Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях

Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях

У граждан есть достаточно широкий круг прав в системе ОМС, но не все о них знают и начинают интересоваться только когда возникают проблемы со здоровьем. Одной их причин частых обращений в страховую компанию является длительное ожидание оказания медицинской помощи, несоблюдение сроков предоставления медицинских услуг.

А ведь сроки регламентированы и прописаны в программе государственных гарантий, которая ежегодно утверждается Правительством РФ и действует на всей территории РФ.

Также, для каждого региона ежегодно утверждается Территориальная программа государственных гарантий, где сроки могут быть даже сокращены, в зависимости от региональной возможности.

Сроки оказания медицинской помощи:

  • оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется безотлагательно;
  • сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию
  • сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологические заболевание не должны превышать 3 рабочих дня
  • сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание);
  • сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения;
  • сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дня с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
  • сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния);
  • время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения и географических особенностей территории.
  • При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию (специализированное структурное подразделение медицинской организации), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по онкологии, для оказания специализированной медицинской помощи, в сроки, установленные настоящим разделом.
  • В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Некоторые виды медицинской помощи и сроки их оказания

Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография

  1. Диагностический метод исследования не относится к высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП);

  2. Сроки ожидания проведения исследования не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

  3. Наиболее частые заболевания и состояния при которых проводится исследование: новообразования, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы, травмы. Показания к выполнению исследования определяет лечащий врач.

    1.Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

  1. Специализированная медицинская помощь не относится к ВМП;

  2. Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации;

  3. Показания для ЭКО являются: бесплодие, не поддающееся лечению, в том числе с использованием методов эндоскопической и гормональной коррекции нарушений репродуктивной функции мужчины и женщины в течение 9 — 12 месяцев с момента установления диагноза; заболевания, при которых наступление беременности невозможно без использования ЭКО.

Имплантация интраокулярной линзу (искусственного хрусталика)

  1. Специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП;

  2. Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации;

  3. Катаракта, глаукома, травмы глаза.

Эндопротезирование суставов конечностей

  1. ВМП;

  2. Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации;

  3. Неправильно сросшиеся внутри – и околосуставные переломы и ложные суставы; идиопатический деформирующий коксартроз без существенной разницы в длине конечностей (до 2 см).

Коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца

  1. ВМП;

  2. Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации

Вернуться к списку »

Дата изменения: 20.05.2021 15:41:19

Новости перинатального центра

Информация о материале Обновлено: 06 декабря 2017

Наряду с амбулаторным и стационарным видами лечения все большее распространение получает оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

Это своеобразный промежуточный вариант между амбулаторным режимом и стационарным лечением.

Дневной стационар организуется для осуществления лечебных и диагностических мероприятий при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

Общие показания к госпитализации в дневной стационар

На лечение в дневной стационар поликлиники могут направляться следующие больные:

  • с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, не требующих круглосуточного наблюдения;
  • пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний для проведения курса профилактического или реабилитационного лечения;
  • граждане, не требующие по состоянию своего здоровья круглосуточного наблюдения, но требующее оказания медицинских услуг в госпитальных условиях, например, при использовании лечебных средств, после применения, которых должно осуществляться врачебное наблюдение на протяжении определенного времени в связи с возможными неблагоприятными реакциями;
  • нуждающиеся во внутривенном капельном введении лекарственных средств;
  • нуждающиеся в комплексном лечении с использованием физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, после которых необходим отдых, а также при введении медикаментов различными способами через определенные промежутки времени.

Порядок госпитализации в дневной стационар

Направление в стационар дневного пребывания выдают врачи первичного звена. Госпитализация производится в плановом порядке.

При приеме в дневной стационар пациент должен быть первично осмотрен врачом дневного стационара, поскольку план мероприятий по лечению (дату начала лечения, длительность курса лечения, методы обследования, время прихода и длительность пребывания в дневном стационаре и др.) определяет врач дневного стационара для каждого больного индивидуально. 

