Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта

  • Рассмотрим порядок принятия и образования в составе России нового субъекта РФ.
  • Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта – это процедура, которая предполагает изменение субъектной структуры государства в результате присоединения к РФ иностранного государства либо его части.
  • Образование в составе РФ нового субъекта – это процедура, предполагающая изменение субъектного состава РФ в соответствии с ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» и не связанная с принятием в РФ иностранного государства либо его части.
  • Принятие (или образование) в РФ нового субъекта происходит в соответствии с Конституцией России, международными (межгосударственными) договорами РФ, ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие (или образование) в РФ нового образования происходит на добровольной основе. При этом учитываются государственные интересы России, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, экономические и культурные связи и возможности регионов РФ.

  1. Изменение наименования субъекта РФ не приводит к образованию в составе РФ нового региона.
  2. В качестве нового субъектного образования РФ может быть принято иностранное государство либо его часть, что осуществляется в соответствии с международным договором между ними.
  3. В случае принятия в РФ в виде нового субъекта иностранного государства ему предоставляется статус республики, края или области; а части иностранного государства – статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
  4. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового региона иностранного государства или его части является данное иностранное государство либо его часть.
  5. Президент России после получения указанного предложения ставит в известность об его содержании Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости консультируется с ними.
  6. Рассмотрение предложения и решение о заключении международного договора происходит согласно ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

В международных договорах отражается решение следующих вопросов: наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства России его населением, механизм действия законодательства России на территории данного региона и т.д. В международном договоре может предусматриваться переходный (адаптационный) период.

  • После подписания международного договора Президент РФ направляет в Конституционный Суд России запрос о проверке соответствия данного договора Конституции РФ.
  • Если Конституционный Суд РФ признает международный договор соответствующим Конституции РФ, то он передается в Государственную Думу на ратификацию вместе с проектом ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.
  • Данный проект ФКЗ должен содержать положения, которые устанавливают наименование, статус и границы нового субъекта, сроки переходного периода и иные вопросы.
  • Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции России, которая определяет состав РФ, производятся на основании ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта и отражаются при переиздании текста Конституции России.
  • Образование в составе РФ нового субъекта по причине объединения двух и более граничащих между собой регионов РФ может привести к прекращению их существования.
  • Инициатива формирования в составе РФ нового региона принадлежит субъектам РФ, на территориях которых он образуется.

Совместное предложение представительных органов и руководителей заинтересованных регионов об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту России. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его образования.

  1. Президент России информирует о полученном предложении об образовании в составе РФ нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство и при необходимости проводит с ними консультации.
  2. Если Президент России поддерживает инициативу заинтересованных субъектов, то вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдумы в заинтересованных регионах.
  3. Официальные данные об итогах референдумов заинтересованных регионов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта направляются Президенту.
  4. Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом в Государственную Думу в случае, если на референдумах заинтересованных регионов было принято решение об образовании нового субъекта.

В проекте ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта должны иметься положения, в которых отражаются наименование, статус и границы нового региона РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов.

В нем также должны присутствовать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть решены следующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта РФ; внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете; правопреемство нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных регионов РФ и иные вопросы.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции о составе РФ отражаются на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при издании нового текста Конституции России.

Конспект лекции : Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ

Часть вторая статьи 65 К. предусматривает возможность увеличения числа субъектов РФ. Такая возможность может быть реализована двумя способами: путем принятия в состав РФ нового субъекта, т.е.

иностранного государства или его части; путем формирования такого субъекта внутри РФ, например, путем объединения имеющихся в ее составе субъектов.

Любые варианты реализации возможности увеличения числа субъектов РФ могут осуществляться только в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется на добровольной основе.

При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть.

Это принятие осуществляется по взаимному согласию РФ и соответствующего иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным РФ с соответствующим иностранным государством.

Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или части и заключения соответствующего международного договора является данное иностранное государство. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации, ГД, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляется в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ». После подписания международного договора Президент РФ обращается в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ этого договора.

В случае, если КС РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ, этот договор вносится в ГД на ратификацию. Одновременно с международным договором в ГД вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта.

Читайте также:  Глава 29 АПК РФ. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (действующая редакция)

ФЗ о ратификации международного договора и Федеральный закон о принятии в РФ нового субъекта принимаются обеими палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФи для иностранного государства международного договора.

Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ.

Предложение об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ. Президент РФ уведомляет о получении предложения Совет Федерации, ГД, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ.

Если на референдумах были приняты соответствующие решения, Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта.

ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции РФ.

newinspire

Порядок принятия и образования в составе России нового субъекта РФ

Ключевые слова: порядок, принятия, образования, состав, России, нового, субъект, РФ

Принятие в РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ ин. гос-ва или его части.

Образование в составе РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» и не связанная с принятием в РФ ин. гос-ва или его части.

  • Принятие (образование) в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными (межгосударственными) договорами РФ, ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ», а также ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта (ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта).
  • Принятие в РФ и образование … на добровольной основе; также должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
  • В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть.

Принятие в РФ в качестве нового субъекта ин. гос-ва или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного ин. гос-ва в соответствии с международным (межгосударственным) договором между ними.

В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта ин. гос-ва этому субъекту предоставляется статус республики, края или области;  части ин. гос-ва – статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Образование в составе РФ нового субъекта … в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ; может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.

Изменение наименования субъекта РФ, предусмотренное частью 2 статьи 137 К. РФ, не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 К. РФ и учитывается при переиздании текста К. РФ.

Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта ин. гос-ва или его части является данное ин. гос-во.

  1. Президент РФ после поступления указанного предложения уведомляет о нем СФ, ГД, Прав-во РФ и при необходимости проводит с ними консультации.
  2. Рассмотрение предложения  и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ».
  3. Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы:
  4. а) наименование и статус нового субъекта РФ;
  5. б) порядок приобретения гражданства РФ гражданами ин. гос-ва;
  6. в) правопреемство в отношении членства ин. гос-ва в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;
  7. г) действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ;

д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления ин. гос-ва на территории нового субъекта РФ.

Международным договором может устанавливаться переходный период.

По отдельным вопросам могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в К.Суд РФ с запросом о проверке соответствия К. РФ данного договора.

В случае, если Конституционный Суд РФ признает международный договор соответствующим К. РФ, указанный договор вносится в ГД на ратификацию

Одновременно с м. договором в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.

Проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ.

ФЗ о ратификации МД принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 К. РФ. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 К. РФ. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для ин. гос-ва МД.

Изменения в часть 1 статьи 65 К. РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ   о принятии в РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста К. РФ.

Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ (далее — заинтересованные субъекты РФ).

Совместное предложение законодательных органов государственной власти (далее ЗОГВ) и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ.

Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе РФ нового субъекта.

В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются: а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности субъектов РФ; б) предложения о внесении изменений и дополнений в ФЗ о фед. бюджете; в) предложения о функционировании гос.

органов и организаций заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ; г) предложения о действии законов и иных НПА заинт-х субъектов РФ на территории нового субъекта РФ; д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинт-х субъектов РФ.

  • Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе РФ нового субъекта СФ, ГД, Прав-во РФ и при необходимости проводит с ними консультации.
  • В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ.
  • Инициатива проведения референдума принадлежит высшим должностным лицам заинтересованных субъектов РФ.
  • Высшие должностные лица заинтересованных субъектов РФ, депутаты ЗОГВ заинт-х субъектов РФ, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу.
Читайте также:  Статья 82. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых

Принятие в РФ нового субъекта

В состав РФ может осуществляться принятие иностранного государства или его часть в соответствии с международным договором РФ.

Если в состав РФ принимается иностранное государство, новому субъекту присваивается статус республики, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором (иное – статус края или области).

Если же принимается часть иностранного государства, то субъекту может присваиваться статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.

Процедура:

Инициатором предложения о принятии является данное иностранное государство. Президент РФ уведомляет о предложении Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ.

Международным договором могут урегулироваться вопросы наименования и статуса нового субъекта, гражданства, функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, действия законодательства РФ на территории нового субъекта.

По отдельным вопросам могут подписываться специальные протоколы, подлежащие ратификации вместе с международным договором. После подписания международного договора Президент обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия договора Конституции.

Если КС признает договор соответствующим Конституции, он отправляется на ратификацию в ГД. Одновременно с ним вносится проект ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта. Принятие ФКЗ и международного договора происходит в установленном Конституцией РФ порядке, принимаются обеими палатами Федерального Собрания.

ФКЗ вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

Образование в составе РФ нового субъекта.

Может осуществляться в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Это может повлечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых подлежат объединению. Новое наименование субъекта включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции.

Инициатива принадлежит заинтересованным субъектам (на территориях которых образуется новый субъект). Совместное решение руководителей высших исполнительных и законодательных органов власти субъектов направляются Президенту РФ, которое должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименования, статус, границы, прогноз последствий.

Кроме того предоставляются предложение о правопреемстве в отношениях собственности, предложения о дополнении в федеральный бюджет на следующий год, предложение о функционирование органов гос.

