- Содружество Независимых Государств
- Исполнительный комитет СНГ
- (Единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган СНГ)
- Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ
- Лебедев Сергей Николаевич
- Многостороннее сотрудничество таможенных служб Российской Федерации и государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) осуществляется в рамках образованного по инициативе таможенной службы Российской Федерации в целях координации действий таможенных служб государств СНГ в области таможенного дела Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ (далее – Совет).
- Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества Независимых Государств, договорами и соглашениями, заключенными между государствами – участниками в рамках СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Экономического совета, Совета министров иностранных дел СНГ, а также Положением о Совете.
- В состав Совета входят одиннадцать таможенных служб стран СНГ:
- Азербайджанская Республика;
- Республика Армения;
- Республика Беларусь;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика;
- Республика Молдова;
- Российская Федерация;
- Республика Таджикистан;
- Туркменистан (в заседаниях СРТС СНГ участвовал только в июне 2012 года)
- Республика Узбекистан;
- Украина (с января 2014 года не участвует в заседаниях СРТС СНГ).
Председатель Совета – Булавин Владимир Иванович, руководитель Федеральной таможенной службы (Российская Федерация).
Секретарь – Козырев Евгений Александрович, начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС России. Функции рабочего аппарата Совета выполняет таможенная служба Российской Федерации.
Заседания Совета проводятся два раза в год. Для подготовки заседаний Совета проводятся консультации таможенных служб.
- Заседания СРТС СНГ проводятся на регулярной основе, 4 раза в год совещания экспертов таможенных служб, 2 раза в год заседания руководителей таможенных служб государств – участников СНГ.
- Совет разрабатывает и вносит проекты документов для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Экономического совета СНГ и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
- В случае необходимости на площадке СРТС СНГ таможенные службы государств – участников СНГ могут проводить встречи на двустороннем уровне.
70-е заседание СРТС СНГ проведено в Республике Узбекистан 21 ноября 2019 года. На Совете приняты решения по всем вопросам повестки дня.
Уделено особое внимание развитию международного сотрудничества в области подготовки специалистов для таможенных служб государств – участников СНГ.
Базовым учебным центром на всем пространстве содружества является Российская таможенная академия, в стенах которой осуществляется подготовка, переподготовка, повышение квалификации действующих и будущих сотрудников таможенных органов, проводятся научные исследования по широкому спектру вопросов, как в области таможенного дела, так и в системе профессионального таможенного образования.
В 2020 году подготовлена русскоязычная версия 7-го издания ГС, которая одобрена Решением Совета руководителей таможенных служб Содружества Независимых Государств от 23 ноября 2020 г. № 4/71. Начата подготовка новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В целях идентичности текстов русскоязычной версии Гармонизированной системы и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ принято решение о внесении соответствующих изменений в текущие версии документов.
В рамках СНГ сотрудничество ФТС России осуществляется с таможенными службами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Белоруссии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан носит конструктивный характер и характеризуется как активное. Исключение составляют Туркмения (в заседаниях Совета участвовала только в июне 2012 года) и Украина (с января 2014 года не участвует в заседаниях Совета) взаимодействие с которыми можно обозначить как умеренно активное.
- Борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере является предметом постоянного внимания руководителей таможенных служб государств – участников СНГ.
- Правоохранительное сотрудничество государств – участников СНГ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года и Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года.
- Взаимодействие с таможенными службами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии осуществляется в соответствии с Планом мероприятий таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза в правоохранительной сфере.
- Сотрудничество с таможенными службами Азербайджана, Таджикистана, Молдовы и Узбекистана строится исходя из мероприятий, отраженных в двусторонних планах в области борьбы с таможенными правонарушениями.
- Планами предусматривается обмен информацией в целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства, проведение рабочих встреч и семинаров по обмену опытом и повышению квалификации сотрудников правоохранительных подразделений.
- С таможенными службами Азербайджана и Таджикистана подписаны Протоколы о взаимодействии в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, связанными с перемещением товаров воздушным транспортом.
- Взаимодействие с таможенной службой Украины осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 24 июня 1993 года.
- Таможенные службы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Молдовы (в качестве наблюдателя) принимают участие в работе Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ (далее – КГПП).
- В рамках КГПП осуществляют деятельность 6 рабочих групп по основным направлениям таможенного правоохранительного сотрудничества на пространстве СНГ, таким как борьба с незаконным международным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, экономическими преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере, противодействие правонарушениям в сфере трансграничной интернет-торговли, таможенные расследования и дознание, взаимодействие в сфере повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных служб государств – участников СНГ и кинологическая деятельность.
