Статья 17. Космические объекты

В космосе человечество представлено так себе: сколько-то автономных спутников, тонны космического мусора, несколько дальних зондов и несколько человек на МКС.

Поэтому востребованность какого-то специального космического законодательства не кажется сейчас любому обывателю безусловной: зачем и для кого? Если мы не можем уследить за выполнением законов на Земле, надо ли создавать ещё и какое-то космическое законодательство? На самом деле, не стоит недооценивать «неземное право»: от того, что написано в его статьях, зависит, что происходит сейчас и что будет происходить в ближайшее время в космосе, а значит — внезапно — и на Земле.

Давайте представим: компания Илона Маска (или какого-то другого бизнесмена) добралась до нефти на спутнике Сатурна Титане, и хочет наладить регулярные поставки на Землю. Или — академики открыли, как в промышленном масштабе добывать энергию ядерного синтеза из гелия-3, а Илон Маск вот уже почти закончил технический план доставки этого вещества с Луны.

Так вот, условный Маск анонсирует первый полёт за ресурсами и красиво говорит, как инопланетные ископаемые позволят человечеству выжить, когда кончатся земные запасы, как добытые ресурсы позволят сделать мировую экономику эффективнее прямо сейчас, и так далее. Но, кажется, он забыл упомянуть, кому принадлежат эти ресурсы. Наверное, поскромничал.

Общественность разделилась на две части: кто-то аплодирует новым технологиям и прогрессу, а кто-то ворчит, например, потому, что «опять эти американцы, всё ведь из-за них…» Да и других причин для недовольства полно. По прошествии времени Маск привозит первую партию абстрактной «космической руды», опять говорит длинную речь про «пользу для всего человечества».

Но тут уже не только обыватели заволновались — обеспокоились и уполномоченные лица: кого-то не устраивает, что цена на нефть (или электричество, или что-то ещё) вдруг резко упала; международные организации и «хорошие» страны ратуют за права людей и за справедливость, поэтому их не устраивает, что Маск присвоил космические ресурсы; третьи страны довольны, так как им «перепадёт» на «космической делёжке». Начинается международный диалог, и никто не хочет уступать. А Маск продолжает привозить ископаемые. Государства накладывают эмбарго друг на друга и закрывают космодромы для коммерческого использования. В странах, чья экономика пошатнулась, начинаются общественные волнения. Между тем, кто-то другой тоже прилетает на условный Титан и начинает «копать» на том же месторождении. Маск говорит: «Да это моё месторождение!», — но другая компания уже копает и привозит. Тогда ЕС накладывает санкции на Маска и на вторую компанию (а заодно и на страны, которые им пособничают), и начинаются угрозы мирового уровня: «если вы не прекратите, то…» Прекращать, конечно, никто не хочет. Оставлю читателю домыслить, чем это закончится.

Теперь представим другой сценарий: до того, как Маск отправился в космос за ресурсами, государства согласовали определённые космических стандарты, в частности, регламентировали процедуру добычи космических ископаемых. Маск анонсировал своё намерение — общественность, как и в прошлом варианте, разделилась на две группы.

Маск привёз первую партию ресурсов, затем вторую и третью. Из-за налогов, о которых страны договорились, космическое сырьё не приносит ожидаемой выгоды, но её всё-таки достаточно, чтобы продолжать полёты. Деньги с налогов идут на развитие стран «третьего мира».

Другая компания прилетела на Титан, но она не может использовать то же месторождение, потому что это запрещено законом, и она рискует попасть под общественную опалу. Она находит другое месторождение.

Конечно, и в этом сценарии могут возникнуть конфликты — но мотивации их провоцировать будет меньше, если у условного Маска будет такая прибыль от космической кампании, которой будет невыгодно рисковать. Отсюда вывод — хорошо бы принять новые международные соглашения о космосе в ближайшее время, то есть, как бы, «подстелить соломку».

Космическое пространство и международные законы

Космическое право — это новая отрасль права, которая была создана во второй половине XX века. В разных странах (но не во всех!) есть свои космические законы, и есть общее законодательство, которое регулирует полёты в космос на интернациональном уровне. Сейчас космические законы развиваются в основном на уровне стран, а международное законодательство «простаивает».

