Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей

 

Конкурсы — это отличный способ взаимодействия с вашими клиентами, при этом вы можете привлечь новую аудиторию и рассказать о своём бренде. Но как правильно провести конкурс с точки зрения закона? Кто должен платить налоги с приза? Разбираемся в этой статье.

 

С точки зрения закона существуют три разных вида мероприятий-розыгрышей:

 

  • публичное обещание награды;
  • публичный конкурс;
  • проведение игр и пари, лотерей, тотализаторов, иных игр государством или по его разрешению.

 

Обратите внимание на последний пункт. Эти мероприятия могут проводиться только государством или по его разрешению. Организатором лотереи может быть федеральный орган исполнительной власти, а рекламировать игру, основанную на риске, можно только в определённых местах и в конкретное время. Поэтому не стоит говорить о своём конкурсе как о лотерее, ведь тогда у вас могут возникнуть проблемы.

 

Публичное обещание награды — это ситуации, когда вы обещаете приз за конкретное действие. Например, разработчик крупного онлайн-сервиса обещает миллион тому, кто найдёт в ней уязвимость. Вот такие ситуации попадают под этот вид мероприятия. Ведь приз может получить только один человек, который первым выполнит необходимое действие.

 

Получается, что розыгрыши в социальных сетях является публичным конкурсом. Но в этом случае приз получает тот, кто лучше других выполнил задание или достиг конкретных результатов согласно правилам конкурса. Помните, как в детстве, кто быстрее добежит, тот и победил.

  Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей 

Специальные нормы о проведении публичного конкурса закреплены в главе 57 Гражданского кодекса РФ. 

 

  • организатором конкурса может быть любое лицо;
  • для проведения конкурса не требуется его предварительной регистрации и разрешения государственного органа;
  • необходимо в открытом доступе опубликовать правила проведения конкурса и соблюсти их.

  Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерейПример конкурса от Snickers 

Если в конкурсе участвовал один человек, то он будет считаться несостоявшимся, ведь нет возможности выбрать победителя. Согласно Гражданскому кодексу любой публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, их необходимо указывать в правилах.

 

Можно использовать такие формулировки:

 

  • «продвижение и коммерциализация инноваций»;
  • «образовательно-познавательная общественно полезная цель конкурса»;
  • «поддержка творческого самовыражения и развитие творческих навыков у участников конкурса».

 

Всё это с формальной юридической точки зрения не даёт квалифицировать такие конкурсы как недействительные.

 

Что ещё необходимо указывать в правилах публичного конкурса? Вы должны прописать:

 

  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;
  • место, срок и порядок их представления;
  • размер и форма награды, изменить которые можно лишь в течение первой половины срока, установленного для представления работ;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

  Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей

Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб.

К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие». Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка.

Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов.

Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

Статья актуальна на 21 декабря 2018

Разберем правила заключения контракта по результатам любой электронной процедуры. 

Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей

По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником.

В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней.

Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.

Сроки подписания:

5 дней после публикации итогового протокол Заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП проект контракта без своей подписи.  Конкретные данные берут из извещения и предложения победителя.
5 дней с даты размещения проекта контракта У победителя два варианта:

  1. Подписать электронной подписью проект контракта на ЭТП и приложить документы, подтверждающие обеспечение контракта, если было такое требование.
    • Если цена была снижена больше чем на 25%, то 1,5 обеспечение или информацию о трех госконтрактах, исполненных без нареканий (в соответствии с антидемпинговыми мерами).
    • Если закупали лекарство и цена была снижена больше чем на 25%, то победитель прикладывает обоснование цены.
    • Если в аукционе победитель перешел через ноль, поставщик должен внести на счет заказчика деньги за право заключить контракт.
  2. Разместить протокол разногласий.

Дальше заказчик действует по ситуации:

3 рабочих дня Заказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов:

  • новый вариант контракта с учетом исправлений,
  • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью (ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ).

В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика.

3 рабочих дня Если протокола разногласий нет, то подписывает контракт.

Как только заказчик подпишет контракт своей подписью и разместит его в ЕИС, контракт считается заключенным. В течение рабочего дня после этого банк разблокирует обеспечение заявки на спецсчете.

Если победитель уклоняется от заключения контракта

Победителя признают уклонившимся, если он:

  • не подписал  контракт и не направил протокол разногласий в срок,
  • не предоставил обеспечение контракта,
  • не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.

Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:

  • о месте и времени его составления,
  • о победителе-уклонисте,
  • основание для такого признания,
  • реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.

Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:

  • Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
  • Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.  
  • Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).

Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.

Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель  отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.

Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня.

Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней.

Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Аукцион на право заключить контракт по 44-ФЗ: что это за аукцион и в чем его особенность?

Когда заказчики проводят аукцион на право заключить контракт, и в чем его особенности?

Электронный аукцион, в ходе которого поступило предложение о цене, сниженное до половины процента НМЦК или ниже, является основанием для проведения аукциона на право заключить контракт.

Что все это значит? Подробности читайте в новой статье.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: суть процедуры

О том, как проводить электронный аукцион, рассказано в ст.68 44-ФЗ. В ч.4 ст.68 говорится, что участники торгов понижают начальную максимальную цену контракта (НМЦК) поочередно предлагая свои предложения по цене.

Государственные заказчики указывают НМЦК в извещении об электронном аукционе, которое оформляется в порядке, предусмотренном контрактным законодательством.

Суть таких электронных торгов – определить победителя, который предложит наиболее выгодные для заказчика условия. Основным критерием при проведении аукциона в электронном виде является цена. А значит, что побеждает тот участник, который предложил наиболее низкую цену и заявка которого составлена без ошибок и согласно контрактному законодательству (ч.10 ст.69 44-ФЗ).

С участником, занявшим 1-е место, заключается договор по результатам процедуры (если он не уклонился от его заключения). В документе прописывается цена, предложенная победителем и условия исполнения обязательств, которые были указаны в извещении и документации о госзакупке.

Цена контракта: условия и ограничения по 44-ФЗ

Определение цены контракта дается в Гражданском кодексе РФ, а определение цены контракта, указанное в 44-ФЗ основывается на гражданском законодательстве (ч.1 ст.2 44-ФЗ). Это оплата за поставку товара, оказание услуг или выполнение работ, которую исполнитель (продавец) получает от заказчика (покупателя) (ст.424 ГК РФ).

Таким образом, заказчик обязан оплатить выполненные работы (оказанные услуги, поставленные товары) по цене, указанной в договоре. В контрактном законодательстве не говорится, что при документальном оформлении взаимоотношений сторон могут заключаться безвозмездные договора.

Участники аукциона направляют свои ценовые предложения строго по правилам, указанных в ч. 6-9, 12, 14, 15 ст.68 44-ФЗ. Такой порядок подразумевает:

  • потенциальные исполнители подают предложения о цене в установленный для этого срок;
  • цена лота понижается в пределах «шага аукциона» (ч.7 ст.68 44-ФЗ);
  • цена может понижаться и независимо от «шага аукциона» (ч.8 ст.68 44-ФЗ);
  • соблюдаются ограничения согласно ч.9 ст.68 44-ФЗ.

Процесс понижения НМЦК необходим для выявления самого выгодного предложения, т.е. самого низкого по цене. При этом должны быть соблюдены все требования контрактного законодательства (ст.68, 69 44-ФЗ). Далее договор заключается с лицом, направившим самое минимальное предложение, а сама цена прописывается в тексте документа.

Важный момент! В ст.68 44-ФЗ говорится, что минимальное предложение, поступившее в ходе таких торгов, не может равняться нулю или быть меньше нуля.

Аукцион на право заключить контракт: что это значит и когда проводится?

Согласно ч.23 ст.68 44-ФЗ, если в ходе аукциона сумма госзакупки была снижена до 0,5% НМЦК или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. Торги выигрывает поставщик, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка которого составлена с учетом всех требований контрактного законодательства (ч.11 ст.69 44-ФЗ).

При проведении аукциона на право заключить контракт участники повышают цену лота в порядке, предусмотренном для электронных аукционов, т.е. по нормам ст.68 44-ФЗ и с учетом особенностей, регламентированных п.1-3 ч.23 ст.68 44-ФЗ.

Заказчик заключит договор с исполнителем только после того, как он:

  • перечислит денежные средства на его счет в размере предложенной исполнителем цены за право заключения контракта;
  • внесет обеспечение исполнения контракта.

Как видим, в 44-ФЗ нет других положений, устанавливающих условия при заключении контракта по результатам аукциона на право заключить контракт. Ранее условия предоставления обеспечения исполнения контракта по итогу проведения аукциона на право заключить контракт были прописаны в ч.12 ст.70 44-ФЗ, однако с 1 июля 2018 г. статья утратила силу.

