Статья 27. обеспечение соответствия конституции российской федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта российской федерации

Определение 1

Конституция субъекта Российской Федерации — это основной закон субъекта Российской Федерации, утвержденный им самостоятельно, закрепляющий основы его политической, социальной и экономической системы, а также порядок создания и функционирования, полномочия его органов государственной власти, системы местного самоуправления.

Наличие в федеративных государствах федеральной конституции и конституций (уставов) субъектов Федерации всегда расширяет круг вопросов их взаимоотношений.

В самом общем виде устав формируется на основе верховенства Федеральной конституции и подчинения ей конституций субъектов Федерации.

Целью конституционной совместимости является обеспечение единой правовой базы, без которой невозможно функционирование Российской Федерации как полноценного государства.

Соотношение Конституции субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством имеет две стороны:

  • Во-первых, обсуждение положений Конституции возможно лишь в рамках официального судебного подхода.
  • Во-вторых, вопрос о том, как сочетаются различные уровни законодательства (федеральный и региональный), является практическим и политическим вопросом. Именно на основе соображений политического оппортунизма, баланса сил между различными элитными группами, как на федеральном, так и на региональном уровне, рассматривались и изучались вопросы приведения регионального законодательства (в том числе конституционности) в соответствие с федеральным законодательством.

Изменение баланса сил на политической карте России в 1999-2000 гг., естественно, привело к новой постановке вопроса. Стоит заметить, что динамика изменения регионального законодательства в свете соответствия федеральному законодательству может быть использована в политической борьбе, вновь превращаясь в вопрос не права, а политики.

Итак, в настоящее время, учитывая сложившуюся в середине 90-х гг. ситуацию сближения политических сил и инерционность самого процесса развития конституционного права, сложилась нестандартная ситуация, при которой отсутствует правовое решение более или менее равноправных фундаментальных вопросов федеративного устройства России.

С одной стороны, практически все уставы и ряд Конституций субъектов Российской Федерации закрепляют преимущество Конституции Российской Федерации.

С другой стороны, некоторые республики признают верховенство федерального законодательства, но только в пределах юрисдикции Российской Федерации.

Часто в уставах и Конституциях субъектов Российской Федерации подчеркивается верховенство на их территории их уставов, Конституций и законов.

Законодательная динамика играет довольно значимую роль в сфере соответствия конституционного законодательства субъектов нашей страны федеральному законодательству.

Недавнее принятие нескольких определенных федеральных законов, можно сказать, оставило огромное количество уставов субъектов нашей страны вне правового поля.

Стоит отметить, что важность проблемы соотношения конституции нашей страны с уставами субъектов нашей страны связана с усложнением процедур их принятия и внесения изменений в них в целях реализации и достижения политико-правовой стабильности в нашем государстве.

В системе обычных правовых актов любого субъекта нашей страны существуют акты, обладающие более высокими судебными полномочиями по сравнению со всеми законами и иными актами конкретного субъекта нашей страны.

В республиках актами, обладающими наиболее высокими полномочиями, являются их Конституции.

Стоит заметить, что Конституции и уставы субъектов нашей страны и их изменения утверждаются законодательными органами власти нашего государства (представительными органами).

Итак, Конституции республик и уставы иных субъектов нашей страны обычно характеризуются нормой о недопустимости внесения изменений, пересмотра отдельных глав или статей представительным органом (законодательным органом).

Конституции связаны с основами конституционного строя Республики, прав и свобод граждан, порядка пересмотра и внесения изменений в Конституцию.

В уставах отдельных субъектов существуют правила для конкретного порядка реализации тех или иных положений.

Гарантиями конституционности и соответствия субъекта нашей страны Конституции России являются:

  • наибольшая значимость и верховенство Конституции нашей страны и федеральных законов абсолютно на всей территории нашей страны;
  • высшая судебная сила, прямое влияние и использование на всей территории нашей страны Федеральной конституции (Часть 1 статьи 15);
  • формирование субъектами нашей страны системы государственных органов в соответствии с теми или иными основами конституционного строя нашей страны и сформированными принципами формирования государственных представительных и исполнительных органов, создаваемых Федеральным законом;
  • взаимное согласие нашей страны и ее субъектов на изменение последних согласно закону;
  • возможность проверки Конституционным Судом нашей страны соответствия конституций и уставов конституционных субъектов нашей страны положениям конституций и уставов, признанных несовместимыми с Конституцией нашей страны, утрачивает силу.

Норма, призванная обеспечить соответствие всех имеющихся конституций и уставов субъектов нашей страны Федеральной конституции, приоритет Конституции нашей страны, регламентируется в различных формулировках и в конституциях ряда республик, и во многих иных уставах.

Конституции и уставы субъектов нашей страны играют большую роль в формировании определенного образца поведения в обществе. Ведь если бы не было закона, конституционных норм, то люди бы поступали только так, как им вздумается, а не так, как нужно для сохранения и дальнейшего развития государства. Именно нормы Конституции влияют на поведение людей в обществе.

Законы субъектов Российской Федерации в зоне судебного конституционного контроля

Вчера Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение в Государственную Думу пакет законопроектов, разработанных в развитие поправок к Конституции России.

Первым в их числе (судя по порядку внесения, отраженному на портале Системы обеспечения законодательной деятельности) стал проект № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон » О Конституционном Суде Российской Федерации».

