Статья 24.14. российский экологический оператор

Статья 24.14. Российский экологический оператор

Содержание:

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО. Согласно федеральному закону № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года, только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере.

Региональным оператором может стать компания с правовым статусом юридического лица, соответствующая требованиям:

  • Регистрация на территории РФ;
  • Сфера деятельности, связанная с обращением с ТКО;
  • Действует на основании лицензии в области обращения с отходами, куда входят их сбор, транспортировка, обезвреживание, утилизация, а также допуск к размещению отходов классов опасности с 1 по 4.

В каждом субъекте РФ работает 1 или несколько операторов. Количество зависит от особенностей территориальной схемы и требований, обозначенных в региональной программе обращения с отходами.

Причины появления региональных операторов

Статья 24.14. Российский экологический оператор

Громкой преамбулой мусорной реформы стали несколько крупных скандалов в отрасли. Особенно ярко запомнились два:

  • Волоколамск, 2018 год – от отравления свалочными газами пострадали несколько десятков подростков;
  • Архангельская область, декабрь 2018 года – народ вышел на митинги, выступая против захоронения в регионе отходов из Москвы.

Волнения прокатились в Сочи, Ставропольском крае, Коми, Ленинградской области – народ требовал разобраться с законностью образования полигонов и их близким расположением к населенным пунктам.

Беспорядки на рынке обращения с отходами, в первую очередь, были вызваны отсутствием жесткого централизованного управления. В сфере сбора мусора до реформы работали сотни компаний, причем не только муниципальных, но и частных.

Лишь в некоторых областях – например, Воронежской, Липецкой, в зауральском регионе, где уже на тот момент была создана неплохая структура управления отраслью, чувствовался порядок.

В остальных округах в лучшем случае царила атмосфера разрозненности, в худшем творился хаос.

Вторая причина беспорядков – высокая степень криминализации сферы обращения с отходами. Известно, что примерно в 70% случаев расчет с подрядчиками осуществлялся наличными. Суммы оплаченных средств не фиксировались в документах. В некоторых регионах управление отраслью полностью находилась в руках криминальных структур.

Чтобы справиться с конкурентами, компании занимались демпингом, устанавливали расценки ниже тарифов, действовавших на официально функционировавших полигонах. Иногда такие места сбора мусора закрывали под давлением конкурентов. Это создавало еще больше проблем, так как оставшиеся объекты не справлялись с переработкой огромных мусорных потоков.

Эксперты уверены, что только реформа способна вывести участников сферы обращения с отходами в белую зону. Это позволит установить полноценный контроль за перемещением мусора. Поэтому в качестве основной задачи мусорной реформы называют декриминализацию сектора и создание в каждом регионе своего ответственного игрока, который будет работать законно, оплачивая налоги.

Длинный путь к региональному оператору – хроника событий

Сегодняшний этап мусорной реформы – не единственная попытка навести порядок в секторе обращения с отходами. Ранее уже предпринимались шаги по созданию на мусорном рынке единого правового поля:

Год Событие
1998 Принят 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон призван навести в отрасли порядок. Власти занялись созданием реестров размещения отходов, в которых находились сведения обо всех разрешенных местах захоронения
2004 Второй шаг реформы. Контроль за обращением с отходами передали в руки муниципальных органов. На деле схема не заработала, как хотелось бы, так как городским и сельским администрациям не удалось создать надежной системы контроля над местами захоронений, и хаотичные свалки никуда не исчезли
2008 Лицензирование деятельности в сфере обращения с отходами упразднили. Получение лицензии осталось обязательным для компаний, работающих с опасными отходами
2014 Работа над поправками велась в течение 5 лет, но изменения вводили не все сразу, а частями. В том же году в профессиональном обиходе появились термины «обработка, утилизация, переработка отходов». Стала чаще звучать мысль о необходимости перехода к раздельному сбору мусора и созданию необходимой для этого инфраструктуры
2016 Возобновили лицензирование всех видов деятельности в рамках обращения с отходами. Появилось понятие «расширенная ответственность производителя»: на изготовителей продуктов в упаковке возложили ответственность за ее переработку. Введен экологический сбор 
2019 Региональные операторы появились на всей территории РФ, кроме Москвы, СПб (для этих регионов введена отсрочка до 2022 года)

И так…

В правительстве и регионах, наконец, осознали, что сфера обращения с отходами дальше не может саморегулироваться. В России поняли, что мусорный сектор – такая же тарифицируемая отрасль, как энергоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и другие ветки коммунального хозяйства.

