Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов

Роль турагента и туроператора на туристическом рынке

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями. Они могут носить любое название — от туристического бюро до ассоциации туристов и путешественников.

Однако с точки зрения вида предпринимательства на туристическом рынке они могут быть туристическими агентствами и туристическими операторами.

Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристической фирмы или компании.

Что означают эти термины и в чем основные различия и особенности этих видов деятельности?

Туристический продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей во время отдыха и путешествия. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.

Комплектацией туристического продукта, то есть формированием набора услуг под названием «тур» занимаются туроператоры. Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.

Туроператор — это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.

Туроператор разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент реализует туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров). Турагент – это организация посредник, занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров.

Турагент приобретает туры у туроператоров и реализует их потребителю.

Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристический вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

  • Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.
  • Комплектующая функция – это комплектация тура из отдельных услуг — для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных — для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.
  • Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция — это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне.

Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, кто предоставляет эти услуги – она сама или третье лицо (поставщик услуг).

Обычно туроператор – это более крупная компания, чем турагент. Она имеет головной туроператорский офис и несколько филиалов – агентскую сеть. При этом, независимо от наличия собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентсвами на продажу своих туров.

  1. Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности, то есть могут быть частными, государственными, акционерными обществами – суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.
  2. Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.
  3. Основные различия между турагентами и туроператорами:
  4. по системе доходов.

Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования.

В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.

) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

по принадлежности туристического продукта.

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

Турагенты

Турагентство – достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристические фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентсва, работая с клиентами напрямую.

Основные задачи турагентсва:

полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.

  • продвижение этой информации с помощью рекламы;
  • организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.
  • Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:
  • чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;

транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов.

Читайте также:  Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

С точки зрения специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр.

и специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.

Туроператоры

В повседневной практике бывает очень трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие.

Законом РФ «О туристической деятельности» это не запрещено, поэтому фирма может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам,  одновременно как турангент приобретая туры у других фирм для своих клиентов.

  1. Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и рост конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.
  2. По виду деятельности туроператоры бывают:
  3. операторами массового рынка – они продают большое число турпакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма.

специализированными операторами – они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, определенном виде туризма и т.д.).

  • В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
  • специального интереса (например, организация сафари в Африке);
  • специального места назначения(например, фирмы специализируются только на Англии или Испании);

определенной клиентуры(молодежные туры, бизнес-туры, семейные  туры и т.д.);

специальных мест назначения (например, турбазы и т.п.);

использующих определенный вид транспорта(автобусы, теплоходы и т.д.).

  1. По месту деятельности туроператоры бывают:
  2. местными (внутренними)– они ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;
  3. выездными они ориентируют турпакеты на зарубежные страны;
  4. операторами на приеме – они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
  5. Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.
  6. Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристических агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее чем трех услуг:
  • размещение;
  • транспортировка туристов;
  • любая другая не связанная с вышеназванными услуга.

Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Туризм в РФ: правовое регулирование

В соответствии со ст. 11 Закона об основах туристской деятельности туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Под общественным объединением в соответствии со ст. 5 указанного закона понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

  • Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
  • Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
  • Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» подробно регламентирует вопросы создания и деятельности общественных объединений.
  • В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
  • Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
  • Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
  • • Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
  • • Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Читайте также:  Статья 34. право на пенсию отчима и мачехи, пасынка и падчерицы

Наиболее распространенной формой объединений туристских организаций является общественная организация. Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения.

Среди общественных туристских организаций России можно выделить:

  • Российскую ассоциацию туристских агентств (РАТА). Эта организация создана в 1993 г., в 2002 г. переименована в Российский союз туриндустрии (далее — РСТ);
  • Российскую национальную туристскую организацию, созданную в 1991 г. в целях национального представительства России в международных организациях;
  • Российскую гостиничную ассоциацию и др.

Основные цели и задачи туристских организаций рассмотрим на примере Российского союза туриндустрии.

Целями деятельности РСТ являются:

  • создание в России современной, высокоразвитой, конкурентоспособной туристской индустрии;
  • защита коллективных интересов членов РСТ;
  • влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов РСТ, и содействие ее эффективной реализации;
  • противодействие монополизму в туристской деятельности;
  • содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
  • защита интересов национальных производителей туристических услуг;
  • содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов РСТ;
  • представление интересов членов РСТ в международных неправительственных туристических организациях.

Вытекающими из поставленных целей основными задачами РСТ являются:

  • привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов РСТ для наилучшей реализации профессиональных интересов;
  • выполнение функций коллективного заказчика;
  • правовая защита интересов членов РСТ;
  • участие в разработке федеральных, региональных и местных правовых нормативных актов;
  • организация информационной, консультативной и методической помощи членам РСТ;
  • создание банков данных, других информационных систем, содействующих эффективности работы членов РСТ;
  • взаимодействие с организациями, имеющими отношение к туризму, по представлению коллективных интересов членов РСТ;
  • представление интересов членов РСТ в органах власти государственного уровня;
  • создание и финансирование проектов и программ, направленных на реализацию уставных целей и задач РСТ;
  • осуществление рекламной и редакционно-издательской деятельности;
  • организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с целью обмена и реализации достижений членов РСТ;
  • иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством Российской Федерации.

Думается, что в современных условиях более серьезное внимание объединениям туроператоров и турагентов необходимо уделять такому направлению деятельности, как урегулирование конфликтов между туристом и турфирмой. В таких ситуациях авторитетные представители туристских общественных организаций могли бы приглашаться в качестве арбитров для рассмотрения возникшего спора.