В обоих рассмотренных случаях заключения контракта используется формулировка «цена контракта».

Таким образом, можно сделать вывод, что необязательно работа достанется участнику, который в ходе электронного аукциона предложил наименьшую сумму и заявка которого соответствует требованиям контрактного законодательства. Победитель будет окончательно определен в ходе аукциона на право заключить контракт.

По итогу аукциона на право заключить контракт определяется максимальное предложение. Причем для участников есть ограничение – они не могут подавать предложение о цене более 100 млн. руб. Этим методом определяется участник, который готов заплатить заказчику деньги, чтобы работы отдали именно ему (ч.11 ст.69 44-ФЗ).

Правоприменительная практика: что говорит об аукционах на право заключить контракт?

Отметим, что в 44-ФЗ нет норм, которые бы уточняли содержание названных в ст.68 и ст.69 44-ФЗ протокола проведения аукциона в электронной форме и протокола подведения его итогов, когда они готовятся в случаях проведения аукциона на право заключить контракт.

По общей идее при таких ситуациях в протоколах должны отражаться не наименьшие ценовые предложения, направленные участниками и выстроенные по мере убывания, а наоборот, максимальные предложения (поскольку аукцион проводится путем повышения стоимости контракта), выстроенные, соответственно, от самого высокого к самому наименьшему (поскольку именно эти показатели влияют на определение победителя госзакупки).

Кроме того, в вышеназванных протоколах заказчик должен указывать и наименьшее предложение (которое снизило стоимость контракта до 0,5% и ниже), после подачи которого было принято решение проводить аукцион на право заключить контракт. Об этом не говорится в 44-ФЗ, однако данная мера кажется нам вполне логичной и правильной.

Именно это предложение, в случае если по результатам аукциона будет заключен контракт, необходимо прописывать в тексте контракта в качестве цены, то есть суммы, которую поставщик получает от заказчика за исполнение обязательств. Ценой контракта, при этом, является предложение участника, с которым заключается документ.

Необязательно в аукционе на право заключить контракт побеждает тот участник, который изначально в ходе электронного аукциона подал ценовое предложение, снизившее НМЦК до 0,5% или ниже. Этот участник мог потом не предложить максимальную цену, а предложил ее другой участник, которому и будет отдан контракт.

Заключение

Таким образом, аукцион на право заключить контракт проводится для того, чтобы определить ту сумму, которую победитель готов заплатить за право заключения контракта с заказчиком до заключения контракта. Ценой же такого контракта будет направленное участником в процессе аукциона ценовое предложение, равное 0,5% НМЦК или ниже, после чего началось проведение аукциона на право заключить контракт.

Ответ на косвенно проходивший вопрос дается в Решении Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-4583 и Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по тому же делу. В этих нормативных документах излагается точка зрения, аналогичная нашей, что в ходе проведения аукциона на право заключить контракт определяется:

  • сумма, которую обязан внести участник, занявший 1-е место, за право заключить контракт;
  • непосредственно цена контракта, которую платит исполнителю заказчик.

Необходимо понимать, что такая цена может быть в разы меньше суммы за право заключить контракт, что под определенным углом фактически лишает условие контракта о цене какого-либо практического смысла.

К сожалению, правоприменительная практика по этому вопросу мала, и нет официальных разъяснений, поэтому сделать более конкретные выводы пока не представляется возможным.

Ранее аналогичный порядок был предусмотрен ч.18 ст.41.10 94-ФЗ. Закон утратил ныне свою силу, но и он не давал четкого понимания картины, поэтому пробелы остаются до сих пор.

Электронный конкурс: этапы и особенности | Контур.Закупки

С середины июля 2018 года закон 44-ФЗ разрешает проводить конкурс в электронной форме. Самое время заказчикам и поставщикам узнать что это такое.

Бумажный и электронный конкурс: в чем разница

Ошибочно считать, что открытый конкурс в электронной форме является цифровым братом-близнецом привычный бумажной процедуры.

Различие между ними есть, и заключается оно не только в форме подачи заявок. Разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Сроки (таблица 1).
  2. Состав заявки. В электронном конкурсе она составляется в двух частях + предложение о цене.
  3. Новый этап — переторжка. Участники могут уменьшить цену своих предложений.
  4. Больше протоколов — четыре вместо одного. Три составляет заказчик, один — ЭТП.

