Статья 35. федеральная палата адвокатов российской федерации

Высшим органом адвокатского сообщества является Федеральная палата адвокатов РФ, имеющая следующую структуру:

Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

  • Всероссийский съезд адвокатов — высший орган, который собирается не реже одного раза в два года;
  • Совет Федеральной палаты адвокатов РФ (не более 30 человек и подлежит ротации один раз в два года на 1/3) — коллегиальный исполнительный орган палаты;
  • Президент (избирается советом на четыре года) — единоличный исполнительный орган;
  • Ревизионная комиссия — орган контроля финансово-хозяйственной деятельности Совета палаты;
  • Аппарат Федеральной палаты адвокатов РФ.

Федеральная палата адвокатов РФ — общероссийская негосударственная некоммерческая организация, объединяющая адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства. В связи с этим решения Федеральной палаты адвокатов РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Основными целями Федеральной палаты адвокатов как органа адвокатского самоуправления в Российской Федерации является:

  1. представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
  2. координации деятельности адвокатских палат,
  3. обеспечения высокого уровня юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Федеральная палата адвокатов РФ образуется Всероссийским съездом адвокатов. Федеральная палата адвокатов в отличие от адвокатских палат субъектов РФ действует не только на основании Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, но и на основании устава, принимаемого Всероссийским съездом адвокатов.

  • Федеральная палата адвокатов, являясь юридическим лицом, подлежит государственной регистрации и имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
  • Федеральная палата адвокатов является собственником имущества, которое формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц.
  • Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов РФ, не допускается.
  • Федеральная палата адвокатов, как и адвокатские палаты субъектов РФ, не подлежит реорганизации, а ликвидация может быть осуществлена только на основании федерального закона.
  • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

Федеральная палата адвокатов России

Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

Федеральная палата адвокатов России представляет собой объединение всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации, основанное на обязательном членстве, для совместного обеспечения корпоративных интересов. Была образована на I Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 г., ее местонахождением определена Москва.

Вопрос № 6
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА АДВОКАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ ОРГАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ.

Системе органов управления адвокатурой как профессиональным сообществом адвокатов посвящены статьи 29 — 38 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, согласно которым на федеральном уровне образуется Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, а на уровне каждого субъекта РФ — адвокатские палаты субъектов РФ (ст. ст. 29 — 34 Закона).

Понятие, порядок образования и компетенция Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и ее органов сосредоточены в статьях 35-38 Закона.

Федеральная палата адвокатов
Российской Федерации

Федеральная палата адвокатов РФ представляет собой основанную на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию, создаваемую для обеспечения корпоративных интересов адвокатского сообщества.

Является высшим органом адвокатского самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ ФПА РФ относится к такому виду организационно-правовой формы некоммерческой организации, как «адвокатская палата». По сравнению с региональными адвокатскими палатами она имеет следующие особенности:
1) ФПА РФ объединяет палаты субъектов РФ на основе обязательного членства;

2) ФПА РФ имеет особые цели создания:

  • представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
  • координация деятельности региональных палат;
  • обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи;
  • реализация иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством РФ.

Для достижения вышеперечисленных целей ФПА РФ вправе обращаться в суд в порядке, предусмотренном ст. 46 ГПК РФ и ст. 40 КАС РФ, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества;
3) ликвидация ФПА РФ может быть осуществлена только на основании федерального закона;

4) решения ФПА РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, деятельность Федеральной палаты адвокатов должна быть направлена на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами на территории России квалифицированной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

С другой стороны, Федеральная палата адвокатов создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять на уровне общероссийской организации представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечивать общую координацию деятельности адвокатских палат субъектов РФ.

Координация — принятие органами Федеральной палаты адвокатов, в пределах их компетенции решений, общих для всех адвокатских палат, а также обеспечение реализации этих решений на практике.

ФПА РФ — юридическое лицо, имеющее смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Устав ФПА РФ принимается Всероссийским съездом адвокатов.

Имущество ФПА РФ формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством РФ.

ФПА РФ является собственником данного имущества.

К затратам на общие нужды ФПА РФ относятся:

  • расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах ФПА РФ, компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах;
  • расходы на заработную плату работников аппарата ФПА РФ;
  • материальное обеспечение деятельности ФПА РФ и иные расходы, предусмотренные сметой ФПА РФ.

