Статья 41. Охота

Охотничье лобби продвигает новый закон — об убийстве животных вблизи городов. Об этом пишут «Новые известия».

«Новые известия» пишут, что возможные поправки в Земельный и Лесной кодексы разрешат охотиться в лесах вокруг городов и возле населённых пунктов. Уже 24 марта документ прошёл первое чтение. По традиции оппозиция в Государственной думе выступила против, только это не отменило второе чтение.

В Тюменской области обновлены правила охоты на животных

Инициативу внесли на рассмотрение в Госдуму депутаты из «Единой России»: Николай Николаев, Владислав Резник, Рифат Шайхутдинов, Евгений Москвичев, Максим Щаблыкин, Николай Валуев, Александр Ищенко.

В пояснительной записке к проекту закона указано:

«В последние годы формируется негативная практика изъятия земельных и лесных участков из охотхозяйственного оборота в связи с тем, что вопросы ведения охотничьего хозяйства не учитываются в законодательстве должным образом».

Речь идет о проекте федерального закона № 1036050-7 «О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации».

«Охота наряду с рыболовством — это один из видов пользования животным миром, который является достоянием народов РФ, то есть государственной собственностью», — объясняет нужду в поправках один из его авторов — член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель межфракционной депутатской группы по реформированию законодательства в сфере охоты Владислав Резник.

Неудержимое желание слуг народа охотиться около населенных пунктов вызвало сильный общественный резонанс.

Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил, что его партия никогда не поддержит подобный проект. По его мнению, за этими живодерскими законопроектами кроется охотничье лобби. Сегодня в Земельном кодексе сказано, что на расстоянии 30 километров от населённых пунктов на землях сельхозназначения нельзя заниматься ничем, кроме сельского хозяйства.

«Наши любители охоты из „Единой России“ вносят поправку, которая позволит там заниматься охотой и развивать охотничьи хозяйства, где потом будут убивать беззащитных животных. Почему им это нужно и интересно? А всё просто: кто поедет на охоту далеко? А тут 30 километров от какого-то населённого пункта, дорога есть. Всё хорошо!»,отметил Миронов.

Авторы законопроекта оперируют тем, что в России во все времена охотились на сельскохозяйственных землях.

Только в 2016 году в Земельный кодекс, чтобы предотвратить сокращение сельхозземель, установили нормы, запрещающие любые виды деятельности, кроме линейного строительства, на сельскохозяйственных землях в 30-километровой границе от любого населенного пункта. Творцы законопроекта уверенны, что эти нормы неправленые и хотят вернуть, как было раньше.

Но поправить охотники хотят не только Земельный кодекс, но и Лесной кодекс: чтобы разрешить охоту и в лесах вблизи городов.

Зеленые пояса вокруг городов предусмотрены нормами строительства.

Деверья и кустарники таких поясов созданы, чтобы нейтрализовать неблагоприятное воздействие городов на экологию и защитить жителей от техногенного влияния предприятий.

Стоит ли говорить, что такие «зеленые зоны» особенно необходимы возле крупных городов. К «зелёным зонам» относятся: заповедники, лесопарки, особо охраняемые природные территории. Сегодня на этой территории охотиться запрещено.

«Охота — любимое развлечение политической элиты, главные охотники у нас — в высших кругах власти. Что будет после выборов — неизвестно, вот и напринимали за последние два года созыва себе законов, которые легализуют их развлечения.

Зоозащитники бьют тревогу, экологи бьют тревогу. Всегда эти живодерские законы протаскиваются под большой шум и невзирая на мнение политических оппонентов», говорит председатель правления Альянса защитников животных Юрий Корецких.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин уверяет, что наше государство уже не в том положении, что 30 лет назад. Охота перестала быть средством пропитания и полностью перешла в сферу развлечений. Никакие интересы коренных малочисленных народов данный законопроект не отстаивает, как это пытаются представить авторы проекта.

Ситуацию прокомментировал тюменский охотник с 15-летним стажем Сергей М.:

«Я считаю что возле города и любого другого населённого пункта вообще стрелять нельзя. Могут пострадать люди или их домашние питомцы. У нас для тюменских охотников есть свои угодья, где можно дичь пострелять. Например, „Андреевское“. Здесь семь тысяч гектар — есть где развернуться. Уверен, что законопроект особой роли для нормальных охотников не сыграет».

Законы от охотничьего и браконьерского лобби поддерживаются в Госдуме только «Единой Россией». Другие фракции голосуют против. Однако парламентского большинства достаточно, чтобы утверждать новые правила и регистрировать их в Минюсте.

