Статья 27. ответственность защищаемого лица

Второй месяц Центральный аппарат Следственного комитета расследует уголовное дело по факту деятельности Правозащитного центра «Весна».

Как следует из официальных комментариев СК, по мнению органов следствия, ПЦ “Весна” якобы осуществляет финансирование и иное материальное обеспечение незаконных массовых мероприятий, преследующих цели совершения их участниками групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок.

Вот уже третий месяц под стражей находится правозащитник Леонид Судаленко, 16 февраля по инициативе ГУБОПиК МВД на правозащитников «Весны» была устроена целая охота в виде обысков по всей стране, задержаний, допросов, изъятия техники.

В качестве подозреваемого по уголовному делу, расследуемому по ст.342 УК проходит правозащитник Дмитрий Соловьёв.

Накануне этих событий по подобным обвинениям взяты под стражу правозащитники и волонтёры ПЦ “Весна” Марфа Рабкова, Андрей Чепюк и Татьяна Ласица.

В качестве свидетелей по уголовному делу вызывают правозащитников по всей стране, волонтёров и тех, кому оказывалась правовая помощь в связи с массовыми репрессиями, которые власти устроили с момента начала избирательной кампании по выборам президента.

Следователей интересуют любые сведения, которые можно “предъявить” правозащитникам в рамках уголовного дела о финансировании групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок.

“Весна” приводит подробное описание того, какое место в уголовном процессе занимает статья 27 Конституции – очень часто на практике следователи “забывают” разъяснить гражданам её значение, не придавая необходимого внимания тому, как ей может воспользоваться гражданин, вызванный на допрос в Следственный комитет.

Как показывает практика, сотрудники правоохранительных органов в конце допроса говорят гражданам расписаться за то, что им разъяснили право не свидетельствовать против себя, членов семьи и близких родственников.

Содержание статьи 27 Конституции: “Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы”.

Какая цель у статьи 27 Конституции?

Цель ст.27 Конституции: запрет на принуждение к даче показаний состоит в обеспечении нравственной свободы человека. Эта очень важная статья Конституции регулирует сбор доказательств при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности.

Связь статьи 27 Конституции с правами человека проявляется в том, что запрет принуждать человека к даче показаний против самого себя, членов семьи и близких родственников – это гарантия конституционной свободы убеждений, закреплённой в статье 33 Конституции.

Статья 33 (ч.1 и 2) Конституции: “Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них”.

Кто такой свидетель?

«Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи показаний либо дающее показания (ч.1 ст.60 УПК)».

Кто разъясняет право воспользоваться ст.27 Конституции?

В соответствии с ч.1 и 4 ст.10, ч.1 ст.192 и ч.2 ст.220 УПК, перед началом допроса следователь, лицо, производящее дознание, разъясняют свидетелю процессуальные права и обязанности, предупреждают об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

При этом следователь, лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить, что свидетель вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступлений их самих, членов их семей и близких родственников.

Свидетель, не воспользовавшийся этим правом, предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель не может отказаться от дачи свидетельских показаний по причине наличия тайны личной жизни, коммерческой или банковской тайны.

Он не может определять, какие сведения относятся к делу, а какие нет, и на этом основании говорить об одном и умалчивать о другом.

Основанием для отказа от дачи свидетельских показаний может служить только необходимость свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников.

Кого УПК относит к членам семьи и близким родственникам?

Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг (супруга) (п.1 ст.6 УПК).

К родственникам относятся лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадеда и прабабки, а также супруг (супруга), близкие родственники супруга (супруги) (п.37 ст.6 УПК).

Членами семьи являются близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее хозяйство (п.53 ст.6 УПК).

Право не свидетельствовать против самого себя и своих близких предполагает право свидетеля отказаться от ответа на вопросы о любых фактах, которые могут быть использованы против интересов указанных лиц.

То есть закон предоставляет право гражданам самим решать, давать либо не давать показания.

