Закон рф от 22.12.1992 n 4180-1 (ред. от 08.12.2020) «о трансплантации органов и (или) тканей человека»

В последние годы все больше возрастает количество операций, направленных на замену одних человеческих органов на другие. В связи с указанным обстоятельством важнейшим нюансом законодательства становится упорядочивание такого действия, как трансплантация.

В юридических кругах до настоящего времени разгораются диспуты относительно тематик об этапах получения «добра» на изъятие людских органов и тканей у живого лица и об установлении медицинских критериев безвременной кончины человека, определяющих момент смерти, после которого можно осуществлять получение соответствующего биологического материала.

Суть законодательства

Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020)

Основным российским нормативным актом в рассматриваемом вопросе является ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года N 4180-I.

Согласно содержанию статьи первой закона, операционное действие реализуется лишь в случае, когда другие средства не позволяют сохранить жизнь умирающему человеку, а равно восстановить его утраченное здоровье. Получение же органов у живого лица допускается лишь при наличии заключения консилиума медиков, согласно которому лицу не будет причинен существенный вред.

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Структура и содержание нормативного акта

Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020)

  1. Об условиях и порядке осуществления трансплантации;
  2. Частях тела, рассматриваемых в качестве объектов пересадки;
  3. Правах оперируемых лиц;

Разделы 2 и 3 подробно регламентируют порядок изъятия необходимого биологического материала у трупов и живых лиц. Раздел 4 включает в себя положения об ответственности медицинских учреждений за совершение неправомерных действий, касающихся конфиденциальных сведений о доноре и реализации его органов.

Принципы изъятия частей тела от живого лица

  • Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020) Изъятие биоматериала от живого лица может производиться лишь в крайних случаях, когда нет никакой альтернативы и отсутствуют необходимые для пересадки биологические составляющие трупа.
  • Донорами допускается выступать лишь дееспособным и взрослым индивидам.
  • Согласно действующему закону, получение органов от живого лица для дальнейшей пересадке больному позволяется при строгом соблюдении нижеприведенных условий:
  1. Обязательного предупреждения донора о возможных последующих проблемах с его здоровьем после операционного вмешательства;
  2. Наличию письменного согласия от лица (в случае его несовершеннолетия или недееспособности от родителей или законного представителя), на предмет изъятия его органов;
  3. Прохождения лицом, отдающим свой орган, полноценного медицинского обследования и наличия комиссионного заключения докторов о возможности получении его частиц тела для дальнейшей трансплантации.

Читать так же:  СанПин для ДОУ

В отношении изъятия органов у живых лиц существует правило, согласно которому донор должен быть связан с реципиентом генетически. Указанное требование не распространяет свое действие на операции по пересадке костного мозга.

Помимо получения от учреждения здравоохранения исчерпывающей информации о любых осложнениях здоровья, которые могут наступить после проведения рассматриваемой операции, донор вправе претендовать на обеспечение безвозмездного лечения, направленного на восстановление его здоровья.

Если последствием операции явилось причинение вреда здоровью оперируемых, вследствие допущенных медиками нарушений условий и порядка изъятия органов и их пересадке, последствием является наступление гражданско-правовой ответственности.

Получение органов трупа

Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020)

В состав указанной врачебной комиссии в обязательном порядке входят:

  • анестезиолог-реаниматолог;
  • невролог.

Профессиональный стаж каждого из указанных специалистов должен составлять не менее 5 лет. По результатам поставленного диагноза подготавливается протокол подтверждающий факт человеческой смерти.

Операция по изъятию органов производится на основании одобрения главврача медицинского учреждения либо судмедэксперта. В обязательном порядке в адрес прокурора направляется специальное уведомление о данном факте.

Закон запрещает проводить изъятие органов из чрева покойного с целью последующей их трансплантации, если при жизни он возражал против осуществления указанного действия. Если же после безвременной кончины человека его близкие не дают соответствующее согласие на получение органов и их последующую трансплантацию, указанное действие невозможно.

Запрет на сделки

Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020)

Печальная статистика свидетельствует о том, что сегодня российская трансплантология является несколько «замороженной». Сухие цифры свидетельствуют о том, что в России потребность в пересадке почек и сердца реализована только на 10%. Ввиду существующего дефицита донорских органов только 30% больным удается дожить до желанной операции.