Таблица 1. Сравнение сроков открытого бумажного и электронного конкурса

Этап Бумажный конкурс Электронный конкурс
Срок на подачу заявок со дня размещения извещения о закупке Не менее 20 дней Не менее 15 раб. дней
Вскрытие конвертов /
Рассмотрение первых частей заявок
1 раб. день НМЦК < 1 млн — 1 раб. день НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней
наука, культура, искусство — 5 раб. дней
Переторжка 1 раб. день
Рассмотрение и оценка заявок /вторых частей Не более 20 дней (в отдельных случаях+ 10 раб. дней) НМЦК < 1 млн — 1 раб. день НМЦК > 1 млн — 3 раб. дня
наука, культура, искусство — 5 раб. дней
Размещение протокола в ЕИС 1 раб. день
Заключение контракта Не ранее 10 дней, не позднее 20 дней Не ранее 10 дней

Этапы электронного конкурса

Сначала все как обычно: необходимо разместить извещение о проведении процедуры. Что указать в извещении? Адрес площадки, на которой электронный конкурс будет проводиться, единые требования для поставщиков, процедурные сроки. По желанию можно установить требование о том, чтобы поставщик не числился в РНП.

Важно, чтобы последний день срока подачи заявок не приходился на нерабочий (пункт 3 части 3 статьи 54.2 закона).

Далее процесс происходит в несколько этапов:

  1. Участник составляет заявку в двух частях, а также ценовое предложение, и все это направляет оператору ЭТП.
  2. Оператор передает заказчику первые часть заявки.
  3. Заказчик рассматривает первые части и направляет оператору протокол.
  4. Оператор сравнивает ценовые предложения участников, допущенных заказчиком к конкурсу. Участники уведомляются об этом. Оператор проводит переторжку.
  5. Оператор направляет заказчику вторые части заявок участников.
  6. Заказчик рассматривает вторые части и формирует протокол.
  7. Оператор составляет собственный протокол по итогам переторжки и направляет его заказчику.
  8. Заказчик подводит итоги и формирует итоговый протокол, в котором располагает заявки по цене.

Далее рассмотрим ключевые этапы для заказчика.

Первые части заявок

После публикации извещения дается 15 рабочих дней на сбор заявок. Далее их первые части оператор передает заказчику, и тот должен их оценить. Срок рассмотрения заявок зависит от начальной цены контракта. Более подробно действия заказчика на этом этапе показаны на схеме.

Заказчик известил о закупке Участник направил заявку в 2-х частях и ценовое предложение (15 рабочих дней) Оператор передал первые части заказчику
(не позже 1-го рабочего дня)
Оператор сообщил поставщикам о допуске, определил минимальную цену и назначил переторжку Заказчик сформировал протокол рассмотрения первых частей и направил на ЭТП Заказчик рассмотрел первые части заявок:

  • НМЦК < 1 млн — 1 раб. день
  • НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней
  • Наука, культура
    искусство — 10 раб. дней

Как закачку оценить первые части заявок

В первых частях должно быть согласие поставщика на исполнение контракта — поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Если поставляется товар, в первой части должны быть прописаны его характеристики. А также указана страна происхождения, если закупка попадает под национальный режим. Допустимо прикрепить изображение, модель, макет и так далее.

Внимание! Сведения об участнике и ценового предложения в первой части заявки содержаться не должно.

Основания для отклонения первых частей — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить первую часть заявки на электронный конкурс
1. Непредставление участником необходимой информации либо предоставление недостоверных сведений 2. Характеристики товара или страна его происхождения не соответствуют требованиям 3. Участник указал информацию о себе или свое ценовое предложение
По другим причинам отклонять заявку нельзя!

После рассмотрения первых частей заказчик составляет протокол. Его должен подписать каждый член комиссии. Далее протокол направляется на ЭТП. Важно уложиться в срок, отведенный для рассмотрения первых частей.

Получив протокол, оператор действует самостоятельно. Он сообщает каждому участнику итоги рассмотрения первых частей, то есть допущены ли они до участия в конкурсе или нет. Также он доводит до их сведения минимальную цену, не раскрывая автора этой заявки. Это делается с целью побудить участников снизить стоимость контракта.

Переторжка

Переторжка — возможность для участников снизить цену своих предложений. В электронном конкурсе это обязательный этап. Его цель — дать возможность заказчику приобрести объект закупки по самой выгодной цене.

