Статья 37. сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

Арбитражный заседатель (арбитр) устанавливает процедуру, которая позволит каждой стороне представить свои доказательства и рассказать свою историю. У каждой стороны также будет возможность ответить на дело, выдвинутое другой стороной.

Арбитражный заседатель собирает все доказательства от истца и ответчика. Они будут рассматривать жалобу только на основании письменной претензии и подтверждающих доказательств. Иногда вам или другой стороне может быть предложено, отправить более подробную информацию. Иногда в случае с потребителем арбитр может посетить вас и осмотреть товары или услуги, на которые вы жалуетесь.

Если дело сложное и письменных доказательств недостаточно для принятия решения, арбитр может встретиться с вами и другой стороной. Именно арбитр должен решить, какой процесс следует использовать для сбора всей информации, необходимой для принятия решения.

Арбитр может попросить технического эксперта помочь принять решение или предоставить отчет по иску. Вам и трейдеру будут отправлены копии любого отчета эксперта.

Обычно вы можете ожидать услышать решение арбитра в течение 45 дней после закрытия разбирательства арбитром. Однако этот график обычно устанавливается соглашением между вами, другой стороной и арбитром.

Если между арбитром и обеими сторонами проводились встречи для изучения некоторых вопросов, возможно, вам были назначены сроки для ваших комментариев. Не игнорируйте ни один из этих сроков.

Вам и другой стороне будет отправлена ​​копия решения. Он будет содержать причины, по которым было принято решение, и подробную информацию о любой компенсации, которая будет присуждена.

Арбитр выносит решение. Арбитр может решить, что другая сторона должна также оплатить ваш сбор за регистрацию иска в арбитраже. Это должно быть согласовано в момент назначения арбитра.

Вы также можете иметь право на любые проценты по иску. Эта сумма будет выплачена с даты получения вознаграждения до даты фактической выплаты вам денег.

Награда может быть зарегистрирована в суде, и тогда вы сможете заставить другую сторону выплатить любые причитающиеся вам деньги.

Очень сложно оспорить решение, принятое арбитром. Вы не можете подать апелляцию, если просто не согласны с решением.

Если вы считаете, что дело не было обработано должным образом, вы должны получить совет о том, что делать дальше. Вы можете подать апелляцию в суд по вопросам права.

Вы и другая сторона несете солидарную ответственность за сборы и издержки арбитража, если только торговая ассоциация не управляет схемой и не оплачивает работу арбитра. Обычно вы соглашаетесь с самого начала, каковы эти расходы. Арбитр может распределить расходы, если вы и другая сторона согласны с этим.

Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

Что такое арбитраж

Арбитраж — это метод урегулирования споров с использованием частных лиц, известный как «арбитражные суды».

Арбитражные суды обычно состоят из одного или трех арбитров. Основная роль арбитражного суда заключается в применении закона и принятии решения по спору путем вынесения так называемого «арбитражного решения».

В принципе, арбитражные решения являются окончательными и обязательными. Они могут быть обжалованы только в государственном суде при исключительных обстоятельствах. Например, это относится к случаям, когда стороны никогда не договаривались об арбитраже. Арбитражные решения могут применяться в большинстве стран мира.

Арбитражное разбирательство обычно включает следующие этапы:

  1. Любое арбитражное разбирательство основано на письменном соглашении сторон. Они передают данный спор в арбитраж вместо государственных судов, это становится «арбитражным соглашением». Арбитражные соглашения можно найти в большинстве коммерческих контрактов, особенно в контрактах, касающихся международных сделок.
  2. С точки зрения процедуры, арбитраж предоставляет арбитрам и сторонам значительную свободу и гибкость. Стороны могут выбирать своих арбитров, место арбитража и / или язык разбирательства. Они могут также договориться о том, как структурировать и как рассчитывать время своих слушаний. Однако свобода партий все же несколько ограничена. Они не могут отклоняться от принципов справедливости и равенства, права быть услышанным и права быть представленным адвокатом.