Необходимость создания первых «космических законов» возникла после выхода Спутника-1 на орбиту. В 1959 году ООН наскоро сколотила Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, COPUOS).

В 1960-м году был основан Международный институт космического права (International Institute of Space Law, IISL).

Примерно в это же время было выделено специальное подразделение — Управление ООН по вопросам космического пространства (United Nations Office for Outer Space Affairs, UNOOSA). COPUOS и сейчас одна из главных площадок по обсуждению вопросов космоса.

В комитете состоят 77 стран, включая наиболее активные в этой сфере (Россия, США, Китай, Индия, Япония, Бразилия и Австралия). Именно COPUOS стоит за организацией пяти основных соглашений и договоров по космосу.

«Главный» и самый первый из них — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела («Договор о космосе») от 1967 года.

В нем утверждается, что космос может свободно исследовать любая нация, при этом все операции должны осуществляться на благо человечества и никакая страна не может претендовать на владение космическими объектами.

Ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения запрещено использовать в космосе. Нации и государства несут ответственность за результаты действий, которые они ведут, а также за действия своих граждан в космосе.

Этот договор был подписан большинством стран-участников Комитета и стал своего рода международно-правовым обычаем, которого должны придерживаться не только страны, входящие в Комитет, но любой, кто захочет развернуть внеземную деятельность.

Соглашение о спасении космонавтов (1968) было принято, чтобы дать космонавтам поддержку в экстренных случаях.

Оно говорит о том, что в случае крушения или неудачного запуска космического корабля, государства должны немедленно прийти на помощь космонавтам, вне зависимости от их национальности и территории, где случилась авария.

Конвенция о международной ответственности за ущерб (1972) была создана на случай, если космический объект, принадлежащий той или иной стране, причинит вред жителям Земли (страна, создавшая объект, должна будет нести ответственность за нанесённый ущерб).

Конвенция о регистрации (1975) была принята для того, чтобы осуществлять учёт отправленных в космос объектов («космический реестр» можно найти по ссылке).

Соглашение о Луне (1979) устанавливает правила пользования космическими объектами. Часть из этих правил совпадает с теми, которые действуют в мировом океане, то есть, в зоне, которая считается объектом всемирного наследия.

По сути, это соглашение было попыткой подчинить использование космоса одному законодательству и защитить интересы стран, которые не имеют доступа к космосу.

Однако учитывать интересы «стран третьего мира», как оказалось, никому не интересно: соглашение было подписано только 17 странами из 77, и среди этих стран нет «основных игроков».

С 1968 года COPUOS провёл три конференции UNISPACE и на 2018 год запланирована четвёртая конференция, отметят 50 лет со дня первой конференции. Внимание будет сфокусировано на том, как нужно действовать в ситуации, когда увеличивается число наций и негосударственных компаний, осваивающих космос.

Что не так?

В перечисленных документах частные корпорации не упоминаются вообще. Соглашения говорят только о деятельности стран в космосе. Также не существует установленной международной правовой процедуры для освоения космических ресурсов.

Есть только прецеденты добычи образцов грунта, но пара тонн нефти, согласитесь, не очень похожа на горстку пыли с Марса.

Все это делает амбиции частных компаний по добыче ископаемых, по меньшей мере, проблематичными, и мы рискуем воплотить в жизнь «плохой» сценарий из двух, описанных в начале статьи.

Такая ситуация не устраивает никого. Неудивительно, что страны начали издавать законы, которые «как бы» регулируют деятельность частных лиц в космосе.

В 2015-м году США приняли акт о нахождении и эксплуатации космических ресурсов, который позволяет гражданам США присваивать то, что они добыли в космосе.

В 2016-м году государство Люксембург разработало (но пока не приняло) подобный закон, разрешающий собственность на добытые ресурсы.