Читайте также:  Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия

Как мы помним, 15 января сего года, когда глава государства в рамках своего ежегодного послания к Федеральному Собранию Российской Федерации анонсировал грядущие поправки к Основному закону страны, среди прочего он предложил расширить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

«Для повышения качества отечественного законодательства, для надёжной защиты интересов граждан усилить роль Конституционного Суда, а именно: наделить его возможностью по запросам Президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства».

В итоге родилась соответствующая поправка в статью 125 Конституции России, согласно которой Конституционный Суд наделяется полномочиями по проверке конституционности проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Однако в памятном январском послании Гарант Конституции также предложил «подумать и о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня». В общем контексте прозвучавшего предложения многие ожидали, что полномочия Конституционного Суда будут дополнены проверкой конституционности не только проектов федеральных законов, но и проектов законов субъектов Российской Федерации (или законов субъектов Российской Федерации до их обнародования).

 Ожидания оказались оправданными. Статья 125 в новой части 5.1 зафиксировала общую норму, предусматривающую возможность осуществления предварительного конституционного нормоконтроля в отношении законов субъектов Российской Федерации. Дальше — больше.

В объемном (91 страница) «поправочном» тексте Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»  среди прочего предлагается наделить Конституционный Суд Российской Федерации полномочиями по проверке по запросу Президента Российской Федерации конституционности законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, отныне под конституционный нормоконтроль могут попасть не только действующие законодательные акты субъектов Российской Федерации, но и не вступившие в законную силу (не обнародованные) субъектовые законы.

Монопольным правом на обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности не обнародованного регионального закона обладает Президент России.

При этом, по смыслу президентского законопроекта достаточным основанием для инициирования процедуры конституционного контроля в отношении не обнародованных законов субъекта Российской Федерации является мнение Президента России (как гаранта Конституции) о том, что положения закона не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Непосредственным правовым последствием направления запроса Президента в Конституционный Суд становится приостановление течения срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации, а также недопустимость обнародования такого закона до вынесения  решения Конституционного Суда. Обнародование закона, произведенное вопреки данному запрету, не порождает правовых последствий.

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации Конституционный Суд принимает постановление о признании закона соответствующим, либо о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Если закон признан не соответствующим Конституции, то процедура его обнародования не допускается, а закон не подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Если же закон уже подписан, то глава субъекта Российской Федерации отзывает свою подпись и возвращает закон в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты Российской Федерации — устав.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

1. В соответствии с Законом органы государственной власти субъектов Российской федерации осуществляют правовое регулирование местного самоуправления.

Они принимают и изменяют законы субъектов Российской федерации о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе.

Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации решение вопросов о передаче собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

В ведении субъектов Российской Федерации находятся установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе регулировать законами в соответствии с Федеральным законом особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты Российской Федерации могут принимать законы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления.

2. Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов Российской федерации в создании и функционировании системы гарантий местного самоуправления.

Они призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; государственные минимальные социальные стандарты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают региональные программы развития местного самоуправления. Они также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Читайте также:  Статья 33. Исправление и толкование решения. Дополнительное решение

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их реализацией.

3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, давая оценку нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, принятым с октября 1993 г.

, отмечала в своем Постановлении «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации» от 10 июня 1994 г., что данные акты сыграли известную роль в формировании правовой основы местного самоуправления.

Вместе с тем в ряде конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления имеются несоответствия положениям Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

До принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований, а также о территориальном общественном самоуправлении и других формах участия населения в осуществлении местного самоуправления применяются отдельные положения Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г.

, регулирующие данные вопросы в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному выше Федеральному закону.

Не позднее чем через четырнадцать месяцев со дня вступления данного Федерального закона в силу (Закон вступил в силу 1 сентября 1995 г.

) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принять законы, обеспечивающие права граждан на осуществление местного самоуправления, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

Создание эффективной системы местного самоуправления в Российской Федерации — процесс длительный: субъектам Российской Федерации предстоит выполнить большой объем правотворческой и организационно-методической работы в сфере местного самоуправления.

11.4. Устав муниципального образования

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления — уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления — все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований. Необходимо отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении (1991 г.) предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Совет согласно данному закону могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 данного Закона определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.

В соответствии с Федеральным законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е.

местным референдумом или на сходе граждан.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, в соответствии с Законом Вологодской области «О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Вологодской области» от 13 декабря 1995 г.

устав муниципального образования направляется для регистрации в управление юстиции Администрации Вологодской области главой соответствующего муниципального образования (если эта должность предусмотрена уставом муниципального образования) либо председателем представительного органа местного самоуправления.

Читайте также:  Статья 8. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование

Заявление о регистрации рассматривается органом юстиции в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений: а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава.

При регистрации устава главе муниципального образования или уполномоченному представителю выдается свидетельство о регистрации единого образца. Сведения о регистрации устава муниципального образования вносятся в Государственный реестр уставов муниципальных образований Вологодской области, открытый для всеобщего ознакомления.

Изменения и дополнения в уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и регистрация уставов. Отказ в регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской федерации, законам Российской федерации. При этом отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке гражданами и органами местного самоуправления.

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории.

Возможно также закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции, так как согласно статье II федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т.п.

Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в статье 6 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы.

В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

При этом следует иметь в виду, что согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления.

При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий.

В соответствии с законом субъекта Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу.

Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.

В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.

Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.

Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.

Ссылка на основную публикацию