Статья 31.4. особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций

В соответствии с ч.1 ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации физическая сила, специальные средства и оружие применяются в случаях:

  • — оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений;
  • — злостного неповиновения законным требованиям персонала;
  • — проявления буйства;
  • — участие в массовых беспорядках;
  • — захвата заложников;
  • — нападения на граждан;
  • — совершения иных общественно опасных действий;
  • — побега или задержания бежавших из исправительных учреждений.

Таким образом, закон определят меры безопасности — это физическая сила, специальные средств и оружие. Представляется, что понятие «меры безопасности» в целом соответствует понятию «средства усмирения», обозначенному в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.

Также закон определяет круг лиц, в отношении которых могут быть применены предусмотренные меры безопасности — это осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях'.

В рассматриваемой статье определены цели применения мер безопасности. Это пресечение указанных выше противоправных действий, предотвращение причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.

В соответствии с ч. 2 ст. S6 УИК РФ порядок применения указанных в ч 1 ст. 86 УИК РФ мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС, является Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Статья 28 этого документа устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия.

В частности, указано, что физическую силу, специальные средства и оружие вправе применять лишь сотрудники уголовно-исполнительной системы — то есть лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС. Данное положение является важным, так как в соответствии со ст.

24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся также рабочие и служащие различных учреждений и органом, входящих в эту систему.

  1. Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это:
  2. — территория учреждений, исполняющих наказания;
  3. — прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования;
  4. — охраняемые объекты.

Рассматриваемой ст.

28 установлено, что сотрудники СИЗО могут применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • Учитывая данное положение, по нашему мнению, в перечень мест, на территории которых сотрудники УИС вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие, необходимо включить территории СИЗО, входящих в УИС. и прилегающие к ним территории, на которых
  • установлены режимные требования.

Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Данное положение соответствует рекомендациям международных актов, в частности, Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка.

Принципом 19 этого документа установлено, что «правительство и правоохранительные органы обеспечивают, чтобы все должностные лица по поддержанию правопорядка проходили подготовку и проверялись в соответствии с надлежащей специальной подготовкой к действиям в условиях применения силы, а должностные липа по поддержанию правопорядка, которые должны носить огнестрельное оружие, получают соответствующие разрешения лишь по завершении специального курса обучения их применению».

Статья 31.4. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций

Закон и рассматриваемой статье устанавливает обязанность сотрудников УИС при применении ими физической силы, специальных средств и оружия предупредить о намерении их использования, предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований.

Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявляемых ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения мер безопасности.

Форма предупреждения в Законе не указывается. Представляется, что она может быть выражена и словесно и в форме предупредительного выстрела.

Предупреждать не обязательно в следующих случаях: во-первых, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружии создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лип, а также осужденных и заключенных, во-вторых, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь иные тяжкие последствия, и, в-третьих, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

Под непосредственной опасностью для жизни или здоровья можно понимать наличную, способную немедленно, неминуемо причинить вред в виде лишения жизни или причинения различной степени тяжести вреда здоровью опасность.

Опасным для жизни признается такое физическое воздействие на потерпевшего, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному исходу.

В свою очередь, опасным для здоровья признается такое насилие, которое повлекло или могло реально повлечь в момент его совершения причинение потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Таким образом, законодатель для предупреждения возникновения непосредственной опасности жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных допускает применение физической силы, специальных средств или оружия без предупреждения.

Предупреждение также не является обязательным, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь иные тяжкие последствия. В данном случае категория «иные тяжкие последствия» является оценочной и может означать совершение взрыва, поджога, значительную yтpaту материальных ценностей и т. п.

У сотрудника нет обязанности делать предупреждение и тогда, когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным либо невозможным. Например, отсутствие для этого времени, неспособность правонарушителя услышать или уяснить такое предупреждение (значительное расстояние, состояние невменяемости и т.п.) и другие случаи.

При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращаемого либо пресекаемого деяния.

То есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того. К примеру, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требований сотрудника УИС.

Вместе с тем, при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности, допускается причинение посягающему иди задерживаемому любого вреда, соразмерного силе оказываемого противодействия, вплоть до лишения его жизни.