Некоторые утверждают, что такие законы могут противоречить «Договору о космосе», если понимать запрет национального присвоения как распространяющийся также на граждан государств и на зарегистрированные в стране компании. Но мировая общественность джентльменски молчит, так как сама не прочь через какое-то время присоединиться к дележу космических ресурсов.

Государственные законы в сфере космоса — это в принципе неплохо. Несмотря на негативный эффект, который присвоение ресурсов будет иметь на неравенство в обществе, они устанавливают хоть какую-то регуляцию.

Но не решают проблему в целом. Почему? Ответ лежит на поверхности: из-за того, что законодательства разных стран не согласованы друг с другом.

Космос пока не принадлежит никому, поэтому рассогласованность может быть причиной конфликтов.

Узаконить присваивание территорий и ресурсов или запретить?

Ясно, что нужно что-то делать на международном уровне, однако что именно? Над этим сейчас размышляют как публичные интеллектуалы, так и группы исследователей.

Первое мнение по проблеме можно кратко сформулировать следующим образом: «Мы живём в эпоху капиталистической экономики, поэтому космос (ресурсы, земли, объекты) также надо рассматривать как товар.

Пока не будет соответствующих поправок в космических законах, будет гораздо меньше стартапов и инвестиций в этой области, будет меньше стимулов для добычи ресурсов, а это в целом — хуже для всего человечества».

Так утверждает, например, Рэнд Зимберг (Rand Simberg), эксперт по делам космоса из Мичигана. Институт космических поселений (Space Settlement Institute) идёт дальше в этом направлении — он предлагает «отдавать» территорию, на которой уже существует поселение, тем, кто его организовал.

По их логике, это поможет привлечь инвестиции. Подробнее об этом написано в проекте закона «Акт о призе космическим поселениям» (Space Settlement Prize Act).

Читайте также:  Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - советы юриста

Согласно другому мнению, которого придерживается, например, Питер Диккенс (Peter Dickens), автор книги Cosmic society: Towards a sociology of the universe (Космическое общество: к социологии вселенной), капиталистическая экономика доказала своё неоднозначное влияние на природу, на личные интересы людей, на многое другое.

Не стоит распространять её на космос, учитывая все её недостатки. Можно пойти по альтернативному сценарию — ввести «щадящие» правила пользования космосом, аналогичные таковым в Антарктике и мировом океане.

В 2015 году профессор Йохан Дитрих Вёрнер (Johann-Dietrich «Jan» Wörner) озвучил мысль создать «лунную деревню», в которой бы все «жили в мире и согласии»: «Когда мы говорим о строительстве Лунной деревни, мы не планируем застраивать небесное тело небольшими домиками, возводить ратушу и церковь».

В его видении, деревня обозначает кооперацию людей без какой-то национальной принадлежности: все живут друг с другом и действуют на общее благо. Суммируя, это мнение звучит так: «Разрешить право собственности на уже добытые ресурсы, но запретить собственность на космические объекты и надеяться на разум и сотрудничество».

На самом деле, оба сценария предлагают действия в рамках капиталистической экономики, так как за введением прав собственности на космические ресурсы прямо сейчас последует увеличение экономического неравенства в обществе.

Те нации, у которых есть шанс добывать космические ресурсы, станут ещё богаче, а те, у кого нет — ещё беднее. Из описания «лунной деревни» не ясно, кто будет «жителями» этой лунной деревни, а ведь, скорее всего, ими будут крупные корпорации и национальные государства.

Так что план Вернера — это такой же капиталистический проект, только менее радикальный.

«Радикальные космические антикапиталисты» считают, надо оставить космос «в покое», не портить космическую окружающую среду, и использовать его строго в научных целях.

Человечество уже пошло по «плохому» пути — космос давно используется в коммерческих целях, а на орбите полно мусора.

Может стоит остановиться и всё-таки встать на путь «космического устойчивого развития»? Похожие мысли высказывает Алан Маршалл (Alan Marshall), исследователь социологических аспектов экологии, в статье на The Conversation.

А как действовать, когда мы определимся с «идеологией»?