В процессе переторжки заказчик не участвует. О дне ее проведения поставщикам сообщит оператор. Назначается процедура на следующий рабочий день после окончания срока оценки первых частей заявок. Основные моменты, которые нужно знать о переторжке:

  1. Этап длится 3 часа.
  2. Время назначается в соответствии с часовым поясом заказчика.
  3. Допускается однократное снижение цены одним участником.
  4. Улучшение ценового предложения не является обязательным.
  5. Если участник не улучшил свою цену, будет рассматриваться цена из первоначального предложения.

После проведения переторжки оператор в течение часа формирует протокол и направляет заказчику вторые части заявок.

Вторые части заявок

Итак, заказчик по-прежнему не видит цен, предложенных поставщиками. Теперь ему нужно оценить вторые части их заявок. Сроки рассмотрения таковы:

  1. При НМЦК до 1 млн рублей — 1 рабочий день.
  2. При НМЦК более 1 млн рублей — 3 рабочих дня.
  3. При закупке из сферы науки, искусства или культуры — 5 рабочих дней вне зависимости от цены контракта.

Вторая часть заявки должна содержать информацию об участнике. К ней прилагаются документы из части 11 статьи 24.1 закона 44-ФЗ.

Это учредительные документы организации, личные документы директора или предпринимателя, решение о согласии на крупную сделку, документы о постановке на налоговый учет и так далее.

Напомним, что в части 1 статьи 31 закона с недавних пор появился пункт 11, требующий проверить отсутствие у поставщика законодательных ограничений на участие в закупке.

Для отклонения второй части заявок закон дает больше оснований. Все они — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить вторую часть заявки на электронный конкурс
1. Отсутствуют документы или информация по пунктам 1–3 и 7 части 6 статьи 54.4 либо документы не соответствуют требованиям 2. Недостоверная информация (документы) по части 11 статьи 24.1, частям 4 и 6 статьи 54.4 4. Участник не соответствует единым или дополнительным требованиям
4. Отклонение из-за положений национального режима 5. Участник не предоставил сертификат СТ-1 или другой документ, который подтвердит соответствие запрету для импорта

Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. Он должен быть подписан всеми членами комиссии, после чего направлен оператору для размещения на ЭТП и в ЕИС. В ответ в течение 1 часа оператор должен направить заказчику протокол, составленный по результатам переторжки. В нем будут содержаться окончательный ценовые предложения поставщиков.

Подведение итогов

Теперь на руках заказчика есть все для выбора победителя. Нужно расставить заявки в зависимости от цены — наиболее выгодное предложение занимает первое место. Случается, что участники предлагают одинаковую цену — в таком случае выше располагается заявка, которая подана раньше.

Когда заявки ранжированы, составляется итоговый протокол. Его следует подписать всем членам комиссии и опубликовать в ЕИС. В этот же день протокол направляется на ЭТП.

Электронный конкурс не состоялся

Есть три основания признать открытый конкурс в электронной форме несостоявшимся. Какие именно — смотрите на следующей схеме.

Из-за чего электронный конкурс признается несостоявшимся
1. Нет заявок на участие 2. Все заявки отклонены по первой либо второй части 3. Подали либо не отклонили всего одну заявку
Что делать заказчику?
  1. Продлить срок подачи заявок еще на 10 дней.
  2. Если новых заявок не поступило, внести изменения в плановые документы и провести другую процедуру, например, электронный запрос предложений
Заключить контракт с единственным поставщиком (пункт 25.1 части 1 статьи 93)

Заключение контракта

Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.

Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.

Важно! В остальном контракт должен полностью соответствовать проекту, размещенному вместе с закупочной документацией.

У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий. Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз.

В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.

Важно! Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней после подведения итогов конкурса.

Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.

Заказчик публикует итоговый протокол
5 дней
Заказчик публикует проект контракта без подписи
5 дней 5 дней
Победитель подписывает контракт Победитель направляет протокол разногласий
3 рабочих дня 3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС Заказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт
3 рабочих дня
Победитель ставит подпись на контракте
3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС

Если победитель уклонился

Говорить о том, что победитель является уклонистом, можно по двум причинам:

  1. Он не перевел денежное обеспечение контракта и не предоставил банковскую гарантию.
  2. Он не подписал контракт.