Структура органов Федеральной палаты

Структура органов Федеральной палаты включает в себя следующие органы и должностные лица:

  • Всероссийский съезд адвокатов;
  • Совет ФПА РФ;
  • президент и вице-президенты ФПА РФ;
  • Комиссия по этике и стандартам.

Всероссийский съезд адвокатов

Высший орган ФПА РФ — Всероссийский съезд адвокатов, являющийся представительным органом, в его работе принимают участие представители адвокатских палат субъектов РФ.

Адвокатские палаты субъектов РФ имеют равные права и равное представительство на Съезде: от каждой из них на Съезд прибывает равное число делегатов независимо от численности палаты, величины региона и прочих факторов.

Закон об адвокатской деятельности не закрепляет количество представителей от каждой из палат.

Нормы представительства могут быть утверждены как один раз на все будущее время деятельности ФПА РФ, так и на каждом очередном съезде.

Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос. Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов РФ.

Совет ФПА упорядочил осуществление защиты профессиональных прав адвокатов

22 марта Совет Федеральной палаты адвокатов утвердил Порядок осуществления защиты профессиональных прав адвокатов.

Документ направлен на организацию и упорядочивание осуществления представительства и защиты профессиональных прав, интересов адвокатов в органах государственной власти, местного самоуправления, в общественных объединениях и иных организациях для обеспечения гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатской деятельности.

Положения документа

Как следует из Порядка, адвокат, который считает, что его профессиональные права и интересы нарушены действием (бездействием) или решением должностного лица или представителем общественного объединения и иной организации, вправе лично или через своего представителя-адвоката обратиться за защитой профессиональных прав. Соответствующее обращение направляется в Комиссию по защите прав адвокатов адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой является адвокат, чьи профессиональные права и интересы нарушены. Комиссия должна рассмотреть обращение в порядке и сроки, установленные положением о ней.

При рассмотрении обращения Комиссия составляет заключение о наличии или отсутствии факта нарушения профессиональных прав и интересов адвоката. Далее заключение вместе с обращением направляется президенту и в совет региональной палаты.

Читайте также:  Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

Вместе с заключением Комиссия вправе предложить способы и формы защиты прав адвоката.

После рассмотрения заключения президент палаты или ее совет принимают решение о способах, формах и действиях, необходимых для защиты профессиональных прав адвоката.

При установлении факта нарушения профессиональных прав и интересов адвоката Комиссия по поручению президента палаты принимает необходимые меры по защите нарушенных прав, в том числе обеспечивает меры по представительству интересов адвоката при рассмотрении гражданских и административных дел, а также защите в уголовном судопроизводстве.

Порядком установлено, что Комиссия Совета ФПА по защите прав адвокатов осуществляет методические функции в области защиты профессиональных прав адвокатского сообщества, в том числе путем сбора и анализа информации о нарушениях прав адвокатов, выработки рекомендаций по предупреждению таких нарушений, противодействию им и восстановлению прав адвокатов. Обращения, поступившие в ФПА, как правило, перенаправляются в адвокатскую палату субъекта РФ для дальнейшего рассмотрения. Но в исключительных случаях факты нарушения могут стать предметом разбирательства, которое Комиссия Совета ФПА может инициировать самостоятельно или по поручению президента ФПА.

В ФПА пояснили необходимость принятия Порядка

Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА по защите профессиональных прав адвокатов, вице-президент АП г.

Москвы Вадим Клювгант отметил, что назначение адвокатской деятельности состоит в обеспечении конституционной гарантии – права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

«Следовательно, предусмотренные законодательством профессиональные права адвоката и гарантии адвокатской деятельности – это не какие-то “сословные привилегии” самих адвокатов, а необходимые условия исполнения возложенной на них публично-правовой функции.

Важнейшей из этих гарантий является адвокатская тайна, являющаяся залогом доверительных отношений адвоката и тех людей и организаций, которым он оказывает юридическую помощь. Не менее важны и другие профессиональные гарантии адвокатов», – подчеркнул он.