Доступны два вида арбитража:

  1. институциональные;
  2.  специальные;

 В институциональном арбитраже институт берет на себя определенные административные функции, такие как обслуживание брифингов и т. Д.

Степень участия может варьироваться от одного учреждения к другому, но сам спор всегда будет решаться исключительно арбитражным судом.

В ходе специальных разбирательств эти административные функции либо выполняются самим трибуналом, либо передаются третьим сторонам.

Арбитраж — это форма альтернативного разрешения споров, при которой эксперт-арбитр разрешает спор между двумя или более сторонами. Арбитр является экспертом в предмете спора и прошел официальную подготовку по арбитражу. Многие, но не все, арбитры являются юристами. В большинстве регионов арбитры обязаны поддерживать нейтралитет и иметь определенный опыт в области разрешения спора.

Альтернативное разрешение споров — это разрешение споров без обращения в суд. Альтернативное разрешение споров обычно понимается как посредничество или арбитраж третьей стороны. Посредничество и арбитраж не являются взаимоисключающими и могут осуществляться последовательно или совместно.

Посредничество требует приверженности вовлеченных сторон для решения проблемы. Посредник также известен как посредник и не принимает «решение», как судья, но облегчает посредничество между сторонами, чтобы они могли прийти к соглашению.

Арбитры, с другой стороны, принимают окончательное, имеющее юридическую силу решение, но процесс менее формален, и обе стороны соглашаются с выбором арбитра.

Арбитры имеют широкий спектр образовательных и профессиональных навыков.

Хотя многие имеют юридическое образование или практикующие адвокаты, многие другие имеют опыт работы в области бухгалтерского учета, страхования, финансов, здравоохранения, строительства или других областях.

Ожидается, что арбитры будут иметь образование, соответствующее их специализации, что обычно означает, по крайней мере, степень бакалавра.

Арбитры должны быть опытными профессионалами в своей области и иметь официальную подготовку или сертификацию в качестве арбитров. Несколько регионов требуют, чтобы арбитры были опытными адвокатами.

Коллегия верховного суда по арбитражным процессам требует, чтобы арбитры имели как минимум 10-летний профессиональный опыт, а также соответствующее образование и подготовку в области арбитража, которые должны быть добавлены в Национальный реестр арбитражных заседателей.

Поддержание нейтралитета и принятие справедливого решения на основе представленных доказательств являются основными обязанностями арбитра.

Процесс арбитража проходит по линии менее формального мини-судебного разбирательства, когда обе стороны имеют возможность представить аргументы и доказательства. Арбитр часто задает вопросы или запрашивает дополнительную документацию.

Затем арбитр выносит свое решение на основе доказательств и своих экспертных знаний в данной области, и решение в большинстве случаев является окончательным и не подлежит обжалованию.

Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

Арбитры играют решающую роль в альтернативном разрешении споров и, в частности, в арбитражах. На этом уроке вы узнаете, что такое арбитр, что делает арбитр и какие квалификации необходимы, чтобы стать арбитром. После урока вам будет предоставлена ​​возможность подкрепить свои знания короткой викториной.

Арбитраж — это популярная форма альтернативного разрешения споров, которая используется многими частными лицами и предприятиями для разрешения разногласий вместо судебного иска. Знание роли, которую играет арбитр, поможет вам понять процесс и будет более эффективным, если вы будете участвовать в арбитраже.

Арбитр рассматривает показания и доказательства, представленные оспариваемых сторонами на слушаниях и разрешает спор путем принятия решения, которое может включать в себя премию денег.

Вы можете рассматривать арбитра как частного судью, нанятого сторонами спора для разрешения их спора. Если арбитраж обязателен, стороны не могут добиваться отмены решения в суде, за исключением очень ограниченных обстоятельств.

Тем не менее, успешная сторона может обратиться за помощью в суд для обеспечения исполнения решения арбитра.

Арбитр выступает в качестве лица, принимающего решение, и «рефери» в арбитражном процессе, так же, как судья во время судебного разбирательства.