Примерная форма составления Акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

  • Форма
  • Лицевая сторона
  • ООО «Охотничье хозяйство «РысЬ»
  • (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя)
  • о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район,
  • Охотничьи угодья ООО «Охотничье хозяйство «Рысь» N 61°45,9757' E 68°52,4424
  • (место составления: наименование субъекта Российской Федерации, муниципального района, охотничьего угодья, координаты, полученные при помощи аппаратуры спутниковой навигации (по возможности))
01 января 20 19 г. 12 час. “ 00 ” мин.
(дата составления) (время составления)

Мною, производственным охотничьим инспектором Ивановым Иваном Ивановичем, удостоверение 86 № 001 от 12 ноября 2018 года_______________________________________________________________

(фамилия, инициалы, серия и номер удостоверения производственного охотничьего инспектора, составившего акт)

в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора осуществлен производственный охотничий контроль в отношении: Петрова Петра Петровича, проживающего по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 38, кв. 57 Тел: 8(90282) 92-810 ___________________________________________________

  1. (фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения об адресе регистрации по месту жительства (пребывания), номер телефона физического лица)
  2. в части (отметить нужное):
  3. проверки выполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдения правил охоты и параметров осуществления охоты, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличия охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;
  4. осмотра вещей и их частей, находящихся при лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей;
  5. остановки и осмотра транспортных средств, без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых транспортных средств и их частей.
  6. При осуществлении производственного охотничьего контроля:
  7. 1. Установлено наличие при лице, в отношении которого осуществлен производственный охотничий контроль, и (или) использование им:
  8. а) охотничьего билета 86 № 000001, Петрову Петру Петровичу, Природнадзором Югры, 25 апреля__ 2012 году_______________________________________________________________________________
  9. (серия и номер, сведения о владельце, выдавшем органе и дате выдачи)
  10. б) разрешения на добычу охотничьих ресурсов 86 № 000005, выданного Петрову Петру Петровичу, ООО «Охотничье хозяйство «Рысь», на охотничье угодья ООО «Охотничье хозяйство «РысЪ», на добычу Тетерева, с 15 августа 2018 года по 28 февраля 2019 года, любительская и спортивная охота___
  11. (серия и номер, сведения о лице, на чье имя выдано разрешение, о выдавшем юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, о добываемых охотничьих ресурсах, о местах и сроках охоты, о виде охоты)
  12. в) путевки 86 № 123, выданной Петрову Петру Петровичу, ООО «Охотничье хозяйство «Рысь»__________
  13. (серия, номер, сведения о лице, на чье имя выдана, выдавшем юридическом лице или индивидуальном предпринимателе)
  14. г) разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия 68 № 12456778,_выданное Петрову Петру Петровичу, ОМВ России по Ханты-Мансийскому району, ХМАО-Югры
  15. (серия и номер, сведения о владельце, выдавшем органе)
  16. д) огнестрельного, пневматического, холодного оружия МР – 153, № 4563829, 1 единица____________________
  17. (тип, модель, серия, номер, количество, иные идентифицирующие признаки)
  18. е) боеприпасов, капканов и других устройств, приборов, оборудования, используемого при осуществлении охоты патроны 12 калибра в количестве 24 штуки__________________________________________________________ (наименование, количество, иные идентифицирующие признаки)
  19. ж) продукции охоты Тетерев 1 особь________________________________________________________
  20. (наименование, количественные параметры и иные идентифицирующие признаки)
  21. з) транспортного средства снегоход «YMAHA-540» госномер 3721 ХН 86___________________________
  22. (сведения о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иные идентифицирующие признаки)
  23. Оборотная сторона
  24. 2. Выявлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о нарушении требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, нарушения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащие признаки административного правонарушения или преступления, случаи причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания:
  25. 1 января 2019 года в 11 часов 50 минут, в охотничьих угодьях ООО «Охотничье хозяйство «Рысь», географические координаты N 61°45,9757' E 68°52,4424, гражданин Петров Петр Петрович, осуществлял транспортировку продукции охоты «Тетерев» 1 особь при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором не сделана соответствующая отметка о добыче_______________________________________________________________________________
  26. В ходе осмотра вещей и транспортных средств использовались средства фото- и видеофиксации видеорегистратор «Егерь»________________________________________________________________________________
  27. (указать средства фото- и видеофиксации, использовавшиеся в ходе осмотра вещей и транспортных средств,
  28. включая их модели, серийные номера)
  29. К акту приобщается фотовидеофиксация____________________________________________________
  30. (указать материалы фото- и видеофиксации, прилагаемые к акту)
  31. Объяснения лица, в отношении которого составлен акт от объяснения отказался
Читайте также:  Статья 7. понятие медико-социальной экспертизы

