Статья 242.2 БК РФ. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (действующая редакция)

с последними изменениями на сегодняшний день

  • По любым вопросам юридического характера
  • По телефону или на приёме в нашем офисе
  • Не навязываем платные услуги
  • Представляем полный порядок действий
  1. Выработка стратегии защиты Вашего права
  2. Подготовка досудебной претензии
  3. Составление жалоб в государственные органы
  4. Оформление и подача заявления в суд
  • Полное сопровождение дела до 100% результата
  • Представление интересов в досудебном порядке
  • Представление интересов в суде первой инстанции
  • Обжалование судебных актов и апелляции

Предоставим бесплатную консультацию по телефону горячей линии 8 (800) 201-78-33 в онлайн-чате в правом нижнем углу сайта, на личном приёме у нас в офисе.

В ходе консультации проанализируем Вашу ситуацию с точки зрения законодательства Российской Федерации

с последними изменениями на сегодняшний день.

Наш специалист определит всевозможные пути решения Вашей ситуации,выявить всевозможные подводные

камни и подскажет как их избежать.

Постоянную поддержку с Вашим личным специалистом В любое время мы на связи и вы всегда сможете

расчитывать на нас и воспользоваться нашими услугами.

  • Вы получите помощь уже на первой консультации.
  • Будете осведомлены и будете знать, как вести себя в Вашей ситуации.
  • Определитесь с порядком действий.

Более 10 тысяч успешных дел

Более 10 лет успешной работы

Приём заявок 24 часа в сутки

Контролируем законностьдеятельности банков

Обеспечиавем защитубезопасности наших клиентов

Пресекаем любые попыткинарушения прав наших клиентов

Пресекаем разглашение информациио долгах клиентов третьим лицам

Защищаем права наших клиентов какпотребителей финансовых продуктов

Добиваемся снижения илисписания выплат по долгам

Мария Мирошникова

Город Москва

Александра Смирнова

Город Москва

Просто честно ответьте себе на эти вопросы:

Вы хотите оградить себя и близких от проблем

юридического характера?

Вы хотите снизить Ваши проблемы юридического

характера до минимума?

Вы хотите, чтобы Ваши проблемы решали лучшие

юристы Москвы?

Записаться на приём к юристу

2021 Юридическая компания «Закон»

Возмещение вреда, причиненного органами государственной власти

   Возмещение убытков за действие и решения государственных органом и органов местного самоуправления вполне реализуемое мероприятие. По общему правилу основанием для получения компенсации являются факты несения реального ущерба или упущенной выгоды.

   Понятие реальный ущерб включает в себя несение гражданином расходов в случае, если его право было нарушено, а также необходимость нести расходы для восстановления нарушенного права. Упущенной выгодой закон называет неполученные доходы, которые гражданин мог получить в ситуации, когда его право не было нарушено.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет возместить вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!!!

Основания для возмещения убытков

   Основания для возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления выделены законом как отдельный вид гражданской ответственности государственных органов. Статья 16 Гражданского Кодекса РФ среди основания для возмещения указанных убытков называет:

  1. Незаконные действия государственных органов. Незаконность действий государственного органа, как основание для наступления гражданской ответственности перед потерпевшим, состоит в отсутствии законных оснований для произведения определенных действий, нарушением установленных законом процедур и изданием не основанном на законе акта, незаконным бездействием должностного лица государственного органа.
  2. Издание не соответствующего закону (или иному правовому акту) акта государственного органа. Следует учитывать, что основание для возмещения ущерба, причиненного изданием государственным органом не соответствующего закону акта возникает только в случае признания такого акта незаконным. Еще подробнее про признание решений государственных органов вне закона на нашем сайте по ссылке.

   Таким образом, основаниями для возмещения убытков, причиненных государственными органами, являются расходы гражданина, связанные с нарушением его прав незаконными действиями государственных органов, изданием государственным органом акта, несоответствующего закону.

