Время чтения: ~8 минут Марина Семенова 3025
Люди с ограниченными возможностями – это уязвимая часть общества, которая нуждается в понимании со стороны окружающих, одновременном элементарном сочувствии и отношении к ним, как к равным.
Каждая цивилизованная страна в построении своей соцполитики стремится уделять большое внимание проблемам, связанным с вопросами инвалидов. В России, которая является развитой страной, социальная защита инвалидов занимает приоритетное место.
Законодательные разъяснения, что такое соцзащита
Правовое регулирование социальной защиты инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека. В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление.
В РФ действуют следующие нормативы, регулирующие положение людей с инвалидностью:
- Обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции РФ.
- ФЗ №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению.
- Нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в ФЗ 419.
- Раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в ТК.
- Пенсионное обеспечение прописано в ФЗ №166 и №173.
Человек, который по своему состоянию здоровья оформил статус инвалида на основании перечисленных нормативов, наряду с равными правами в отношении других граждан, имеет ряд привилегий от государства, которые направлены на преодоление барьера в жизни особенных людей и адаптации их к социуму.
Закон предполагает, что соцзащита инвалидов — это сбалансированный комплекс мер, предпринимаемых государством, во исполнение обязательств перед гражданами
Все принятые акты являются обязательными для реализации всеми субъектами РФ.
Виды социальной защиты инвалидов
В области медицины
На основании закона РФ об охране здоровья, люди с ограниченными возможностями независимо от возраста, имеют право на получение медицинской помощи различного характера. К такой помощи относится:
Декларация ООН о правах инвалидов
- Получение лекарственных препаратов, выписанных лечащим врачом, бесплатно. Выдача лекарств происходит в аптеках, которые предварительно выиграли тендер на право обеспечения граждан льготными медикаментами. Для получения необходимо нужно иметь спецбланк заказа, подписанный главврачом больницы, где наблюдается нездоровый человек. Если организация не имеет выписанного препарата, то оформляется запрос на его доставку, и в течение двух суток лекарство должно быть предоставлено. Перечень бесплатных препаратов установлен Правительством. В 2019 году в него входит порядка 646 препаратов.
- Возможность на реализацию мер по абилитации, согласно разработанной ИПРА.
- Обеспечение техсредствами, согласно существующему реестру на их получение в местных органах соцзащиты. В зависимости от регионального положения такие средства могут выдаваться бесплатно или на льготных условиях.
- Больных, имеющих проблемы с конечностями, наделяют протезно-ортопедическими изделиями, выдача которых происходит согласно периодичности и установленной очерёдности.
- Нетрудоспособные лица могут рассчитывать на получение бесплатной медпомощи в поликлиниках государственной формы. Также на оказание услуг неполноценным людям без взимания платы ориентированы лечебные учреждения муниципального здравоохранения.
- Государство предлагает ограниченным в передвижениях людям на уход за ними на дому. Обычно это касается пожилых граждан, которые одиноки и имеют оформленную недееспособность.
- В случае неспособности самостоятельно обслуживать свои жизненные потребности возможно содержание таких людей спецучреждениях медицинского характера.
- Оздоровление в профильном санатории. Реализовать эту привилегию можно путём подачи всех необходимых бумаг в местное отделение соцзащиты и записавшись в очередь на путёвки. Особенный человек имеет право на одноразовую бесплатную путёвку. Выбор санатория остаётся за госструктурой, но должен соответствовать направлению заболевания неполноценного лица;
- С 2005 года от получения бесплатных лекарств и санаторных путёвок нездоровому человеку можно отказаться и заменить их ЕДВ. Это одна из формы монетизации государственной льготы. ЕДВ получают вместе с пенсионным снабжением, и эта выплата подлежит ежегодной индексации.
Социальное обслуживание
Этой мерой соцзащиты могут воспользоваться те граждане, которые не имеют возможности обеспечивать свои потребности самостоятельно. Согласно Закону «О социальном обслуживании граждан РФ» к мероприятиям соцобслуживания следует отнести:
- Помощь соцработника, которая оказывается на дому. Перечень предоставляемых услуг закреплён в Положении об обслуживании недееспособных граждан.
- Юридическая и психологическая помощь, которая предлагает консультации по возникшим вопросам.
- Уход за нездоровым человеком во время нахождения его в спецпансионате или профильном интернате.
