Статья 22. государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации

Цитировать:Волкова А.С., Кудаева М.М. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1491-1504. – doi: 10.18334/et.6.4.41215.

Аннотация:В статье анализируются современные меры семейной политики России в части поддержки материнства и детства. Анализ реализуемых мер сопровождается зарубежными сравнениями, которые демонстрируют наличие широкого комплексного подхода к поддержке материнства и детства в России (материальная, социальная, трудовая и налоговая поддержка).

Однако, многообразие мер поддержки семей с детьми не обеспечивает достижения желаемых показателей.

Изучение мер семейной политики в отдельных субъектах Российской Федерации подтверждает необходимость разработки и использования дифференцированных региональных подходов к поддержке материнства и детства, вызванных разностью значений суммарного коэффициента рождаемости, возможностями регионов, культурными особенностями.

Сделан вывод о том, что большинство мер представлены экономическими стимулами, которые имеют прямое сильное влияние на рост показателя рождаемости в России, но при этом не позволяют обеспечить высокий уровень жизни семей, не решают проблему эффективного сочетания родительских и профессиональных обязанностей

Ключевые слова: рождаемость, семейная политика, государственная социальная поддержка семей с детьми, женская занятость, социальные пособия и выплаты

JEL-классификация: J28, J13, J16, J12

Введение

Негативные демографические тенденции (старение населения, низкий уровень рождаемости, высокие показатели нагрузки на работающее население и др.) вынуждают развитые государства всего мира разрабатывать мероприятия, стимулирующие граждан создавать семьи и рожать детей.

Меры, реализуемые в этой области, нуждаются в постоянном анализе и совершенствовании с целью соответствия реальным потребностям населения, общемировым тенденциям и оценке их эффективности для разработки и своевременной актуализации семейной политики государств.

Россия не является исключением.

  • Утвержденная Правительством РФ «Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года» определяет государственную семейную политику как целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей [9].
  • Основной целью семейной политики современной России является поддержка материнства и детства, что должно обеспечить стимулирование роста рождаемости. Для реализации данной цели государственной семейной политики в России предусмотрены следующие меры:
  • · выплата «вознаграждений» семьям при рождении ребенка;
  • · выплата различных пособий семьям с детьми;
  • · отпуск по уходу за ребенком для одного из членов семьи;
  • · налоговые льготы для семей с детьми;
  • · меры социальной поддержки многодетных семей;
  • · обеспечение условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей, повышения экономической активности лиц с семейными обязанностями;
  • · меры пенсионного обеспечения родительского труда и др.

Приведенный перечень мер показывает, что государство стремится стимулировать рост рождаемости, широко используя, прежде всего, экономические стимулы.

Стоит отметить, что внимание к данной проблеме, стабилизация и рост экономики, использование экономических стимулов в поддержку материнства и детства существенно повлияли на уровень рождаемости. В России в XXI веке отмечается постепенный рост суммарного коэффициента рождаемости (СКР).

Анализ демонстрирует положительную очень высокую связь между СКР и объемом расходов на выплату семейных и материнских пособий за период 2000–2017 гг. (рис.), коэффициент корреляции составил 0,943.

Статья 22. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации

Рисунок. Зависимость суммарного коэффициента рождаемости от выплат семейных и материнских пособий в 2000–2017гг.

Источник: подготовлен авторами по данным Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru.

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2017 год

ВВЕДЕНИЕ

В 2017 году завершилась реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 период 2018-2027 годов объявлен Десятилетием детства в Российской Федерации.

Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы и вносимые в действующее законодательство Российской Федерации изменения.

В частности распоряжением Правительства Российской Федерации

от 22 марта 2017 г.

№ 520-р была утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, а также предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях создания условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

В связи с внесением изменений в действующее пенсионное законодательство дети, оба родителя которых неизвестны, имеют право на получение социальной пенсии наравне с детьми, потерявшими единственного или обоих кормильцев.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 декабря 2017 г. № Пр-2440 по результатам заседания Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей

  • на 2012-2017 годы в целях сохранения позитивных демографических тенденций принят ряд дополнительных мер.
  • Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, предусмотрено предоставление ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением)
  • с 1 января 2018 года первого ребенка и ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала.
  • Продлен срок действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года, предоставлена возможность гражданам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, направлять средства материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
  • Кроме того, гражданам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предоставлена возможность получения информации о размере материнского (семейного) капитала или о размере оставшейся в результате распоряжения части материнского (семейного) капитала на бумажном носителе или в форме электронного документа.
  • В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2017 год в сравнении с 2015 и 2016 годами.
Читайте также:  Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г.