Свидетелю могут быть заданы подобные вопросы, и он может на них отвечать, а может отказаться от ответа, поскольку имеет такое право, а не обязанность.

Что такое доказательства?

“Доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых орган, ведущий уголовный процесс, устанавливает наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, виновность лица, совершившего это деяние, либо его невиновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (ч.1 ст.88 УПК)”.

Какие есть источники доказательств?

УПК относит к источникам доказательствам, по сути к видам доказательств: “Источниками доказательств являются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключения эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий, звуко- или видеозаписи хода судебных заседаний, протоколы судебных заседаний, протоколы оперативно-розыскных мероприятий, иные документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном УПК (ч.2 ст.88 УПК)”.

Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс не только определяет, что может служить доказательствами, но и регламентирует порядок их собирания. Этот порядок предполагает осуществление, как правило после возбуждения уголовного дела, следственных и других процессуальных действий, исчерпывающе перечисленных в законе.

Например, вещественные доказательства могут быть собраны в ходе такого процессуального действия, как обыск, основания и процедура которого подробно регламентированы УПК.

Допустимыми признаются доказательства, полученные органом, ведущим уголовный процесс, в установленном законом порядке и из предусмотренных им источников.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства уголовного дела.

Статья 27 Конституции запрещает принуждать человека к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Данный запрет адресован органам уголовного преследования.

Показания – это сведения, сообщаемые подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем в устной или письменной форме на допросе или ином следственном действии. Показания являются одним из видов доказательств.

Объяснениями называются сведения, сообщаемые любыми лицами до возбуждения уголовного дела. Получение объяснений используется для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. УПК не относит объяснения к доказательствам.

Подозреваемый и обвиняемый могут, но не обязаны давать показания, они не несут ответственности за дачу ложных показаний. Для свидетеля дача правдивых показаний – обязанность, поэтому они несут ответственность за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний (ст.401-402 УК).

Статья 27 Конституции исключает привлечение к ответственности именно за отказ лица от дачи показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, но не затрагивает другие его деяния.

Ответственности подлежит свидетель за заведомо ложное показание, при чем из этого правила не сделано исключения для свидетелей, являющихся членами семьи, близкими родственниками подозреваемого, обвиняемого. Следовательно, такие свидетели несут уголовную ответственность за ложные показания, которые они решили дать как в целях оправдания подозреваемого, обвиняемого, так и для их осуждения.

Если человек желает дать показания против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, статья 27 Конституции не препятствует этому. Дача показаний против самого себя, членов своей семьи и близких родственников является правом лиц.

Что предусматривает законодательство в случае, если человек давал показания под давлением следователя?

Доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного УПК, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для привлечения в качестве обвиняемого и постановления приговора (ч.3 ст.8 УПК).

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, указанного в статье 89 УПК (ч.5 ст.105 УПК).

Согласно п.4 постановления Пленума Верховного Суда от 28 сентября 2001 г. №9 «О приговоре суда» в приговоре суд даёт оценку доказательствам с учётом требований ст.

105 УПК об их относимости, допустимости и достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения дела. Принятие одних и признание недостоверными других доказательств должно быть мотивировано судом.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют в соответствии со ст.27 Конституции и ч.3 ст.8 и ч.5 ст.105 УПК юридической силы.

Как разрешается ситуация, когда человек на предварительном следствии дал показания, а в судебном заседании отказывается свидетельствовать?

Даже если свидетель в ходе предварительного следствия дал изобличающие показания в отношении себя или близких ему лиц, а в суде отказался от дачи показаний, то они не могут быть оглашены в силу ч.

2 ст. 333 УПК и использованы в суде в качестве доказательства виновности в совершении преступления.

В этом случае не могут быть также воспроизведены звукозапись их показаний, видеозапись или киносъемка допроса:

«Если потерпевший или свидетель, освобожденные по закону от обязанности свидетельствовать против обвиняемого, не дали согласия на дачу показаний в судебном заседании, их показания, данные при досудебном производстве, не могут быть оглашены. Не могут быть также воспроизведены звукозапись их показаний, видеозапись или киносъемка допроса (ч.2 ст.333 УПК)».

