Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Положения о содержании под стражей граждан на стадии их подозрения или обвиняемых в преступлениях представляет федеральный закон № 103. Акт был принят в 1995 году.

За прошедшие 23 года в мире произошло много изменений — в политике, экономике, бытовой сфере.

Несмотря на то что законодательство международного права гласит о справедливости в своих описаниях, в судебной практике не все и не всегда так.

Правовой акт утверждает, каким должно быть содержание под стражей, если граждане попали под критерии подозреваемых или обвиняемых в совершении преступных деяний. Ключевой момент, цели, задачи, которые стремились решить и достигнуть законодатели — навести порядок в исправительных учреждениях и СИЗО.

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Трактовка фактов

Юриспруденция — наука серьезная. И порой философствовать здесь не о чем, но правоведы часто начинают полемику о значении терминов, их правильной трактовке. И каждый считает, что только его взгляд в тематике верный.

В процессуальном принуждении принимаются различные меры, которые ограничивает свободу человека, к примеру, содержание под стражей.

Выполняется это с единственной целью — предупредить преступление, если следователи предполагают, что обвиняемый или подозреваемый способен его совершить.

Основанием служат собранные и подшитые к делу доказательные факты. Самая строгая превентивная мера — арест. Только в этом случае наблюдается сокращение конституционных прав и свобод. Эту ситуацию правоведы в своих трудах и пытаются разъяснить, а трактовка получается разной, в зависимости от взглядов. Всего можно выделить несколько разновидностей мер пресечения:

  • содержание под стражей;
  • заключение;
  • арест.

Кажется, ну какая разница, как будет называться действие. Ведь человека все равно задержали и насильственно удерживают в закрытых помещениях правовых органов.

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Что раскрывает содержание?

От одного слова зависит срок нахождения. А для невиновного человека — сколько там находиться, пока дознаватели разберутся в тонкостях дела. А компетентные судьи придираются к каждой букве закона, чтобы исключить юридические неточности. Часто их сравнивают с врачебными ошибками, где от неправильно поставленного диагноза зависит жизнь и судьба человека.

Поэтому правоведы относят стражу и содержание под стражей как реализацию юридического родового понятия в виде задержания подозреваемых, включая аресты, к мерам пресечения. Простыми словами, граждан без предъявленного обвинения не должны удерживать более срока, установленного законодательством.

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Как действует на практике юридический термин?

Содержание под стражей подозреваемых относится к самому строгому временному лишению свободы граждан. Подобную меру избирают в случае, когда другие способы не обеспечивают надлежащего поведения конкретного человека.

Закон требует от правомочных лиц обосновывать каждый шаг.

Исключить такой метод из судопроизводства нельзя, потому что даже при несвоевременном задержании опасного преступника, биография которого собрала много тяжких злодеяний, приведет к новым неправомерным деяниям опасным для общества. Цель данного способа:

  • пресечь противоправные действия;
  • обеспечить законодательный порядок;
  • защитить общество от преступных элементов, совершающих кражи личного имущества, хищения государственных ценностей, убийства, надругательства.

Суть меры принудительного воздействия, как содержание обвиняемых под стражей, состоит в заселении их в СИЗО, где они живут, пока не объявят обвинительный приговор о лишении свободы или же оправдают и отпустят. Следователи обязаны ее применять только после тщательного рассмотрения случая. При этом нужно определить, что никаким способом нельзя использовать мягкую меру.

При этом перечень злодеяний, на которые способен человек, опираясь на историю юриспруденции, только увеличивается, становится совершенным и изощренным. Руки дознавателей часто связаны законодательными положениями, черту которых они не могут переступить.

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Исполнительный порядок

Решение о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых принимает суд, если по рассматриваемому преступлению в УК РФ положен срок для заключения не меньше 2 лет. Существуют исключения в законодательных актах, где разрешено использование задержания, если преступление классифицируется наказанием с лишением свободы меньше 2 лет:

  • постоянное место жительства не установлено, прописки в РФ нет;
  • не определена личность;
  • были нарушения по ранее избранным мерам пресечения;
  • гражданин скрывался от суда и следствия.

До судебного постановления лицо могут задержать на 48 часов.

В отношении несовершеннолетних закон о содержании под стражей может быть применен только при подозрении или обвинении их в особо серьезных или средней тяжести преступлениях. Депутаты Госдумы от такой меры освобождены конституционной 58-й статьей благодаря своему статусу неприкосновенности.