По словам Вадима Клювганта, любое воспрепятствование адвокатской деятельности, незаконное вмешательство в нее недопустимо и прямо запрещено ст. 18 Закона об адвокатуре. «Однако, к большому сожалению, этот запрет является декларативным, поскольку не подкреплен законодательно установленной ответственностью (включая уголовную) за такие действия.

Безнаказанность же развращает и поощряет произвол, что мы наглядно видим по увеличивающемуся числу случаев нарушений профессиональных прав адвокатов и возрастающей агрессивности этих нарушений: от незаконных вызовов адвокатов на допросы и недопуска их к доверителям до привлечения адвокатов к уголовной ответственности по надуманным обвинениям именно в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Просматривается и прямая связь активности воспрепятствования адвокатской деятельности с профессиональной активностью и эффективностью защиты адвокатами прав своих доверителей. Несмотря на очевидную недопустимость такой ситуации, давно подготовлены предложения об установлении ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности и незаконное вмешательство в нее», – отметил он.

Вадим Клювгант добавил, что в таких условиях адвокатура как самоуправляемая корпорация, независимая от государства в силу закона и не получающая от него необходимой поддержки вопреки ему, выстраивает и реализует собственную систему защиты прав адвокатов.

«Утвержденный Советом ФПА Порядок лишь формализует и упорядочивает осуществление этой работы, которая давно и постоянно ведется адвокатскими палатами и их комиссиями по защите прав адвокатов.

Успешность этой работы зависит от многих факторов, но бесспорным является то, что грамотный подход самих адвокатов и органов адвокатского самоуправления к самозащите и защите профессиональных прав существенно повышает шансы на успех.

А использование консолидированного опыта, накопленного в корпорации, в свою очередь, как раз и способствует тому, чтобы подход был грамотным. На достижение максимальной эффективности защиты прав адвокатов и направлен обсуждаемый Порядок», – заключил он.

Ряд положений Порядка вызвал вопросы

Член Совета АП Ставропольского края Оксана Садчикова отметила, что на практике возможны случаи, когда оформление полномочий представителя коллеги невозможно в силу специфики ситуации (например, при отсутствии доступа к адвокату, чьи права нарушаются, или доступ к нему затруднен, затруднено оформление доверенности), поэтому проверка полномочий как условие начала процедуры может стать формальным препятствием для эффективной работы Комиссии по защите прав адвокатов. «Известны случаи, когда о нарушении становилось известно от родственников адвоката, неправительственных организаций, за счет резонанса в СМИ и других источников, которые в силу исключительных причин могут оказаться неспособными обеспечить наличие доверенности на представление интересов. Речь, конечно, идет о ситуациях, когда из-за промедления адвокату может быть причинен непоправимый ущерб», – пояснила она.

По словам эксперта, порядок взаимодействия, указанный в п. 6–9 документа, детализирует вопрос, уже урегулированный на уровне, в частности, Ставропольского края.

«Предлагаемая процедура несколько отличается от фактически практикующейся, в связи с чем возникнет вопрос приведения в соответствие актов палаты или иные способы унификации. В п.

12 Порядка имеется неопределенность относительно того, по каким критериям нарушение прав адвокатов может считаться исключительным: будет ли исключительность определяться одним или совокупностью критериев и каких.

В Порядке имеется неопределенность и в сроках рассмотрения обращений Комиссией. Сроки не предусмотрены и Положением о Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов от 26 июня 2017 г. Представляется, что этот вопрос тоже мог быть прояснен», – убеждена Оксана Садчикова.

Председатель Комиссии АП Краснодарского края по защите профессиональных прав адвокатов Ростислав Хмыров также обратил внимание, что Совет ФПА не установил сроки рассмотрения обращений адвокатов, предоставив право решать, в каком порядке и в какие сроки будут рассматриваться обращения, на усмотрение адвокатских палат субъектов РФ.

«Решение, конечно же, весьма демократичное, но для достижения единства корпорации необходимо, на мой взгляд, вырабатывать не только единый механизм реагирования на нарушения профессиональных прав адвокатов, но и единое время на принятие заключений комиссий по защите профессиональных прав.