Только таким образом мусорный рынок сможет перейти под контроль государства. Подобный опыт давно существовал и развивается в западных странах. На европейском пространстве сфера переработки отходов жестко контролируется государством. Нашим соседям удалось добиться абсолютной прозрачности данных для граждан и компаний.

Единственно верным решением для введения полного контроля над движением мусора стало введение нового ответственного звена – регионального оператора.

Что такое Российский Экологический оператор

Статья 24.14. Российский экологический оператор

Определение Регионального Экологического оператора дает Федеральный закон от 26.07.2019 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В статье 24.14. говорится, что РЭО – это подразделение, ведущее деятельность в сфере обращения с ТКО согласно требованиям федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных актов, а также действующее в соответствии с уставом.

В отличие от региональных операторов, работающих на местах, уполномочен формировать комплексную систему обращения с ТКО, обеспечивать исполнение законодательных норм во вверенной сфере, заниматься вовлечением инвестиций в отрасль, выполнять другую работу в рамках национального проекта «Экология».

Другие функции и обязанности Российского Экологического оператора:

  • Выкупать земельные участки для объектов капитального строительства, необходимых для работы в сфере обращения с ТКО;
  • Покупать здания, сооружения, спецтехнику, оборудование, необходимое для обработки, утилизации отходов;
  • Регулировать деятельность региональных операторов, помогать им в работе.

Государственный оператор не выполняет одинаковые функции с региональными представительствами. Объединение играет роль своего рода интегратора, следящего за ходом реформы, помогающего региональным операторам выполнять возложенные на них обязанности.

Официальный статус РЭО можно обозначить как публично-правовой. В настоящее время во главе учреждения стоит экс-заместитель председателя московского правительства Д. Буцаев.  

Кто и как выбирает регионального оператора ТКО

Экооператору понадобились экоинтеграторы

РЭО приступил к отбору партнеров для создания системы по учету движения отходов

«Российский экологический оператор» обсуждает участие «Сбера», ВТБ и операторов связи в создании ИT-платформ для отслеживания отходов, образующихся из товаров и упаковки. Учет призван увеличить уплату экосбора их производителями

Статья 24.14. Российский экологический оператор

Сергей Коньков / ТАСС

«Российский экологический оператор» (РЭО, куратор мусорной реформы) планирует привлечь «Сбер», ВТБ, «МегаФон» и «дочку» «Ростелекома» «Большая тройка» к разработке государственных информационных систем, которые будут учитывать движение отходов, образовавшихся от использованных товаров и упаковки, чьи производители должны платить экологический сбор. Об этом РБК сообщил гендиректор РЭО Денис Буцаев.

Экосбор платится для утилизации товаров и упаковки, в том числе ввезенных в страну, в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). Механизм действует с 2014 года, но большинство участников рынка до сих пор его не платят. По данным РЭО, в 2019 году с производителей было собрано лишь 3,7 млрд руб., и это максимальный объем ежегодных сборов за все время.

В конце 2020 года вице-премьер Виктория Абрамченко (курирует в правительстве экологию) согласовала новую концепцию РОП, которая увеличивает требования к производителям и экспортерам. Уже с 2023 года эта реформа позволит собирать около 100 млрд руб. в год, говорил в интервью РБК гендиректор «РТ-Инвеста» («дочка» «Ростеха») Андрей Шипелов.

Зачем нужна такая система учета

РЭО рассчитывает стать оператором системы учета движения отходов от использованных товаров и упаковки в рамках РОП, если это поддержит правительство. Финансирование деятельности оператора РОП, как и стоимость создания информсистем, пока не раскрывается. Буцаев в начале марта сообщил в интервью РБК, что создание ИT-системы для РОП к 2022 году — это его «личный вызов».

Эти системы должны обеспечить полную прозрачность отрасли в сфере переработки твердых коммунальных отходов (ТКО), пояснил РБК Буцаев.

По его словам, в них будут данные о движении всех отходов от товаров и упаковки, а также об утилизаторах и их мощностях.

«Чтобы работала система РОП, информсистема должна включать в себя несколько реестров: тех, кто платит, тех, кто утилизирует (те, у кого есть мощности, а не только лицензия), и реестр упаковки, которую нужно отслеживать», — уточнил он.

«Мы достигли согласия с Минприроды, которое изначально поддерживало нас в этой работе, и с Росприроднадзором и другими заинтересованными ведомствами в том, что должна быть единая система, чтобы не плодить множество отраслевых. Новая система должна обеспечить полную прозрачность отрасли как в ТКО, так и в других видах отходов», — прокомментировал Буцаев. РБК направил запрос в пресс-службу Росприроднадзора.

