Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

В последнее время к экспертам «Владей Легко» регулярно обращаются обеспокоенные собственники земельных участков, получившие из Росреестра уведомление о том, что их участок входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Что это такое и чем это грозит землевладельцам и землепользователям, читайте в нашей статье.

1. Что такое зона с особыми условиями использования территорий?

  • Для начала определимся с самим термином.
  • Понятие зоны с особыми условиями использования территорий дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) устанавливаются в следующих целях:
  • защиты жизни и здоровья граждан;
  • безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики;
  • обеспечения сохранности объектов культурного наследия;
  • охраны окружающей среды;
  • обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В настоящее время в законодательстве закреплен полный список ЗОУИТ, которые могут быть установлены на территории РФ. Он содержит 28 видов таких зон, в том числе:

  • зоны охраны объектов культурного наследия;
  • охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводов, линий и сооружений связи, тепловых сетей;
  • охранная зона железных дорог;
  • придорожные полосы автомобильных дорог;
  • охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);
  • водоохранная (рыбоохранная) зона и прибрежная защитная полоса;
  • санитарно-защитная зона;
  • зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Особые условия использования территорий означают, что на земельных участках в границах установленной зоны ограничивается или запрещается строительство и использование объектов недвижимости, а также использование данных земельных участков для тех видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зоны.

Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

При этом земельные участки, включенные в границы ЗОУИТ, у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются (если иное прямо не предусмотрено федеральным законом).

2. Как устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий?

Прежде всего, отметим, что есть ЗОУИТ, которые возникают в силу закона. Это:

  • водоохранные (рыбоохранные) зоны;
  • прибрежные защитные полосы;
  • защитные зоны объектов культурного наследия.

В отношении всех прочих видов зон с особыми условиями использования территорий Правительством РФ в соответствии с ЗК РФ должны быть утверждены отдельные Положения, в которых, как раз, и прописывается порядок их установления и изменения, а также предусмотренные для данной конкретной зоны ограничения.

Подробнее

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются бессрочно или на определенный срок независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

Порядок установления ЗОУИТ:

  1. Принятие решения об установлении ЗОУИТ.

    Руководствуясь соответствующими федеральными законами и Положениями, уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение об установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ.

  2. Направление информации и документов в Рорсеестр.

    В порядке межведомственного информационного взаимодействия принятые органом власти документы об установленных зонах (содержащиеся в них сведения) направляются в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

  3. Внесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.

    Именно со дня внесения сведений в ЕГРН зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, считаются установленными.

  4. Уведомление правообладателя об установлении ЗОУИТ.

    По закону, Росреестр в 5-дневный срок уведомляет правообладателей земельных участков, что они попали в границы ЗОУИТ.

    Именно эти уведомления, как показывает практика, и заставляют беспокоиться землевладельцев и землепользователей.

    И беспокойство их небеспочвенно. Объясняем, почему.

3. Чем грозит собственнику расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий?

К экспертам проекта «Владей Легко» нередко поступают вопросы, вызванные неосведомленностью правообладателей земельных участков об ограничениях, связанных с вхождением их участков в ЗОУИТ.

Например: «Мне пришло письмо из Росреестра, о том, что через мой земельный участок проходит зона объектов электросетевого хозяйства.

Что мне делать? Что я могу построить на своем земельном участке?».

Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

  1. Итак, со дня установления или изменения ЗОУИТ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. Реконструкция зданий, сооружений может осуществляться только для их приведения в соответствие с установленными ограничениями.
  3. Так, к примеру, в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, о которой шла речь в вопросе нашей подписчицы, без письменного согласования с сетевыми организациями запрещается:
  • строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
  • посадка и вырубка деревьев и кустарников;
  • земляные работы на глубине более 0,3 метра(Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

Зона санитарного разрыва железной дороги

Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

Статья 39 . Санитарно-защитные зоны железных дорог

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 8.20.

Порядок установления и размеры.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.

Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Режим использования территории.

В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.

>Зоны минимальных расстояний объектов магистральных трубопроводов углеводородного сырья
СодержаниеРешение Козельского районного Собрания Калужской области от 15 февраля 2017 г. N 155 «Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 81. «СЗ-6». Санитарно-защитная зона железной дороги

Статья 81. «СЗ-6». Санитарно-защитная зона железной дороги

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены СНиП 2.07.01-89*, п. 9.3* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).

В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) для линии железнодорожного транспорта устанавливаются санитарные разрывы.

Величина разрыва устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, натурных исследований.

Санитарно-защитная зона установлена для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных объектов, почв и воздуха от объектов железнодорожного транспорта.