Одно только знание того, что адвокатская палата в соседнем регионе рассматривает обращения адвокатов и в течение, например, трех дней выдает заключение Комиссии, а родная палата не ранее чем через пять дней приступает к рассмотрению обращения и выдает заключение Комиссии только на десятый день, вызовет вполне обоснованное негодование наших коллег, чего нельзя допускать», – считает он.

Ростислав Хмыров позитивно оценил п. 8 Порядка, согласно которому президент или Совет АП принимают решение о способах, формах и действиях, необходимых для защиты профессиональных прав адвоката. «Именно в таком режиме работает Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов АП КК со дня ее образования.

Очень много недовольств у членов нашей корпорации относительно того, что Комиссия не всегда защищает их интересы в судах и в правоохранительных органах.

Так вот – такое нормативное урегулирование вопроса подчеркивает, что Комиссия по защите профессиональных прав – вспомогательный орган Совета, и решение о том, кому помогать и в каком объеме, принимает президент или Совет палаты, но не Комиссия», – подчеркнул он.

Управляющий партнер АБ «ОПОРА» Приморского края, руководитель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов при Совете АП ПК Алексей Ананьев положительно оценил появление документа.

«Очень отрадно, что деятельность комиссий по защите профессиональных прав адвокатов наконец-то приобрела крепкий “скелет” в виде решения Совета ФПА РФ, и вдвойне радует, что такое решение не детализировано частными ситуациями, оставляя право принятия решений по ним или создания алгоритма действий адвокатским палатам субъектов РФ.

Это важно, поскольку адвокатское сообщество должно иметь возможность эволюционировать в вопросах защиты своих профессиональных прав, а это невозможно в условиях каких-либо жестких шаблонов, которые присущи, например, системам государственной власти», – отметил он.

Алексей Ананьев также позитивно оценил введенную альтернативность по субъектам, принимающим решение о способах, формах и действиях, необходимых для защиты профессиональных прав адвокатов, по результатам рассмотрения заключений комиссий – это как президент, так и Совет региональной адвокатской палаты.

«Ведь президент адвокатской палаты субъекта РФ ежедневно выполняет свои функции, в то время как Совет адвокатской палаты субъекта собирается, как правило, один раз в месяц, а последнее делает невозможным (за исключением внепланового сбора) оперативно принимать решения в часто случающихся экстренных ситуациях, связанных с нарушением профессиональных прав адвокатов», – пояснил он.

Федеральная палата адвокатов РФ и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания

На федеральном уровне органом адвокатского самоуправления является Федеральная палата адвокатов РФ.

Читайте также:  Статья 13. порядок включения должника в состав участников программы

Цели создания Федеральной палаты адвокатов РФ определяет Закон об адвокатской деятельности. К ним отнесены представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления; координация деятельности адвокатских палат; обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Кроме того, Федеральная палата адвокатов уполномочена и на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Закон содержит запрет на образование иных организаций, аналогичных по функциям и полномочиям Федеральной палате адвокатов.

  • По своему правовому статусу Палата — общероссийская негосударственная некоммерческая организация, объединяющая адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства.
  • В соответствии с положениями Закона об адвокатской деятельности Федеральную палату адвокатов образует Всероссийский съезд адвокатов, принимающий Устав Федеральной палаты.
  • Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный счет и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы, бланки со своим наименованием и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
  • Законом установлено, что Федеральная палата не подлежит реорганизации, а ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.
  • Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
  • Органами Федеральной палаты адвокатов являются: Всероссийский съезд адвокатов (высший орган Федеральной палаты) и Совет (коллегиальный исполнительный орган Федеральной палаты).

Всероссийский съезд адвокатов — высший орган Федеральной палаты адвокатов должен созываться не реже одного раза в год Советом Федеральной палаты адвокатов. У адвокатских палат на съезде равное представительство и равные права: каждая палата (независимо от количества представителей) имеет один голос при принятии решения.

  1. В компетенцию Всероссийского съезда адвокатов входят следующие вопросы:
  2. — принятие Устава Федеральной палаты и Кодекса профессиональной этики адвоката, а также утверждение внесения в них изменений;
  3. — формирование состава Совета Федеральной палаты;
  4. — определение размера отчислений адвокатов на общие нужды Федеральной палаты исходя из численности палат;
  5. — утверждение сметы расходов и отчетов Федеральной палаты адвокатов;
  6. — утверждение регламента съезда;
  7. — определение места нахождения Совета Федеральной палаты.