- В России действует госпрограмма «Доступная среда», разработанная на период с 2011 по 2025 год. В рамках этой программы выполняется адаптация инфраструктуры и усовершенствуется сфера услуг.
Пенсия и налоги
Нетрудоспособным людям всех групп и детям с нарушением развития здоровья положена социальная пенсия, которая зависит от категории официально определённой категории недееспособности и характера причинения ущерба здоровью.
Средний размер пенсионного обеспечения недееспособного лица I группы после ежегодной индексации 2019 года составляет 13 500 рублей. Повышение этой суммы может осуществиться в следующем году после подсчёта индекса роста цен в стране.
Ещё лица с I группой инвалидности и дети-инвалиды могут рассчитывать на пособие по уходу за ними
Предоставлено такое пособие может быть трудоспособному лицу, которое не имеет никакого дохода посредством обращения в местное управление по защите населения, с соответствующими документами. Размер такого пособия составляет – 1500 рублей, а для неработающих попечителей малолетних инвалидов – 5500 рублей.
Опекуны детей-инвалидов имеют право на следующие льготы:
- налоговый вычет в сумме 3000 рублей по НДФЛ;
- четыре дня дополнительных выходных ежемесячно;
- сокращение на пять лет пенсионного возраста.
Недееспособные люди 1 и 2 группы инвалидности имеют налоговые преференции. Согласно НК они освобождены от уплаты имущественного налога и имеют скидки по начислению земельного налога и транспортного сбора.
В Республике Казахстан нездоровые лица этих категорий полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Нотариальные услуги также оформляются со снижением оплаты на 50%.
Все существующие вычеты за неполноценными особами этих категорий сохраняются.
В случае возникновения тяжб, в которых инициатором разбирательства является инвалид, то пошлина с него не взимается, при условии цены иска менее миллиона рублей.
Жильё и коммунальные услуги
Государство может предоставить жилище людям с ограничениями по здоровью всех групп. Для обеспечения жильём важно своевременно встать на квартирный учет.
Выделение жилплощади осуществляется неполноценному лицу и членам их семей, существует два реальных способа обеспечения их жильём:
- Предоставляется жилище по соглашению о соцнайме.
- Оформляется субсидия на приобретения жилплощади из бюджетных федеральных средств. Субсидия выдаётся, как сертификат и может использоваться только по целевому назначению.
Для нетрудоспособного населения существуют и другие льготы жилищного характера. К ним относятся:
- выделение земучастка для строительства ИЖС вне существующей очерёдности и без проведения торгов;
- скидка на оплату услуг ЖКХ всем категориям, в том числе и инвалидам 3 группы. Льгота начисляется индивидуально человеку с ущербом здоровья, члены семьи оплачивают коммуналку в полном объёме.
Обеспечение всех нуждающихся дополнительной жилплощадью в разных регионах страны является проблематичной и медленно решаемой из-за недостаточного госфинансирования
Транспортные льготы
Один раз в год нетрудоспособный человек имеет право на оформление бесплатных железнодорожных билетов.
А также льготный проезд на дальнее следование по авиабилетам и жд билетам к месту курортного оздоровления и обратно. Для их получения, следует оформить талон в отделении ФСС по принадлежности.
Проезд оплачивается не только нездоровому человеку, а и сопровождающему его лицу, при условии не перехода недееспособного лица на ЕДВ.
В отношении городского транспорта и автобусов пригородного назначения, каждый регион разрабатывает и внедряет понятие «соцбилет». Выглядит он, как именной документ, который покупается по фиксированной стоимости. При наличии такого соцбилета у человека возникает право проезда на всех видах городского транспорта без оплаты.
В случае наличия у ограниченного по здоровью лица автомобиля, он может рассчитывать на льготные места на парковке без оплаты. Для этого необходимо обозначить свою машину, как льготную, посредством вывешивания на стекло соответствующего спецзнака и иметь при себе подтверждающие документы.
На государственном уровне поддерживается воспитание детей-инвалидов, их обучение и трудоустройство взрослых людей с инвалидностью.
Малолетние инвалиды могут посещать обычные детсады и школы, если это поддерживается врачом, который наблюдает ребёнка. По этому вопросу в 2016 году в закон «Об образовании» включены новые главы об инклюзии. В случае невозможности посещения обычных заведений, существуют коррекционные воспитательные и учебные учреждения и формы семейного образования.
Для поступления в колледж или ВУЗ, достаточно пройти вступительный тест и набрать проходной балл. При соблюдении этих условий зачисление подростка-инвалида идёт вне конкурса.
