Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер

Федеральный закон от 01.05.2019 N 83-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Принят
  • Государственной Думой
  • 18 апреля 2019 года
  1. Одобрен
  2. Советом Федерации
  3. 22 апреля 2019 года

Статья 1

Часть вторую статьи 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст.

801; 2011, N 43, ст. 5977; 2012, N 53, ст. 7579; 2017, N 27, ст.

3945) после слов «(за исключением договоров межведомственного характера),» дополнить словами «резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер,».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3610; 2007, N 49, ст. 6032; 2014, N 14, ст. 1559; 2016, N 7, ст. 904; 2018, N 24, ст. 3400) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«3. Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

Запрет или ограничение вывоза продукции военного назначения в целях обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».»;

2) абзац пятый части первой статьи 9 после слова «устанавливает» дополнить словами «запреты и (или)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4850; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 50, ст. 7351; 2013, N 48, ст. 6166) следующие изменения:

1) в пункте 3 части 1 статьи 13 слова «в целях участия Российской Федерации в международных санкциях» заменить словами «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»;

2) статью 37 изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью запрещается или ограничивается мерами, принятие которых необходимо для выполнения Российской Федерацией резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, в том числе мерами, отступающими от положений части 1 статьи 21, статей 22, 29 — 31 и 34 настоящего Федерального закона.».

Статья 4

  • Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 44) следующие изменения:
  • 1) наименование дополнить словами «и принудительных мерах»;
  • 2) в статье 1:
  • а) наименование дополнить словами «и принудительных мер»;
  • б) часть 1 после слов «специальных экономических мер» дополнить словами «и принудительных мер», после слов «международные договоры Российской Федерации,» дополнить словами «резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций,»;
  • в) в части 2 слова «, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций» исключить;
  • г) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Принудительные меры применяются для выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.»;

  1. 3) в статье 2:
  2. а) наименование дополнить словами «и принудительных мер»;
  3. б) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Цели и принципы применения принудительных мер определяются в соответствии с целями и принципами деятельности Организации Объединенных Наций, предусмотренными ее Уставом.»;

  • 4) в статье 3:
  • а) наименование дополнить словами «и принудительные меры»;
  • б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Под принудительными мерами понимаются коллективные меры, которые направлены на предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии или других нарушений мира и введение, изменение, приостановление или отмена которых предусмотрены резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.»;

5) дополнить статьей 4.1 следующего содержания:

«Статья 4.1. Применение принудительных мер

1.

Принудительные меры, их введение, изменение, приостановление или отмена имеют обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

2.

Применение принудительных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, связанными с противодействием терроризму и распространению оружия массового уничтожения, и реализация федеральными органами исполнительной власти своих полномочий и иными заинтересованными органами и организациями своих прав и обязанностей, связанных с применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных указанными резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными федеральными законами.

3.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и иные федеральные государственные органы во взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при необходимости и в соответствии со своей компетенцией принимают нормативные правовые акты в целях выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет общую координацию применения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями принудительных мер.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и иные органы и организации не реже одного раза в шесть месяцев в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информируют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о ходе применения принудительных мер и выявленных такими органами и организациями нарушениях требований резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.»;

6) дополнить статьей 5.1 следующего содержания:

«Статья 5.1. Срок применения принудительных мер

1.

Принудительные меры применяются в течение срока, установленного резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

2.

Принудительные меры, в отношении которых в резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций не указан срок их применения, действуют до отмены этих принудительных мер соответствующими резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.»;

7) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

«Статья 6.1. Опубликование резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер

1.

Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, подлежат официальному опубликованию, которым считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

2.

Предоставление текстов резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций для официального опубликования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем их размещения на русском языке на официальном интернет-портале Организации Объединенных Наций (www.un.org). Размещение (опубликование) текстов резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны незамедлительно после их предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем принятия резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, доводит до сведения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и иных органов и организаций дополнительную информацию, необходимую для выполнения указанных резолюций, включая решения вспомогательных органов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о включении физических и юридических лиц, а также организаций в санкционный перечень Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и об исключении их из этого перечня.».

Статья 5

  1. Внести в Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) следующие изменения:
  2. 1) в части 3 статьи 21 слова «меры, установленные Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» заменить словами «меры и (или) принудительные меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»;
  3. 2) в части 32 статьи 102 слова «мер, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» заменить словами «мер и (или) принудительных мер, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».