Когда мы решим, чего мы хотим от космоса, нужно будет заняться скучной бюрократией и прописать наши мысли в соответствующем законодательстве. Однако так ли это скучно? Зависит от того, кто такие «мы».

Если мы — это основные космические игроки, и нам удалось договориться о правилах в космосе — это значит, что удача нам улыбнулась, и мы можем ввести интернациональное регулирование космических действий. Франц фон дер Дунк (Frans G.

von der Dunk), редактор книги Handbook on Space Law (Справочник по космическому праву), полагает, что это единственное решение проблемы, другие меры не сработают.

Но для того, чтобы «мы» договорились, необходима тщательная дипломатическая работа, которая может потребовать значительных временных затрат. В принципе, можно уже сейчас изменить текущие соглашения, но после этого многие страны-участники могут выйти из них.

В какой-то мере справедливо утверждение, что деятельность стран и их граждан в космосе согласована, покуда согласованы национальные законодательства. Поэтому имеет смысл способствовать унификации космических законов на уровне стран.

Одна из инициатив в этом направлении — разработка шаблонов космического правового регулирования, которыми могут воспользоваться страны, у которых ещё нет собственных космических законов. Вариант таких шаблонов был разработан научными сотрудниками проектов Project 2001 и Project 2001+, проходивших в университетах Германии.

В этих «шаблонных» законах мы, опять же, сможем продвинуть вариант, о котором «мы» (например, коалиция космических игроков) договорились.

Если задача согласования международного космического законодательства окажется совсем нереализуемой, можно понадеяться на судебную систему, грамотно решающую космические споры.

Мессиан Гох (Goh, Gérardine Meishan), автор книги Dispute settlement in international space law (Разрешение споров в международном космическом праве) предполагает, что «альтернативное разрешение споров», в частности, система «судов со множеством дверей» (Multi-Door Courthouse), может быть эффективной мерой.

Подводя итог… Многие заинтересованы в освоении космоса, и многие считают, что этот процесс должен быть справедливым и работать на благо всех людей в мире. Пока до этого далеко, но это не значит, что нужно отчаяться и ждать наступления эпохи «корпоративной борьбы за ресурсы».

Надо стремиться понять, что стоит за словами «интересы всего мира», и определиться, как сделать так, чтобы от космических ресурсов все человечество получило прибыль. Определившись с этим, нужно продвигать универсальное космическое законодательство. Конечно, обе задачи требуют времени и ресурсов, и не будут решены в одночасье.

Поэтому правильнее всего — надеяться на лучшее, а готовиться к худшему.

Литература

Степаненко, А. Петкевич М. 2016 Попытки национального присвоения космического пространства, Международный научный журнал «Инновационная наука». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/popytki-natsionalnogo-prisvoeniya-kosmicheskogo-prostranstva-i-nebesnyh-tel.

Dickens, Peter, and James S. Ormrod. Cosmic society: Towards a sociology of the universe. Routledge, 2007.

Galliott, Jai. Commercial space exploration: Ethics, policy and governance. Routledge, 2016.

Goh, Gérardine Meishan. Dispute settlement in international space law. A Multi-Door Courthouse for Outer Space (2007).

Simberg, R. Property Rights in Space. The New Atlantis 2012.

von der Dunk, F. & F. Tronchtti. Handbook of Space Law. Edward Elgar Publishing, 2015.

Энциклопедия недвижимости Космические объекты как недвижимость М – П

  • Энциклопедия недвижимости
  • Космические объекты как недвижимость
  • М – П
  • Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич

Малые спутники — тип искусственных спутников земли, имеющих малый вес и размеры. Обычно малыми считают спутники с массой менее 0.5 — 1 тонны. Существует более подробная классификация типов в зависимости от массы. Запуск малых спутников на орбиту может производиться более простыми ракетами (например, РН на базе МБР) или в качестве дополнительной нагрузки к обычным спутникам.