Читайте также:  Регистрация ИП как работодателя в ПФР - советы юриста

С точки зрения ИT в создании информационных систем может участвовать большое количество технических платформ, считает Буцаев.

«Мы в том числе обсуждаем это с крупнейшими строителями экоплатформ и экоинтеграторами: это Сбербанк, ВТБ, «МегаФон», «Большая тройка» и другие», — отметил он, подчеркнув, что участие иностранцев в создании таких систем не рассматривается, потому что эти разработки должны будут «сопрягаться» с другими сервисами, предоставляемыми в государственном секторе.

Ранее Буцаев указывал, что РЭО рассмотрит возможность создания таких систем, в том числе опираясь на внутренние ресурсы.

«Многие информационные системы сейчас разрабатываются внутри компаний, и мы тоже смотрим на такую возможность.

Найти подрядчика и перечислить ему большую сумму — это самое легкое, а потом получить от него заказанное — уже сложнее, не говоря про запуск в эксплуатацию», — объяснил он.

Глава РЭО отметил, что стоимость такой системы будет сильно зависеть от того, какой функционал будет туда заложен и в каком объеме удастся воспользоваться наработками, которые уже есть.

В кулуарах Невского международного экологического конгресса в мае Буцаев сказал РБК, что бюджет системы будет определен по итогам создания технического задания и разработки финансово-экономического обоснования.

«Но разработка системы не будет сверхдорогой», — заверил он.

«Большая тройка», долю в которой «Ростелеком» приобрел в конце 2020 года, — разработчик программного обеспечения, технологий автоматизации и микроэлектроники для решения проблем экологии.

Компания является лидером в области цифровизации отрасли обращения с отходами, ее продукты используют более 60 субъектов России, заявлено на сайте «Ростелекома».

Как утверждала старший вице-президент «Ростелекома» Анна Шумейко, сейчас в России уделяется первоочередное внимание вопросам утилизации и вообще теме бережного отношения к окружающей среде, а нацпроект «Экология» предполагает «существенное финансирование» создания и развития цифровых систем в этой сфере.

В понедельник, 31 мая, представитель «Ростелекома» не стал комментировать переговоры с РЭО, как и пресс-служба «МегаФона». РБК направил запросы представителям Сбербанка и ВТБ.

Представитель «МегаФона» лишь напомнил, что в 2019 году оператор разработал собственное цифровое решение «МегаФон Экология», которое предназначено для мониторинга экологической обстановки в городах и контроля в режиме реального времени за промышленными выбросами и сбросами. По его словам, пилотные проекты прошли в Дзержинске, Туле, Калининграде, Оренбурге, Великом Новгороде, Саратове, Калуге.

Российский экологический оператор: как власть решает мусорную проблему — Региональные комментарии

Статья 24.14. Российский экологический оператор

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании публичной компании-оператора, которая займется комплексной системой обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Документ опубликован на сайте Кремля. Из-за мусорных проблем во многих регионах России проходили протестные акции. Создание российского экологического оператора, по мнению собеседников «РК», поможет решить многие острые вопросы в сфере обращения с отходами. Некоторые эксперты ожидают, что в ближайшие пять лет в стране произойдет революция в сфере утилизации мусора. Подробнее – в обзоре «РК».

Экология и протесты

Указ о создании публичной компании-оператора Владимир Путин подписал 14 января. Офис компании, учредителем которой станет Министерство природных ресурсов и экологии, будет находиться в Москве. Ее назовут «Российский экологический оператор».

Оператору предстоит обеспечивать соблюдение всех норм законодательства при обращении с ТКО, а также стимулировать инвестиционную активность в данной сфере и реализовать нацпроект «Экология». Как пишет RT, система должна быть создана до 2020 года.

Создание такой системы в целом поддержали в регионах РФ. Теперь ожидается, что специалисты наконец-то займутся развитием системы вторичной переработки отходов, что поможет сдержать рост тарифов и реализовать межрегиональные проекты по сбору и утилизации мусора, сообщает ТАСС.

Как отметила в интервью с журналистами первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Наталья Мочалина, в регионе верят, что единая структура благоприятно скажется на экологической обстановке в стране.

Поддержал данный указ и губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский, который привел в пример ситуацию с экотехнопарком «Шиес» на одноименной железнодорожной станции в Архангельской области, где предполагается организовать полигон для размещения и переработки ТКО из Москвы и Архангельской области.

«Есть моменты и политические, с чем столкнулись в соседней Архангельской области. Логично, когда мусор, который генерируется в более густонаселенных местах, перевозится в регионы, где живут меньше людей. Мне кажется, это логично. Когда появится общестрановой оператор, многие вопросы могут быть сглажены», – сказал Цыбульский журналистам.