Правозащитник не является родственником, что делать в таком случае?

Лицо, вызванное на допрос в качестве свидетеля, имеет право воспользоваться своим правом не свидетельствовать против себя, сославшись на ст.27 Конституции и п.1 ч.3 ст.60 УПК.

Этим правом свидетель имеет возможность воспользоваться, поскольку сообщение фактов и сведений об оказании правовой помощи правозащитниками органу уголовного преследования может повлечь негативные последствия для самого свидетеля, так как расследование уголовного дела по ст.

342 УК находится в активной фазе и следователи могут в рамках данной статьи поменять статус человека на иной.

«Свидетель имеет право не свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников (ч.3 ст.60 УПК)».

Читайте также:  Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации"

*В случае, если Вас вызывают на допрос в качестве свидетеля в рамках уголовного дела, возбужденного по факту деятельности Правозащитного центра «Весна», вы можете обратиться за юридической помощью в телеграмме @zvarot96 или обратиться за помощью адвоката, которым свидетель может воспользоваться на основании ст.60 (1) УПК.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

  • 1. Сотрудник полиции обязан:
  • 1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
  • 2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
  • 3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
  • 4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
  • 5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
  • 6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
  • 7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
  • 8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
  • 10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • 11) сообщать в письменной форме непосредственному начальнику о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику полиции стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  1. 12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
  2. 13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
  3. 14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
  4. 2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
  5. 1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
  6. 2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 70-АПУ16-4
Приговор: По ст. 317 УК РФ за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Определение ВС РФ: Приговор изменен, вводная часть приговора дополнена указанием об участии в деле адвоката.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» в обязанности Б.

как сотрудника полиции среди прочего входила также необходимость пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах. В соответствии с п.

2 ч. 2 ст.

27 указанного Федерального закона, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии принять меры по спасению гражданина, предотвращению и пресечению преступления и административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.

2016 N 1729-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вагапова Ришата Ринатовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьей 57 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 70-КГ16-13
Требование: Об оспаривании заключения по результатам служебной проверки, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.

Обстоятельства: Истец был уволен со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, подтверждается заключением служебной проверки.

При этом порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения ответчиком соблюдены.

В ходе служебной проверки установлено, что Громов С.Н. совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования части 4 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции»; подпункта «а» пункта 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377; пунктов 1, 3, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.

N 342-ФЗ; пункта 2 раздела 1 и пункта 38 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченного отделения по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности и незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска ОМВД России по Надымскому району, утвержденного начальником ОМВД России по Надымскому району 26 июня 2014 г.

, что выразилось в фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности и создании видимости совершения гражданином Фартышевым А.В. преступления, вследствие чего последний незаконно был привлечен к уголовной ответственности и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2016 N 74-КГ15-145
Требование: О восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истица полагала, что ее увольнение из ОВД в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, произведено незаконно, поскольку она не совершала указанные в приказе об увольнении проступки.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения истицей проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, подтверждается заключением служебной проверки; увольнение произведено с соблюдением установленных законом требований; применение других мер ответственности в данном случае невозможно, так как закон не предоставляет права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение.

В ходе служебной проверки установлено, что Иванько Н.С. совершила проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования пункта 1 части 1 статьи 12, пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пункта 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции», подпункта «ж» пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

(протокол N 21), подпункта «а» пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г.

N 1377, что выразилось в недостойном поведении в быту в состоянии алкогольного опьянения, отказе от прохождения медицинского освидетельствования, сокрытии факта совершенного в отношении ее противоправного деяния и в поддержке связей с криминальным контингентом.

Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N АКПИ15-979

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.

1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.

3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Читайте также:  Статья 9. гарантии независимости судьи

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.