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами

   Последовательность действий для возмещения убытков, причиненных государственными органами, включает порядок обращения в государственный орган, а при наличии разногласий по поводу причиненного ущерба – обращение в суд. При этом обращение в государственный орган не является обязательной процедурой, которая должна предшествовать обращению в суд. Гражданин вправе выбрать порядок возмещения убытков.

   Обращение в государственный орган, причинивший вред, должно соответствовать общим требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан». В обращении необходимо указать:

  • Наименование государственного органа или должностное лицо, которому адресуется обращение
  • Свои фамилию, имя, отчество
  • Почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа на обращение
  • Личная подпись
  • Дата обращения

ВАЖНО: в обращении излагаются обстоятельства незаконных действий государственного органа, указываются данные о понесенном ущербе, излагается предложение возместить ущерб. Свои доводы необходимо подкрепить имеющимися доказательствами понесенных расходов или необходимости понести такие расходы.

   Обращение направляется в государственный орган, действия которого привели к несению убытков или должностному лицу такого органа, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса. Как правило, таким лицом является руководитель органа, его управлений, руководитель территориальных отделений органа.

   Порядок обращения в суд для возмещения убытков, причиненных государственными органами, регулируется правилами Гражданского и Гражданско-процессуального законодательства.

Гражданин предъявляет в суд исковое заявление с соблюдением требований в форме и содержанию искового заявления, соблюдением требований к подсудности иска, определив ответчика.

В судебном разбирательстве по делу гражданин обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается.

   Как правило, для возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа, необходимо доказать:

  • Неблагоприятные последствия в виде причинения вреда.
  • Факт несения расходов гражданином
  • Незаконность действий государственного органа.
  • Причинная связь между противоправными действиями и причиненным вредом.
  • Вина – субъективное условие ответственности

   Причиненный государственным органом вред возмещается из казны Российской Федерации, казны субъекта.

Подсудность исков к казне РФ

   В соответствии с действующим законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов выступают в суде органы государственной власти, в рамках их компетенции. В случае требований к казне РФ, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель денежных средств в лице соответствующего финансового органа или иного управомоченного органа.

   К примеру, если вред гражданину был причинен незаконными действиями должностных лиц следственного комитета РФ, то ответчиком по гражданскому иску будет Следственный комитет, осуществляющий функции главного распорядителя бюджетных средств. Если вред был причинен незаконными действиями (бездействием) судебного пристава – исполнителя, то от имени РФ ответчиком по иску будет Управление Федеральной службы судебных приставов.

   Дела, ответчиком по которым является территориальные органы государственной власти, подсудны районным судам.

В зависимости от характера вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, иск о возмещении такого вреда может быть подан в районный суд по месту выбору истца.

Так, дела, связанные с возмещением убытков вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконным применением меры пресечения могут предъявляться в суд по месту жительства истца.

   Кроме того, иск о возмещении убытков и компенсации морального вреда вследствие нарушения государственным органом прав субъекта персональных данных может быть так же подан по выбору истца.

По выбору истца может быть подан иск о возмещении вреда, причиненного здоровью, причиненного увечьем или полученным в результате потери кормильца, о восстановлении нарушенных пенсионных и жилищных прав и взыскании компенсации полученного вреда.

   В остальных случаях исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти или территориального органа.

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти

   Законодательством предъявляются общие требования к форме и содержанию искового заявления.

   Исковое заявление должно подавать в суд в письменной форме. Необходимо указать:

  • наименование суда
  • истца
  • место жительства истца
  • наименование ответчика и его место нахождения

   Кроме того, в основной части искового заявления необходимо описать обстоятельства, на которых основываются требования истца и перечислить доказательства, которыми такие обстоятельства подтверждаются. В исковом заявлении должна быть указана сумма требования о возмещении вреда, а также расчет данной суммы.

   К исковому заявлению о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, прилагаются копии иска по количеству ответчиков и третьих лиц, документ об оплате государственной пошлины. Кроме того, необходимо приложить к исковому заявлению документацию, подтверждающую обстоятельства причинения ущерба незаконными действиями государственного органа.