№ 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

  1. Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  2. Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2017 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в
  4. 2015–2017 годах.
  5. Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215

«О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что настоящий доклад содержит анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2017 год, по тексту доклада используется наименование Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации

Фундаментальной основой российского общества является семья.

Укрепление института семьи, повышение качества жизни семей с детьми, создание условий для реализации семьей своих функций являются первоочередными задачами, стоящими перед современной государственной семейной политикой, в решении которых принимают активное участие не только органы государственной власти всех уровней, но и некоммерческие организации и общественные объединения, граждане, профессиональные союзы, средства массовой информации.

Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы, направленные на сохранение здоровья и укрепление репродуктивного здоровья, снижение уровня младенческой и материнской смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, совмещение родителями трудовой деятельности с воспитанием детей, развитие системы материальной поддержки и стимулирования.

В 2016 году государственные пособия, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, были проиндексированы на 7%.

Была продолжена реализация программы материнского (семейного) капитала. Кроме того, с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 г.

№ 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено новое направление распоряжения средствами материнского (семейного) капитала – приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

В 69 субъектах Российской Федерации нуждающимся в поддержке семьям, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий ребенок или последующие дети, предоставляется ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». За счет средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.

В дополнение к мерам социальной поддержки семей с детьми, установленным на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации с учетом финансовых возможностей и региональных особенностей разрабатываются и реализуются программы социальной поддержки семей, имеющих детей.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона от 29 декабря 2015 г.

№ 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять периодичность предоставления мер социальной поддержки граждан. Кроме того, в целях определения категории получателей мер социальной поддержки из числа семей с детьми региональными нормативными правовыми актами могут быть установлены критерии нуждаемости.

Реализуется продленная до 2020 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище», а также комплекс мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с 3 и более детьми.

В 2016 году была продолжена работа по развитию системы дошкольного образования. Одним из перспективных направлений в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования является открытие дошкольных групп при организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Читайте также:  Статья 89. Допустимость запроса

Несмотря на снижение числа самостоятельных дошкольных образовательных организаций, обусловленное процессом реорганизации и создания крупных образовательных организаций (центров), реализующих все уровни общего образования, численность воспитанников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, увеличилась на 2,7%.

Наметившаяся за последние годы позитивная тенденция, связанная со стабилизацией численности постоянного населения и ее увеличением, получила свое продолжение и в 2016 году. По сравнению с 2015 годом численность несовершеннолетних граждан увеличилась на 560 тыс. человек.

В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2016 год в сравнении с 2014 и 2015 годами.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г.

№ 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

  • Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2016 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2014–2016 годах.
  • Доклад
  • Приложение

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2018 году

Введение

Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы и вносимые в действующее законодательство Российской Федерации изменения.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 период 2018-2027 годов объявлен Десятилетием детства в Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

В рамках реализации плана определены основные направления государственной политики в сфере защиты детства: повышение благосостояния семей с детьми, обеспечение всестороннего образования, безопасности, здоровья, культурного развития, безопасного информационного пространства для детей, права ребенка на воспитание в семье, обеспечение и защита прав и интересов детей, социальной защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организация безопасного детского отдыха, производство качественных детских товаров и продуктов питания.

С 1 января 2018 года вступил в силу «демографический пакет», объявленный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 ноября 2017 года на заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, включающий:

  • предоставление ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года первого ребенка и ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала,
  • изменение критериев при определении субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществляется софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.
  • В целях улучшения жилищных условий семей с 1 января 2018 года гражданам Российской Федерации, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй или последующий ребенок, предоставлено право на получение ипотечного (жилищного) кредита по ставке 6% годовых.
  • Несмотря на позитивные тенденции, связанные с улучшением положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, в том числе в части повышения уровня их благосостояния и обеспеченности жилыми помещениями, снижения числа детей, лишенных семейного окружения, повышения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, вариативности форм получения дошкольного образования, сохраняется ряд проблем.

В частности, не решена проблема 100% охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, а в ряде субъектов Российской Федерации – детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Сохраняется проблема по обеспечению питанием детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижению уровня бедности семей с детьми.

