Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 07.03.2018, с изм. от 10.12.2019) «О реабилитации жертв политических репрессий»

Общественная палата РФ раскритиковала правительственные поправки к закону «О реабилитации жертв политических репрессий». Речь идет о праве репрессированных и их детей на бесплатное жилье в том городе, где семья проживала на момент ареста.

В прошлом году Конституционный суд потребовал исправить закон так, чтобы граждане смогли наконец получить обещанное государством жилье.

В Общественной палате констатируют, что получившийся законопроект «невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда» — и он не поможет жертвам репрессий.

Вчера Общественная палата (ОП) РФ опубликовала отрицательное заключение к правительственному законопроекту о праве репрессированных на бесплатное жилье (.pdf). «Нулевые чтения» на эту тему прошли в ОП еще 4 августа 2020 года. В итоговом документе говорится, что проект «невозможно признать обоснованным и достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав реабилитированных лиц».

Напомним, в декабре 2019 года Конституционный суд постановил исправить закон о жертвах репрессий. Сейчас эти люди имеют право на бесплатное жилье в городе, где семья находилась на момент ареста и высылки.

Но полномочия распределять квартиры были переданы регионам, которые выставили зачастую невыполнимые условия. Летом правительство РФ одобрило законопроект, разработанный Минстроем.

Он убрал некоторые ограничения, но при этом оставил регионам полномочия по распределению жилья. Более того, в нем не был прописан конкретный механизм финансирования.

В случае его принятия жертвы репрессий должны будут встать в конец общей очереди на жилье — чтобы получить квартиру в Москве, им придется ждать около 30 лет. Документ вызвал шквал критики со стороны правозащитников, но 14 июля был внесен в Госдуму.

«Общественная палата выступает за справедливое, окончательное разрешение вопроса о посильной в настоящее время компенсации нанесенного ущерба реабилитированным жертвам политических репрессий, членам их семей,— говорится в отзыве на законопроект.— Однако решение такой задачи посредством предлагаемой поправки в данном случае не может считаться достаточным».

Прежде всего авторы документа указывают, что Конституционный суд постановил решить проблему на федеральном уровне, чтобы у репрессированных из разных регионов были одинаковые права.

А значит, правительственный законопроект не должен был передавать этот вопрос на уровень региональных властей. «Предлагаемый подход невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда», прямо говорится в документе.

Эксперты ОП обращают внимание на заявление, что правительственный законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. «Данное утверждение представляется спорным»,— говорится в отзыве. Дело в том, что возмещение подобного вреда необходимо «отнести к расходным обязательствам РФ».

«Кроме того, материалы к законопроекту не содержат сведений об общем количестве лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями»,— указывает ОП.

Согласно регламенту пояснительная записка законопроекта обязательно должна содержать «финансовый, экономический и (или) статистический анализ текущей ситуации, (…) прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений».

В отзыве указано, что правительственный законопроект сохраняет существующий порядок «очереди» для репрессированных.

При этом КС указывал, что РФ обязана стремиться к «возможно более полному возмещению вреда», причиненного жертвам политических репрессий, «на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала».

«Принимая во внимание зачастую затягивающиеся сроки предоставления жилых помещений в порядке общей очередности», ОП приходит к выводу, что репрессированные, «как правило, люди преклонного возраста», могут не дожить до получения квартир.

«Представляется целесообразным обеспечить жильем реабилитированных лиц в возможно короткий срок, путем разработки и реализации специального порядка предоставления жилых помещений,— заявляет ОП.— Однако представленный законопроект не предусматривает подобных положений».

«Мы удовлетворены результатами нулевых чтений в Общественной палате,— заявил “Ъ” юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы трех заявительниц иска в КС.— Палата указала на главные недостатки правительственного законопроекта. Во-первых, отсутствие федерального регулирования и финансирования жилья для жертв репрессий.