  1. Малые космические аппараты могут применяться для:
  2. — исследования систем связи;
  3. — калибровки РЛС и оптических систем контроля космического пространства;
  4. — дистанционного зондирования земли (ДЗЗ);
  5. — исследования тросовых систем;
  6. — в образовательных целях
  7. Википедия — свободная энциклопедия

Метеорологическая ракета — беспилотная ракета, совершающая полёт по баллистической траектории в верхних слоях атмосферы с исследовательскими целями. Высота апогеяможет составлять от 40 до 100 км. Ракеты с высотой полёта более 100 км обычно называют геофизическими. Конструкция исследовательской ракеты включает один или несколько разгонных блоков и контейнер с аппаратурой

  • Данные могут передаваться по радио или же записываться локально и изыматься после приземления контейнера с аппаратурой (в этом случае он опускается на парашюте). Метеорологические ракеты по сей день остаются практически единственным способом непосредственного (не дистанционного) изучения слоёв атмосферы на высоте от 40 до 100 км
  • Википедия — свободная энциклопедия
  • Метеорологический спутник — искусственный спутник Земли, созданный для получения из космоса метеорологических данных о Земле, которые используются для прогноза погоды. Спутники этого типа несут на борту приборы, с помощью которых наблюдают в частности за температурой поверхности Земли и облачным, снеговым и ледовым покровом

Методы получения метеоинформации и способы её обработки с помощью метеоспутников изучает спутниковая метеорология. Метеоспутники вместе со станциями приёма и обработки данных образуют метеорологическую космическую систему. В современной России эксплуатацией метеоспутников занимается организация ГУ «НИЦ „Планета“», страны Европы обслуживает организация EUMETSAT

Википедия — свободная энциклопедия

Метеорологический спутник — искусственный спутник Земли (ИСЗ), предназначенный для оперативного наблюдения за распределением облачного покрова и теплового излучения Земли с целью получения метеорологических данных для прогнозов погоды

Метеорологический спутник обеспечивает одновременное измерение радиационных потоков в разных участках спектра и фотографирование облачного покрова в видимых и инфракрасных лучах.

Это выполняется телевизионными камерами дневного и ночного видения, инфракрасной техникой, измеряющей температуру поверхности Земли и облаков, актинометрическими приборами, измеряющими отраженную и излученную тепловую энергию Земли и атмосферы, и др. приборами

Метеорологическая информация регистрируется бортовыми вычислительными устройствами метеорологического спутника с запоминанием и последующей передачей на наземные станции.

Для обеспечения географической привязки метеорологической информации на спутнике установлены функциональные системы, постоянно и точно ориентирующие спутник на Землю и по направлению полёта, а также производящие синхронизацию всех регистрирующих и запоминающих устройств

Электроснабжение бортовой аппаратуры метеорологических спутников осуществляется от солнечных батарей с автономной системой ориентации на Солнце и химическими батареями с необходимой автоматикой.

На метеорологических спутниках имеются также радиотелеметрические системы и системы для точных измерений элементов орбиты.

Высота полёта существующих метеорологических спутников 400—1500км, что обеспечивает полосу обзора до 1000 км и более

Г. А. Назаров, Большая Советская Энциклопедия

Многоступенчатая ракета — летательный аппарат, состоящий из двух или более механически соединённых ракет, называемых ступенями, разделяющихся в полёте. Многоступенчатая ракета позволяет достигнуть скорости большей, чем каждая из её ступеней в отдельности

Читайте также:  Статья 3.1. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти

Универсальная энциклопедия: http://omop.su/370834.html

  1. Морской старт — первый в истории международный коммерческий проект создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования, предназначенного для запуска космических аппаратов массой до 6 тонн и их вывода на геопереходную орбиту
  2. Навигационный спутник —искусственный спутник Земли, предназначенный для обеспечения навигации судов и самолётов. С помощью навигационной радиотехнической аппаратуры в нескольких точках орбиты измеряются дальность и скорость навигационного спутника относительно судна (самолёта)
  3. Результаты этих измерений в сочетании с известными геоцентрическими координатами навигационного спутника, определяемыми на моменты измерений по информации, хранящейся в запоминающем устройстве навигационного спутника и передаваемой по радио во время сеансов связи, позволяют определить положение судна, с которого проведены измерения

Для повышения точности навигационных расчётов используют систему из нескольких спутников, движущихся по разным орбитам, и сеть наземных станций, ведущих систематические измерения положений навигационного спутника для уточнения параметров их орбит. Ошибка определения положения судна по результатам наблюдений одного Н. с. составляет около 55 м.