Арбитр связан правилами, изложенными в арбитражном соглашении сторон.

Если он является членом специальной арбитражной организации, такой как коллегия Верховного суда по арбитражным процессам, он также будет связан правилами этой организации, включая набор этических правил.

Арбитр имеет несколько обязанностей. Среди них:

  1. Интерпретация и применение правил и законов, применимых к арбитражу
    • Применимые правила должны быть изложены в арбитражном соглашении. Стороны могут также назначить закон конкретного государства для урегулирования спора в арбитражном соглашении.
  1. Управление областью обнаружения, которая может быть предпринята обеими сторонами
    • Обнаружение — это формальный процесс расследования для определения фактов, имеющих отношение к спору. Расследование может включать в себя получение свидетельских показаний и проверку документов, которые должны быть раскрыты другой стороной в споре.
  1. Проведение арбитражного слушания, на котором обе стороны спора могут представить показания, другие доказательства, такие как документы, и аргументы
    • Позиция каждой стороны может быть изложена в письменном документе, часто называемом изложением дела, и представлена ​​арбитру для рассмотрения в рамках процесса слушания.
  1. Принятие решения об урегулировании спора на основе показаний, доказательств и аргументов, представленных обеими сторонами спора.
    • Решение может включать предоставление денежного вознаграждения.

Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

Согласно правовой системе России, если количество арбитров не указано в арбитражном соглашении, тогда будет один арбитр. Тем не менее, спорным лицам может быть трудно договориться об одном человеке, который будет выступать в качестве арбитра.

В этом случае, если в арбитражном соглашении не предусмотрен порядок назначения арбитра, один из спорщиков может обратиться в суд для его назначения.

Всегда обращайтесь к применимому законодательству в соответствующей юрисдикции, чтобы увидеть, применим ли этот пункт.

Все провинциальное арбитражное законодательство содержит положения, касающиеся обязанностей и полномочий арбитра.

В арбитражном суде в уставе содержатся положения, касающиеся, среди прочего, обязанности арбитра, требований к раскрытию информации арбитра, приемлемых отводов арбитру, прекращения полномочий арбитра, отстранения арбитра от обращения в суд, сферы применения.

арбитражное соглашение или юрисдикция арбитра, а также полномочия арбитра распоряжаться о задержании, сохранении или проверке имущества или документов спорящих сторон и предоставлять определенные судебные запреты и другие связанные с этим формы помощи.

В целом, можно сказать, что арбитр или арбитражный суд должен разрешать спор в соответствии с законом, включая справедливость, и может отдавать приказы о конкретных действиях, судебных запретах и ​​других справедливых средствах правовой защиты.

Законодательство может разрешать изменение такого требования, чтобы у трибунала не было таких ограничений.

Читайте также:  Статья 18. Культивирование наркосодержащих растений

Например, в некоторых юрисдикциях стороны могут предположительно уполномочить арбитра принимать решение на любых основаниях или решать на основе интересов, изученных арбитром.

В России, чтобы обеспечить беспристрастность, арбитр (-ы) не может проводить какую-либо часть арбитражного разбирательства в качестве посреднического или согласительного процесса.

Интересно отметить, что эквивалентное положение в других провинциях может рассматриваться как прямо противоположное положению Арбитражного процессуального кодекса.

Данный акт предусматривает, что арбитражный суд может, если стороны согласятся, использовать посредничество, примирение или аналогичные методы, а затем может возобновить свою роль в качестве арбитражных заседателей без дисквалификации.

Однако не существует законодательного запрета для сторон, согласившихся, например, на посредничество / арбитраж. Коллегия Верховного суда по арбитражным процессам определяет посредничество / арбитраж как:

Процесс, в котором используется нейтральный, выбранный в качестве посредника и арбитра в споре. Посредничество / арбитраж сочетает в себе добровольные методы убеждения и обсуждения, как при посредничестве, с правом арбитражного заседателя выносить окончательное и обязательное решение.