По нашему мнению, требование обеспечить наименьшее причинение вреда должно распространяться не только на осужденных и заключенных, но и на иных лиц. гак как рассматриваемый Закон в ст.ст. 29, 30. 31допускает применение мер безопасности в отношении данной категории («иные липа»).

Закон прямо возлагает на сотрудника УИС, применившего физическую силу, специальные средства или оружие, обязанность предоставить пострадавшим медицинскую помощь. По нашему мнению.

учитывая рассмотренную выше обязанность сотрудников УИС проходить периодическую проверку на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим, слова «обеспечить предоставление пострадавшим медицинской помощи» целесообразно заменить словами «обеспечить оказание пострадавшим доврачебную помощь».

Под оказанием доврачебной помощи в данном случае можно понимать перенос пострадавшего в безопасное место, остановка кровотечения, вызов медицинских работников и т. п.

Также после применения физической силы, специальных средств и оружия на сотрудника УИС возложена обязанность доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения указанных мер безопасности. Непосредственным начальником считается ближайший к сотруднику прямой начальник.

Форма доклада законом не установлена, не установлены также временные рамки, за исключением случаев применения огнестрельного оружия, когда он ограничен 24 часами.

Необходимо отметить, что отдельными ведомственными нормативными актами установлена обязанность сотрудников УИС докладывать о применении физической силы, специальных средств и оружия не только непосредственному начальнику, но и начальнику соответствующего учреждения УИС, причем и письменной форме (рапортом).

Представляется, что такую обязанность необходимо закрепить на уровне федерального закона, с указанием срока — в кратчайший срок, но не позже, чем через 24 часа с момента применения необходимых оборонительных действий (соответствует рекомендациям п. 54 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).

Читайте также:  Статья 14. право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа

Запрещается применять огнестрельное в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

Статья 29. Применение физической силы Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Статья 30.

Применение специальных средств и газового оружия Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, осужденных, заключенных и других граждан; 2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу либо военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; 3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; 4) при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; 5) для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания. В качестве специальных средств могут применяться: резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи; наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудники уголовно — исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания; светозвуковые средства отвлекающего воздействия — в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3 и 5 настоящей статьи; средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи; водометы и бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 настоящей статьи, и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения; служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи. Газовое оружие может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3 и 5 настоящей статьи. Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам. Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Госдума регламентировала применение силы и спецсредств сотрудниками ФСИН

Москва, 21 декабря 2016, 12:56 — REGNUM Закон, регламентирующий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН к заключенным, Госдума приняла в третьем чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 21 декабря. Закон вызвал резонанс — правозащитники осудили изменения, предлагаемый к первому чтению. После дискуссии документ был серьезно доработан.

Статья 31.4. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций

Сотрудники ФСИН

77.fsin.su

В результате доработки «четко прописаны основания и порядок применения физической силы, оружия и спецсредств», подчеркнул глава комитета Госдума по безопасности Василий Пискарев («Единая Россия»). В новой редакции заложен «принцип минимизации последствий применения физической силы и своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим», отметил он.

  • Сила и спецсредства
  • Прежде всего, из текста закона исключена норма, разрешающая сотрудникам ФСИН применять силу и спецсредства к заключенным за нарушение режима содержания.
  • Закреплено положение, в соответствии с которым заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении физической силы, спецсредств и оружия выполнению не подлежат.
  • Также прописывается, что сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственность за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, только в случае, если их применение было признано правомерным.
  • Кроме того, вводится запрет нахождения с огнестрельным оружием на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов, за исключением случаев, установленных законом.
  • Закреплен порядок, в соответствии с которым, сотрудники ФСИН не могут открыто носить спецсредства на территории учреждения, исполняющего наказание.
  • При наличии возможности, применение сотрудниками физической, силы, специальных средств и оружия подлежит фиксации видеорегистратором либо иным аудиовизуальным средством.
  • Уточнен порядок фиксации медицинскими работниками случаев причинения телесных повреждений при применении физической силы, оружия и спецсредств, а также порядок направления материалов по таким случаям прокурору.
  • Применение
  • Оговорено, что спецсредства применяются для пресечения неповиновения или противодействия со стороны осужденных и лиц, заключенных под стражу, только в случаях, когда они связаны с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.