2016 N 1729-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вагапова Ришата Ринатовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьей 57 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Что такое самооборона по закону

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Профиль автора

После успешной защиты от хулигана придется доказывать, что отпор соответствовал угрозе.

Бывает, приходится физически защищаться от грабителя, буйного пьяницы или неадекватного соседа по площадке.

При этом очень легко превратиться из потерпевшего в подозреваемого, даже если вы не отстреливались из пистолета, а применили газовый баллончик или просто ударили обидчика кулаком.

Так, например, по статистике судебного департамента в 2019 году за убийство при превышении пределов необходимой обороны осуждены 232 человека, а оправдан за весь год только один.

В этой статье расскажу, как самообороняться правильно, чтобы потом не ходить по судам и не тратить деньги на адвокатов.

Самооборона — понятие бытовое. В законах такого термина нет, но есть ряд других похожих понятий.

Когда и как можно обороняться. Чтобы необходимую оборону признали правомерной, должны выполняться следующие условия.

Первый — насилие угрожало жизни обороняющегося или была прямая угроза такого насилия. Работает это так.

Житель Кемерово застал в своей квартире вора. Хозяин квартиры несколько раз ударил злоумышленника кирпичом.

Прибывшие полицейские возбудили два уголовных дела: одно — по краже, а второе — по факту причинения тяжкого вреда здоровью похитителю.

Высока вероятность, что самообороной это не признают: вор, выносящий вещи из квартиры, жизни и здоровью хозяина квартиры не угрожал. А имущество можно и другими способами защищать — например, вызвать полицию.

Если в той же ситуации похититель достанет нож и пойдет в сторону хозяина квартиры со словами «сейчас зарежу» — это уже угроза жизни. Как угрозу можно воспринимать даже замах ножом. В этой ситуации можно стрелять в злоумышленника из травматического пистолета. Даже если вор погибнет, самооборону, скорее всего, признают правомерной.

Есть исключение из этих двух правил. Бывают ситуации, когда человек из-за неожиданности не может реально оценить, угрожает его жизни опасность или нет. Например, в темном переулке неизвестный бежит по направлению к девушке и что-то кричит.

В этом случае действуют те же правила, что и при угрозе жизни, то есть защищаться можно любыми доступными средствами. Девушка может применить газовый баллончик, так как для нее это неожиданность и она воспринимает ситуацию как угрозу жизни.

Но если нападавший пострадает, в суде потом придется доказывать, что именно неожиданность и невозможность оценки ситуации привели к таким последствиям.

Если человек кричит «Убью!», это не означает, что надо убивать его, пока не убил он.

То есть вместо самообороны при угрозе убийством можно вызвать полицию и написать заявление. МВД возбудит дело по статье 119 УК РФ, злоумышленника привлекут к ответственности. Но это работает не всегда. Следователь будет оценивать реальность угрозы.

Например, я сталкивался с человеком, который любил выпить, а пьяным начинал угрожать всем убийством. Делал он это много лет и за это время никого не убил. Всерьез его давно никто не воспринимал. А если угрозу не воспринимают всерьез, значит, и оснований для привлечения к уголовной ответственности нет. Более того, для самообороны оснований тоже нет.

Например, если пьяный тощий подросток угрожает убить двухметрового мужчину, такую угрозу вряд ли посчитают серьезной. А если двухметровый громила угрожает девушке, эта угроза реальна.

Но и в последней ситуации все не так просто. Будут смотреть, что амбал делал, произнося угрозы.

Если он мило улыбался: «Эх, прибить бы тебя!» — и при этом больше ничего не делал, такую угрозу всерьез воспринимать нельзя.

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и патроны к нему. Это, например, охотничьи ружья. Для приобретения такого оружия потребуется лицензия. Для самообороны его можно хранить дома, а вот взять с собой, например, в магазин, опасаясь нападения хулиганов по дороге, — нельзя.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения — его еще называют травматическим — и газовое оружие. Вместо свинцовой пули в нем используют патроны травматического действия с резиновой пулей, газом или светозвуковые патроны — они имитируют звук выстрела и дают яркую вспышку.

