Статья 24.5. экологический сбор

В данной статье подробно рассмотрим теоретические вопросы экологического сбора и разберем на практике как рассчитать и заполнить 3 отчета по экосбору для небольшой швейной фабрики.

Экологический сбор регламентируется федеральным законодательством.

Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации, то есть по сути экосбор – это плата за то, что организация не занимается переработкой, за невыполнение норматива утилизации отходов от использования производимых или импортируемых товаров и упаковки, указанных в распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. №2970-р.

Обеспечить утилизацию отходов обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые производят и импортируют товары (и упаковку) из этого перечня.

Резюмируем: экологический сбор должны платить и сдавать отчеты:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации;
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации.

Экосбор не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • предприятие утилизирует отходы за пределами страны;
  • предприятие утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если юр.лицо утилизирует часть отходов и не дотягивает до принятых нормативов, то платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

ВАЖНО! Не путайте расчет платы за НВОС (экологические платежи)  с отчетностью по экологическому сбору!

Рассмотрим примеры:

  1. Деревообрабатывающий цех по производству столярной продукции, который выпускает изделия деревянные строительные и столярные. Данный объект использует деревянную тару, которая входит в перечень утилизации, за которую необходимо уплачивать экологический сбор.
  2. Хлебокомбинат для упаковки хлебопекарной продукции использует мешки, коробки, ящики пластмассовые, а также упаковку из бумаги и картона, которые также попадают под экосбор.
  3. Швейное предприятие упаковывает готовую продукцию в мешки, использует бумажную и картонную упаковку, а также деревянные поддоны для транспортировки больших партий. Данные виды упаковки также попадают под экосбор. Помимо упаковки в отчете необходимо отразить данные по производимому товару, например, одежде трикотажной.

В понятие отчетности по экосбору за прошедший 2019 год включены 3 отчета:

1.Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации

2.  Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

3. Форма расчета суммы экологического сбора

Статья 24.5. Экологический сбор Статья 24.5. Экологический сбор

Сроки сдачи всех отчетов по экологическому сбору представлены в таблице:

Срок
Что нужно сделать
До 1 апреля 2021 года Сдать декларацию о количестве выпущенных товаров
До 1 апреля 2021 года Сдать отчет о выполнении нормативов утилизации
До 15 апреля 2021 года Сдать суммы экологического сбора и уплатить эко-сбор в бюджет

ВАЖНО! Срок уплаты экологического сбора за 2019 год – до 15 апреля 2020 года!

Производители товаров сдают отчеты в межрегиональное управление Росприроднадзора.

Будьте внимательны! С 2020 года поменялись названия и почтовые адреса управлений Росприроднадзора.

Производители товаров, находящихся в Смоленской области, сдают экосбор в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям (почтовый адрес 214004 Россия, Смоленская область, г.Смоленск, ул. Николаева, д.12Б).

Производители товаров, находящихся в г. Севастополь, — в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора (почтовый адрес 295022, Респ. , д. 198).

Импортеры товаров и упаковки сдают экологический сбор в центральный аппарат Росприроднадзора, а именно в Центральный аппарат Росприроднадзора (почтовый адрес  г.Москва, . Грузинская, д. 4/6, стр. 1).

Организации, которые одновременно являются производителями и импортерами, направляют отчеты в центральный аппарат (постановление Правительства РФ от 25.07.2018 г. №868).

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления посредством системы учета отходов.

Датой приема отчетности на бумажном носителе считается дата проставления отметки Росприронадзора о получении отчетности на бумажном носителе или дата почтового отправления.

При осуществлении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) вправе запросить у производителя товаров, импортера товаров, ассоциации:

  •  копии договоров;
  • копии актов утилизации отходов.

Копии документов направляются производителем товаров, импортером товаром, ассоциацией в Росприроднадзор в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Копии документов должны быть заверены

Объект: небольшое швейное производство, выпускающее трикотажную одежду.

1. Определяем товары и упаковку по перечню

Проверяем по Перечню готовых товаров, включая упаковку, Распоряжения №2970-р  от 28.12.2017 г,  находим нужную позицию «Одежда прочая трикотажная или вязаная».

Статья 24.5. Экологический сбор

Находим в этом же перечне используемую упаковку:

Статья 24.5. Экологический сбор

Начинаем заполнять первый отчет: Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации.

Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара и упаковки на основании первичных документов (для производителей) или на основании таможенных документов (для импортеров). В позициях, не подлежащих заполнению, ставится «-«.

Раздел I » Общие сведения» заполняется по данным предприятия: ИНН, адрес, ОГРН, статистические коды.