В большинстве случаев арбитражный заседатель, проводящий арбитраж, делает следующее:

  1. Определяет время, дату и место арбитража;
  2. Определяет место встречи для заслушивания свидетелей, экспертов или сторон, а также для проверки документов или имущества;
  3. Может потребовать, чтобы стороны представили свои заявления в течение определенного периода, или может разрешить сторонам представлять свои заявления в устной форме;
  4. Может проводить арбитраж на основании документов;
  5. Может назначить эксперта для отчета по конкретным вопросам;
  6. Может выдать уведомление, требующее, чтобы лицо присутствовало и давало показания в арбитраже;
  7. Может, при решении спора, учитывать любые применимые виды торговли;
  8. Может присудить арбитражные расходы, которые включают судебные издержки сторон и арбитражные расходы; а также
  9. Может присудить предубеждение и интерес после судебного решения.

Арбитр или арбитражный суд, как правило, уполномочен присудить расходы по арбитражу.

В отличие от судьи, участвующего в судебном разбирательстве, арбитр — это независимая и беспристрастная третья сторона, которая тщательно рассматривает и анализирует доказательства, представленные ему или ей, опираясь на свои знания соответствующих законов и политики, чтобы взвесить дело каждой из сторон. и принять окончательное решение. Однако, в отличие от судьи, арбитр фактически выбирается сторонами спора вместо формального судебного разбирательства и может быть выбран специально для его или ее отраслевых знаний, особенно в сложных случаях, когда может потребоваться специализированная экспертиза.

Арбитр часто будет поощрять совместное общение между сторонами спора в попытке достичь урегулирования до начала официального арбитражного разбирательства, и на протяжении всего разбирательства будет выступать в качестве арбитра, способствуя обсуждению. Если урегулирование достигнуто, арбитр затем разработает мировое соглашение.

Если урегулирование не может быть достигнуто, и стороны переходят к формальному (обязательному) арбитражному разбирательству, арбитр действует как судья при рассмотрении и интерпретации всех представленных ему или ей доказательств (это может включать в себя свидетельские показания, свидетельские показания, документацию и т. Д.), применение соответствующих законов и правил к арбитражу, а затем принятие окончательного решения или «решения», которое, как и решение судьи, является окончательным и обязательным и может быть обжаловано только при определенных уникальных обстоятельствах. Обязательные арбитражные разбирательства могут впоследствии быть переданы в суд, если клиенты недовольны процессом или его результатами, в то время как обязательные арбитражные разбирательства, как правило, поддерживаются, как практикующими, так и судами.

  • Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  • Звоните 8-800-777-32-16.
  • Бесплатная горячая юридическая линия.

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

  • Введение в проблематику  
  • Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.
  • Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.
  • Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

  1. Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.
  2. Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.
  3. Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.
  4. В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.
  5. Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.
  6. Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

  • Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.
  • В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.
  • Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:
  • — например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);
  • — при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;
  • — при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;
  • — при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: «Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов»15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой к содержанию деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

  1. — деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;
  2. — судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;
  3. — судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;
Читайте также:  § 1 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов (действующая редакция)

— нельзя использовать термины «права» и «обязанности» применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

— судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Закон о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ

  • Принят Государственной Думой 17 ноября 1999 года
  • Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года
  •      Статья 1. Право граждан Российской Федерации участвовать в осуществлении правосудия

     1.

Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — народные заседатели).

     2.

Народными заседателями являются лица, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и федеральными процессуальными законами, полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.

     3. Ограничение права граждан участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не допускается. Ограничение данного права устанавливается только настоящим Федеральным законом.

     4. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей является их гражданским долгом.

     Статья 2. Порядок формирования списков народных заседателей

     1.

Общий список народных заседателей районного суда (далее также — общий список) формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. При этом число народных заседателей определяется из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда.

     2.

Общий список утверждается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации и представляется им в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий народных заседателей, включенных в предыдущий общий список.

     3. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, пять лет.