Размер СЗЗ железной дороги установлен СНиП 2.07.01-89* Градостроительство и составляет 100 м от оси крайнего рельса.

  • Не менее 50% площади СЗЗ должно быть озеленено.
  • Ширину СЗЗ до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
  • 1) вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;
  • 2) распашка земель, выпас скота;
  • 3) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод;
  • 4) строительство жилых зданий, объектов рекреационного назначения, спортивных сооружений, парков, образовательных и детских организаций, лечебно-профилактических и оздоровительных организаций общего пользования, водозаборных сооружений для хозяйственно-питьевого использования;
  • 5) предоставление земель для садоводства и огородничества.
>«ОЗ-1». Охранная зона ЛЭП
СодержаниеРешение Думы городского округа ЗАТО Северск Томской области от 18 марта 2010 г. N 94/4 «Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Проект обоснования санитарного разрыва от железнодорожного пути необщего пользования, расположенного в 150 м восточнее здания №…

Материал распечатан с сайта сервиса «Электронный эколог» e-ecolog.ru

Проект обоснования санитарного разрыва от железнодорожного пути необщего пользования, расположенного в 150 м восточнее здания № 30 по ул. Барабинская в Октябрьском административном округе (согласно приложению).

Санитарный разрыв от железной дороги

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Разработаны: НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН д. Пинигин, д. Сабирова ; Российской Академией последипломного образования проф. Буштуева, к.

Охранная зона жд путей

Санитарно защитные зоны

Распространяем нормативную документацию с года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Читайте также:  Статья 53. сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке

СанПиН 2. СНиП 2. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Расстояние от зданий и сооружений до железнодорожного полотна?

На каком расстоянии от железной дороги железнодорожных путей можно возводить постройки — забор, дом, гараж и т. Конечно, чтобы ответить на данный вопрос нельзя обойтись без СНиП, ведь именно с помощью этих документов и регламентируется почти вся жизнедеятельность страны. Вот и по этому поводу есть СНиП 2.

Если изучить нашу нормативную базу, то можно наткнуться на СНиП 2. К сожалению, в действительности это часто не соблюдаются, очень часто когда едешь в электричке, часто видишь, что границы садовых участков и других жилых построек чуть ли не граничат с железной дорогой.

Возведение и строительство построек от железной дороги регламентируются строительными нормами и правилами СНиП 2. Так вот, в пункте 8.

санитарный разрыв от железной дороги

Санитарные разрывы между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий.

Санитарные разрывы между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий и сооружений. Санитарные разрывы м в городах и 50 м в поселках от железнодорожных линий до жилой застройки недостаточны.

Санитарные разрывы от открытых складов угля и других пылящих материалов должны быть: до производственных зданий не менее 20 м, до зданий бытовых помещений 25 м, до прочих вспомогательных зданий.

Читайте так же:  Мосгорсуд судьи апелляционной инстанции

Перейти к содержимому. У вас отключен JavaScript. Некоторые возможности системы не будут работать. Пожалуйста, включите JavaScript для получения доступа ко всем функциям.

Состав проектных материалов (3)

N Станислав В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

Установить, что при необходимости изъятия для нужд Российской Федерации земельных участков в целях формирования полосы отвода железных дорог: Федеральное агентство железнодорожного транспорта по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принимает решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом совместно с Федеральным агентством железнодорожного транспорта осуществляет необходимые действия, связанные с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Проект санитарно-защитной зоны

На каком расстоянии от железной дороги можно построить сарай

Регистрация Помощь. Всего пользователей — Всего тем — Всего сообщений — Участник форумов Сейчас отсутствует. Сообщение 1 : 24 Февраля года, ссылка на это сообщение. Подскажите,пожалуйста,санитарно-защитную зону от железной дороги до жилья

Омская Губерния.

Общие сведения Устав Омской области Климат Почетные граждане Омской области Административно-территориальное деление области Природные ресурсы Книга памяти Схема территориального планирования Омской области Население Территория История Власть Правительство Омской области Территориальные органы федеральных органов государственной власти Законодательное Собрание Омской области Иные органы власти Органы исполнительной власти Органы местного самоуправления Омской области Судебная власть Отрасли Экономика Информационные технологии и связь Предпринимательство Труд и социальное развитие Имущество Органы местного самоуправления Омской области Внешняя экономика Строительство, транспорт и жилищно-коммунальный комплекс Здравоохранение Культура и искусство Финансы Сельское хозяйство и продовольствие Образование Средства массовой информации Промышленность Транспорт Физическая культура. Омская Губерния Портал Правительства Омской области. Поделиться в социальных сетях.