Во-вторых, предоставление жилья жертвам репрессий в порядке общей очереди. Рассчитываем на то, что депутаты учтут позицию Общественной палаты. Законопроект концептуально не соответствует постановлению КС и поэтому должен быть отклонен уже в первом чтении». Господин Вайпан добавил, что создал онлайн-петицию в поддержку права жертв репрессий на получение жилья.

Правительственный законопроект будет рассмотрен 23 сентября на заседании профильного комитета Госдумы.

Александр Черных

Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 07.03.2018, с изм. от 10.12.2019)

Сотрудники “Ъ” о том, как коммунистический террор коснулся их семей

Читать далее

Какие льготы имеют дети реабилитированных родителей?

Сталинские репрессии сказались сперва на Советском Союзе, а затем на России очень сильно. Страдало будущее нации. Ведь жертвами преследований оказывались широкие слои населения, в том числе молодые семьи и дети. И по сей день неизвестно, сколько человек точно были ущемлены в правах.

Сталинские репрессии – страшный период советской истории, попытку реабилитировать который современная власть предпринимает, выплачивая небольшие пособия жертвам тех лет. Рассчитывать на них могут только те, кто способен представить специальные доказательства.

Кроме того, по закону предусмотрены льготы членам семей репрессированных, но и это правило распространяется на довольно узкий круг лиц. Кто и что имеет право добиться от государства?

Репрессии: о чем идет речь?

Политические репрессии, ставшие одной из самых характерных и известных страниц нашей истории, были типичны для периода, когда власть принуждала широкие массы исполнять незаконные, противоестественные, ущемляющие права человека требования, апеллируя к тому, что это якобы в пользу государства. Многие были насильно переселены, стали изгнанниками. Была ущемлена независимость, права граждан, а некоторые поплатились жизнью. Действующее законодательство устанавливает льготы детям репрессированных и ряд других преференций, если можно доказать причастность к жертвам того времени.

Репрессированных и связанных с ними людей принято делить на несколько категорий. Каждая из них имеет собственные права.

В первую очередь упоминают тех, кто был обвинен по политическим обоснованиям, арестован по этой причине и изгнан, направлен в лагерь либо казнен.

Программа реабилитации репрессированных многих таких страдальцев позволила признать невинными, но для большинства было уже поздно.

История жертв репрессий

Однако за все время существования СССР количество репрессированных было значительно больше. Всех пострадавших людей условно делят на 3 группы:

  Какие существуют льготы при поступлении в школу?

  1. Арестованные органами безопасности и получившие ссылку или расстрельную статью. Подавляющее большинство таких людей было осуждено во времена правления вождя народов.
  2. Вторая категория – раскулаченные крестьяне.

    Огромное количество, порядка 5 миллионов человек, репрессированных во время становления власти после революции 1917 года.

  3. Последними принято выделять целые народы и народности, депортированные из страны во время Великой Отечественной войны по подозрению в шпионаже.

    Помимо этого, ссылались люди в Сибирь на необжитые или плохо обжитые территории.

Репрессии коснулись большого количества семей. В первую очередь от решения партии страдали дети осужденных людей.

Семьи теряли кормильца и становились малоимущими, но был и еще худший вариант – дети становились сиротами и беспризорниками.

Репрессии и люди

В период правления Сталина гонениям подвергались граждане, заподозренные в отличных от установленной центральной властью взглядах на политику. Репрессированные в СССР были обычным делом. Не обязательно было действительно придерживаться «неправильных» взглядов (и тем более говорить о них). Достаточно был лишь доноса соседа – и человек пропадал.

В тот момент, когда проблема репрессии стала очевидной для широчайших масс, не нужно было иметь каких-либо специфических мнений. Запросто человек мог пострадать из-за личных причин – банальной неприязни сотрудника партии.

Впрочем, самые тяжелые условия ждали именно тех, кто посмел вслух высказать несогласие с государственной политикой, а вот остальные – это были репрессированные массово граждане.

Преимущественно пострадали крестьяне, которых изгнали, признав кулаками.

А кому еще?