     4. В случае необходимости может быть сформирован дополнительный список народных заседателей районного суда в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

     5. Полномочия народных заседателей, включенных в дополнительный список народных заседателей районного суда, прекращаются одновременно с полномочиями народных заседателей, включенных в общий список.

     Статья 3. Требования, предъявляемые к народным заседателям

     1.

Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет.

  1.      2. Народными заседателями не могут быть:
  2.      1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;      2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;      3) лица, замещающие государственные должности категории «А», которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;      4) прокуроры, следователи, дознаватели;
  3.      5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
  •      Статья 4. Обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц предоставлять информацию для формирования списков народных заседателей
  •      Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять представительному органу местного самоуправления информацию, необходимую для формирования списков народных заседателей.
  •      Статья 5. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде, гарнизонном военном суде

     1.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде осуществляется на основе общего списка народных заседателей данного районного суда.

     2.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде производится путем случайной выборки из общего списка народных заседателей соответствующего районного суда председателем данного суда в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации. При этом для каждого судьи районного суда определяется число народных заседателей, в три раза превышающее число, установленное соответствующим федеральным процессуальным законом.

     3. Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в районном суде производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

     4. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в гарнизонном военном суде производится по запросу судьи соответствующего гарнизонного военного суда в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, на основе общих списков народных заседателей тех районов, на территориях которых рассматривается дело.

     5. Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в гарнизонном военном суде производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

     Статья 6. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде 

     1.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа производится председателем соответствующего суда в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, на основе общих списков народных заседателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

     2.

Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в судах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится судьей, рассматривающим данное дело, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     3. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в окружном (флотском) военном суде производится в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     4. Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в окружном (флотском) военном суде производится судьей соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     Статья 7. Отбор народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации

     1.

Списки народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на основе списков народных заседателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Число народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации определяется Верховным Судом Российской Федерации.

     2.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в Верховном Суде Российской Федерации производится председателем судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     3. Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в Верховном Суде Российской Федерации производится судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

  1.      Статья 8. Освобождение народного заседателя от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу
  2.      1. Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он:
  3.      1) достиг возраста 70 лет;      2) имеет одного или более детей в возрасте до трех лет и находится в отпуске по уходу за ребенком;      3) является священнослужителем или в соответствии со своими убеждениями либо вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;      4) является инвалидом I, II или III группы;      5) исполняет должностные обязанности, отвлечение от которых может причинить существенный вред общественным или государственным интересам;      6) является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;      7) не владеет языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;
  4.      8) имеет иные уважительные причины.
Читайте также:  Статья 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица, положению о представительстве иностранного юридического лица

     2.

В случаях, предусмотренных подпунктами 1, 4 и 7 пункта 1 настоящей статьи, судья вправе освободить народного заседателя от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу по собственной инициативе.

     3. Народный заседатель освобождается от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей.

     Статья 9. Сроки привлечения народных заседателей к исполнению своих обязанностей

     1.

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, на срок рассмотрения данного дела.

     2.

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в гарнизонном военном суде, верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде, Верховном Суде Российской Федерации на срок рассмотрения конкретного дела.

     3. Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей не чаще одного раза в год.

     Статья 10. Приостановление и досрочное прекращение полномочий народного заседателя

     1.

В случае предъявления народному заседателю обвинения по уголовному делу его полномочия приостанавливаются председателем соответствующего суда до окончания расследования данного уголовного дела.

     2.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации прекращает полномочия народного заседателя в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

     Статья 11. Материальное обеспечение народных заседателей

     1.

За время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда. Указанное компенсационное вознаграждение не облагается подоходным налогом.

     2.

За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.

     3. Соответствующий суд возмещает народному заседателю командировочные расходы в порядке и размерах, которые установлены для судей.

     4. Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

     Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности народного заседателя

     1.

На народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», настоящим Федеральным законом.

     2.

Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осуществления им правосудия может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности. Народный заседатель может быть заключен под стражу в период осуществления им правосудия только с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо по решению суда.

