Статья 4. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Рис. 1.2. Уровневая структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

  • Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
  • Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
  • Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:
  1. повседневной деятельности;
  2. повышенной готовности;
  3. чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности — при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

В режиме повседневной деятельности осуществляется наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению ЧС, повышению уровня безопасности населения, укреплению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств, пригодных к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности — функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации — функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.

В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия органа местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • на объектовом уровне — комиссия организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ГОЧС, которыми являются (рис. 1.2):

  • на федеральном уровне — МЧС России;
  • на межрегиональном — региональные центры;
  • на региональном — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
  • на муниципальном — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
  • на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

К органам повседневного управления РСЧС относятся:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС, организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах — органами исполнительной власти субъектов РФ.

Силы и средства РСЧС (рис. 1.3) подразделяются на :

  • силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
увеличить изображениеРис. 1.3. Силы и средства РСЧС

  1. Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
  2. Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  3. В состав этих сил входят соединения и части Войск ГО РФ, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и организациями РФ.
  4. Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
  5. Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, определяемыми для них законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов.
Читайте также:  Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
  • 1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • 2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • 3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • 4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • 5. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • 6. организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
  • 7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • 8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • 9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • 10. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • 11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • 12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  1. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
  2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Имеет пять уровней:
  4. · федеральный (вся территория Российской Федерации): управление – гос. органы исполнительной власти, силы – федерального центра, средства – федерального бюджета),

· межрегиональный (территория субъекта Российской Федерации) – силы Фед. округа, средства субъекта РФ, орган управления – Фед. округа),

  • · территориальный (межмуниципальный): управление – органы испол. власти субъекта РФ, силы – субъекта РФ, средства – бюджет субъекта РФ),
  • · муниципальный: управление и силы – органы местного самоуправления, , средства – муниципального бюджета),
  • · местный (локальный): управление – руководство предприятия, собственными силами и средствами)
  • Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:
  • · силы и средства наблюдения и контроля (органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей);

· силы и средства ликвидации последствий ЧС (военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно восстановительные формирования федеральных и других организаций; военизированные противоградовые и противолавинные служб Росгидромета и т.п.).

  1. Система РСЧС функционирует в трех режимах:
  2. 1. повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпи­демий);
  3. 2. повышенной готовности (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возмож­ности возникновения ЧС);

3. чрезвычайный (при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций).

  • Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.2):

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  • Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.3)
  1. Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  2. Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  3. Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  4. Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.4)

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В последние десятилетия во всем мире интенсивно развивается научно-практическое направление «медицина катастроф», связанное с оказанием экстренной медицинской помощи (ЭМП) одновременно большому числу пораженных. Медицина катастроф является составной частью системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.

Опыт мирового сообщества по управлению экстренными медицинскими силами ЧС, организации федерального и регионального уровней управления и их взаимодействия представляет значительный интерес.

Системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации стали создаваться в различных странах после ряда крупных химических аварий (г. Бхопал, Индия, 1984 г.; г. Сезево, Италия, 1975 г.; г. Аббистед, Великобритания, 1984 г. и др.). В США со второй половины 80-х гг. Агентство окружающей среды ведет интенсивную работу по созданию системы быстрого реагирования при химических авариях.

Изучение зарубежного опыта показывает, что для каждой страны характерны свои особенности в создании систем защиты и спасения населения при ЧС. И хотя большинство авторов отмечает, что лучших результатов можно достичь при централизованном руководстве, опыт Франции свидетельствует об обратном.

  • Учитывая накопленный опыт по ликвидации медицинских последствий аварий и катастроф, специалисты на первый план выдвигают профессиональную подготовку кадров, заблаговременное проведение мероприятий по обеспечению материально-технической базы, связь и взаимодействие различных аварийно-спасательных служб, а также международное сотрудничество.
  • Соединенные Штаты Америки
  • На государственном уровне за разработку мероприятий и определение общей политики предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий отвечает несколько ведомств, подчиняющихся непосредственно президенту страны.
  • ü Основным ведомством, которому отводится главная роль при катастрофах, является FEMA (Federal Emergency Management Agency):

· координирует деятельность органов гражданской обороны штатов, федеральных министерств и ведомств (министерства энергетики, министерства транспорта и др.) и предприятий частного сектора.