Законодательное единство

Конституция РФ как главный для России закон в статье 22 ч. 2 раскрывает случаи, когда допускаются аресты и заключения.

Международный пакт — Конвенция, которая создана защищать права граждан, гласит, что правила служат гарантом того, что суд защитит при ущемлении их прав и свобод.

В совокупности международные правовые акты и статья 15 из нашей Конституции, которую включила в свой состав правовая система РФ, подтверждают единое положение.

Каждый арестованный или задержанный, подозреваемый в уголовном преступлении, должен срочно быть направлен в судебную инстанцию. Судья в пределах своей компетенции обязан разобраться и определить места содержания под стражей или освободить лиц, лишенных свободы.

Стадии процесса

Чтобы реализовать меру пресечения, направляется в суд ходатайство со стороны:

  • прокуратуры;
  • следователей;
  • дознавателей по согласованию с прокурором.

В заявлении указывают:

  • причины с изложением мотивов и оснований, которые требуют задержания;
  • прилагают документально подтвержденные обоснования.

Подсудность процедуры

Комплект с доказательной базой должен поступить в суд в пределах норм, соответствующих срокам задержания, но не позже 8 часов до их окончания. Постановления данного рода принадлежат к юрисдикции районных судов. Этим инстанциям соответствует подсудность в случае необходимости продления срока содержания под стражей до полугода, если рассматриваются средние по сложности дела.

Когда расследуются тяжкие преступления, задержать могут на год. При дальнейшем рассмотрении материалов судью меняют, не может одно должностное лицо обладать полномочиями в деле постоянно, чтобы не создавать предвзятость. УПК РФ в статье 108 указывает на соблюдение процессуального порядка, когда выносятся постановления о мерах пресечения.

Куда направляют подследственных?

После того как суд удовлетворил ходатайство органа о задержании лиц, их направляют в одно из 3 видов специальных заведений:

  • следственный изолятор;
  • помещение для временного содержания, если в отделении МВД имеется ИВС;
  • камеру в исправительном учреждении — при условии, что она отделена от заключенных и оборудована для содержания лиц на период следствия.

Конвоируют задержанных лиц для дознания по требованию следователя специальные подразделения. Военные преступники направляются на гауптвахты.

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Единственная мера пресечения

Преступник может вынести для себя положительные моменты от того, что он находился в СИЗО или ИВС. Это время засчитывается в срок его наказания, которое определит суд.

Исполняют постановление суда о нахождении граждан под временным содержанием в изоляторе лица, которые направляли ходатайство – следователи и дознаватели.

УПК в статье 165 указывает о порядке продления содержания под стражей.

Для этого необходимы причины:

  • отсутствие оснований изменить меру пресечения;
  • невозможно закончить расследование по доказанному обвинению.

Дознаватель согласует вопрос с прокуратурой и направляет ходатайство о продлении срока. Документ содержит:

  • обоснованные основания для продления срока;
  • наличие обстоятельств и фактов.

Каждое утверждение, представленное в процессуальных бумагах, тщательно исследуется, подтверждается доказательствами о причастности задержанного лица к преступным действиям.

Ограничительные сроки

Срок временного заключения зависит от скорости расследования. Каждый раз, когда заканчивается один период, его продлевают, но для этого обращаются в суд. Необходимо, чтобы судья определил, насколько правомерно находится подследственный в СИЗО. По мере увеличения срока содержания изменяется и статус ведомства, решающего вопрос. Представления подают при увеличении:

  • Если нужно увеличить срок на 4 месяца – прокурор, который контролирует соблюдение законности следователями. Или же судья, если это суд постановил избрать меру пресечения.
  • На 9 и 18 месяцев – вопрос согласовывают с Генеральной прокуратурой.

УПК в статье 156 указывает, когда дело невозможно расследовать в периоды, установленные законом, и нет оснований прекратить задержание подозреваемого в преступлении. В этом случае вправе прокурор направить ту часть дела, которая полностью доказана. Из процесса выделяют незавершенную часть, над ним будут работать отдельным производством. При этом будут учтены следующие моменты:

  • время первого задержания;
  • период прохождения стационарного экспертного обследования;
  • повторное заключение по одному делу;
  • выделенные части расследования;
  • промежуток с предъявлением новых обвинений.

