Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

  • Что такое исполнительная власть в Российской Федерации?
  • Есть президент и правительство, суды и парламент, органы местного управления.
  • Все они, в своей совокупности, составляют государственную власть РФ, которая и разделяется между ними.
  • Поскольку наше государство является демократическим, в нем соблюдается принцип разделения власти на три ветви:
  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ.

Такой порядок закреплен конституционно.

Поэтому эта ветвь власти ни от кого не зависит, является самостоятельной.

Общая характеристика системы исполнительной власти

На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.

А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике. Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

  1. Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.
  2. Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.
  3. Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.
  4. Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.
  5. Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.
  6. То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.
  7. Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.
  8. Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.

Основные признаки и понятия исполнительной власти

Как и любое явление, исполнительная власть имеет собственные признаки.

Один из главных признаков ее существования – наличие государства.

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Государство обладает своими признаками, один из которых — обязательное наличие аппарата управления и принуждения, с помощью него принимаемые законы делаются обязательными для выполнения на всей территории этого государства.

Отсутствие государства автоматически делает ненужными органы исполнительной власти. Исполнять становится нечего.

  • Основной признак данной ветви власти – наличие планирования.
  • Следующий признак — самостоятельность этой ветви власти, но она находится во взаимодействии с законодательной и судебной властями.
  • Деятельность органов исполнительной власти осуществляется исключительной на законной основе.

Все требования по соблюдению принятых законов не должны выполняться без соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. 

  1. Нельзя представителю закона самому его нарушать, даже если это в интересах государства.
  2. В уголовном законодательстве предусмотрено такие нормы, как неосторожность, превышение норм необходимой обороны, превышение или злоупотребление властью.
  3. Часть из них касаются как госслужащих, так и обычных граждан, часть – исключительно госслужащих.

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

  • Так, убить или покалечить, превысив меры необходимой обороны, может и сотрудник полиции, и обычный гражданин.
  • А вот превысить власть или злоупотребить ею, может только госслужащий.
  • Так вот, если госслужащий, рьяно выполняющий положенные на него обязанности, но делает это в нарушение установленным нормам права, он будет отвечать перед законом за превышение власти.
  • Отсюда возникает еще один принцип как ответственность за принимаемые нормативные акты и совершаемые действия.
  • Исполнительная власть наделена правоохранительной деятельностью, что дает право ее органам исключительно в рамках своей компетенции и на основе закона применять меры принуждения, разрешать возникшие споры и конфликты, давать оценку законности действиям субъектам исполнительной деятельности.
  • Функции исполнительной власти:
  • исполнительная функция — выполняет действующие законы;
  • «правозащитная» функция – защищает и соблюдает права и свободы граждан;
  • социально-экономическая функция – создает необходимые условия для экономического и социального роста;
  • регулирующая функция —позволяет осуществлять функции госуправления;
  • нормотворческая функция – в рамках своей компетенции органы власти могут принимать нормативно-правовые акты;
  • функция юрисдикции — позволяет органам власти на основании закона применять меры принуждения к тем лицам, которые совершают правонарушения или преступления.
  1. Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
  2. Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Права потребителей», где подробно объясняется порядок защиты Ваших прав
  3. Или ТУТ вы узнаете о правовых нормах, регулирующих общественные отношения
  4. Как происходит защита прав потребителей в суде:
  5. https://legalmap.ru/articles/gp/consumer/zashchita-prav-potrebitelya/

Принципы деятельности исполнительной власти

Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.

Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:

  • соблюдение демократизма;
  • соблюдение законности;
  • соблюдение федерализма.

В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:

  1. Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
  2. Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
  3. Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетикеПринцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
  4. Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
  5. Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
  6. Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
  • Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

  1. Полномочия
  2. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
  3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
  5. Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
  6. Федеральное Собрание
  7. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Читайте также:  Статья 24. арбитражный суд округа

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Органы федеральной исполнительной власти РФ

Абрамович, С. В. Органы федеральной исполнительной власти РФ / С. В. Абрамович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62024/ (дата обращения: 26.07.2021).

