Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания

Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Государственный мониторинг объектов животного мира

Мониторинг — комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей природной среды (объектов животного мира) под влиянием антропогенных факторов. Мониторинг объектов животного мира — биологический. Его основными задачами являются:

наблюдение за состоянием популяций диких животных;

оценка и прогноз состояния популяций диких животных;

выявление факторов и источников антропогенных воздействий на популяции диких животных и т.п.

Государственный мониторинг объектов животного мира ведется по единым для РФ правилам, утверждаемым Министерством природных ресурсов РФ.

В РФ осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории РФ, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет межотраслевую координацию по вопросам ведения мониторинга.

  • Мониторинг объектов животного мира в государственных природных заповедниках осуществляется в рамках программы «Летопись природы» и включает:
  • наблюдения за изменением уровня биоразнообразия и качественного состава фауны, в первую очередь позвоночных животных;
  • наблюдения за состоянием популяций редких видов животных, включенных в Красную книгу России;
  • редких видов животных, включенных в региональную Красную книгу или региональный список особо охраняемых видов;
  • ценных охотничье — промысловых видов животных, животных, имеющих значение с эпидемиологической точки зрения, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость;

видов, особо уязвимых ввиду образования ими массовых скоплений (колониальных птиц, морских млекопитающих и т.д.);

  1. видов — эдификаторов природных сообществ и экосистем и видов индикаторов их состояния.
  2. Задачей государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания является соблюдение всеми юридическими лицами и гражданами действующего законодательства о животном мире.
  3. Государственный контроль направлен на обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех компонентов животного мира, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира.

Лимитирование использования объектов животного мира – это определение общих допустимых (или предельных) объемов изъятия, а также осуществление контроля за их соблюдением (при выявлении превышения установленных лимитов применяются меры ответственности к нарушителям).

Лимиты определяются либо для значительных территорий, совпадающих с административно — территориальным делением (дикие копытные, медведи), либо для акваторий, водотоков, водоемов (общие допустимые уловы для рыб, морского зверя).

Конкретные лимиты определяются на основе биологических параметров (численности, процента прироста, естественной смертности, норм изъятия).

К способам нормирования размеров добычи объектов охоты относятся: организационный, экономический, территориальный, технологический.

Организационный — упорядочение процесса охоты путем подбора определенного контингента и количества охотников, ознакомление их с порядком проведения охоты, обучение рациональным приемам добычи зверей и птиц, распределение между ними участков охотугодий, установление резерватов, налаживание сбора оперативной информации о ходе промысла.

Экономический — использование таких рычагов, как цена, прибыль, размеры платы, премирование. Например, при оплате труда за килограмм сданного мяса охотниками добываются преимущественно наиболее крупные особи, ценные производители. При оплате труда по расценке за тушку животного (независимо от ее веса) отстреливаются в основном средние и мелкие особи.

Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания

Территориальный — установление участков, на которых ведется интенсивная охота.

Существуют две разновидности территориального нормирования: так называемая переложная система промысла (попеременно часть угодий в запуске, а на другой части ведется максимальное изъятие животных) и система промысла с постоянными резерватами (зонами, где охота не ведется).

Опустошенные в результате интенсивной охоты охотничьи участки к осени будут заселены из резерватов и неопромышляемых угодий молодыми зверьками. Взрослые же особи (воспроизводственное поголовье) должны быть сохранены от воздействия промысла.

Суть технологического способа нормирования состоит в таком пространственном размещении стационарных орудий лова, которое позволяет эффективно отлавливать все виды животных на одних и тех же промысловых путиках (маршрутах движения охотника, на которых в определенных местах установлены самоловы).

Очередность проверки путиков исключает посещение промысловиком необорудованных угодий, где успех охоты невелик. Определенное размещение самоловных путиков обеспечивает сохранность воспроизводственного поголовья (маточных поселений).

Они лежат вне сферы действия промысла, так как самоловы находятся на расстоянии, превышающем радиус видовой индивидуальной активности. К примеру, рябчик перемещается на расстояние 200 — 250 м.

Размещение самоловных путиков в 1 — 2 км один от другого не может подорвать воспроизводственное поголовье даже при максимальном вылове рябчиков в окрестностях путиков.

Дозволяя или запрещая те или иные способы охоты, можно воздействовать на качественный состав популяций зверей и птиц. Так, при самоловном промысле, особенно в начале сезона охоты, в добыче преобладают самцы куницы, а при охоте с лайкой — самки; при охоте с манком на рябчика добываются в основном взрослые самцы, при охоте с подхода под выстрел попадают преимущественно самочки и молодняк.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом состояния ресурса, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на использование (изъятие) природных ресурсов.

Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и заключается в следующем:

в установлении лимитов использования объектов животного мира; в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Комментарий к статье 17Лимитирование использования объектов животного мира означает определение общих допустимых (или предельных) объемов изъятия, а также осуществление контроля за их соблюдением (при выявлении превышения установленных лимитов применяются меры ответственности к нарушителям).

Читайте также:  Статья 31. права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений

Лимиты определяются либо для значительных территорий, совпадающих с административно — территориальным делением (дикие копытные, медведи), либо для акваторий, водотоков, водоемов (общие допустимые уловы — ОДУ для рыб, морзверя). Конкретные лимиты определяются на основе биологических параметров (численности, процента прироста, естественной смертности, норм изъятия).

К способам нормирования размеров добычи объектов охоты относятся: организационный, экономический, территориальный, технологический.

Организационный — упорядочение процесса охоты путем подбора определенного контингента и количества охотников, ознакомление их с порядком проведения охоты, обучение рациональным приемам добычи зверей и птиц, распределение между ними участков охотугодий, установление резерватов, налаживание сбора оперативной информации о ходе промысла.

Экономический — использование таких рычагов, как цена, прибыль, размеры платы, премирование. Например, при оплате труда за килограмм сданного мяса охотниками добываются преимущественно наиболее крупные особи, ценные производители. При оплате труда по расценке за тушку животного (независимо от ее веса) отстреливаются в основном средние и мелкие особи.

Территориальный — установление участков, на которых ведется интенсивная охота. Существуют две разновидности территориального нормирования: так называемая переложная система промысла (попеременно часть угодий в запуске, а на другой части ведется максимальное изъятие животных) и система промысла с постоянными резерватами (зонами, где охота не ведется).

Опустошенные в результате интенсивной охоты охотничьи участки к осени будут заселены из резерватов и неопромышляемых угодий молодыми зверьками. Взрослые же особи (воспроизводственное поголовье) должны быть сохранены от воздействия промысла.

Суть технологического способа нормирования состоит в таком пространственном размещении стационарных орудий лова, которое позволяет эффективно отлавливать все виды животных на одних и тех же промысловых путиках (маршрутах движения охотника, на которых в определенных местах установлены самоловы).

Очередность проверки путиков исключает посещение промысловиком необорудованных угодий, где успех охоты невелик. Определенное размещение самоловных путиков обеспечивает сохранность воспроизводственного поголовья (маточных поселений). Они лежат вне сферы действия промысла, так как самоловы находятся на расстоянии, превышающем радиус видовой индивидуальной активности.

К примеру, рябчик перемещается на расстояние 200 — 250 м. Размещение самоловных путиков в 1 — 2 км один от другого не может подорвать воспроизводственное поголовье даже при максимальном вылове рябчиков в окрестностях путиков. Ширина полного облова беличьего путика достигает 1,5 км (по 750 м по обе его стороны).

Такое нормирование «вмонтировано» в технологию, в их соблюдении экономически заинтересован сам охотник, за которым закреплен охотничий участок. Дозволяя или запрещая те или иные способы охоты, можно воздействовать на качественный состав популяций зверей и птиц.

Так, при самоловном промысле, особенно в начале сезона охоты, в добыче преобладают самцы куницы, а при охоте с лайкой — самки; при охоте с манком на рябчика добываются в основном взрослые самцы, при охоте с подхода под выстрел попадают преимущественно самочки и молодняк. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г.

N 545 был утвержден Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов (САПП. 1992. N 6. Ст. 330).

Этот Порядок устанавливает, что лимиты использования природных ресурсов утверждаются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией.

Разработка проектов указанных нормативов должна осуществляться этими органами совместно с органами исполнительной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, автономных образований, органами местного самоуправления.

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям.

Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями с учетом требований законодательных и иных нормативных актов, показателей государственных и региональных экологических программ, экологической обстановки в регионах, необходимости предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом состояния ресурса, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на использование (изъятие) природных ресурсов. По режиму лимитирования до недавнего времени объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, подразделялись на две группы: виды животных, по которым устанавливались предельные размеры (лимиты, объемы) добычи на сезон охоты, и виды животных, по которым таковые не устанавливаются. К группе лимитируемых относились наиболее ценные в хозяйственном отношении животные — почти все виды диких копытных зверей, медведи, соболь, бобр, выдра. Ко второй группе относятся все остальные объекты охоты. Регулирование объемов их добычи обеспечивается путем установления дневных и сезонных норм добычи на одного охотника; ограничения сроков изъятия (сезона охоты, дней недели, в которые допускается пользование); ограничения количества пользователей, промысловой нагрузки (пропускная способность, нормативы закрепления участков для самоловных охотников); ограничения использования наиболее добычливых орудий и способов изъятия. Общим в порядке использования лимитируемых объектов охоты является установление лимита (предельного размера) добычи животных на территории России, субъекта РФ, административного района, хозяйства. Порядок разработки, согласования, утверждения и распределения лимитов (квот) добычи для охотпользователей был установлен Инструкцией о порядке добычи, сдачи и закупок шкурок лицензионных видов пушных зверей на территории РСФСР (утверждена Приказом Главохоты РСФСР от 15 февраля 1979 г. N 75), Инструкцией о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР (утверждена Приказом Главохоты РСФСР от 22 августа 1984 г. N 316), Инструкцией о порядке добычи бурых медведей по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР (утверждена Главохотой РСФСР 28 февраля 1981 г.). (Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / ВНИИОЗ. Киров, 1999. С. 314 — 358). Предусмотрено, что при планировании размеров добычи лицензионных видов пушных зверей необходимо придерживаться следующих норм изъятия животных в процентах от численности: соболь — 25%; выдра — 5%; бобр — от 10 до 25%. Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 4 января 2001 г. N 3 (БНА. 2001. N 14. С. 89 — 99), ввело установление лимитов добычи почти для всех видов зверей и птиц, отнесенных к объектам охоты. Для добычи диких копытных животных и медведей выдается одна лицензия на одно животное на сезон охоты с указанием места действия лицензии. На соболя, бобра, выдры, росомахи, рыси, барсука, сурков, куниц выдается одна лицензия на сезон охоты с указанием места действия лицензии и количества подлежащих добыче животных. В бланках лицензий предусмотрено, что результаты охоты (количество добытых животных) записываются охотником непосредственно в охотничьих угодьях (до начала транспортировки продукции с места охоты). Лимиты добычи диких копытных животных, медведей, соболя, бобра и выдры устанавливаются охотуправлениями субъектов РФ по согласованию с Охотдепартаментом Минсельхоза России, а по остальным видам — охотуправлениями самостоятельно (Приказ Главохоты РСФСР от 27 мая 1988 г. N 136 «О планировании использования ресурсов лицензионных видов охотничьих животных» — Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / ВНИИОЗ. Киров, 1999. С. 324 — 325; Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий… БНА. 2001. N 14. С. 89 — 99). Для установления лимитов добычи в ряде субъектов РФ разработаны, прошли государственную экологическую экспертизу и утверждены региональные нормативы, учитывающие природно — климатические условия и другие факторы. Так, Постановлением администрации Астраханской области от 23 июля 2001 г. N 374 «Об утверждении прироста популяций охотничьих животных и допустимой величины их изъятия» установлены коэффициенты прироста популяций охотничьих животных и допустимые нормативы их изъятия. Например, изъятие животных от общей численности по лисице и енотовидной собаке может составлять до 60%, по корсаку, горностаю, степному хорю — от 30 до 60%, ондатре — от 50 до 80%, кабану — от 15 до 40%. В охотничьих хозяйствах, специализирующихся на воспроизводстве и организации охоты на пернатую дичь, ограничения по отстрелу лисицы и енотовидной собаки не устанавливаются (Астраханские известия. 2001. 16 августа). Порядок определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в них рек урегулирован Положением об определении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 390 (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2238). Общий допустимый улов водных биологических ресурсов является количественным показателем возможного изъятия объектов промысла и устанавливается исходя из состояния водных биологических ресурсов в целях обеспечения сохранения биологического разнообразия животного мира и способности водных биологических ресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию. Общие допустимые уловы определяются для всех видов промысловых водных биологических ресурсов. Перечень промысловых видов водных биологических ресурсов утверждается Государственным комитетом РФ по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ. Общие допустимые уловы исчисляются в тоннах (для водорослей — из расчета веса сырой массы), для морских млекопитающих, крабов и крабоидов — в штуках. Общие допустимые уловы для всех видов водных биологических ресурсов по водоемам (за исключением внутренних пресноводных водоемов), промысловым районам, зонам и подзонам во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в них рек определяются Государственным комитетом РФ по рыболовству и с заключением государственной экологической экспертизы ежегодно представляются на утверждение в Правительство РФ. К примеру, размеры общего допустимого улова водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ на 2001 г. были утверждены распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 1827-р (СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 155). Общие допустимые уловы во внутренних пресноводных водоемах (озерах, реках и водохранилищах), а также объемы товарного выращивания рыб и других водных животных в прудах, озерах и садковых хозяйствах ежегодно определяются по бассейнам озерно — речных и озерных систем Минсельхозом РФ с учетом заключения государственной экологической экспертизы и утверждаются Госкомрыболовством по согласованию с МПР России. Руководство и координацию научной деятельности по разработке материалов, обосновывающих общие допустимые уловы, осуществляет Госкомрыболовство. Эти материалы разрабатываются на основе данных ежегодного мониторинга состояния водных биологических ресурсов и результатов ресурсных исследований. Нормативная документация по разработке и применению методов оценки запасов водных биологических ресурсов и расчета общих допустимых уловов утверждается Госкомрыболовством России. Следует назвать Приказ Госкомрыболовства РФ от 19 сентября 2001 г. N 296 «Об утверждении порядка разработки, оформления и представления материалов, обосновывающих общие допустимые уловы (ОДУ) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в них рек, а также осетровых во внутренних пресноводных водоемах Российской Федерации». Нормирование, осуществляемое правилами рыболовства, заключается в установлении промысловой меры (длины того или иного вида рыб, менее которой ее лов запрещен), размеров ячеи в орудиях лова, применяемых орудий и способов отлова, размеров вылова. Например, правилами рыболовства в Пензенской области любительский и спортивный лов рыбы, добывание (сбор) водных беспозвоночных разрешается следующими снастями и способами лова: поплавочными и донными удочками, спиннингом, блеснением отвесным, дорожкой (без мотора), кружками, жерлицами, водяным змеем (корабликом) без мотора, нахлыстом, на мормышку, «на резинку», «на кольцо», «на квок», раколовками. При этом общее количество крючков должно быть не более 5 штук на рыболова или лодку и не более 2 раколовок. В водоемах общего пользования норма вылова рыбы не должна превышать 3 кг, раков — не более 30 штук в сутки.

