Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Собственность — это не просто имущество, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов. Она формировалась на Земле тысячелетиями.

За это время было порождено много форм собственности от владения древними орудиями труда и мануфактурами до современных корпораций и синдикатов. В России существует частная и общая собственность, каждая из которых имеет свои разновидности.

Собственниками могут быть граждане, юридические лица, корпорации, государство, общества и организации. А вот что значит собственность публично-правовых образований, и какой из принципов права в нее заложен?

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Собственность публично-правовых образований — что это значит?

Существуют разные концепции права собственности:

  • римское право возникло еще в Древнем Риме и Византии, однако положено в основу такой распространенной формы власти, как Республика (в нем заложены принципы справедливости, верховенства судебной власти, недопустимость двух форм собственности на один и тот же земельный надел);
  • англо-американское право заимствовало из феодализма принцип суверенности (полноценным собственником недвижимого имущества может быть только «суверен», а «вассалы» довольствуются ограниченными титульными правами);
  • российское право собственности основывается на принципах владения, пользования и распоряжения имуществом.

Попытаемся разобраться, как действуют эти принципы на самом деле.

Что такое публично-правовое образование

  • Первая половина названия содержит слово «публичное»: это означает, что данный вид собственности является общим, то есть ею не может владеть частное лицо.
  • Вторая половина сочетания «правовой» наделяет собственника большими правами в отношении имущества, чем ими могут обладать обычные граждане, предприниматели, предприятия, корпорации и пр.

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Завеса начинает потихоньку приоткрываться: неужели это государство? И точно — определение в словарях это подтверждает:

Публично-правовое образование (ППО) — это государство Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (МО).

Они представляют собой органы публичной власти (в том числе и самоуправления) и института права. ППО являются субъектами права, то есть могут обладать собственностью.

Главное отличие ППО от других собственников — это право самим издавать законы, нормативно-правовые акты, касающиеся самой собственности:

  • правил проведения сделок;
  • выделения земельных участков;
  • наложения публичного сервитута;
  • распоряжения выморочным имуществом;
  • реквизиции и конфискации имущества и т. д.

Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, образованную по принципу генеалогического древа:

  • верхушка (прародитель) — государство;
  • ветви — субъекты РФ;
  • ответвления — муниципальные образования.

Публично-правовые компании

В 2016 г. Федеральным приказом № 236 создан еще один вид ППО — публично-правовая компания (ППК), представляющая интересы государства и общества: она оказывает госуслуги, управляет госимуществом, реализует государственные проекты и программы. Правовые компании должны заменить госкорпорации. Фактически это государственный исполнительный орган власти, наделенный властными полномочиями.

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

ППК, как и другие ППО, также имеют право безвозмездного пользования государственной (муниципальной) собственностью или выморочным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

Абсолютными полномочиями обладает государство. Ему принадлежат:

  • недра, природные ресурсы;
  • земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесного фонда;
  • объекты оборонной, космической отрасли;
  • нефте- и газопроводы;
  • объекты культурно-исторического наследия;
  • железная дорога, трассы федерального значения;
  • объекты вооруженных сил;
  • казначейство, государственные научные, финансовые и др. институты;
  • плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки, представляющие особую государственную важность) и пр.

В собственности субъектов и МО находятся:

  • недвижимые и движимые объекты (жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки, общественный транспорт, техника и т. д.);
  • инженерные сооружения (электростанции, ТЭЦ, очистные сооружения и пр.);
  • ЖКХ и коммуникационные сети (газо-, водо-, электроснабжение);
  • объекты культуры и социальной инфраструктуры (театры, музеи, больницы, учебные и дошкольные учреждения и др.)

Передача прав собственности

Передача прав на публичную собственность происходит по принципам:

  • сохранности ее целевого назначения;
  • невозможности передачи особо важных объектов и исключительных прав;
  • срочности и возвратности земельных участков;
  • возможности совместного управления;
  • сохранения ограниченного права на земельный надел в виде публичного сервитута.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Принцип сохранности целевого использования

Нельзя отдать:

  • земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
  • музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
  • участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т. д.

Невозможность передачи особо важных объектов

Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:

  • часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
  • ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т. д.);
  • участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
  • некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).

Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т. д.

Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются.