Дополнен перечень запретов и ограничений на применение специальных средств. В частности введены ограничения на применение электрошокера.

Прописано, что сотрудник уголовно-исполнительной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

За сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций закреплено право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях самообороны и противодействия преступлениям. Регламентированы порядок и случаи их применения.

Читайте ранее в этом сюжете: ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения

Правовые аспекты применения сотрудниками уголовно – исполнительной системы специальных средств и физической силы

  1.  Введение……………………………………………………………………2
  2. Правовые аспекты применения сотрудниками уголовно – исполнительной системы специальных средств и физической силы …………3
  3. Заключение ……………………………………………………………… 10
  4. Список литературы    …………………………………………………… 12

Введение

Служебная деятельность сотрудников уголовно – исполнительной системы является одной из наиболее сложных и опасных.

Ее специфика, в первую очередь, определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, изменением привычного времени сна и постоянной готовностью к действиям в экстремальной ситуации.

Одной из составляющих служебной деятельности является возможность применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Выполнение сотрудником своих служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. Этого, к сожалению, многие недооценивают, особенно молодые сотрудники. Для успешного выполнения служебных задач сотрудник обязан уверенно владеть боевыми приемами борьбы, знать правовые основы и порядок применения специальных средств физической силы.

2. Правовые аспекты 
применения сотрудниками уголовно – исполнительной системы специальных средств и физической силы.

Многие ли сотрудники осознают, что применение специальных средств и физической силы может повлечь серьезное ранение. Это накладывает на сотрудника серьезнейшую ответственность за свои действия. И далеко не каждый человек способен применить физическую силу по отношению к другому человеку.

Можно научить любого сотрудника применять физическую силу и специальные средства, но, сколько времени потребуется этому сотруднику для того, чтобы оценить обстановку и принять решение в экстремальной ситуации.

Кроме того, необходимо быть при этом и морально подготовленным к этому в реальной ситуации. Поэтому весь процесс подготовки сотрудника необходимо рассматривать гораздо шире.

Если при обучении пренебречь психологической подготовкой, то за пределами спортивного зала вся подготовка останется практически не востребованной.

Чтобы быть уверенным 
в правомерности своих действий, необходимо, знать основы законодательства, порядок применения физической силы и специальных средств. Для этого правовые аспекты необходимо рассматривать не как самостоятельный раздел, а как неотъемлемую и обязательную составляющую многосторонней системы подготовки сотрудника уголовно – исполнительной системы.

Одной из мер направленных на поддержание правопорядка и безопасности в учреждениях исполняющих наказание, является предусмотренная действующим законодательством возможность применения сотрудниками уголовно – исполнительной системы физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 15 Конституции 
Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Учитывая данное положение, оправданным будет начать рассмотрение вопросов применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия именно с рекомендаций и требований международных документов. Так, на уровне международных актов данный вопрос, прежде всего, затронут в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Также п.

Читайте также:  Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

54 Минимальных стандартных правил определено право персонала в своих отношениях с заключенными прибегать к насилию, но только в случаях самозащиты, попыток к бегству, а также в случаях активного неподчинения приказам, основанным на действующих законах и правилах.

Установлено, что прибегающие к насилию сотрудники обязаны оставаться в пределах необходимого противодействия и немедленно сообщать о такого рода инцидентах непосредственному начальнику. В соответствии со ст.

3 и комментарием к ней Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей.

Применение же огнестрельного оружия является крайней мерой и, как правило, в случае оказания правонарушителем вооруженного сопротивления либо когда правонарушитель иным образом ставит под угрозу жизнь других, а также когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения и задержания подозреваемого правонарушителя.