ВНИМАНИЕ: исковое заявление может быть подписано как истцом, так и его представителем.

   Обязанность оплатить государственную пошлину при подаче иска о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, не распространяется на истцов по искам о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, а также малоимущие лица и инвалиды. Ряд оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины распространяются только на случаи, когда цена иска не превышает 1000 000 рублей.

ПОЛЕЗНО: читайте еще советы, как правильно написать иск по ссылке, а также смотрите ВИДЕО

Читайте также:  Приложение 1. Средние размеры земельного налога

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

   Деятельность государственных органов исполнительной власти часто связана с риском нанесения ущерба жизни и здоровью, имуществу физических и юридических лиц.

Этот риск обусловлен специальными полномочиями на применение физической силы к лицам, совершающим правонарушения.

Осуществление таких специальных полномочий, если они основаны на законе, являются правомерными действиями государственного органа. Однако, такой вред так же подлежит компенсации.

   На практике, чаще всего причинителями вреда вследствие осуществления специальных полномочий являются органы следствия, дознаний, полиции, органы исполнения решений суда и приговоров, таможенные органы.

   Для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственного органа, оценке подлежат два момента – характер причинивших вред действий (их правомерность, основанность на законе, их соответствие необходимым мерам), а также наличие правовой нормы, закрепляющей ответственность за вред, причиненный этими действиями.

   Так, прямые указания на возмещение вреда лицам, понесшим ущерб ввиду правомерных действий государственного органа, содержит федеральный закон «О противодействии терроризму».

Указанный закон своими нормами правомерным причинением вреда называет лишение жизни террориста, причинение вреда здоровью и имуществу такого лица.

Кроме того, правомерным причинением вреда называется причинение вреда интересам личности, общества и государства при пресечении террористического акта, осуществлении иных контртеррористических мер.

   Нормы, направленные на возмещения вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников таможенных органов содержатся в Таможенном Кодексе ЕАЭС. В соответствии со ст. 352 ТК ЕАЭС, причиненные правомерными действиями органов таможни убытки не подлежат возмещению.

Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС.

Учитывая, что российским законодательством не применяются специальные нормы, направленные на возмещение вреда от правомерных действий таможенных органов, возможность возмещения такого вреда не имеет прямых оснований.

   Таким образом, возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, является казуальным правовым вопросом, требующим оценки в каждом индивидуальном случае.

Помощь адвоката в вопросе получения компенсации с государства

   В случае необходимости взыскания компенсации за вред, причиненный незаконными или правомерными действиями государственного органа, чаще всего необходима помощь адвоката по гражданским делам г. Екатеринбург.

   Наш адвокат сможет:

  • оценить возможность возмещения вреда
  • определить основания возмещения вреда
  • составить исковое заявление
  • представлять интересы доверителя в суде
  • оказать иную юридическую помощь на основании заключенного с нами соглашения

   Профессиональный адвокат способен правильно выбрать способ защиты права, верно обосновать исковые требования и доказать обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела. Все еще думаете?! Пора начинать сотрудничество с нами, звоните уже сегодня!!!

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Исполнение решения суда о взыскании с казны | Адвокат Мугин Александр

  Взыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

  • Сейчас хочу поделиться особенностями предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.
  • Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

К слову, лично мне не совсем понятно, почему в данном пункте оставлены без внимания индивидуальные предприниматели. Представляется, что на индивидуальных предпринимателей законодательство применяется по аналогии.

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а конкретно глава 24.

1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст.

239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

  1. Более того, служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).
  2. Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.
  3. Для начала обозначу перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.
  4. Во-первых, это сам исполнительный документ – исполнительный лист или судебный приказ(поскольку взыскание средств бюджета по судебному приказу крайне редко, в дальнейшем буду говорить только об исполнительном листе).