Для покупки требуется лицензия. Такое оружие можно носить с собой почти постоянно. Но нельзя взять такое оружие, например, на митинг или в школу.

Электрошоковые устройства отечественного производства. Лицензия не нужна.

Это оружие, которое покупают именно с целью самообороны. Подручными средствами обороняться тоже можно — подойдет и кухонный нож, и камень, и палка.

Однако если нож постоянно носить с собой и однажды применить для самообороны, придется объяснять, как он оказался в кармане. Если человек скажет, что нож нужен для нарезки колбасы, значит, у него не было умысла причинить вред людям.

Но бывает так: поссорился с соседом, сходил домой, положил в карман нож и снова пошел к соседу выяснять отношения. Такое объяснение сыграет против оборонявшегося.

Следствие может решить, что в такой ситуации у человека был умысел, чтобы ножом воспользоваться, а значит, ни о какой самообороне речь уже не идет.

Самый надежный способ не получить проблем с законом — это избежать физического конфликта. Если есть возможность покинуть место, лучше это сделать, даже если придется убежать.

Самооборона — это нервно, долго и дорого. Если кто-то пострадал, наверняка придется нанимать адвоката, тратить время на допросы у следователя и судебные разбирательства.

Что такое допустимый предел обороны и как он работает — проще всего объяснить на примере.

Компания распивала спиртное, двое собутыльников с ножом напали еще на одного. Нож он выхватил и несколько раз ударил нападавших. Оба погибли. Суд решил, что гражданин превысил пределы необходимой самообороны и дал ему 1 год и 4 месяца колонии-поселения.

Верховный суд пересмотрел дело. Судьи посчитали, что, даже когда нож у нападавших отобрали, агрессия с их стороны не прекратилась, угроза жизни сохранялась. То есть мужчина мог обороняться любым доступным способом. Состава преступления здесь нет. Мужчину оправдали и признали за ним право на реабилитацию.

Мнимая оборона — это такая ситуация, когда человек считает, что его жизни или жизни окружающих угрожает опасность, а на самом деле нет.

Вот реальный пример из суда. В Новочеркасске женщина поссорилась с мужем. К конфликту присоединилась их дочь, которую мужчина схватил за волосы и ударил. Женщина дважды ударила обидчика кухонным ножом. Вред здоровью признали тяжким, возбудили уголовное дело.

В суде обвиняемая ссылалась, что это была необходимая оборона, ведь муж и дочке угрожал, и ее саму ударил.

Однако суд выяснил, что удар ножом был значительно позже: когда мужчина уже никого не бил и никому не угрожал. Агрессия прекратилась, угрозы жизни и здоровью с его стороны не было.

Женщина, посчитал суд, ошибочно предполагала, что есть опасность, так как ранее был конфликт. Самооборона была мнимой.

Женщине дали три года условно, еще с нее взыскали 44 862 Р в пользу фонда обязательного медицинского страхования в связи с затратами на лечение пострадавшего.

Хороший пример необходимой самообороны — такой, когда не приходится доказывать свою невиновность в суде. Такие случаи найти сложно, так как, если никто не подавал заявлений, полиция ничего не фиксирует и в статистике подобных инцидентов не обнаружить.

Хуже, когда дело доходит до суда. Но и в этом случае бывает, что суд выносит оправдательные приговоры.

В Белгороде двое мужчин подрались, один из них погиб от ножевого ранения. Полиция возбудила уголовное дело по факту убийства. Однако обвиняемый заявил, что это была самооборона.

Я рекомендую следующий алгоритм действий:

  1. Если есть возможность покинуть место конфликта, сделайте это, пусть и бегом. Возможно, пострадает самолюбие, но проблем точно будет меньше.
  2. Если есть возможность вызвать полицию, вызовите. Лучше еще до начала конфликта. Если вы полагаете, что есть угроза, это уже не будет считаться ложным вызовом.
  3. Если конфликта избежать не удается, тогда остается обороняться. По возможности начинайте с «легких» средств самообороны. Это газовые баллончики и аэрозольные распылители. Современные баллончики и распылители вполне могут остановить агрессию — это я проверял на себе. А еще крайне маловероятно, что в результате их применения нападающий серьезно пострадает. А значит, и отвечать за превышение пределов необходимой обороны не придется.

