Статья 25. Оговорки к международным договорам Российской Федерации

На любой стадии выражения согласия на обязательность международного договора (при подписании, ратификации, официальном подтверждении, принятии, утверждении или присоединении) государство или международная организация вправе заявить о том, что для них неприемлемо какое — либо положение договора.

Венские конвенции определяют оговорку как одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации. Однако Венские конвенции ограничивают право делать оговорки. Так, государство или другой субъект не имеет права делать оговорку, если она запрещена самим договором, несовместима с объектом и целями договора либо не входит в число разрешенных договором.

Если допустимость оговорки к той или иной статье прямо предусмотрена в самом договоре, она не требует какого — либо специального принятия договаривающимися сторонами. В отношении других случаев Венские конвенции устанавливают двенадцатимесячный срок для возражений против оговорок. Если такого возражения не было высказано, то оговорка считается принятой.

Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по — разному.

Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразивши ми против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).

Юридические последствия оговорки и принятия ее другим участником заключаются в том, что оговорка изменяет для сделавшего оговорку участника в его отношениях с этим другим участником положения договора, к которым относится оговорка.

Если какой — либо участник возражает против оговорки другого участника, то договор действует между ними, за исключением тех положений договора, к которым сделана оговорка.

Участник, возражающий против оговорки, имеет право заявить, что договор в целом не будет действовать между ним и участником, который сделал оговорку.

Оговорка не допускается, если она несовместима с объектом и целью договора. Некоторые договоры вообще запрещают оговорки. Например, к таким договорам относятся: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Дополнительная конвенция по упразднению рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. Однако таких договоров немного.

Оговорки, возражения или согласие с оговорками должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Согласие с оговоркой может быть и молчаливым.

Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или подтверждению, то она должна быть подтверждена участником при выражении согласия на обязательность для него договора.

Участник, сделавший оговорку, имеет право снять ее в любое время. В этом случае согласия участников, признавших оговорку, не требуется. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время. Снятие оговорки и возражения против нее должны быть оформлены в письменном виде.

Так, например, в 1989 г. бывший Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, которые он сделал при ратификации некоторых соглашений в области прав человека. В недалёкой истории СССР в своей договорной практике использовал право делать оговорки.

Так, при присоединении к факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР сделал следующее заявление: «Союз Советских Социалистических Республик в соответствии со ст.

1 факультативного протокола признает компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от лиц, находящихся под юрисдикцией Союза Советских Социалистических Республик, касающиеся ситуаций или фактов, возникших после вступления в силу настоящего Протокола для СССР.

Советский Союз исходит также из того, что Комитет не будет рассматривать какие бы то ни было сообщения до тех пор, пока не удостоверится, что данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования и что данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты». Согласие на снятие оговорок со стороны других участников многостороннего договора не требуется.

От оговорок нужно отличать различные односторонние декларации и заявления, которые государства иногда делают при подписании, ратификации и т.д. (например, о толковании отдельных статей договора, о его важности, значении.

Например, Постановление Федерального Собрания РФ О Федеральном законе «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» и о Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «В связи с ратификацией Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной». Такие заявления, поскольку они не имеют цель изменить или исключить действие какого — либо положения договора, не подпадают под режим оговорок и могут делаться даже тогда, когда оговорки запрещены договором. Однако недопустимо под видом заявлений делать оговорки, чтобы обойти их запрещение в договоре.

Внешнеторговые страсти, или выбираем право

Торговые отношения между отечественными и зарубежными компаниями стали очень популярным явлением. Всем участникам ВЭД известно, что при подобных сделках составляется внешнеторговый контракт, где прописываются права, обязанности сторон и условия их будущей работы.

Однако самая главная задача партнеров — определить, какие же правовые нормы будут применяться в ходе исполнения договора и в случае возникновения спорных ситуаций. Ведь в сделке участвуют две организации из разных государств, у каждого из которых есть свои законы, обычаи и судебная практика.

Дмитрий Афанасьев, юрист Коллегии адвокатов г. Моcквы «Барщевский и партнеры»

Понятие «внешнеторговый контракт» по идее связан с более широким определением внешнеэкономического соглашения. Этот документ представляет собой договор, исполняемый в ходе хозяйственной деятельности между коммерческими предприятиями, находящимися в разных странах.