Заказчик обязан передать сведения об уклонисте в ФАС в течение трех рабочих дней. Срок исчисляется от даты, когда победителя признали уклонившимся. Право заключить контракт заказчик должен предложить участнику № 2 в итоговом протоколе. Однако соглашаться тот не обязан.

Конкурс по 44-фз. проведение и участие в конкурсе

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

  •  Конкурс представляет собой состязание участников, позволяющее выделить лучшего из них.
  • Понятно, что полноценное соревнование между участниками возможно только, когда их больше одного, следовательно, конкурс предполагает участие круга лиц, который может быть ограниченным (закрытым) и неограниченным (открытым).
  • Законодательство Российской Федерации предполагает проведение конкурсов различных видов: на заключение договора или на право его заключения (многоэтапные), и конкурсный отбор участников.
  • Если вы только начали участвовать в тендерах, не стоит выходить сразу на сложные многоэтапные конкурсы, попробуйте свои силы на одноэтапном.

Проведение данного вида торгов регулируется ГК РФ, а также законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим в данной статье открытые конкурсы, проводимые в соответствии с законом 44-ФЗ, исключительно в электронном виде.

Как принять участие в электронном конкурсе ( По 44 ФЗ )

Участник, отвечающий всем требованиям конкурсной документации (КД), набравший максимальное количество баллов объявляется победителем.

Поиск конкурсных процедур осуществляйте в ЕАИС. Настройте фильтр. Прежде всего, выберите тип процедуры: конкурс, задайте ценовые рамки, например, от пятисот тысяч до пяти миллионов рублей, этап закупки: подача заявок.

Также задайте регион (всего можно задать до пяти регионов). Учтите, что после выхода из ЕАИС настройки фильтра сохранены не будут.

Выбрав в ЕАИС извещение о проведении процедуры по своей теме, внимательно прочитайте всю КД, особенно информационную карту. Теоретически её может и не быть, так как законодательство не требует её наличия, но описание объекта закупки будет в составе КД непременно.

Не стоит бросаться готовить заявку, если срок подачи истекает на следующее утро, ведь можете упустить какую-нибудь важную деталь в КД, что впоследствии приведет к невозможности заключения контракта или убыткам.

Цена договора

Важнейшим показателем для вас должна являться начальная максимальная цена договора (НМЦД). Начинающим участникам не стоит участвовать, если НМЦД выше 5 миллионов и вот почему.

  1. Во-первых, чем выше НМЦД, тем выше риск сорвать исполнение контракта в случае каких-либо форм-мажорных обстоятельств.
  2. Во-вторых, при участии в конкурсах на суммы от 5 миллионов рублей дополнительными обременениями являются обеспечения заявки и контракта.
  3. И если на обеспечение заявки деньги скорее всего у участника найдутся, то с обеспечением контракта, которое может составлять 30% от НМЦД могу возникнуть серьёзные проблемы.

Ведь в случае победы деньги вы начнете получать только по выполнении первого этапа работ, оказания услуг. Тогда же по частям он начнет выплачивать и обеспечение контракта. Но сначала вам придется платить исполнителям работ или услуг из своего кармана, либо закупать товар. Не обольщайтесь и конкурсами с авансом.

Страхуя себя, заказчик требует представления дополнительных документов (справок об отсутствии задолженности, бухгалтерский баланс за последние три отчетных года и т.д.) которые вы можете не успеть подготовить до истечения срока подачи заявки. К тому же конкурсы с авансом нелегко отыскать.

Тендерные агентства выискивают их вручную в ЕАИС, а за абонементную подписку на поиск конкурсов с авансом придется заплатить немало. Наконец, конкурсы с авансом всегда содержат в КД требование о внесении обеспечения договора, которое съест весь аванс или его часть.

На что обратить внимание при принятии решения о участии в конкурсе

Очень важно заранее представлять куда придется поставлять товар или где оказывать услуги (выполнять работы) и в какие сроки. Прибыльный конкурс неизбежно станет разорительным, если товар придется везти, за тысячи километров, у тому же ежемесячно, в течении, скажем, года. А штрафы за срыв сроков при больших НМЦД будут внушительными.

Если же товар нужно поставлять недалеко, но ежедневно, это тоже может стать очень накладным.

Наконец, требования к упаковке и фасовке товара, тоже важны. Заказчик не возьмет у вас товар в фасовке, отличной от указанной в ТЗ, а если вы в форме 2 предложите не ту фасовку, которая ему требуется, но которая удобна вам, отклонит вашу заявку.