Подпись лица, в отношении которого составлен акт (запись о его отказе от подписания акта) от подписи отказался                  / П.П. Петров/

(подпись, фамилия и инициалы)

Подпись производственного охотничьего инспектора                                                                                    /И.И. Иванов/

  • (подпись, фамилия и инициалы)
  • Копию акта получил(а) (запись об отказе в получении копии акта)                                 от получения отказался
  • (подпись, фамилия и инициалы лица, получившего копию акта)

Примечание: жирным курсивом с подчеркиванием приводится примерный текс!!!

Кто полномочен проверить документы на охоте?

Очень часто наблюдаю в сети ситуацию, когда люди спорят, не понимая различия между егерем, охотоведом, охотинспектором…

Законом четко определено кто, что и как может проверить у Вас документы на охоту, оружие, продукцию охоты. А в случае выявления нарушения составить протокол.

фото с сайта Rosgvard.ru

фото с сайта Rosgvard.ru

1. Полицейский

Здесь сомнения у граждан возникают реже всего. У полицейского есть право проверки документов, досмотра, остановки транспортных средств, привлечения к административной ответственности. Изъять оружие законно имеющееся у Вас во время охоты обычный полицейский не может. Эти полномочия переданы Федеральной службе войск национальной гвардии.

  • Но, если Вы носите оружие в состоянии опьянения, у Вас отсутствует разрешение на хранение и ношение оружия, если оружие нелегальное или стало орудием преступления, то здесь право изъятия наступает и у полицейского.
  • 2. Государственный инспектор в области охраны окружающей среды (Государственный охотничий инспектор)
  • У этих представителей власти больше всего полномочий в надзоре за исполнением охотничьего законодательства, а именно они имеют право:
  • проверять документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  • привлекать к административной ответственности;
  • производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
  • изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства.
  • Более этого, любое воздействие на должностных лиц, выполняющих задачи по федеральному государственному надзору препятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность влечет наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 3. Производственный охотничий инспектор
  • Это сотрудник охотпользователя (частного охотхозяйства), который сдал экзамен, и получил в органе исполнительной власти удостоверение и нагрудный знак.
  • Производственный охотничий инспектор выполняет свои функции на территории своего охотничьего хозяйства.
  • Он полномочен: проверять выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
  • производить при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;

Обратите внимание: производственный охотничий инспектор в отличие от государственного проводит ОСМОТР, а не досмотр.

Данные действия производственный инспектор делает по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора.

В случае выявления нарушений, признаков правонарушения и преступления производственный охотничий инспектор составляет АКТ.

Егерь, охотовед, директор охотхозяйства и т.д. в случае если они не являются производственными охотничьими инспекторами не имеют никаких прав по проверке документов на охоте. Они могут как граждане попросить показать документы добровольно, и сообщить о возможном правонарушении или преступлении в уполномоченные органы.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить выход новых статей!

Чтобы узнать, можно ли стрелять в лесу из ружья без путевки нажмите ЗДЕСЬ!!!

В телеграм канале t.me/Russiahunting можно задать вопрос охотоведу, на который Вы обязательно получите ответ!!!

Правила охоты, которые окончательно добьют охоту — Охотничий портал

Проект данных правил размещён на сайте regulation.gov.ru, после его опубликования проект получил огромное количество негативных оценок. В среде охотничьего сообщества данный проект вызвал крайнее изумление своим несоответствием федеральным нормам и принципам законотворчества. Лично у меня создалось впечатление, что перед разработчиками правил охоты была поставлена задача разработать инструмент для двух основных назначений:

  1. максимально сократить количество охотников (владельцев оружия);
  2. перевести оставшихся из разряда охотников в разряд клиентов охотпользователей.

Ниже постараюсь по пунктам обосновать своё мнение. Что они для этого сделали?

Приравнивание

Начну с самого ошеломительного – п. 3 о приравнивании нахождения с оружием в угодьях к осуществлению охоты. Приведу его дословно: «3. Охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехлённым и (или) заряженным охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее – охотничье оружие) и (или) продукцией охоты».

Это приравнивание целиком переписано из ст. 57 ФЗ № 209 «Об охоте», одной из самых неоднозначных в законе.

Но в законе данное приравнивание используется только в целях ответственности за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а не само по себе.