Читайте также:  Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Порядок разработки и утверждения правил добывания объектов животного мира установлен Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» (СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3750).

Установлено, что Правительство РФ утверждает правила, сроки и перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесенных в установленном порядке к федеральным природным ресурсам по представлению исполнительных органов государственной власти .

———————————

Названия органов приводятся с учетом реорганизации, осуществленной в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».Объекты животного мира, занесенные в Красную книгу РФ, подлежат особой охране. Их добывание допускается лишь в исключительных случаях.

Порядок добывания урегулирован Постановлениями Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной книге Российской Федерации» (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808), от 19 февраля 1996 г.

N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 807), от 6 января 1997 г.

N 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 385). См. также комментарий к ст. 24 «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов».

Регулирование добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляется правилами охоты. Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г.

N 1548, установлено, что производство охоты регулируется правилами, издаваемыми советами министров АССР, обл(край)исполкомами в соответствии с Типовыми правилами охоты, утверждаемыми Главохотой РСФСР.

Читайте также:  Глава iv. взаимоотношения банка россии с органами государственной власти и органами местного самоуправления

К компетенции Главохоты РСФСР было отнесено также установление в целом по РСФСР или по отдельным зонам сроков охоты, а также разрешение или запрещение добычи отдельных видов диких зверей и птиц, кроме случаев, предусмотренных решениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР.

«В соответствии с указанным правомочием Приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. N 1 были утверждены «Типовые правила охоты в РСФСР» (Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / ВНИИОЗ. Киров, 1999. С. 294 — 307). ———————————

Требования к охране объектов животного мира и среды их обитания

  • Глава 3 Закона о животном мире раскрывает содержание требований к охране объектов животного мира и среды их обитания, среди которых необходимо назвать:
  • недопустимость при осуществлении мероприятий но охране отдельных объектов животного мира нанесения ущерба другим объектам животного мира и окружающей природной среде;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию органами публичной власти решений, способных повлиять на объекты животного мира и среду их обитания;
  • установление ограничений и запретов на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
  • обязательность соблюдения требований по обеспечению охраны объектов животного мира при осуществлении любой деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции;
  • занесение в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;
  • исключительный характер пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу РФ, и только при наличии разрешения, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды;
  • возможность акклиматизации новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселения объектов животного мира в новые места обитания, а также проведения мероприятий по гибридизации объектов животного мира только при наличии разрешения, выданного специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды;
  • регулирование численности отдельных объектов животного мира способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира, в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания;
  • государственный учет зоологических коллекций, представляющих научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность.
  • Нарушители законодательства об охране и использовании объектов животного мира в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
  • КоАП предусматривает наступление административной ответственности за:

пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11);

уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);

нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34);

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст. 8.35);

нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (8.36);

нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37);

нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38).

  1. Субъектами РФ также может устанавливаться административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании объектов животного мира.
  2. УК предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных:
  3. ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений);

ст. 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов); ст. 258 (незаконная охота);

ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

Ссылка на основную публикацию