Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков

Еще раз о возмещении вреда здоровью подвергшимся воздействию радиации

С большим вниманием и уважением прочитал статью в блоге Владимира Михайловича Завьялова. Очень квалифицированный и подробный разбор ситуации. Однако, хотелось бы сделать некоторые дополнения.

При рассмотрении проблемы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС следует принимать во внимание, что существует принципиальной различие между гражданами, проживавшими (проживающими) на территории, подвергшейся воздействию радиации и гражданами, направленными(командированными, призванными на специальные военные сборы) для ликвидации последствий катастрофы, тем более, что направление граждан для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС было осуществлено с существенным нарушением Конституции и законодательства СССР.

Конституция СССР не предусматривала чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и порядок привлечения граждан к ликвидации их последствий.

Во избежание правовой коллизии и для правового обоснования направления граждан в зону повышенной опасности было издано Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС РСФСР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07.05.1986 №524-156. В соответствии с Конституцией СССР, данный документ имел статус Закона, как подписанный (изданный) Президиумом Верховного Совета РСФСР.

В соответствии с пунктом 10 Постановления «пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными   Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях. Пенсии по инвалидности военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин назначаются в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 №811-О-О для кадровых военнослужащих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не является военной службой (исполнением служебных обязанностей).

Постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 5 июня 1986 года №665-195 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды.» по формальным признакам полностью отвечает требованиям коллективного договора между представителем работодателей (Совет Министров СССР) и представителем работников (ВЦСПС). Данное Постановление так же устанавливало, что инвалидность или заболевание, полученное вследствие катастрофы на ЧАЭС должны рассматриваться как профессиональное заболевание.

Порядок возмещения вреда причиненного здоровью и жизни человека услуги

Причинить ущерб здоровью возможно при различных обстоятельствах. Это случается при:

  • нанесении увечья преступником;
  • автомобильной аварии;
  • производственной травме на предприятии;
  • потере здоровья в результате профессиональной деятельности.

Чтобы возникло право получить компенсацию за утраченное здоровье, должны быть выполнены следующие обязательные условия:

  1. Установлен факт неудовлетворительного состояния организма.
  2. Зафиксировано правонарушение виновного лица.
  3. Определена причастность или прямое участие обвиняемого в повреждении здоровья пострадавшего или наступлении смерти.

При рассмотрении связи между получением вреда и противоправными поступками виновного лица обращают внимание не только его прямые действия, но и косвенные.

Долг по выплате компенсаций за потерю здоровья или жизни с компании не снимается даже в случае его ликвидации.

В этом ситуации организация или предприятие, которое производило выплаты по покрытию ущерба, обязано произвести капитализацию средств для будущих выплат.

Компенсация имущественного вреда, причиненного здоровью

Компенсация имущественного вреда, причиненного здоровью пациента складывается из:

  • Утраченного им заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь,
  • Дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии (если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение).

Кто имеет право на компенсацию

Условия получения компенсации за потерю здоровья зависят от возраста потерпевшего:

  Образец искового заявления о незаконном увольнении

  1. Ребенку компенсация должна выплачиваться до наступления возраста 18 лет.
  2. Лицам, старше от 18 до 23 лет, учащимся по очной форме обучения.
  3. Пожизненные выплаты назначают женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

  4. Инвалид должен получать возмещение ущерба все время, пока инвалидность подтверждается медицинскими специалистами.

Гражданин, занимающийся уходом за детьми или иными людьми, находившимися на иждивении умершего, имеет право получать выплаты до наступления их совершеннолетия или улучшения состояния здоровья.

Пострадавший, получив увечье, может нести и дополнительные финансовые затраты. Он может потерять способность работать на прежнем месте. Одновременно с этим появляется необходимость в:

  • лечении;
  • оказании дополнительного ухода;
  • приобретении специального оборудования;
  • освоении новой профессии.

Не всегда потерпевший может получить это бесплатно. Тогда одним из способов компенсации расходов является обращение к виновному лицу за возмещением причиненного вреда и дополнительных затрат.

Как рассчитывается сумма

Чтобы установить размер компенсации нужно определить доходы пострадавшего до наступления проблем со здоровьем. В зависимости от тяжести полученного увечья ему будет установлено пособие.