И в последнее время суды разобрались с применением этой статьи и стали выносить оправдательные определения при законном транспортировании оружия владельцами через угодья.

Разработчики же правил охоты просто опустили это уточнение за ненадобностью.

Теперь любой охотник, приехавший за день-два до открытия по водоплавающей (а большинство так и делает), рискует нарваться на приравнивание к охоте по этому пункту, даже если у него есть разрешение на добычу, и, как следствие, лишиться права охоты по ст. 8.

37 КОАП РФ – сезон охоты ведь ещё не открылся! А это осуществление охоты вне установленных сроков. И такие постановления в случае принятия данной нормы, гарантирую, будут. И они устоят во всех обжалованиях в судах.

Туда же, в приравнивание, подойдёт любой владелец, законно транспортирующий своё зачехлённое и разряженное оружие (пешком или на машине) по территории охотугодий: от остановки до сельского дома через поле, по грунтовке на дачу, через территорию «чужих» угодий в свои, куда есть разрешение на добычу, и т. д.

Кроме того, следует уточнить, что данное приравнивание вообще вне полномочий правил охоты. Ст. 23 ФЗ «Об охоте» устанавливает, что должно быть в правилах охоты – про приравнивание там ни слова.

Передача документов инспектору

П. 4.3 и 4.4 установлена обязанность передачи документов по первому требованию государственного охотинспектора (ГОИ) и производственного охотинспектора (ПОИ). В совокупности с п. 3 и на основе личного опыта могу с большой долей вероятности утверждать, что, отдав документы в руки, назад их получишь не скоро.

Помимо того, данное положение просто противоречит тому же ФЗ «Об охоте». В соответствии со ст. 40, п. 3, пп. 1 ГОИ имеет право запросить передачу документов и получить их только на основании письменного запроса – думаю, таковым можно считать протокол об административном правонарушении, если оно выявлено. Ни для чего другого эти документы ГОИ не нужны.

А ПОИ, согласно ст. 41, п.7, пп. 1, вправе вообще только проверить наличие документов у охотника.

Разрешение ГОИ/ПОИ круглогодичного ношения личного оружия

П. 23 с подпунктами разрешает круглогодичное ношение ГОИ/ПОИ личного оружия.

Во-первых, такое разрешение вне полномочий Минприроды: оборот оружия и правила его ношения регулируются ФЗ «Об оружии» и Постановлением правительства № 814, в которых однозначно определён порядок ношения принадлежащего гражданам оружия. Кроме того, непонятна цель такого разрешения.

Для самообороны? Вышеуказанные НПА запрещают ношение длинноствольного огнестрельного оружия в целях самообороны. Для охраны? Тогда владельцы угодий обязаны получать спецлицензию на охранную деятельность, аттестовать своих ПОИ как охранников и приобретать для них служебное оружие.

Ответа от разработчиков на этот вопрос нигде нет. Во-вторых, наличие у ГОИ/ПОИ при себе оружия – весомый такой аргумент в поддержку предыдущих пунктов против борзых охотников/рыбаков/грибников не желающих предъявлять вещи для шмона осмотра.

Это была преамбула про инструментарий. Теперь про перекосы в сторону частников. П. 68.14 почему-то запрещает метательное оружие на коллективной охоте только в ОДОУ (общедоступных охотугодьях).

Понятно, что лучников/арбалетчиков раз-два и обчёлся, но, во-первых, думаю, число их со временем будет расти, во-вторых, чем обосновано такое разграничение? П. 68.34 запрещает любительскую и спортивную охоту только в ОДОУ, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана и Берингова моря.

В закреплённых же на той же территории почему-то, получается, можно. И самое главное – п. 76 позволяет охотпользователям самостоятельно устанавливать запреты охоты на отдельные виды охотничьих животных либо в отношении животных определённых пола и возраста.

Причём без указания о необходимости согласования данного запрета с кем-либо. Такого даже главам регионов не позволено: те должны хотя бы видимость соблюсти, согласовать запрет охоты с федеральным органом надзора.

С принятием данного пункта сбудется мечта большинства охотпользователей, у которых перекос на «копыта» и которые не хотят, чтобы кузьмичи с двудулками зайца в ИХ угодьях гоняли.

(Лично был свидетелем, когда такой владелец выговаривал директору охотхозяйства: «Чтобы не выдавал никому на зайца!») Всё просто: запрещаешь все виды массовой охоты (заяц, лиса, водоплавающая, болотно-луговая и т. п.), чтоб поменьше народа шастало, и продаёшь «копыта».