Важнейшая особенность внешнеторговых контрактов заключается в том, что они регулируются, с одной стороны, источниками внутреннего характера — законами и другими нормативными актами, судебными прецедентами, обычаями страны, с другой — международными соглашениями, общепризнанными принципами мирового права и сложившимися торговыми обычаями. Вольному — воля

При заключении внешнеэкономического договора сторонам приходится решать немало важных задач. Очевидно, что компании не в силах предусмотреть все ситуации, которые могут сложиться при его исполнении.

Именно поэтому необходимо указывать в контракте положение о праве, регулирующем отношения сторон. При определении права, применяемого к внешнеторговому договору, действует принцип автономии воли сторон.

Он заключается в том, что участники соглашения свободны в выборе не только его содержания, но и вида правовых норм.

Принцип автономии воли сторон закреплен, например, в Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, заключенной в г. Риме в 1980 году. Возможность выбора права, регулирующего отношения между участниками внешнеторговой сделки, предусмотрена и действующим российским законодательством (ст. 1210 ГК РФ).

Соглашение сторон о выборе применяемого права должно быть четко обозначено в договоре или вытекать из совокупности обстоятельств внешнеторговой сделки. Если же ее участники определились с тем, какие нормы права применять, после заключения контракта, то их решение будет считаться действительным с момента его подписания.

  • Проиллюстрируем действие принципа автономии воли сторон на примере Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (далее — Конвенция), имеющей важное значение в международной торговле.
  • Она применяется в следующих ситуациях:
  • если участники внешнеторговой сделки находятся в разных государствах — участниках Конвенции;
  • когда в силу коллизионной нормы к контракту надлежит применять право страны — участника Конвенции, даже если ни одна из сторон договора не расположена на ее территории.

В данном случае принцип автономии воли воплощен следующим образом: Конвенция разрешает партнерам по внешнеторговому договору исключить применение ее положений.

Кроме того, нормы Конвенции носят скорее диспозитивный характер.

Однако если в контракте стороны не согласились на применение к их отношениям каких-либо других правил, то «по умолчанию» будут действовать положения Конвенции. Общее о частном

Компании, которые связаны внешнеторговым контрактом, довольно часто выбирают для применения не определенную национальную правовую систему, а ссылаются в договоре на нормы, содержащиеся в международных конвенциях, торговых обычаях, широко признанных правовых принципах.

В этом случае значение имеют Принципы международных коммерческих договоров, одобренные Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), и документы, разработанные Международной торговой палатой, в том числе правила толкования общепринятых торговых терминов (Инкотермс).

Существуют также документы, которые применяются в отношении отдельных видов договоров, например:

  • международные конвенции в области перевозок;
  • конвенции УНИДРУА 1988 года о международной финансовой аренде (лизинге) и уступке требования под дебиторскую задолженность (факторинге);
  • подготовленные Международной торговой палатой унифицированные правила осуществления безналичных расчетов (обычаи и практика для документарных аккредитивов, правила по инкассо).

Если стороны выбрали право, подлежащее применению к договору, то тем самым они установили собственный обязательственный статус.

Читайте также:  Статья 39. реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

С этого момента участникам сделки придется поступать в соответствии с ним — толковать контракт в части, не урегулированной его условиями, определять свои права и обязанности, последствия неисполнения внешнеторгового соглашения, его недействительности или прекращения действия.

Если в контракте отсутствует соглашение сторон о выборе применяемого права, то оно определяется с помощью коллизионных норм, составляющих большую часть раздела «Международное частное право» третьей части Гражданского кодекса. В данном случае будет использоваться право той страны, с которой наиболее тесно связан договор (ст. 1211 ГК РФ).

Считается, что в этом качестве выступает то государство, где располагается место жительства или деятельности стороны, обязательства которой имеют решающее значение для содержания договора. Исключение составляют случаи, когда законом, условиями или существом контракта либо совокупностью обстоятельств предполагается другое.

Кто виновен?

Ответственность при неисполнении обязательств устанавливается в содержании контракта самостоятельно участниками внешнеторговой сделки. Если последние не обозначили вид наказания для нарушителя условий договора и не отменили действие соответствующих коллизионных норм, то правила об ответственности определяются согласно им.

Например, Венской конвенцией подробно регламентированы последствия нарушения договоров купли-продажи. Общей формой ответственности является возмещение убытков, включая упущенную выгоду.

Условие о неустойке, например за просрочку исполнения, должно оговариваться в контракте.