Статья 6

1.

Меры, предусмотренные актами Президента Российской Федерации, изданными в связи с принятием до дня вступления в силу настоящего Федерального закона резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, и относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (в редакции настоящего Федерального закона) к принудительным мерам, изменяются, приостанавливаются или отменяются в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, принятыми после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (в редакции настоящего Федерального закона) для применения принудительных мер.

Читайте также:  Статья 5. требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

2.

В случае принятия после дня вступления в силу настоящего Федерального закона резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих изменение, приостановление или отмену ранее введенных принудительных мер, акты Президента Российской Федерации, изданные в связи с принятием до дня вступления в силу настоящего Федерального закона резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, подлежат корректировке на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Статья 7

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 5 настоящего Федерального закона.

2.

Статья 5 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

  • Президент
  • Российской Федерации
  • В.ПУТИН
  • Москва, Кремль
  • 1 мая 2019 года
  • N 83-ФЗ

Законопроект о применении специальных экономических мер: обзор основных изменений

27 июля 2020 г.

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен законопроект № 996800-7 (1) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц» (2).

Законопроект подготовлен в целях создания правового механизма реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование).

В этих целях, в частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – 281-ФЗ), предусматривающие операции по блокировке всех денежных средств и имущества в отношении блокируемых лиц, в том числе совершаемые в их интересах или в их пользу.

  • Рассмотрим предлагаемые законопроектом изменения более предметно.
  • Обзор основных новелл, касающихся 281-ФЗ
  • Согласно части 2 статьи 3 281-ФЗ в соответствии с редакцией проекта Федерального закона, к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства/иностранных организаций/иностранных граждан/лиц без гражданства, а также юридических лиц, подконтрольных иностранным организациям/иностранным гражданам/лицам без гражданства (блокируемые лица), или возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (3). 
  • Также законопроект предлагает дополнить статью 3 281-ФЗ частью 2.2 (4), согласно которой специальные экономические меры могут быть направлены на: 
  • 1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; 
  • 2) запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц; 
  • 3) запрет или установление ограничений на осуществление внешнеэкономических операций;
  • 4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; 
  • 5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; 
  • 6) запрет или ограничение на заход в порты Российской Федерации судов и на использование воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
  • 7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
  • 8) запрет или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Лица, в отношении которых могут быть применены специальные экономические меры, законопроект предлагает объединить под понятием «блокируемые лица».

Помимо иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства в это понятие включаются и подконтрольные им юридические лица (3).

При этом в текущей редакции 281-ФЗ присутствует указание на постоянное проживание на территории иностранного государства (5), которое в законопроекте не фигурирует.

№1184356-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»
  • Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее — законопроект) устанавливает запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей.
  • Законопроект разработан в целях пресечения недобросовестного поведения на потребительском рынке, в том числе выражающегося в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением или исполнением договора.
  • Законопроектом предусмотрен запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).
  • Указанные нововведения призваны ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.

Изменения, вносимые законопроектом, соответствуют Руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 г., которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24 марта 2016 г. № С(2016)13 в соответствии с которыми компании должны защищать конфиденциальность потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой. Также в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации 91051988 о защите прав потребителей, законопроект предусматривает перечень условий, ущемляющих права потребителей.

  1. Особенность правоотношений с участием потребителей состоит в том, что применение к ним общих положений гражданского законодательства без учета специального правового регулирования может повлечь ущемление прав граждан.
  2. К числу основных принципов гражданского законодательства, предусмотренных в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, отнесен принцип свободы договора, в соответствии с которыми граждане и организации свободны в определении условий договора.
  3. Однако гражданин, вступающий в правоотношения с поставщиками товаров и услуг, банками и страховыми компаниями, которые обладают крупными экономическими и организационными ресурсами, является более слабой стороной.

Потребитель не принимает участия в определении условий договоров розничной купли-продажи, банковского вклада, потребительского кредита, страхования и др., не имеет реальной возможности влиять на содержание этих договоров, так как типовые положения о правах и обязанностях сторон договоров определяются в одностороннем порядке коммерческими организациями.

В Руководящих принципах для защиты интересов потребителей справедливо указано, что «потребители зачастую находятся в неравном положении с точки зрения материального достатка, уровня образования и переговорных возможностей».