В Раздел II «Информация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров» вписываются данные о товарах и упаковке из перечня.

Для нашего примера заполняем таблицу «Информация об упаковке товаров». Наименование упаковки товаров переписываем из перечня, группируя их по группам, заполняем код по классификатору продукции (приведен в таблице перечня).

В графах 7-10 указывается количество упаковки в кг. Если упаковка вывозилась из России или производилась из вторсырье, также прописывается количество.

Отчет подписывается руководителем и ставится печать.

В Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров заполняется 2 раздела. Отчетность представляется для готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Раздел I «Общие сведения» заполняется аналогично разделу I декларации об утилизации (см. п. 2).

Раздел II «Информация о товарах и упаковке товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» указывается информация о товарах и упаковке

Таблица «Информация о товарах (без упаковки товаров) заполняется следующим образом: вначале указывается номер и наименование группы товаров в соответствии с разделом I перечня, а затем построчно указываются товарные позиции по товарам из раздела I перечня.

В таблицу включаются только те группы товаров и товары, в отношении которых у производителя товаров, импортера товаров возникает обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров. Код товара по классификатору продукции указан в Перечне.

Количество товаров, упаковки товаров, количество отходов от использования товаров указываются для каждого товара, упаковки товаров в килограммах, округленных до целого числа по математическим правилам округления.

Норматив утилизации принимается в зависимости от группы товара по Распоряжению Правительства от 28.12.2017 г. №2971-р «О нормативах утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 гг.».

Для нашего примера одежда прочая относится к группе №6, норматив утилизации для 2019 года составляет 5%.

Статья 24.5. Экологический сбор

Следующая таблица «Информация об упаковке товаров» заполняется аналогично.

По наименованию упаковки определяется группа, по группе — норматив утилизации. Записываются данные о количестве упаковки товаров, выпущенной в обращение за отчетный период.

Читайте также:  Статья 33. Исправление и толкование решения. Дополнительное решение

Для мешков из полимера, относящихся к группе №21 «Изделия пластмассовые упаковочные», норматив утилизации равен 15%.

Статья 24.5. Экологический сбор

Для упаковки печатной из бумаги и картона (группа №12) норматив утилизации — 15%.

Статья 24.5. Экологический сбор

Все данные сводим в таблицу по упаковке:

Статья 24.5. Экологический сбор

Форма расчета суммы экологического сбора содержит также 2 раздела.

Раздел 1 «Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров» заполняется аналогично предыдущим отчетам.

Раздел 2 «Расчет суммы экологического сбора» состоит из двух таблиц. В первой таблице сводится информация по экологическому сбору за готовые товары из предыдущих отчетов.

  • Расчет экологического сбора осуществляется по формуле:
  • ЭС = Ставка * Масса утилизируемых товаров * Норматив утилизации
  • Расчет экологического сбора для производителей (импортеров), самостоятельно утилизирующих товар (упаковку): в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
  • Таким образом,

 ЭС = СТЭС * (ОУСТ — ОФАКТ),

  1. где ЭС — экологический сбор;
  2. СТЭС — ставка экологического сбора;
  3. ОУСТ — установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров;
  4. ОФАКТ — фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров.

Важно! Для некоторых товаров, подлежащих утилизации, ставка экосбора равна нулю, а значит, и экологический сбор будет равен 0. В данном случае предприятию ничего не нужно оплачивать в бюджет. НО! Сдать отчеты по экосбору нужно в срок!

Статья 24.5. Экологический сбор

Для нашего примера в первую таблицу заносим готовый товар одежда прочая текстильная, код классификатора, количество в кг, норматив утилизации, ставку экосбора и рассчитываем сумму экологического сбора. Так как норматив утилизации равен 0, то и сумма экологического сбора — 0.

Во второй таблицы раздела 2 заполняется информация по упаковке аналогично.

Для рассматриваемого примера ставка экологического сбора для мешков из полимера этилена (группа №49) равна 3 844 руб. Расчет приведен  на скриншоте:

Таким образом, шаг за шагом нужно внимательно заполнить все отчеты, посчитать итоговую сумму экологического сбора и оплатить в бюджет до 15 апреля.

Если у Вас возникли вопросы или проблемы с заполнением отчетности по экосбору, можете написать нам, постараемся Вам помочь: рубрика Вопрос-ответ.

Экологический сбор в 2021 году. Кто платит

Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.

Что представляет собой экологический сбор?

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой.

Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами.

На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Ставки

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Рассчитываем размер экологического сбора

  • ЭС рассчитывается по следующей формуле:
  • ЭС = С * М * Н
  • где:
  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать.

Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Пример расчета

Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:

7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:

7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Кто не платит экологический сбор?

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Читайте также:  Статья 20. государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Куда перечислять деньги и в какие сроки?

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Что делать при переплате?

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Сопутствующая отчетность

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Экологический сбор для импортёров товаров

10 марта 2021

Существует несколько видов экологических платежей, которые необходимо уплачивать в органы Росприроднадзора.

Виды сборов

Экологический сбор

Уплачивается импортерами в отношении товаров, включенных Правительством в Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п. п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Правил взимания экологического сбора, Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р).

Суть взимания платы с производителей и импортеров товаров и упаковок — компенсация за негативное воздействие на окружающую среду, товаров и упаковки, ввезенных на территорию РФ.

Мотивацией для введения экологического сбора является сокращение количества захороненных отходов.

Экологический сбор по своей сути является платой за отказ компании заниматься самостоятельно утилизацией своих отходов.

Утилизационный сбор

Распространяется на произведенные или ввозимые в РФ (п.1 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»):

  • Колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним
  • Самоходные машины и прицепы к ним

Платеж за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Отдельный платеж,который уплачивается с 2002 года. Плата за негативное воздействие осуществляется за загрязнение экологии химикатами, связанными со сферой производства.

Для информации. Минфин предложил дополнить НК РФ новым налогом и сбором. По проекту это будут экологический налог и утилизационный сбор. Их появление не увеличит налоговой нагрузки, поскольку они заменят соответствующие неналоговые платежи: первый — плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), второй — экологический и утилизационный сборы.

Несмотря на отнесение платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — совершенно разные обязательства. Наиболее распространённом платежом является экологический сбор, т.к. он уплачивается практически всеми импортерами. Иные платежи в статье не рассматривают.

Экологический сбор

На данным момент многие компании начали получать из Роспотребнадзора требования о представлении расчета сумм экологического сбора и добровольного погашения задолженности по уплате экологического сбора за прошлые периоды.

Что делать, если пришло такое требование? Пишите — мы поможем разобраться в нюансах, связанных с уплатой экологического сбора, в том числе по прошлым периодам.

С 2017 года изготовители и поставщики продукции обязаны заботиться о том, как утилизировать достаточный процент отходов, чтобы не нарушить нормативов утилизации. Иначе им следует оплатить экологический сбор.

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении (п. 1.2. ст. 24.2. ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ):

  • Товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции
  • Товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза
  • Упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции
  • Упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза

Выполнение обязанности по утилизации организовывается одним из способов:

  • Организовать собственную инфраструктуру по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования товаров
  • Заключить договор либо с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо с компанией (ИП), занимающейся сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов
  • Создать ассоциацию (союз) производителей, импортеров товаров
  • Уплатить экологический сбор

При этом обязанность по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • Или со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации,
  • Или со дня уплаты экологического сбора

Таким образом, экологический сбор не уплачивается, если:

  • Компании производители или импортеры сами утилизирует свою продукцию или упаковку после утраты потребительских свойств в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
  • Компании утилизируют отходы за территорией РФ
  • Компания реализует биоразлагаемые товары/упаковку. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Распоряжением Правительства РФ от 11.02.2016 N 202-р утвержден перечень упаковки, товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами. Согласно этому пункту должны появиться льготы по экосбору для изготовителей и импортеров товаров из биоразлагаемых материалов. На данный момент льготы не введены.

Частичная плата осуществляется при неполном выполнении нормативов утилизации отходов. В таком случае организация платит сбор за ту часть продукции, которая не была переработана.

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р (действует с 01.01.

2021 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).

Данные перечни корреспондируют с видами продукции, включенными в Общероссийский классификатор ОК-2014, а также списками товаров, для которых установлены ставки в таможенном тарифном классификаторе ЕТТ ЕАЭС.

  • Норматив утилизации отходов от использования товаров — это процентное выражение в соотношении количества товаров или упаковок, или товара и упаковки реализованных производителями или импортерами, к суммарному количеству товаров или упаковок определенных видов, которые были выпущены на территории РФ.
  • Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или товаров в упаковке предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Например, если норматив по экологическому сбору равен 18%, то это значит, что компания должна заплатить сбор 18% от их общего объема.
Читайте также:  Статья 14. Дополнительный отпуск

Как выполнить норматив утилизации?

Как было сказано выше компания может выполнить норматив, если заключит договор:

  • Либо с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами,
  • Либо с компанией (ИП), занимающейся сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов

В п. п. 9.1, 9.2 ст. 24.2 Закона об отходах перечислены документы, посредством которых подтверждается выполнение нормативов утилизации.