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике 

В статье рассмотрены вопросы системы и структуры федеральной исполнительной власти. Автору удалось выделить функциональные особенности федеральной исполнительной власти, а также проанализированы основные проблемные вопросы и перспективы их решения.

Ключевые слова: система, структура, федеральные органы исполнительной власти.

The article deals with the system and structure of the Federal Executive power. The author managed to highlight the functional features of the Federal Executive, as well as analyzed the main issues and prospects for their solution.

Keywords: system, structure, federal bodies of executive power.

В системе органов государственной власти, органы федеральной исполнительной власти занимают одно из важных и ключевых мест, т. к. главное их назначение является — исполнение законов. Однако наиболее важной проблемой выступает отсутствие единых целей и функций с учетом его места в государственном регулировании социальных и экономических процессов в современном обществе [2].

В действующем законодательстве используются понятия «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления», имеют одинаковое определение в контексте административно-правового положения. Однако различные исследователи имеют свое собственное мнение о сущности исполнительной власти.

Одни отмечают, что орган исполнительной власти для участия в осуществлении функций исполнительной власти [8]. Другие авторы считают, что органы исполнительной власти — это звено государственного аппарата, которые на основе своих функций осуществляется исполнение законов.

На наш взгляд наиболее полным определением является, орган исполнительной власти — это вид государственного органа, который имеет право осуществлять функцию исполнительной власти, в рамках закрепленной за ним обязанности решать проблемные задачи.

Действующие на сегодняшний день органы исполнительной власти имеют свою собственную систему органов исполнительной власти. Однако для того чтобы каждый элемент качественно функционировал необходимо, чтобы он соответствовал определенным принципам. В юридической литературе нет единой концепции, одни авторы в качестве принципов деятельности и организации исполнительной власти выделяют:

  • – принцип федерализма;
  • – принцип законности (основа — соблюдение Конституция РФ);
  • – сочетание централизации и децентрализации.

Далее нами будет рассмотрена структура исполнительной власти (см рис 1). Из рисунка 1 мы видим, что каждый элемент имеет свое значение, именно поэтому целесообразно рассмотреть каждый из них более детально.

Рис. 1. Система федеральных органов исполнительной власти

Правовая основа организации и деятельности Правительства РФ является Конституция РФ. Данный орган осуществляет исполнительную власть, носит коллегиальный характер. Он состоит из следующих элементов: Председатель Правительства РФ, заместитель и федеральные министерства. Председатель РФ может решать отдельные задачи на закрытых заседаниях.

Правительство РФ активно контактирует с обществом, выступая с вопросами, которые предполагали к рассмотрению на своих заседаниях. Однако если возникнут оперативные вопросы, Правительство РФ может образовать Президиум Правительства [4]. Решение проводиться на основе большинства.

Помимо этого одним из важных элементов деятельности Правительства является подготовка ежегодных отчетов.

Система федеральных органов исполнительной власти включается в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство выступает органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по выработанной государственной политике и нормативно-правовому регулированию [3]. На основе Указа Президента РФ федеральное министерство осуществляет:

  1. – самостоятельную деятельность правового регулирования в установленной сфере;
  2. – осуществление контроля и координации деятельности.
  3. Мы не можем не согласиться, что федеральные органы исполнительной власти выступают неким каркасом, который полностью поддерживает систему исполнительной власти [11].
Читайте также:  Статья 64. кадровый резерв на гражданской службе