Правом безвозмездного срочного пользования обладают:

  • ППО и ППК;
  • некоторые работники бюджетных учреждений, лесных хозяйств, заповедных зон и т. д.;
  • граждане для ведения индивидуального жилого строительства, фермерских и личных подсобных хозяйств;
  • СНТ и ОНТ;
  • граждане, проживающие в служебных помещениях, расположенных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

Срок пользования земельным участком для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.

Важно, что земля предоставляется не в собственность, а именно во временное пользование. Пользоваться участком разрешается бесплатно, земельный налог платить не надо. Единственный минус — землю после истечения срока необходимо возвратить государству или МО.

Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся.

Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения.

Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.

Совместное управление публичной собственностью

При этой форме ограниченное право собственности может быть временно передано публично-правовыми органами в собственных границах по иерархическому древу (например, из государственного фонда в фонд субъекта или муниципалитета), либо учреждениям и юридическим лицам. При этом ставятся условия пользования: например, разрешена только хозяйственное управление, которое оплачивается из бюджета, а доходы от эксплуатации объекта принадлежат постоянному владельцу.

По этой схеме передаются в управление дороги, важные промышленные объекты и др.

Право на публичный сервитут

Право на сервитут ограничивает права земельных владельцев. На земельный участок или его часть может быть наложен публичный сервитут, если, например, в регионе начнется строительство общественно значимого объекта (дороги, ветки метро, газопровода и т. д.). Права собственности на земельные участки (или их части) при публичном сервитуте переходят публично-правовым образованиям

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда.

Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают.

Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.

Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:

  • в роли главных собственников («сеньоров») выступают публично-правовые образования (государство, органы региональной и муниципальной власти);
  • в роли временных пользователей («вассалов») — граждане и юридические лица.

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:

  • ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
  • население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
  • право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута.

Выводы

Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы.

  • Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.

ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ с ми

  • К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
    доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление ;
    плата за пользование бюджетными кредитами;
    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами ;
    часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Читайте также:  Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

Комментарий к статье 42 БК РФ

Комментируемая статья определяет перечень доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, — одного из предусмотренных в п. 3 ст. 41 Кодекса видов неналоговых доходов бюджетов.

Гражданско-правовые отношения при аренде имущества регулируются положениями гл. 34 части второй ГК РФ, согласно ст. 606 которой по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Там же установлено, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Следует отметить, что в комментируемой статье говорится не только об арендной, но и об иной плате за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Уплата банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, предусмотрена ст. 852 части второй ГК РФ:

если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором, а в случае, когда такие сроки договором не предусмотрены, по истечении каждого квартала;

указанные проценты уплачиваются банком в размере, определяемом договором банковского счета, а при отсутствии в договоре соответствующего условия в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования (ст. 838 части второй ГК РФ).

Согласно п. 1 ст.

334 части первой ГК РФ залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (наряду с неустойкой, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором). Залог наряду с частью первой ГК РФ регулируется Законом РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 «О залоге» (названный Закон применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ).

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 23. Ст. 1239.

Доверительное управление имуществом регулируется положениями гл. 53 части второй ГК РФ, в соответствии с п. 1 ст.

1012 которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Как определено в ст. 6 Кодекса, бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. О бюджетных кредитах см. комментарий к ст. 93.2 Кодекса.

Право участников хозяйственного товарищества или общества принимать участие в распределении прибыли предусмотрено в п. 1 ст. 67 части первой ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» , п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» .

———————————
СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Право собственника имущества государственного или муниципального предприятия (России, субъекта РФ или муниципального образования) на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, предусмотрено в п. 1 ст.

295 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях. Как установлено в п. 2 ст.

17 Закона об унитарных предприятиях, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными ОГВ субъектов РФ или ОМСУ. В соответствии с п. 3 указанной статьи порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством РФ, уполномоченными ОГВ субъектов РФ или ОМСУ.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся и другие предусмотренные законодательством РФ доходы, нежели прямо перечисленные в комментируемой статье.

При этом прямо установлено, что к таким доходам (в том числе указанным в комментируемой статье) не относятся доходы от использования имущества автономных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (см.

комментарий к ст. 41 Кодекса).

Другой комментарий к статье 42 Бюджетного Кодекса РФ

Статья представлена в новой редакции.