Каждый момент складывают математическим способом. Когда суд вынесет постановление о лишении свободы, все это время зачтется как пройденный этап для наказания.

Читайте также:  Статья 26. Права работодателей

https://www.youtube.com/watch?v=4ZaI8Eg6Vq8\u0026t=1241s

Если дознаватели и прокуратура не продлевают сроки задержания, подозреваемых обязаны освободить из СИЗО. Исполнителем является начальник по предварительному заключению. В день окончания срока он обязан предупредить Генерального прокурора о своих действиях, основанием для этого служит отсутствие документов о продлении содержания подследственного.

Итог

После окончания расследования следователь знакомит с материалами задержанного и его адвоката. Они должны подтвердить, что прочли каждую страницу, своей подписью. Для этой процедуры предоставляется месяц. Следует учесть, что максимальный период продления равен 18 месяцам. Обвиняемых больше этого времени держать в заключении не должны, если не успели доказать виновность.

В этом случае следователи выбирают исключения из правил. Опираясь на основание, ходатайствуют о меньшем продлении, к примеру, на 4 месяца. В вердикте судья укажет, что каждый день, проведенный в изоляторе, будет учтен.

Источник

Уголовно-исполнительное право

В соответствии с действующим законодательством в отдельных случаях местом содержания под стражей может выступать гауптвахта — специальное помещение для отбывания ареста военнослужащими различных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти. Гауптвахта может быть гарнизонная или войсковая (корабельная). Находиться здесь могут только военнослужащие и приравненные к ним по ответственности субъекты воинских отношений.

В соответствии с п. 2 Приложения № 14 «О гауптвахте» к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации на гауптвахте, кроме военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке, могут содержаться:

  • военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, — не более 48 часов с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте еще не более 72 часов с момента принятия судом такого решения; в исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток;
  • военнослужащие, являющиеся подсудимыми, — до окончания рассмотрения уголовного дела в суде;
  • военнослужащие, осужденные военным судом с направлением в дисциплинарный батальон, — до вступления приговора в законную силу;
  • военнослужащие, осужденные военным судом к лишению свободы, — до получения копии приговора;
  • военнослужащие, осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте;
  • военнослужащие, задержанные за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения, — не более 1 суток.

Правовыми основаниями возможного помещения на гауптвахту являются:

Арест военнослужащего в дисциплинарном порядке, примененный в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава ВС РФ (такой арест в соответствии с законопроектными предложениями должен осуществляться в судебном порядке), а также задержание военнослужащего за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения. В этом случае гауптвахта считается для них местом службы.

Кратковременное задержание, содержание под стражей в качестве меры пресечения, а также осуждение к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части (до вступления приговора в законную силу). Во всех этих случаях военнослужащий считается также состоящим на военной службе и на него распространяется действие воинских уставов;

Начальники гауптвахт, командиры воинских частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты, приобретают статус начальников мест содержания под стражей, а иные лица, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей, — статус сотрудников мест содержания под стражей (ст. 12 Закона «О содержании под стражей»).

На содержащихся в порядке меры пресечения на гауптвахте военнослужащих полностью распространяется статус подследственных. Он аналогичен по своей природе статусу подозреваемых и обвиняемых, находящихся в рассмотренных выше иных местах содержания под стражей.

На указанных военнослужащих полностью распространяются нормы Закона «О содержании под стражей», нормы УПК РФ, а также действие нормативных актов, регламентирующих организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб в Вооруженных силах и обеспечения их всеми видами довольствия по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих.

Нормативные акты военно-уставного характера, регламентируя деятельность гауптвахт, отдельно выделяют особенности содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.

Кроме того, во исполнение действующего федерального законодательства в сфере борьбы с преступностью Министерством обороны по согласованию с Генеральной прокуратурой утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правила отбывания наказаний осужденными военнослужащими.

Основанием для помещения военнослужащего в порядке рассматриваемой меры на гауптвахту является наличие решения суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Арест военнослужащего по приговору суда в качестве вида уголовного наказания. В этом случае гауптвахта в соответствии с нормами УК РФ и УИК РФ становится для них местом отбывания уголовного наказания, соединенного с прохождением военной службы.

Военнослужащий считается арестованным с момента принятия его под охрану для сопровождения на гауптвахту, а при следовании самостоятельно — когда он принят начальником гауптвахты (дежурным по воинской части).

Военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке, направляются на гауптвахту с запиской об аресте.

Военнослужащие, задержанные органом дознания, следователем или прокурором, направляются на гауптвахту с протоколом задержания, военнослужащие, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — с постановлением судьи, а осужденные (подсудимые) — с приговором (определением) военного суда.

Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, а также военнослужащие, задержанные до выяснения личности, направляются под конвоем на гауптвахту, в прокуратуру, суд и т.д.

Состав конвоя, его обязанности и порядок охраны определяются военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) в каждом случае отдельно. Движение с арестованными (заключенными под стражу) пешим порядком в городах и крупных населенных пунктах, а также проезд в общественном транспорте запрещаются.

Конвойный обязан применять оружие в соответствии с требованиями ст. 201 вышеуказанного Устава.

Арестованные (заключенные под стражу) принимаются на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсутствие — начальником караула; на войсковую гауптвахту — дежурным по воинской части.

Начальник гауптвахты (дежурный по воинской части) при приеме арестованных (заключенных под стражу) солдат (матросов) и сержантов (старшин) проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные, имеющиеся в записке об аресте (в протоколе задержания, постановлении судьи, в копии приговора, определении военного суда), и другие необходимые сведения в именной список арестованных и в книгу арестованных.

Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые, содержатся на гауптвахте отдельно от арестованных и задержанных в дисциплинарном порядке. При этом осужденные и подсудимые содержатся отдельно от подозреваемых и обвиняемых, офицеры и прапорщики (мичманы) содержатся отдельно от солдат (матросов) и сержантов (старшин).

Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, на занятия и работы не привлекаются. Для сна им выдаются шинели, матрацы и подушки с верхними наволочками, разрешается курение в отведенных для этого местах. В остальном они содержатся на общих основаниях с военнослужащими, арестованными в дисциплинарном порядке.

Свидания с подозреваемыми и обвиняемыми, а также с подсудимыми и осужденными предоставляются только с разрешения органа или лица, в производстве которого находится дело, по специальным ордерам на свидания.

Порядок содержания и охраны на гауптвахте и при следовании вне гауптвахты военнослужащих, арестованных и задержанных по подозрению в совершении преступления или заключенных под стражу по судебному решению, подсудимых, а также осужденных до направления их в места отбывания наказания устанавливается военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) по согласованию со следователем, органом дознания, военным прокурором либо военным судом.

Военные прокуроры, их заместители и помощники в целях осуществления надзора за соблюдением законов, следователи или органы дознания при расследовании уголовных дел, а также защитники по предъявлении удостоверения личности допускаются в любое время на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты (дежурным по караулам) с уведомлением военного коменданта, а на войсковую гауптвахту — дежурным по воинской части с уведомлением начальника штаба воинской части. О допуске защитника на гауптвахту уведомляется военный прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности на данной гауптвахте. В таком же порядке указанные лица допускаются в камеры временно задержанных.

Читайте также:  Глава V. Контроль, учет и отчетность

Основания и порядок освобождения военнослужащих, содержащихся на гауптвахте в порядке меры пресечения или кратковременного задержания, регламентируются правилами Закона «О содержании под стражей…» с учетом инструктивных положений упомянутого Устава.

Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей — это наиболее строгая мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.

Данная мера пресечения регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Ст. 7 ФЗ определяет, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

    1. следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
    2. изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
    3. изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности;
    4. учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
    5. гауптвахты (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом).

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание (ст. 10 ФЗ).

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие содержатся на гауптвахтах в случаях и порядке, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 11 ФЗ).

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

§ 3. Гауптвахта как место содержания под стражей

В
соответствии с действующим законодательством
в отдельных случаях местом содержания
под стражей может выступать гауптвахта
— специальное помещение для отбывания
ареста военнослужащими различных
воинских формирований федеральных
органов исполнительной власти. Гауптвахта
может быть гарнизонная или войсковая
(корабельная). Находиться здесь могут
только военнослужащие и приравненные
к ним по ответственности субъекты
воинских отношений.

В
соответствии с п. 2 приложения N 14 «О
гауптвахте» к Уставу гарнизонной и
караульной служб Вооруженных Сил
Российской Федерации на гауптвахте,
кроме военнослужащих, арестованных в
дисциплинарном порядке , могут
содержаться:

———————————

Утв. Указом Президента РФ от 14 декабря
1993 г. N 2140.

Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. «О
внесении изменений в общевоинские
уставы Вооруженных Сил Российской
Федерации» с 1 июля 2002 г. внесен ряд
изменений в Дисциплинарный устав и
Устав гарнизонной и караульной служб
ВС РФ.

В Дисциплинарный устав внесены
положения, исключившие такой вид
дисциплинарных взысканий, как арест
военнослужащих с содержанием на
гауптвахте, налагаемый командиром
(начальником). См.: Тихомиров С.
Дисциплинарный арест военнослужащего
возможен лишь по решению суда // Российская
юстиция. 2002. N 12; Борисенко Б.

Необходим
закон о дисциплинарном аресте
военнослужащих // Российская юстиция.
2003. N 6.


  • военнослужащие, задержанные по подозрению
    в совершении преступления или заключенные
    под стражу по судебному решению, — не
    более 48 часов с момента задержания или
    заключения под стражу; в случае отложения
    судом принятия решения об избрании в
    отношении подозреваемого или обвиняемого
    меры пресечения в виде заключения под
    стражу военнослужащие могут содержаться
    на гауптвахте еще не более 72 часов с
    момента принятия судом такого решения;
    в исключительных случаях, когда доставка
    военнослужащих, заключенных под стражу,
    в следственный изолятор невозможна
    из-за отдаленности или отсутствия
    надлежащих путей сообщения, они могут
    содержаться на гауптвахте до 30 суток;

  • военнослужащие, являющиеся подсудимыми,
    — до окончания рассмотрения уголовного
    дела в суде;

  • военнослужащие, осужденные военным
    судом с направлением в дисциплинарный
    батальон, — до вступления приговора в
    законную силу;

  • военнослужащие, осужденные военным
    судом к лишению свободы, — до получения
    копии приговора;

  • военнослужащие, осужденные военным
    судом к аресту с содержанием на гауптвахте;

  • военнослужащие, задержанные за нарушение
    воинской дисциплины в состоянии
    опьянения, — не более 1 суток.
  • Правовыми
    основаниями возможного помещения на
    гауптвахту являются:

1.
Арест военнослужащего в дисциплинарном
порядке, примененный в соответствии с
требованиями Дисциплинарного устава
ВС РФ (такой арест в соответствии с
законопроектными предложениями должен
осуществляться в судебном порядке), а
также задержание военнослужащего за
нарушение воинской дисциплины в состоянии
опьянения. В этом случае гауптвахта
считается для них местом службы.

2.
Кратковременное задержание, содержание
под стражей в качестве меры пресечения,
а также осуждение к наказанию в виде
содержания в дисциплинарной воинской
части (до вступления приговора в законную
силу). Во всех этих случаях военнослужащий
считается также состоящим на военной
службе и на него распространяется
действие воинских уставов.

Начальники
гауптвахт, командиры воинских частей
(кораблей), в ведении которых находятся
гауптвахты, приобретают статус начальников
мест содержания под стражей, а иные
лица, исполняющие обязанности по
обеспечению режима содержания под
стражей, — статус сотрудников мест
содержания под стражей (ст. 12 Закона «О
содержании под стражей…»).

На
содержащихся в порядке меры пресечения
на гауптвахте военнослужащих полностью
распространяется статус подследственных.
Он аналогичен по своей природе статусу
подозреваемых и обвиняемых, находящихся
в рассмотренных выше иных местах
содержания под стражей.

На
указанных военнослужащих полностью
распространяются нормы Закона «О
содержании под стражей…», нормы УПК
РФ, а также действие нормативных актов,
регламентирующих организацию и порядок
несения гарнизонной и караульной служб
в Вооруженных Силах и обеспечения их
всеми видами довольствия по нормам,
установленным для соответствующих
категорий военнослужащих.

Нормативные
акты военно-уставного характера,
регламентируя деятельность гауптвахт,
отдельно выделяют особенности содержания
подозреваемых, обвиняемых и подсудимых
.

Кроме того, во исполнение
действующего федерального законодательства
в сфере борьбы с преступностью
Министерством обороны по согласованию
с Генеральной прокуратурой утверждаются
правила внутреннего распорядка в местах
содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений,
а также Правила отбывания наказаний
осужденными военнослужащими .