  1. · обеспечивает подготовку кадров, обучение населения и распространение информации по вопросам ГО,
  2. · проведение научно-исследовательских работ,
  3. · решение задач по борьбе с терроризмом,
  4. · контроль за использованием электронных средств массовой информации в период чрезвычайного положения,
  5. · взаимодействия с Вооруженными силами.
Читайте также:  Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей

FEMA непосредственно связано с региональными центрами и центрами чрезвычайного реагирования штатов.

Городской центр взаимосвязан со следующими агентствами и организациями: управлением коммунального хозяйства, школами, воинскими частями, больницами и другими медицинскими учреждениями, в том числе и военными, Американским отделением Красного Креста, Армией спасения, страховыми агентствами, пожарными агентствами, окружными следственными отделами, местными радиолюбительскими обществами, транспортными агентствами.

ü Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях в США осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф (National Disaster Medical System — NDMS).

Ответственными за NDMS являются министерство здравоохранения и социального обеспечения и министерство обороны. Материальную поддержку оказывают FEMA и Комитет ветеранов.

  • NDMS занимается
  • · планированием организационных, эвакуационных, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий,
  • · организацией отрядов специализированной медицинской помощи и распределением пораженных по госпиталям в случае возникновения бедствия.
  • ü В соответствии с директивой президента министерство здравоохранения и социального обеспечения, ответственное за медицинское обеспечение гражданского населения при возникновении ЧС, осуществляет руководство медицинской службой ГО.
  • Франция

Принята децентрализованная форма координации спасательных работ. Каждый департамент и крупный населенный пункт имеет собственную специальную систему сил и средств для ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий, приводящих к появлению большого числа пострадавших.

Сигнал о катастрофе поступает сначала в полицию, а затем передается в Центральный совет по организации и помощи службам префектуры.

ü Неотложная медицинская служба — SAMU:

На каждом из 97 пунктов круглосуточно дежурят терапевты, хирурги, анестезиологи-реаниматологи и средний медицинский персонал.

Кроме того, SAMU укомплектована специалистами, постоянно работающими в других учреждениях (медицинских, полицейских, пожарных, транспортных и др.) и прошедшими специальную подготовку по 400-часовой программе.

В специализированных командах скорой медицинской помощи дипломированные спасатели берут на себя функции руководителей таких команд, а медицинский персонал в них выполняет только свои непосредственные обязанности.

ü Важную роль в системе оказания экстренной помощи людям, пострадавшим в результате ЧС, играют формирования добровольных спасателей, очень популярные во Франции в настоящее время. Французские ассоциации добровольных спасателей показали на деле свою эффективность, особенно в тех случаях, когда эти добровольные формирования были обеспечены необходимым снаряжением.

Массовое движение по оказанию первой помощи, как считают во Франции, должно развиваться. Созданию формирований спасателей уделяют большое внимание, оказывают помощь и поддержку государство, власти департаментов и городов.

Как считают во Франции, цель оказания первой помощи — принятие всех необходимых мер экстренной помощи при угрозе жизненным функциям организма. Дипломированный спасатель должен уметь вывести человека из критического состояния. Хорошо подготовленные спасатели включаются в спасательные мероприятия в случае крупных катастроф.

  1. Германия
  2. система скорой помощи при чрезвычайных ситуациях включает элементы медицины катастроф США и Франции.
  3. В случае катастрофы для оказания помощи вместе с полицией привлекаются все федеральные и коммунальные службы, пожарные части, а также вспомогательные службы и благотворительные союзы.

