Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб

  • Предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.
  • Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
  • Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

судебное решение (приговор, определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;

протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов временного содержания составляет установленный законом режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом содержания осужденных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания помещаются лица, в отношении которых судом еще не вынесено никакого решения.

В силу принципа презумпции невиновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным законом порядке и не установлено вступившем в законную силу приговором суда.

В исправительных же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность.

При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

  1. Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей.
  2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. ПРИКАЗ от 16 января 2014 г. N 6ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХИЗОЛЯТОРОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1.1. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам — на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.

Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

1.2.

При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных и других воинских частях, на гауптвахтах не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействияи незаконного применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами дисциплинарных и других войной частей, гауптвахт, сотрудниками отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия; незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, одиночные камеры, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей, перевода в строгие условия содержания; незаконного применения мер поощрения; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права.

Читайте также:  Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности

1.11.

Обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также при осуществлении контроля за поведением условно осужденных; за соблюдением условий отсрочки отбываниянаказания, нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Не реже одного раза в квартал проверять соблюдение законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества,

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам:

2.1. В соответствии с компетенцией не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных и лечебно-профилактических учреждений, командованием дисциплинарных воинских частей

                                                             ПРИКАЗ ГП от 8 августа 2011 г. N 237

Порядок рассмотрения обращений граждан

      Поступившие обращения граждан рассматриваются в течение 30дней со дня их регистрации.

      Если для рассмотрения обращения необходимо истребование дополнительных материалов или принятие других мер — сроки обращения могут быть продлены, но не более чем на 30 дней. В адрес заявителя направляется уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, с указанием причин.

  •       Письменные обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Управления, в срок до семи дней со дня их регистрации в Управлении подлежат переадресации в соответствующий орган или соответствующим должностным лицам, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.
  •       Ответ на обращение не дается, если в нем не указана фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
  •       Ответ на обращение направляется заявителю в письменном виде, по почтовому адресу, указанному в обращении.
  •       Ответ на обращение, поступившее в электронной форме по электронной почте или на официальный сайт Управления в сети Интернет,  направляется заявителю в письменном виде, по почтовому адресу, указанному в обращении, сканированная копия ответа в форме электронного документа направляется заявителю по адресу электронной почты
  •       Информация о персональных данных граждан, направивших  обращение, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о защите персональных данных. 

Административный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

  1.       В случае, если гражданин полагает, что его права и законные интересы нарушены, он вправе обжаловать решения, действия (бездействие) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальных органов  и должностных лиц, направив в Управление соответствующую жалобу.
  2.       При этом жалоба должна содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов).
  3.       Жалоба, поступившая в Управление подлежит обязательному рассмотрению.
  4.       В случае необходимости должностное лицо, рассматривающее жалобу, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

      Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если в соответствии с указанным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном судебном порядке.

   2.Если гражданин полагает, что нарушены его права и законные интересы при предоставлении Управлением государственной услуги, он может обжаловать решение и действие (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб | Зона права

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Одноклассники

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, ответственность за преследование гражданина в связи с его обращением и возмещение материального и морального вреда, причиненного нарушением порядка рассмотрения обращений граждан.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Предложения рассматриваются в срок до одного месяца. В случае, если предложение требует более длительного изучения, срок рассмотрения предложения может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Виды обращений граждан и их особенности

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Петиции в странах, где разрешено их выдвижение, являются одним из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

При правильной организации работа с обращениями граждан из каждодневной рутины может превратиться в кладезь ценной информации. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к самому рядовому обращению.

Читайте также:  Статья 6. Наименование политической партии

В предложениях и жалобах, которые должны храниться в архиве, можно найти немало рекомендаций и идей, которые будут полезны для более эффективной работы организации.


Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных и муниципальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Обращения граждан различаются по формам и видам. Граждане могут обращаться в соответствующие органы как в устной, так и в письменной форме.

Петиция представляет собой официальное прошение, подаваемое индивидуально или в коллективном виде в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.

Заявления, предложения, жалобы… В потоке документов, поступающих от граждан, может потеряться даже опытный делопроизводитель.

Документы нужно не просто зарегистрировать и подготовить по ним ответ, но и провести через десяток других этапов с соблюдением сроков рассмотрения и хранения в архиве.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Нужно помнить, что делопроизводство по обращениям граждан представляет собой самостоятельный участок работы службы документационного обеспечения организации. Ведение этого делопроизводства имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении правил ведения делопроизводства в конкретной организации.