Доходы рассчитывают из средней зарплаты, полученной за последний год. В расчет включают все виды оплаты труда, которые облагаются подоходным налогом.

К доходам относятся и выплаты по гражданско-правовым договорам, результат деятельности предпринимателей, авторские гонорары. Не учитывается при подсчете суммы компенсации:

  • выплаты за неиспользованные отпуска;
  • выдача выходного пособия;
  • оплата больничного листа.

Выплаты нужно суммировать в начисленных суммах, сложившихся до удержания подоходного налога. В ситуации, когда потерпевший не был официально трудоустроен, для вычисления суммы потерянного дохода можно взять заработок по последнему месту работы или средний размер зарплаты по его профессии в данном регионе.

Определяемый показатель не должен быть меньше прожиточного минимума, установленного по стране. В таком же размере устанавливается вред при потере здоровья несовершеннолетнего ребенка.

Эти выплаты могут пересчитываться при повышении прожиточного минимума, изменении трудоспособности или финансового положения потерпевшего.

Деньги на возмещение вреда пострадавшее лицо должно получать ежемесячно. Такое условие установлено в ГК РФ. Но по заявлению потерпевшего или решению суда допускается и единовременная компенсация. Такая выплата не может быть больше чем за трехлетний период.

У пострадавшего со временем могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с нанесением увечья. При их появлении он имеет право обратиться к виновному лицу за компенсацией.

Эти затраты будут возмещаться по мере возникновения дополнительно к ранее установленным суммам.

Определение размера причиненного ущерба

Вред, нанесенный здоровью физлица, оценивается по правилам статей 1085-1086 ГК. Особенности возмещения подобного ущерба в отдельных ситуациях регулируются статьями 1087-1094 ГК.

Что можно требовать

Как оговорено частью 1 статьи 1085 ГК, пострадавший гражданин вправе получить денежную компенсацию по двум основным направлениям:

  • утраченный (неполученный) заработок;
  • дополнительные затраты потерпевшего лица, связанные с восстановлением поврежденного здоровья.

Помимо этого, потерпевший гражданин вправе потребовать (взыскать) с виновника денежную компенсацию морального вреда на основаниях статей 1099-1101 ГК, а также статьи 151 ГК.

Оценка утраченного заработка

Частью 2 статьи 1085 ГК определено, что в сумму компенсируемого утраченного дохода пострадавшего не включаются (не засчитываются) следующие поступления:

  1. Пенсия по инвалидности, которая выплачивается этому пострадавшему в связи с повреждением здоровья.
  2. Иные выплаты аналогичного характера (пособия, пенсии), получаемые данным потерпевшим. Такие выплаты могут назначаться пострадавшему не только до повреждения его здоровья, но и после нанесения ему подобного вреда.
  3. Любой доход, заработанный и полученный гражданином после нанесения его здоровью конкретного ущерба.

Так, вышеперечисленные поступления не учитываются и, соответственно, не приводят к уменьшению суммы, причитающейся пострадавшему в качестве компенсации вреда его здоровью.

Статьей 1086 ГК регламентируются следующие правила оценки неполученного дохода пострадавшего:

  1. Компенсируемый утраченный заработок вычисляется в процентах к средней величине месячного дохода, получаемого физлицом до повреждения или до потери данным гражданином трудоспособности. Проценты, применяемые для этого расчета, соответствуют уровню потери пострадавшим трудоспособности (профессиональной или, как вариант, общей). Данные проценты определяются по правилам Раздела III Приложения № 1 к Постановлению Минтруда РФ № 56 от 18.07.2001.
  2. В состав неполученного дохода включаются все разновидности трудовых вознаграждений, получаемых пострадавшим и, соответственно, облагаемых подоходным налогом. Учитываются соответствующие выплаты, начисляемые потерпевшему не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым соглашениям. Принимаются во внимание выплаты, полученные физлицом по основному месту трудоустройства и по официальному совместительству.
  3. В расчет не включаются единовременные выплаты – выходное пособие физлицу при увольнении, а также денежное возмещение неиспользованных отпусков.
  4. В расчет также включаются суммы больничного пособия, выплаченного этому гражданину, а также суммы пособия, перечисленного физлицу за отпуск, обусловленный беременностью и последующими родами.
  5. Помимо этого, в расчет включаются авторский гонорар пострадавшего, а также его предпринимательские доходы, подтвержденные налоговой службой.
  6. Все разновидности заработка, перечисленные выше и включаемые в структуру неполученного дохода, учитываются как начисленные суммы, взятые к расчету до удержания соответствующих налогов.
  7. Средняя величина месячного дохода вычисляется путем деления суммарного заработка пострадавшего лица за двенадцатимесячный период трудовой деятельности, предшествовавший данному повреждению, на число 12. При этом учитываются правила частей 3-5 статьи 1086 ГК.