Являются ли адвокаты членами НКО «Федеральная палата адвокатов РФ»?

  • Уважаемые коллеги!
  • Участники рабочего совещания Межрегиональной Общественной Организации «Палата Судебных Поверенных» при подготовке проекта резолюции о Разъяснениях № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы столкнулись с затруднением правового характера.
  • Перед ними встал вопрос: являются ли адвокаты членами НКО «Федеральная палата адвокатов РФ»?
  • В связи с чем нам интересно мнение членов профессионального юридического сообщества, каким образом с правовой точки зрения должен быть сформулирован текст следующего абзаца резолюции?
  • «Для граждан Российской Федерации, обладающих статусом адвоката, не может быть осуществлено изъятие части конституционных прав по решению органа управления некоммерческой организации, членами которой они состоят». 
  • или
  • «Для граждан Российской Федерации, обладающих статусом адвоката, не может быть осуществлено изъятие части конституционных прав по решению органа управления некоммерческой организации, членами которой они к тому же не являются».
  • Уважаемы коллеги, будем также признательны за любые критические доводы и замечания по тексту и содержанию представленного проекта резолюции.
  • Полный текст проекта резолюции:
  • РЕЗОЛЮЦИЯ
  • о Разъяснениях № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы
  • 29 июня 2019 года, Российская Федерация
  • Межрегиональная Общественная Организация «Палата Судебных Поверенных» поддерживает обеспокоенность Совета Адвокатской палаты Удмуртской республики, а также участников научно-практической конференции адвокатов Удмуртской республики, относительно Разъяснений №03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы, утвержденных Решением Совета Федеральной Палаты адвокатов РФ от 17 апреля 2019 года.
  • Содержание Резолюции о Разъяснениях №03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы, принятой 31 мая 2019 года участниками научно-практической конференции адвокатов Удмуртской республики, обоснованно раскрывает правовую несостоятельность и недопустимость подходов, положенных в основу Разъяснений №03/19.

Как следует из текста указанных Разъяснений, Совет Федеральной палаты адвокатов РФ полагает, что обращения адвокатов в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления «демонстрируют полное пренебрежение моральными традициями адвокатуры и требованиями профессиональной этики». Также Совет Федеральной палаты адвокатов РФ указывает, что в случаях, когда авторы подобных обращений не являются членами той адвокатской палаты, положение дел в которой является предметом такого обращения, действия адвокатов следует расценивать как вмешательство адвокатов в деятельность иной адвокатской палаты.

  1. Совет Федеральной палаты адвокатов РФ пришел к выводу, что направление адвокатами обращений в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления противоречит пункту 2 статьи 5, пункту 5 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката и должно являться поводом для дисциплинарного реагирования уполномоченных органов адвокатского самоуправления и возможного привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.
  2. Из текста Разъяснений № 03/19 следует, что после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет» они являются обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов.
  3. Утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ Разъяснения прямо предусматривают возможность привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности по фактам обращения адвокатов в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления, что противоречит действующему законодательству и нарушает основополагающие права и свободы человека и гражданина.

И хотя Разъяснения №03/19 Комиссии по этике и стандартам являются внутрикорпоративным документом адвокатуры, тем не менее, с учетом распространения их действий на адвокатов, обратившихся с жалобой на имя председателя СКР А.И.

Бастрыкина по поводу ставших известными злоупотреблений в Адвокатской палате Республики Башкортостан,  правление Межрегиональной Общественной Организации «Палата Судебных Поверенных» полагает, что подобное развитие событий в адвокатском сообществе не может оставить равнодушными всех ответственных членов гражданского общества, к коим относятся и члены МОО «ПСП», юристы частной практики и корпоративные юристы.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Для граждан Российской Федерации, обладающих статусом адвоката, не может быть осуществлено изъятие части конституционных прав по решению органа управления некоммерческой организации, членами которой они к тому же не являются.