Аэрозольные баллончики для самообороны продаются свободно, цена редко превышает 600 Р

Аэрозольные пистолеты внешне похожи на настоящие, но сделаны из пластмассы. Для их покупки лицензия не нужна, а цена на них редко превышает 5000 Р

Как применять оружие при самообороне. Порядок применения огнестрельного оружия при самообороне описан в статье 24 ФЗ «Об оружии».

Применять оружие закон разрешает только для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

До того, как применить оружие, его владелец обязан предупредить нападающего. Как именно нужно предупреждать, в законе не сказано. Основное условие: такое предупреждение должно быть понятно для агрессора. Точно подойдет крик: «Стой! Стрелять буду!»

Запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин, людей с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен. Но есть и исключение: если такие лица совершают групповое или вооруженное нападение, применять оружие разрешено.

Лучше сразу вызвать полицию, даже если кажется, что никто не пострадал. Вторая сторона может обратиться в полицию — сразу или через несколько дней. Нападавший может зафиксировать побои и представить совершенно иную версию событий, чем вы.

  • К сожалению, часто действует правило «кто первый написал заявление, тот и потерпевший».
  • Если для самообороны применялось оружие, об этом владелец оружия обязан не позднее чем через сутки после его применения сообщить в полицию и Росгвардию.
  • Сразу же вызовите полицию на место происшествия, но не давайте показаний до приезда адвоката.
  • Продумайте с адвокатом стратегию защиты и общайтесь с органами правопорядка только в его присутствии.

Если уже возбуждено уголовное дело, эта статья, как и прочие советы из интернета, вам точно не нужны: пользоваться советами уже поздно. В такой ситуации нужен хороший адвокат.

Учитывать при расследовании будут все: время, место, обстановку на месте происшествия, способ угроз, предметы, с помощью которых угрожали, обстоятельства, предшествовавшие угрозам.

Обязательно учтут эмоциональное состояние обороняющегося. Страх, испуг, замешательство в момент нападения иногда мешают оценить реальность угрозы. Играет роль даже время суток и освещенность: например, ночью при слабом освещении сложно понять, что находится в руках нападающего — монтировка или свернутая газета.

Следствие по таким делам очень сложное и длительное. А услуги адвокатов стоят недешево.

  1. По возможности лучше избегать ситуаций самообороны. Если вам угрожают ножом, убегайте, даже если есть время достать травматический пистолет.
  2. Обороняться можно только тогда, когда есть реальная угроза жизни и здоровью. Если застали с поличным вора, это не повод в него стрелять.
  3. После самообороны обязательно вызывайте полицию. Иначе рискуете оказаться в роли обвиняемого.
  4. Не торопитесь давать показания. В такой ситуации каждое слово имеет значение, поэтому сразу требуйте адвоката.

Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

  • доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  • Статья 14. Применение физической силы
  • Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
  • Статья 15. Применение специальных средств
  • Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
  • 1) отражения нападения на охраняемые объекты;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
  • 3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
  • 4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
  • 6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.
  • В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:
  • резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;
  • слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;
  • наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;
  • средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;
  • служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.
  • Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.
  • Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  • Статья 16. Применение огнестрельного оружия
  • Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
  • 1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
  • 3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
  • 5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  • 6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.
  • Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:
  • оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  • Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны
  • Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.
  • Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
  • Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны
  • Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
  • Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  1. В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  2. Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны
  3. На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  • Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
  • Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).
  • ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
  • Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  1. Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны
  2. Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
  3. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны
  5. Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.
  6. Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
  • Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин
  • Москва, Кремль
  • 14 апреля 1999 года
  • № 77-ФЗ
Ссылка на основную публикацию