А. М. Микиша, Большая Советская Энциклопедия

Недвижимое имущество (недвижимость, недвижимые вещи) — земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество

Гражданский Кодекс Российской Федерации закон № 51-ФЗ 

Неопознанные летающие объекты — любые необычные явления, чаще всего небесные, природа, которых, по мнению их наблюдателей, неизвестна. Иногда некоторые из них, имеющие эллиптическую форму, именуются летающими тарелками.

Обычно сообщения о наблюдениях НЛО поступают от наблюдателей, мало знакомых с основами физики, астрономии и далеких от знания подробностей современных технических достижений.

За НЛО в подавляющем большинстве принимаются редкие вообще или в данной местности атмосферные явления: гало, полярные сияния, шаровые молнии, миражи и т.п.; астрономические объекты или явления: Венера, кометы, болиды и т.п.

; проявления техногенной активности Человечества: высотные воздушные шары, спускаемые модули космических аппаратов и т.п.

Известно очень немного случаев, когда информация о наблюдении НЛО доброкачественна, т.е. ей можно доверять, и получена квалифицированным наблюдателем. Тем не менее, ее всегда явно недостаточно для восстановления полной картины происшедшего события и, тем более, понимания природы явления.

Существует популярная гипотеза о внеземном происхождении НЛО и практически постоянном присутствии пришельцев из космоса на Земле. Однако легко согласиться с таким утверждением нельзя, хотя бы на основании следующих соображений.

Снарядившие подобные экспедиции обитатели другого Мира могут находиться не ближе, чем на расстоянии нескольких, если не десятков, парсек от Солнечной системы. Ближе просто нет условий для их существования.

Содержание же многочисленной и долговременной экспедиции в столь отдаленной от «метрополии» области кажется неразумным.

Это тем более нецелесообразно, если принять во внимание низкую интенсивность и малое разнообразие исследований, которыми будто бы занимаются экипажи множества НЛО различных типов

Основные действия «НЛОнавтов», судя по описаниям, ограничиваются появлениями над населенными пунктами или индустриальными объектами, выходами пилотов из НЛО, пленением на несколько часов или дней представителей земной цивилизации с целью их исследования и т.п.

Если еще учесть, что это продолжается, по утверждениям уфологов — исследователей феноменов НЛО — на протяжении десятков, если не сотен лет, то подобная малопродуктивная деятельность разумных существ представляется абсолютно невероятной.

Очевидно, что для цивилизации, способной послать хорошо оснащенную межзвездную экспедицию, доскональное исследование Земли и ее обитателей потребует не больше нескольких месяцев.

Предположение о гуманистических целях присутствия пилотов НЛО на Земле полностью перечеркивается огромным количеством не остановленных ими опустошительных войн и эпидемий.

Можно еще предположить, что НЛО посланы к нам очень развитой и могущественной цивилизацией, готовой затратить значительные ресурсы просто на наблюдение за развитием ситуации на Земле. Однако тогда она неизбежно должна проявлять себя среди других космических объектов специфическим по спектру и по другим параметрам электромагнитным излучением, чего не наблюдается.

Квалифицированное изучение тех редких событий, которые не могут быть объяснены в рамках изученных физических процессов, очень желательно.

К ним можно отнести некоторые явления, связанные с гелиофизикой, электризацией атмосферы, шаровыми молниями и т.п.

Однако это приводит к необходимости создания постоянно действующей сети хорошо оснащенных наблюдательных пунктов, что требует значительных затрат.

Федеральное космическое агентство Словарь космических терминов: http://www.federalspace.ru/dictionary/

Орбитальная станция (ОС) — космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений, и т.п.