Трудоустроенные инвалиды нормативно правовое регулирование своей рабочей деятельности осуществляют с соблюдением дополнительных гарантий.
Статья 21 фз предусматривает квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. На предприятиях со списочным составом более 100 человек государство закрепило от 2 до 4% мест за инвалидами.
При этом работодатель обязан обустроить рабочее место особенного человека согласно с предписанием его ИПРА.
Максимальная длительность рабочей недели для инвалидов I и II категории не более 37 часов. Ежегодный гарантированный отпуск не менее 30 дней.
Отпуск без содержания зарплаты может быть продлён до 60 дней и предоставлен по первому требованию нездорового человека.
Привлечение к сверхурочной работе, ночным сменам и в праздничные дни законно только с письменного согласия инвалида. Под сокращение штата человек с ограниченными возможностями не попадает.
Инвалидность – это не проблема только индивидуального человека, но и показатель какие правовые основы существуют в стране в плане социального обеспечения населения.
Ведь от многого зависит адаптация и мягкое преодоление барьеров между самодостаточными людьми и незащищёнными гражданами.
Страна, имеющая широкий спектр соцуслуг и привилегий для особенных людей, считается высокоразвитой и цивилизованной.
Правовые основы социальной защиты инвалидов
Тема 17. Технологии социальной работы с инвалидами
План
1. Понятие инвалидности и ее виды.
2. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
3. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.
4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах.
- Технологии социальной работы с инвалидами.
- Понятие инвалидности и ее виды
- Инвалид,— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
- Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.
Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.
Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
- Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп.
- По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
- По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
- По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
- По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы.
Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т.д.
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.п.
Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п.
Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату.
За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.
Правовые основы социальной защиты инвалидов
Социальному работнику необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов».
- Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:
- «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;
- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;
- «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
- «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
- Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законодательные акты:
- Закон о социальной защите инвалидов
- Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
- Постановление о льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов
- Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях
- Экспертиза нетрудоспособности
- Права и льготы
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания.
В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.
Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
- Ппредусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
- стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства, — организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.).
- социально-консультационная помощь.
- Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги:
- 1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
- 2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;
- 3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, сред-недушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
- Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100—150 % прожиточного минимума.
- Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.
- Сфера социального обслуживания инвалидов поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.
- Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также — лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональный ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов.
Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.
Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.
Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного.
В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов.
Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.
Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов.
Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т.д.
Помимо федеральных законов специалистам социальной работы необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.
Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.
Например, Закон «О социальной защите инвалидов» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами.
Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п.
Данные положения Закона «О социальной защите инвалидов» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие объемы социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.
Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др.
Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов.
Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.
Тем отраднее знать, что подвижка в лучшую сторону началась.
Например, в Москве сами инвалиды организовали реабилитацион-ный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски. Для социального работника этот пример важен тем, что он подсказывает: среди инвалидов есть много талантливых мастеров организаторов.
Одна из задач социальной работы — найти этих людей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.
Курсовая работа по Праву и организации социального обеспечения на тему: "Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути их преодоления"
- Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения Свердловской области
- «Уральский политехнический колледж — Межрегиональный центр компетенций»
- (ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж — МЦК»)
- Право и организация социального обеспечения
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
КР 40.02.01.39.48.00.20 ПЗ
Александр Владимирович Андреев
Екатеринбург, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Общая характеристика социальной защиты инвалидов в Российской Федерации……………………………………………………………………………6
-
-
Понятие инвалидности, инвалида и социальной защиты инвалидов……….6
-
Современные задачи и направления социальной защиты инвалидов в РФ….7
-
Нормативно – правовые основы социальной защиты инвалидов в РФ…….13
-
Глава 2Анализ мер социальной защиты инвалидов в РФ………………………16
2.1Виды мер социальной защиты инвалидов в РФ……………………………….16
2.2Характеристика мер социальной защиты инвалидов в сфере медицинского обслуживания…………………………………………………………………….…17
2.3 Характеристика мер социальной защиты в сфере жилищного обеспечения……………………………………………………………………….18
- 2.4 Характеристика мер социальной защиты в сфере занятости и труда………18
- 2.5Характеристика мер социальной защиты в сфере денежного обеспечения…………………………………………………………………………19
- Глава 3 Анализ деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов……………………………………………………22
3.1Система организации органов социальной защиты инвалидов в Свердловской области……. ……………………………………………………….223.2 Характеристика отличительных особенностей мер социальной защиты инвалидов в Свердловской области от федерального от федерального перечня мер социальной защиты инвалидов и порядок их реализации………………….26
3.3 Направления совершенствования деятельности органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты инвалидов…………27
Заключение……………………………………………………..……………………31
Список используемых источников………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров.
Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения.
Государство гарантирует инвалидам возможность получения социального обеспечения на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе.
Согласно официальным данным Росстата, количество инвалидов в нашей стране уменьшилось с 13209 тысяч человек в 2016 году до 12924 тысяч человек в 2019 году (по данным на 1 января).
Но вместе с тем растет количество детей-инвалидов, а это значит, что в последующие годы будет расти и общее число инвалидов. В настоящее время в России каждый 9-й человек — инвалид. И лишь немногие находят силы жить активной полноценной жизнью.
Многие инвалиды могут приносить большую пользу своей стране, если их инициативу и активную жизненную позицию поддержат власть и общество. А государство обязано обеспечить эту поддержку. Поэтому актуальность проблемы социальной адаптации и социальной защиты инвалидов остается неизменной.
Объект исследования — общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов.
Предмет исследования — нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов.
Правовое регулирование социальной защиты инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека.
В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление.
В Российской Федерации действуют следующие нормативные акты, регулирующие положение людей с инвалидностью:обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции Российской Федерации;Федеральный Закон №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению;нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в Федеральном Законе №419;раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в Трудовом кодексе Российской Федерации; пенсионное обеспечение прописано в Федеральном Закон №166 и №173.
- Цель данной курсовой работы — рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере. В связи с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- 1 изучить государственную политику и нормативно – правовое обеспечение социальной защиты инвалидов;
- 2дать определение социальной защите инвалидов в Российской Федерации;
- 3 рассмотреть основные направления социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, проблемы и пути их решения;
Институты общей части права социального обеспечения
- Комплексная цель модуля заключается в ознакомлении студентов с такими институтами общей части права социального обеспечения, как инвалидность и трудовой стаж.
- В результате изучения данного модуля студент должен:
- знать
- • что такое инвалидность;
- • кто и в каком порядке признает человека инвалидом;
- • каковы правовые основы социальной защиты и реабилитации инвалидов;
- • понятие и виды трудового стажа;
- • порядок исчисления и подтверждения различных видов трудового стажа;
уметь
- • составить заявление о признании инвалидом, о включении отдельных периодов в стаж, необходимый для предоставления пенсии или пособия;
- • составить жалобу или исковое заявление в связи с отказом в признании инвалидом или в связи с неправильным определением продолжительности трудового стажа;
- владеть
- • навыками подсчета продолжительности различных видов трудового
- стажа.
Понятие инвалидности
Инвалидность (от лат.
invalidus — слабый, немощный) — нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В соответствии с Законом о защите инвалидов в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок- инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы [1]. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ [2].
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учрeждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, утверждаются Минтрудом России [3].
Для установления инвалидности необходимо определить степень ограничения жизнедеятельности, т.е. величину отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
Основные категории жизнедеятельности, по которым устанавливается инвалидность, классифицируются следующим образом.
- 1. Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.
- 2. Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
- 3. Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
- 4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
- 5. Способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве.
- 6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
- 7. Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
- По степени выраженности ограничения жизнедеятельности классифицируются на три степени. Так, ограничение способности к самостоятельному передвижению классифицируется следующим образом:
- первая степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;
- вторая степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
- третья степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
- Категория «ребёнок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
- Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп — на один год.
- Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
- Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
- 1) не позднее двух лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по специальному перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ [4];
- 2) не позднее четырех лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок- инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма по специальному перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ [5].
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по основаниям, указанным выше, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему реабилитационных мероприятий.
Законодательство различает следующие причины инвалидности, которые влекут различные правовые последствия: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска [6].
При необходимости устанавливается время наступления инвалидности: с детства, до начала трудовой деятельности, в период трудовой деятельности, в период военной службы и т.д.
Инвалидность является юридическим фактом, имеющим значение при пенсионном обеспечении граждан, при обеспечении пособиями по государственному социальному страхованию, при установлении льгот и компенсаций по социальному обеспечению.
Так, Закон о трудовых пенсиях предусматривает, что право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.
В случае наступления инвалидности вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».