Новая редакция содержит прежний перечень видов соответствующих доходов, однако в ней отсутствует п. 2 ст.

42 прежней редакции БК РФ, устанавливающий, что доходы бюджетного учреждения от любого вида деятельности, приносящей доход (после уплаты налогов и сборов), должны учитываться в смете бюджетного учреждения и отражаться в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Очевидно, что это сделано с целью возможности дальнейшей реструктуризации бюджетного сектора, предполагающей создание новых организационно-правовых форм.

Однако введение в действие соответствующих положений должно быть осуществлено отдельным федеральным законом, до принятия которого для бюджетных учреждений сохраняется прежде действующий порядок регулирования доходов от оказания платных услуг и иных средств от приносящей доход деятельности.

Для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений аналогичные положения должны быть установлены законами субъектов РФ и муниципальными нормативными актами.

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

  • СТ 42 БК РФ
  • К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Комментарий к Ст. 42 Бюджетного кодекса РФ

Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации), является государственной собственностью Российской Федерации.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125, 214 Гражданского кодекса РФ).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований права собственности осуществляют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 Гражданского кодекса РФ).

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 Гражданского кодекса РФ).

Используя имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, могут быть получены различные виды доходов.

Читайте также:  Статья 35. пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы

1. Доходная часть бюджетов может пополняться за счет средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Этот вид доходов детализирован в Классификации доходов бюджетов Российской Федерации следующим образом:

1.1. арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;

1.2. арендная плата за земли городов и поселков;

1.3. арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения;

1.4. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за научными организациями;

1.5. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями;

1.6. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения;

1.7. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства;

1.8. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за архивными учреждениями;

1.9. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за Министерством обороны РФ;

1.10. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями Министерства путей сообщения РФ;

1.11. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями научного обслуживания академий наук, имеющих государственный статус;

1.12. прочие доходы от сдачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1999 г.

N 689 был утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования.

———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 27. Ст. 3376.

2. Доходы бюджетов могут формироваться за счет средств, получаемых в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях. Речь идет о процентах, получаемых от размещения в банках и иных кредитных организациях временно свободных средств бюджета.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут передавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, под залог с целью получения необходимых средств, которые должны учитываться в доходах бюджетов.

Кроме того, они могут передавать такое имущество в доверительное управление. В соответствии с пунктом 4 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (выгодоприобретателя).

Чистые доходы, получаемые от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также учитываются в доходах бюджетов.

4. Государство и муниципальное образование могут вступать в правоотношения по предоставлению государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Последние предоставляются, как правило, на основе возвратности и платности.

В доход бюджетов в этом случае поступает плата за пользование бюджетными средствами (проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, и др.).

5. В государственной и муниципальной собственности могут находиться доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также акции. Прибыль, приходящаяся на доли, принадлежащие государству или муниципальным образованиям в уставных (складочных) капиталах, и дивиденды по принадлежащим им акциям также учитываются в доходах бюджетов.

6. Источником пополнения доходов бюджетов является и та часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты причитающихся налогов и иных обязательных платежей.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается требование учитывать в полном объеме в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходы такого учреждения, полученные от:

1) предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского кодекса РФ);

2) иной деятельности, приносящей доход (например, консульский сбор; плата за выдаваемые паспорта, в т.ч. заграничные; плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов и т.д.).

Такие доходы бюджетного учреждения отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности.

     Право государственной собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов — по отношению к государственному имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

    Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

     Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ.

     Объекты права государственной собственности имеют свои особенности. В круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства.

К таким объектам относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики и т.д.

Перечень этих объектов определен в ст. 71 Конституции РФ.

  •     Имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части:
  • •        закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
  • •        незакрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну).

    В государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, валютный фонд и т.д.

     Имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ). Реестр этот ведется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

  1.     Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности:
  2. •       общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);
  3. •       специальные (характерные только для государства) — национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем его выкупа;
  4. •       приватизация имущества (специальное основание прекращения).

    Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ и некоторые другие.

    Это самостоятельная форма права собственности. Муниципальные образования осуществляют три полномочия собственника в своих интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

  •     Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:
  • •       представительными (выборными органами);
  • •       органами местного самоуправления;
  • •       муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  •      К объектам права муниципальной собственности относятся: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество.
  •     Особенности муниципального имущества:
  • •       муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество;

•       среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

•       объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер.