В силу развития негативных событий Межрегиональная Общественная Организация «Палата Судебных Поверенных» провела ряд конференций, посвященных вопросу привлечения группы адвокатов к дисциплинарной ответственности по факту обращения 32-х адвокатов на имя председателя СКР А.И.Бастрыкина с жалобой на бездействие управления СКР по Республике Башкортостан, выразившееся в длительном нерассмотрении заявлений ряда башкирских адвокатов о проверке деятельности г-на Юмадилова Б.Г. в должности президента Адвокатской палаты Республики Башкортостан.

Участники конференции полагают, что подобная практика Совет Федеральной палаты адвокатов РФ недопустима, так как входит в прямое противоречие с нормами Конституции Российской Федерации.

Частью 1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлена ее высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации запрещены любые формы ограничения прав граждан, в том числе по признакам принадлежности к общественным объединениям, социальной принадлежности.

В силу гарантий предоставляемых ст.

33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации на право обращения лично, а также на право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, требования Разъяснений №03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы от 24 апреля 2019 г., утвержденных Решением Совета Федеральной Палаты адвокатов РФ 17.04.19 г. вступают в прямое противоречие с нормами Конституции Российской Федерации.

  • В силу чего указанные Разъяснения №03/19 подлежат немедленной отмене.
  • Как полагают участники конференции Межрегиональной Общественной Организации «Палата Судебных Поверенных», институт гражданского общества, коим признается адвокатура, в своей организующей функции не может руководствоваться принципами, попирающими основополагающие конституционные нормы, в отношении своих членов.
  • Участники конференции предлагают Правлению  Межрегиональной Общественной Организации «Палата Судебных Поверенных»:
  • — принять все необходимые меры по доведению Резолюции до сведения органов управления Федеральной палаты адвокатов РФ, а также до сведения адвокатского сообщества и профессионального сообщества юристов частной практики и корпоративных юристов;
  • — направить в Совет Федеральной палаты адвокатов РФ обращение об отмене Разъяснения № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы;
  • — опубликовать Резолюцию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Межрегиональной Общественной Организации «Палата Судебных Поверенных» с предложением ко всем членам Межрегиональной Общественной Организации «Палата Судебных Поверенных» о ее поддержке;
  • — обратиться в органы государственной власти Российской Федерации с требованием о принятии находящихся в их компетенции мер, направленных на недопущение дискриминационных ограничений конституционных прав и свобод граждан, обладающих статусом адвоката.
Читайте также:  Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Уважаемые коллеги! В связи с представленным решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 15 мая 2018 года по делу № 2-1562/18

https://mos-gorsud.ru/rs/hamovnicheskij/services/cases/civil/details/8f561df5-edbc-48bf-aa25-b4aaf5508137?sessionRangeDateFrom=07.05.2017&formType=fullForm

принято решение об изменении текста проекта резолюции в части:

«Для граждан Российской Федерации, обладающих статусом адвоката, не может быть осуществлено изъятие части конституционных прав по решению органа управления некоммерческой организации, членами которой они к тому же не являются».

Новые решения Совета ФПА

Совет ФПА РФ рассмотрел работу ФПА РФ и региональных палат в условиях ограничительных мер, принимаемых в целях борьбы с пандемией коронавируса.

Утверждены Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС): об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления; о некоторых вопросах полномочий адвоката при осуществлении защиты на стадии предварительного расследования.

Принято за основу Разъяснение КЭС о возможности отвода члена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ. Кроме того, Совет ФПА РФ принял решение по вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил РФ на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики.

Также принято решение обобщить имеющуюся в субъектах РФ практику вытеснения из процесса неугодных следствию адвокатов путем принуждения подследственных, находящихся под стражей, к написанию заявлений об отказе от адвоката, назначенного в соответствии с определенным адвокатской палатой порядком, на основании якобы имеющегося (но не подтвержденного документально) несовпадения позиций по делу.

Как сообщалось, в начале заседания президент ФПА РФ Юрий Пилипенко рассказал о работе Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных палат в условиях ограничительных мер, принимаемых в целях борьбы с пандемией коронавируса. Он констатировал, что адвокатские палаты адаптировались к новому режиму работы и продемонстрировали здравое, адекватное отношение к возникающим проблемам и их решению.