Существенное значение имеют также Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Принципом 4 рассматриваемого документа закреплено, что должностные лица по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия и могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата. Принципом 5 установлено, что во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка:

  • а) проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута;
  • б) сводят к минимуму возможность 
    причинения ущерба и нанесения ранений 
    и охраняют человеческую жизнь;
  • в) обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки;
  • г) обеспечивают, чтобы 
    родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц 
    уведомлялись как можно в более 
    короткий срок.
  • Принцип 6 определяет, что если применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы или огнестрельного оружия приводит к ранению или смерти, они немедленно сообщают об этом вышестоящему начальству.
  • Не вызывает сомнения, что рекомендации рассмотренных 
    нами международных актов, касаются применения силовых мер в отношении осужденных и заключенных, в российском законодательстве в целом соблюдены.
  • Так, на уровне национального 
    законодательства России данный вопрос регламентируют следующие нормативно-правовыми 
    акты:
  • 1. Уголовно-исполнительный 
    кодекс Российской Федерации;

2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, 
исполняющих уголовные наказания 
в виде лишения свободы»;

3. Федеральный закон 
от 15 июля 1995 г. «О содержании под 
стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с ч.1 ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса 
Российской Федерации физическая сила, специальные средства и оружие применяются 
в случаях:

  1. • оказания осужденными 
    сопротивления персоналу исправительных учреждений;
  2. • злостного неповиновения 
    законным требованиям персонала;
  3. • проявление буйства;
  4. • участия в массовых беспорядках;
  5. • захвата заложников;
  6. • нападения на граждан;
  7. • совершения иных общественно опасных 
    действий;
  8. • побега или задержания бежавших из исправительных учреждений заключенных.

Закон определяет меры безопасности – это физическая сила, специальные 
средства и оружие. Представляется, что понятие «меры безопасности» 
в целом соответствует понятию 
«средства усмирения», обозначенному 
в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.

Также закон определяет круг лиц, в 
отношении которых могут быть применены предусмотренные меры безопасности – это осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях.

В рассматриваемой статье определены цели применения мер безопасности. Это пресечение указанных выше противоправных действий, предотвращение причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.

В соответствии с ч. 2 ст. 86 УИК РФ порядок применения указанных в 
ч. 1 ст. 86 УИК РФ мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок применения физической силы, специальных средств 
и оружия сотрудниками УИС, является закон РФ «Об учреждениях и 
органах, исполняющих уголовные 
наказания в виде лишения свободы».

Статья 28 этого документа 
устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных 
средств и оружия. В частности, указано, что физическую силу, специальные 
средства и оружия вправе применять 
лишь сотрудники уголовно-исправительной системы – то есть лица, имеющие специальные звания.

Данное положение является важным, так как в соответствии со ст. 24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся также рабочие и служащие различных учреждений и органов, входящих в эту систему.

Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это:

  • • территория учреждений, исполняющих наказания;
  • • прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования;
  • • охраняемые объекты.

Рассматриваемой ст.

28 установлено, что сотрудники СИЗО могут применять 
физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Закон в рассматриваемой 
статье устанавливает обязанность 
сотрудников ФСИН при применении ими физической силы, специальных 
средств и оружия предупредить о 
намерении их использования, предоставив 
нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований.

Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявляемых ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения средств безопасности.

Форма предупреждения в Законе не указывается. Предполагается, что она может быть выражена и словесно и в форме предупредительного выстрела.

При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность 
обеспечить наименьшее причинение вреда 
осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращаемого либо пресекаемого деяния. То есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того.

К примеру, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требования сотрудника УИС.

Вместе с тем, при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности, допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, соразмерно силе оказываемого противодействия.

ТАКЖЕ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ НА СОТРУДНИКА УИС ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ДОЛОЖИТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАЧАЛЬНИКУ О КАЖДОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ. НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ НАЧАЛЬНИКОМ СЧИТАЕТСЯ БЛИЖАЙШИЙ К СОТРУДНИКУ ПРЯМОЙ НАЧАЛЬНИК.

ФОРМА ДОКЛАДА ЗАКОНОМ НЕ УСТАНОВЛЕНА, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ ТАКЖЕ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. КОГДА СРОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДОКЛАДА ОГРАНИЧЕН 24 ЧАСАМИ.

НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ОТДЕЛЬНЫМИ ВЕДОМСТВЕННЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ УСТАНОВЛЕНА ОБЯЗАННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УИС ДОКЛАДЫВАТЬ О ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ НЕ ТОЛЬКО НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАЧАЛЬНИКУ, НО И НАЧАЛЬНИКУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ УИС, ПРИЧЕМ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ (РАПОРТОМ).

3. Заключение.