Одним из наиболее пострадавших «мусорных регионов», конечно же, является Подмосковье.

В области захоранивается около 16 % всех российских отходов, если брать цифровое выражение, то это почти 8 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) Москвы и только 3,8 млн тонн самой области.

Более того, как сообщали федеральные СМИ, в области было закрыто 24 из 39 мусорных полигонов, в результате чего вся нагрузка легла на оставшиеся 15.

Пожалуй, самым известным скандалом в 2018 году, который и спровоцировал массовые протесты относительно мусора, стала ситуация в Волоколамске, жители которого отравились ядовитыми парами полигона «Ядрово».

Как сообщала «Новая газета», в начале марта 2018 года на территории свалки был введен режим ЧС из-за неприятного запаха, который постоянно шел от полигона.

Как выяснилось, там произошел выброс свалочного газа, после чего за помощью врачей обратились сотни горожан.

В Волоколамске начались акции протеста с требованием закрыть свалку: жители предлагали снять Андрея Воробьева с должности губернатора Подмосковья.

Проблемы с мусором регулярно возникают и в других регионах России.

Еще в августе прошлого года стало известно, что в Тульской области может появиться новый полигон ТБО. Однако администрация района заявила, что категорически против создания этого объекта, так как Тульская область не может принимать дополнительный мусор из-за собственной загрязненности.

Других соседей Московской области, как отметает ИА REGNUM, также коснулась проблема столичного мусора. Речь идет о Тверской, Владимирской и Калужской областях. Никто не хочет принимать мусор из столицы, а в Московской области для него уже нет места.

Проблемы были в Челябинске, где произошел настоящий «мусорный коллапс» из-за за закрытия городской свалки, в результате чего в городе действовал режим ЧС, а также в Горно-Алтайске: город оказался буквально завален мусором, так как новый оператор по утилизации отходов не приступил к выполнению своих обязанностей в срок. Все это провоцировало массовые волнения, горожане требовали «дать им нормально дышать» и угрожали выходить на митинги почти каждый день.

Блогеры о мусорном коллапсе

Практически сразу на информацию о создании единого мусорного оператора отреагировал глава ЛДПР, депутат Госдумы Владимир Жириновский. В своем официальном Telegram-канале он написал: «Наконец-то», а также указал, что, по его мнению, является причинами возникновения мусорного коллапса в России.

«Наконец, появляется единый мусорный оператор. Посмотрим, кто станет главным мусорщиком страны. Это прибыльная должность. В чем причина мусорного коллапса? Виновата советская власть. Я помню, в Алма-Ате лошадь вывозила мусор. Вот через 50 лет проблема и стала такой острой», – высказался политик.

Тем временем авторы Telegram-канала «Жкхинфо» попытались разобраться, чем же будет заниматься компания «Российский экологический оператор».

«Во-первых, он получает возможность централизовать планирование – разрабатывать информационные системы, осуществлять экспертизу территориальных схем, разрешать противоречия между регионами.

Во-вторых, он сможет стать для отрасли своим АИЖК (или фондом ЖКХ). Все полномочия для запуска системы финансирования отрасли получены.

В-третьих, через него можно реализовывать расширенную ответственность производителей и создавать рынок вторичных ресурсов», – пишут авторы.

Они также подчеркивают, что аванс выдан большой, теперь необходимо поддержать его реальной работой, в результате чего и придут результаты.

В свою очередь, «Политджойстик. Мусор России» подвел первые итоги мусорной реформы РФ. Одним из ключевых моментов стала неготовность новых операторов по вывозу ТБО от жилых домов к исполнению своих обязанностей с 1 января.

«В результате чего многие площадки были заполнены мусором, который в некоторых местах еще и поджигали. Отдельной проблемой стали мусоропроводы в многоэтажных домах. Из накопительной комнаты под стволом мусоропровода УК перестали вывозить мусор на площадки, так как им эту операцию больше не оплачивают жильцы, а операторы пока проблему «не замечают», – пишет канал.

Вторым моментом стали решения губернаторов пересмотреть тарифы на вывоз ТБО. Главы увидели в них большую угрозу после речи председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и начали их понижать.

«Это ломает экономический смысл для независимых операторов, а таких много по регионам. Для «своих» единых операторов, которые созданы в виде МУПов и ГУПов, власти, понятно, предусмотрят дотацию из бюджета, а вот частникам придется теперь поломать голову, как быть: отказываться от выигранных тендеров или искать возможность сохранить положительный доход», – комментируют авторы канала.