———————————

См.: ст. ст. 31 — 34 приложения N 14 «О
гауптвахте» к Уставу гарнизонной и
караульной служб Вооруженных Сил
Российской Федерации.

Указание об этом содержится в ст. 5 УИК
РФ и в ст. 16 ФЗ «О содержании под
стражей…».

Читайте также:  Глава v. права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Основанием
для помещения военнослужащего в порядке
рассматриваемой меры на гауптвахту
является наличие решения суда об избрании
меры пресечения в виде заключения под
стражу.

3.
Арест военнослужащего по приговору
суда в качестве вида уголовного наказания.
В этом случае гауптвахта в соответствии
с нормами УК РФ и УИК РФ становится для
них местом отбывания уголовного
наказания, соединенного с прохождением
военной службы.

Военнослужащий
считается арестованным с момента
принятия его под охрану для сопровождения
на гауптвахту, а при следовании
самостоятельно — когда он принят
начальником гауптвахты (дежурным по
воинской части).

Военнослужащие,
арестованные в дисциплинарном порядке,
направляются на гауптвахту с запиской
об аресте.

Военнослужащие, задержанные
органом дознания, следователем или
прокурором, направляются на гауптвахту
с протоколом задержания, военнослужащие,
в отношении которых избрана мера
пресечения в виде заключения под стражу,
— с постановлением судьи, а осужденные
(подсудимые) — с приговором (определением)
военного суда.

Военнослужащие,
осужденные военным судом, подсудимые,
подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступления, а также военнослужащие,
задержанные до выяснения личности,
направляются под конвоем на гауптвахту,
в прокуратуру, суд и т.д.

Состав конвоя,
его обязанности и порядок охраны
определяются военным комендантом
гарнизона (начальником штаба воинской
части) в каждом случае отдельно. Движение
с арестованными (заключенными под
стражу) пешим порядком в городах и
крупных населенных пунктах, а также
проезд в общественном транспорте
запрещаются.

Конвойный обязан применять
оружие в соответствии с требованиями
ст. 201 вышеуказанного Устава.

Арестованные
(заключенные под стражу) принимаются
на гарнизонную гауптвахту начальником
гауптвахты, а в его отсутствие — начальником
караула; на войсковую гауптвахту —
дежурным по воинской части.

Начальник
гауптвахты (дежурный по воинской части)
при приеме арестованных (заключенных
под стражу) солдат (матросов) и сержантов
(старшин) проверяет наличие у них
положенных вещей, производит личный
досмотр, изымает для хранения поясные
ремни, вещи и ценности, которые не
положено иметь в камере, а также все
служебные документы, записывает все
данные, имеющиеся в записке об аресте
(в протоколе задержания, постановлении
судьи, в копии приговора, определении
военного суда), и другие необходимые
сведения в именной список арестованных
и в книгу арестованных.

Военнослужащие,
осужденные военным судом, подсудимые,
подозреваемые и обвиняемые, содержатся
на гауптвахте отдельно от арестованных
и задержанных в дисциплинарном порядке.
При этом осужденные и подсудимые
содержатся отдельно от подозреваемых
и обвиняемых, офицеры и прапорщики
(мичманы) содержатся отдельно от солдат
(матросов) и сержантов (старшин).

Военнослужащие,
осужденные военным судом, подсудимые,
подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступления, на занятия и работы не
привлекаются. Для сна им выдаются шинели,
матрацы и подушки с верхними наволочками,
разрешается курение в отведенных для
этого местах. В остальном они содержатся
на общих основаниях с военнослужащими,
арестованными в дисциплинарном порядке.

Свидания
с подозреваемыми и обвиняемыми, а также
с подсудимыми и осужденными предоставляются
только с разрешения органа или лица, в
производстве которого находится дело,
по специальным ордерам на свидания.

Порядок
содержания и охраны на гауптвахте и при
следовании вне гауптвахты военнослужащих,
арестованных и задержанных по подозрению
в совершении преступления или заключенных
под стражу по судебному решению,
подсудимых, а также осужденных до
направления их в места отбывания
наказания, устанавливается военным
комендантом гарнизона (начальником
штаба воинской части) по согласованию
со следователем, органом дознания,
военным прокурором либо военным судом.

