Статья 32.6. ограничение или приостановление действия лицензии

Право пользования недрами может быть приостановлено по основаниям, указанным в статье 20 Закона РФ «О недрах», в том числе и по желанию владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.

Туманова Мария Михайловна, ведущий юрисконсульт Highland Gold — УК «Руссдрагмет»

В законодательстве приведены обстоятельства, дающие право уполномоченным органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос в том числе о приостановлении права пользования недрами.

Однако такое приостановление по инициативе недропользователя является правом уполномоченного органа.

Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в императивном порядке, установлены отдельно, в части 1 статьи 20 Закона РФ «О недрах».

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в п. 20 своего постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Пленум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса РФ об административных правонарушениях, а представляет собой специальную правовую меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Из приведенных разъяснений следует, что такая мера, как приостановление лицензии, имеет иную правовую природу, чем ответственность, предусмотренная частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить признаки противоправности в действиях (бездействии) лица, а также наличие вины.

В данном случае при приостановлении лицензии на пользование недрами вина пользователя недр отсутствует, причины приостановки не зависят от действий или бездействия недропользователя, а являются, как правило, внешними.

По спорам, связанным с приостановлением лицензий на пользование недрами, имеется устоявшаяся судебная практика, суды указывают, что государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 07.05.2015 по делу № 305-КГ14-6820, А40-800/2014).

Это подтверждает, что законодательством о недрах не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.

Для приостановления лицензии предусмотрен специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о таком приостановлении, который установлен в административном регламенте Роснедр, утвержденном приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

Процедура приостановления права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентированная комплексно, а указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения специальной комиссией (пункт 106 административного регламента) в целях принятия решения.

Так же считают и суды, отмечая, что в соответствующем заявлении недропользователь должен указать причины приостановления права пользования недрами, что является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения заявления в целях принятия решения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 № Ф04-5181/2016 по делу № А45-22731/2015).

  • Решение о приостановлении права пользования недрами может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления с приложением необходимой документации по состоянию участка недр и проводимым работам.
  • В случае если в заявлении не указаны причины приостановления или причины не являются обоснованными, суд при рассмотрении спора по данному вопросу может указать, что недропользователь, используя приостановку лицензии, фактически уклоняется от соблюдения лицензионных требований и условий и ответственности за их нарушение, и, как следствие, примет решение не в пользу недропользователя.
  • Пунктом 107 административного регламента определено, что при приостановлении права пользования недрами временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.
  • При этом лицензия на пользование участком недр при приостановлении права пользования недрами с государственного учета не снимается.

В связи с этим с учетом обстоятельств приостановления уполномоченный орган принимает решение не только о разрешении приостановления права пользования недрами, но и о работах, необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях охраны недр, а именно мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. В связи с этим к заявлению о приостановлении необходимо приложить пояснительную записку о проведении мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии.

  1. Таким образом, согласно административному регламенту Роснедр, пользователь недр вправе подать заявление в уполномоченный орган о приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований, обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии.
  2. Решение по указанному вопросу принимает комиссия Роснедр, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, процесс принятия решения о приостановлении пользования участками недр не должен превышать 150 дней.
  3. Устранение обстоятельств приостановления права пользования недрами является основанием для его возобновления.
  4. При выборе такого решения, как приостановление лицензии, стоит учитывать, что если у пользователя недр к моменту подачи заявления о приостановлении лицензии имеются нарушения по выполнению обязательств по лицензионному соглашению или сроки обязательств по лицензии и проектам уже нарушены, уполномоченный орган может отказать в приостановлении лицензии, сославшись на уклонение пользователем недр от исполнения лицензионных обязательств.
  5. Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользования недрами?
  6. Одной из основных причин приостановления лицензии может быть экономическая неэффективность освоения месторождения в текущий момент, например в связи с резким падением курса рубля по отношению к другим валютам.
Читайте также:  Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Как одну из стадий процесса освоения месторождения лицензия на пользование недрами и лицензионное соглашение устанавливают обязательство, согласование и утверждение технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Может сложиться ситуация, при которой в момент, когда планировалось обращение в уполномоченную организацию для согласования и утверждения такого проекта, модель освоения месторождения, представленная в проекте, стала экономически невыгодной.