Причем ответственность не наступает, если обязанная сторона докажет, что нарушение договора вызвано «препятствием вне ее контроля». Расставляем приоритеты

Принцип автономии воли сторон, согласно которому последние свободны в выборе права к договору и других условий внешнеторгового контракта, действует не всегда.

Когда в императивных нормах законодательства России содержится указание на их особое значение для обеспечения прав и интересов участников гражданского оборота, то именно они регулируют подобные отношения независимо от условий соглашения сторон и коллизионных норм (ст. 1192 ГК РФ).

Примером такой сверхимперативной нормы в российском праве может служить пункт 3 статьи 162 Гражданского кодекса. В нем говорится о том, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономического договора влечет за собой недействительность сделки.

Закон и порядок

Важнейшие нормы правового регулирования внешнеторговой деятельности закреплены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ).

Данный акт содержит следующий перечень направлений регулирования:

  1. таможенно-тарифное;
  2. нетарифное;
  3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 164-ФЗ, этот список является исчерпывающим. За пределами представленного набора методов внешнеторговая деятельность регулируется частноправовым инструментарием, о котором речь шла раньше.

Такой метод нетарифного регулирования, как введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей, применяется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

При расчетах по внешнеторговым договорам следует учитывать требования Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Куда податься

Обжаловать решения, принятые органами валютного контроля, таможенными и налоговыми ведомствами в отношении сделок между отечественными компаниями, можно в российских арбитражных судах. А вот споры по внешнеторговым договорам стороны традиционно предпочитают передавать на рассмотрение в международные коммерческие арбитражные суды.

Причем между ними можно наблюдать жесткую конкуренцию, так как партнеры вправе выбрать любой суд для рассмотрения своих разногласий, заключив арбитражное соглашение (в том числе в виде арбитражной оговорки в самом контракте).

Наибольшей популярностью пользуется Лондонский международный третейский суд и Арбитражный суд Международной торговой палаты (г. Париж).

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее — МКАС) не так востребован, как вышеназванные институты. Однако за сравнительно небольшой период времени своего существования он уже успел сформировать довольно внушительную собственную практику рассмотрения споров.

Подавляющее большинство конфликтов, рассматриваемых МКАС, связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств одной из сторон по внешнеторговому договору. При этом истцами практически всегда являются отечественные компании. Это говорит о том, что в России МКАС уже завоевал себе хорошую репутацию.

Значительная часть рассмотренных за последние годы дел — споры по внешнеторговым договорам займа. Это легко объяснимо, поскольку стремительно увеличивается потребность российских экономических агентов в финансовых средствах. Сценарий работы МКАС

Проиллюстрируем процедуру рассмотрения споров МКАС на примере конфликтов, связанных с внешнеторговыми договорами займа. Для их надлежащего разрешения суд должен установить целый ряд фактических обстоятельств. В первую очередь, руководствуясь статьями 7 и 16 Закона от 7 июля 1993 г.

№ 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и пунктом 5 параграфа 1 Регламента МКАС, суд выясняет наличие арбитражного соглашения или оговорки, которые дают ему полномочия рассматривать соответствующий спор. Далее он определяет, какое право должно применяться к отношениям сторон.

Как правило, участники внешнеторговой сделки, выбравшие МКАС в качестве арбитра по возникающим у них спорам, предпочитают обращаться к российскому праву.

Таким образом, при рассмотрении конфликта применяются нормы Гражданского кодекса о договоре займа, а также общие положения об обязательствах и о контрактах.

В случае если договором предусмотрена неустойка, виновная сторона может просить суд об уменьшении ее размера (ст. 333 ГК РФ). Однако на практике ответчики — иностранные компании — не используют такую возможность. Это говорит о том, что зарубежные контрагенты недостаточно подготовлены к разрешению споров по внешнеторговым договорам на основе российского права.

Налоги требуют внимания

Руслан Украинский, юрисконсульт компании «Гарант»:

«Когда заключается внешнеэкономический договор, нужно обращать внимание не только на то, какие гражданско-правовые или процессуальные нормы будут применяться к данной сделке. Проблема применения иностранного или международного права актуальна также и для налоговых отношений.

Например, при взимании НДС нужно решить вопрос с определением места реализации товаров (работ, услуг). По налогу на прибыль придется обратить внимание на то, возникает или нет постоянное представительство иностранных компаний в России.