Перед выпиской из дневного стационара производится заключительный осмотр больного врачом дневного стационара, а при необходимости – врачом-специалистом поликлиники, направившим больного в дневной стационар. В день выписки больного из дневного стационара амбулаторная карта передается лечащему врачу через регистратуру с заполненным эпикризом.

В случаях, когда необходимые виды помощи выходят за рамки возможностей медицинской организации, пациент должен быть переведен в медицинскую организацию с соответствующими возможностями.

Условия пребывания в дневном стационаре

  • размещение пациентов производится в палатах от 2 до 10 койко-мест;
  • проведение лечебно-диагностических манипуляций, лекарственное обеспечение осуществляют с момента поступления пациента в стационар;
  • лечащий врач обязан информировать больного, а в случаях лечения несовершеннолетних в возрасте до 15 лет – его родителей или законных представителей о ходе лечения, прогнозе, необходимом индивидуальном режиме.

Общий объем медицинской помощи, предусмотренный в дневном стационаре

  • Внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции.
  • Внутривенные вливания лекарственных растворов.
  • Наблюдение и лечение пациентов, закончивших стационарное лечение и выписанных в ранние сроки из стационара и получивших рекомендации о завершении терапии и реабилитации в условиях активного режима.
  • Медицинское наблюдение за пациентами, перенесшими несложные оперативные вмешательства в стационарных условиях, после которых они не нуждаются в круглосуточном медицинском наблюдении (например, хирургическое лечение доброкачественных новообразований, вмешательство по поводу вросшего ногтя, неосложненных флегмон, панариция и пр.).

Обеспечение лекарственными препаратами в дневном стационаре осуществляется бесплатно, согласно утвержденному главным врачом формуляру дневного стационара в пределах установленных тарифов и в соответствии с госгарантиями.

Отказ при приеме в дневной стационар

В случае отказа в госпитализации врач дневного стационара в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации делает запись о причинах отказа в госпитализации и принятых мерах с письменным ознакомлением больного. В случае конфликтных ситуаций пациент имеет право обратиться в администрацию поликлиники.

Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях

Кс потребовал устанавливать обвиняемым конкретные сроки лечения в психбольницах

Конституционный суд РФ дал новое толкование статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса, постановив, что суд, направляя подозреваемого или обвиняемого на лечение в психиатрическую больницу, должен устанавливать конкретный срок такого лечения.

Поводом для рассмотрения конституционности ст. 435 стали жалобы двух граждан.

Первый заявитель был заключен под стражу, а когда заключением судебно-психиатрической экспертизы было установлено, что в период, когда было совершено инкриминируемое ему деяние, он страдал хроническим психическим расстройством, был переведен из СИЗО в психиатрическую больницу, а мера пресечения в виде заключения под стражу была отменена. Мужчина обратился в КС с жалобой на то, что отсутствие в ст. 435 УПК РФ указания на сроки пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, допускает возможность бессрочного содержания там обвиняемых, чем нарушаются их права, гарантированные ст. 22 и 49 Конституции РФ.

Читайте также:  Статья 35. федеральная палата адвокатов российской федерации

Второй заявитель также из-за обвинения в совершении преступления был заключен под стражу.

Согласно заключению комплексной судебной экспертизы, в период, относящийся к инкриминированному ему деянию, он был лишен возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими по причине имеющегося у него психического заболевания.

Суд удовлетворил ходатайство следователя о переводе обвиняемого до его выздоровления в медицинскую организацию специализированного типа, мера пресечения в виде заключения под стражу была отменена.

Медицинская организация, куда поступил пациент, в связи с возникшей, как он утверждает, неопределенностью, на каком основании и каким образом его следует содержать в отделении для лиц, нуждающихся в принудительном лечении, обратилась в суд с административным исковым заявлением о его госпитализации в недобровольном порядке.