Читайте также:  Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов

Юкша Я.А.                         Учебник «Гражданское право»

Об изменениях ГК РФ в 2020 году и новом механизме защиты добросовестных приобретателей недвижимости | юристы | БОЛЬШОЕ ДЕЛО

При покупке недвижимости часто встречаются случаи, когда объект продажи является обремененными, поэтому судебные споры по квартирам и домам происходят постоянно.

Каждый объект недвижимости имеет свою историю, однако история эта не всегда прозрачна. В основном недобросовестные продавцы используют следующие схемы махинаций:

  • продажа недвижимости по поддельным документам;
  • продажа недвижимости без учета прав наследников;
  • незаконная приватизация муниципальной собственности с ее последующей продажей.

В большинстве случаев суд признаёт такую сделку купли-продажи недействительной, вследствие чего покупатель остается в крайне затруднительном положении.

Ранее в подобных ситуациях приобретатель недвижимости мог получить компенсацию в сумме, определенном решением суда о возмещении третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты жилья. При этом ее предельный размер составлял всего 1 миллион рублей.

Что изменилось в 2020 году

С 1 января 2020 года вступил в силу ФЗ от 16.12.2019 г. №430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», который фактически закрепляет «презумпцию добросовестного приобретателя» и предусматривает полноценный механизм защиты его права собственности.

Гражданский кодекс РФ пополнился понятием «добросовестный приобретатель». Закон устанавливает, что добросовестным покупателем недвижимости является тот, кто при её приобретении полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Согласно новой редакции ст. 302 ГК РФ исключается возможность истребования имущества у добросовестного приобретателя органами публичной власти, в случае, если при его приобретении человек полагался на сведения из ЕГРН.

В указанной статье содержится конкретное основание для отказа в иске со стороны органов власти к правообладателям недвижимости по истечении трехлетнего срока со дня выбытия помещения из государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, с 1 января 2020 года, согласно принятым поправкам в ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусмотрена возможность получения добросовестными приобретателями компенсации за утраченную недвижимость.

При этом сумму компенсационных выплат пострадавший имеет право выбрать самостоятельно: по общему правилу, размер компенсации определяется судом исходя из суммы реального ущерба, однако добросовестный приобретатель может потребовать исчислить компенсацию в размере кадастровой стоимости жилья. Максимальный размер компенсации не установлен. Убытки добросовестного приобретателя могут заключаться, например, в сумме, уплаченной продавцу (реальный ущерб), а также в неполученных доходах, на которые он мог рассчитывать, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Механизм правовой защиты распространяется в том числе на добросовестных приобретателей, которые приобрели недвижимость безвозмездно, например, в порядке дарения, а также по делам об изъятии выморочного имущества в пользу государства (выморочными называют квартиры умерших граждан, у которых нет наследников).

При отсутствии наследников, такое жилье должно переходить в собственность государства, но часто бывает, что никто не оформляет на него положенные права, и квартира остается бесхозной. Этим пользуются мошенники, оформляя поддельные документы, и продавая квартиру от своего имени.

Аналогичный механизм компенсации применяется и в случае, если изъятие у добросовестного приобретателя недвижимости произошло по вине Росреестра. 

Определен размер и порядок получения компенсации от государства в случае утраты жилого помещения

Добросовестным приобретателем считается физическое лицо, от которого на основании судебного акта было истребовано жилое помещение, сможет получить однократную единовременную компенсацию за счет государственной казны.

Согласно ФЗ от 02.08.2019 г.

№299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» компенсацию возможно получить на основании вступившего в законную силу решению суда, которое принимается, если по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение 6 месяцев. Размер компенсации будет определяться исходя из суммы, составляющей реальный ущерб, либо в размере кадастровой стоимости жилого помещения, действующей на дату вступления в силу решения суда.

В случае выплаты компенсации к Российской Федерации переходит в пределах выплаченной суммы право (требование), которое добросовестный приобретатель имеет к лицу, ответственному за причинение ему убытков.

Изменился и порядок определения срока приобретательной давности

Гражданский кодекс РФ в прежней редакции устанавливал, что течение указанного срока в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Теперь же срок приобретательной давности начинает течь со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности – не позднее момента указанной госрегистрации.