От искусственных спутников Земли отличается наличием экипажа, который периодически сменяется с помощью транспортных кораблей, доставляющих на ОС смену экипажа, запасы топлива и материалов для функционирования технических систем станции, средства жизнеобеспечения экипажа, личную корреспонденцию его членов, запасные части для ремонта и модернизации самой станции, блоки оборудования для расширения её функций, материалы для проведения новых исследований и т.п. Спускаемый аппарат транспортного корабля доставляет на Землю сменённых членов экипажа и результаты проведённых исследований и наблюдений

  • На ОС имеется комплекс технических систем, обеспечивающих коррекцию орбиты станции , её ориентацию, стабилизацию (гиродины), стыковку с транспортными кораблями, снабжение электроэнергией (солнечные батареи), жизнедеятельность и безопасность экипажа, связь с центром управления полётами, и выполнение поставленных задач
  • ОС последних поколений (Мир, МКС) имеют модульную архитектуру — станция состоит из модулей — секций, доставляемых на орбиту по отдельности, и собираемых в единое целое на орбите. Такая технология позволяет создать станцию с массой, многократно превышающей максимальную полезную нагрузку одной ракеты-носителя, и постепенно наращивать жилое и рабочее пространство станции, расширяя, таким образом, как состав экипажа, так и количество и номенклатуру проводимых на ней работ
  • Википедия — свободная энциклопедия

Орбитальные станции —  пилотируемые или автоматические космические аппараты, длительное время функционирующие на орбите вокруг Земли, Луны или др. планеты и предназначенные для их исследования, а также для изучения космического пространства, медико-биологических, технических и технологических экспериментов и др. целей.

Энциклопедия «Отечество»: http://dic.academic.ru/

Орбитальная станция — тяжёлый искусственный спутник, длительное время функционирующий на околоземной, окололунной или околопланетной орбитах. Орбитальная станция может быть пилотируемой (с экипажем космонавтов) или работать в автоматическом режиме

Назначение орбитальной станции: решение ряда научных и прикладных задач — исследование околоземного космического пространства и Земли с орбиты ИСЗ, проведение метеорологических, астрономических, радиоастрономических и др.

наблюдений, изучение вопросов навигации, медико-биологические эксперименты, исследование поведения материалов и оборудования в условиях космического полёта и др.

Орбитальные станции могут служить также базами для сборки на орбите тяжёлых космических кораблей, предназначенных для полёта к др. планетам Солнечной системы.

Время активного функционирования на орбите, численность экипажа, параметры орбиты, масса и габариты орбитальной станции зависят от её назначения. Конструкцию орбитальной станции в основном определяет выбранный способ её сборки. Возможны два способа. В первом случае станция полностью собирается на Земле и выводится одной ракетой-носителем на орбиту ИСЗ, готовая к выполнению задач

Масса и объём орбитальной станции ограничены энергетическими возможностями ракеты-носителя, поэтому способ пригоден для сборки орбитальной станции до нескольких десятков т. При втором способе сборка осуществляется на околоземной орбите из нескольких самостоятельных блоков, секций, элементов или космических кораблей, которые выводятся несколькими ракетами-носителями

Орбитальная станция готова к выполнению всего комплекса возлагаемых на неё задач после окончательной сборки и проверки на орбите.

Способ позволяет создавать станции любой необходимой массы и объёма, различных размеров, с использованием для вывода на орбиту элементов существующими ракетами-носителями, что приобретает особенно большое значение при запуске орбитальной станции к Луне и др. планетам Солнечной системы

Неудачный запуск одного из блоков в этом случае не срывает выполнение программы создания орбитальной станции. В обоих случаях экипаж может быть выведен на орбиту на борту станции (или её элемента) или доставлен на орбитальную станцию транспортными кораблями, которые по мере необходимости запускаются с наземных космодромов, сближаются со станцией и стыкуются с ней.

Существенное значение особенно при длительных полётах приобретает обеспечение защиты экипажа от космической радиации.