Решение суда первой инстанции, удовлетворившего требование истца, апелляцией было отменено, а производство по делу прекращено со ссылкой на то, что согласно ст.

274 Кодекса административного судопроизводства РФ по правилам его главы 30 не могут рассматриваться требования, связанные с применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния.

Уголовное дело этого заявителя, поступившее в суд для рассмотрения по существу вопроса о применении к нему принудительных мер медицинского характера, было возвращено прокурору в соответствии со ст.

 237 УПК Российской Федерации ввиду нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

При этом суд постановил в период принудительного лечения мужчины в медицинской организации меру пресечения ему не избирать.

После этого пациент обратился в КС, оспаривая конституционность ч. 1 ст. 435 УПК РФ.

По его мнению, содержащаяся в этой статье норма противоречит ряду статей Конституции РФ, поскольку не приравнивает содержание в психиатрическом стационаре на стадии предварительного следствия к мерам пресечения и не позволяет судам определять его порядок и сроки в отношении лиц, страдающих психическими заболеваниями, до рассмотрения уголовного дела по существу.

КС, рассмотрев дело в закрытом заседании, постановил, что ч. 1 ст. 435 не противоречит Конституции.

По своему конституционно-правовому смыслу она предполагает, что в случае выявления факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, суд, принимая решение о его переводе в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, обязан установить срок, на который данное лицо помещается в медицинскую организацию, в том числе календарную дату его истечения. Продление срока нахождения в таком стационаре должно осуществляться с учетом положений УПК РФ, определяющих порядок продления срока содержания под стражей, и при обеспечении ему права осуществлять процессуальные права подозреваемого, обвиняемого лично, с помощью защитника и законного представителя. Установленный судом срок, на который лицо помещается в психиатрическую больницу, не может рассматриваться в качестве препятствия для прекращения его нахождения в такой медицинской организации, как только отсутствие для этого оснований будет констатировано врачами. Прекращение нахождения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, лица, в отношении которого решение о переводе в такую медицинскую организацию было принято в период применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, предполагает решение вопроса о необходимости применения к этому лицу той же или иной меры пресечения с учетом осуществляемого в отношении него уголовного преследования, с тем чтобы обеспечить выполнение задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Выявленный КС конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 435 УПК РФ объявлен общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование. Правоприменительные решения в отношении заявителей, если они основаны на ином истолковании этой статьи УПК, должны будут подлежать пересмотру в установленном порядке.

Порядок помещения в психиатрическую лечебницу лиц, содержащихся под стражей, уточнят

Минюст России разработал пакет поправок законодательство, направленных на уточнение порядка и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в психиатрических стационарах. На необходимость таких поправок указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 24 мая 2018 г. № 20-П.

КС указал на недопустимость бессрочного содержания обвиняемых в психиатрической лечебницеКонституционный Суд также указал, что срок пребывания в таком медицинском учреждении на стадии предварительного следствия должен засчитываться в срок содержания под стражей

КС признал ч. 1 ст.

435 «Помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях» УПК РФ соответствующей Конституции, но указал на недопустимость бессрочного содержания подозреваемых и обвиняемых в психиатрическом стационаре, отметив, что срок их пребывания в таком медучреждении на стадии предварительного следствия должен засчитываться в срок содержания под стражей.

Первый законопроект вносит изменения в ст. 29 и ст. 435 УПК в целях установления порядка и оснований продления срока нахождения подозреваемых и обвиняемых в медицинской организации.

Предлагается наделить суд полномочием по принятию решения о временном помещении лиц, заключенных под стражу, в медорганизацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и о продлении срока такого пребывания в ней на срок не более 6 месяцев.

Указанные решения могут быть приняты судом в отсутствие самого лица, помещаемого в психиатрический стационар, если его психическое состояние не позволяет ему участвовать в судебном заседании.

В отношении данных лиц суд может ввести запрет совершения определенных действий, предусмотренных п. 3–5 ч. 6 ст. 105.1 УПК.