Например, в Баварии существует около 7800 добровольных пожарных команд, насчитывающих примерно 348 тыс. пожарных, 6 профессиональных и около 400 заводских и производственных пожарных команд. В их компетенцию входит не только противопожарная защита, но и оказание технической помощи.

ü Среди добровольных вспомогательных служб наиболее крупной организацией является Баварский Красный Крест, который для региональных крупномасштабных случаев располагает в качестве федерального резерва поездом помощи «Бавария». Поезд обеспечивает оказание помощи примерно 4 тыс. лиц по линии медицинской службы и службы обслуживания. Кроме того, он располагает 19-ю полностью оснащенными инфекционными госпиталями.

  • Швеция
  • ü Служба неотложной медицинской помощи при катастрофах находится в ведении пожарного управления министерства внутренних дел страны.
  • ü Шведская ассоциация неотложной медицинской помощи

проводится усиленный курс для службы скорой помощи и спасателей. Цель обучения — выработка навыков оказания помощи пострадавшим при пожарах и взрывах, разрушениях конструкций, оползнях, наводнениях и штормах, дорожно-транспортных происшествиях, радиоактивном заражении местности, утечках нефти и опасных химических веществ.

ü Национальное управление спасательных служб, руководящее в чрезвычайных ситуациях аварийными работами спасателей 284 местных органов самоуправления.

Оно несет ответственность за организацию и обучение муниципальных и спасательных служб коммун, оказывает справочно-консультативную помощь при их работе в экстремальных ситуациях, обеспечивает население всей необходимой информацией и др.

В чрезвычайных ситуациях медицинские учреждения Швеции переходят в подчинение командования гражданской обороны соответствующего уровня и готовы принять до 200 тысяч пораженных (общая численность населения — 8 млн человек).

Кроме того, могут быть развернуты 92 стационарных, 90 временных госпиталей и 76 отдельных медицинских пунктов.

Для этого на государственных, муниципальных складах и складах коммун созданы соответствующие запасы медикаментов, медицинского оборудования и других материальных средств.

Великобритания

ü центральным органом, координирующим действия аварийно-спасательной службы в стране, является министерство внутренних дел.

ü В составе правительства, кроме министерства внутренних дел, в координации подготовки и проведения аварийно-спасательных работ участвует ведущее министерство, в ведении которого находится район или объект, оказавшийся в зоне бедствия.

Наряду с министерством внутренних дел оно информирует о происшествии и ходе ликвидации его последствий правительство, парламент и население.

При крупных бедствиях после оценки ведущим министерством масштаба и характера создавшейся чрезвычайной ситуации кабинет министров вырабатывает необходимые решения по проведению спасательных работ и оказанию помощи местным властям, соответствующим службам и населению.

Бельгия

ü система реагирования при возникновении ЧС включает 5 центров кризисных ситуаций, укомплектованных профессиональными специалистами. Руководит ими министерство внутренних дел страны. Центры оснащены необходимыми техническими средствами локализации аварий и спасения людей.

ü Управление силами и средствами потенциально опасных объектов, а также кризисных центров осуществляется в единой системе информационного обеспечения.

ü Подготовка аварийно-спасательных подразделений и специалистов предприятий организована на базе специального центра, оснащенного необходимым оборудованием и укомплектованного квалифицированными преподавателями. В нем имеется полигон, учебные места для отработки практических действий в чрезвычайной обстановке.

  1. В Бельгии создана серьезная законодательная база в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения:
  2. — Только в этой стране принят закон о налогообложении промышленных фирм, эксплуатирующих объекты повышенного риска.
  3. — Система страхования также отличается от российской, являясь действенным экономическим рычагом, повышающим заинтересованность руководителей фирм в обеспечении безопасности своих объектов.
  4. Голландия

национальный план предусматривает при возникновении ЧС использование 20 больниц, каждая из которых располагает бригадой экстренной медицинской помощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицинских сестер. При необходимости эти бригады направляются на место катастрофы и оказывают помощь пораженным (до 200 чел. в час).

Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Учебные вопросы:

  1. Понятий о ЧС и катастрофе, их классификация, медико-санитарные последствия.
  2. Определение, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС.
  3. Организационная структура РСЧС, ее силы и средства.
  4. Режимы функционирования РСЧС, их содержание. Группы мероприятий проводимые  РСЧС.
  5. Основные понятия в области медицины катастроф, задачи, принципы организации ВСМК, режимы деятельности.
  6. Организация ВСМК.
  7. Служба медицины катастроф  Министерства здравоохранения России.
  8. Служба медицины катастроф МО России. Силы и средства РЖД и МВД России для  ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
  9. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы в условиях работы в ЧС.
  10. Управление службой медицины катастроф.

Введение

В нашей стране проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в, следствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты после Гражданской войны. Это было связано с бурным развитием авиации и возросшими ее возможностями по нанесению ударов в тылу страны.

Первоначально решение этих вопросов было возложено на систему МПВО, образованную в 1932г. затем в 1961г. преобразованную в систему ГО.

В 80-е годы прошлого века  несколько уменьшилась международная напряженность, но быстро начали накапливаться проблемы ЧС природного и техногенного характера (Чернобыль, Уфа. Армения, Арзамас, Иваново и т.д.)

Совокупный материальный ущерб от ЧС в год достигает 10-15% валового внутреннего продукта страны (в 2011 году 380 миллиардов рублей). За 2012 год в нашей стране произошло 437 ЧС,  из которых 228 техногенных, 148 природных, 56 биолого-социальных. В их  погибло 819 человек, пострадало 95105 человек.

  • В автомобильных катастрофах в РФ гибнет в год до 30 тысяч человек, в огне ежедневно в стране погибает 49 человек. За последние десятилетия резко возросло количество засух, пожаров, ураганов, наводнений и эпидемий (последние в 2 раза)
  • Вопрос № 1 «Понятий о ЧС и катастрофе, их классификация, медико-санитарные последствия».
  • ЧС – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте,  сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником ССП, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, нарушение условий жизнедеятельности людей, значительные материальные потери и экономический ущерб и  требует  на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
  • ЧС —  условно подразделяются на: СБ, Аварии и Катастрофы.
  • СБ — разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
  • Авария – опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.
  • Катастрофа – ее можно трактовать, как крупную аварию с человеческими жертвами, с разрушением или уничтожением объектов, зданий, сооружений и других материальных ценностей, с нанесением ущерба окружающей среде. 
  • В интересах здравоохранения катастрофа трактуется, как внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшее ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшее диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в ЭМП, с другой стороны.
  • При катастрофах, часто требуется применения других способов, технологий и методологии оказания медпомощи, чем в повседневной практике здравоохранения.
  • Классификация     катастроф
Читайте также:  Статья 34.1. утратила силу с 1 января 2013 года. - федеральный закон от 30.12.2012 n 283-фз.

I группа.  Естественные  или  природные катастрофы.

  1. – Метеорологические:   Бури (ураганы),  морозы, засухи, пожары
  2. – Теллурические и тектонические:   Извержения вулканов,  землетрясения.
  3. – Топологические:   Наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.
  4. – Космические:  Падение метеоритов и прочие  космические катаклизмы.

 II группа.  Искусственные  или технологические катастрофы.   

–       Транспортные:  Авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте.

–       Производственные:  Механические, химические, радиационные, термические.

III группа.  Специфические.

–       Войны и вооруженные конфликты.

IV группа.  Биолого – социальные.