Читайте также:  Статья 16. о вступлении в силу настоящего федерального закона

В целом блогеры положительно оценивают решение Путина создать единый мусорный оператор, однако подчеркивают, что, несмотря на этот указ, первыми выводы должны сделать именно регионы.

Решение экологических проблем

По мнению экспертов, представители федерального центра понимают всю остроту проблемы складирования и вывоза мусора, именно поэтому Путин вводит дополнительный контроль над этим вопросом. Такого мнения придерживается председатель правления ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров.

«Я думаю, нам (региональным операторам по обращению с ТКО – прим. ред.

) пошло бы на пользу, если бы глобальный оператор у себя хранил и обслуживал территориальные схемы обращения с ТКО, чтобы для нас это являлось некой базой, на примере которой мы бы видели, каким образом распределяются и формируются транспортные потоки и перемещения ТКО от места накопления до переработки и утилизации» , – сообщил он.

По его мнению, в России налажено обучение кадров, которые могли бы грамотно вести работу с ТКО. В частности, речь идет о Самарской области, где есть Политехнический университет, который выпускает соответствующих специалистов.

Между тем заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин предположил, что в ближайшие пять лет произойдет коренная революция в сфере утилизации мусора. Он заявил, что в Госдуме находится на рассмотрении законопроект о переработке отходов, который, скорее всего, будет одобрен Советом Федерации.

«Я, как один из участников подготовки нового законопроекта, могу сказать, что уже в течение ближайших пяти лет произойдет коренная революция в этой сфере, и мы с вами забудем, что такое размещение коммунальных отходов на полигоне вообще. То есть какое-то время еще будут заполняться площадки временного хранения, но потом процесс наполнения и накопления коммунальных отходов повернется вспять», – заявил он.

Он отметил, что законопроект предусматривает принципиально новый подход в области обращения с отходами производства и потребления. В первую очередь речь идет о вопросах обращения с отходами потребления.

«В скором времени у нас вообще пропадет то количество отходов, которое есть, часть площадок, которые сегодня являются полигонами, будут переработаны и рекультивированы, на части будут проведены меры по обеспечению безопасности, остальные будут организованы для хранения остатков тех отходов, которые переработке уже не подвергаются», – резюмировал депутат.

Главный редактор газеты «Общество и экология» Сергей Лисовский тоже поддерживает указ президента РФ, более того, называет его «долгожданным», так как мусорная проблема назрела в стране за прошедшие годы.

«Указ Владимира Путина я воспринимаю как создание своеобразного министерства по отходам.

Конечно, компания-оператор не будет представлять из себя ведомство в полном объеме, потому что она будет находиться внутри Министерства природных ресурсов и подчиняться ему.

Но единый центр управления системой обращения с ТКО нужен. Регоператоры, к сожалению, не смогли бы решить текущие проблемы без координации усилий из центра. Это стало очевидным», – рассказал он.

Более того, Лисовский выделил и минусы создания единого мусорного оператора. По его мнению, в России недостаточно специалистов, которые хорошо бы разбирались в переработке ТБО, так как это является достаточно тонкой сферой.

Российский экологический оператор – реформирование обращения с отходами

Проект по созданию «Российского экологического оператора» (РЭО) вступает в активную стадию – 22 февраля прозвучало поручение о разработке дорожной карты, адресованное заместителем председателя правительства РФ Алексеем Гордеевым руководству РЭО и Министерству природных ресурсов и экологии.

Российский экологический оператор – государственная компания, созданная 14 января 2019 г. указом Президента РФ Владимира Путина. Генеральный директор компании был назначен 19 февраля, им стал Денис Буцаев – бывший вице-премьер Правительства Московской области.

Главной целью создания РЭО является реформирование всей деятельности по обращению с отходами в РФ. В задачи организации войдут:

  • внесение предложений по изменению законодательства РФ в сфере обращения с отходами;
  • экспертиза и объединение в единую систему региональных территориальных схем обращения с отходами;
  • разработка проектов государственной поддержки инвестиций в «мусорную отрасль»;
  • разработка и продвижение новых технологий в данной сфере;
  • создание библиотеки проектов по эффективному обращению с отходами;
  • а также выпуск облигаций, покупка земель, предприятий и оборудования для реализации поставленных задач.

Экологическая направленность проекта очевидна: это контроль за переработкой и утилизацией мусора, предотвращение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду, дополнительный надзор за предприятиями, в чью деятельность входит обращение с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время самая строгая отчетность требуется от организаций, занимающихся накоплением, переработкой и другими видами обработки отходов в Москве.