Читайте также:  Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)

Либо вообще никому ничего не продаёшь, а охотишься сам с друзьями / нужными людьми. И вокруг никого!

Выше было описано, как и с помощью чего нас, самостоятельных охотников, будут выдавливать из угодий, лишать права охоты и, как следствие, аннулировать охотбилеты, разрешения на всё охотничье оружие и изымать это самое оружие. Но, помимо этого, проект правил содержит ещё немало нелепых нововведений. Закончу описанием одного из них – разграничения калибров нарезного оружия по видам добываемой дичи.

П. 68.19 разрешает охоту на рябчика, тетерева и глухаря только с патроном кольцевого воспламенения из оружия калибром не более 5,6 мм (.22 LR, мелкашка). Никогда не охотился на этих птиц, в нашем регионе их нет, но даже я понимаю, что охотиться на глухаря с мелкашкой – дурь несусветная. Калибр явно недостаточен. Значит, будут безвозвратно потерянные и загубленные подранки.

П. 68.20 зачем-то разграничивает нарезное оружие для охоты по пушному зверю.

Запрещено применение охотничьего нарезного оружия калибром более 5,6 мм для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей – какая разница зайцу или корсаку, из какого калибра ему отстрелят голову? Запрещено применение охотничьего нарезного оружия калибром более 8 мм для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь – всё, прощай рекорды на варминт-турнирах по сурку. Зачем, почему введено такое разграничение? Непонятно. Разработчики в х к этому вопросу знай талдычат: «Данная норма разработана на основе правоприменительной практики и по просьбам регионов». Какой практики, если не было запретов по калибрам? Откуда ей взяться? По просьбам каких регионов, можно поимённо?

Такое разграничение, во-первых, бессмысленно, так как с узакониванием релоадинга нарезных патронов каждый охотник может самостоятельно собрать патрон с необходимыми характеристиками. Как ослабленный, так и усиленный (до разумных пределов).

Во-вторых, оно просто ставит в непонятное положение владельцев одного-единственного карабина в самых распространённых универсальных калибрах: .30-06, 7,62×54, .308 Win.. Эти калибры достаточны для любого зверя на территории нашей страны при соответствующем боеприпасе.

Как быть владельцам при финансовой невозможности иметь два разных калибра для разных охот? Если уж и признать необходимость такого разграничения, то следует указывать минимально допустимый по энергетике патрон на тот или иной вид, например «на кабана – калибр не менее 6 мм» (калибр указан условно). А более мощным — – пожалуйста.

Подытоживая вышесказанное, можно смело утверждать: задача по разработке инструмента выполнена. С этими правилами можно произвольно сократить количество охотников / владельцев оружия до нужного количества и выдавить всех «лишних» охотников из угодий.

Русский охотничий журнал, сентябрь 2020

3009

Вопрос-ответ — Охота и охотничье хозяйство

НОВЫЕ ПРАВИЛА ОХОТЫ ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ, ЧТО ТАМ НОВОГО

31 августа 2020 г. Минюст России зарегистрировал приказ Минприроды России от 24.07.2020 г. № 477 «Об утверждении правил охоты».

Пройдем по тексту Правил по порядку.

  1. В соответствии с пунктом 4, «охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов (далее – охотничьи животные), их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехленным и (или) заряженным с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее – охотничье оружие) и (или) продукцией охоты». Это новый пункт, переносящий в текст Правил положения Закона об охоте и частично разъясняющий их в части того, что приравнивается к охоте. В российском охотничьем законодательстве отсутствует правовая норма, выделяющая дороги из состава охотничьих угодий. Поэтому однозначно положительно оценивается то, что к охоте приравнивается не просто нахождение на дороге с оружием, а только с расчехленным и (или) заряженным оружием. Это сразу пресекает, увы, регулярные попытки составлять протоколы на людей, передвигающихся по дорогам, проходящим через угодья пешком или на транспорте и при этом транспортирующим охотничье оружие. Например, накануне открытия охоты охотник идет на базу от остановки автобуса или с ж/д станции. Разрешение на добычу у него с завтрашнего дня, или он собирается его получить у егеря, который его ждет на базе. Другой пример, деревенский охотник, у которого пришло время продлевать разрешение на оружие, идет на автобус или электричку, чтобы доехать до райцентра, где расположено подразделение Росгвардии, занимающееся разрешительной работой.

Но все-таки осталась недоработка. Не решен вопрос перемещения охотников-промысловиков до мест промысла и обратно. О промысловиках вообще все время забывают, что законодатели, что авторы подзаконных документов. Промысловики чаще передвигаются вне дорог, по рекам или пробитым снегоходом зимникам, имея при себе и орудия лова (капканы), и оружие.