Оценка реальных издержек на восстановление поврежденного здоровья

Как оговорено частью 1 статьи 1085 ГК, пострадавшему законно компенсируются следующие понесенные издержки:

  • медицинское обслуживание (лечение) потерпевшего;
  • покупка необходимых медикаментов (лекарств);
  • услуги постороннего ухода;
  • дополнительное (специальное) питание;
  • протезирование;
  • приобретение спецтранспорта пострадавшему;
  • санаторно-курортное лечение;
  • освоение иной профессии.

Вышеперечисленные расходы возмещаются потерпевшему, если они оказались для него вынужденными, а получить соответствующую помощь бесплатно этот гражданин не мог.

Срок исковой давности

Важно! При установлении срока исковой давности требование о возмещении вреда рассматривают, как один из методов защиты неимущественных прав. Особенности такой компенсации заключаются в том, что исковая давность не исчисляется как по искам к физическим, так и к юридическим лицам.

Если истец требует компенсацию за предыдущий период, рассматриваться может лишь сумма за три предшествующих года.

Потерпевший может подать иск, не только на возмещение физического ущерба, так и на компенсацию морального вреда.

Причем если для компенсации морального вреда, вытекающего из имущественных прав, существует срок давности, то в ситуации, связанной с нанесением ущерба здоровью, моральный вред может быть возмещен за любой период.

Как составляется иск

Исковое требование должно отображать следующие моменты:

  Образец апелляционной жалобы на решение районного суда

  1. «Шапка». Здесь указывается полное наименование суда, который будет заниматься рассмотрением дела, данные истца и ответчика.
  2. Суть.

    Подробно описываются обстоятельства дела, и какой именно вред был причинён здоровью. Здесь же приводятся медицинские документы, подтверждающие физический ущерб и финансовые траты. Указываются правовые основания для взыскания денежных средств с виновника.

    Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику.

  3. Просительная часть. Здесь истец излагает свои требования, и просит суд о взыскании ущерба с ответчика.
  4. Приложения.

    Сюда можно включить перечень нормативно-правовых актов и другую информацию, имеющую отношение к делу.

    Образец искового заявления о возмещении ущерба от преступления

В нижней части документа проставляется дата составления, заверяются исковые требования подписью истца.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Подача заявления

В некоторых ситуациях вина ответчика бывает очевидной, и дополнительного судебного разбирательства не требуется. Виновное лицо обязано возместить потери только по заявлению пострадавшего. В случае его несогласия с выставленными требованиями, потерпевшему придется обращаться в суд. Требовать восстановления своих прав можно через суд по месту нахождения виновного лица.

Для подачи искового заявления госпошлину уплачивать не нужно. Необходимо лишь составить исковое заявление и собрать комплект документов, доказывающих противоправные действия виновной стороны. В заявлении следует подробно изложить обстоятельства происшествия с указанием даты и места. Утрату трудоспособности необходимо будет подтвердить соответствующими справками.

К исковому заявлению нужно приложить перечень документов, которые доказывают взаимосвязь действий ответчика с нанесенным ущербом. В заявлении следует предоставить информацию о сумме утраченного заработка. Заканчиваться документ должен четко сформулированными требованиями к истцу в возмещении материального или морального вреда.

Особенность судебного слушания по возмещению вреда состоит в том, что в нем обязательно принимает участие прокурор. Поэтому для него оформляется копия искового заявления. При желании составить документ можно самостоятельно, воспользовавшись образцами документов из интернета. Но непрофессионал вероятно упустит важные моменты при написании иска.