Касаясь принимаемых Федеральной палатой адвокатов мер по защите прав адвокатов и их поддержке, Юрий Пилипенко напомнил, что 2 апреля Совет ФПА РФ принял заявление в связи с введением в России ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в котором призвал адвокатов помнить о своем профессиональном долге, а государство – обеспечить адвокатам минимальные гарантии социальной защищенности и распространить на них меры поддержки, предусмотренные для представителей малого и среднего бизнеса. Министерство юстиции поддержало предложения ФПА РФ о мерах государственной поддержки адвокатов.

Президент ФПА РФ сообщил, что решение по этому вопросу Правительством РФ еще не принято, проводятся консультации, в ходе которых Федеральной палате адвокатов РФ было поручено подсчитать потенциальные расходы, которые понесет федеральный бюджет в случае предоставления адвокатам льгот, предусматриваемых для малого и среднего бизнеса.

В настоящее время Правительство РФ поручило Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития РФ дополнительно проработать вопрос предоставления льгот адвокатам, сообщил президент ФПА РФ. При этом он обратил внимание, что адвокатским палатам регионов важно продолжить работу, направленную на предоставление льгот адвокатам на региональном уровне, включая льготы по арендным платежам.

Касаясь других шагов, предпринятых Федеральной палатой адвокатов РФ в последние дни, он напомнил об обращениях к председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву, председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, содержащих, в частности, просьбу обеспечивать адвокатов, приглашаемых для участия в следственных действиях и судебных заседаниях, индивидуальными средствами защиты.

Также он упомянул об участии Федеральной палаты адвокатов РФ в решении проблемы, возникшей в нескольких регионах (в частности, в Иркутске и Новосибирске) в СИЗО, где администрация, не имея на то правовых оснований, разрешала адвокатам встречи с доверителями только в присутствии следователей. К настоящему времени нарушения профессиональных прав адвокатов и права их доверителей на получение квалифицированной юридической помощи устранены или устраняются в том числе при участии представителей Совета ФПА РФ в данных федеральных округах.

Говоря о возможности повышенной оплаты защиты по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ в период, объявленный Президентом РФ нерабочими днями (Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г.

№ 239), Юрий Пилипенко отметил, что во многих регионах органы предварительного расследования, а также ряд судов отказывают адвокатам в оплате по ставкам, предусмотренным для выходных и праздничных дней.

Президент ФПА РФ призвал коллег в вопросах оплаты участия в делах по назначению проявлять настойчивость, мотивированно отстаивая общие для адвокатского сообщества позиции.

  • Юрий Пилипенко обратился к президентам региональных адвокатских палат с призывом обеспечивать участие адвокатов в судопроизводстве по назначению в полном объеме, а также доводить до сведения членов корпорации работу палат по решению всех проблем, возникающих у адвокатов в данный непростой период.
  • Об участии адвокатов в работе органов власти
  • Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС) Александр Орлов представил на рассмотрение Совета ФПА РФ три проекта разъяснений.
  • Проект Разъяснения КЭС об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления был подготовлен по запросу Совета АП Республики Крым о возможности совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий в качестве избранного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В обсуждении проекта приняли участие президент АП г. Москвы Игорь Поляков, президент АП Астраханской области Валентина Малиновская, вице-президенты ФПА РФ Геннадий Шаров, Владислав Гриб, Генри Резник, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Алексей Галоганов и Николай Рогачев, президент АП Костромской области Николай Жаров, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко.

Проект анализировался в том числе во взаимосвязи со вступившим в силу с 1 марта 2020 г. положением Федерального закона «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ (подп. 1 п. 1 ст.

16), согласно которому одним из оснований приостановления статуса адвоката является его избрание (назначение) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления (согласно ранее действовавшей редакции это положение касалось только периодов работы на таких должностях на постоянной основе).

Во время дискуссии подчеркивалось, что участие адвокатов в работе органов государственной власти и местного самоуправления является одним из важнейших инструментов адвокатуры как института гражданского общества, и подвергалось критике решение законодателя, лишающее корпорацию такой возможности.

Евгений Семеняко привлек внимание к тому, что данное положение Закона об адвокатуре не применимо к отношениям, возникшим до 1 марта 2020 г., и адвокаты, к настоящему времени входящие в органы государственной власти и местного самоуправления, продолжат свою работу до истечения срока их полномочий.

Ссылка на основную публикацию