В проектную документацию включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр.

Уполномоченная организация выполняет функцию утверждения проектов строго в рамках исполнения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы порядка организации работы. При исполнении указанной функции имеет место экономическая оценка эффективности инвестиций в проектной документации на разработку месторождений.

Таким образом, в проектной документации должен присутствовать раздел, показывающий экономическое обоснование эффективности освоения месторождения.

И в случае экономической неэффективности освоения месторождения в определенный период можно рассмотреть вариант применения процедуры приостановления лицензии на пользование недрами.

Также причиной приостановки лицензии может быть необходимость изменения технологии освоения месторождения, благодаря которой возможна наиболее эффективная, полная и рациональная отработка месторождения. Для чего пользователю недр потребуется время для разработки и утверждения проектной, технической документации и для реализации переоснащения производственных мощностей.

  • По вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами можно отметить следующее.
  • Так, согласно статье 21 Закона РФ «О недрах», в случае если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
  • Как следует из вышеизложенного, приостановление права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, соответственно, обязанности держателя этой лицензии уплачивать установленные Законом «О недрах» обязательные платежи, включая регулярные.
  • В этой связи уплата регулярных платежей за пользование недрами должна производиться недропользователем с даты государственной регистрации выданной ему лицензии на право пользования недрами и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование участке недр или нет.
  • Обязанность представления налоговой декларации по НДПИ у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (пункт 1 статьи 345 НК РФ).

Страховое право — Ограничение или приостановление действия лицензии

Действие лицензии может быть ограничено либо приостановлено (ст. 32.6 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).

  • При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения.
  • К таким нарушениям закон относит:
  • 1) осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  • 2) несоблюдение страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
  • 3) несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
  • 4) нарушение субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;
  • 5) непредставление субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;
  • 6) установление факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации и др.
  • Указанное предписание направляется субъекту страхового дела, который в установленный предписанием срок должен представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Под ограничением действия лицензии понимается запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Читайте также:  Федеральный закон от 07.08.2001 N 114-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан"

https://www.youtube.com/watch?v=oY-sFHYv2W0

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение об ограничении или о приостановлении действия лицензии должно быть опубликовано в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Ограничение, приостановление и отзыв лицензии на осуществлении страховой деятельности

Органы по страховому надзору наделяются полномочиями по принятию мер к недобросовестно настроенным страховщикам, которые нарушают законодательство, представляют угрозу для интересов страхователей. В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ» при выявлении нарушений у страховщиков надзорные органы вправе:

  • Выдавать им предписания по устранению недостатков;
  • Приостанавливать или ограничивать действие лицензий при неисполнении предписаний;
  • Принимать решения по отзыву лицензий.

Замечание 1

Органы надзора вправе обратиться в арбитражный суд с иском по ликвидации страховой компании при неоднократных нарушениях ею законодательства, а также с иском по ликвидации организаций, которые занимаются страхованием без лицензий.

Что такое предписание?

Предписание является письменным указанием органов по страховому надзору, которое обязывает страховщика в учрежденный срок устранять выявленные нарушения. Оно выдается при нарушении страховщиками законодательных требований. Основаниями для выдачи предписаний являются следующие разновидности нарушений:

  1. Осуществление разновидностей страхования, которые не предусмотрены лицензией, а также приложением к ней, либо на территории, в ней не заявляемой.

  2. Осуществление разновидностей деятельности, которые запрещены законодательством для страховых компаний, а именно:

    • торгово-посреднической,
    • производственной,
    • банковской.
  3. Нарушения финансового плана:

    • нарушение учрежденного порядка по формированию и размещению страховых резервов;
    • несоблюдение страховщиками нормативного отношения между обязательствами и активами;
    • неисполнение страховщиком обязанностей, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»;
    • непредставление статистической и бухгалтерской отчетности или ее представление при нарушении учрежденного порядка и сроков ее представления;
    • непредоставление (не полное предоставление) в срок документации, требуемой органом по страховому надзору либо его территориальными органами;
    • учреждение факта по представлению недостоверной информации в документации, явившейся основанием для выдачи лицензионного документа, а также в отчетах по деятельности страховщика;
    • несообщение в месячный срок в надзорные органы о дополнениях и изменения, которые внесены в учредительную документацию, структуру тарифных ставок и правила страхования;
    • иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

Замечание 2

После устранения недостатков, которые указаны в предписании, страховщик должен предоставить отчет об их устранении. Если на протяжении установленного срока предписание не исполнено, то возможно ограничение, а позже и приостановление действия лицензии.