Поэтому лучше обратиться к помощи юриста, чтобы обезопасить себя от возможных ошибок.

Компенсация морального вреда

Что касается компенсации морального вреда, под которым понимаются физические или нравственные страдания, причиненные в результате определенных действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие нематериальные блага (статья 151 ГК РФ), то он возмещается судом только при наличии вины медицинской организации как причинителя вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень такой вины и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Таким образом, возмещение вреда жизни и здоровью пациента медицинской организацией вполне реально. Однако, прежде чем обращаться в суд, пациенту следует осознать то, что кажущиеся ему очевидными обстоятельства, нуждаются в юридической аргументации. С этой целью целесообразнее обратиться к профессиональным юристам, специализирующимся на медицинских делах, медицинским адвокатам.

Подтверждающие документы

К исковому заявлению должен быть приложен комплект документов, из которых судья мог бы увидеть все обстоятельства случившегося. В него следует включить:

  1. Акт или протокол о совершении ответчиком противоправных действий.
  2. Документ, подтверждающий потерю здоровья истцом. Им может быть заключение судебно-медицинской экспертизы.
  3. Доказательства связи между этим событиями.
  4. Справка о размере среднего заработка истца за последний год или другой документ, из которого можно определить размер утраченного заработка.
  5. Справки о сложившихся дополнительных расходах.
  6. Расчет суммы возмещения вреда.

К иску следует прилагать оригиналы. Для прокурора и ответчика комплект бумаг можно сформировать из ксерокопий.

Когда право утеряно и возмещения не будет

Если случай причинения вреда подтвержден, пострадавшему не могут отказать в получении компенсации. Но иногда суды отказывают истцам в удовлетворении искового требования. Причинами этого может быть:

  • недостаточные доказательства причинения ущерба ответчиком;
  • предоставление ненадежных доказательств вины;
  • подтверждение фактов получения вреда по вине самого потерпевшего;
  • завышенный размер компенсации.

После вынесения постановления об отказе истец будет обязан оплатить госпошлину.

Главные нюансы начисления компенсаций

Для разных категорий населения вводится свой порядок расчета возмещений.

Компенсация несовершеннолетним:

  • До 14 лет. Причинитель вреда оплачивает лишь расходы, напрямую связанные с травмой, ухудшением состояния здоровья.
  • Неработающие подростки 14-18 лет. Кроме расходов, связанных с травмой или увечьем, компенсируется также вред, связанный с временной потерей или утратой трудоспособности.
  • Работающие подростки 14-18 лет. Компенсируется и утраченный заработок (с оглядкой на актуальный прожиточный минимум), и расходы, связанные с восстановлением здоровья.

Если был нанесен смертельный вред кормильцу (человеку, содержащему нетрудоспособных лиц), компенсация назначается его иждивенцам — в размере денежного содержания, которое они получали при его жизни.Такое возмещение правомочны оформить:

  1. неработоспособные люди, бывшие законными иждивенцами погибшего на день его кончины;
  2. дети скончавшегося, появившиеся на свет уже после его смерти;
  3. родитель, супруг(а) или иной член семьи, присматривающий за нетрудоспособными близкими покойного;
  4. лица, бывшие на содержании умершего до его гибели, а затем объявленные нетрудоспособными в продолжение 5 лет с его смерти.

Таким образом, в число иждивенцев, правомочных претендовать на компенсацию, входят:

  • Несовершеннолетние члены его семьи — но лишь до достижения 18 лет.
  • Близкие кормильца, имеющие статус студентов-очников, — до достижения 23 лет.
  • Престарелые члены семьи кормильца, достигшие пенсионных лет.
  • Близкие кормильца-инвалиды — на весь срок инвалидности.
  • Члены семьи кормильца, вынужденные присматривать за его малолетними детьми, — до достижения последними 14 лет.
  • Члены семьи кормильца, вынужденные присматривать за его взрослыми иждивенцами, — на весь период нетрудоспособности последних.

Если причинение вреда повлекло за собой гибель пострадавшего, виновный также покрывает затраты на погребение близким покойного. Данная сумма не засчитывается в размер обязательного возмещения.