В качестве меры контроля используются технологические регламенты на обращение с отходами – документы, которые необходимо разрабатывать и направлять на согласование в Управление подготовки территорий при Департаменте строительства.

Технологический регламент, зарегистрированный в ГКУ «УПТ» – неотъемлемая часть проекта строительства и экологической документации по любому объекту, где ведутся работы по благоустройству, сносу, реконструкции, прокладке коммуникаций с образование ТБО.

Их разработкой занимаются специалисты по экологической документации компании «ГЕОЭксперт». Вероятно, что подобные требования к оформлению отходов могут появиться и в других регионах в процессе создания федеральной системы обращения с отходами под руководством Российского экологического оператора.

Кто такие ППК РЭО — «Российский экологический оператор»?

Не так давно заработал официальный сайт российского экологического оператора. Эта структура заработала с апреля 2019 года.

Ее цель – регулирование обращение мусора в России в общем, и в каждом отдельном регионе, в частности.

Организация обязана контролировать справедливость установления тарифов региональными операторами, подчинить их закону спроса и предложения, исключив фактор монополиста, каковыми являются региональные операторы ТКО.

Причины создания ППК РЭО

После проведения «мусорной реформы» тарифы на вывоз мусора значительно увеличились, а качество услуг осталось на прежнем уровне.

Публично-правовая компания «российский экологический оператор» (ППК РЭО) появилась неслучайно. С 1 января 2019 года заработала так называемая мусорная реформа. Население не особо задумывалось о ее введении, хотя она была анонсирована за несколько лет до этого, а обсуждения велись еще раньше.

Но граждане обратили внимание, что в январе-феврале 2019 года их
счета за коммунальные услуги заметно выросли. Изучив причину, оказалось, что
существенно выросла стоимость за обращение отходов. Например, если раньше семья
оплачивала отельный счет за вывоз мусора, который составлял 15-30 р., то теперь
эта сумма выросла до 300-600 р., что весьма существенно.

Причин этому несколько, а именно:

  1. Тариф считается не по квадратным метрам как раньше, а по количеству проживающих в квартире;
  2. Нормы образование мусора рассчитываются в каждом регионе отдельно.

В первую очередь пострадали те, у кого в квартире прописано много жильцов. Они могли и не проживать фактически, но плата за вывоз мусора на них начислялась.

Нормы образования мусора, которые принимались в регионах в 2018-2019
году, были условные и с существенным запасом. За такую предосторожность
пришлось платить именно конечному потребителю.

Другая проблема – операторы в регионах практически не имеют конкуренции. Кроме того, по закону потребитель обязан с ними заключить договор. Если он этого не делает (не направляет заявление с поправками), типовой договор, размещенный на сайте оператора, считается заключенным автоматически.

Сами поправки, которые может внести потребитель, касаются количества
проживающих в квартире или доме. Чтобы пересмотреть нормы образования мусора,
необходимо обращаться с заявлением/жалобой в Правительство субъекта федерации,
местные органы власти. Реагирование на жалобы проходит формально, чиновники
ссылаются на проведенные расчеты и принятые законы.

Третья проблема – невыполнение оператором своих обязанностей. Тарифы выросли, а мусор, как и раньше, вывозится недобросовестно. Сложилась ситуация, когда потребителя заставили платить по-новому, причем суммы не всегда оправданны, сильно завышены, а выполнение услуг по обращению отходов осталось на прежнем уровне. Все эти проблемы в совокупности и стали причиной создания ППК РЭО.

Создание «Российского экологического оператора»

Фото взято с официального сайта ППК РЭО.

Началом послужил указ президента о создании ППК РЭО. Он был подписан 14 января, а через месяц, 20 февраля, глава страны в послании Федеральному собранию указал на необходимость привести в соответствие к закону и здравому смыслу деятельность по обращению отходов. И для нормального функционирования отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), контроля за деятельности операторов была создана ППК РЭО.

Читайте также:  Глава XIV. Удостоверение фактов

В начале апреля структура завершила процедуру регистрации, заработал ее официальный сайт — https://reo.ru/ . Заканчивается комплектация штата специалистов, которые начинают выезжать в регионы. Цель поездок – проведение ревизии утвержденных территориальных схем обращения ТКО. Задача – разработать и создать единую федеральную схему обращения ТКО.

Для справки! Российский экологический оператор действует на основании устава, который утвержден 9.04.2019.

Другие функции и возможности ППК РЭО:

  1. Внесение
    инициатив по внесению изменений в действующее законодательство;
  2. Разработка
    проектов в рамках федеральных программ, направленных на поддержку инвестиций;
  3. Проводить
    эмиссию ценных бумаг (облигаций);
  4. Приобретать
    доли в других компаниях;
  5. Приобретать
    движимое и недвижимое имущество: оборудование, транспорт, земельные участки,
    предприятия.