     3. Народный заседатель в период осуществления им правосудия не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

     Статья 13. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

     Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

     1) статьи 8, 9, 22, 28, 69-74 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);      2) Закон РСФСР от 8 июля 1981 года «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст.

977);      3) постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 марта 1982 года «О печатях избирательных комиссий при проведении выборов народных судей районных (городских) народных судов РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 13, ст.

391);      4) постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 марта 1982 года «Об избирательном ящике для приема избирательных бюллетеней при проведении выборов народных судей районных (городских) народных судов РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 13, ст.

392);      5) постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1982 года «О порядке хранения избирательных документов по выборам районных (городских) народных судов РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 13, ст.

396);      6) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1982 года «Об утверждении Положения о совете народных заседателей при районном (городском) народном суде» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 27, ст.

942);      7) пункт 13 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст.

117);      8) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 февраля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 10, ст. 308);      9) абзац пятый Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1061);      10) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 февраля 1990 года «Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, N 10, ст. 288);

     11) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 февраля 1990 года «О порядке и размерах возмещения расходов, связанных с исполнением народными заседателями их обязанностей в суде» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, N 10, ст. 289).

  •      Статья 14. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
  •      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации
  • В. Путин

Правовой статус присяжных и арбитражных заседателей — чем они отличаются: Права и обязанности. независимость судей, участие в осуществлении правосудия

Согласно статье №3 Конституции РФ граждане России – единственный источник власти в стране, осуществляемой, кроме всего прочего, через судебные инстанции.

Одним из видов её выражения является привлечение людей к судопроизводству путем наделения временных полномочий.

В данном обзоре приведен сравнительный анализ на тему – правовой статус присяжных и арбитражных заседателей их независимость, права и обязанности.

Отличия присяжных и арбитражных заседателей.

Понятие заседателей в арбитраже и в уголовных делах, основания для их привлечения

Присяжными заседателями в Российской Федерации признаются граждане, включенные в специальные реестры и призванные в установленном порядке для осуществления правосудия. Основанием для участия членов коллегии является направленное ходатайство обвиняемым по статьям УК РФ. Рассмотрение дел происходит в органах исполнительной власти общей юрисдикции.

Утвержденные кандидаты решают фактические вопросы:

  • наличие факта преступного деяния;
  • совершение человеком указанного преступления;
  • вина;
  • снисхождение.

Понятие арбитражный заседатель расшифровывается, как лицо, включенное в отдельный перечень для участия в судопроизводстве арбитражного судебного органа. Актуальность привлечения базируется на проблемных спорах, для разрешения которых нужны специальные экономические и финансовые знания.

Посмотрите видео: «Арбитраж и его отличия от суда общей юрисдикции.»

Законы, регулирующие деятельность заседателей в арбитраже и судей присяжных

Одной из форм проявления власти народа представляется привлечение граждан для установления справедливости.

В законодательстве РФ установлена возможность участия физических лиц в качестве присяжных судей и заседателей в арбитраже – глава №1 статья №1 ФКЗ-1.

В этом правовом документе приведены три основных порядка, которым соответствует наделение судебными полномочиями граждан, имеющие временное значение.

Правовой статус членов коллегии и заседателей в арбитраже подчинен нормативным положениям (с последними изменениями и дополнениями 2020 года):

  • ГПК, АПК, УПК России;
  • ФКЗ-1;
  • ФЗ №113;
  • Федеральный закон №70;
  • ФЗ №45.

Лица, задействованные в свершении правосудия, наделены самостоятельностью и подчиняются только высшему правовому документу РФ, а также действующим актам. Нормы и обязательства о независимости охраняются на государственном уровне и регламентированы ФЗ №45 (статья №5).

Сравнительный анализ деятельности заседателей в арбитраже и народных судей

Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия имеет схожие принципы и особенности. При этом их деятельность подчинена действующим федеральным положениям, но базируется работа на самостоятельности при вынесении решения или приговора.

Посмотрите презентацию: «Статус присяжных и арбитражных заседателей.»

Какие дела рассматривают

Ссылка на основную публикацию