В настоящее время льготы репрессированным пенсионерам положены не только в силу причастности к двум указанным выше группам населения, но и при принадлежности к некоторым национальностям, которые в период советской власти подвергались гонениям.

Наиболее характерно это было для периода Второй мировой войны, но и до нее, и после некоторые народности страдали массово.

Власть депортировала населенные пункты, вынуждала сотни и тысячи людей уходить с обжитых мест, не имея ничего при себе, и отправляла их туда, где выжить было сложно, а то и практически невозможно.

В наше время льготы репрессированным в России прописаны в действующем законодательстве. Здесь указано, какие именно преференции есть, для какой категории населения они актуальны, кто и на что может рассчитывать.

Определенные льготы для репрессированных и реабилитированных положены, если это родители, дети пострадавших от гонений в советские времена. Специальные условия есть для тех, кто сам был жертвой и жив по сей день.

Кто признается репрессированным

Массовые политические репрессии в СССР были начаты в 1920-хх гг. и окончен только в 1950-хх гг. За это время по указанию действующей на тот момент власти в ссылки и концлагеря были отправлены десятки тысяч граждан. Также применялись иные методы наказания: пытки, гонения и пр.

Сейчас у граждан появилась возможность реабилитироваться. Это допускается для следующих категорий лиц:

Люди, которым на тот момент было менее 18 лет Если они остались без опеки в то время; Если им пришлось переехать вместе с родителями
Иностранные граждане и граждане СССР Если к ним во время репрессий были применены карательные меры
Люди, пострадавшие от деятельности КГБ и иных спецслужб СССР При нахождении за пределами территории Союза
Иностранцы Если они подвергались гонениям за ведением антисоветской деятельности

Реабилитация в настоящий момент означает возникновение права на получение льгот. Именно поэтому к реабилитированным относят и членов семей граждан, подвергшихся репрессиям: они также смогут оформить на себя выплаты и пособия.

Ключевой целью предоставления льгот является возможность частично загладить вину советского правительства перед народом. Согласно данным ученых-исследователей, многие люди были отправлены в ссылки или казнены незаконно. Вследствие этого их дети оставались без родительского попечения, к тому же война 1941 года кардинально изменила жизнь населения.

Преференции: на что есть право?

О том, какими льготами пользуются репрессированные, можно узнать в отделе социальной защиты, за которым закреплено место жительства человека, подпадающего под один из пунктов программы.

Традиционно наиболее высок спрос на медицинский сервис. Пострадавшие от репрессий, а также их семьи могут пользоваться такими услугами вне очереди.

Правило распространяется на стационарные, амбулаторные условия.

Как показывает практика, льготы репрессированным далеко не всегда используются теми, у кого есть на это право. Люди просто боятся заявить о том, что они могут пройти вперед, что они принадлежат к этой категории. Да и многие работники медицинских учреждений в такой ситуации ведут себя неэтично, некорректно.

Во многом это связано с тем, что жертвы репрессий, а также близкие родственники таких людей обычно не имеют лишних средств, не могут позволить себе платные услуги. Это влияет на отношение окружающих. Регулярно проводятся мероприятия регионального и национального уровня, призванные улучшить отношение к тем, кому положены льготы репрессированных.

Но пока такие меры дают достаточно слабый результат.

Сэкономить: можно ли?

В соответствии с действующими законами те, кому положены преференции, как пострадавшим в период гонений, могут получить скидку на медицинские препараты. На ряд лекарств она достигает половины стоимости.

Чтобы получить доступ к такой программе, необходимо прийти на прием к главному врачу своей поликлиники и запросить рецепт. Отпуск в аптеке возможен только при непосредственном участии заведующего отделением.

Программа предоставления льгот репрессированным, как видно из вступивших в силу законов, финансируется местными бюджетами. По этой причине в любом регионе наблюдается катастрофическая нехватка средств. Это серьезно ограничивает возможности получения медикаментов со скидкой: главные врачи просто не могут выдать рецепты всем, у кого есть на это право, а фармацевты – отпустить такой товар.