Ответственность

Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020)

  • огласку персональной информации о пациенте или доноре;
  • реализацию человеческих тканей или органов;
  • причиненный вред здоровью оперируемого, если в ходе проведения процедуры были допущены нарушения.

Читать так же:  Как и кто принимает законы в РФ

При неудачной операции в результате врачебной ошибки, на учреждение возлагается бремя материального и уголовного наказания.

Новеллы в законе

Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 08.12.2020)

Медицинское учреждение обязано в течение 12 часов поставить в известность близких родственников донора о факте наступления смерти последнего и намерении изъять части его тела. Законодательно закреплены следующие положения:

  1. Трансплантация допускается лишь при необходимости сохранения жизни и здоровья человека;
  2. Пересадка составляющих организма от живого лица осуществляется на основе заключения комиссии докторов об отсутствии предполагаемых в будущем проблем, касающихся здоровья и качества жизни донора;
  3. В число доноров не могут входить несовершеннолетние или недееспособные граждане (за исключением получения их костного мозга);
  4. Запрещено осуществлять какие-либо действия, направленные на принуждение лица к донорству.

Как оформить согласие на донорство органов или отказ от него — Про Паллиатив

Трансплантацию органов и тканей регламентируют два закона: 

Этот закон регламентирует пересадку:

  • сердца,
  • легкого,
  • почки,
  • печени,
  • костного мозга,
  • и 19 других тканей и органов (полный перечень можно найти в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения РФ и Российской академии наук от 4 июня 2015 г. N 306н/3).

Трансплантацию крови регулирует Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».

Важно

Человек может стать донором как при жизни, так и посмертно. Эти виды донорства регулируются разными правилами.

Кто может стать донором органов и тканей при жизни

По закону человек вправе распоряжаться своим здоровьем с 15 лет. То есть соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства. Но трансплантация органов и тканей — исключение: здесь человек не может принимать самостоятельных решений до 18 лет.

Донором при жизни может стать человек:

  • которому уже исполнилось 18 лет (исключение – донорство костного мозга);
  • дееспособный;
  • имеющий заключение врачебной комиссии медицинской организации о том, что его здоровью не будет причинен значительный вред. К работе комиссии должны быть привлечены соответствующие врачи-специалисты, а ее решение оформлено в виде протокола; 
  • подписавший информационное согласие на трансплантацию (если человеку нет 18 лет, и речь идет о пересадке костного мозга — информационное согласие за него подписывает законный представитель).

Донорство — это всегда добровольно? А если я не хочу? 

«Ох…», «RIP», «ужасно»Что россияне думают о боли, смерти и уходе за тяжелобольными людьми

По закону взять органы и ткани у живого человека можно только с его согласия. В части 13 статьи 47 ФЗ № 323 оговаривается, что принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки) не допускается — и влечет за собой уголовную ответственность. 

Закон подчеркивает, что «изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается» (ФЗ № 4180, ст.3).

Если вы — реципиент, то есть вам собираются пересадить орган или ткань, без вашего согласия или согласия ваших законных представителей (в случае недееспособности) это тоже сделать невозможно.

Однако закон оговаривает важное исключение: без согласия пересадить орган или ткань возможно «в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно» (ФЗ № 4180, ст.6).

Как в России обстоят дела с посмертным донорством? 

Оно возможно только после констатации смерти всего мозга (см. статью 66 ФЗ № 323, ст. 9 закона РФ «О трансплантации органов и/или тканей»). Если человек находится в так называемом вегетативном состоянии, которое наступило при повреждении коры головного мозга — изъять у него органы нельзя.

Важно

В России действует презумпция согласия на посмертное донорство. Это значит, что после смерти органы для трансплантации могут забрать, не запрашивая ни у кого разрешения.

Презумпция согласия распространяется на совершеннолетних и дееспособных.

На детей — нет.

Допустим, в больнице умер ребенок: трансплантация его органов возможна только с испрошенного согласия одного из родителей. Если ребенок — сирота и находился под опекой, пересадка запрещена.

Как оставить распоряжения относительно донорства органов после смерти?