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современное состояние федеральных органов исполнительной власти имеет свои проблемные вопросы, а именно необходимо, чтобы каждый структурный элемент имел четкий правовой статус, в зависимости от регламентации деятельности функций и полномочий. Анализ органов исполнительной власти говорит о том, что данная система имеет сложную иерархию, которая объединяет как коллегиальные, так и единоначальные органы. В настоящее время в России продолжается реформа органов исполнительной власти, что непосредственным образом сказывается на эффективности форм и методов государственного управления. В связи, с чем решение проблемы эффективности существующих форм управленческой деятельности имеет определяющее значение для деятельности органов государственной власти.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
  2. Административное право: учебник / Россинский Б. В.,Старилов Ю. Н.- 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2009.-с 312.
  3. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция” / Под ред. В. Я. Кикотя. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
  4. Баглай М. В./Конституционное право Российской Федерации /6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.- 790 с
  5. Бай Каримов Р. Х. Некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 342–344. — URL https://moluch.ru/archive/119/32955/ (дата обращения: 31.07.2019).
  6. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзо-теризм, политэкономия. Мн., 2002.
  7. Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.
  8. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2012. — 830 с.
  9. Лапина М. А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2006. 238 с.
  10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  11. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л. Л. Попова. — М.: Норма, Инфра-М, 2011.
  12. Тихомиров Ю. А. Государственное управление: «вертикаль» и «горизонталь». // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 7–18.
  13. Тихомиров Ю. А. Правовой мониторинг в механизме правового регулирования и управления // В кн.: Мониторинг правоприменения: теоретические проблемы и практическая реализация / Отв. ред.: Б. В. Яцеленко. М.: РПА Минюста России, 2013. С. 99–106.
  14. Черкасов К. В. Организационно-правовые основы учреждения и функционирования федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа // Законодательство и экономика. 2008. № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, орган, федеральная исполнительная власть, государственная власть, государственное управление, Конституция РФ, Правительство РФ, система, федеральное министерство.

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной

Для определения места Правительства РФ в системе органов исполнительной власти рассмотрим различные подходы к…

Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть, правительство РФ, Конституция РФ, правительство, высший

Существующая структура федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента РФ № 341 от 9 марта…

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и…

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 г.

Москва «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом…

исполнительной власти, как Правительство РФ. Данная ситуация провоцирует формирование такого нецелесообразно широкого, а в некоторых случаях даже противоречащего «духу» Конституции РФ, круг полномочий Президента РФ, что в его компетенцию входят полномочия…

В данной статье формально рассматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской

Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть, правительство РФ, Конституция РФ, правительство, высший…

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место

Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект Федерации…

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление

исполнительная власть, орган, Российская Федерация, система, необходимость принятия, глава, Конституция РФ, Указ Президента РФ

Так, Конституции РФ 1993г.

указывает, что государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Система федеральных органов исполнительной власти в российской федерации

Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти в Российской Федерации

1.1Понятие и виды органов исполнительной власти

1.2 Федеральные органы исполнительной власти: задачи и    функции

Глава 2. Структура органов исполнительной власти на современном этапе

2.1.  Анализ становления системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации : историко-правовой обзор

2.2.  Структура системы органов исполнительной власти на современном этапе

2.3. Направления совершенствования правовых основ организации деятельности федеральных органов исполнительной власти

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Исполнительная деятельность – коррелирует с самостоятельной ветвью власти в Российской Федерации, согласно провозглашенному Конституцией РФ принципу разделения властей.  

В настоящее время в структуре федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) Российской Федерации действует 73 органа, из которых 21 федеральное министерство, 22 федеральных агентства, 30 федеральных служб.  

Указанное количество федеральных органов исполнительной власти приводится с учетом недавно принятых Указов Президента от 05.04.2016 N 156 и N 157. 

При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, общее количество федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти к 2015 году увеличилось до 37,3 тыс.

человек (по сравнению с 30,2 тыс. человек в 2005 году), а федеральных государственных служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти — до 1188,9 тыс. человек (по сравнению с 560,2 тыс. человек в 2005 году.

  

Данная статистика с 2014 г. включает численность территориальных органов МВД России. 

Процесс развития систему и структуры ФОИВ – динамичен. 

Требуют уяснения вопросы о понятии исполнительного органа власти, их видов, классификационных критериях, основных функциях и пр. 

Это обуславливает актуальность темы исследования. 

          Состояние научной разработанности темы. Аспекты обозначенной для исследования темы рассматривались в работах таких ученых, как Т.А. Занко, В.Г. Гриб, Р.Э. Адамян, С.С, Овчинский С.С., Т.П. Будякова, Е.Н. Клещина, Ю.О. Карпышева, С.Л. Морозов, Э.Л. Сидоренко, и др.  