Также суд может неоднократно продлевать срок содержания лица в психиатрическом стационаре – каждый раз еще на 6 месяцев, по ходатайству следователя, с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя, с согласия прокурора либо по собственной инициативе, если уголовное дело находится в производстве суда.

Соответствующие постановления суда могут быть обжалованы в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных ст. 389.3 УПК РФ, в течение 10 суток со дня их вынесения. Решение апелляции может быть обжаловано в кассации по правилам, установленным гл. 47.1 УПК РФ.

Кроме того, проект предусматривает, что суд может поместить лицо, не содержащееся под стражей, в медорганизацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в порядке, установленном ст. 203 УПК РФ.

Второй законопроект вносит корреспондирующие изменения в Закон о психиатрической помощи. Согласно поправкам помещенный в психиатрический стационар подозреваемый или обвиняемый не реже одного раза в месяц проходит освидетельствование комиссией врачей-психиатров, которая определяет состояние его здоровья и возможность проведения с ним процессуальных действий.

При этом медорганизация должна информировать следствие и суд о результатах такого освидетельствования, а также сообщать о соблюдении пациентом установленных запретов.

Кроме того, медучреждение не позднее 15 дней до истечения установленного судом срока пребывания в ней временно помещенного лица информирует правоохранительные органы о состоянии его здоровья для решения вопроса о необходимости его дальнейшего пребывания в ней.

Адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых полагает, что законопроект устраняет ранее возникавшие проблемы относительно бессрочного применения уголовно-процессуальных норм о помещении подозреваемого, обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в условиях стационара.

«Уже непосредственно в названии ст. 435 УПК РФ акцентируется внимание на временный характер такой меры, – отметил эксперт.

– Правда, не совсем понятно, почему базовый срок содержания обвиняемого в медорганизации равен 6 месяцам для стадии предварительного следствия? Такой период очень большой, ведь общеизвестно, что срок следствия продлевается каждый раз примерно на 2 месяца, а ст.

162 УПК РФ первоначально вообще не предполагает установления 6-месячного срока, поскольку речь в ней идет сначала о 2 месяцах, потом о 3».

По мнению адвоката, из текста законопроекта неясно, когда прекращаются процедуры продления срока содержания обвиняемого в стационаре при отсутствии у него улучшений: «Иначе ст. 435 УПК РФ так и не решает проблемы бессрочного содержания обвиняемого в стационаре, так как законопроект не содержит аналогии с ограничениями, установленными в ст. 109 УПК РФ».

Константин Кузьминых предположил, что такой пробел в законопроекте связан с тем, что поправки не дифференцированы к стадиям уголовного судопроизводства. «В итоге дискриминация в части применения принудительной меры между психически здоровыми и психически больными лицами для стадии предварительного следствия сохранена, – отметил он.

– Если психически здоровый обвиняемый содержится в СИЗО, а следователь за 30 суток до истечения предельного срока ст. 109 УПК РФ не закончил расследование, обвиняемый подлежит освобождению из-под стражи. А для помещенного в стационар обвиняемого такого ограничения уже нет, так как применяется аналогия не со ст. 109, а со ст. 255 УПК РФ».

Председатель Коллегии адвокатов системы биоэкологической безопасности и здравоохранения РФ Юрий Меженков напомнил, что психиатрическая помощь относится к видам медицинской помощи.

«Несмотря на то что в данном конкретном случае рассматривается возможность ее принудительного оказания, все же нельзя забывать, что должно иметь место взаимоотношение “врач – пациент”, – пояснил эксперт.

– И то обстоятельство, что в отношении данного пациента избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, является вторичным».

По мнению эксперта, в данном законопроекте происходит подмена понятий «место оказания медицинской помощи» и «место содержания под стражей».

«Медицинскую организацию используют в качестве места изоляции гражданина, а не в качестве места его лечения, – полагает Юрий Меженков.