В отношениях с конкретными государствами нужно учитывать, заключено или нет соглашение об избежании двойного налогообложения».

 

Оговорки к международному договору

68. Оговорки к международному договору

69. Депозитарий международного договора. Регистрация договоров

  • 70. Форма, наименование и структура международного договора
  • 71. Толкование международного договора
  • 72. Вступление международного договора в силу

68. Оговорки к международному договору

Оговорки к международному договору — одностороннее официальное заявление одной из сторон международного договора Относительно намерения исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данной стороне.

Она может заявятся при выражении согласия сторон на обязательность для них договора, в частности, при подписания международного договора, утверждение международного договора, ратификации и т.д.

Обычно оговорка фиксируется письменно при подписания или включается документ либо ратификационную грамоту, о чем депозитарий договора обязан в силу своих функций уведомить другие стороны договора.

Оговорки не могут быть сделаны когда: данная оговорка запрещена договором; оговорка не входить в число допустимых по договору; оговорка несовместимому с объектом и целями договора.

Если договором не предусматривает иное, оговорка может быть снята сделавших ее государством в любое время.

69. Депозитарий международного договора. Регистрация договоров

Депозитарий в мп – государство или международная организация, взявшие на себя обязательство хранить текст мд, документы о его ратификации и т. д. депозитария может быть одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации.

Функции депозитария:

  • в хранении подлинно текста договора и переданных депозитарию полномочий;
  • в подготовке заверенных копий с подлинно текста и подготовке любых текстов договора на других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождены их участникам и государствам, имеющим право стать участниками договора;
  • в получении подписей под договором и получении и хранении документов, уведомлений и сообщений, относящихся к нему;
  • в изучении вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежаще форме, и, в случае необходимости, в доведения этого вопроса до сведения соответствующего государства;
  • в информирование участников и государств, имеющих право стать участниками договора, о документах, уведомления и сообщениях, относящихся к договору;
  • в информирование государств, имеющих право пол участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятия, утверждения или присоединении, необходимое для вступление договора в силу, было получено или депонировано; 
  • в регистрации договора в секретариате Организации Объединенных Наций

70. Форма, наименование и структура международного договора

Международный договор может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Устная форма международного договора именуется «джентльменским соглашением».

Под структурой договора понимается его деление на составные части. Конкретный договор в силу специфики его объекта и целей, процедуры принятия может иметь и специфическую структуру. Однако большинство международных договоров состоят из следующих структурных элементов: преамбулы, основной части и заключительной части.

Читайте также:  Статья 5. определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения

В ряде современных международных договоров, например в области сокращения вооружений или научно-технического сотрудничества, имеется также дополнительная часть — приложения.

Преамбула является вступительной частью договора, в которой стороны излагают цель договора и принципы ее достижения.

Основная (центральная) часть содержит взаимные права и обязанности сторон, т.е. те правила поведения, которым они должны руководствоваться при выполнении договора.

Заключительная часть включает в себя положения о порядке вступление договора в силу, его действии и прекращение.

В приложениях обычно содержатся какие-то технические сведения, например о сокращаемых вооружениях и описание процедур, связанных с выполнением договора, преимущественно технического характера, в частности технологии ликвидации ракет или порядок проведения инспекций на местах и т.п.

В праве международных договоров принято положения соглашений делить на статьи, которые в свою очередь группируются в главы (например, в Уставе ООН имеется 19 глав, включающих 111 статей) или части(в Венское конвенции о праве международных договоров 1969 г. — 8 частей, объединяющих 85 статей). Иногда части международного договора могут делиться на разделы (например, часть III Венское конвенции о праве международных договоров, состоящая из 4 разделов).

Одним из элементов международного договора является его наименование. Международной практике известны такие наименования договоров, как конвенция, пакт, соглашение, договор, протокол, устав, устав, хартия и др. Международный договор может быть вообще безымянным.

71. Толкование международного договора

Толкование — это выяснение действительного смысла и содержания договора. Применение договора невозможно без уяснение действительного содержания его положений применительно к конкретным условиям.

Договор должен толковаться добросовестно. Толковаться текст договора должен в сочетании с преамбулой и приложениями, а также с любым соглашением, относящимся к договору.