Целью работы — является изучение современной структуры федеральных органов исполнительной власти и регламентирующего ее законодательства. 

Для достижения указанной цели нами сформулированы для решения следующие задачи: 

  • проанализировать и обобщить основные теоретические положения, отражающие различные аспекты темы; 
  • дать понятие органов исполнительной власти; 
  • раскрыть их виды; 
  • проанализировать особенности становления структуры федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации (в период с 2004 года — по 2016 гг.); 
  • исследовать структуру федеральных органов исполнительной власти на современном этапе; 
  • изучить основные функции федеральных органов исполнительной власти; 
  • раскрыть правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ; 
  • сформулировать выводы по исследованным в работе вопросам. 

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу создания, функционирования системы ФОИВ и реализации ими своих задач. 

Предметом исследования являются научные положения административного права, отечественное административное законодательство, статистические данные, аргументирующие отраженные в работе вопросы. 

Методологическая основа исследования. В выполненной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания. На его основе применялись иные частнонаучные методы. 

Теоретической основой работы являются исследованные автором научные труды в различных научных отраслях – общей теории права, конституционного, административного права. 

В работе использована научная, учебная и справочная литература. Анализируются научные статьи.   

Читайте также:  Статья 12. Профессиональная помощь выступающим

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранный, обобщенный и проанализированный материал представляется возможным использовать в дальнейшем осуществлении научных исследований по рассмотренной теме. 

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных в работе источников. 

Глава I. Общая характеристика органов исполнительной власти и формирование системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Определение органа исполнительной власти, разработка его сущностных признаков – обладает важным практическим значением. 

Понимание органа исполнительной власти – является основой формирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. 

С помощью выработанного общего понятия органа исполнительной власти возможна разработка эффективного порядка их взаимодействия. 

Орган — разновидность организации.  

Организация осуществляет свою деятельность посредством своих структурных органов. 

В Российской Федерации каждый государственный орган является ее представителем и осуществляет свою деятельность в интересах федерации. 

Совокупность государственных органов составляет государственный аппарат. 

Частью государственного аппарата, в свою очередь, являются органы исполнительной власти. 

Они наделены различной компетенцией.  

С правовой позиции самой значимой в делегируемой компетенции являются властные полномочия в установленной сфере деятельности. 

Орган исполнительной власти, иными словами, осуществляет определенный объем возложенной на него государственной деятельности. 

Основные признаки органа исполнительной власти отражают его административную правосубъектность. 

  1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти. 

Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей. 

  1. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти.  

Создание органов исполнительной власти обусловлено необходимостью реализации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизнедеятельности. 

Деятельность органов исполнительной власти ведется на основе базовых правовых принципов. 

Среди таких принципов назовем: 

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; 
  • исключение сосредоточения полномочий в ведении одного органа государственной власти  
  • единство системы государственной власти, и пр. 

Региональная система органов исполнительной власти – подчинена федеральным органам. 

Органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судебной и законодательной ветвям власти. 

Взаимоотношения между ними реализуется согласно законодательным предписаниям. 

Исходя из наименования, из сущности органов исполнительной власти, их основное предназначение — исполнение нормативных предписаний. 

В то же время существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями.  

Они в систему органов исполнительной власти — не входят. 

По содержанию деятельность органов исполнительной власти имеют характер: 

  • управленческий 
  • организующий 
  • исполняющий 
  • контрольный 

Каждый орган исполнительной власти обладает организационной структурой.  

Это означает наличие структурных подразделений (департаментов, отделов и т.д.).  

Государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).  

Необходимо отметить и понятие и содержание компетенции органа исполнительной власти. 

Она выражена в комплексе полномочий конкретного органа по предметам его ведения.  

Полномочия — это права и обязанности органа в отношении осуществления других государственно-властных действий. 

Исследователями выделяются основные, обязательные элементы компетенции органа исполнительной власти: 

  • цели и задачи деятельности; 
  • функции; 
  • совокупность полномочий; 
  • организационные формы и методы деятельности. 

Органы исполнительной власти наделены правом издания актов управления (административных актов) – в целях осуществления функций государственного управления. 