Читайте также:  Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

– Законопроект дает возможность поместить лицо в психиатрический стационар не только на основании судебно-психиатрической экспертизы, но и на основании “заключения медицинской организации”, что совершенно недопустимо».

Как пояснил эксперт, проведение судебно-психиатрической экспертизы регламентируется Законом об основах охраны здоровья граждан, а также утвержденным Минздравом Порядком проведения судебно-психиатрической экспертизы.

«Никакой иной формы установления психического заболевания и, следовательно, основания для помещения в стационар закон не предусматривает, – указал Юрий Меженков.

– В законопроекте суду дается право помещать в стационар как на основании судебно-психиатрической экспертизы, так и на основании “медицинского заключения”, что неизбежно приведет к злоупотреблению со стороны правоохранительных органов, поскольку ни форма медицинского заключения, ни порядок его выдачи никак не регламентирована действующим законодательством».

Адвокат подчеркнул: если исходить принципа, что в психиатрическом стационаре может находиться только то лицо, в отношении которого установлено, что оно страдает психиатрическим заболеванием, то это лицо должно пользоваться всеми правами, предусмотренными ст. 5 Закона о психиатрической помощи.

Согласно указанной норме пребывание в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, возможно только в течение срока, необходимого для оказания психиатрической помощи в таких условиях.

«Таким образом, время пребывания пациента в стационаре может коррелироваться лишь с длительностью заболевания, а никак не со сроками содержания под стражей», – заключил Юрий Меженков.

По мнению эксперта, данные законопроекты нуждаются в серьезной доработке, поскольку могут привести к большому количеству злоупотреблений как со стороны правоохранительных органов и судов, так и со стороны медицинских работников.

Стационарная медицинская помощь

Стационарная помощь —это медицинская помощь, оказываемая в условиях, предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение (то есть стационарное) в больничных организациях здравоохранения.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Порядок госпитализации в стационар

В стационарные структурные подразделения учреждений здравоохранения госпитализируются:

  1. пациенты, нуждающиеся в квалифицированном обследовании и стационарном лечении по направлению врачей амбулаторно-поликлинических структурных подразделений в плановом порядке;
  2. пациенты по направлению станций скорой и неотложной медицинской помощи;
  3. пациенты по жизненным показаниям без направления организаций здравоохранения, то есть так называемое «самостоятельное обращение».

Документы для госпитализации

При поступлении в стационар ГБУЗ «Акбулакская РБ» по направлению пациент (сопровождающее лицо) предоставляет направление на госпитализацию установленной формы, страховой медицинский полис, документ, удостоверяющий личность, СНИЛС, выписку из истории болезни (амбулаторной карты). На госпитализируемых больных заводится соответствующая медицинская документация, сдаются вещи на хранение в гардероб. Пациент сопровождается персоналом в соответствующее отделение.

В случае отказа от госпитализации дежурный врач оказывает пациенту необходимую медицинскую помощь и в журнале отказов от госпитализации делает запись о причинах отказа и принятых мерах.

Правила пребывания пациента в стационаре

При стационарном лечении пациент может пользоваться личным бельем, одеждой и сменной обувью, принимать посетителей в установленные часы вспециально отведенном месте, за исключением периода карантина, и если это не противоречит санитарно-эпидемиологическому режиму. Посещение пациентов, находящихся на строгом постельном режиме, допускается при условии наличия сменной обуви, халата и пропуска, оформленного лечащим (дежурным) врачом. Ассортимент продуктовых передач должен соответствовать назначенной диете.

При лечении (обследовании) в условиях стационара пациент обязан: соблюдать санитарно-гигиенические нормы пользования бытовыми коммуникациями (холодильник, душ, санузел); соблюдать лечебно-охранительный режим, в том числе предписанный лечащим врачом; своевременно ставить в известность дежурный медицинский персонал об ухудшении состояния здоровья. Самовольное оставление пациентом стационара расценивается как отказ от медицинской помощи с соответствующими последствиями, за которые учреждение ответственности не несет.