Страница не найдена

Следующий вопрос: Помогите разобраться с разводом. Предыдущий вопрос: Отец сидит, а его просроченный паспорт потерян. Как восстановить паспорт, если у меня нет доверенности от него?

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Новые правила на железной дороге вступили в силу

Санитарные разрывы от инженерных коммуникаций

В соответствии с выделяемыми вредностями промышленные предприятия разделяются на классы, для каждого из которых установлена ширина разрыва от селитебной территории,м.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной м, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

[1]

Охранная зона железной дороги

Охранная зона железнодорожных путей в населенном пункте

— — Дополнительные факторы При проектировании новых ж/д сооружений, в том числе линейных объектов, усиления действующих дорог, производственных сооружений, населенных пунктов и пр. на территориях ведения сельскохозяйственной деятельности учитываются:

  • Ставка налога.
  • Стоимость участков.

При принятии решения о выделении земли для железнодорожного транспорта необходимо обеспечить максимальную экономию территории сельхозугодий.

Размещение ж/д инфраструктуры на особо ценных участках допускается в исключительных случаях. К таким территориям относят осушенные и орошаемые площади, пашни, наделы, занятые многолетними плодовыми растениями и виноградниками и пр. В исключительных случаях допускается прокладка ж/д полотна на особо охраняемых участках, имеющих культурно-историческое, рекреационное, оздоровительное значение.

Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г

  1. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог»
  2. Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г.

    N 126

  3. «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог»
  4. В соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г.

    N 611

  5. «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»
  6. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст.

  7. 4385) приказываю: Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.

Министр И.Е. Левитин Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2008 г.

Регистрационный N 12203 Нормыотвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог(утв.

Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126) О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см.

Участок попал в зону санитарной охраны, что делать?

Сегодня мы поговорим об ограничениях на строительство, связанных с установлением зоны санитарного разрыва объекта транспортной инфраструктуры.

Для начала  приведём наиболее часто встречающийся вид таких объектов транспортной инфраструктуры, это автомобильная или железная дорога. 

 Санитарный разрыв  устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами, то есть  СанПиНами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)   и препятствует возведению жилых и садовых домов на земельном участке.

 По практике о наличии такого разрыва даже осмотрительный  собственник, который проверял участок перед покупкой  узнает уже на стадии начала строительства дома.  Он  направляет уведомление о начале строительства в районную администрацию, откуда приходит отказ в разрешении на строительство жилого дома в связи с нахождением участка в санитарном разрыве автодороги или железной дороги.

В уведомлении об отказе, как правило указывается,  что в карте генерального  плана  и правил землепользования и застройки ( ПЗЗ)   содержится такое ограничение.

Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

Отказы в разрешении на строительстве, что делать?

Однако по практике в ряде случаев отказ архитектуры в разрешении на строительство можно преодолеть.  Путь придется проделать нелегкий, но мы Вам с уверенностью  , основанной на собственном опыте, можем  сказать, что он есть и  по его окончанию можно получить желаемый результат.

Часто бывает, что   такая зона ограничений  вносится в генеральный  план  и ПЗЗ без должной процедуры, а именно без наличия соответствующего проекта санитарного разрыва  , а иногда и вовсе для автомобильных дорог которые по своему статусу таких разрывов не имеют.

Ввиду чего  возникает вопрос, есть ли возможность строительства  на участке исходя  из того, что генеральный план и ПЗЗ приняты  с нарушением?

Ответ на этот вопрос будет такой :  наличие санитарного разрыва несмотря на незаконность его установления , все же препятствует строительству,   его наличие можно и нужно  оспаривать  в судебном порядке. Однако,  очень важно выбрать правильный путь оспаривания, сам отказ в выдаче разрешения на строительство оспаривать перспективы нет.

Необходимо сразу подавать заявление на исключение зоны которая мешает строительству.

  Подобное дело мы с коллегами вели Ленинградском областном суде, по вопросу незаконного установления зоны санитарного разрыва в для автомобильной дороги 41А-(условный номер в рамках настоящей статьи)  на территории одного из сельских  поселений Ленинградской области.

Для реализации этой задачи были проведены многочисленные переговоры , проводилась   переписка  с государственными органами , направлялись обращения в Роспотребнадзор Ленинградской области. После чего  была получена информация, что такой зоны по факту нет, эти данные были предоставлены в суд,  административный иск удовлетворен.  

Стоит отметить, что неправильных действий  , которые сгоряча может совершить  собственник после получения отказа в разрешении на строительство очень много.