- Функционирует Региональный узел связи Всемирной таможенной организации по правоохранительной работе по странам СНГ RILO-Москва (RILO-Москва), основными задачами которого являются участие в международных специальных таможенных операциях, обмен правоохранительной информацией, координация деятельности национальных узлов связи по сбору и проверке информации о совершенных таможенных правонарушениях и задержаниях в регионе их деятельности.
- В RILO-Москва входят национальные узлы связи таможенных служб Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
- Обучение и подготовка кадров.
- По мере глобализации науки, техники и экономики важное значение приобретает международное сотрудничество в области обучения и подготовки кадров.
- В Российской таможенной академии (РТА) и ее филиалах обучается более 500 студентов из государств – участников СНГ, проводятся совместные научно — практические конференции и семинары по актуальным вопросам в области таможенного дела.
- На базе Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации для сотрудников таможенных служб государств – участников СНГ посредством сети интернет проводится дополнительное профессиональное обучение.
Разъяснения по вопросам привлечения иностранных работников в период пандемии
Продолжают действовать временные ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, оформления и выдачи виз и приглашений, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р.
- Как въехать в Российскую Федерацию иностранному гражданину – высококвалифицированному специалисту?
- Согласно распоряжению № 635-р разрешен однократный въезд в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам, включенным в особые перечни.
- Для этого организация-работодатель или заказчик работ (услуг), планируя привлекать иностранных работников, направляет список лиц, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также членов семей указанных лиц (с указанием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и даты въезда) в отраслевое министерство Республики Саха (Якутия). Министерство направляет данный список в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация-работодатель, для включения в список, направляемый в ФСБ России и МВД России
- При этом статус иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста может быть подтвержден только соответствующим трудовым договором и имеющимся разрешением на работу либо намерением оформления такого разрешения на работу.
- В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 132 Федерального закона №115-ФЗ «О положении иностранных граждан в Российской Федерации» условия привлечения иностранного гражданина, имеющего опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, в качестве высококвалифицированного специалиста предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц.
- Урегулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
- Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами
Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791 продлено по 15 июня 2021 года действие применяемых с 15 марта 2020 года временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, визы, у которых в период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. истекает срок действия, считаются автоматически продленными без необходимости обращения в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России.
При этом с 15 марта 2021 года вышеобозначенный порядок не будет распространяться на граждан иностранных государств (включая лиц, имеющих вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства), с которыми по состоянию на 15 декабря 2020 года возобновлено транспортное сообщение. В случае возобновления транспортного сообщения с иностранными государствами после 15 декабря 2020 года названный порядок не применяется в отношении граждан этих государств по истечению 90 суток с даты начала транспортного сообщения.
По общему правилу иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (кроме иностранных граждан, перечисленных в пп. 1-12 пункта 4 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ).
Согласно Указу № 791 за иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, сохраняется по 15 июня 2021 года право на подачу заявления о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов и заявленной цели въезда.
Также сохранено право работодателей, заказчиков работ (услуг), получивших в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, прибывших в визовом порядке в Российскую Федерацию, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обратиться до 15 июня 2021 г. включительно с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина.
Привлечение иностранной рабочей силы из государств-членов Евразийского экономического союза
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 в г. Астана, работодатели государства – члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств – членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
В этой связи, согласно международным обязательствам Российской Федерации, гражданам государств – членов ЕАЭС не требуется получение патента или разрешения на работу.
На них не распространяется квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, а также допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации, ежегодно утверждаемая Правительством Российской Федерации.
- Трудовая деятельность иностранного работника, являющегося гражданином государства – члена ЕАЭС, на территории Российской Федерации осуществляется на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
- С какими иностранными государствами возобновлено транспортное сообщение для въезжающих в Российскую Федерацию
- Транспортное сообщение возобновлено со следующими странами: Великобритания, Танзания, Турция, Швейцария, Египет, Мальдивы, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Киргизия, Республика Корея, Куба, Сербия, Япония, Сейшельские Острова, Эфиопия, Азербайджан.