Компании и ИП, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь лицензию.

Закон об отходах и Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержат указания на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется.

Пункт 3 Положения о лицензировании устанавливает лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также к лицензиату. Среди них в зависимости от конкретного вида заявленных работ:

  • Наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих установленным требованиям
  • Наличие оборудования и специализированных установок, необходимых для выполнения заявленных работ
  • Наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств
  • Наличие у лицензиата и его работников профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности, и др.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в Росприроднадзор заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона о лицензировании (форма заявления содержится в приложении 1 к Приказу Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132) (п. п. 2, 5 Положения о лицензировании), с приложением документов, перечисленных в п. 6 Положения о лицензировании.

Ограничение срока действия лицензии на обращение с отходами законодательством не предусмотрено.

При этом необходимо учитывать, что ИП или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по утилизации таких отходов на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим ИП или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Таким образом, принимая решение о работе с компанией, занимающейся утилизацией, необходимо обращать на соблюдение требований, предъявляемые лицензирующим органом. В случае нарушений лицензия может быть аннулирована и для вашей компании нормативы по утилизации не будут выполняться и возникнет обязанность по уплате экосбора.

При невыполнении норматива по утилизации необходимо рассчитать и уплатить экологический сбор

На данный момент действуют законодательно утвержденные:

  • Ставки по экологическому сбору, утвержденные для каждой группы товаров, группы упаковки товаров (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284)
  • Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р).

Производители и импортеры, которые не утилизируют самостоятельно товары и упаковку, рассчитывают экологический сбор по формуле (п. 6 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6 Правил взимания экологического сбора): ЭС = С × Т × Н, где:

  • ЭС — сумма экологического сбора;
  • С — ставка сбора;
  • Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;
  • Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

Производители или импортеры, которые обязались самостоятельно утилизировать отходы, но не достигли установленных нормативов, рассчитывают экологический сбор по следующей формуле (п. 7 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 8 Правил взимания экологического сбора): ЭС = С × (Т — У), где:

  • ЭС — сумма экологического сбора;
  • С — ставка сбора;
  • Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;
  • У — масса утилизированных отходов за отчетный год)

Отчетность, представляемая в Росприроднадзор и уплата экологического сбора

В таблице приведена информация о представлении данных в госорганы:

Вид отчетности Срок Ответственность
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (до 2020 г.) Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным ст. 8.5.1 КоАП РФ 70 000-150 000 руб.
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417
Расчет суммы экологического сбора Утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 Ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным ст. 8.41.1 КоАП РФ в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 500 000 руб.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему.

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика экологического сбора, не нужно. Учет лиц, производящих (ввозящих) товары, осуществляется при подаче ими соответствующей отчетности.

Также учитываются сведения Федеральной таможенной службы, Минпромторга, налоговых органов и органов статистики.

Отчетность может подаваться в электронном виде через специальный сервис на сайте Росприроднадзора «Модуль природопользователя» или личный кабинете.

Реквизиты для перечисления экологического сбора можно найти на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов (п. 5 Правил взимания экологического сбора) http://rpn.gov.ru/ > Контакты и реквизиты > Реквизиты.

С 17 июня 2021 года повысились штрафы в сфере обращения с отходами и уплаты экологических платежей

С 17.06.2019 увеличена ответственность за неуплату экологического сбора. За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ): на должностных лиц организаций – в размере от 5 000 до 7 000 руб.

; на индивидуальных предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 250 000 руб.

; на организации – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 500 000 руб.

Для справки

  1. Плательщиками экологического сбора являются компании:

  • Производители и/или импортеры товаров (упаковки) входящие в Перечень товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, при этом производитель/импортер не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);
  • Компании обязавшиеся утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но не выполнившие нормативы утилизации в отчетном году.

Основание: п. п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Правил взимания экологического сбора.

  1. Порядок расчета экологического сбора:

  • Для производителей и импортеров, не осуществляющих утилизацию товаров (упаковки) самостоятельно:

(Ставка экологического сбора) * (Масса товаров (упаковки) выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за предыдущий отчетный период) * (Норматив утилизации отходов, установленный на отчетный период)

  • Для производителей и импортеров, которые самостоятельно утилизируют отходы, но не выполнили установленных нормативов:

Ставка экологического сбора * (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчетный период, исходя из норматива – Количество утилизированных отходов за отчетный год).

Основание: п. 6;7 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6;8 Правил взимания экологического сбора.

  1. Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ необходимо отправить не позднее 1-го апреля года следующим за отчетным.

  • Производитель – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;
  • Импортер – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Основание

Ссылка на основную публикацию