В случае, когда у человека, например, есть сомнения, разрешат ли его близкие взять его органы после смерти для пересадки, он может при жизни распорядиться этим аспектом. Условия: возраст – 18 лет и старше и дееспособность.

Так вот, «совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», говорится в части 6 статьи 47 ФЗ №323. 

Эта информация (согласие или несогласие) вносится в медицинскую карту пациента.

Случается, что человек при жизни не успел изъявить свою волю относительно донорства, а его супруг или супруга категорически против.

В этом случае они могут «заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки)» (часть 7 статьи 47).

Таким же правом, в отсутствие супруга или супруги, будет обладать один из близких родственников — дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка. 

Если известно, что сам человек при жизни в установленном порядке отказался от трансплантации органов и тканей, либо свое несогласие изъявили его ближайшие родственники после его смерти, — донорство невозможно. 

Читайте также:  Статья 35. пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы

В остальных случаях (то есть по умолчанию) органы могут быть изъяты после констатации смерти, а этот порядок определяет статья 66 Федерального закона № 323, с которой мы уже знакомы.

В российской социологии тема смерти стала популярной, однако опросов общественного мнения об этом почти нет.

Левада-центр впервые опросил население и врачей о том, что они думают об уходе за неизлечимо больными, об отношении к обезболиванию и смерти.

Результаты показали, что четверть россиян боится «накликать» смерть разговорами, а больше половины опрошенных не обращаются за помощью в уходе за тяжелобольными – справляются сами.

Почитайте интервью с Ольгой Караевой, социологом Левада-центра. Она рассказывает, почему люди боятся говорить о смерти.

С 2013 года идет работа над поправками в закон о донорстве, главным образом они касаются регламентации волеизъявления человека о трансплантации органов. Например, обсуждается возможность появления отметки о согласии/несогласии на трансплантацию в водительских правах.

И здесь тоже немало вопросов и этических коллизий: например, сможет ли человек неограниченное количество раз менять свое решение и как? Или – почему закон запрещает пересадку органа от человека, допустим, с ВИЧ-инфекцией реципиенту, также имеющему ВИЧ? Такие моменты еще предстоит решить.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Государственно-правовое регулирование использования органов и тканей человека как особых объектов гражданского права в целях трансплантации (компаративистское исследование)

В Российской Федерации отношения по трансплантации органов и тканей регулируются Законом РФ от 22.12.1992 N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее — Закон РФ «О трансплантации») .

Данный Закон определяет требования к дееспособности, состоянию здоровья донора, а также устанавливает, что прижизненное донорство может осуществляться исключительно в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей.

———————————

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 N 4180-1 (с изменениями от 29.11.2007 N 279-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 62.

Ограничивая прижизненное донорство в силу его специфики особыми условиями «крайней меры», Российское государство отдает преимущество посмертному донорству. Ввиду чего действующим законодательством определена в ст.

8 «презумпция согласия» на посмертное изъятие объекта трансплантации у трупа.

Причем особо оговаривается, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Однако подобная правовая доктрина, опосредованная политической волей, грубейшим образом нарушает право человека на достойное отношение к телу после смерти.

Также в Законе РФ «О трансплантации» установлено, что купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность, однако данным запретом Российское государство, во-первых, исключило лишь одну из возможных сделок с объектами трансплантации, не поименовав остальные, а во-вторых, так и не предусмотрело соответствующий состав преступления в Уголовном кодексе РФ. Следует отметить, что запрет на одну из сделок не исключает иные, что оставляет проблему признания гражданско-правовой природы объектов трансплантации не разрешенной. Также российский законодатель не определил возможности использования договорного механизма в регулировании отношений прижизненного и посмертного донорства.

Следовательно, действующее российское законодательство ставит перед правовой наукой и правоприменительной практикой следующие вопросы: какой правовой природой обладают объекты трансплантации, возможно ли их рассматривать в качестве объектов гражданского права, какова роль государства в данной сфере? Для этого необходимо произвести сравнительный анализ зарубежного и международного законодательства в сфере трансплантации.

Так, согласно международно-правовой доктрине, коммерческие сделки с объектами трансплантации (объектами sui generis) запрещены под угрозой уголовного наказания. Еще в октябре 1987 г. на XXXIX сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена «Декларация по трансплантации человеческих органов». В данном документе подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство.