Думаю не стоит говорить, что исполнение арбитражного решения о взыскании средств бюджета производится на основании исполнительного листа, отвечающего обязательным требованиям к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения арбитражного суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, читаем решения, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

  • Поскольку арбитражный суд, направляет свои решения сторонам по почте, соответственно направляет их без отметки о вступлении в законную силу, то не забудьте позаботиться о том, чтобы одновременно с получением исполнительного листа у вас было соответствующее решение суда с отметкой, для этого одновременно с ходатайством о выдаче исполнительного листа попросите выдать и решение.
  • Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.
  • Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.
  • С образцом заявления о принятии исполнительного листа вы можете ознакомиться в образцах документов.
  • Условия исполнения судебных актов
  • Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и  22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

  1. Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:
  2. – непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);
  3. – несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ,  АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;
  4. – нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;
  5. – отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Так куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику. Для меня очевидно, что если хочешь чтобы что то было сделано хорошо, сделай это сам.

Для начала необходимо определиться с кого взыскиваются средства. Как определить ответчика, в частности, по государственному контракту я ранее рассказывал.

  • Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
  • Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) –  документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
  • Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования),  документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
  • Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.
  • Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.
  • И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.
  • Определившись с должником, вы поймете куда отправлять исполнительный лист.
  • Порядок исполнения исполнительного листа
  • Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Читайте также:  Статья 37. сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

Случаи, в которых исполнение судебного акта может быть приостановлено, описаны в ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

А теперь важный момент, на который я уже как то обращал внимание.

Если вы спорите с казенным учреждением, то необходимо помнить, что по долгам учреждения собственник несет субсидиарную ответственность (см. ст. 120 ГК РФ).

  1. Поэтому бывает целесообразно привлекать к участию в процессе собственника учреждения в качестве соответчика и просить суд взыскать с собственника учреждения в субсидиарном порядке.
  2. Так вот в случае предъявления судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежных обязательствам федеральных или муниципальных казенных учреждений бывает, что лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа не достаточно.
  3. Конечно органы, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств бюджета должны обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, и в случае каких либо нарушений со стороны учреждения-должника приостанавливается осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, только, как вы понимаете, на вашем счете от этого денег не прибавиться.
  4. Соответственно при наличии в решении арбитражного суда фразы о том, что в случае отсутствия денежных средств у учреждения – взыскать с собственника, вы обеспечиваете себя тем, что решение суда будет исполнено в течение трех месяцев за счет собственника учреждения.
  5. Если вам понравилась настоящая статья подписывайтесь на рассылку статей.

П.С. Возможно вам будет интересная статья “Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты“

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Исполнение судебных актов в отношении государства

Положения ст. 242.

2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. Как было указано ранее, судебные акты о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей бюджетных средств исполняются в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 БК РФ.

Статьями 165 и 242.

2 БК РФ на Минфин России возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. 1069, 1070 ГК РФ), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации. В указанном случае исполнительные документы направляются в Минфин России.

Зачастую суд в своем решении и исполнительном листе указывает о взыскании денежных средств не с публично-правового образования, а с органа, представлявшего интересы такого образования в суде, либо взыскивает денежную сумму с публично-правового образования, но в лице конкретного органа (например, администрации муниципального образования, комитета финансов и т.д.).

Необходимо различать ответчика (должника) в материальном правоотношении и процессуального ответчика, т.е. то лицо, которое в суде выступает от имени публично-правового образования.

В письме от 3 марта 2008 г. № 42-7.1-15/9.

2-87 «Об исполнении органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств» Казначейство указало на то, что исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, резолютивная часть которого не содержит ссылки на субсидиарную ответственность главных распорядителей средств бюджета, должен быть возвращен с разъяснениями о необходимости направления данного исполнительного документа в соответствующий финансовый орган для исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.2 БК РФ.

Порядок взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств с органами, исполняющими судебные акты. Документы, предусмотренные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в соответствующие финансовые органы (в Министерство финансов РФ, финансовый орган субъекта Федерации, муниципального образования).

В пп. 2, 3 и 4 ст. 242.2 БК РФ предусмотрен порядок взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств с органами, исполняющими судебные акты.