В качестве дополнительных средств толкования могут употребляться подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора только в том случае, если толкование приводит к неясным или двусмысленным выводам либо к результатам, которые являются явно абсурдным или неразумными.

Если толкование осуществляется самими участниками договора, то такое толкование называется аутентичным. Этот вид толкования основывается на соглашении участников и поэтому обладает наивысшей юридической силой.

Наряду с аутентичным толкованием широко употребляется так называемое международное толкование, которое осуществляется международными органами. В качестве таких органов могут выступать Международный Суд ООН, различные комиссии и т. д.

  1. Толкование осуществляется при помощи специальных способов (приемов), к которым относятся грамматическое (словесное), логическое, историческое и систематическое толкования договоров.
  2. Грамматическое (словесное) толкование означает уяснение значения отдельных слов и смысла договора на основе грамматических и иных правил.
  3. Под логическим толкованием понимается толкование тот или иной статьи договора на основе других статей или сопоставления их друг с другом.

Толкование договора может осуществляться путем сравнения его положений с другими договорами. Этот вид толкования называется систематический.

72. Вступление международного договора в силу

Договор вступает в силу в порядке и с момента, предусмотренном в самом договоре или согласовывается между участвовавшими в переговорах. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участников переговоров на обязательность для них договора.

До вступления в силу договор или его часть может применяться временно, если это предусмотрено самим договором или государства, которые принимали участие в переговорах договорились об этом.

Согласно принципу pacta sunt servanda каждый действующий договор обязателен для его участников и должен добросовестно выполняться, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

Как правило, договоры не имеют обратной силы. Однако по взаимному согласию стороны могут распространить действие договора на события и факты, которые существовали до вступления в силу.

Оговорки к международным договорам. Условия правомерности оговорок

Оговорка к международному договору (англ.

reservation) в праве международных договоров означает одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Основными источниками международно-правовых норм, относящихся к оговоркам, являются Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, а также обычные нормы международного права.

Комиссия международного права ООН, много лет изучавшая вопрос об оговорках к международным договорам и выпустившая «Руководство по практике в отношении оговорок к международным договорам» в 2011 году, дополнила определение оговорки с учетом положений Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года[2].

Право делать оговорки к международным договорам закреплено в статьях 19 Венских конвенций 1969 и 1986 года.

Оговорки должны делаться в письменной форме и доводиться до сведения договаривающихся государств и договаривающихся организаций и других государств и международных организаций, имеющих право стать участниками договора[3].

На практике доведение оговорок до сведения договаривающихся государств или организаций часто берет на себя депозитарий международного договора (государство или международная организация).

От оговорок следует отличать односторонние заявления о толковании.

Назначение заявления о толковании или подобных односторонних заявлений — толкование договора в целом или его определенных положений, высказывание замечаний общеполитического характера и т. п.

При этом делающим такое заявление государством не преследуется цель исключения или изменения определенных положений договора в отношении этого государства.

Необходимо также иметь в виду, что оговорками иногда называют определенные часто встречающиеся статьи (клаузулы) международных договоров, например, оговорка о наибольшем благоприятствовании, оговорка о коренном изменении обстоятельств и т. п.

В отличие от таких статей международного договора, оговорка к международному договору не является частью договора, но имеет целью исключить или изменить действие его отдельных положений в отношениях сделавшего оговорку государства с другими участниками.

  • УСЛОВИЯ
  • В Венской конвенции о праве международных договоров определяются условия, в которых могут делаться оговорки к международным договорам при подписании, ратификации, утверждении или присоединении. Для этого необходимо, чтобы оговорки:
  • не запрещались прямо этим договором; или
  • входили в число разрешенных договором оговорок; и
  • не были несовместимы с объектом и целями договора[4].

Пример запрещения оговорок договором: статья 26 (п.1) Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года гласит: «Никакие оговорки к настоящей Конвенции или отступления от неё не допускаются».

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву содержит статьи 309 и 310, которые прямо запрещают оговорки. Аналогичным образом статья 120 Римского статута Международного уголовного суда 1998 года предусматривает: «Никакие оговорки к настоящему Статуту не могут делаться».

Существуют и другие договоры, не допускающие оговорок, например, Договор о создании Экономического союза стран СНГ.

Договоры могут содержать как общее разрешение оговорок, так и разрешение оговорок к конкретным статьям договора.