  1. С возникновением экстремальной ситуации и необходимостью применении специальных средств и физический силы, поведение сотрудника будет определяться уровнем его профессиональной подготовленности и умением применять специальные средства и физическую силу в условиях стресса. Это будет определяться рядом факторов:
  2. • знанием общей законодательной 
    базы;
  3. • отношением к службе и желанием выполнить свои обязанности;
  4. • умением быстро оценивать 
    обстановку;
  5. • овладением приемам 
    и действиям со спецсредствами;
  6. • владением боевыми 
    приемами борьбы;
  7. • инстинктом самосохранения.

Исходя из этих положений, сотрудником охраны будет принято 
решение на те или иные последующие 
действия, которые можно будет 
характеризовать, как активные или 
пассивные.

В первом случае при хорошей 
профессиональной подготовке сотрудник будет активно воздействовать на ситуацию, во втором – при недостаточной подготовке будет занимать выжидательную позицию, что явится результатом доминирования отрицательных качеств.

Психология утверждает, что невозможно изменить темперамент человека, т.е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла.

Характер же, определяемый множеством противоположных качеств, можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для работы сотрудника качества, можно формировать характер в правильном направлении.

Конечной целью по применению специальных средств и физической силы должна стать моральная готовность сотрудника к действиям в различных ситуациях. Формирование способности к принятию решений представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии умений и навыков, знаний и убеждений.

Читайте также:  Федеральный закон от 11.03.1997 n 48-фз "о переводном и простом векселе"

Сравнительно-правовой аспект нормативной регламентации применения физической силы, специальных средств и оружия в России и КНР

Лундина, Д. А. Сравнительно-правовой аспект нормативной регламентации применения физической силы, специальных средств и оружия в России и КНР / Д. А. Лундина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78760/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье будут рассмотрены вопросы правового регулирования полномочий сотрудников администраций мест лишения свободы по обеспечению безопасности и правопорядка в пенитенциарных учреждениях КНР, и дан сравнительно-правовой анализ нормативной базы с законодательством РФ.

Ключевые слова: Россия, Китайская Народная Республика, законодательство, пенитенциарная система, право на применение оружия специальных средств и силы.

За последнее время в политических и экономических отношениях России и Китайской Народной Республикой (КНР) наблюдается стойкая тенденция сотрудничества [1]. Между руководителями двух стран проходят встречи на основе международных мероприятий таких как БРИКС, ШОС, АТЭС, «Группа Двадцати».

Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой и активными связями на всех уровнях [4]. Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономические взаимодействия так, с 2010 года Китай является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации.

Также активно развиваются российско-китайские связи в области образования, научного и культурного сотрудничества. По данным Минобрнауки РФ, в начале 2014 года в вузах России обучались уже 23 тысячи китайских студентов, а в Китае — около 15 тысяч российских студентов [5].

В связи с такими тесными и набирающими оборот связями возникает интерес к изучению деятельности правоохранительных органов сотружественного государства и в том числе к пенитенциарной системе Китая.

В первую очередь хотелось бы привести статистику по наполняемости мест лишения свободы Китая и России. Согласно специальному отчету World Prison Brief [6], Китай по числу заключенных занимает второе место в мире — 1 700 000 человек [7], Россия находится на четвертом месте, 517 028 человек.

Пенитенциарное законодательство обеих стран строится на основе международных договоров и соглашений. Международно-правовая составляющая занимает важное место в законодательном обеспечении уголовно-исполнительных систем.

Вопросы положений, касающихся обеспечения пенитенциарной безопасности, непосредственно адресованных к персоналу мест лишения свободы выражается в наделении соответствующих прав и обязанностей сотрудников администраций.

Пенитенциарная система Китая функционирует на основе «Закона о тюрьмах КНР» принятый на 11-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 20 декабря 1994 года. Глава IV данного Закона посвящена правовому положению сотрудников администрации тюрем.

В ней законодатель установил, чтобы достичь цели уголовного и тюремного законодательства в местах лишения свободы должна быть создана стройная система, включающая в себя: 1) систему оповещения; 2) систему использования средств ограничения и вооружения; 3) систему сохранения социально-полезных связей; 4) систему мер поощрения и взысканий [8];

Я бы хотела подробнее разобрать систему использования средств ограничения и вооружения. Так как она непосредственно определяет право на применение сотрудниками администрации тюрем КНР средств обеспечения безопасности и поддержанию правопорядка в местах лишения свободы.