Причем оружие, как правило, расчехлено и заряжено, потому как медведей везде много. Понятно, что промысловику по большому счету наплевать на все эти запреты, он у себя в тайге хозяин, и пенять ему за висящий за плечами заряженный карабин попросту некому.

Но на то и нормативный документ, чтобы нормально в пределах правового поля разрешать все аспекты проблемы.

  1. Пункт 5.1 обязывает охотника «соблюдать настоящие Правила, а также параметры осуществления охоты, установленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Наконец свершилось то, о чем давно и настойчиво говорили и писали специалисты, прежде всего из тех, кто работает «на земле». В старых Правилах норма, обязывающая охотника соблюдать параметры охоты, устанавливаемые на региональном уровне, отсутствует. А всем понятно, что любая ограничительная или обязывающая норма, не подкрепленная санкцией за ее неисполнение – пустая бумажка. Некоторые субъекты федерации, далеко не все, пытались заполнить этот пробел с помощью своих региональных кодексов об административных правонарушениях. В этом случае ответственность за такое нарушение ничем, кроме небольшого штрафа, не грозила. С Нового года ответственность будет наступать уже по КОАП РФ, а значит, и штраф больше, и последствия тяжелее – возникнут проблемы с разрешительной системой, и, вполне возможно, придется попрощаться с оружием.
  2. Пункты 5.3 и 5.4 более подробно излагают порядок взаимодействия охотника и лиц, его проверяющих. При этом используемые формулировки приведены в более строгое соответствие с законодательными нормативными документами, определяющими полномочия, как государственных инспекторов, так и производственных охотничьих инспекторов, которые являются работниками охотхозяйств. В указанных пунктах четко определено, что государственный инспектор имеет право не только проверять документы, но потребовать к досмотру вещи, оружие и орудия охоты, а также транспортные средства.

Это означает, что госинспектор при соблюдении установленных процедур, под протокол и при понятых, которых может заменить видеофиксация его действий, имеет право открыть рюкзак, открыть дверь или багажник автомобиля и досмотреть содержимое. Госохотинспектор обязан предъявить удостоверение установленного образца и иметь нагрудный знак установленного образца с гербом соответствующего субъекта федерации.

Производственный охотничий инспектор помимо проверки документов имеет лишь право осмотра, т.е. снаружи осмотреть вещи охотника и его машину и зафиксировать на фото или видео показавшиеся ему подозрительными признаки, например, пятна крови, перья и т.п. Лезть внутрь автомобиля, рюкзака и совершать иные подобные действия у него права нет.

Правильно, что эти неизвестные многим тонкости, изложенные в КОАП РФ и ряде специальных нормативных актов, перенесены в текст Правил охоты, что сделало их доступными и понятными для охотников.

