Статья 1. судьи — носители судебной власти

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу https://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды.

К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10.

К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Суды Распечатать Связаться с адвокатом

Рекомендуем почитать

Особенности правового статуса судей в РФ

Аннотация. В данной статье речь пойдет о правовом положении судей в России. Нами будут рассмотрены особенности статуса судей и их место в системе органов государственной власти РФ. За основу взяты нормы действующего российского законодательства, а также затронуты некоторые международные нормативные документы, где отражен правовой статус судей судов различных инстанций.

Ключевые слова: судья, статус, правовое положение, законодательство, судебная власть.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена прежде всего, тем, что в российском государственном устройстве существуют три самостоятельные и независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Последняя из названных является наиболее самостоятельной и независимой, что дает возможность беспристрастного и объективного рассмотрения различных споров, возникающих между субъектами правоотношений. Пожалуй, во все времена к судьям было особое отношение, связанное с их общественным и правовым положением.

Прежде сем говорить о том, какой статус имеют судьи в России, необходимо обозначить, что же подразумевает под собой само понятие статуса. Происхождение у термина «статус» — латинское слово «status», означающее «состояние, положение».

В современном обществе понятием «статус» принято обозначать правовое положение кого-либо, будь то гражданин, должностное лицо, орган управления, или же юридическое лицо. [1]

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что под правовым статусом судьи понимается правовое положение судьи в качестве государственного деятеля, которое обязательно закреплено законодательно.

Законодательное закрепление правовое положение судей получило в таких нормативных актах, как Конституция РФ (ст. 120–122, 124, 128); Закон о статусе судей, Закон о судебной системе (гл. 2); Закон о Конституционном Суде (гл.

2); Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (гл. 3); Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6–8) и других законах; а также в подзаконных актах.

Нельзя недооценивать также значение норм международного права в вопросах регулирования правового статуса судьи. Наиболее значимыми документами здесь будут являться Европейская хартия о статусе судей 1998 г., а также Основные принципы независимости судебных органов 1985 г.

Проведя детальный анализ положений действующего законодательства, мы выделили некоторые элементы правого статуса судьи.

Перечислим элементы правового статуса:

1. Являясь носителями судебной власти, судьи являются публичными субъектами, которые наделены правом осуществлять властные полномочия.2. Единство статуса судей. Это означает то, что все судьи равны внутри судейского сообщества, закон гарантирует равную защиту принадлежащих им прав, но также на них возложены одинаковые обязанности и ограничения.3.

Присвоение судьям квалификационных классов. На сегодняшний день установлены следующие классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьи Конституционного Суда РФ имеют высший квалификационный класс.4. Наличие особых требований к судье и специальных ограничений, связанных с его статусом.

Приведем пример:а) обязанность по неукоснительному соблюдению судьей Конституции РФ и иных законов; также судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения Кодекса судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следуя присяге судьи;б) судья не имеет права на:

  • замещение иных государственных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, а также быть третейским судьей или арбитром [2];
  • занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если это не препятствует исполнению обязанностей судьи.
  • прекращение исполнения трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Независимость судей: они в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.6. Неподотчетность судей. Уголовно наказуемым является вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ).7. Обязательность исполнения требований и распоряжений судей любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.8. Несменяемость судей, означающая, что судье не могут назначаться (избираться) на другую должность или переводиться в другой суд без их согласия.9. Неограниченный срок полномочий федеральных судей. Однако не стоит забывать, что они могут приостанавливаться или прекращаться по основаниям, указанным в законе.10. Максимальный возраст, допускающий пребывание в должности судьи — 70 лет, в случае, если иное не установлено федеральным конституционным законом.11. Неприкосновенность судей, которая тесно связана с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком заключения под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.12. В случае, если судьей совершен дисциплинарный проступок, то ответственность за его совершение наступает в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Но и здесь существуют свои особенности привлечения к ответственности: дело в том, что обычный порядок здесь не действует: принимать решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания может только соответствующая квалификационная коллегия судей, а в случае совершения дисциплинарного проступка судьей Конституционного Суда РФ – только Конституционный Суд РФ. Обжаловать такое решение возможно в специальный орган –Дисциплинарное судебное присутствие.Для того, чтобы лучше понимать, за какое именно действия судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, целесообразно здесь раскрыть понятие дисциплинарного проступка. Таким проступком со стороны судьи будет считаться нарушение норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.Приведем данные статистики по России. Так, в период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационными коллегиями судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно были прекращены полномочия 160 судей и наложены взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшей квалификационной коллегией – на трех и двух судей соответственно [3].13. Право судьи на отставку (почетный уход или почетное удаление с должности). Более того, уход судьи в отставку не прекращает всех привилегий, связанных с его статусом: звание судьи сохраняется, а также сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.14. Закон возлагает обязанность по повышению профессиональной квалификации судьями: так, федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года.15. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальное обеспечение включает в себя месячный оклад согласно замещаемой должностью, месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, кроме того: ежемесячное денежное поощрение, доплата за выслугу лет, за ученую степень кандидата юридических наук и другие доплаты. Среди социальных гарантий можно отметить предоставление отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, (при этом не учитывается время следования к месту отдыха и обратно); а учитывая стаж работы по юридической специальности, может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) и т.д.16. Применение мер безопасности с целью защиты жизни, здоровья. К таким мерам относятся: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, рассмотрев основные положения законодательства о статусе судей в РФ, мы пришли к выводу, что такой статус, со всеми его привилегиями, правами и обязанностями, способен обеспечить возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие [4]. Однако, не стоит забывать, что есть и обратная сторона: некоторые судьи совершают правонарушения, или даже преступления, злоупотребляя своим служебным положением.