Читайте также:  Статья 10. обязанности граждан

Применяется пассивная защита, осуществляемая экранированием отсеков станций материалами, способными поглощать опасные для организма заряженные частицы, и активная — основана на возможности изменения направления потока заряженных частиц под воздействием электростатических или электромагнитных полей

Г. А. Назаров, Большая Советская Энциклопедия

Орбитальный аппарат — это беспилотный космический аппарат для исследования планеты или другого небесного тела с орбиты вокруг этого тела.

Орбитальные аппараты при помощи дистанционных методов (оптических, радиофизических и т. д.

) могут исследовать значительную часть планеты (тогда как посадочные модули и планетоходы получают более детальные данные об атмосфере и поверхности, но только в районе места посадки)

Википедия — свободная энциклопедия

Орбитальный аппарат — космический летательный аппарат, предназначенный для движения по орбите вокруг планеты или спутника планеты

Научно-технический энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/

  1. Основные направления космической деятельности —
  2. научные космические исследования;
  3. использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания:
  4. дистанционное зондирование Земли из космоса, включая государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) и метеорологию;
  5. использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
  6. пилотируемые космические полеты;
  7. использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
  8. наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
  9. испытания техники в условиях космоса;
  10. производство в космосе материалов и иной продукции;
  11. другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники;                         создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства
  12. Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I «О космической деятельности»
  13. Перечень космических видов продукции, свободная реализация которых запрещена
  14. — ракетно — космические комплексы,
  15. — системы связи и управления военного назначения,
  16. — нормативно — техническая документация на их производство и эксплуатацию

Правовой режим космических объектов?

Под космическими объектами понимаются искусствен­ные тела, которые создаются человеками запускаются в кос­мос. К таким объектам относятся их составные части и средст­ва доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначен­ные для людей и грузов.

Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производст­венных процессов, транспортировки грузов.

Космические объ­екты могут принадлежать одному или нескольким государст­вам, неправительственному юридическому лицу, международ­ной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участ­ников является обязательной.

Государство, запустившее кос­мический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в косми­ческое пространство, регистрирует его путем записи в соответ­ствующий регистр, который должен вестись данным государст­вом.

Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого ре­гистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляе­мая государством регистрации.

Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

Международное космическое право содержит правила на­хождения космических объектов на естественных небесных те­лах, в частности, на Луне.

Государства могут осуществлять по­садку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудова­ние, установки, станции и сооружения в любом месте поверх­ности Луны и ее недр.

Персонал и указанные космические объ­екты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции долж­ны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны.

Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на по­верхность или недра Луны. Для того чтобы каждое, государст­во-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г.

о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, стан­ции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю об­наружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству.

Более детально этот вопрос решен в Со­глашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое простран­ство.

Каждое государство, которое получает сведения или обна­руживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом дру­гом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо госу­дарства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН.

По просьбе властей, осущест­вивших запуск, государство, на территории которого обнару­жен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения.

Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возмож­ной опасности причинения вреда и в том случае, если государ­ство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Тер­мин «власти, осуществившие запуск» относится как к ответст­венным за запуск государствам, так и к международным меж­правительственным организациям.

Государства и межправительственные организации, осу­ществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения иму­щества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций.

Тем не менее возможность при­чинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого во­проса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Она устанавли­вает принцип абсолютной ответственности запускающего госу­дарства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Если же ущерб причинен космическому объек­ту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причи­нен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, ко­торому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам.

Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность.

В связи с этим запускающее государство, выплатившее компен­сацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъекта­ми выступают государства. Именно государство несет ответст­венность за космическую деятельность не только государствен­ных учреждений, но и физических и юридических лиц, находя­щихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

во-первых, космическая деятельность государства, соответ­ствующая международному праву, но причинившая вред дру­гому государству. Это — ответственность за правомерную дея­тельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;

во-вторых, космическая деятельность государства, причи­нившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государ­ствам, то оно совершает международное правонарушение.

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб ис­пользуются дипломатические средства, но если дипломатиче­ские переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее призна­ния определяет сумму компенсации. Решение Комиссии явля­ется окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определе­ние, имеющее рекомендательный характер.

Ссылка на основную публикацию