защите прав потребителей. Один из них Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения.

Данный орган рассматривает дела о нарушении антимонополь­ного законодательства и осуществляет государствен­ный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В этой области его деятельность можно подразделить на два главных направления:

  1. защита прав конкретного гражданина-потребителя;
  2. защита прав неопределенного круга потребителей.

В первом случае действия антимонопольных органов на­чинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан.

В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудитель­ному удовлетворению требований потребителя, путем вы­дачи обязательных для исполнения предписаний.

Помимо этого предусмотрена также выдача предпи­саний о прекращении или о приостановлении продажи то­варов в случаях, если специалистами антимонопольных ор­ганов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;

  1. продажа товаров (выполнение работ), на которые дол­жны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
  2. продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Предписание выносится в соответствии с принятым ре­шением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного орга­на.

В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право воз­буждать дело о привлечении виновных лиц к ответственно­сти. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в раз­мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия.

Значитель­ная часчь требований потребителей, как правило, удовлет­воряется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос­тью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимоно­польный орган и направ­ляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле­нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннули­ровании; в органы прокуратуры; другие правоохранитель­ные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам пре­ступлений, связанных с нарушением предусмотренных за­коном прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите­ли, исполнители обязаны предоставить достоверные доку­менты, письменные или устные объяснения и иную инфор­мацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют орга­ны государственного управления: Госстандарт России, Го­сударственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а так­же другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об уст­ранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежа­щей информации о них, об отзыве товаров от потребителей.

Федеральные органы исполнительной власти (их терри­ториальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:

  1. уклонения от исполнения или несвоевременного испол­нения их законных предписаний изготовителем (исполните­лем, продавцом) и в случае причинения ущерба потребите­лям товарами (работами, услугами), не отвечающими тре­бованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг),— в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
  2. продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требова­ниям стандартов,— в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  3. нарушения правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предос­тавления недостоверных результатов испытаний товаров (ра­бот, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации — в размере двукратной сто­имости соответствующих товаров (работ, услуг).

Все вышеуказанные штрафы должны быть уплачены в тридцатидневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов.

Помимо перечисленных органов, наделенных правом при­менять административные взыскания в отношении винов­ных лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей, можно назвать и органы местного самоуправления в лице городского комитета и районных отделов по защите прав потребителей.

Ссылка на основную публикацию