Главный распорядитель бюджетных средств, представлявший в суде интересы Российской Федерации (субъекта Федерации, муниципального образования) в соответствии с п. 3 ст.

158 БК РФ, обязан направить в Минфин России (финансовый орган субъекта Федерации, финансовый орган муниципального образования) информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к Российской Федерации (субъекту Федерации, муниципальному образованию) и приводящих к взысканию средств за счет казны Российской Федерации (казны субъекта Федерации, муниципального образования), главный распорядитель бюджетных средств, представлявший в суде интересы Российской Федерации (субъекта Федерации, муниципального образования), также информирует Министерство финансов Российской Федерации (финансовый орган субъекта Федерации, муниципального образования) о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель бюджетных средств обязан предоставить в Минфин России (финансовый орган субъекта Федерации, муниципального образования) информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

Финансирование расходов, связанных с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст. 69 БК РФ).

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РОССИЙСКОЙ Федерации (п. 3 ст. 217 БК РФ).

В соответствии со ст. 166 БК РФ руководитель Министерства финансов Российской Федерации (министр финансов) имеет исключительное право вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

Например, как указал Конституционный Суд РФ, применимо к местным бюджетам, «данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац девятый ст. 69).

Соответствующие изменения вносятся в сводную бюджетную роспись при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели (п. 5 ст. 242.2 БК РФ).

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абз. 10 ст. 6, абз. 1 п. 3 ст.

217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что гл. 24.1 БК РФ предусмотрено полное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

Указанный порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (субъекта Федерации или муниципального образования) позволяет расходовать средства соответствующего бюджета сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, и производить перечисление денежных средств в счет исполнения любого судебного решения о взыскании.

Такой подход соответствует правовой позиции Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал на то, что не каждая задержка в исполнении решения суда представляет собой нарушение «права на суд», а лишь такая, которая искажала бы саму суть данного права, гарантируемого ст.

6 Европейской конвенции; при этом, если речь идет об исполнении судебных решений, вынесенных по искам к органам публичной власти, государство во всяком случае не вправе ссылаться на недостаточность денежных средств как на основание неисполнения судебного решения (Постановления от 9 декабря 1994 г.

Читайте также:  Глава ix. особенности возникновения и прекращения имущественных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия

по делу «Греческие нефтеперегонные заводы «Стран» и Стратис Андреадис (Stran Greek Refineries and Stratis Andreadis) против Греции», от 19 марта 1997 г. по делу «Хорнсби (Hornsby) против Греции», от 7 мая 2002 г. по делу «Бурдов (Burdov) против России», от 18 ноября 2004 г.

по делу «Вассерман (Wasserman) против России» и др.).

Порядок исполнения судебных актов за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, следует также рассматривать с учетом позиции ВАС РФ.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» «недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ».

Пленум ВАС РФ делает вывод, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока (подробнее см. параграф 3.3 гл.

3 данного пособия).

Срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

Общий срок принудительного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований составляет два месяца со дня возбуждения исполнительного производства (ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

В то же время согласно указанному Закону, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Такой срок предусмотрен в п. 6 ст. 242.2 БК РФ, который составляет три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

В отличие от Закона об исполнительном производстве в БК РФ не указаны последствия истечения данного срока. В п. 6 ст. 242.2 БК РФ срок исполнения судебных актов сформулирован таким образом, что на практике возникает вопрос о последствиях его истечения.

Такая неопределенность позволила Пленуму ВАС РФ вынести постановление в пользу взыскателя, связав положения БК РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве», касающиеся порядка исполнения судебных актов в отношении публично-правовых образований (постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»)1См.: Селионов И.В. Участие судебных приставов-исполнителей в исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2009. № 1..

Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 436 и 437 ГПК РФ суд обязан или имеет право приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (ст. 39).

К рассматриваемым правоотношениям можно отнести, например, приостановление исполнительного производства судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и Законом об исполнительном производстве, полностью или частично в случае оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве).

Учет и хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением. Порядок организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации.

Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (п. 7 ст. 242.