  Это и уменьшение санитарного разрыва и предъявление требований продавцу участка о признании сделки недействительной, все это может привести к необоснованным  и самое главное к несоразмерным затратам по отношению к тому пути,  который предлагаем мы.

  • Отказ в РнС в связи с нахождением участка в санитарном разрыве железной дороги  и автомобильной преодолевается  определенным путем от которого лучше не отклоняться.
  • Рассмотрим, как решался такой вопрос на нашем практическом примере.
  • Возникновение проблемы:
  • В ответ на уведомление о начале строительства собственнику    от Администрации   муниципального района  пришел ответ, что земельный участок,    исходя из карты зон с особыми условиями территорий расположен  в санитарном разрыве объекта транспортной инфраструктуры и соответственно, направлен отказ в строительстве дома.
  • Так собственник  земли узнал, что его участок попал в зону автомобильного разрыва.
  • Нами был проанализирован этот отказ с точки зрения судебной практики, ниже приводим судебные позиции по данному вопросу

Охранные зоны тепловых сетей 2021 | Юридическая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охранные зоны тепловых сетей 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

В России начало действовать новое положение об охранной зоне тепловых сетей

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий.

При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей.

Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта.

Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п.

17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений.

Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Около теплосетей запретят ставить гаражи и устраивать огороды

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков.

В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами.

Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс.

Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона.

К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности. Оно обеспечивает человека, семью благами для полноценной жизнедеятельности. Установка требует прокладывания подземных и наземных труб, предназначенных для проводимости тепла в квартиры и дома.

Государство гарантирует людям комфорт и удобство жизни в жилых помещениях. Законодательство заинтересовано в сохранности снабжения, поэтому регламентирует нормы и правила возведения охранных зон теплосети.

С их помощью удается избежать аварий, прорывов, поломок, которые приводят к снижению качества жизни, что ощущается в зимний период.

Охранная зона теплотрассы выглядит как участок земли шириной, которая определяется углом откоса грунта в естественном виде. Право на установку это территории дает приказ, действующий с 1 января 1993 года, № 197.

Он издан Министерством архитектуры, строительства, и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Положения нормативно-правового акта повествуют об утверждении и введении в действие типовых правил охраны тепловых сетей.

Цель – повысить технический уровень эксплуатации и организовать охрану от повреждений.

Государством разработаны строительные нормы и правила, регулирующие требования возведения охранных зон подземной теплотрассы и надземной сети.

В них содержатся требования экологической безопасности, сформулированы критерии надежности и выбора материалов с учетом охраны от пожаров.

СНИП охранной зоны тепловых сетей действуют с 1 сентября 2003 года, утверждены 24 июня 2003 года приказом Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ110.

Законодательство считает обязательным регистрацию охранных зон теплосетей в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Это правило регламентировано в статьях 7, 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Участки, где проходит трубопровод, регистрируются для сохранности.

Статья 10 этого нормативно-правового акта устанавливает перечень сведений, подлежащих указанию в ЕГРН:

  • признаки, присвоенные зонам (номера, типы, индексы);
  • обозначение места расположения;
  • официальные названия государственных учреждений, принявших решение об установке;
  • реквизиты приказов, регламентирующих создание территорий;
  • ограничения для эксплуатации строений.

Органы местного самоуправления берут на себя обязательство по передаче информации в регистрационную палату об организации зон после утверждения приказов и распоряжений о их создании. Владелец земли обращается с заявлением о включении территории в Росреестр, сотрудники учреждения рассматривают этот вопрос, вносят сведения, выдают выписку из ЕГРН, подтверждающую регистрацию.

Охранные территории тепловых сетей призваны защищать от факторов, которые негативно влияют на функционал – поломок, аварий. Если посторонними людьми причинен ущерб, возмещение происходит за их счет.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в названной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Представляется, что предъявление в суд иска на основании статей 304, 305 ГК РФ об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон является одним из возможных правовых способов защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков в охранных зонах.

Как следует из пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г.

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту — постановление № 10/22) в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Названная правовая позиция была подтверждена также в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.2013 № 153.

  • В соответствии с пунктом 46 постановления № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
  • Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
  • Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления № 10/22).

При этом, в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом (пункт 48 постановления № 10/22).

По результатам анализа судебной практики рассмотрения подобных дел можно сделать следующие выводы.

Как проверить, не попадает ли земельный участок в охранную зону?

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет.

И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону.

Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится.

А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку.

Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно.

Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи.

Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

Познакомьтесь с 12 бесплатными курсами про деньги и жизнь на iOS и Android Скачать

Публичная кадастровая карта. Чтобы понять, какие ЗОУИТ вблизи участка, который вы хотите купить, есть в ЕГРН, нужно открыть публичную кадастровую карту. Далее на карте, в разделе меню «Слои» включить «ЗОУИТ» — они отобразятся зеленым цветом.