Кроме того, в условиях отмены лицензирования туроператорской и турагентской деятельности туристские ассоциации могли бы создать эффективную систему общественного контроля за деятельностью турфирм (например, разработать своеобразный кодекс чести туристической фирмы, который добровольно соблюдается подписавшими его туроператорами или турагентами). Информация об этом должна доводиться до потребителей туристских услуг.

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

  • Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
  • Туроператоры и турагенты в целях координации их пред­принимательской деятельности, а также представления и за­щиты общих имущественных интересов могут создавать объ­единения в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации.
  • Статья 12. Объединения туристов
  • Туристы в целях реализации права на отдых, свободу пе­редвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Деятельность объединения туристов может быть направ­лена на организацию и содействие развитию самодеятельно­го туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.
  • Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
  • Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
  • Классификация и оценка туристских ресурсов Россий­ской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения це­лостности туристских ресурсов Российской Федерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допусти-
  • Приложения____________________________________________ 211
  • мых нагрузок на окружающую природную среду определя­ются в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Глава VII. Безопасность туризма Статья 14. Обеспечение безопасности туристов

  1. Под безопасностью туризма понимаются личная безопас­ность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путе­шествий.
  2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере ту­ризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
  3. Средства массовой информации, учредителями (соучреди­телями) которых являются государственные органы, незамед­лительно и безвозмездно предоставляют федеральному орга­ну исполнительной власти в сфере туризма возможность пуб­ликовать информацию об угрозе безопасности туристов.
  4. Туроператоры и турагенты обязаны предоставить тури­стам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредитель­ные меры, направленные на обеспечение безопасности тури­стов.
  • Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно ин­формировать органы исполнительной власти и заинтересован­ных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во вре­мя путешествия, а также о не возвратившихся из путеше­ствия туристах.
  • Туристы, предполагающие совершить путешествие в стра­ну (место) временного пребывания, в которой они могут под­вергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с междуна­родными медицинскими требованиями.
  • 212______________________________________ Экскурсионное дел'
  • Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
  • Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бед ствие в пределах территории Российской Федерации, осуще ствляется специализированными службами, определяемым] Правительством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 8. полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами

О специализированных службах по обеспечению бе зопасности туристов см. постановление Правитель ства РФ от 24 января 1998 г. № 83

  1. Статья 16. Защита интересов российских туристов за
  2. Пределами Российской Федерации в случаях
  3. Возникновения чрезвычайных ситуаций
  4. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций госу дарство принимает меры по защите интересов российски: туристов за пределами Российской Федерации, в том числ меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Статья 17. Страхование при осуществлении туристсно!

Деятельности

В случае, если законодательством страны (места) времен ного пребывания установлены требования предоставлени; гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно на ходящимся на ее территории, туроператор (турагент) обяза] предоставить такие гарантии. Страхование туристов на слу чай внезапного заболевания и от несчастных случаев являе! ся основной формой предоставления таких гарантий.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата ме дицинской помощи туристам и возмещение их расходов пр] наступлении страхового случая непосредственно в стране (ме сте) временного пребывания.

Страховой полис оформляется на русском языке и госу дарственном языке страны временного пребывания. По тре бованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействи в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, свя занных с совершением путешествия.

Приложения_____________________________________ ______ 213

Об обязательном личном страховании пассажиров (туристов, экскурсантов) см. письмо Росстрахнад­зора от 14 октября 1994 г. № 09/2-12р/13

АТА: аспекты нового закона, которые заденут интересы турагентов

В целом новые положения отраслевого закона о туризме не затрагивают деятельность турагентств, в основном регламентируя работу туроператоров. Однако, как отметили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в Альянсе Туристических Агентств (АТА), в законе есть несколько существенных положений, которые вносят изменения и в работу турагентов.

Так, в статье 10.1 добавлены новые существенные условия, которые должен содержать договор о реализации туристского продукта, заключаемый между турагентом и туристом:

  • информацию о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента;
  • обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;
  • обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;
  • обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия (в том числе потребительских свойств туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту;
  •  сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Также, как пояснил Андрей Гаврилов, президент Альянса, турагентствам разрешено заключение договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа. При этом типовые формы договоров как между турагентом и туристом, так и между турагентом и туроператором должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Также вносятся изменения и в порядок взаимоотношения с туроператором. В законе изменены ст. 9 – 10.1, в которых законодатель выделил самостоятельную ответственность туроператора и турагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и/или иным заказчиком.

Этим законом установлено, что турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.

Вместе с тем, исходя из обязанности турагента при заключении договора о реализации турпродукта предоставить туристу копию доверенности от туроператора, на последнего возложена обязанность по выдаче такой доверенности: «При реализации турагентом туристского продукта турагент предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта» (Ст. 10.1). Соответственно, положения Статей 9 и 10.1 определяют, что реализацию турпродукта Турагент осуществляет по поручению туроператора и от имени туроператора.

И, наконец, закон отчасти решил «животрепещущий» вопрос о реестре турагентств. Согласно статье 112 «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, представляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров.

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах». Таким образом необходимость предоставлять сведения о турагентствах в «Турпомощь» возложена на туроператоров.

«Турагентства не участвуют ни технически, ни информационно, ни финансово», — резюмировали в АТА.

Ссылка на основную публикацию