Выписка пациентов производится лечащим врачом по согласованию с заведующим отделением стационара.

Условия пребывания в стационаре

Во время нахождения в стационаре пациент имеет право, вне зависимости от того, платно или бесплатно ему оказывается медицинская помощь, на комфортные условия, соответствующие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

Значительная часть объектов здравоохранения не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, нуждается в текущем и капитальном ремонте, обеспечении мебелью, хозяйственным инвентарем, расходными материалами и иными средствами, необходимыми для качественного оказания населению медицинской помощи, гарантированной ст.

41 Конституции Российской Федерации. В стационарах организаций здравоохранения для пациентов должны быть организованы безопасные условия пребывания. Помещения стационара должны быть оборудованы средствами пожаротушения, системами оповещения людей о пожаре. Пути эвакуации людей при пожаре должны быть свободными, не загроможденными.

Для инвалидов и других маломобильных групп населения в медицинских учреждениях должны быть созданы специальные условия (пандусы, лифты и т.п.). Кроме того, в стационарах организаций здравоохранения должно быть все необходимое оборудование для качественного оказания медицинской помощи.

Оборудование, которое в обязательном порядке должно быть в стационаре больницы, регламентируется в порядках оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения РФ. Надзор за соблюдением указанных порядков осуществляют контрольные органы, в том числе прокуратура. Организация здравоохранения должна иметь резервные источники электроснабжения и водоснабжения.

Внезапное отключение электричества или водоснабжения не должны приводить к прекращению деятельности учреждений, и тем более не должны отражаться на качестве оказания медицинской помощи, причинять вред здоровью пациентов. В случае если такое происходит, налицо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей, которое должно повлечь возбуждение уголовного дела по ст.

293 УК РФ (халатность). В организациях здравоохранения должны соблюдаться правила по установке, размещению, эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры, внутренней отделке помещений, использованию средств индивидуальной защиты персонала, организации рабочих мест персонала, соблюдаться санитарные требования и гигиенические нормативы, касающиеся условий труда медицинских работников.

В целях надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, а также в целях надзора за законностью расходования бюджетных средств, выделяемых на содержание зданий, их строительство и ремонт, необходимо не только своевременно реагировать на выявленные нарушения закона, но и обращать внимание на исполнение законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями здравоохранения при осуществлении ими финансирования, содержания, строительства и ремонта зданий государственных и муниципальных медицинских учреждений. Федеральный закон от 21.112011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет не только правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав, но также полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Активная позиция самих пациентов по вопросам комфортабельности организаций здравоохранения не только позволит добиться законности при расходовании бюджетных средств, выделяемых на содержание, строительство и ремонт зданий медицинских учреждений, но и обеспечит гражданам доступность и качество медицинской помощи.

Информация для лиц с ограниченными возможностями Вход в здания поликлиники и стационара оборудован пандусом с малым углом наклона.

Тонкости закона. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Оглавление:

Суть закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Регулирование отношений в сфере охраны здоровья разделяется на несколько основных аспектов:

  • права, обязанности и гарантии реализации прав человека в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов власти (государственной, субъектов Федерации и местного самоуправления);
  • права и обязанности медицинских организаций;
  • права и обязанности медицинских работников.

Закон определил систему норм об охране здоровья правового и организационного уровней, которой должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе определена иерархия нормативных правовых актов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья» и статье 3 «Законодательство в сфере охраны здоровья»:

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Росcийской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативных правовых актов

Для руководителя системы здравоохранения субъекта Федерации, медицинского учреждения важно знание не только понятия нормативного правового акта, но и его признаков, видов (см. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011).