Чтобы узнать, какого вида ЗОУИТ наложилась на участок или находится вблизи него, нужно в меню карты «Поиск» ввести «ЗОУИТ», затем перейти в основном меню к «Все объекты в точке». Далее надо листать пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом.

Вот, например, ЗОУИТ вблизи Петрозаводска. На публичной кадастровой карте видны только те ЗОУИТ, которые внесены в ЕГРН. Это максимум 50% от того, что может быть фактически

Например, тут видно, что зона минимальных расстояний магистрального газопровода наложилась на жилую застройку, поэтому возможны негативные последствия

Правила землепользования и застройки муниципального образования и его генплан. Правила и генплан поселения можно найти на официальном сайте муниципального образования. Обычно правила состоят из нескольких частей — текстовой и графической.

В текстовой части можно изучить градостроительный регламент территориальной — функциональной — зоны места, где будет находиться дом. В регламенте вы найдете такую информацию:

  1. Какие основные виды разрешенного использования земельных участков есть в поселении. Например, для садоводства, ИЖС, ЛПХ в черте поселения и т. д.
  2. Допустимый процент застройки. Обычно для ИЖС это 40%.
  3. Минимальные отступы дома от границ участка. Чаще всего это 3 метра.

В графической части правил землепользования и застройки в дополнение к публичной кадастровой карте вы найдете одну или несколько карт ЗОУИТ. На этих картах могут быть изображены планируемые к строительству автомобильные и железные дороги, а также санитарно-защитные зоны коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Фрагмент карты ЗОУИТ ПЗЗ г. о. Истра, где можно увидеть, что еще планируется сделать

На тематических картах генплана можно посмотреть, какие объекты местного значения планируются, какие участки изымут для государственных и муниципальных нужд, а также план развития инженерных сетей.

Генеральный план поселения — это документ большей силы, чем правила землепользования и застройки. Поэтому схема градостроительного зонирования по генплану имеет приоритет перед такой же схемой в правилах. Хотя так сложилось, что правила сейчас в муниципалитетах есть почти всегда, а актуального генплана, который соответствует этим правилам, может и не быть.

Информацию, которую вы получите из публичной кадастровой карты и правил землепользования и застройки, можно отнести в первую очередь к юридическим рискам. Так вы можете узнать о возможных ограничениях и запретах.

Этого недостаточно, чтобы по-настоящему почувствовать место расположения будущего дома. Необходимо продолжить анализ — использовать различные карты местности: лесов, рельефа, радиоактивного загрязнения, магнитных аномалий, погодные, экологические и т. п. Вам могут пригодиться, например, Wikimapia, Etomesto и другие интернет-ресурсы.

Если рядом с рассматриваемым домом есть что-то плохое, об этом кто-нибудь когда-нибудь обязательно написал. Поэтому лучше посмотреть местные форумы, группы в соцсетях и просто пошерстить интернет. А если боитесь, что рядом окажется тропа, где ходят на водопой животные, расспросите охотников или местных жителей. Они точно знают все о своих соседях.

  1. Проверьте, находится ли участок в ЗОУИТ. Самый быстрый способ — по публичной кадастровой карте. Еще можно проверить по правилам землепользования и застройки и генплану поселения.
  2. Закажите на свое имя расширенную выписку из ЕГРН. Официально она называется «О характеристиках объекта недвижимости». Выписка «Об основных характеристиках объекта недвижимости» не подойдет.
  3. Если участок в ЗОУИТ, оцените, насколько серьезны ограничения. Если место в фокусе внимания экологов, историков, археологов, посмотрите, нет ли планов организовать здесь новую ЗОУИТ.
  4. Учитывайте санитарно-защитные зоны, например, закрытых сельских кладбищ, мемориальных захоронений, а также ферм, птицефабрик и т. п. Сегодня они могут не работать, а завтра их снова откроют.
  5. Хороший способ уменьшить риски — получить от продавца градостроительный план земельного участка до сделки. Если на участке уже есть дом, то из плана вы узнаете, можно его реконструировать или строить новый.
  6. Если хотите строить жилой или садовый дом, можно попросить продавца подать до сделки уведомление о строительстве с нужными вам характеристиками и получить от администрации муниципалитета ответ, что все соответствует требованиям.
  7. Если есть сомнения, можно обратиться к специалистам: экспертам, адвокатам по земельным вопросам, риелторам по загородной недвижимости, кадастровым инженерам и др.
Ссылка на основную публикацию