Статья 25. арбитражный суд субъекта российской федерации

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.Комментарий к статье 251.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда.

По общему правилу подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

Передача дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд возможна в редких случаях, в частности, когда невозможно рассмотреть дело в данном суде. Дело тогда передается в арбитражный суд того же уровня. Высший Арбитражный Суд не наделен правом принимать к своему производству дела, подсудные арбитражному суду субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел — новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса.

Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.

Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него. Апелляционная инстанция по итогам рассмотрения дела не может направлять его на новое рассмотрение.

Она вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение полностью или в части и принять новое решение; изменить решение; отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части.

Апелляционная жалоба подается на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, т.е. в течение месяца после принятия арбитражным судом решения. Постановления апелляционной инстанции вступают в законную силу с момента их принятия. Постановления апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу как решения первой инстанции, так и постановления апелляционной инстанции. 2.

Наряду с указанными выше полномочиями арбитражных судов субъектов Российской Федерации Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» называет и другие полномочия этих судов. Они носят организационный характер и сходны с такими же полномочиями федеральных арбитражных судов округов. 3.

Федеральный конституционный закон устанавливает, что в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Вместе с тем на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд.

Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. В настоящее время на территории г. Санкт — Петербурга и Ленинградской области действует единый арбитражный суд г.

Санкт — Петербурга и Ленинградской области, а арбитражные суды ряда краев и областей осуществляют судебную власть и на территориях автономных округов, входящих в состав этих краев и областей.

В Российской Федерации действует 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, в том числе четыре арбитражных суда в автономных округах: Коми — Пермяцком, Ханты — Мансийском, Чукотском и Ямало — Ненецком автономном округе. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации образованы во втором полугодии 1992 г. в силу Закона РСФСР от 4 июля 1991 г.

«Об арбитражном суде» вместо действовавших органов государственного арбитража, а также в 1993 г. по некоторым отдельным Постановлениям Верховного Совета Российской Федерации: от 13 ноября 1992 г. «Об образовании арбитражного суда Коми — Пермяцкого автономного округа», от 21 января 1993 г. «Об образовании арбитражного суда Чукотского автономного округа», от 23 июля 1993 г.

«Об образовании Высшего арбитражного суда Ингушской Республики». При образовании арбитражных судов в автономных округах принимались во внимание объемы судебной работы и территориальные условия.

В соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» образование новых арбитражных судов возможно только федеральным законом. 4. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. Однако президиум не выполняет непосредственно судебных функций, т.е.

не рассматривает дела в качестве какой-либо инстанции. К полномочиям президиума относится решение организационных задач по обеспечению деятельности суда: утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассмотрение других вопросов организации работы суда; рассмотрение вопросов судебной практики.

Президиум суда действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Такой гибкий подход законодателя объясняется тем, что арбитражные суды имеют разную численность судей и в суде с небольшим количеством судей создание коллегий практически невозможно. Судебные коллегии в случае их создания утверждаются президиумом этого суда из числа судей по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.

Судебные коллегии арбитражного суда реализуют полномочия этого суда по рассмотрению дел в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику. Закон предусматривает, что в коллегиях образуются судебные составы.

В арбитражных судах, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы. Регламент арбитражных судов устанавливает, что численность судебного состава составляет не менее 5 судей.

В исключительных случаях по решению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть созданы судебные составы с меньшей численностью судей. Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда. Персональный состав судебных составов определяется председателем суда.

Возглавляет судебный состав председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда. Структура арбитражного суда субъекта Российской Федерации строится по принципу предметной специализации судей, а не по принципу судебных инстанций.

Специальные судебные подразделения, которые рассматривали бы дела в первой или в апелляционной инстанции, отсутствуют, а состав суда для рассмотрения конкретного дела в зависимости от категории спора формируется из судей, входящих в соответствующую судебную коллегию или судебный состав, т.е. из судей, специализирующихся в определенной области права. Это позволяет обеспечивать высокий уровень профессионализма составов суда, рассматривающих дела как в первой, так и в апелляционной инстанции. В арбитражном суде дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично (независимо от суммы иска), за исключением дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дел о несостоятельности (банкротстве), которые рассматриваются судом коллегиально. По ходатайству стороны или по инициативе судьи либо по собственной инициативе председатель арбитражного суда, учитывая сложность дела либо его актуальность и иные обстоятельства, вправе принять решение о коллегиальном рассмотрении дела, которое согласно Арбитражному процессуальному кодексу подлежит единоличному рассмотрению. Все дела в апелляционной инстанции рассматриваются арбитражным судом коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дела иным составом суда в апелляционном порядке после единоличного (как правило) его рассмотрения в первой инстанции является еще одним объяснением допустимости соединения двух инстанций в одном суде. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей. В арбитражном суде состав суда (как при единоличном, так и коллегиальном рассмотрении дел; как в первой, так и апелляционной инстанции) состоит из профессиональных судей. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает институт арбитражных заседателей. Однако в настоящее время законом не определены формы участия арбитражных заседателей в процессе, категории дел, рассматриваемых с их участием, порядок формирования состава арбитражных заседателей и все иные вопросы, связанные с функционированием этого нового для российского права института.

Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» устанавливает, что Высший Арбитражный Суд РФ проводит в течение трех лет эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. ———————————

СЗ РФ, 1995, N 19, ст. 1710.Эксперимент проводится при коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции. Арбитражными заседателями могут быть лица, обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

За счет введения в состав суда специалистов должен повыситься авторитет решений арбитражного суда.

Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поручено определить порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводится, утверждать список арбитражных заседателей.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 5 сентября 1996 г. утвердил Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей (20 марта 1997 г.

в него внесены изменения и дополнения), перечень из 14 арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и список арбитражных заседателей (в последующем он неоднократно дополнялся).

Читайте также:  Статья 24.4. Требования к участникам размещения заказа

———————————

Вестник ВАС РФ, 1996, N 11. С. 26.

Арбитражные суды субъектов федерации

Арбитражные суды субъектов Федерации принадлежат к низшему звену системы. Как отмечалось, в субъектах Федерации созданы и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, на пример, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд.

Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет. Всего сегодня в России действуют 82 арбитражных суда субъекта Федерации.

Законом установлены следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации:

  • а) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • б) рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;
  • в) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • г) обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • д) изучает и обобщает судебную практику;
  • е) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • ж) анализирует судебную статистику.

Структурно арбитражный суд состоит из президиума и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

Закон предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной “фигурой”, осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как руководитель суда, он:

  1. а) организует деятельность суда;
  2. б) распределяет обязанности между своими заместителями;
  3. в) формирует судебные составы;
  4. г) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;
  5. д) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;

е) представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время — с 1 июля 1995 года — в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда — первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора.

Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

Осуществление правосудия арбитражными судами

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Осуществление правосудия арбитражными судами

Арбитражные суды рассматривают дела, касающиеся экономической деятельности, в том числе и предпринимательской.

Содержание

Российская судебная система устроена так, что каждый из видов судов имеет свою юрисдикцию. Так, арбитражные суды рассматривают дела, касающиеся экономической деятельности, в том числе и предпринимательской.

Принцип осуществления правосудия только судом

Данный принцип закреплен Конституцией РФ. Согласно главному правовому документу страны только суд может осуществлять правосудие в Российской Федерации. Вышеназванный принцип повторяется во многих нормативно-правовых актах в той или иной формулировке. Существует огромное количество судов, которые осуществляют правосудие. К ним относятся:

  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Конституционный Суд РФ;
  • Судебные органы «на местах» (в районе, области, городе).

Арбитражные суды подразделяются на суды округов и суды субъектов РФ.

Так, на каждый субъект федерации обязательно приходится хотя бы один арбитражный суд, который исполняет правосудие по делам экономической сферы, а также гражданской сферы правоотношений.

Принцип осуществления правосудия только судом не может быть нарушен ни одними другими органами, поскольку судебные полномочия возложены исключительно на суды Российской Федерации.

Система судов арбитража в РФ

Система арбитражных судов состоит из нескольких судов, полномочия одних из которых ниже, чем полномочия других. Цепочка выглядит так (от высших к низшим):

  • Высший Арбитражный Суд;
  • арбитражные суды округов (суды федерального уровня);
  • апелляционные суды;
  • суды первой инстанции («на местах»).

При этом если оспаривается решение арбитражного суда, работающего «на месте», то дело идет по цепочке вверх – сначала в апелляционный суд, затем в суд округа, потом в Высший Арбитражный Суд, и при неудовлетворительности решения, – в Верховный Суд РФ.

То есть изначально пересматриваются дела арбитражными судами, только разной степени ответственности.

Примечательно, что суды первой инстанции не вправе при вынесении решения опираться на доказательства, несущие заведомо ложные данные, а при уличении их в этом Высший Арбитражный Суд вправе направить жалобу в Верховный суд РФ с требованием роспуска состава судей конкретного суда.

Судебный надзор за арбитражными судами

Вопросы контроля деятельности и исполнения существующих норм законодательства арбитражными судами возложены на Верховный Суд РФ. Именно Верховный Суд является высшим судебный органом, который не только исполняет контролирующую функцию, но и пересматривает дела других судебных инстанций при необходимости.