  1. Пункт 5.6 требует от охотника «привести в ненастороженное состояние приспособления, устройства и (или) сооружения для ограничения свободы и (или) добычи животных путем автоматического действия элементов таких приспособлений, устройств и (или) сооружений либо за счет движений самого животного (далее — самоловы) не позднее последнего дня срока действия разрешения, либо при освоении квот добычи охотничьих ресурсов (соблюдении норм добычи охотничьих ресурсов)». Старые Правила требовали рассторожить капканы в последний день сезона. В принципе, конечно, правильное добавление о том, что самоловы должны быть приведены в ненастороженное состояние и в случае, если уже добыто количество животных, указанное в разрешении на добычу.
  2. Пункт 5.7 обязывает охотника делать отметку о добыче животного в разрешении на добычу до того, как с добытым животным будут совершены какие-либо действия. Это требование касается только тех случаев, когда в разрешении указано определенное количество разрешенных к добыче животных. Например, разрешено добыть 3 гуся, значит, коли сбил птицу, то до того, как совать ее в рюкзак, будь добр сделать отметку в разрешении о добычи одной особи.
  3. К сожалению, количество добываемых животных, прежде всего копытных, в разы превышает количество выданных разрешений на их добычу. Причин этому множество и проблема не имеет однозначного и быстрого решения, но все-таки, одной из причин является неоднозначность старых Правил охоты в вопросе регулирования коллективных охот. На кого выдается разрешение? На кого путевка? В новых Правилах этот пробел постарались закрыть, и пункт 9 четко устанавливает, что «при осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала в закрепленных охотничьих угодьях путевка выдается лицу, получившему в установленном порядке разрешение». Ранее этого требования не было, и ситуации, когда разрешение выдано на егеря Иванова, путевка — на капитана команды Петрова, и при этом оба на момент проведения охоты находились неизвестно где, были не редкостью. Это давало простор для «народного творчества». Типичный пример: лося добыли в отсутствие лица, на которое выдано разрешение, стало быть, и разрешение можно не закрывать, особенно если команда из местных, которым мясо далеко по дорогам не везти. А разрешение и в следующий раз использовать можно, уже с приезжими городскими охотниками. С Нового года возможностей для таких фокусов станет намного меньше, тем более, что в соответствии с пунктом 10.1, «лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано присутствовать в месте осуществления коллективной охоты». Это уточнение также результат правоприменительной практики и тоже ограничивает возможности разнообразных хитрых «манёвров».
  4. Каждый год начало сезона загонных охот на копытных и иных зверей бывает омрачено известиями о том, что где-то ранили, а где-то и убили охотника. Как правило, потому, что стреляли по неясно различимой цели. А популярные в охотничьей среде костюмы камуфляжной раскраски настолько хорошо размывают силуэт и маскируют человека, что его порой невозможно заметить на общем фоне. Нередки были случаи, когда горе-охотник действительно стрелял в зверя, но при этом не заметил товарища, находившегося на линии стрельбы. Рекомендации использовать яркие жилеты или иные контрастные элементы одежды для повышения заметности охотника на номере или загонщика особого успеха не имели, кроме тех случаев, где в хозяйствах этого требовали в обязательном порядке и снабжали охотников такими жилетами. В основном же все старались как можно лучше слиться с окружающим миром, прячась неизвестно от кого. Давно выяснено, что большинство млекопитающих лишено цветного зрения, а многолетняя практика использования ярких жилетов или курток при коллективных охотах по всему миру показала, что яркие элементы одежды никак не влияют на добычливость охот, а вот на безопасность влияют в самом положительном смысле. Поэтому в новых Правилах введен пункт 12
Читайте также:  Статья 29. Ответственность должностных лиц, организаций и граждан

Статья 41. Права и обязанности охотника

     1.
Охотник — гражданин Российской Федерации,
иностранный гражданин или лицо без
гражданства, которому право охоты
предоставлено действующим
законодательством.      

     2.

Охотник имеет право:            а)
на охоту во всех охотничьих угодьях на
территории Тюменской области на условиях
и в пределах, допускаемых федеральным
законом и законами субъектов Российской
Федерации;            б)
собственности на добытую им охотничью
продукцию по приобретенным им именным
разовым лицензиям, если иное не
предусмотрено договором с охотпользователем,
в границах выделенного ему участка
охотничьих угодий, где производилась
охота;            в)
быть учредителем или членом общественных
охотничьих организаций
(объединений);            г)
быть членом общественной охотничьей
инспекции.      

     3.

Охотник обязан:            а)
соблюдать Правила охоты;            б)
иметь при себе на охоте документы,
удостоверяющие его право на охоту, и
предъявлять их по требованию уполномоченных
должностных лиц и общественных охотничьих
инспекторов;            в)
соблюдать меры безопасности на
охоте;            г)
в установленный срок возвращать разовые
именные лицензии по месту их получения
с указанием результатов охоты.            

Статья 42. Порядок предоставления права пользования охотничьими животными в границах участков охотничьих угодий юридическим лицам

     1.

Предоставление права пользования
охотничьими животными в границах
участков охотничьих угодий для ведения
охотничьего хозяйства российским
юридическим лицам осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством,
настоящим Законом, законами Ямало-Ненецкого
и Ханты-Мансийского автономных округов,
а также другими правовыми актами
Тюменской области, Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов,
а в части предоставления земельных
участков в границах выделенного участка
охотничьих угодий — норм земельного,
водного и лесного законодательств
Российской Федерации.      

     2.

Ресурсы охотничьих животных предоставляют
в пользование:            —
в отношении объектов охотничьих животных,
находящихся в федеральной собственности,
— соответствующий специально уполномоченный
орган по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира
и среды их обитания на основании решения
Правительства Российской
Федерации;            —
в отношении ресурсов охотничьих животных,
не находящихся в федеральной собственности,
— специально уполномоченный государственный
орган по охране, контролю и регулированию
использования ресурсов охотничьих
животных и среды их обитания (государственный
орган по регулированию охоты) исполнительных
органов власти Тюменской области,
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов на основании решения
органа исполнительной власти Тюменской
области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов.            Долгосрочную
лицензию на пользование ресурсами
охотничьих животных для ведения
охотничьего хозяйства выдает
государственный орган по регулированию
охоты исполнительных органов власти
Тюменской области, Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов
на основании решений Правительства
Российской Федерации или органа
исполнительной власти Тюменской области,
Ханты — Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов.      