Впоследствии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 г. 44 сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам пользоваться ими при выработке политики в данной области. Согласно основным положениям Свода, «тело человека и его части не могут быть объектом купли-продажи».

Схожих позиций государства придерживались и в Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенции о правах человека и биомедицине», принятой в Овьедо 4 апреля 1997 г., гарантировавшей в т.ч. и соблюдение личной неприкосновенности (телесной неприкосновенности) .

Государства взяли на себя обязанность активного вмешательства в сферу трансплантационных правоотношений.

———————————

Сборник международных актов по здравоохранению. М.: Норма, 1999. С. 234 — 235.

Законодательство государств Западной Европы, в частности ФРГ и Великобритании, и законодательство США держатся рамок международно-правовой доктрины.

В частности, законодательство ФРГ о трансплантации, устанавливая уголовно-правовой запрет на коммерческое донорство, любые коммерческие сделки с объектами трансплантации, отдает приоритет посмертному донорству.

Государство использует договорные механизмы, учитывая волю донора и его родственников в «расширенной модели посмертного донорства» .

При отсутствии разрешения или возражения донора, когда родственники знают о воле донора, либо в процессе переговоров с врачом они могут подтвердить наличие такой воли и разрешить изъятие органа .

Договорный механизм прижизненного донорства ограничивается публичным институтом комиссии, создаваемой в соответствии с правом земель ФРГ. Комиссия включает врача, не участвующего в пересадке органа и не подчиняющегося врачу, участвующему в пересадке, лицо с возможностями работать судьей и специалиста по психологическим вопросам. Она выступает публичным гарантом добровольности волеизъявления донора и реципиента.

———————————

Дубовик О.Л., Жалинская А.А. Законодательство ФРГ о трансплантации органов и тканей // Журнал Российского права. 1998. N 10. С. 207.

Transplantationsgesetz-TPG // Bundesgesetzblatt. Jahrgang. 1997. Teil 1. N 74. S. 2631 — 2638.

По «Акту об анатомическом даре» США, Секция 8, анатомический дар (Акт донорства) может быть сделан во время жизни дарителя с целью трансплантации, терапии, исследования или науки.

Даритель может сделать анатомический дар (форма посмертного донорства) путем обозначения согласия на анатомический дар на водительских правах дарителя или удостоверении личности; в завещании; во время смертельной болезни или тяжелых ранений дарителя, в любой форме, выраженной в присутствии как минимум двух совершеннолетних свидетелей, по крайней мере, один из которых является незаинтересованным свидетелем. Даритель или другой человек, уполномоченный сделать анатомический дар, могут оформить анатомический дар и картой дарителя . В США договорные механизмы получили наибольшее распространение при посмертном донорстве, в частности применяется «расширенная модель посмертного донорства». Государство расширяет сферу возможного использования объекта трансплантации, устанавливая уголовный запрет на коммерческое донорство. Судебная практика признает объект трансплантации вещью, что, однако, не находит поддержки у законодателя .

———————————

Anatomical gift act // Code of national conference of commissioners on uniform state laws, July 7 — 14, 2006.

Майфат А.В., Лисаченко А.В. Тело человека, его отдельные части как объекты правового воздействия: Некоторые предложения для обсуждения // Юридический мир. 2002. N 2. С. 5.

Следует отметить, что законодательство Великобритании о трансплантации сосредоточено в «Акте о человеческих тканях» 2004 г., который предусматривает необходимость наличия генетической связи между донором и реципиентом. Также установлен уголовно-правовой запрет в отношении коммерческого донорства .

———————————

Human tissue act — 2004. URL: http:// www.opsi.gov.uk/ acts/ acts2004/ ukpga_20040030_en_1.

Новый закон о трансплантации: спасти жизни людей и защитить права доноров

ОТ ОБЩИХ ОРИЕНТИРОВ К ТОЧНЫМ ПРАВИЛАМ

Уточним: сегодня в нашей стране действует закон, принятый еще в 1992 году — ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 № 4180-1.

– Это рамочный документ, дающий общие представления о трансплантации органов и тканей как о виде высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «хирургия», – поясняет помощник министра здравоохранения РФ Ляля Габбасова.