Приобретатель недвижимости считается добросовестным, пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение имущества у лица, передавшего ему права на недвижимость.

Бремя доказывания недобросовестности приобретателя, а равно наличия обстоятельств, подтверждающих неправомерность сделки по приобретению объекта недвижимости, полностью возлагается на истца.

Таким образом, законодатель защитил права добросовестных покупателей жилья, которые не знали о его «криминальном» прошлом.

Закон имеет обратную силу

То есть обратиться в суд с требованием выплатить компенсацию смогут и те, кто лишился жилья до 1 января 2020 года. 

Добросовестный приобретатель, у которого было истребовано жилое помещение в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования до дня вступления в силу указанных изменений, может в течение 3 лет со дня его вступления в силу обратиться с иском о выплате однократной компенсации.

Однако существуют некоторые сложности при установлении факта «незнания». Требуется доказать суду, что были приняты все установленные меры, подразумевающие осторожность и осмотрительность перед сделкой, в том числе проверка жилья в Росреестре, так как суды будут принимать в качестве доказательства только выписки, полученные официальным путем.

Земельные участки также относятся к недвижимому имуществу

Рассмотрим несколько вопросов, связанных с добросовестным приобретением земельных участков. Например, не может быть признан добросовестным приобретателем покупатель самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был истребован из чужого незаконного владения.

Существуют особенности, связанные с истребованием земельных участков, входящих в состав лесного фонда. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ право собственности на такие участки может принадлежать только Российской Федерации. Из этого следует, что участки лесного фонда могут быть истребованы в любом случае, даже если их покупатель мог бы быть признан добросовестным.

Добросовестность приобретателя будет поставлена судом под сомнение, если он не придал значения несоразмерности площади земельного участка по отношению к площади постройки, а также несоответствие назначения земельного участка, содержащегося в кадастровых документах, назначению, указанному в договоре купли-продажи.

Также не могут воспользоваться новым механизмом защиты добросовестные приобретатели земельных участков, если продавцы приобрели право собственности на них на основании судебных постановлений, которые были впоследствии отменены.

План действий для покупателей недвижимости:

Подводя итоги, сформулируем небольшой план действий для покупателей недвижимости перед тем, как заключить сделку купли-продажи:

  1. Проверить личность продавца, узнать, на каком основании он вправе осуществлять сделку.
  2. Зарегистрированное помещение должно быть в списке государственного кадастрового учёта. Необходимо изучить, соответствует ли информация о недвижимости, сведениям, содержащимся в Росреестре. Для этого нужно получить выписку из ЕГРН и обязательно из Росреестра, а не через посредников. Сейчас есть множество компаний, которые делают такие выписки буквально в течение двух часов. Но эти выписки далеко не всегда соответствуют действительности.
  3. Изучить выписку ЕГРН. Наличие в истории судебных споров, залогов, ипотека или арест должно вызвать подозрение. В таком случае стоит сделать запросы по базам судебных дел, убедиться в подлинности документов. Если у жилья были другие собственники — поинтересоваться причинами их смены.
  4. Изучить рыночную стоимость недвижимости в вашем регионе. Цена продажи, существенно ниже рыночной, может свидетельствовать о наличии проблем с данным объектом.
  5. Сохранять всю имеющуюся информацию: официальные ответы из различных инстанций, нотариально заверенные копии свидетельств, переписку с предыдущим собственником.
  6. Проверить наличие третьих лиц, имеющих право на жилье. Например, если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то для совершения сделки требуется разрешение органов опеки.
  7. Заключайте сделку только с собственником, доверенность может быть поддельной.
  8. Продавец обязан предоставить вам все квитанции, которые подтверждают отсутствие задолженностей по коммунальным услугам и налогу на имущество.

Автор публикации: Симутин Николай

  • Если вы столкнулись с угрозой потери приобретенной недвижимости, то юристы компании «Большое дело» помогут собрать необходимые документы и справки, сформировать доказательственную базу, представят и защитят Ваши права в суде.
  • Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
  • Офис в Орле: улица Максима Горького 47д телефон: +7 (800) 511-62-06
  • Офис в Туле: проспект Ленина 57, офис 115 телефон: +7 (487) 244-05-20
Ссылка на основную публикацию