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для исполнения для субъектов, которым адресован.
  • Содержит информацию о нормах права.
  • Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру госу-дарственных органов.
  • Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (право-применительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.
Читайте также:  Глава 5. права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты

Закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты не должны противоречить законам и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

• Конституцию РФ – основной закон; Федеральные конституционные законы – законы, прямо указанные в Конституции РФ; Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах; законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

  • Акты Президента РФ – это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).
  • Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными) или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших:

  • Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).
  • Акты субъектов Федерации – это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления – это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т. п.) по вопросам местного значения.
  • Локальные акты. Нормативные правовые акты организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т. п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение.

К примеру, организация лечебно-профилактического питания в медицинских учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом (актом государственного управления, содержащим предписания, обязательные для исполнения) Минздрава РФ от 5 августа 2003 г.

№ 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.), в учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г.

№ 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.). В настоящее время редакция от 15.02.2002 на территории РФ не действует.

Новая редакция введена в данное Постановление согласно Приложению «Изменения, которые вносятся в Постановление Минтруда РФ от 15 февраля 2002 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 397.

Невыполнение подзаконных нормативных правовых актов в зависимости от ситуации может повлечь за собой дисциплинарную или административную ответственность руководителей учреждений.

На территории РФ продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Как работать по закону № 323-ФЗ

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты интересов пациента при оказании медицинской помощи и основные направления их реализации по обеспечению лечебного питания через другие подзаконные акты, письма и рекомендации (см. таблицы № 1, 2).

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона («Применение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи») вступает в силу с 1 января 2013 г.

Эта поправка в Законе означает, что субъектам Федерации дается определенное количество времени на проведение работ по практическому внедрению стандартов медицинской помощи, разработку и приведение в соответствии с финансовым обеспечением медико-экономических стандартов и соответствующих Порядков оказания медицинской помощи.

В главе 5 статьей 37 определены правовые основы применения Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.).

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Необходимо отметить, что Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В Законе определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственных, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как работать по стандартам оказания медицинской помощи

При планировании оказания медицинской помощи, расчетах медико-экономических стандартов, обосновании финансирования того или иного тарифа в системе ОМС, а также при возникновении спорных вопросов в досудебном и судебном этапе рассмотрения жалоб и заявлений пациентов основными документами остаются стандарты оказания медицинской помощи.

С появлением федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены принципиально новые подходы к системе стандартизации в Российской Федерации. А именно: введены принципы добровольного применения стандартов, которые имели рекомендательный характер.

К сожалению, такие изменения привели к разрушению системы стандартизации в здравоохранении. Необязательность исполнения стандартов оказания медицинской помощи внесла разнобой в медицинское обслужива-ние населения, что явно не способствует улучшению качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

Время и повседневная практика выявили и другие недостатки данного правового акта.

Для того чтобы устранить возникшие проблемы и ликвидировать противоречия между отдельными положениями и нормами Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также между самим Законом и другими нормативными правовыми актами, 1 мая 2007 г. приняли Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон „О техническом регулировании“». В силу вступили изменения, уточняющие и расширяющие перечень мер, на которые не распространяется действие Закона, в частности:

  • социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;
  • меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции).

Таким образом, стандарты оказания медицинской помощи могут быть утверждены только федеральными органами исполнительной власти. Это должно учитываться при организации медицинского обслуживания, процессе контроля качества оказания медицинской помощи и при правоохранительной практике.

Диетологи интересуются. О реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“»

В адрес редакции журнала «Практическая диетология» от практикующих врачей-диетологов поступило большое количество вопросов о реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“» (от 24 июня 2010 г.). Обсуждение одного из них мы представляем в этой статье.

Вопрос: Возможна ли реализация приказа № 474н в амбулаторно-поликлиническом звене при отсутствии в перечне на лицензирование специальности «врач-диетолог»?

Ответ: Реализация этого приказа возложена на руководителей здравоохранения в субъектах Федерации. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан» его исполнение становится обязательным.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии? Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Ссылка на основную публикацию