Так, если в ходе арбитражного процесса судья выносит решение в пользу одной из сторон, другая сторона вправе подать заявление на пересмотр дела. Изначально пересматривает конкретное дело Высший Арбитражный Суд, а при неудовлетворительности его решения – Верховный Суд РФ.

Кроме того Верховный Суд РФ не только вправе, но и обязан контролировать деятельность арбитражных судов, проводить проверки на предмет выявления нарушений, требовать исполнения своих решений и предписаний. Арбитражные судьи не вправе игнорировать требования Верховного Суда, обязаны неукоснительно соблюдать его решения.

Верховный Суд не относится к арбитражным судам, является самостоятельным судебным органом, основная задача которого контроль в сфере судебного производства, его законности и правомерности.

Требования к судьям арбитражных судов субъектов РФ

Для утверждения гражданина в качестве арбитражного судьи мало только высшего юридического образования. Законодательно утвержден перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность. К требованиям относятся:

  • отсутствие судимости;
  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие второго гражданства и вида на жительство за пределами страны;
  • полная дееспособность;
  • 25-летний возраст;
  • трудовой стаж в юридической сфере не менее 5 лет;
  • отсутствие учета в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • отсутствие заболеваний, являющихся основанием для невозможности занятия должности судьи.

Граждане, получившие статус арбитражного судьи, ограничиваются в своей деятельности. На законодательном уровне утвержден и действителен перечень требований, который обязан соответствовать арбитражный судья. К таким требованиям относятся:

  • отсутствие должности в любой сфере;
  • отсутствие занятий любой оплачиваемой деятельностью (исключение – педагогическая, научная, творческая);
  • отсутствие партийности, т.е. судья не может принадлежать и быть представителем какой-либо партии, высказывать свое мнение о партиях и политике в целом;
  • отсутствие личных вкладов за пределами государства;
  • невозможность разглашения сведений, относящихся к материалам рассматриваемых дел;
  • невозможность получения по занимаемому положению вознаграждения.

Назначение на должность судей, председателей, заместителей председателей арбитражных судов

Назначение на должность арбитражного судьи, а также его председателей и заместителей происходит только по решению арбитражной квалификационной комиссии судей, которая созывается каждый раз, когда появляется кандидат на одну из должностей. К председателям и заместителям председателей требования не такие высокие, как к самим судьям, однако и они должны быть выполнены. К таким требованиям относятся:

  • возраст от 25 до 70 лет;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие поданного на кандидата заявления в органы внутренних дел;
  • трудовой стаж в экономической, юридической или управленческой сфере не менее 5 лет;
  • отсутствие государственной должности;
  • дееспособность в полном объеме.

Назначение судей арбитражных судов осуществляется непосредственно Президентом РФ, но список на назначение подается и составляется Верховным Судом РФ. Председатели арбитражного суда и их заместители рассматриваются квалификационной комиссией, а затем готовый список передается на утверждение в Верховный Суд РФ.

Функции арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды, как и любые органы власти, осуществляют определенные функции. Так, к таким функциям относятся:

  • предупредительные меры для осуществления действующих норм законодательства;
  • осуществление международных связей;
  • разрешение споров с экономической основой;
  • статистический учет своей деятельности.
Читайте также:  Статья 81. Переходные положения

Арбитражный суд обязан предупреждать нарушения законодательства, осуществлять контроль за исполнением действующих норм в вопросах предпринимательской и экономической деятельности, а также действовать при необходимости в рамках международных отношений. Например, тогда, когда одной из сторон дела выступает представитель иностранного государства, независимо от его статуса и принадлежности, то есть будь то физическое или юридическое лицо.

Арбитражные суды и их статус

Арбитражные суды выведены в отдельную категорию судебных органов для того, чтобы их деятельность и работа осуществлялась по одному направлению – рассмотрению экономических или предпринимательских дел.

Существуют ситуации, когда арбитражные суды вправе рассматривать не только предпринимательские дела, но и гражданские. Как показывает практика, происходит это тогда, когда у дел есть экономическая подоснова.

Арбитражные суды подведомственны только вышестоящим органам, а также Верховному Суду РФ, неукоснительно следуют его рекомендациям и требованиям.

Несмотря на это арбитражные суды вправе взаимодействовать с другими видами судебных органов, учитывать их рекомендации, однако также вправе и не исполнять их требования, если последние противоречат действующим нормам. При этом арбитражные суды не вправе противоречить судам конституционным или высшим арбитражным.