– За прошедшее время понимание и подходы к этой технологии изменились.

Были приняты новые международные акты и профессиональные рекомендации, где много внимания уделяется вопросам донорства органов человека, что и послужило основанием для разработки нового законопроекта «О донорстве органов человека и их трансплантации».

Читайте также:  Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб

Эксперты отмечают, что в этом документе отражены лучшая международная практика, а также самые современные и передовые подходы, предусмотренные недавней сентябрьской резолюцией ООН(A/RES/1/322).

СПАСИТЕЛЬ ПРИ ЖИЗНИ

По сути, при развитии трансплантации органов перед врачами, государством и обществом стоят две главные, глобальные задачи: спасти жизни пациентов, нуждающихся в донорских органах и тканях, и, конечно же, обеспечить безопасность и здоровье прижизненных доноров и достойное отношение к телу посмертных доноров. Поэтому закон уделяет большое внимание правам доноров органов и реципиентов и гарантиям для них.

  • Сразу же подчеркивается важнейший принцип: информированное добровольное согласие на прижизненное изъятие донорского органа в целях трансплантации (речь идёт исключительно о родственной трансплантации). Подписав такой документ, человек имеет право:
  • – получить от медицинской организации полную информацию о возможных осложнениях (последствиях) для его здоровья в связи с изъятием донорского органа;
  • – задавать любые вопросы, связанные с предстоящим изъятием донорского органа и получать на них полные ответы;
  • – отказаться в любой момент от предоставления своего донорского органа в целях трансплантации.
  • После того, как операция состоялась, донору гарантируются:
  • – диагностика, лечение и медицинская реабилитация в связи с прижизненным донорством в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • – диспансерное наблюдение;
  • – преимущество в получении донорских органов в случае необходимости проведения ему трансплантации.
  • В ТЕМУ
  • Только для родственников или любому человеку?

Недавно 25-летняя артистка Селена Гомес рассказала о том, что ее спасла любимая подруга, 29-летняя американская актриса Франсия Райса. Селене из-за тяжелой болезни требовалась пересадка почки, и Франсия стала донором, предоставив свой орган. Эта история потрясла многих, поклонники оставили более 100 тысяч комментариев в соцсетях.

– Вопрос «эмоционального донорства» (так называется неродственное предоставление органов. – Ред.) широко обсуждается среди мировых экспертов, в том числе в свете новых конвенций Совета Европы и резолюции ООН 2017 г.

Большинство специалистов все-таки приходят к выводу, что при этом виде донорства сохраняется высокий риск криминализации, трудно подтвердить безвозмездность акта пожертвования донорских органов, – отмечает Ляля Габбасова.

– Поэтому в российском законодательстве — как действующем, так и новом законопроекте — предусматривается только родственное прижизненное донорство.

УЙТИ, ОСТАВИВ ЧАСТИЦУ СЕБЯ

Что касается посмертного донорства, то у каждого гражданина России есть право на отказ (несогласие) от предоставления своих органов и тканей после ухода из жизни.

Такое несогласие оформляется гражданином при жизни в устной или письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально.

«При этом вопрос прав родственников умершего человека на принятие решения об изъятии у него органов является одним из сложных как для нас, так и для международной практики, – рассказывает Ляля Габбасова.

– За рубежом в основном принято, что родственники должны озвучить отношение умершего лица к посмертному донорству органов: не возражал ли он при жизни». Во Франции, например, действующий закон предусматривает предоставление родственниками документа, где умерший официально отказывается быть посмертным донором.

Новый российский законопроект в текущей версии оговаривает, что рассматривается и мнение умершего, и мнение родственников, но самое главное, что предусматривается внесение прижизненного волеизъявления гражданина РФ в Федеральный регистр, подчеркивает Ляля Габбасова: «Наша задача — сделать данный раздел законопроекта максимально корректным с точки зрения соблюдения прав человека».

СОГЛАСИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ

В международной практике есть два варианта оснований посмертного донорства, то есть, по сути, два принципа решения вопроса о том, будут ли использоваться органы ушедшего из жизни человека для спасения жизней других людей. Один вариант — это презумпция несогласия, и тогда, как правило, требуется дополнительно оформлять согласие на посмертное донорство еще при жизни человека и/или о таком согласии должны заявить родственники умершего.