     3.

Для получения права пользования
охотничьими животными в определенных
границах участка охотничьих угодий для
ведения охотничьего хозяйства
заинтересованное юридическое лицо
подает в государственный орган по
регулированию охоты заявку, в которой
указывает:            а)
сведения о заявителе;            б)
перечень видов охотничьих
животных;            в)
границы и площадь участка охотничьих
угодий, необходимых для осуществления
использования заявленных видов охотничьих
животных;            г)
предлагаемый срок пользования ресурсами
охотничьих животных.      

     4.

Государственный орган по регулированию
охоты в месячный срок рассматривает
заявку и дает заключение о возможности
предоставления заявителю права
пользования охотничьими животными в
определенных границах охотничьих угодий
для ведения охотничьего хозяйства или
об отказе в нем.            В
случае отказа в предоставлении заявителю
права пользования охотничьими животными
в определенных границах охотничьих
угодий государственный орган по
регулированию охоты обязан мотивировать
причины отказа.      

     5.

В заключении о предоставлении заявителю
права на пользование охотничьими
животными государственный орган по
регулированию охоты определяет границы
участка охотничьих угодий для ведения
охотничьего хозяйства, пределы и условия
пользования охотничьими животными для
осуществления охоты и ведения охотничьего
хозяйства на основании согласования с
собственниками земель, землевладельцами
и специально уполномоченными
государственными органами по охране и
регулированию использования водных и
лесных ресурсов.      

     6.

Губернатор Тюменской области, Губернаторы
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов на основании
заключения государственного органа по
регулированию охоты принимают решение
о выделении заявленной территории
(акватории), необходимой для осуществления
пользования ресурсами охотничьих
животных для ведения охотничьего
хозяйства, согласовав с собственниками
земель, землевладельцами, владельцами
лесного фонда на указанной территории,
со специально уполномоченным
государственным органом управления и
использования водного фонда условия
выделения этой территории (акватории)
за плату или бесплатно в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и законодательствами Тюменской области,
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов. Результаты
согласования вносятся в долгосрочную
лицензию на пользование ресурсами
охотничьих животных для ведения
охотничьего хозяйства.      

     7.
На основании решения органа исполнительной
власти Тюменской области, Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов
государственный орган по регулированию
охоты выдает заявителю долгосрочную
лицензию на пользование охотничьими
животными в порядке, установленном
Федеральным законом «О животном
мире».

           На
использование видов охотничьих животных,
охота на которых в установленных
договором границах охотничьих угодий
разрешена, но которые не востребованы
заявителем в пользование, государственный
орган по регулированию охоты может
выдавать гражданам именные разовые
лицензии в порядке, установленном для
охотничьих угодий общего пользования,
по согласованию с охотпользователем.      

     8.

Органы исполнительной власти Тюменской
области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов на основании
заключения государственного органа по
регулированию охоты и согласования
пределов и условий посещения охотничьих
угодий для осуществления охоты заключает
с заявителем договор о выделении участка
охотничьих угодий в границах, необходимых
для ведения охотничьего хозяйства, с
учетом требований гражданского
законодательства.      

     9.
При предоставлении права пользования
охотничьими животными в границах участка
охотничьих угодий должны учитываться
финансовые возможности заявителя,
обеспеченность его кадрами специалистов
и опыт ведения охотничьего
хозяйства.

           Преимущественное
право пользования охотничьими животными
в границах охотничьих угодий
отдается:            —
охотпользователям, ранее осуществлявшим
ведение охотничьего хозяйства на данной
территории;            —
землевладельцам и владельцам лесного
фонда, располагающим соответствующими
средствами и специалистами.            При
наличии нескольких равных по приоритету
претендентов на один и тот же участок
охотничьих угодий пользователя определяют
на основе конкурса, организуемого
органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.      

     10.
Охотничьи угодья, необходимые для
осуществления пользования охотничьими
животными, могут быть выделены
охотпользователю за плату или бесплатно
в соответствии с условиями договора.

За плату предоставляются участки
охотничьих угодий, если их использование
для нужд охотничьего хозяйства исключает
использование таких участков по прямому
назначению, определяемому земельным,
лесным и водным законодательствами
Российской Федерации и законодательствами
Тюменской области, Ямало-Ненецкого и
Ханты — Мансийского автономных
округов.            

Ссылка на основную публикацию