В этой связи законопроект предусматривает дополнительные императивные требования к договорам с участием потребителей.

Необходимость установления перечня условий, ущемляющих права потребителей, также позволит своевременно информировать потребителей, а также субъектов предпринимательской деятельности о недопустимости включения в договоры ненадлежащих условий, противоречащих обязательным требованиям законодательства.

Дублирование норм, определенных положениями пункта 2 проектируемой статьи 16 Закона «О защите прав потребителей», с иными законами (например, Гражданским кодексом Российской Федерации) и иными нормативными правовыми актами не происходит, поскольку закон или иной нормативный правовой акт устанавливает правило поведения (императивные требования), а предлагаемый к рассмотрению законопроект устанавливает правило, запрещающее включать в договор с потребителем те условия, которые прямо или косвенно 91051988 противоречат императивным требованиям, закрепленным таким законом, что соотносится и с положениями статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

О необходимости принятия указанных дополнительных мер свидетельствуют также данные о том, что за последние 7 лет не произошло сокращения количества выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права.

При этом в договоры с потребителями, как показывает правоприменительная практика, продолжают включаться условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.

Примеры выводов суда при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов территориальных органов Роспотребнадзора о признании условий договора, ущемляющими права потребителей, а также выводов суда при рассмотрении гражданских дел по защите прав потребителей: 1) о неправомерности одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий обязательства хозяйствующим субъектом: положения договоров, включающие право банка на одностороннее изменение, а также на односторонний отказ кредитором от исполнения договора, противоречат статьям 310 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и ущемляют установленные законом права потребителя (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. № Ф08-986/2017 по делу № А63-3286/2016, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2020 г. № Ф02-1384/2020 по делу № А78-11505/2019, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2018 г. № Ф07-15238/2017 по делу № А56-88462/2016 и др.); условие абонентского договора об оказании услуг связи, предусматривающее право хозяйствующего субъекта на одностороннее изменение условий договора, ущемляет права потребителя (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2017 г. № 13АП-26394/2017 по делу № А56-31740/2017 и др.); право отказать в посещении клуба любому лицу без объяснения причин, является нарушением прав потребителей и норм действующего законодательства (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2019 г. № 10АП-5767/2019 по делу № А41-892/19 и др.). 91051988 2) о нарушении права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров: условие договора о территориальной подсудности споров — по месту нахождения хозяйствующего субъекта, ущемляет права потребителя и нарушает пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2018 г. № ФОЗ-3171/2018 по делу № А04-50/2018 и др.); включение хозяйствующим субъектом в договор безальтернативного условия о территориальной подсудности споров противоречит закону, создает невыгодные для потребителя условия по сравнению с гарантированными законом правами и ущемляет его права (Апелляционное определение Ивановского областного суда от 23 сентября 2019 г. № 33-2423/2019 и др.). 3) о незаконности штрафных санкций или иных обязанностях (обременениях) потребителя, препятствующих свободной реализации права: условие договора определяющее, что в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается, не соответствует положению статьи 32 Закона «О защите прав потребителей» и нарушает право потребителя (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2016 г. по делу № A33-14838/2015 и др.); включение в договор условия о запрете реализации потребителем права на отказ от договора ущемляет права потребителя (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2020 г. № Ф01-9146/2020 по делу № А38-6121/2019 и др.); включение в договор условия, устанавливающего санкцию за отказ потребителя от услуг исполнителя, ущемляет предусмотренное законом право потребителя в любое время отказаться от оказания услуги (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. №4-КГ16-9, Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22 февраля 2018 г. по делу № 33-2175/2018 и др.); 4) о недействительности условий, исключающих или ограничивающих ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом: расширение перечня обстоятельств, освобождающих хозяйствующего субъекта от ответственности за неисполнение договора, ущемляет права потребителей (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2020 г. № 08АП-368/2020 по делу № А70-18143/2019 и др.) 91051988 5) о незаконности обусловливания приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создания для потребителя иных обременений, в том числе предусматривающих обязательное заключение иных договоров; действия хозяйствующего субъекта, поставившего принятие объекта долевого строительства в зависимость от подписания дополнительного соглашения к договору вследствие изменения площади жилого помещения и изменения параметров балконного остекления являются неправомерными (Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 7 августа 2018 г. по делу № 33-5449/2018 и др.). банк обусловил предоставление кредита заемщику обязательным приобретением иных платных услуг — услуг по заключению договора личного страхования, что ущемляет права потребителя (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2020 г. № 09АП-18286/2020 по делу № А40-329351/2019 и др.). 6) о незаконности оказания дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя (постановление Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 6 февраля 2020 г. № Ф08-13062/2019 по делу № А53-27408/2019 и др.) 7) о незаконности ограничения установленного статьей 161 Закона о защите прав потребителя права на выбор способа оплаты товаров (работ, услуг); форма договора нарушает права потребителей, поскольку содержит условие о предоставлении кредита физическим лицам только в безналичном порядке путем единовременного зачисления суммы кредита на счет заемщика (Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 310-КГ17-18654 по делу № A35-18/2016 и др.). 8) о незаконности досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, в случаях, не предусмотренных законом или иным правовым актом (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2017 г. № 19АП-5528/2017 по делу № А48-1916/2017 и др.). 9) о незаконности уменьшения условиями договора размера законной неустойки (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2019 г. № 10АП-3128/2019 по делу № А41-90054/18 и др.); 10) о незаконности ограничения право выбора потребителем вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены к продавцу, 91051988 исполнителю, изготовителю, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества; договор содержит условия, согласно которым потребитель не вправе защищать свои интересы каким-либо иным способом, помимо способа, указанного хозяйствующим субъектом (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 г. по делу № А43-9423/2017 и др.). условия соглашения также ущемляют права потребителя, так как безосновательно лишают его права на замену некачественного товара (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 г. по делу № А43-32508/2014 и др.). 11) о незаконности установления обязательного досудебного порядка рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом: условие договора противоречит положениям гражданского законодательства, так как исполнитель обязывает потребителя к соблюдению обязательного досудебного порядка урегулирования спора (путем переговоров), который не предусмотрен законом, тем самым лишая потребителя возможности подачи искового заявления, в суд, минуя дополнительную процедуру установленную исполнителем (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 г. № 08АП-11636/2019 по делу № А70-8767/2019 и др.); 12) о недопустимости перекладывания на потребителя обязанности по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2018 г. № 12АП-5690/2018 по делу № А12-3106/2018 и др.); 13) о недопустимости ограничения потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав: включение обществом в общие условия использования подарочных карт и Правила оборота подарочных карт различного наминала условия о том, что «приобретенные карты не подлежат возврату» ущемляет права потребителя (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2020 г. № Ф05-4779/2020 по делу № А40-153027/2019 и др.); условие договора, ограничивающее право потребителя на обращение в компетентные государственные и/или муниципальные органы с заявлениями, ущемляют права потребителя (постановление Восьмого арбитражного 91051988 апелляционного суда от 6 марта 2020 г. № 08АГТ-368/2020 по делу № А70-18143/2019 и др.).