Правовые акты органов исполнительной власти являются подзаконными правовыми актами и представляют собой: 

  • правовую форму управленческих действий 
  • результат административного нормотворчества в системе государственного управления.  

Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование. 

Ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц регламентируется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 

В осуществлении предоставленных им полномочий органы исполнительной власти являются самостоятельными и независимыми.  

В настоящее время дефиниции (законодательно определённые понятия) конституционных терминов «система» и «структура» ФОИВ – отсутствуют. 

Разрабатываются классификации органов исполнительной власти. 

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации выделяют: 

а) федеральные органы исполнительной власти; 

б) органы исполнительной власти субъектов РФ. 

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия.  

2. По способу учреждения: 

а) органы, руководители которых наделяются полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; 

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами. 

3. По организационно-правовой форме: 

г) агентства (федеральные агентства); 

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы. 

4. По характеру компетенции: 

б) отраслевой компетенции.  

в) межотраслевой компетенции. 

г) специальной компетенции. 

5. По порядку принятия управленческих решений: 

Таким образом, многоплановость функций органов исполнительной власти обусловливает объективную необходимость их научной классификации. 

 2. Федеральные органы исполнительной власти: задачи и функции. 

Задачи федеральных органов исполнительной власти: 

1. Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;  2. Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;  3.

Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;  4. Обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;  5.

Регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;  6. Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;  7.

Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.  

Регламентирована система функций ФОИВ. 

К таким функциям относятся: 

  • принятие нормативных правовых актов 
  • контроль и надзор 
  • управление государственным имуществом 
  • оказание государственных услуг. 

Под функцией принятия нормативных правовых актов понимается разработка обязательных к исполнению правил деятельности. 

Функции по контролю и надзору – это деятельность по контролю за соблюдением установленных стандартов, правил деятельности в определенной сфере. Надзор – более узкое понятие, составляющая контроля в РФ. 

Функции по управлению государственным имуществом – это реализация полномочий собственника в отношении федерального имущества. 

Оказание государственных услуг – функционально представляет собой я предоставление услуг гражданам и организациям в установленных федеральным законодательством сферах жизнедеятельности (например, в сфере образования и пр.) 

            Система рассмотренных функций делегирована конкретному органу исполнительной власти.  

Функции, которые данный орган осуществлять в определенной сфере деятельности не вправе – также регламентированы. Например, федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. 

Глава II. Структура федеральных органов исполнительной власти.

1. Анализ становления системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации: историко-правовой обзор.

Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации была принята более чем 12 лет назад, в 2004 году.  

Система государственных комитетов, агентств, комиссий, ведомств — была заменена системой федеральных министерств, агентств и служб.  

В результате проведенного реформирования – было создано более 76 федеральных органов исполнительной власти. 

Процесс преобразования на этом не завершился.  

Новая структура ФОИВ утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636. И в настоящее время система ФОИВ – продолжает развиваться и динамично совершенствуется: создаются новые органы, некоторые – упраздняются.  

Известна такая форма, как прекращение существования органов в результате их  преобразования. 

Интересной формой, отражающей изменения в структуре ФОИВ, выступает присоединение.  

На практике она была применена один раз — при присоединении Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам. 

Наиболее часто применяются изменения в форме переименования. В процессе таких изменений возникла, например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (2008 год). 

Распространенной формой изменений является «придание статуса». Например, Федеральной службе безопасности Российской Федерации придавался статус федеральной службы, Управлению делами Президента Российской Федерации — статус федерального агентства.  

Придание статуса не требует осуществления штатных мероприятий, проводится без переназначения сотрудников указанных органов власти. 

Из многочисленных Указов Президента РФ некоторыми вносятся перечисленные выше изменения.  

Однако есть базовые указы, которыми утверждается структура федеральных органов власти. 

Таких указов с 2004 года было пять. 

Указом от 09.03.2004 N 314, устанавливающим трехзвенную систему ФОИВ, был также уточнен механизм взаимодействия ФОИВ между собой. 

Ссылка на основную публикацию