Примером разрешения определенных оговорок является пункт 1 статьи 14 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 года: «При подписании, ратификации, принятии, одобрении настоящей Конвенции или присоединении к ней государство может заявить, что оно не принимает Приложения III, IV и V (называемые далее „факультативные приложения“) к настоящей Конвенции или какое-либо из них»

Согласно Венским конвенциям 1969 года и 1986 года, не допускаются оговорки, которые противоречат объекту и цели договора.

Так, например, в практике Международной Организации Труда традиционно считается, что: «Оговорки к конвенциям МОТ несовместимы с объектом и целью этих конвенций.

Процедурные механизмы заявления оговорок совершенно неприменимы в отношении МОТ по причине её трехстороннего характера как организации, в которой, говоря словами её Устава, „представители предпринимателей и трудящихся“ пользуются „равным статусом с представителями правительств“»[7]. В целом, признание недопустимости оговорок, противоречащих объекту и цели договора, устанавливает баланс между необходимостью сохранять суть договора и желанием способствовать присоединению к многосторонним договорам как можно большего числа государств.

Принятие оговорок

Сроки, в которые могут делаться оговорки, как правило, ограничены моментом, в которые государство выражает согласие на обязательность для себя положений договора (подписание, ратификация, сдача ратификационной грамоты на хранение).

Если договор нуждается в последующем подтверждении после подписания, оговорки, сделанные при подписании, должны подтверждаться при выражении государством согласия на обязательность договора для него при ратификации, принятии или утверждении.

Нарушение этих сроков может вызвать протесты других участников

Простая оговорка не требует принятия другими участниками международного договора, однако если круг таких участников ограничен и из целей и объекта договора следует, что существенным условием договора является его применение в целом, может потребоваться согласие остальных участников

Оговорка считается принятой другими участниками, если до истечения 12 месяцев с момента, когда о ней были осведомлены другие участники, или с момента выражения их согласия на обязательность договора, не было сделано возражений против этой оговорки

Читайте также:  Статья 13. оспоримость сведений, содержащихся в отчете

§ 3. Оговорки и заявления к международным договорам

Оговорка – это одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, принятии, ратификации, утверждении договора или присоединении к нему.

Посредством оговорки государство желает исключить или изменить юридическое действие отдельных положений договора в их применении к данному государству (ст. 19 Венской конвенции 1969 г.). Венская конвенция 1969 г.

включает следующие правила: формулирование оговорок; принятие оговорок и возражение против них; юридические последствия оговорок и возражений против оговорок; снятие оговорок и возражение против оговорок; процедура, касающаяся оговорок.

Главными в определении оговорки являются слова «исключить или изменить». Оговорка делается в письменной форме.

Оговорка не допускается, если:

а) она запрещена договором (например, ст. 17 Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, от 15 декабря 1995 г.: «Настоящий Договор не может быть предметом оговорок»);

б) если договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки;

в) если оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Участники договора могут возражать против оговорки, сделанной каким-либо государством. Но возражение другого государства против оговорок не препятствует вступлению договора между государствами в силу.

Оговорка не требует какого-либо последующего принятия другими договаривающимися государствами (если только договор не предусматривает такого принятия). Но если оговорка является существенным условием для применения договора, то она требует принятия ее всеми государствами.

В целом здесь должен быть критерий совместимости или несовместимости.

  • Юридические последствия оговорок:
  • а) оговорка действует для данного государства в отношении определенных статей договора;
  • б) оговорка не изменяет положений договора для других участников; в) если другое государство возражает против оговорок, то положения договора не применяются между двумя государствами.
  • Государство, сделавшее оговорку, может в любое время снять ее, равно как и государство, возразившее против оговорки.

Государства довольно часто делают оговорки при подписании и ратификации многосторонних договоров. Например, Российская Федерация ратифицировала Протокол к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии и сделала следующую оговорку: Российская Федерация не будет считать себя связанной обязательствами, предусмотренными ст.

1 Протокола, в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы РФ или другие войска, на ее союзников или на государство, с которым она связана обязательствами в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого государством, не обладающим ядерным оружием, совместно с государством, обладающим ядерным оружием, или при наличии союзнических обязательств перед этим государством.

Российская Федерация делает заявления о снятия оговорок. 6 декабря 2000 г. Федеральным законом № 143-ФЗ были сняты сделанные СССР оговорки к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. 3 октября 2008 г.