Этот вариант представляется гораздо лучшим для участника, тогда как в первом случае участнику придется нести убытки, закупая товар повторно, ведь осуществить перефасовку товара он самостоятельно вряд ли сможет.

Критерии устанавливаемые Заказчиком

Заказчик устанавливает в КД не менее двух критериев, причем один – стоимостной.

Стоимостные критерии конкурса

К стоимостным критериям относят прежде всего стоимость договора. Другие стоимостные критерии далее мы рассматривать не будем. Роль стоимости договора может быть очень значительной, а может составлять всего 30%, в зависимости от предпочтений заказчика.

Нестоимостные критерии конкурса

К нестоимостным относят критерии, относящиеся к качеству и характеристикам приобретаемых объектов, опыта, а также репутации и квалификации участника.

Качество и характеристики товара

В отношении критерия «качество и характеристики товара» нельзя не упомянуть об одной его коварной особенности: предъявляемые иногда требования к свежести товара (год выпуска не ранее 2019 г.), причем речь идет вовсе не о продовольственных товарах, а о продукции радиоэлектроники, также, например, сантехники.

Если в первом случае требование заказчика выглядит логично: вольтметры, амперметры и прочие измерительные приборы тех же марок, что и современные, выпускались в 80-х годах прошлого века и пролежали свыше тридцати лет на складах. Они могли частично потерять свои свойства, но в то же время не были в употреблении и формально могут быть предложены участниками для поставки.

Сантехнические же изделия никак не пострадают оттого, что пару лет пролежат в заводской упаковке на складе. Тем не менее, закон 44-ФЗ не запрещает включать в состав критерия «качество и характеристики товара» условие его выпуска в текущем году, следовательно, его обжаловать в ФАСе вам вряд ли удастся.

Опыт исполнения работ

Остановимся теперь поподробнее на критерии «опыт исполнения работ». Зачастую заказчики требуют доказательства наличия опыта исполнения сопоставимых конкурсов – завершенные договора по 44-ФЗ, поскольку его весовое значение зачастую может достигать 70%. И тут участника могут подстерегать неприятности.

— Если участник только что открыл свою фирму, то у него нет исполненных договоров. В этом случае соваться на конкурс никакого смысла нет.

— У участника могут быть во множестве исполненные договора, но в них всех содержится условие о соблюдении конфиденциальности. Такие договора участник представить не сможет, так что и в этом случае ему нет смысла участвовать в конкурсе.

— У участника могут быть во множестве исполненные договора, но все они заключены с коммерческими структурами – он никогда раньше не обслуживал государственные и муниципальные учреждения, и не поставлял им товары. В этом случае, участник может попытать счастья и принять участие в конкурсе, представив договора по сопоставимым работам, заключенным не по 44-ФЗ, а по ГК РФ.

Согласно статье 51 закона 44-З участник может подтвердить опыт соответствующими документами. Закон 44-ФЗ не запрещает участникам подтверждать опыт предоставлением успешно исполненных контрактов по ГК-РФ.

Практика ФАС в части подтверждения опыта и квалификации участников конкурсов

Если заказчик их примет, такой участник вполне может выиграть конкурс, если нет – отчего бы ему не пожаловаться в инстанции? Главным аргументом заказчика является невозможность проверки договоров, исполненных в соответствии с ГК РФ, тогда как с проверкой договоров, выполненных по 44-ФЗ проблем не будет. ФАС обычно становится на сторону заказчика, а вот арбитражные суды могут принять сторону участника.

Так, например, Уральский арбитражный суд недавно признал решение ФАС об отклонении жалобы участника на отказ учитывать договора, выполненные им в соответствии с ГК РФ незаконным, поскольку опыт не зависит от того, выполнялся ли договор на выполнение сопоставимых работ по 44-ФЗ или по ГК РФ.

Впрочем, и здесь не все однозначно. Арбитражные суды Москвы, чаще всего придерживаются позиции: подтвержденный контракт – это контракт, заключенный по 44-ФЗ.

Сопоставимость работ

Что касается признания работ сопоставимыми, здесь тоже бывают споры у заказчиков с участниками. Требования по сопоставимости коммерческих и финансовых условий четко изложены в статье 105.5 НК РФ.

Продолжение статьи об участии в конкурсе по 44 ФЗ

Ссылка на основную публикацию