Жалоба содержит просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушен-ных прав или законных интересов, в том числе и иных лиц.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

XII разделе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти закреплена новая форма представления обращений граждан: электронные обращения, или интернет-обращения (приложение 1).

Любое обращение должно быть подано в письменном виде, а лучше, если на копии обращения представитель организации поставит также входящий номер и дату принятия. Обращение направляйте на имя руководителя организации (председателя суда).

Чтобы не стоять в очередях и приемных, документы можно отправить по почте с обратным почтовым уведомлением на свой домашний адрес. Будет лучше, если письменное обращение отправить с описью вложения, сохранив второй экземпляр описи у себя.

При этом в обращении (заявлении, требовании) не забудьте указать свой обратный адрес. Сохраните второй экземпляр обращения, описи и вернувшегося обратного уведомления (с отметкой о его вручении).

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Обращения адресуются органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

Граждане вправе обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, откликами и запросами на государственном языке, языке межнационального общения (русском языке), родном языке или на любом другом языке, которым они владеют.

Процедура рассмотрения писем граждан в целом аналогична обработке других видов служебных документов, но в то же время имеет ряд особенностей.

Обращения граждан осуществляются на безвозмездной основе. Обращаться в госу-дарственные органы или к должностным лицам допускается в форме письменных пред-ложений, заявлений или жалоб в отдельных случаях в устной форме, а также допускается электронный документооборот.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Похожие главы из других работ:

В отличие от предложения заявление содержит просьбу гражданина о содействии в реализации его или иных лиц конституционных прав либо сообщение о нарушении зако-нов, иных нормативных актов, недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика указанных субъектов.

Вопрос 34. Порядок подачи предложения, заявлений и жалоб (ст. 109-123дурф)

109.

Военнослужащий, обнаруживший хищение
или порчу военного имущества, незаконное
расходование денежных средств,
злоупотребления в снабжении войск,
недостатки в содержании вооружения и
военной техники или другие факты
нанесения ущерба Вооруженным Силам
Российской Федерации, обязан доложить
об этом непосредственному начальнику,
а также может направить письменное
предложение по устранению этих

недостатков или
заявление старшему начальнику до
министра обороны Российской Федерации
включительно, в органы военной юстиции
и другие органы государственной власти
и управления. Военнослужащий вправе
также обратиться с жалобой в суд на
неправомерные действия органов
государственного управления, общественных
объединений и должностных лиц.

110. Каждый
военнослужащий имеет право подавать
жалобу лично или уполномочивать на это
другое лицо о незаконных в отношении
его действиях командиров (начальников)
или других военнослужащих, о нарушении
установленных законами прав и преимуществ,
а также о неудовлетворении его положенным
довольствием.

  • Жалоба заявляется
    непосредственному начальнику того
    лица, действия которого обжалуются, а
    если заявляющий жалобу не знает, по чьей
    вине нарушены его права, жалоба подается
    по команде.
  • Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от
    выполнения приказов и своих служебных
    обязанностей.
  • 111. Военнослужащий,
    подавший жалобу, имеет право:
  • — лично изложить
    доводы лицу, проверяющему жалобу;
  • — знакомиться с
    материалами проверки по жалобе;
  • — представлять
    дополнительные материалы или
    ходатайствовать об их истребовании
    командиром (начальником) или органом,
    рассматривающим жалобу;
  • — требовать
    возмещения ущерба в установленном
    законом порядке.
Читайте также:  Статья 7. О гарантиях права собственности Республики Белоруссия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Украины и Эстонской Республики на перемещенные культурные ценности

112. Жалобу запрещается
подавать на боевом дежурстве, при
нахождении в строю (за исключением
жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих),
в карауле, на вахте, а также в другом
суточном наряде и на занятиях.

113. Запрещается
препятствовать подаче жалобы
военнослужащими и подвергать их за это
наказанию, преследованию либо ущемлению
по службе.

Виновный в этом
командир (начальник), так же как и
военнослужащий, подавший заведомо
ложное заявление (жалобу), привлекается
к ответственности в соответствии с
законодательством.

114. На опросе
военнослужащих жалоба может быть
заявлена устно или подана письменно
непосредственно лицу, производящему
опрос.

Военнослужащие,
отсутствовавшие по какой-либо причине
на опросе, могут подавать жалобы в
письменном виде непосредственно на имя
командира (начальника), проводившего
опрос.

115. Предложение
(заявление, жалоба) может быть изложено
устно или подано в письменном виде. В
последнем случае оно должно быть
подписано военнослужащим с указанием
фамилии, имени и отчества, а также должно
содержать данные о месте его жительства
или службы (учебы). Предложение (заявление,
жалоба), не содержащее этих сведений,
признается анонимным и рассмотрению
не подлежит.