  Предпенсионные гарантии и льготы в Свердловской области

Это приводит к тому, что фактически льготы репрессированными не используются, люди тратят на препараты в аптеке личные деньги, приобретая их по полной стоимости.

Правоведы говорят, что в такой ситуации необходимо получить рецепт от врача, а затем обратиться с просьбой о содействии в социальную защиту.

Если же врач отказывает в подобном рецепте, нужно, не стесняясь, писать жалобу на его деятельность в медицинскую комиссию районного или городского уровня, а если не помогает – то в областной орган.

Восстановление здоровья: какие еще есть возможности?

Жертвы политических репрессий советского периода могут рассчитывать на специальные условия для посещения санаториев, курортов. В рамках оздоровительной программы льготы даются на путевки, оплата которых ложится на областные бюджеты.

Ответственность за реализацию социальной программы несут инстанции социальной защиты. Чтобы воспользоваться этим шансом, необходимо записаться в специальную очередь на местном, областном уровне.

Если речь идет о пенсионере, не имеющем постоянного места работы, то следует воспользоваться услугами ближайшего отдела органов социальной защиты и написать заявление по установленной форме.

Какая доплата будет выплачена репрессированным 2020 году

Доплата к пенсии за инвалидность 3 группы в году зависит от множества различных факторов, о которые мы и рассмотрим. Теперь предлагаем рассмотреть, какая в году инвалиду 3 группы доплата к пенсии полагается, от чего она зависит.

Ее размер определяется разницей между личными доходами пожилого неработающего человека и установленным в регионе прожиточным минимумом пенсионера.

Но при устройстве на работу получатель сам должен сообщить об этом в управление Пенсионного фонда по месту жительства.

Компенсации репрессированным в 2020 году

Информационно-справочная служба Актуальная информация по производимым выплатам Специальное транспортное обслуживание отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге Бесплатная юридическая помощь Детские пособия Организации Реестр поставщиков социальных услуг Важная информация Контакты Графики График выплаты за октябрь года пенсий и иных социальных выплат через Отделения почтовой связи График выплаты за октябрь года пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат через отделения Северо-Западного банка ПАО Сбербанк и другие кредитные организации Денежные выплаты по ЖКУ Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение труженикам тыла Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка после График выплаты за октябрь года пенсий и иных социальных выплат через Отделения почтовой связи. Президент Российской Федерации. Администрация Санкт-Петербурга. Специальная линия «Нет коррупции!

Это интересно: С какого числа начинается льготный проезд на электричке ленобласти

Важно: в силу давности событий, при которых осуществлялись необоснованные репрессии, подвергшиеся им граждане к настоящему времени достигли пенсионного возраста. В связи с этим реабилитированные лица пользуются всеми льготами и привилегиями, предусмотренными в России для пенсионеров.

Репрессированные пенсионеры могут получать льготу по оплате коммунальных услуг — 50% стоимости услуг ЖКХ берет на себя бюджет. Таким льготникам может предоставляться право бесплатного проезда в городском транспорте и т.д.

Надбавка к пенсии за детей в 2020 году: кому положена доплата

На излете существования СССР был принят важный закон “О реабилитации жертв политических репрессий”. Этот документ признал права незаконно репрессированных советской властью миллионов людей и их родственников. Закон защищает тех, кто был реабилитирован, то есть, чье преследование по политическим мотивам было признано судом совершенно необоснованным.

Если бумаги собраны полностью, то обычно отказов не случается, и через 30 дней можно ожидать положительное решение. Когда все же получен отказ, то он должен быть аргументирован. При несогласии заявителя с решением органов социальной защиты нужно обращаться в суд и отстаивать права там.

Как начисляется льгота детям репрессированных? Чтобы получить статус репрессированного, жертвам незаконной деятельности или их родственникам нужно собрать полный комплект документов и направить его в органы социальной опеки одним из разрешенных способов. В перечень документов входят:

Положены ли льготы детям репрессированных родителей в 2020 году

В Санкт-Петербурге жертвам выплачивают денежную компенсацию, как людям, которых незаконно лечили в психиатрических лечебницах, так и отсидевшим уголовные сроки в местах лишения свободы. Не обделяют и детей, которые потеряли родителей — жертв репрессий. Компенсации индексируются в зависимости от уровня инфляции.