  • Принятие, публикация и широкое распространение информации о несправедливых договорных условиях будет способствовать не только профилактике одного из наиболее массовых правонарушений, но также существенно снизит уровень злоупотребления правом со стороны экономически сильного субъекта потребительских правоотношений.
  • Приоритетная защита интересов потребителей в Российской Федерации проявляется в том числе при толковании судами условий договоров: в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации при наличии сомнений относительно толкования условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон должно применяться толкование, наиболее благоприятное для потребителя.
  • В этой правовой позиции реализован известный еще римскому праву принцип contra proferentem (толкование против автора проекта), в соответствии с которым при неясности условий договора их следует толковать против интересов того лица, которое подготовило проект договора.
  • Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, являются ничтожными и не применяются судами.
Читайте также:  Статья 2. Порядок формирования списков народных заседателей

Законопроект предусматривает срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, ввиду необходимости переходного периода для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности и учитывая положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
  2. Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
  3. Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. 91051988

Федеральный закон Российской Федерации от 1 мая 2019 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон Российской Федерации от 1 мая 2019 года № 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
  • Принят Государственной Думой 18 апреля 2019 года
  • Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года
  • Статья 1

Часть вторую статьи 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 801; 2011, № 43, ст. 5977; 2012, № 53, ст. 7579; 2017, № 27, ст. 3945) после слов «(за исключением договоров межведомственного характера),» дополнить словами «резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер,».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3610; 2007, № 49, ст. 6032; 2014, № 14, ст. 1559; 2016, № 7, ст. 904; 2018, № 24, ст. 3400) следующие изменения:

Читайте также:  Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

1) пункт 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«3. Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

  1. Запрет или ограничение вывоза продукции военного назначения в целях обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».»;
  2. 2) абзац пятый части первой статьи 9 после слова «устанавливает» дополнить словами «запреты и (или)».
  3. Статья 3

Внести в Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4850; 2010, № 50, ст. 6594; 2011, № 50, ст. 7351; 2013, № 48, ст. 6166) следующие изменения:

  • 1) в пункте 3 части 1 статьи 13 слова «в целях участия Российской Федерации в международных санкциях» заменить словами «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»;
  • 2) статью 37 изложить в следующей редакции:
  • «Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер

Санкции. Ликбез РСМД

Правовые основы и механизм введения санкций Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности.

Вопрос введения санкций регулируется следующими законами:

— Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.).

Первый закон, предусматривающий использование политических причин (вооруженный конфликт) для ограничения экономических отношений с зарубежными странами. В рамках принятых Конгрессом США поправок в 1933 г.

США могут ограничить оборот металлического золота (в форме слитков, простейших ювелирных украшений и т.д.) в случае объявления чрезвычайного положения, связанного не только с участием в вооруженном конфликте.

— Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.).

Вопросы экономической помощи и содействия развитию были выделены в отдельную сферу внешней политики США, регулируемую специально созданным Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Закон предусматривает ограничение или отмену программ международной помощи США для государств, правительства которых ограничивают или нарушают права человека.

— Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения.

Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США.

Президент США и все органы исполнительной власти обязаны собирать и представлять информацию о всех действиях и распоряжениях, принятых в рамках режима чрезвычайного положения, а также отчитываться о возможных потерях от подобных действий.

— Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США.

— Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики.

Наряду с этими документами выделяют еще 3 закона, которые также влекут за собой введение санкций в отношении физических и/или юридических лиц:

— Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act, 1996 г.).

Предусматривает помощь и компенсации жертвам террористических атак, ужесточение контроля за оружием массового уничтожения и сопутствующими материалами, ужесточение миграционной политики в отношении лиц, ищущих убежище, а также наказаний за подготовку и участие в террористических акциях. Закон допускает возможность признание деятельности какой-либо организации террористической, и как следствие — запрет на финансирование данной организации.

— Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act, 1999 г.). Закрывает доступ для наркоторговцев, контролируемых ими компаний или других юридических лиц доступ к финансовой системе США, а также запрещает физическим и юридическим лицам-резидентам США вступать в любые виды торговых и других экономических отношений с наркоторговцами.

— Закон о торговле чистыми алмазами (Clean Diamond Trade Act, 2003 г.). Закон запрещает импорт алмазов из регионов, охваченных вооруженными конфликтами.

Отдельные санкционные режимы также могут закрепляться в специальных законах, к примеру — Закон о свободе Кубы (Cuban Democracy Act, 1992), Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестрировании (Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, and Divestment Act, 2010) и др.

Данные нормативно-правовые акты предоставляют президенту США возможность объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или негосударственного актора, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США.

В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями.

В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия.

В соответствии с Законом о чрезвычайных положениях, срок действия санкций ограничен одним годом, однако они могут быть продлены соответствующим указом президента США, или отменены Конгрессом США, в случае если Палата Представителей и Сенат проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.

Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department).

В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.

  • Виды санкций
  • Снятие санкций
  • Ответственность за нарушение санкций

Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют: Заморозку активов; — Запрет на въезд в США; — Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения); — Запрет на поставки вооружений и военной техники; — Ограничение доступа на финансовый рынок США; — Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц); — Ограничение предоставления помощи развитию и др. Санкции могут быть сняты несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом).

В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) приводит соответствующее руководство.

Суммы штрафов являются фиксироваными и могут быть пересмотрены с поправкой на инфляцию. В частности с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный штраф в размере 83 864 долл.

США, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере 284 582 долл. США или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций.

Данные суммы носят базовый характер, а окончательные размеры штрафов также рассчитываются исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций. При назначении штрафов OFAC исходит из следующих параметров:

— Является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case);

— Сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure).

В зависимости от сочетания данных параметров возможно назначение различных штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.

Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям.

Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл.

за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана).

— Инфографика: Санкции США

Ссылка на основную публикацию