Ограничение, приостановление, отзыв лицензии

Ограничение действия лицензии является запретом (до устранения нарушений, которые установлены в деятельности страховщика) на заключение новых страховых договоров и продление действующих по отдельным разновидностям страховой деятельности либо на некой определенной территории.

Приостановление действия лицензии является запретом до устранения нарушений, которые были установлены в деятельности страховщика, заключать новые страховые договоры, а также продлевать действующие по всем разновидностям страховой деятельности, на которые выдавалась лицензия.

При приостановлении и ограничении действия лицензии страховщик исполняет принятые обязательства по заключенным ранее страховым договорам до истечения их срока действия.

Решение по ограничению либо приостановлению действия лицензии должно приниматься коллегией надзорного органа, оно сообщается страховщику, соответственному налоговому органу и публикуется в печатном издании.

Решение по возобновлению лицензии может приниматься лишь после устранения нарушений, оно также публикуется в печатном издании.

Отзыв лицензии является запретом на реализацию страховой деятельности, исключая исполнение обязательств, которые приняты по действующим страховым договорам. Притом средства резервов страхования могут использоваться страховщиком только для исполнения обязательств по страховым договорам.

Основаниями для отзыва лицензии являются:

  1. Неоднократное (свыше одного раза) принятие решения по ограничению либо приостановлению действия лицензионного документа;
  2. Неустранение в установленный срок нарушения, явившегося основанием по принятию решения по ограничению либо приостановлению действия лицензионного документа, либо непредоставление отчетности по устранению таких нарушении;
  3. Судебное решение, которое подтверждает факт осуществления страховщиком противозаконной деятельности;
  4. Представление федерального антимонопольного органа и его территориальных подразделений по установлению фактов нарушения страховщиком требований к деятельности рекламного характера;
  5. Иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

Решение по отзыву лицензии сообщается страховщику, органам страхового надзора на местах, соответственному налоговому органу, а также должно быть опубликовано в печати. Отозванную лицензию страховщик должен вернуть в федеральный надзорный орган в срок, не превышающий десяти дней, со дня получения (публикации) решения.

Решение по приостановлению либо прекращению действия лицензии медицинской страховой организации принимается органами надзора в таких случаях:

  • Систематическое неисполнение обязательств по договорам медицинского обязательного страхования;
  • Отказ представления затребованных органами надзора документов, связанных с произведением медицинского обязательного страхования;
  • Установление фактов по предоставлению недостоверных сведений в документации, послужившей основанием для выдачи лицензионной документации;
  • Систематическое несвоевременное сообщение о внесении дополнений и изменений в учредительную документацию и др.
Читайте также:  Статья 10. федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Ограничение, приостановление и отзыв лицензии у страховой компании

По действующему на данный момент законодательству страховые компании, желающие получить право осуществлять обязательное страхование владельцев транспортных средств (заключать договоры ОСАГО) должны получить лицензию на этот вид деятельности в ФСФР (Федеральной службе по финансовым рынкам).

Одновременно, для компаний, имеющих данную лицензию, становится обязательным членство в РСА (Российском Союзе автостраховщиков).

Если же страховщик исключен из РСА или добровольно выходит из Союза, он автоматически лишается права заключать договоры ОСАГО и, как правило, теряет лицензию на страхование автогражданки.

ФСФР и РСА контролируют страховые компании, являясь гарантом соблюдения ими страхового законодательства и правил профессиональной деятельности.

Если страховщик систематически не выполняет взятые на себя по отношению к клиентам обязательства (не возмещает убытки, не соблюдает сроки по выплатам и пр.