По разным данным жертвами политических репрессий в сталинские времена стало около 800 тысяч человек. Урон был нанесён и семьям репрессированных – сиротами осталось много детей. В период реабилитации порядка 600 тысяч граждан были признаны невиновными, хотя рассмотрено было почти миллион дел. 30 октября жители России вспоминают этот тяжёлый период.

Книга Памяти жертв политических репрессий содержит список граждан бывшего СССР, попавших под гонения. В ней представлены списки жертв политических репрессий по регионам России, Украины и других странам постсоветского пространства. В помощь пострадавшим и их детям создана Ассоциация жертв репрессий, предоставляющая информацию о самих репрессированных и их правах.

  1. Ведомство, которое в свое время приняло решение о наказании человека, если информация сохранилась.
  2. Органы охраны порядка по месту регистрации.
  3. Государственному служащему района, отвечающему за реализацию госпрограмм.

Льготы реабилитированным жертвам политических репрессий в 2020 году

В 2020 году пенсионеры получат индексированные выплаты. Повышение планируется проводить с января поэтапно. Увеличение будет пропорционально росту инфляции.

В среднем прибавка составит 3,7% от существующей пенсии, для социальных пенсионеров (инвалиды, ветераны войны, сироты и другие категории) – 4,1%. Для работающих инфляция не отразится на прибавке. Для них заложены другие стимулы.

Предполагалось введение разовых годовых пособий, вместо льгот на проезд и лечение. Ориентировочно назывался его размер – 192 евро. Однако будет ли такая доплата в 2020 году, пока не известно.

Это интересно: Выплаты при рождении 2 ребенка в 2020 году ярославль

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761I О реабилитации жертв политических репрессий

Статья 16.1. Реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

  • Не подлежит возврату, возмещению или компенсации:
  • имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;
  • имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий;
  • земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;
  • имущество, изъятое из гражданского оборота.

Реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома при условии, что эти жилые дома необходимы им с членами их семей для постоянного проживания, в случае освобождения занимаемых реабилитированными лицами жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда. Лицам и членам их семей, проживающим в настоящее время в жилых домах, ранее принадлежавших реабилитированным лицам, предоставляется равноценная жилая площадь либо оказывается помощь в строительстве жилья.

По согласию с реабилитированными лицами вместо возврата в натуре жилого дома им в первоочередном порядке предоставляется благоустроенная жилая площадь, либо оказывается помощь в строительстве жилья, либо возмещается стоимость жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость не сохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. При этом налог с имущества, переходящего в порядке наследования, не взимается.

  1. Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
  2. Вынесенные до принятия настоящего Закона решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы — перерасчету.
  3. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации — в течение трех лет с момента получения документов о реабилитации.
  4. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».
  5. Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Льготы реабилитированным жертвам политических репрессий. Льготы жертвам репрессий в 2021 году: какие положены, размер

Политическая репрессия – принудительные деяния со стороны руководства государства, которые направлены на неугодных людей по происхождению, родовым корням, убеждениям, нарушающих определенные права в пользу своего существования, для обеспечения своего здоровья и здоровья детей.

К политическим репрессиям относят:

  • незаконное осуждение граждан;
  • высылка за территорию государства;
  • ограничение свободы;
  • принудительная отправка в психиатрические учреждения и т. д.

В соответствии с законодательным актом №1761-1 от 18.10.91 г. статус «реабилитированной жертвы политических репрессий» присваивается гражданину ныне не существующего СССР, иностранцам, людям, не имеющим гражданства, потомкам репрессированных родителей в России, оказавшихся жертвами произвольного поведения руководящих верхов страны при нижеописанных основаниях:

  • репрессии по политическим мотивам были применены к людям на российской территории;
  • необоснованный или основанный на национальной или расовой почве характер действий, которые приходились на период существования СССР.