2 БК РФ).

В соответствии с указанной нормой БК РФ в отношении федерального бюджета в настоящее время действует Порядок организации работы в Министерстве финансов РФ по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации в соответствии с БК РФ, утвержденный приказом Минфина России от 15 августа 2006 г. № 271, в котором отражены, в том числе, вопросы учета и хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Порядок организации работы в
Минфине России по исполнению судебных актов о взыскании денежных
средств по искам к Российской Федерации в соответствии с БК РФ

Министерство финансов РФ
Департамент управления делами и контроля

  • Регистрирует в автоматизированной информационной системе Министерства финансов РФ исполнительные документы с приложениями (см. гл. 2 настоящего пособия) (регистрируются сведения, касающиеся номера регистрации исполнительного листа в Департаменте управления делами и контроля, даты регистрации исполнительного листа в Департаменте управления делами и контроля, номера исполнительного листа и др.).
  • Указанные документы, зарегистрированные в установленном порядке, направляются по описи в Правовой департамент не позднее рабочего дня, следующего за днем их регистрации в Минфине России.

Правовой департамент

  • Регистрирует поступившие исполнительные листы с приложениями в автоматизированной информационной системе Минфина России (регистрируются сведения, касающиеся даты регистрации исполнительного листа в Правовом департаменте, сумма, предъявленная к взысканию по исполнительному листу, регион и наименование судебного органа, выдавшего исполнительный лист и др.).
  • Проверяет поступившие документы на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным документам: на наличие оснований для возврата исполнительных документов без исполнения или отсутствие оснований для их возврата.

При наличии оснований, указанных в БК РФ, в течение 75 дней со дня поступления документов в Минфин России возвращает без исполнения поступившие документы взыскателю с указанием в сопроводительном письме в соответствии с п. 3 ст. 242.1 БК РФ причин возврата. В случае отмены судебного акта (постановления) возвращает оригинал исполнительного документа в суд, выдавший его. а остальные документы — взыскателю. При отсутствии оснований для возврата представленных взыскателем или судом документов не позднее 75 дней со дня их поступления в Минфин России направляет в Административный департамент оригиналы представленных документов (за исключением судебных актов (постановлений)) с отметкой на заявлении взыскателя или сопроводительном письме суда «Решение вступило в законную силу и подлежит исполнению».

  • Осуществляет учет и хранение копий исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Административный департамент

  • Не позднее 15 рабочих дней со дня получения вышеуказанных документов осуществляет их исполнение путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным взыскателем в его заявлении.

Перечисление денежных средств осуществляется платежным поручением, формируемым Административным департаментам, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, отраженных по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом Минфину России в Управлении Федерального казначейства по г. Москве.
В случае если в заявлении взыскателя содержатся неполные или неверные сведения о реквизитах банковского счета, на который подлежит перечислению взыскиваемая сумма, Административный департамент в течение 15 рабочих дней со дня получения от Правового департамента оригиналов исполнительных документов с приложениями направляет взыскателю запрос об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя — получателя средств.
Административный департамент по истечении 2-месячного срока со дня оплаты направляет с сопроводительным письмом оригинал исполнительного листа в суд. его выдавший, с отметкой об исполнении с указанием суммы, номера и даты платежного поручения, заверенный подписью уполномоченного лица и печатью Министерства (см. приложение к настоящему научно-практическому пособию).

  • При необходимости в установленном порядке направляет в Департамент бюджетной политики предложения по изменению показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета на оплату исполнительных листов судебных органов.
  • Осуществляет функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по вышеуказанным операциям со средствами федерального бюджета, а также по хранению копий оплаченных исполнительных документов и приложенных оригиналов документов, поступивших из Правового департамента, до сдачи их в архив.

Департамент бюджетной политики

  • Предусматривает по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в сводной бюджетной росписи федерального бюджета, утвержденной на соответствующий финансовый год, ассигнования федерального бюджета для исполнения судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации и в установленном порядке доводит эти показатели до Административного департамента.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]