Возмещение вреда, причиненного преступлением

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

            Конституция Российской Федерации в ст. ст. 46 и 52 гарантирует охрану прав потерпевших от преступлений, обеспечение им доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

            Требование о защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, включает в себя устранение преступных последствий, в том числе путем восстановления нарушенных гражданских прав потерпевших от преступлений лиц.

            Согласно ст. 12 ГК РФ к числу способов защиты гражданских прав относятся возмещение убытков и компенсация морального вреда.

            В уголовном судопроизводстве обязанность государства обеспечить надлежащую защиту гражданских прав потерпевших от преступлений физических и юридических лиц, сформулированная в ст. 6 УПК РФ, реализуется посредством разрешения исков о возмещении имущественного ущерба или компенсации морального вреда.

            Возмещение вреда, причиненного преступлением, вопреки распространенному среди юристов мнению, не является специальным институтом возмещения вреда (например, как институты возмещения вреда – источником повышенной опасности или возмещения вреда при исполнении служебных обязанностей).

Здесь действуют общие положения о возмещении вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ, такие, как: «возмещается только реально причиненный вред», «виновность причинившего», «полный размер возмещения», «наличие причинной связи» и т. п.

Именно в силу этого гражданский истец по уголовному делу, при наличии одновременно специального института возмещения вреда, вправе выбирать – с кого же ему возмещать вред: с преступника или, скажем, с владельца источника повышенной опасности (если преступник причинил вред, используя такой источник)? Или: с преступника или с организации, в которой он исполнял служебные обязанности при причинении вреда? Полагаю, что нашим читателям нет необходимости подчеркивать, что автор под преступником здесь понимает то лицо, которое суд назовет преступником в приговоре суда.

            Преимущества гражданского иска в уголовном процессе очевидны с точки зрения процессуальной экономии и полноты исследования доказательств. Так, подсудность и подведомственность гражданского иска определяются подсудностью уголовного дела (часть 10 ст. 31 УПК РФ).

Тем самым лицо, признанное гражданским истцом по уголовному делу, освобождается от необходимости дважды участвовать в судебных разбирательствах – сначала по уголовному делу, затем по гражданскому делу.

Немаловажным фактором является и то, что зачастую гражданскому истцу судиться по месту уголовного процесса попросту удобнее, нет необходимости отправлять иск по месту жительства или нахождения ответчика, а таким местом может быть совсем другой регион страны.

При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины (часть 2 ст. 44 УПК РФ, п. п. 4 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

            Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предъявляет упрощенные требования к оформлению гражданского иска в уголовном деле.

            Уголовно-процессуальный закон не обязывает, в отличие от норм ГПК РФ, гражданского истца прикладывать к исковому заявлению его копии в соответствии с количеством ответчиков. Обвиняемый о том, что к нему предъявлен гражданский иск, может узнать только при ознакомлении с материалами уголовного дела либо в судебном заседании.

            Допускается произвольная форма искового заявления, отсутствие в нем сведений о лице, несущем гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный преступлением, цене и основаниях иска.

Так, в одном из сложных дел, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, где автору публикации довелось участвовать, его коллега, защищавший одного из привлекаемых к уголовной ответственности, активно возражал против принятия искового заявления на крупную сумму от государственной организации, гражданского истца по уголовному делу, и просил этот иск оставить без рассмотрения в связи с тем, что в заявлении не были названы основания иска. Отклоняя возражения адвоката, суд резонно указал, что в силу части 2 ст. 250 УПК РФ отсутствие оснований иска в исковом заявлении, в отличие от гражданского процесса, не является препятствием для рассмотрения иска, поскольку в качестве таковых выступает сам факт предъявления обвинения. Привлекаемые к уголовной ответственности лица уже в силу этого факта являются гражданскими ответчиками (но не всегда это так, о чем речь пойдет ниже), если вред преступлением причинен, так что за основаниями далеко ходить не нужно.

            Полагаем, что по смыслу норм действующего УПК РФ, в том числе ч. 4 ст. 42, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 309 УПК РФ, гражданский иск должен предъявляться в виде письменного заявления на имя следователя (дознавателя) либо суда.

Не согласимся в этой связи с бытующим мнением о том, что гражданский иск может быть предъявлен как в письменной, так и в устной форме (когда устное исковое заявление заносится в протокол). Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 января 2011 г.