власти и законодательства на территории нового субъекта, сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов, формулировка вопроса выносимого на референдум.

Президент уведомляет СФ, ГД, Правительство РФ о поступившем предложении.

Федеральный конституционный закон о порядке принятия в российскую федерацию и образования в ее составе нового субъекта российской федерации


ред. Федерального конституционного
закона от
31.10.2005 N 7-ФКЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе

 
    1.

Принятие в Российскую Федерацию нового
субъекта — процедура,
предусматривающая изменение состава
субъектов Российской Федерации в
результате присоединения к Российской
Федерации иностранного государства
или его части. 
    2.

Образование в составе Российской
Федерации нового субъекта
— процедура, предусматривающая изменение
состава субъектов Российской Федерации
в соответствии с настоящим Федеральным
конституционным законом и не связанная
с принятием в Российскую Федерацию
иностранного государства или его
части. 
 

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта

 
    1.

Принятие в Российскую Федерацию нового
субъекта осуществляется
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, международными
(межгосударственными) договорами
Российской Федерации, настоящим
Федеральным конституционным законом,
а также федеральными конституционными
законами о принятии в Российскую Федерацию
нового субъекта. 
    2.
Образование в составе Российской
Федерации нового субъекта осуществляется
в соответствии с КонституциейРоссийской
Федерации, настоящим Федеральным
конституционным законом, а также
федеральнымиконституционными законами
об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта. 
 

Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта

 
    1.

Принятие в Российскую Федерацию и
образование в ее составе нового субъекта
осуществляются на добровольной
основе. 
    2.
При принятии в Российскую Федерацию и
образовании в ее составе нового субъекта
должны соблюдаться государственные
интересы Российской
Федерации, принципы федеративного
устройства Российской Федерации, права
и свободы человека и гражданина, а также
учитываться сложившиеся исторические,
хозяйственные и культурные связи
субъектов Российской Федерации, их
социально-экономические возможности. 
 

Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

 
    1.

В качестве нового субъекта в Российскую
Федерацию может быть
принято иностранное государство или
его часть. 
    2.
Принятие в Российскую Федерацию в
качестве нового субъекта иностранного
государства или его части осуществляется
по взаимному согласию Российской
Федерации и данного иностранного
государства в соответствии
с международным (межгосударственным)
договором о принятии в Российскую
Федерацию в качестве нового субъекта
иностранного государства или его части
(далее — международный договор),
заключенным Российской Федерацией с
данным иностранным государством. 
    3.
В случае принятия в Российскую Федерацию
в качестве нового субъекта иностранного
государства этому субъекту предоставляется
статус республики, если указанным в
пункте 2 настоящей статьи международным
договором не предусматривается
предоставление новому субъекту статуса
края или области. 
    4.
В случае принятия в Российскую Федерацию
в качестве нового субъекта части
иностранного государства этому
субъекту предоставляется
статус республики, края, области,
автономной области или автономного
округа в соответствии с указанным в
пункте 2 настоящей статьи международным
договором. 
 

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».[131]

А. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является иностранное государство.

Президент РФ после поступления от иностранного государства предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

  • Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
  • Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы:
  • а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;
  • б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
  • в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;
  • г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
  • д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.
  1. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации
  2. После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора.
  3. В случае, если Конституционный Суд РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
  4. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Россию нового субъекта.
Читайте также:  Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Проект федерального конституционного закона о принятии в Россию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект данного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции РФ.

  • Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ.
  • Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.
  • Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Россию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Б. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации).

Предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту РФ.

Данное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:

  1. а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
  2. б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;
  3. в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
  4. г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
  5. д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
  6. Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
  7. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Федерации.
  8. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Федерации по вопросу об образовании в составе России нового субъекта осуществляются в соответствии с законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
  9. Если вопрос об образовании в составе России нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Федерации, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год.
  10. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе России нового субъекта представляются Президенту РФ.

Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом Российской Федерации.

  • Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 рассматриваемого Федерального конституционного закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
  • а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
  • б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;
  • в) правопреемство нового субъекта Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями;
  • г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации;
  • д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Федерации;
  • е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации территории нового субъекта Федерации.
  • Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ.
  • Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе России нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Механизм образования нового субъекта на территории России, сформированный указанным законом, за период его действия (по состоянию на 1.06.2005 г.) несколько раз был реализован. 25 марта 2004 г.

был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».

[132] На основании данного закона на территории двух субъектов создается новый субъект «Пермский край».

Ссылка на основную публикацию