Второй вариант (презумпция согласия) во многих странах считается более гуманным: предполагается, что люди становятся посмертными донорами, если при жизни специально не заявили о своем несогласии на это. Говоря философским языком, в этом случае человек, уходя из жизни, оставляет на Земле частицу себя, помогая в спасении других жизней.

– Мы уже более 20 лет работаем в рамках презумпции согласия и считаем возможным продолжить эту практику, – говорит помощник министра здравоохранения РФ Ляля Габбасова. – Именно презумпция согласия лежит в основе законодательства многих европейских стран, являющихся лидерами в области донорства и трансплантации органов человека, таких как Испания, Франция, Италия и многие другие.

ВАЖНО

В новом законопроекте прописан принцип достойного отношения к телу человека при посмертном донорстве.

Этот принцип основывается на положении статьи 18 «Уважение к телу человека» Дополнительного протокола к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения (Овьедо).

Эта норма гласит: «В процессе удаления органа к телу человека должны относиться с уважением, а также должны быть предприняты все разумные меры для сохранения неизменным внешнего вида тела умершего лица».

БУДЕТ ЛИ ДЕТСКОЕ ДОНОРСТВО?

«Прижизненным донором органов может стать только совершеннолетний гражданин РФ», – подчеркивает Ляля Габбасова.

Есть лишь некоторые исключения — в частности, забор костного мозга для целей трансплантации может допускаться и у несовершеннолетних. Посмертное детское донорство новым законопроектом также предусмотрено.

Однако эта процедура исключена в отношении воспитанников детских домов и детей, находящихся под опекой.

  1. – Действующим законодательством и новым законопроектом предусматривается, что в отношении несовершеннолетних граждан посмертное донорство допускается только на основании испрошенного согласия одного из родителей, с оформлением в письменном виде», – поясняет Габбасова.
  2. АНОНИМНО И КОНФИДЕНЦИАЛЬНО
  3. Важные принципы нового законопроекта — анонимность и конфиденциальность. А именно, гарантируется:
  4. – анонимность донора для реципиента и его родственников и анонимность реципиента для родственников донора при посмертном донорстве;
  5. – соблюдение конфиденциальности информации, связанной с донорством органов и их трансплантацией, включая информацию о волеизъявлении гражданина (то есть о согласии или несогласии на донорство, внесенном в Федеральный регистр).

И еще один важнейший принцип — запрет финансовой выгоды при донорстве органов: это благое дело, направленное на спасение людей, допускается исключительно на безвозмездной основе. Это предусматривают все международные акты и, в соответствии с ними, устанавливает и российское законодательство.

  • «В то же время прижизненному донору на период до и после изъятия донорского органа предоставляется бесплатно вся необходимая медицинская помощь, включая компенсации, предусмотренные листом нетрудоспособности», – добавляет Ляля Габбасова.
  • Источник: KP.RU
  • Как сообщалось ранее, Минздрав России разработал законопроект, который предусматривает создание регистра доноров и электронной базы по отказам от донорства при жизни/ Подробнее читайте: В России разработали законопроект о создании регистра доноров.

Система преступлений, связанных с органами и тканями человека

Из статистики американской организации Organ Procurementand and Transplantation Network (OPTN) по состоянию на 10.14.2016 г.

можно сделать вывод, что современная система трансплантологии способна удовлетворить потребности реципиентов в донорских органах только на 22 %[1].

По оценкам экспертов, около 10 % всех трансплантаций в мире происходит нелегально, в том числе с использованием незаконно приобретённого донорского материала[2].

Будучи сложными по своей организации и исполнению, преступления, связанные с органами и тканями человека, в большинстве своём совершаются организованными преступными группами, зачастую носят транснациональный характер, в связи с чем вызывают беспокойство мирового сообщества.

Об этом свидетельствует наличие целого ряда международных правовых актов, связанных с органами и (или) тканями человека. Наиболее важными среди них являются: Конвенция о правах человека и биомедицине 1996 г.

[3], Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения 2002 г.[4], Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

[5], Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.[6], Стамбульская декларация о трансплантационном туризме и торговле органами 2008 г.[7].