№ 1-П, гражданско-правовые требования о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, вне зависимости от того, подлежат они рассмотрению в гражданском или уголовном судопроизводстве, разрешаются в соответствии с нормами гражданского законодательства. При этом в силу ч. 1 ст.

131 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме (подробнее см.: Гражданский иск в уголовном судопроизводстве (Сычева О. А.) («Мировой судья», 2015, № 5)).

            Гражданскому истцу в уголовном процессе не очень-то трудно и с доказательствами по предъявленному иску. В их качестве выступают все материалы уголовного дела, все его тома и листы – от первого до последнего.

Если факт совершения преступления привлекаемым к уголовной ответственности лицом будет доказан, если будет подтверждено, что вред причинен непосредственно преступлением – есть, как правило, все основания и для удовлетворения иска. А дальше, кто не согласен – жалуйтесь.

Доказывайте свою невиновность, а значит, и отсутствие оснований для взыскания.

            Вот почему, на наш взгляд, гражданскому истцу всегда легче в уголовном процессе, чем в гражданском. За него очень многое делают государственные правоохранительные органы: сбор доказательств, определение размера ущерба, обеспечение иска и т.п. Необходимо только внимательно отслеживать соблюдение своих прав, всю динамику этого процесса.

            Согласно пункту 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию характер и размер вреда, причиненного преступлением. Следовательно, ключевым при решении вопроса о признании гражданина или юридического лица потерпевшим от преступления и, соответственно, гражданским истцом выступает понятие «вред».

            В уголовно-процессуальном праве определение понятию «вред» не дано, что вызывает некоторые трудности при решении вопроса о признании лица гражданским истцом.

Следователи порой затрудняются определить, кому именно причинен вред в результате преступления и, следовательно, – кого признавать потерпевшим и гражданским истцом (так, сейчас следствие по делу так называемой «МММ по-хабаровски» в тупике: кто является потерпевшим по делу – кредитные потребительские кооперативы (юридические лица) или граждане, доверившие кооперативам свои денежные сбережения?).

            В связи с этим вполне оправданно обратиться к цивилистике, так как само понятие «вред» сформировано именно цивилистикой (см.: Гражданский иск в уголовном деле: от теории к практике (Сушина Т. Е.) («Журнал российского права», 2016, № 3).

            Определение понятия «вред», сформулированное в цивилистике, представляется приемлемым и для уголовно-процессуальных отношений.

            Вред, причиненный в результате преступления, подразделяется применительно к гражданам на физический, имущественный и моральный, к юридическим лицам – на имущественный вред и вред деловой репутации.

            Общепринято под физическим вредом понимать вред, причиненный жизни и здоровью. Имущественный вред (ущерб) обусловлен лишением имущества, материальных благ и выражается в денежной сумме.

Моральный вред определен в ст.

151 ГК РФ как физические и нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на другие принадлежащие гражданину нематериальные блага.

            Разрешение гражданских исков в уголовном деле основано на установлении таких юридических фактов, как наличие преступления, причинение преступлением вреда, наличие причинной связи между преступлением и наступившим вредом.

И если в установлении факта наличия преступления со стороны привлекаемых к уголовной ответственности лиц роль гражданского истца по понятным причинам невелика, то в определении размера причиненного вреда его активная позиция в уголовном процессе может сыграть ключевую роль.

            При этом суд должен проявлять максимум объективности, поскольку, увлекшись задачей восстановления социальной справедливости, суд может не заметить предвзятости со стороны гражданского истца по отношению к виновному (помните знаменитое выражение пострадавшего Шпака из фильма Леонида Гайдая: «три магнитофона, три портсигара, куртка замшевая – три…»). Так, в одном из уголовных дел, связанных с похищением из предприятия импортного грузового автомобиля, районный суд в приговоре указал о взыскании с виновных более четырех миллионов рублей ущерба (то есть – полную балансовую стоимость украденного), хотя органами следствия предприятию были возвращены (и приняты последним!) запчасти с разукомплектованной похитителями машины в размере более половины ее стоимости. По апелляционной жалобе защитника краевой суд, разумеется, сумму взысканного вполовину уменьшил.