- Ответственность работодателя за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- Пунктом 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомить территориальный орган МВД России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
- Указанная норма применяется в отношении всех иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа МВД России о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, влечет привлечение работодателя или заказчика работ (услуг) к административной ответственности в соответствии с п. 3 ст. 18.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- ПЕРЕЧЕНЬ
- Воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия граждан государств – членов Евразийского экономического союза, которые въезжают в Российскую Федерацию
- с 1 февраля по 1 марта 2021 г. (включительно) из Республики Армения или Республики Белоруссия, при условии предъявления ими с использованием мобильного приложения «Путешествую без COVID-19» выявленных отрицательных результатов исследований на новую коронавирусную инфекцию
№ | наименование | местоположение |
1. | Анапа (Витязево) | Краснодарский край |
2. | Владивосток (Кневичи) | Приморский край |
3. | Грозный (Северный) | Чеченская Республика |
4. | Екатеринбург (Кольцово) | Свердловская область |
5. | Жуковский | Московская область |
6. | Казань | Республика Татарстан |
7. | Калининград (Храброво) | Калининградская область |
8. | Краснодар (Пашковский) | Краснодарский край |
9. | Красноярск (Емельяново) | Красноярский край |
10. | Москва (Внуково) | г. Москва |
11. | Москва (Домодедово) | Московская область |
12. | Москва (Шереметьево) | Московская область |
13. | Нижнекамск (Бегишево) | Республика Татарстан |
14. | Новосибирск (Толмачево) | Новосибирская область |
15. | Ростов-на Дону (Платов) | Ростовская область |
16. | Самара (Курумоч) | Самарская область |
17. | Санкт-Петербург (Пулково) | г. Санкт-Петербург |
18. | Сочи | Краснодарский край |
19. | Уфа | Республика Башкортостан |
20 | Чкаловский | Московская область |
Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами: понятие и правовая природа
Макарова А.В.студентка 3 курса РГУП
На сегодняшний день проблема правового статуса субъектов федеративных государств, в частности субъектов Российской Федерации и их правоспособности в сфере международных правоотношений является достаточно актуальной.
Это объясняется тем, что, во-первых, объективно развивающиеся процессы глобализации, интеграции национальных экономик, формирование межгосударственного единого экономического пространства, расширение культурных связей позволяют субъектам федерации выстраивать и развивать сотрудничество с иностранными партнерами. Во-вторых, отсутствием системного правового регулирования участия субъектов федерации во внешнеэкономических, культурных и иных отношениях, неопределенностью как в международном, так и в российском праве природы договоров, заключаемых субъектами федерации с административно-территориальными образованиями иностранных государств.
В науке международного права получила развитие позиция, согласно которой субъекты федеративных государств есть особые субъекты международной системы [1], участники «негосударственных международных отношений» [2], такие отношения в современной доктрине принято называть трансграничными [3]. Из этого следует, что договоры, заключаемые субъектами Российской Федерации с субъектами или административно-территориальными образованиями иностранных государств, будут носить трансграничный характер.
В соответствии с п. «к» и «л» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении Российской Федерации находятся: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также внешнеэкономические отношения.
При этом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. «о» ст.
72 Конституции РФ, находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Таким образом Конституция РФ допускает участие субъектов Российской Федерации в так называемых трансграничных отношениях. Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона от 04.01.1999 г.
№ 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями ) (далее — ФЗ № 4), который заложил основы правового обеспечения международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, равно как и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в этой области [4].
В частности, в соответствии с п. 1 ст.
1 ФЗ № 4 предусматривается, что субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с: 1) субъектами иностранных федеративных государств;2)административно-территориальными образованиями иностранных государств; 3)органами государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства РФ).
Субъекты Российской Федерации имеют право участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
Важно отметить, что в ФЗ № 4 закрепляется определение понятия «международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации», под которыми понимается осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами, перечень которых представлен выше.
В соответствии со ст.
2 ФЗ № 4 в целях реализации права на осуществление трансграничного взаимодействия органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такое соглашение не должно противоречить Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения соглашения не должны ущемлять законные интересы другого субъекта Российской Федерации.
Важно отметить, что свобода субъектов Российской Федерации в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей достаточно ограничена, поскольку при желании вступить в переговоры с иностранными партнерами они должны заблаговременно известить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в соответствии с Указом Президента РФ от 19.08.2015 г. № 424 — Минэкономразвития), затем готовый проект соглашения согласовать с Минэкономразвития, если это так называемые «горизонтальное» соглашение (между субъектом Российской Федерации и субъектом или административно-территориальной единицей иностранного государства), если это «диагональное» соглашение (между субъектом Российской Федерации и органом власти иностранного государства), то Минэкономразвития вносит его на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Взаимодействие с ведомствами иностранных государств
21.01.2021 15:35
Сотрудничество Роспатента с зарубежными ведомствами по интеллектуальной собственности основывается на многосторонних договорах, администрируемых ВОИС, межправительственных соглашениях и межведомственных документах.