Перспективным международным нормативным правовым актом, направленным на противодействие преступности в сфере трансплантации, можно назвать Конвенцию Совета Европы против торговли человеческими органами[8], принятую 25.03.2015 г. в городе Сантьяго-де-Компостела. Следует отметить, что Российская Федерация подписала указанную конвенцию, однако вопрос о её ратификации пока не рассматривался.

Между тем действующий Уголовный кодекс Российской Федерации[9] (далее – УК РФ) в должной мере не обеспечивает охрану общественных отношений от посягательств, связанных с изъятием и (или) использованием органов или тканей человека.

Помимо того, что общественная опасность некоторых деяний недооценена законодателем, в российской правоприменительной практике существуют проблемы, связанные с квалификацией подобных преступлений.

В настоящее время отечественный уголовный закон предусматривает ответственность за совершение четырёх преступлений, непосредственно связанных с органами или тканями человека, а именно: убийство, совершённое в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст.

Читайте также:  Статья 3.1. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти

105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей для трансплантации (ст. 120 УК РФ), торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. «ж» ч. 2 ст. 1271 УК РФ).

Однако представляется, что перечень общественно опасных деяний данного вида в действительности шире.

В целях систематизации и эффективного восприятия целесообразно выделить несколько групп общественно опасных деяний, связанных с изъятием и (или) использованием органов или тканей человека, где критерием выделения будет являться условная последовательность действий, необходимых для получения органов или тканей виновным[10].

К первой группе следует отнести деяния, направленные на принуждение потерпевшего к изъятию его органов или тканей.

Необходимым условием получения органа или ткани для трансплантации от живого донора является наличие информированного и добровольного согласия донора на их изъятие (п. 4 ст. 47 Федерального закона от 21.11.2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[11]).

Delegelata[12] принуждение к изъятию органов или тканей для трансплантации с применением насилия либо с угрозой его применения должно квалифицироваться по ст. 120 УК РФ.

Однако действующая редакция ст. 120 УК РФ в полной мере не охватывает всех действий, связанных с принуждением к донорству. Такие формы психического воздействия, как шантаж, подкуп, обман, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 120 УК РФ, хотя исключают признак добровольности согласия и являются противоправными.

Информированность согласия донора на изъятие органов или тканей исключается, если должностное лицо (например, главврач медицинского учреждения) отказывает гражданину в предоставлении информации относительно условий и (или) последствий проведения соответствующей операции.

В случае если это деяние причиняет вред правам и законным интересам донора, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 140 УК РФ.

Представляется, что вербовка донора, т.е. принуждение к изъятию органов или тканей путём психического воздействия, не связанного с насилием, может образовывать состав преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 1271 УК РФ.

Однако на практике вменение указанного состава лицу, осуществляющему шантаж, подкуп или обман потенциального донора в целях изъятия у последнего органов или тканей, становится невозможным вследствие явно неудачной законодательной конструкции состава торговли людьми.

Вторую группу образуют деяния, связанные с непосредственным изъятием органов или тканей человека.

Изъятие органов или тканей возможно как у живого, так и умершего лица. Однако согласно положениям Закона РФ от 22.12.1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»[13] посмертное донорство пользуется приоритетом перед прижизненным.

Кроме того, в настоящее время в России действует презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа.

Другими словами, любое умершее лицо является потенциальным донором, если учреждение здравоохранения не было поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо, либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ презумпция согласия как форма нормативного регулирования в системе действующего законодательства Российской Федерации в области донорства органов не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан[14].

Перечисленные обстоятельства создают благоприятные условия для совершения преступлений, связанных с изъятием органов или тканей человека exmortuo[15]. Такие деяния, совершённые с нарушением норм внутреннего законодательства, должны квалифицироваться как надругательство над телами умерших по ст. 244 УК РФ.

Данный состав преступления образуется, в частности, в случае нарушения врачами порядка изъятия органов и (или) тканей у трупа, регламентированного ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и ст. 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Посмертное изъятие органов и (или) тканей человека также возможно при совершении убийства, предусмотренного п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Изъятие органов или тканей человека exvivo[16], как правило, образует состав преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ.