            В соответствии со ст. 44 УПК РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Приведенная здесь норма закона – это наглядная иллюстрация того, что в законе случайных слов или выражений не бывает. Мы, конечно, здесь имеем в виду слова «непосредственно преступлением». Дело в том что преступления могут иметь отдаленный, опосредованный вред, в первооснове которого лежит, между тем, вредоносность преступного деяния.

Приведенная норма закона регламентирует, что гражданский иск в уголовном процессе может и должен заявляться лишь тогда, когда вред причиняется непосредственно совершенным преступлением. Только такой гражданский иск подлежит принятию и рассмотрению.

Не является гражданским истцом по уголовному делу, к примеру, лицо, обратившееся с регрессным требованием. Или лицо, пострадавшее от отдаленных последствий преступления.

            Между тем, судьи не всегда это учитывают. Так, в одном из уголовных дел с участием автора статьи в качестве защитника, суд взыскал с осужденного вред в пользу гражданина, лишившегося жилья по гражданскому иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Гражданин этот не был по такому иску признан добросовестным приобретателем, поскольку приобрел жилье хотя и по возмездной сделке, но жилье это ранее вышло из владения собственника помимо его воли (в результате мошеннических действий, за которые и был осужден виновник по уголовному делу).

Защитник обратил внимание суда, что взыскивать ущерб в рамках уголовного дела с виновника нельзя, так как пострадавшему гражданину вред причинен не непосредственно преступлением, а порочной сделкой, которой предшествовал еще целый ряд порочных сделок.

Со всеми этими сделками необходимо дополнительно разбираться и возлагать ответственность на всех виновных лиц. Суд районного звена не придал этому замечанию защитника никакого значения, но краевой суд применил положения ст.

44 УПК РФ, изменив в этой части приговор и постановив рассмотреть гражданский иск фактического приобретателя квартиры в отдельном гражданском процессе.

            Поскольку к преступлению уголовный закон (ст.

14 УК РФ) относит виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания, то теоретически любое совершенное преступление может причинить вред, подлежащий возмещению, так как это деяние – общественно опасно. На практике это не всегда так.

Преступление может быть совершено, а возмещать вред в его материально-правовом смысле – некому. Например, если преступление совершено с нарушением интересов государства или прав личности, но без видимых, ощутимых материальных последствий.

Кроме того, после преступления не все пострадавшие желают возмещать причиненный им вред (по самым разным, иногда глубоко личным, причинам). Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, лишь 10% уголовных дел завершаются судами с разрешением гражданских исков.

Проведенные исследования показывают, что доля фактического исполнения соответствующих судебных решений по возмещению вреда, причиненного преступлением, составляет менее 21% (см.: Стимулирование обвиняемого к возмещению причиненного преступлением вреда: проблемы и перспективы (Карабанова Е.Н., Цепелев К.В.) («Российская юстиция», 2016, №5)).

  •             И все же можно выделить наиболее типичные, чаще всего встречающиеся примеры возмещения вреда в связи с совершенными преступлениями (и, соответственно, примеры гражданских исков в уголовных процессах):
  •             •возмещение вреда от корыстных преступлений (кражи, грабежи, мошенничества, вымогательства и др.);
  •             •возмещение вреда от насильственных преступлений (разбойные нападения, хулиганские действия, причинения телесных повреждений, истязания и др.);
  •             •возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью (вследствие убийств, изнасилований, тяжких ДТП, преступлений по службе и др.);
  •             •возмещение вреда от преступлений на транспорте, от тяжких ДТП, от аварий, взрывов, пожаров и др.;
  •             •возмещение вреда от должностных преступлений (превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, иные преступления по службе);
  •             •возмещение вреда от преступлений против интересов коммерческих организаций;
  •             •возмещение вреда от террористических актов;
  •             •возмещение морального вреда;
  •             •иные возмещения вреда.
  • СПОСОБЫ И РАЗМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

            Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

            На практике такой способ, как возмещение вреда в натуре, по уголовным делам используется редко и выступает чаще всего в форме возвращения части похищенных вещей (иногда – с существенным дисконтом их реальной стоимости), в форме восстановительного ремонта поврежденного имущества и т. п.