https://youtube.com/watch?v=H1tARm4W5H0\u0026t=7s

В связи с этим, представляется необходимым проводить усиленный контроль (возможно, создав специальный надзорный орган), который бы строго следил за тем, каким образом используются судьей предоставленные свободы и привилегии.

С целью сохранения объективности и беспристрастности правосудия считаем необходимым особенно ужесточить ответственность судей за такое преступление, как получение взятки.

Иначе, о каком «справедливом» разбирательстве может идти речь, если даже наши «служители Фемиды» будут выносить свое решение в зависимости от размера полученного вознаграждения?

И речь здесь идет также о моральном облике судьи, ведь стороны, участвующие в процессе, обращаются к суду «Ваша честь». А это, на наш взгляд, говорит о многом.

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 764; Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари; ACT; Астрель, 2004. С. 744.
  2. Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ В. В. Кузнецова VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8832/ detail.
  3. Атяшев М.С. К вопросу о кадровом комплектовании судебной системы // Российский судья. 2007. N 7.
  4. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008. С. 22.

Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права», «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Публичное и частное право», «8.

Что такое правонарушение?», «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы», «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16. Политические режимы», «17.

Ещё немного о государстве».

Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России. Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

Суд – это государственный орган. Но принцип разделения властей говорит о том, что во время разбирательства он должен отделяться от общего государственного механизма и работать независимо от него.

И если человек спорит с целым государством, то суд, хотя и является частью этого государства, должен как бы отойти в сторону и посмотреть со стороны, кто прав – представители государства или гражданин.

Впрочем, в реальности это происходит не всегда.

Судебная система России – тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов.

Поэтому начнём с этих вещей, а потом постепенно разберёмся в устройстве судов и их работе. Виды российских судов В России существует четыре вида судов.

Суды общей юрисдикции (иногда их название сокращают до аббревиатуры «СОЮ») занимаются подавляющим большинством дел.

Убийства, кражи и изнасилования, споры о наследстве и разводе, нарушения правил дорожного движения и незаконные увольнения, защита прав потребителей и жалобы на действия чиновников, невыплаченные кредиты и коммунальные платежи. Более 90% дел в России рассматривают суды общей юрисдикции.

«Юрисдикция» – это полномочия по рассмотрению каких-то споров, а слово «общая» подразумевает противопоставление термину «специальная» или «специализированная». То есть словосочетание «общая юрисдикция» означает, что такой суд рассматривает все споры, кроме тех, которыми занимаются специализированные суды (со специальной юрисдикцией).

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. Это обычно либо конфликт между коммерческими организациями, либо конфликт между коммерческой организацией и государством. В число арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, расположенный в Москве. Словосочетание «арбитражный суд» иногда не вполне корректно сокращают до слова «арбитраж».

Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ. Перечисленные выше суды – это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.

Лирическое отступление: как выглядит суд Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты. Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний.

У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день. В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон.

А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Виды судопроизводства

Судопроизводство – это порядок действий суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводства, которые отражают пять типов правовых конфликтов. Синоним слова «судопроизводство» – «процесс».

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс). Суть дела – государство обвиняет человека в совершении преступления. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). За что судить и как наказывать – читаем Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс). Суть дела обычно такова – один субъект (физлицо, юрлицо, РФ, субъект РФ или муниципалитет) считает, что другой субъект нарушил его права и нанёс ему имущественный или моральный ущерб.

Поэтому первый субъект (истец) требует от второго субъекта (ответчика) компенсацию, чаще всего денежную. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ).

Как разрешать спор – читаем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), а также Семейный, Трудовой, Жилищный и Земельный кодексы, закон РФ «О защите прав потребителей» и другие законы.

Административное судопроизводство (административный процесс)

Представители судебной власти

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства. Разбирательство дел проходит на основе принципов равноправия и состязательности сторон.