Кроме того, в РЭО будет формироваться база с лучшими типовыми проектами по обращению ТКО. Деятельность организации направлена и на разработку, продвижение новых технологий.

И самое главное — теперь можно жаловаться на обращение с тко онлайн!

Для этого достаточно заполнить форму на сайте — https://radar.reo.ru/

Итак, уже сегодня потребители могут зайти на официальный сайт рассматриваемой организации. Можно связаться с контролирующим органом через контакты российского экологического оператора.

На сайте действует РЭО радар. Эта функция позволяет потребителям оставить жалобу на действия конкретного оператора.

В соответствующем разделе размещена инструкция, как нужно действовать, чтобы направить обращение. Потребителю нужно заполнить специальную форму, в которой указывается адрес, конкретизируется вид нарушения. Удобно, что пользователя подсказками направляют, какое именно нарушение ему нужно описывать. Оставить жалобу можно быстро, ответ придет в течение 3-10 дней.

Жаловаться можно в следующих ситуациях:

Стихийная свалка

Несанкционированный сброс отходов. Свалки в природных зонах. Стихийная свалка размещается непосредственно на земле, из-за чего отравляет почву, атмосферу, близлежащие водоемы, растительный и животный мир.

Нарушение сбора мусора

Нерегулярный вывоз мусора, скопление отходов в местах сбора. Переполненные мусорные баки. Антисанитария в местах сбора ТКО. Контейнеры в неположенных местах.

Сброс опасных отходов

Несанкционированный сброс аккумуляторов, автопокрышек, масел, нефтепродуктов или люминесцентных ламп.

Неприятный запах

Зловонный запах в местах проживания людей.

Если какой-то вопрос необходимо решить срочно, на сайте указан телефон
Российского экологического оператора. В данном случае необходимо пользоваться
горячей линией.

Звонок по всей России бесплатный.

Заключение

Введение Российского экологического оператора на рынок обращения ТКО помогает ускорить внедрение «мусорной» реформы. Деятельность организации в первую очередь направлена на защиту интересов потребителя. Именно на него в 2019 году переложили все расходы, связанные с реформированием, забыв о повышении качества услуг. ППК РЭО создана, чтобы исправить эту ситуацию.

Денис Буцаев: будем поддерживать российские технологии в переработке отходов — Россия 24.

Задачи и функции Российского экологического оператора

В России длительное время сфере мусоропереработки не уделялось должного внимания. Десятилетиями ситуация с мусорной проблемой оставалась неуправляемой. Появление российского экологического оператора (РЭО), по мнению председателя Всероссийского общества охраны природы Элмурода Расулмухамедова, окончательно закроет тему неправильного обращения с отходами.

Обязанности российского экологического оператора

Владимир Путин в январе 2019 года подписал указ о создании «Российского экологического оператора», который разрешит проблему отечественной мусоропереработки.

Основной целью РЭО является организация действенных способов обращения с ТКО для исключения опасного влияния последствий мусорных свалок на природу и человека. Появление оператора призвано реализовать проект «Экология» до 2024 года.

В дополнительные и целевые обязательства РЭО включены:

  1. Создание программ и нормативов по обезвреживанию отходов разных классов опасности.
  2. Проведение экспертиз работающих полигонов.
  3. Заключение договоров с утилизирующими фирмами на международном уровне.
  4. Привлечение инвесторов в столицу и регионы для воплощения проектов по мусоропереработке.
  5. Финансовая поддержка инвесторских программ.
  6. Увеличение доли ТКО, направляемых на переработку.
  7. Поиск и ликвидация несанкционированных свалок.
  8. Введение в эксплуатацию комплексов по уничтожению промышленных отходов.

По указу президента РФ к I кварталу 2020 года компании нужно создать единый справочник накопительных норм отходов. Эта мера учета позволит избежать заметных отклонений в стоимости вывоза мусора в регионах из-за завышения нормативов накопления.

В президентском указе оговаривается срок в 1 месяц для утверждения устава компании, образование наблюдательного совета. За 3 месяца следует установить объём государственного имущества для передачи РЭО.

Финансирование единого экологического оператора

Министр природных ресурсов и экологии Д.Н.Кобылкин заявил, что 69 субъектов работают с новой схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, остальные в процессе перехода.

По расчетам его команды до 2024 года в стране нужно построить 200 комплексов для мусоропереработки. Только в этом году ожидается строительство в регионах 39 заводов. На выполнение планов госбюджет выделил более 50 млрд рублей.