), что подтверждается многочисленными жалобами страхователей и проверками со стороны контролирующих органов, к нему применяются следующие санкции:

  • Ограничение действия лицензии
  • Приостановление действия лицензии
  • Отзыв лицензии

Означает, что компания не имеет права заключать новые договоры до тех пор, пока не устранит имеющиеся нарушения.

Она также не имеет права продлевать действующие полисы или вносить в них какие-либо изменения, влекущие увеличение ответственности страховщика (например, вписать в полис ОСАГО молодого водителя или сделать его «неограниченным»).

Запрет может действовать только лишь на определенной территории или на определенные виды страхования. То есть, ограничение может распространяться только на ОСАГО или только на КАСКО , или на имущественное страхование и т.д.

В то же время, СК обязана продолжать выплаты страхового возмещения своим клиентам.

Безусловно, ограничение возможности заключать договоры негативно сказывается на финансовом положении страховщика. При отсутствии определенного процента сборов, судьба компании полностью будет зависеть от желания и возможностей акционеров бороться за свою компанию. И бывает, что ситуация исправляется и ограничение действия лицензии благополучно снимается.

Гораздо безнадежней, когда лицензия приостановлена.

В отличие от ограничения, это означает, что компания не имеет права заключать новые и продлевать действующие договоры по всем видам страхования, пока в установленные сроки не расплатится по долгам и не устранит все нарушения. Поэтому, как правило, после приостановления лицензии следует ее отзыв и банкротство компании, так как она полностью лишается каких-либо доходов и становится окончательно и бесповоротно неплатежеспособной.

Означает, что компания больше не имеет права заниматься страховой деятельностью.

  • Если решение об ограничении или приостановлении действия лицензии принималось более одного раза;
  • Если компания не устранила в установленный срок нарушений, которые стали основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии, или не представила отчет об устранении нарушений;
  • Если суд признал, что страховщик осуществлял незаконную деятельность;
  • Если федеральный антимонопольный орган или его территориальные управления установили факты нарушения компанией требований к рекламной деятельности;
  • По другим основаниям, предусмотренным действующими законами.

Решение об отзыве лицензии публикуется в информационном бюллетене «Вестник Федеральной службы по финансовым рынкам» и «Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам» в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения и вступает в силу со дня опубликования.

Если у вас на руках полис добровольного страхования (КАСКО, например) от компании, у которой приостановлена лицензия, считайте, что деньги были потрачены впустую, и добиться возмещения ущерба при страховом событии будет практически невозможно, да и не с кого.

В этом плане страховое законодательство находится у нас в зачаточном состоянии. И коль скоро приостановление действия лицензии означает в скором времени банкротство компании, не ждите, пока произойдет страховой случай, расторгайте договор и идите в другую, более надежную компанию.

При этом не лишним будет посмотреть рейтинги страховых компаний .

Также, если у вас есть какие-либо сомнения, ознакомьтесь с отзывами о выбранной страховой компании , где может быть важная информация о её реальной работе.

С полисами ОСАГО ситуация более обнадеживающая, потому что обязательства по выплатам за своих обанкротившихся «коллег» будет нести РСА.

Но имейте в виду, что пока у компании лицензия только лишь приостановлена в части предоставления услуг по ОСАГО (а приостановление может длиться несколько месяцев), обращаться в РСА бесполезно.

Единственный выход для желающих получить положенную выплату – терпеливо ожидать, когда у страховщика отзовут лицензию.

Только после этого потерпевший обретет право получить компенсационную выплату от РСА согласно «Закону об ОСАГО».

Нередки случаи, когда страховые компании с приостановленной или отозванной лицензией продолжают продавать полисы ОСАГО через агентов и брокеров.

Поэтому, прежде чем обратиться в страховую компанию, название которой вам мало знакомо или совсем незнакомо, помните, что заключать договоры по ОСАГО имеют право только действительные члены РСА.

Чтобы получить актуальную на данный момент информацию о состоянии лицензии по ОСАГО, предлагаем ссылку на сайт РСА:http://www.autoins.ru/ru/about_rsa/members/reestr_html.wbp. 

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]