Общие положения о суде

Судебная власть – это полномочия суда по осуществлению правосудия, к данным полномочиям относятся:

  • рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных и конституционных дел;
  • толкование норм права;
  • нормотворчество;
  • судебный контроль.

Правосудие в судах осуществляется судьями единолично или в составе трех судей. Главный (или единственный) судья в процессе именуется председательствующим.Полномочия председательствующего судьи также могут быть разделены на:

  • основные (правосудие, судебный контроль);
  • вспомогательные (разъяснения, толкования и др.).

Судьи как представители власти

Замечание 1

Закон о судебной системе РФ 1996 года дает полную характеристику полномочий судьи. Данным законом устанавливается, что судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, гарантирующему их независимость.

Законодательством Российской Федерации запрещено принятие норм, которые бы умаляли или притесняли право судьи самостоятельно принимать решение.

Любой судебный состав (один или трое судей) не может быть лишен своей независимости.

Если есть информация о несоблюдении этого принципа в судопроизводстве по делу, то участники такого процесса его участники вправе обжаловать судебное решение в вышестоящих инстанциях.

Вторжение в деятельность судьи по осуществлению судопроизводства и ограничение его самостоятельности является неправомерным.

Определение 1

Представитель судебной власти неприкосновенен. Любое вмешательство в осуществления им своей законной деятельности может рассматриваться как неправомерное поведение и влечь за собой ответственность вплоть до уголовной.

Статус судьи может получить гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, а также стаж работы по специальности от пяти лет. После беспрерывной трудовой деятельности в качестве судьи на протяжении десяти лет судья может выйти в отставку с присвоением ему статуса почетного судьи и сохранении должностного оклада.

Статус всей судей, в том числе мировых, одинаков на всей территории России для всех лиц, замещающих должности судьи. Также аналогичным является их социальное обеспечение, гарантии защиты личности судьи, а также членов его семьи.

Срок полномочий судьи ограничен достижением им возраста семидесяти лет.

Исключение составляет срок полномочий председателя Верховного суда РФ
, который никакими рамками или сроками не ограничен ( статья 12 ФЗ «О Верховном суде Российской Федерации»
).

Деятельность судьи должна соответствовать Кодексу профессиональной этики судейского сообщества. За нарушение Кодекса судья может быть лишен своего статуса квалификационной коллегией судьей.

Судьи – носители судебной власти

  • РЕФЕРАТ
  • по теме: «Судьи носители судебной власти»
  • 1. Судьи
  • Судьи носители судебной власти, — такое заглавие имеет первая статья Закона о статусе судей в Российской Федерации.
  • Судьями в соответствии с законом о статусе судей являются: председатели, их заместители и члены Верховного Суда Российской Федерации, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов; председатели, заместители председателей районных судов, другие судьи, мировые судьи; председатели, заместители председателей и другие судьи военных судов; председатели, заместители председателей, председатели коллегий и судьи члены арбитражных судов; председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Конституционного Суда Российской Федерации; судьи конституционных (уставных) судов республик в составе Российской Федерации.

Лица, работающие в комитетах конституционного надзора (например, в республике Коми и Северная Осетия) статусом судей не пользуются. Члены третейских судов и коммерческих арбитражей также не пользуются статусом судей.

Исходя из перечня должностных лиц, судьями могут быть лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Определенное лицо только тогда будет обладать статусом судьи, когда оно принято на работу на должность судьи и занимаемая им должность предусмотрена штатным расписанием соответствующего суда.

Распоряжения, отдаваемые судьей, обладают свойством обязательности. Обязательностью обладают лишь те распоряжения и требования, которые даны в пределах закона и полномочий судьи и предусмотрены процессуальным порядком.

Судья в отпуске не судья, он гражданин, поведение которого в обществе предопределено Кодексом чести судьи.

Судья в семье это член маленького семейного сообщества и его поведение определяется «уставом», сложившимся и действующим в данной семье.

Судья в профессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению функций судебной власти, исполняющее обязанности на профессиональной основе и действующее посредством конституционного и уголовного судопроизводства.

Хотя в ч.

3 статьи 1 Закона о статусе судей в РФ записано: «Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе», представляется, что больше чем за восемь лет практика и жизнь показали неравнозначность понятий «судебная власть» и «правосудие». Связывать в настоящее время личность судьи носителя судебной власти только с правосудием, значит суживать спектр его функциональных правомочий.

В общей теории права функция определяется как направление воздействия права на общественные отношения, либо направление правого регулирования. Функцию могут осуществлять определенным образом организованные системы. Правосудие, являясь формой судебной власти одновременно является и ее функцией .