О правосудии арбитражных судов рф и его осуществлении

Осуществление правосудия арбитражным судом регламентируется нормативно-правовыми актами, которые являются сопутствующими дополнениями к Арбитражно-процессуальному кодексу России. Основная часть исковых заявлений, которые рассматриваются в рамках компетенции арбитражных судов, относится к делам предпринимательским и экономическим.

Главной целью арбитражных судов является рассмотрение всех обстоятельств дела и вынесение правомерного и справедливого решения.

При этом при вынесении решения судья арбитражного суда руководствуется всеми доступными нормативными документами, законами, подзаконами и прочими материалами, которые относятся к каждому конкретному делу.

Так, нередки случаи, когда экономический спор тесно связан с гражданским или налоговым правом.

И для вынесения справедливого, законного решения судьи арбитражных судов всегда опираются на законы всех затрагиваемых правовых отраслей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Схема арбитражных судов рф 2021 | Юридическая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Схема арбитражных судов рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

  • — защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • — содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Структура арбитражной системы РФ

В соответствии с Законом о судебной системе ( ст. 4 ) и Законом об арбитражных судах ( ст. 1 ) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

Арбитражными судами именуются федеральные суды, которые регулируются, а также образовываются федеральным законодательством РФ. В их компетенцию входят разрешение экономических споров, при осуществлении предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, а также рассмотрение дел, в которых участвуют организации (юридические лица), граждане, имеющие статус ИП или нет.

Система арбитражных судов в России регулируется Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В статье 3 этого закона четко прописано, что в систему федеральных арбитражных судов входят:

  • окружные (кассационные) инстанции;
  • апелляционные инстанции;
  • республиканские, краевые и областные органы, а также органы в городах федерального значения, автономных областях и автономных округах;
  • специализированные инстанции.

Судебная Система Рф 2021 Схема

Являются органами, управомоченными на непосредственное исследование и установление на заседании обстоятельств дела, а также вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Они расположены в каждом субъекте Российской Федерации и выполняют роль главного действующего лица при решении предпринимательских споров, за исключением дел, подведомственных Высшему органу, а также окружным и специализированным инстанциям.

Система арбитражных судов в РФ в 2020 году имеет сложную структуру, состоящую из нескольких инстанций, разделенных не только по территориальному признаку, но и по степени принадлежности к определенной экономической группе споров. Единая совокупность, что составляет систему арбитражных судов в РФ, играет неотъемлемую часть в функционировании юстиции.

Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

  1. – конституционное;
  2. – уголовное;
  3. – административное;
  4. – гражданское.

Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

  • Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц.
  • Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере.
  • При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.
  • Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:
  • – контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;
  • – участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;
  • – при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.
  • На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.

  1. Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.
  2. Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:
  3. – прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;
  4. – квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;
  5. – профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;
  6. – участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.

Система арбитражных судов РФ 2021

На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

– Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

– Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

– В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

– Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

– Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

– Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье.

Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль.

Читайте также:  Статья 8. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование

Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий.

Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.

Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.

Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

  • Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:
  • – Всероссийский съезд.
  • – Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.
  • – Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.
  • – Общие собрания.
  • – Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.
  • – Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).
  • – Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.
  • – Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

  1. – квалификационные коллегии;
  2. – съезд;
  3. – конференция;
  4. – общие собрания;
  5. – экзаменационные комиссии;
  6. – советы судей.
  7. Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора.

По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.

Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ.

Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(2) Арбитражные апелляционные суды.

К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

Судебная реформа 2021 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры.

Вопрос 230. Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия

Вопрос 230. Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»).

В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ФКЗ об арбитражных судах). Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

  • Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах):
  • — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • — федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • — арбитражные апелляционные суды;
  • — арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • — специализированные арбитражные суды.
  • Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются (ст. 5 ФКЗ об арбитражных судах):
  • — защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • — содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Высший Арбитражный Суд РФ(ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах):
  • 1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;
  • 2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  • 3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • 4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • 5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • 6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  • 8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  • 9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
  • 9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  • 10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

  1. Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах):
  2. 1) проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах;
  3. 2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  4. 3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  5. 4) изучает и обобщает судебную практику;
  6. 5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  7. 6) анализирует судебную статистику;
  8. 7) рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный апелляционный суд (ст. 33.3 ФКЗ об арбитражных судах):

  • 1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • 2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • 3) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • 4) изучает и обобщает судебную практику;
  • 5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • 6) анализирует судебную статистику.
  • Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах):
  • 1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
  • 3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • 4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • 5) изучает и обобщает судебную практику;
  • 6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • 7) анализирует судебную статистику.
Ссылка на основную публикацию