  • –       эпидемии
  • –       терроризм,
  • –       голод,
  • –       наркомания (токсикомания),
  • –       общественные беспорядки,
  • –       алкоголизм.
  • Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них в соответствии с ФЗ «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера» разработана следующая классификация ЧС.
  • Классификация ЧС природного и техногенного характера
  • (постановление Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года)
Характерологические  признаки
Кол-во пострадавших (чел) Размер материального ущерба Зона ЧС
Локальная Не более 10 Не более 100 тыс. рублей Не выходит за пределы объекта
Муниципальная Не более 50 Не более 5 мил. руб. Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения
Межмуниципальная Не более 50 Не более 5 мил. руб. Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию
Региональная Свыше 50, но не более 500 Свыше 5 мил. руб., но не более 500 мил. рублей Не выходит за пределы территории одного субъекта РФ
Межрегиональная Свыше 50, но не более 500 Свыше 5 мил. руб., но не более 500 мил. рублей Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ
Федеральная Свыше 500 чел. Свыше 500 мил. руб.

 

  1. Локальная ЧС — ликвидируется  силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

  2. Муниципальная ЧС  — ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.
  3. Межмуниципальная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.

  4. Региональная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.
  5. Межрегиональная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ оказавшихся в зоне ЧС.

  6. Федеральная ЧС —  ликвидируется по решению Правительства РФ.

Критерии ЧС  (пост. Правительства РФ № 261 – 92 г.):

  1. Число пораженных 10 и более;
  2. Число погибших 2 – 4 и более;
  3. Средне статистическая заболеваемость увеличилась в 3 раза;
  4. Средне статистическая смертность увеличилась при эпидемии в 3 раза;
  5. Возникло одновременно 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний или 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией или 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.

Во время ЧС на людей и окружающую природную среду  могут воздействовать следующие поражающие факторы.

  • Динамический (механический) –  приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.
    • Термический – приводит к различной степени ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)
    • Радиационный –  приводят к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь. 
    • Химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).
    • Биологический – это бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям). 
    • Психо — эмоциональный фактор — приводит к  различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций, до стойких нервно-психических заболеваний требующих длительной госпитализации и лечения.

Поражающие факторы катастроф могут воздействовать на различные органы и системы мгновенно или растянуто во времени. При этом вероятны множественные, комбинированные и сочетанные  поражения.

В результате воздействия поражающих факторов ЧС возникают Медико-санитарные последствия ЧС.  К ним относятся:

  1. потери среди населения,
  2. нарушение психики у людей в очагах поражения,
  3. осложненная санитарно-гигиеническая и эпидеми­ологическая обстановка в районе ЧС,
  4.  дезоргани­зация системы управления территориального здравоохранения,
  5. поте­ри медицинских сил и средств.
  • Классификация потерь среди населения
  •    Совокупные (или общие) потери среди людей  во время ЧС в очаге поражения подразделяются на: безвозвратные и санитарные потери.
  • Безвозвратные потери — это люди, погибшие в момент возникновения ЧС или умершие до поступления на первый этап медэвакуации (в медучреждение),  а также  пропавшие без вести.
  • Санитарные потери — это  пораженные и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС, потерявшие работоспособность и  нуждающиеся в оказании медпомощи.
  • Санитарные потери  классифицируются:
  • по структуре (по этиологическому фактору),
  • по тяжести,
  • по транспортабельности  и прочим признакам.

Величина потерь при некоторых катастрофах

Место, вид катастрофы Год Потери населения
раненые погибшие
Армения (землетрясение) 1988 31 000 25 000
г. Иваново (смерч) 1984 804 72
г. Арзамас (взрыв на ж.д.) 1988 840 91
г. Уфа ( взрыв на продуктопроводе) 1989 871 339
г. Бхопал. Индия (химическая авария) 1985 300 000 3000
г. Ульяновск (авария теплохода «Суворов») 1983 81 175
г. Новороссийск (авария теплохода «Нахимов») 1986 26 424

В структуре потерь при катастрофах значительную долю составляют дети (в среднем 20%). Особого внимания также заслуживают беременные женщины. В ЧС у 8-10% беременных женщин могут произойти преждевременные роды, а выкидыши  у 25-32% таких женщин.

Вопрос № 2 «Понятие, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС».

Ссылка на основную публикацию