По мнению Кобылкина ожидается получение прибыли в 2—3 рубля на каждый потраченный рубль.

Создание новой региональной индустрии требует около 300 млрд рублей. От инвестиционного партнерства планируется получить 180 млрд рублей, оставшуюся сумму выделит госбюджет.

После проведенной презентации помощника президента Андрея Белоусова отмечен интерес крупных инвесторов в строительстве мусороперерабатывающих заводов.

Будущее финансирование от следующих партнеров поддержит развитие РЭО:

  • Группа «ВИС» Игоря Снегурова;
  • Компания «Лидер»;
  • «Еврохим» Андрея Мельниченко.

Эксперты рассчитывают на другие инструменты привлечения внешних средств в развитие отрасли. Это долговые бумаги под названием «зеленые облигации». Полученные средства от их эмиссии разрешено вкладывать только в экопроекты. Советник губернатора Московской области Александр Коган считает, что таким образом можно получить более 40 млрд для развивающейся индустрии мусоропереработки.

Поступление вложений возможно от института расширенной ответственности производителя. Концепция РОП предусматривает обязательства организаций заключать договоры с утилизирующими фирмами.

Таким образом уничтожение промышленных отходов станет стимулировать экологические сборы. К концу срока планируется собрать 15 млрд рублей от экосборов.

При всестороннем подходе госпрограмма по созданию российского экологического оператора за 5 лет достигнет логического завершения.

Руководство российского экологического оператора

После подписания указа о создании компании мусорного оператора и назначения в должности гендиректора Д.Буцаева было заявлено о начале формирования команды новой отрасли. Сроком завершения считается 14 апреля 2019 года.

К этому моменту должно быть завершено юридическое оформление госкомпании и представлен список ответственных лиц. Руководитель РЭО заявил о необходимости привлечения лучших специалистов по вопросам мусоропереработки и инвесторов.

Министр Кобылкин порекомендовал главе российского экологического оператора сформировать открытую и понятную для граждан структуру. В ответ Буцаев указал на создание информативной концепции, которая позволит людям открыто наблюдать за схемой переработки отходов в стране и сообщать о нарушениях в сфере оборота мусора.

При Минприроды создан Общественный совет для контроля за работой Министерства и мониторированием РЭО. В него вошли 28 представителей, заинтересованных в развитии экооператора страны. В составе участников значатся: Альбина Дударева, Игорь Честин, Ринат Гизатулин, Иван Еремин, Александр Закондырин и другие.

Роль Минприроды РФ

Созданная в России новая отрасль по обращению с мусором принадлежит Министерству природы и экологии, выполняющему функции и полномочия учредителя. Минприроды будет контролировать деятельность мусорного оператора. Регистрация и размещение структуры пройдет в Москве.

Первое официальное собрание публично-правовой компании «Российский экологический оператор» прошло 25 марта при Минприроды РФ. Руководство отметило, что поступление 20 млрд рублей от инвестиций на потребности развивающейся отрасли не хватает.

Денис Буцаев, который возглавляет российский экологический оператор, указал на сдерживающие развитие индустрии причины:

  • неполноценная проработка нормативно-правовой базы;
  • отсутствие общих нормативов накопления отходов;
  • низкая платежная дисциплина.

Гендиректор указал на то, что в стране будут создавать единую территориальную схему. В ее состав войдут создатели отходов, существующие инфраструктурные единицы и подлежащие строительству. Директор пообещал инвесторам, финансирующим госкомпанию через зеленые облигации, налоговую господдержку.

Генеральный директор РЭО

Поиск главы российского оператора по отходам не составил труда. Среди предложенных кандидатур на высокопоставленную должность был выбран бывший зампред Московской области Денис Буцаев. Новый руководитель считает, что полученный опыт в Министерстве инвестиций поможет ему стимулировать инвестиционную активность всероссийского мусорного оператора.

Первая встреча генерального директора РЭО по теме развития отрасли управления отходами прошла в «Сколково». Совместно с министром экологии Д.Буцаев обсудил вопросы с ведущими специалистами в индустрии ТКО и возможными инвесторами. В диалоге уделялось внимание проблемам отрасли, которые могут приостановить прогрессирование реформы.

Тема твердых коммунальных отходов актуальна в повестках Правительства РФ. По мнению секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева в разрешении проблемы должны принимать активное участие представители общественных организаций. Появление единого российского оператора в форме публично-правовой компании обещает окончательно урегулировать обстановку вокруг ТКО.

Ссылка на основную публикацию