            Гораздо чаще речь идет о возмещении причиненных убытков. Это может быть взыскание стоимости украденного, поврежденного, причиненного, денежная компенсация морального вреда. И тут очень важно точно определить размер вреда, причиненного преступлением, в целях его полного возмещения.

            Гражданско-правовые споры являются одними из самых сложных, требуют от судей глубокого знания норм материального права.

Порой в рамках уголовного процесса судья-криминалист, специализирующийся в суде первой инстанции на рассмотрении уголовных дел, не всегда сразу может разобраться в том, кто является действительным собственником определенного имущества, кому причинен реальный ущерб.

Немалые трудности возникают и с определением суммы ущерба, подлежащей возмещению. Особенно это касается споров, связанных с осуществлением сделок хозяйствующими субъектами (подробнее см.: Возмещение вреда, причиненного преступлением (Титова В. Н.) («Законность», 2013, № 12)).

            Обращает на себя внимание и то, что стоимость имущества, являющегося предметом преступных посягательств, постоянно возрастает, причем не всегда сразу можно разобраться, какой вид стоимости (кадастровой, рыночной, балансовой) должен применяться при оценке причиненного вреда.

            Безусловно, все перечисленное требует от правоохранительных органов дополнительных усилий, знаний, повышения профессионального мастерства, ведь закон гарантирует потерпевшему, как мы уже указывали, возмещение как имущественного, так и морального вреда, причиненного преступлением, путем предоставления возможности защитить свои права одновременно с рассмотрением уголовного дела.

3-ФЗ от 09.01.1996

  • Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ
  • «О радиационной безопасности населения»
  • (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
  • Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

 Глава I.    Общие положения                                 (ст.ст. 1-4)

 Глава II.   Полномочия Российской Федерации  и субъектов    (ст.ст. 5-6)

             Российской Федерации  в области  обеспечения                

             радиационной безопасности                                  

 Глава III.  Государственное управление в области обеспе-   (ст.ст. 7-12)

             чения радиационной безопасности,  государст-               

             венный надзор  и контроль за ее обеспечением               

 Глава IV.   Общие требования  к обеспечению радиационной  (ст.ст. 13-18)

             безопасности                                               

 Глава V.    Обеспечение  радиационной  безопасности  при  (ст.ст. 19-21)

             радиационной аварии                                        

 Глава VI.   Права и обязанности граждан  и  общественных  (ст.ст. 22-27)

             объединений в области обеспечения радиацион-               

             ной безопасности                                           

 Глава VII.  Ответственность за невыполнение требований к        (ст. 28)

             обеспечению радиационной безопасности                      

 Глава VIII. Заключительные положения                      (ст.ст. 29-30)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

О финансировании особо радиационно опасных производств и объектов см. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ

  1. Глава I. Общие положения
  2. Статья 1. Основные понятия
  3. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
  • радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
  • ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
  • естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
  • техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
  • эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;
  • санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;
  • зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
  • работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
  • радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1.

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

  • Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
  • Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
  • 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
  • принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
  • принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
  • принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

  • предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
  • виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

  1. См. текст статьи в предыдущей редакции
  2. Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
  3. Радиационная безопасность обеспечивается:
  • проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
  • осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
  • информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
  • обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

  • См. текст статьи в предыдущей редакции
  • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
  • К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
  • определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;
  • разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
  • определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;
  • контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;
  • введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
  • реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
  • организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
  • контроль за перемещением источников ионизирующего излучения;
  • информирование населения о радиационной обстановке;
  • установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;
  • установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
  • создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
  • регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
  • контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;
  • регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;
  • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;
  • другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

  1. См. текст статьи в предыдущей редакции
  2. Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
  3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:
  • разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
  • организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
  • участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
  • обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
  • участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
  • реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1.

Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.

См. Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. N 265

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности переименован в Федеральную службу по атомному надзору

Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Федеральная служба по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ

2. Государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с положениями об указанных органах.

3. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, определяется законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности

1.

Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов см. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

1.

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

См. Санитарные правила СП 2.6.1.758 — 99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 2 июля 1999 г.

Ссылка на основную публикацию