Решению указанных проблем, а также повышению в целом уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для проживания будет способствовать реализация разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальных проектов и входящих в их состав федеральных и региональных проектов.

В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2018 год в сравнении с 2016 и 2017 годами.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г.

Читайте также:  Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

№ 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

  1. Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  2. Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2018 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2016–2018 годах. 

1. Основные демографические характеристики

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2019 года составила 146,8 млн. человек.

В 2018 году продолжалась реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г.

№ 1351 (далее – Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года), направленной на усиление государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка, однако уменьшение численности женщин репродуктивного возраста привело к снижению рождаемости.

На 1 января 2019 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации, выросла на 234,7 тыс. человек (0,8%) и составила 30 215 тыс. человек. Доля детей и подростков в общей численности населения увеличилась с 20,4% до 20,6%.

При этом в результате низкой рождаемости, зафиксированной в 2018 году, численность детей в возрасте от 0 до 5 лет составила 9 032 тыс. человек (-3,4%). Однако снижение численности данной возрастной группы было компенсировано ростом в прочих возрастных когортах: 3 844 тыс. человек (+2,6%) – 5-6 лет; 14 554 тыс.

человек (+2,8%) – 7-15 лет; 2 785 тыс. человек (+2,1%) – 16-17 лет.

В 2018 году родилось на 86,0 тыс. детей меньше, чем в 2017 году (2018 г. – 1 604,3 тыс. детей; 2017 г. – 1 690,3 тыс. детей; 2016 г. – 1 888,7 тыс.

детей), при этом суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста, в 2018 году также снизился и составил 1,579 детей на 1 женщину (2017 г. – 1,621 ребенок; 2016 г. – 1,762 ребенка).

Общий коэффициент рождаемости в 2018 году снизился до 10,9 родившихся на 1 000 человек населения (2017 г. – 11,5 родившихся на 1 000 человек населения; 2016 г. – 12,9 родившихся на 1 000 человек населения). Это обусловлено, в том числе снижением численности женщин репродуктивного возраста в общей численности населения.

Так, на 1 января 2019 года по сравнению с началом 2018 года снижение численности женщин в возрасте 15-49 лет составило 221,9 тыс. человек или 0,6%. При этом наибольшее влияние на рождаемость оказывает снижение численности женщин в возрасте 19-29 лет, которое составило 587,3 тыс. человек или 6,0% (за 2 года снижение составило 1 192,5 тыс.

женщин или 11,5%).

В 2018 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение числа зарегистрированных браков (2018 г. – 893,0 тыс. браков; 2017 г. – 1 049,7 тыс. браков; 2016 г. – 985,8 тыс. браков; 2015 г. – 1 161,1 тыс.

браков). Коэффициент брачности в 2018 году составил 6,1 на 1 000 человек населения (2017 г. – 7,1 на 1 000 человек населения; 2016 г. – 6,7 на 1000 человек населения; 2015 г. – 7,9 на 1 000 человек населения).

Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание здоровья населения, оказывает влияние на демографические процессы.

Материнская смертность непрерывно снижалась с 2009 года, однако в 2018 году, несмотря на снижение числа материнских смертей, коэффициент материнской смертности увеличился на 0,3 единицы и составил 9,1 на 100 тыс. родившихся живыми (2017 г.

– 8,8 на 100 тыс. родившихся живыми; 2016 г. – 10,0 на 100 тыс. родившихся живыми; 2015 г. – 10,1 на 100 тыс. родившихся живыми).

Снижение младенческой смертности, сохраняющееся на протяжении длительного периода, продолжилось и в 2018 году (2018 г. – 8,2 тыс. детей; 2017 г. – 9,6 тыс. детей; 2016 г. – 11,4 тыс. детей).

В 2018 году по сравнению с 2017 годом число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1 333 человека, а показатель младенческой смертности на 1 000 родившихся живыми снизился на 0,5 и составил 5,1 (2017 г.

– 5,6; 2016 г. – 6,0; 2015 г. – 6,5).

Миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из государств-участников СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации. В 2018 году миграционный прирост снизился на 41,1% по сравнению с 2017 годом и составил 124,9 тыс. человек.

Ознакомиться с полным Государственным докладом о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2018 году можно скачав дополнительные документы внизу страницы

Документы для скачивания:

Ссылка на основную публикацию