Сущность системы использования средств ограничения и вооружения содержится в статьях 45 и 46 «Закона о тюрьмах КНР» [3].

Для начала рассмотрим статью 45, которая определяет, что при необходимости сотрудники тюрьмы могут использовать удерживающие устройства следующих случаях: 1) при совершении преступных действий, связанных с совершением побега; 2) если действия осуждённых направлены на причинение насилия сотрудникам, другим осуждённым или иным лицам; 3) при перемещении осуждённого под конвоем; 4) если применение удерживающих средств несет превентивный характер.

Сотрудникам народной полиции и администрации тюрьмы разрешается применять огнестрельное оружие в случаях, когда избежать такой ситуации невозможно об этом гласит статья 46 «Закона о тюрьмах КНР».

Законодатель Китая выделяет следующие ситуации, при которых можно применить огнестрельное оружие: 1) При возникновении бунта осуждённых или массовых беспорядков; 2) При пресечении совершения побега или если осуждённый сопротивляется при аресте; 3) Если лицо, лишённое свободы, держит в руках оружие с целью причинения физического насилия сотрудникам тюрьмы, осуждённым или иным лицам; 4) При захвате заложников; 5) Если осуждённый насильственным образом намеревается завладеть оружием сотрудника;

В законе так же прописаны ограничения по применению специальных полицейских средства и применения оружия: в отношении больных пожилых людей, преступников с физическими недостатками и несовершеннолетних преступников в обычных условиях запрещается применение этих средств. В отношении преступниц, за исключением особых крайних обстоятельств, также не применяются специальные полицейские средства. Все преступники, на которых надеты средства предупреждения от побега, к труду в тюрьме не привлекаются [9].

Схожим по смыслу с китайским законом о тюрьмах документом, регламентирующим права сотрудников администрации по поддержанию правопорядка и безопасности в пенитенциарных учрежденьях РФ, является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Глава V [2], дает разъяснения и строгую регламентацию прав и обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ (УИС) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных содержащихся в учреждения УИС РФ.

Она состроит из восьми статей, которые являются своего рода инструкцией по порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В статье 28 описаны общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами. Далее в статье 28.

1 прописан порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Статьи 29, 30 и 31.2 перечисляют случаи применения каждого вида воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях УИС таких как физическая сила, специально средства (с перечислением средств допустимых к применению в учреждениях УИС РФ и огнестрельное оружие. Статьями 31.

1 и второй частью статьи 31.2 даны запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Не забыл и законодатель о гарантиях личной безопасности сотрудников УИС закрепив их в статье 31.3. А также указал в статье 31.4.

особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций РФ.

На основании анализа двух нормативно-правовых актов России и Китая я хотела бы сделать вывод что Закону о тюрьмах КНР не хватает конкретики и его нормы сжаты.

Российский законодатель более подробно описывает основания, а также перечисляет обстоятельствам дающих право на применение того или иного средства поддержания правопорядка и безопасности учреждения УИС имея более широкий спектр случаев в сравнении с законодательством Китая.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”
  2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29 декабря 2019 года)
  3. Закона о тюрьмах КНР принятый на 11-й сессии ПК ВСНП 8-го созыва 20 декабря 1994 года. URL: http :// www . jincao . com / fa /22/ law 22.05. htm #04
  4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года.
  5. Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. — М., 2015. — С. 115.
  6. World Prison Brief — это база данных, предоставляющая бесплатный доступ к информации о пенитенциарных системах по всему миру.URL: https://www.prisonstudies.org/
  7. https://nonews.co/directory/lists/countries/prison-population
  8. http:// www.jincao.com/fa/22/law22.05.htm#04
  9. http://russian.china.org.cn/russian/33371.htm

Основные термины (генерируются автоматически): огнестрельное оружие, физическая сила, Китай, Россия, РФ, средство, система использования средств ограничения, Китайская Народная Республика, место лишения свободы, пенитенциарная система Китая.

Ссылка на основную публикацию