Основными направлениями двустороннего сотрудничества являются:
- обмен информацией о законодательстве в сфере интеллектуальной собственности и национальных системах интеллектуальной собственности;
- обмен опытом в области предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности и реализация совместных программ в области патентной экспертизы (в том числе, программы РРН);
- обмен патентной документацией;
- системы автоматизации в сфере интеллектуальной собственности;
- обмен экспертами и обучение специалистов в сфере интеллектуальной собственности (в том числе и на базе РГАИС и ФИПС);
- проведение совместных мероприятий, в том числе по повышению общественной осведомленности.
Роспатент в рамках своей компетенции принимает участие в работе ряда двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (Минобрнауки России, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» и др.) в разработке и согласовании межправительственных соглашений, включающих положения по интеллектуальной собственности.
Перечень зарубежных ведомств по интеллектуальной собственности по странам
Перечень действующих межведомственных документов
Новости
- 21 января 2021 | Контрольный список по контрафактной продукции и пиратству Еврокомиссии
- 21 декабря 2020 | Работа Роспатента отмечена ведомством Белоруссии
- 2 декабря 2020 | Роспатент и Китайское государственное управление интеллектуальной собственности подписали Меморандум о взаимопонимании
- 30 ноября 2020 | Роспатент и Киргизпатент подвели итоги Перекрестного года сотрудничества
- 19 ноября 2020 | Роспатент и Киргизпатент подведут итоги Перекрестного года сотрудничества Киргизской Республики в Российской Федерации и Российской Федерации в Киргизской Республике
- 21 октября 2020 | В рамках Международной конференции Роспатента состоялся Восьмой трехсторонний российско-китайско-монгольский семинар «Вопросы охраны промышленных образцов»
- 1 сентября 2020 | Григорий Ивлиев встретился с Послом Киргизии в России
- 26 августа 2020 | Россия и Китай торжественно открыли Годы научно-технического и инновационного сотрудничества в 2020-2021 гг.
- 25 августа 2020 | Состоялось заседание Российско-Китайской Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству
- 21 августа 2020 | Беларусь и Россия обсудили сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности — Информационно-аналитический портал Союзного государства
- 19 августа 2020 | Роспатент продолжает онлайн-мероприятия с Кыргызпатентом в рамках «перекрестного» Года Россия-Киргизия
- 29 июля 2020 | Роспатент и патентная служба Киргизии провели серию вебинаров по обмену опытом
- 10 июня 2020 | Главы Роспатента и Кыргызпатента обозначили направления совместной работы в рамках перекрестных годов сотрудничества
- 28 мая 2020 | Достигнуты новые договоренности о регулировании интеллектуальной собственности в рамках Союзного государства
- 21 декабря 2019 | Делегации Китайского государственного управления по интеллектуальной собственности и Посольства Республики Сингапур побывали с визитом в Роспатенте
- 15 ноября 2019 | Россия и Сирия определили направления сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности
- 1 ноября 2019 | Роспатент поможет создать в КНР Российско-китайский центр инноваций и трансфера технологий
- 9 октября 2019 | Патентные ведомства России и Германии повысят качество выдаваемых патентов
- 7 октября 2019 | Григорий Ивлиев обсудил с коллегами из Бразилии, Сингапура, Венесуэлы и Саудовской Аравии ключевые вопросы сотрудничества
- 29 августа 2019 | Монголия намерена развивать сотрудничество с Россией и Китаем в сфере ИС
- 15 июня 2019 | В 2018 году число заявок на регистрацию НМПТ выросло на 78%
- 1 марта 2019 | Информационное сообщение Роспатента по вопросу о ведении дел с ведомствами по интеллектуальной собственности заявителями из России и ряда государств евразийского пространства
- 24 января 2019 | КABAR: Главы патентных ведомств КР и РФ обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества
- 22 января 2019 | Роспатент и Кыргызпатент подпишут соглашение о доступе к PatSearch в рамках визита высшего уровня
- 21 января 2019 | ВОИС поддерживает сотрудничество России и Сирии в сфере интеллектуальной собственности