116. Командир
(начальник) должен чутко и внимательно
относиться к поступившим предложениям,
заявлениям и жалобам. Он несет личную
ответственность за своевременное их
рассмотрение и принятие мер.

  1. Командир (начальник)
    обязан рассмотреть полученное предложение
    (заявление, жалобу) в трехдневный срок
    и, если предложение (заявление, жалоба)
    будет признано правильным, немедленно
    принять меры для
  2. выполнения предложения или к удовлетворению
    просьбы подавшего заявление (жалобу);
    принимать меры по выявлению и устранению
    причин, вызывающих обоснованные жалобы
    военнослужащих и других граждан, полнее
    использовать содержащуюся в них
    информацию для изучения положения дел
    в подразделениях.
  3. Если командир (начальник), получивший
    предложение (заявление, жалобу), не имеет
    достаточных прав для выполнения
    предложения или удовлетворения просьбы
    подавшего заявление (жалобу), не позднее
    чем в пятидневный срок он направляет
    предложение (заявление, жалобу) по
    команде в установленном порядке.

117.

В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего
не содержит необходимых сведений для
решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для
рассмотрения, или когда требуются
дополнительные данные или иное оформление
для передачи его по команде или в
соответствующее учреждение (военное
образовательное учреждение профессионального
образования), предложение (заявление,
жалоба) немедленно возвращается
военнослужащему, подавшему его, с
соответствующими разъяснениями.

Запрещается пересылать заявления и
жалобы на рассмотрение тех лиц, действия
которых обжалуются.

О направлении предложения (заявления,
жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется
военнослужащий, подавший предложение
(заявление, жалобу).

118. Предложения, заявления и жалобы
считаются разрешенными, если рассмотрены
все поставленные в них вопросы, по ним
приняты необходимые меры и даны
исчерпывающие ответы, соответствующие
законодательству.

  • Отказ в удовлетворении запросов,
    изложенных в предложении (заявлении,
    жалобе), доводится до сведения
    военнослужащего, подавшего его, со
    ссылкой на закон или воинские уставы и
    с указанием мотивов отказа, а также с
    разъяснением порядка обжалования
    принятого решения.
  • 119. Решения по предложениям, заявлениям
    и жалобам военнослужащих принимаются:
  • — в воинских частях — безотлагательно,
    но не позднее 7 дней со дня поступления;
  • — в управлениях округов, групп войск,
    флотов и в Министерстве обороны Российской
    Федерации — в срок до 15 дней со дня их
    поступления.
  • В тех случаях, когда для разрешения
    предложения (заявления, жалобы) необходимо
    проведение специальной проверки,
    истребование дополнительных материалов
    и принятие других мер, сроки разрешения
    предложения (заявления, жалобы) могут
    быть в порядке исключения продлены
    командиром воинской части, но не более
    чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение
    (заявление, жалобу).

120. При рассмотрении предложения
(заявления, жалобы) не допускается
разглашение командиром (начальником)
или другим лицом, принимающим участие
в его рассмотрении, сведений о личной
жизни военнослужащего без его согласия.

121. Командиры воинских частей и соединений
обязаны не реже одного раза в квартал
проводить внутреннюю проверку состояния
работы по

рассмотрению
предложений, заявлений, жалоб и принятию
решений по предложениям, заявлениям и
жалобам, для чего назначается комиссия.
О результатах проверки составляется
акт.

122. Все предложения,
заявления и жалобы в день их поступления
заносятся в книгу предложений, заявлений
и жалоб (приложение 4), которая ведется
и хранится в каждой воинской части.

Жалобы, заявляемые
на опросе военнослужащих во время
инспектирования (проверки), в книгу
предложений, заявлений и жалоб не
заносятся.

123. В книге
предложений, заявлений и жалоб делается
запись решения, которое последовало по
каждому предложению (заявлению, жалобе).

  1. Книга предложений,
    заявлений и жалоб представляется для
    проверки своевременности и правильности
    выполнения принятых решений: командиру
    воинской части — ежемесячно, инспектирующим
    (проверяющим) — по их требованию.
  2. Книга предложений,
    заявлений и жалоб должна быть пронумерована,
    прошнурована, скреплена мастичной
    печатью и заверена командиром воинской
    части.
  3. УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ
    И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Утвержден
    Указом Президента Российской Федерации
    от 14 декабря 1993 года
Ссылка на основную публикацию