Военные
прокуроры, их заместители и помощники
в целях осуществления надзора за
соблюдением законов, следователи или
органы дознания при расследовании
уголовных дел, а также защитники по
предъявлении удостоверения личности
допускаются в любое время на гарнизонную
гауптвахту начальником гауптвахты
(дежурным по караулам) с уведомлением
военного коменданта, а на войсковую
гауптвахту — дежурным по воинской части
с уведомлением начальника штаба воинской
части. О допуске защитника на гауптвахту
уведомляется военный прокурор,
осуществляющий надзор за соблюдением
законности на данной гауптвахте. В таком
же порядке указанные лица допускаются
в камеры временно задержанных.

Основания
и порядок освобождения военнослужащих,
содержащихся на гауптвахте в порядке
меры пресечения или кратковременного
задержания, регламентируются правилами
Закона «О содержании под стражей…»,
с учетом инструктивных положений
упомянутого Устава.

Заключение под стражу

Любая мера пресечения применяется только в том случае, когда уголовное дело уже возбуждено. Что касается заключения под стражу, то мера может быть назначена только судом.

При этом избрание меры пресечения возможно как на стадии предварительного расследования, так и в суде при рассмотрении дела по существу. Но чаще всего вопрос с мерой решается уже на стадии предварительного расследования.

Процесс избрания меры пресечения в виде заключения под стражу проходит в несколько этапов:

1. Принятие следователем решения о необходимости избрания в отношении конкретного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Данный вопрос следователь согласовывает с руководителем следственного отдела, поскольку данное должностное лицо в последующем дает согласие следователю на обращение в суд с ходатайством об избрании указанной меры пресечения. Если уголовное дело находится в производстве дознавателя, то он согласовывает этот вопрос с прокурором.

Важно! Как правило, на данном этапе следователь в порядке ст.91 УПК РФ задерживает лицо на 48 часов и помещает его в изолятор временного содержания.

2. Следователь выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В данном документе должна быть обоснована необходимость избрания такой строгой меры пресечения. К постановлению прикладываются копии процессуальных документов, свидетельствующих о причастности лица к совершению преступления и обосновывающие необходимость ареста.3. Постановление следователя вместе с дополнительными материалами направляются в суд. При поступлении данного материала в суд назначается судебное заседание по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения. Судебное заседание должно состояться не позднее 8 часов с момента поступления материала. 4. Судебное заседание. В суде по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения участвует следователь, прокурор, подозреваемый или обвиняемый, его защитник. Суд выслушивает доводы следствия, мнение прокурора, а также позицию защиты по существу рассматриваемого ходатайства. Суд обязательно должен проверить обоснованность подозрения в причастности лица к совершенному преступлению.5. Решение. На основании представленных сторонами доводов и доказательств суд принимает решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо об отказе в избрании данной меры. Если для рассмотрения данного вопроса требуются дополнительные доказательства, то суд вправе продлить задержание и перенести рассмотрение дела на срок, не превышающий трое суток. Суд вправе избрать более мягкую меры пресечения в отношении конкретного лица даже в том случае, если от сторон не поступало подобных ходатайств.

Важно! Заключение под стражу применяется только в том случае, если использование данной меры обосновано и суду представлены доказательства причастности лица к совершенному преступлению.

Действия защиты в рамках процесса

Очевидно, что заключение под стражу — это негативный сценарий для любого подозреваемого и обвиняемого. Данная мера пресечения связана с лишением свободы и предполагает длительное пребывание арестованного в следственном изоляторе.

Тактика защиты на данном этапе выстраивается адвокатом исходя из сложившейся следственной ситуации.

В судебном заседании адвокат может представить доказательства, обосновывающие позицию защиты о непричастности лица к совершенному деянию либо о необходимости избрания более мягкой, не связанной с лишением свободы, меры пресечения.

К примеру, адвокат может ходатайствовать о приобщении и исследовании медицинских документов, свидетельствующих о наличии у подзащитного тяжелого хронического заболевания, препятствующего содержанию под стражей. Также могут быть приобщены документы, свидетельствующие о наличии постоянного места жительства, работы, о семейном положении, иждивенцах, положительные характеристики с места работы и жительства.

При этом объем доказательств, которые нужно представить суду в конкретном случае, может определить только адвокат, осуществляющий защиту по уголовному делу и владеющий всей информацией о сложившейся ситуации.В случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и с учетом позиции подзащитного адвокат может обжаловать постановление в вышестоящий суд.

Ссылка на основную публикацию