В рамках функции правосудия судебная власть реализует себя в следующих направлениях: судебный контроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов, сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной власти; применение мер государственного принуждения; обеспечение социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и стабильности.

  1. Судебная власть имеет еще и такую функцию: является разновидностью управленческой деятельности по реализации государственной воли путем правоприменения и при необходимости — принуждения.
  2. Если подходить к судебной власти с позиции волевой теории власти, то она проявляет себя и в форме социального управления.
  3. Рассматривая судебную власть с позиции теории силы, ее можно представить как силу, способную восстановить нарушенную законность и справедливость.

Короче, функции судебной власти многообразны, формы ее проявления многоплановы, сферы ее реализации еще не все проявлены и зафиксированы (ведь наша судебная власть еще молодая), поэтому судебная власть явление не сводящееся только к правосудию и, следовательно, судья лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие, но правомочия его более объемны, он носитель судебной власти, как и определяет ст. 1 закона о статусе судей. Все носители судебной власти призываются действовать в относящемся к их юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитников Конституции, хранителей законности и гражданского мира. В этом призвании и заключена суть носительства судьями судебной власти.

2. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных, — также законами республик в составе Российской Федерации (ч.I ст.2 Закона о статусе судей в РФ).

В чем же проявляется и что означает единство статуса судей? Единство судейского статуса проявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге основных прав, обязанностей и ограничений.

Единство статуса судей означает ни что иное, как равенство всех судей внутри судейского сообщества: равная защита федеральным законом принадлежащих им прав, возложение на судей одинаковых обязанностей и ограничений, связанных с пребыванием в судейском сообществе.

Введение в судебную систему Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, арбитражных судов, военных судов и мировых судей, на наш взгляд, не подорвало понятия единства статуса судей, так как уровень гарантий, установленный Федеральным законодательством не снижен.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде Российской Федерации» зафиксировал положения, касающиеся структуры и организации Конституционного Суда, его полномочия.

Выделение в отдельные нормы требований, предъявляемых к судье (возраст не менее сорока лет, стаж по юридической профессии не менее 15 лет, гарантии признания высокой квалификации в области права), порядок назначения на должность судьи Конституционного суда, присяга судьи перед лицом Совета Федерации и т.д.

подчеркивают самостоятельность и независимость судебной власти, осуществляемой посредством Конституционного судопроизводства, но право на самостоятельность и независимость закреплена и за другими видами судов.

Судебные акты Конституционного суда часто касаются значительного или неопределенного круга лиц и органов, поэтому закон вполне обоснованно произвел формальное выделение самостоятельности и независимости судей Конституционного Суда РФ.

Так, о своей самостоятельности и независимости должны радеть все суды и судьи.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации» также не способствовал, на наш взгляд, утрате единства судейского статуса, поскольку законодательство об арбитражных судах находится в соответствии с Конституцией РФ, полномочия и порядок судопроизводства устанавливаются Конституцией и Федеральным Конституционным законом, другими федеральными законами, что характерно, в частности для судов общей юрисдикции. Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст.6). Арбитражные суды новая структура в судебной системе РФ и необходимо было напрямую адресовать ей принципиальное обоснование надлежащего оформления деятельности этой структуры.

  • Все структуры судебной системы РФ и вместе с ними все судьи проходят через бесконечные трудности, возникающие на пути становления судебной власти, чтобы осуществить важнейшее положение Закона о статусе судей: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».
  • Гигантские политические перемены, сделавшие возможным закрепление указанного положения, позволили благодаря этой самостоятельности и независимости установить единый статус судей, различающийся только по полномочиям и компетенции судей.
  • Полномочия и компетенция судей различаются в зависимости от:
  1. принадлежности их к общим, военным, арбитражным или конституционным судам;
  2. работы судьи в нижестоящем или вышестоящем суде; правил подсудности дел;
  3. должности судьи (председатель суда, его заместитель, председатель судебной коллегии, член президиума суда, член суда).

Все другие организационные решения внутри структуры судебной системы, как например, специализация в рассмотрении дел, распределение обязанностей между заместителями, увеличение штатной численности не имеют значения в плане реализации закона о статусе судей, поскольку не изменяют определенных законом полномочий и компетенцию судей. Так, каждый судья может рассматривать как уголовные, так и гражданские дела, судья специализирующийся на рассмотрении трудовых дел не лишен возможности рассматривать категорию дел об установлении усыновления и т.д.

Судьям присваиваются квалификационные классы. Принцип (и норма) присвоения классности судьям един на всей территории Российской Федерации.

Для судей устанавливается высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы, не являющиеся почетными и специальными званиями, а свидетельствующие об уровне профессионализма судьи, повышающие его авторитет и влияющие на повышение материального обеспечения судьи. Присвоение и повышение квалификационного класса не изменяет с

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]