Однако если изъятие у потерпевшего органа всегда квалифицируется как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по признаку потери органа, то в случае удаления у донора участка ткани возможны последствия как в виде длительного расстройства здоровья или значительной стойкой утраты трудоспособности менее чем на одну треть, так и в виде кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утрата общей трудоспособности, предусмотренные ст. 112 и 115 УК РФ соответственно.

При этом, несмотря на наличие у виновного цели использования тканей потерпевшего, что, как представляется, в значительной степени повышает общественную опасность содеянного, уголовным законом данная цель в качестве квалифицирующего признака перечисленных деяний не предусматривается. В связи с этим видится  целесообразным включение цели использования органов или тканей в число обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ)[17].

К третьей группе относятся деяния, связанные с использованием органов или тканей человека.

Использование органов и (или) тканей человека может проявляться в различных формах, таких как: трансплантация (медицинское значение); продажа и изготовление сувениров (коммерческое значение); удовлетворение извращенных личных потребностей (индивидуально-психологическое значение); употребление в пищу (физиологическое значение); изготовление предметов религиозных культов, а равно принесение человеческих жертв (религиозное значение); изготовление лекарственных средств, наглядных либо экспериментальных образцов (научное значение)[18]. Все из них, за исключением трансплантации, являются противоправными. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной нормы, прямо предусматривающей уголовную ответственность за противоправное использование органов или тканей человека.

Представляется, что достаточную для их криминализации общественную опасность представляют, прежде всего, такие формы использования органов или тканей человека, как их купля-продажа, а также незаконная трансплантация.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» купля-продажа органов и (или) тканей человека запрещена и влечёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако данное положение по своей сути остаётся декларативным ввиду отсутствия в УК РФ нормы, предусматривающей ответственность за незаконный оборот органов и (или) тканей человека.

Даже если допустить, как это предлагается рядом учёных[19], что уголовная ответственность за куплю-продажу органов или тканей человека может наступать по ст.

175 УК РФ, то целый ряд общественно опасных деяний, связанных с торговлей органами и (или) тканями, по-прежнему не находит самостоятельной уголовно-правовой оценки. Речь идёт о таких деяниях, как: незаконное хранение, перевозка, передача, получение, ввоз и вывоз органов и (или) тканей человека, а также приобретение или сбыт законно изъятых органов и (или) тканей.

Учитывая предписания ст.

6 Конвенции Совета Европы против торговли человеческими органами, видится необходимым дополнение УК РФ статьёй, предусматривающий ответственность за трансплантацию человеческих органов и (или) тканей, если операция выполняется вне рамок национальной системы трансплантации либо в нарушение основных принципов национального законодательства или правил трансплантации. Очевидно, что незаконная трансплантация является общественно опасным деянием, посягающим на права и законные интересы граждан и подрывающим основы национальной системы трансплантации.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующее уголовное законодательство Российской Федерации не свободно от пробелов и противоречий в части охраны общественных отношений от посягательств, связанных с органами и тканями человека.

Существующая на сегодняшний день система уголовно-правовых норм не в полной мере соответствует сложившейся в стране и в мире криминологической обстановке, а некоторые общественно опасные деяния, связанные с оборотом органов и (или) тканей и их незаконной трансплантацией, не находят уголовно-правовой оценки.

[1] См.: U.S. Department of Health & Human Services // Organ Procurement and Transplantation Network//URL: http://optn.transplant.hrsa.gov(датаобращения: 18.10.2016 г.).

[2] См.: Delmonico Francis L. The Implications of Istanbul Declaration on organ trafficking and transplant tourism // Current Opinion in Organ Transplantation. 2009. № 14 (2). С. 116–119.

[3] См.: Convention for the Protection of Human Rights and Dignity of the Human Being with regard to the Application of Biology and Medicine: Convention on Human Rights and Biomedicine // Council of Europe//URL:http://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/090000168007cf98 (датаобращения -18.10.2016 г.).

[4] См.: Additional Protocol to the Convention on Human Rights and Biomedicine concerning Transplantation of Organs and Tissues of Human Origin //Council of Europe//URL:http://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/0900001680081562 (датаобращения — 18.10.2016 г.).

Ссылка на основную публикацию