Российская Федерация ратифицировала Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации со следующей оговоркой: «Российская Федерация оставляет за собой право отказать в исполнении запроса полностью или частично, если исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности». 21 февраля 2007 г.

принят Федеральный закон от 3 марта 2007 г. № 28-ФЗ «О снятии оговорок к некоторым международным договорам».

Российская Федерация сняла оговорки в отношении шести конвенций, подписанных и ратифицированных СССР: 1) Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; 2) Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; 3) Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; 4) Конвенции о защите ядерного материала; 5) Международной конвенции о борьбе с захватом заложников; 6) Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Снятием этих оговорок Российская Федерация взяла обязательство, что любой спор между двумя и более государствами-участниками может быть передан в арбитраж или в Международный суд ООН.

Помимо оговорок государства вправе делать заявление, или, иначе, мнение в связи с подписанием договора. Эта акция не меняет содержание договора и его юридические последствия.

Российская Федерация к Европейской конвенции о выдаче сделала пять заявлений, а также заявление к Дополнительному протоколу, а к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам даны два заявления. В Европейской конвенции о выдаче в ст. 3 говорится о политических преступлениях.

Российская Федерация в Федеральном законе о ратификации данной Конвенции сделала заявление, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия «политическое преступление». 11 июля 2007 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о передаче осужденных лиц и Дополнительного протокола в ней.

При ратификации Конвенции Российская Федерация заявила, что «она должна уведомляться о перевозке осужденного лица воздушным путем над территорией Российской Федерации».

Практика оговорок и заявлений стала настолько многочисленной, что Комиссия международного права ООН подготовила руководящие положения, образующие Руководство по практике в отношении оговорок к международным договорам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Международный договор Российской Федерации с оговоркой

  • Эссе на тему
  • «Международный договор Российской Федерации с оговоркой»
  • Выполнил 
    магистрант I курса

Международное право признает, что 
государства имеют право делать оговорки.

Основными источниками международно-правовых норм, относящихся к оговоркам, являются Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., а также обычные нормы международного права.

Право делать оговорки к международным договорам закреплено в статьях 19 Венских конвенций 1969 и 1986 года. Государства не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными 
принципами и нормами международного права являются в соответствии с 
Конституцией Российской Федерации 
составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Федеральным Законом №101 «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. установлено, что к международным договорам Российской Федерации могут быть сделаны оговорки (ст. 25).

Согласно ФЗ, оговорка — это одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.

Оговорки могут быть сделаны при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права (п. 1 ст. 25 ФЗ №101). Оговорки могут быть сняты в любое время в том же порядке, в каком они были сделаны (п. 2 ст. 25 ФЗ №101).

Таким образом, Российская Федерация оставляет за собой право изменить юридическое действие определенных положений международного договора, которые не отвечают её национальным интересам, при условии, что принимаемые оговорки не вступают в противоречие с базовыми условиями договора и нормами международного права.

Одним из примеров ратификации международного договора РФ с оговоркой служит ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

Конвенция ООН против коррупции 
была открыта для подписания 9 декабря 2003 года в Мексике. Россия подписала Конвенцию в числе первых, а ратифицировала третьей среди подписавших стран в 2006 году с оговорками, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 8 марта 2006 г. (№40-ФЗ). В первой статье этого закона было сделана оговорка в отношении 11 положений Конвенции.

Таким образом, Конвенция ООН против коррупции фактически стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности. При ратификации Конвенции было сделано заявление, в отношении каких ее статей Россия обладает юрисдикцией.

После ратификации Конвенции в 
законодательных органах РФ и 
СМИ развернулась дискуссия по статье 20 Конвенции, озаглавленной «Незаконное обогащение»1.

Статья 20 не указана в заявлении, поскольку ее содержание вступает в противоречие с российским законодательством, и частности, с Конституцией. Статья 49 Конституции РФ во втором пункте гласит: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

Именно это несоответствие  Конституции и стало причиной того, что в 2006 году статья 20 не была упомянута в толковательном заявлении.

Использованная литература и источники в сети Интернет:

  • Международное публичное право. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.:2007.
  • http://www.rg.ru/2006/03/21/konvencia-korrupcia-dok.html
  • http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
  • http://www.ng.ru/politics/2011-03-28/3_kartblansh.html
  • «Российская газета»
  • «Независимая газета»

1 Текст статьи 20 Конвенции гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Ссылка на основную публикацию