Под территориальной единицей Российской Федерации понимается территория, ныне принадлежащая и относящаяся к России в момент совершения незаконного действия политического характера.

Это означает, что, к примеру, граждане, депортированные с территории Крымской Республики до 1954 года (до момента передачи Н.С. Хрущевым данной территории Украине), должны быть восстановлены в правах, могут претендовать на льготы и субсидии, являясь реабилитированными жертвами репрессий на политической почве.

Статус «пострадавший от политических репрессий» вправе получить:

  • дети погибших (расстрелянных) или выселенных за территорию России;
  • супруги репрессированных;
  • родители пострадавшего;
  • если реабилитация репрессированного велась посмертно, то обладать статусом потерпевшего, в частности претендовать на получение льгот, вправе его потомки.

Какие льготы положены детям репрессированных родителей? В ходе процесса реабилитации жертва или ее дети получают отобранные права и свободы гражданина, им возвращают звания и награды, российское гражданство. Дети родителей, потерявших жилплощадь, претендуют на получение новой за счет государства и согласно очередности.

Дети родителей, находящихся в тюрьмах и на принудительном лечении, получают от государства компенсационные выплаты: 75 руб. за 1 месяц наказания, лимит суммы – 10 тыс. рублей

Утратившие ввиду противоправных деяний руководящих верхушек имущество претендуют на компенсационные выплаты ущерба: 4 тысячи за объекты движимого и 10 тысяч за объекты недвижимого имущества. Возможно возмещение средств, если имущество находится в пригодном состоянии.

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I"О реабилитации жертв политических репрессий"

  • За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.
  • Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.
  • Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

I. Общие положения

Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями

Статья 1.1. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Статья 2. Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется:

на граждан Российской Федерации, граждан государств — бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР.

Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Статья 2.1. Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 3. Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

  1. а) осуждены за государственные и иные преступления;
  2. б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;
  3. в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;
  4. г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
  5. д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;
  6. е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Статья 4. Не подлежат реабилитации лица, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

  • а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;
  • б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
  • в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;
  • г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.
  • Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.

Статья 5. Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за:

  1. а) антисоветскую агитацию и пропаганду;
  2. б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй;
  3. в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви;
  4. г) посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов;
  5. д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями,

то есть по статьям 70 (в редакции, действовавшей до Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1990 года), 190.1, а также по статьям 142 и 227 Уголовного кодекса РСФСР и аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства.

II. Порядок реабилитации

Статья 6. Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 3 настоящего Закона, — в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных — в органы прокуратуры

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.

Статья 7. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки

Часть вторая утратила силу с 1 января 2006 г.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Статья 8. Органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пп. «а», «б», «г», «д», «е» статьи 3 и статьей 5 настоящего Закона. Порядок указанной работы и распределение обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации

  • По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.
  • При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры по указанным в пункте «д» статьи 3 настоящего Закона делам составляют заключение об отказе в реабилитации, а по указанным в пунктах «а», «б», «г» и «е» статьи 3 настоящего Закона делам в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют эти дела с заключениями в суд в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
  • В отношении лиц, обвинявшихся в контрреволюционных, особо опасных государственных преступлениях по совокупности с другими видами преступлений, либо когда в действиях лиц усматриваются признаки не контрреволюционных, особо опасных государственных, а других видов преступлений, пересмотр дел и материалов производится в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 8.1. По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры — в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел — в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями

Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Статья 9. Решения по делам, предусмотренным частью третьей статьи 8 настоящего Закона, принимаются:

а) на осужденных — судами, которыми выносились последние судебные решения.

Дела, по которым приговоры, определения, постановления были вынесены упраздненными или расформированными судами, а также военными трибуналами в отношении гражданских лиц, передаются на рассмотрение тех судов, к подсудности которых эти дела отнесены по действующему законодательству. Территориальная подсудность дела определяется по месту вынесения последнего судебного решения;

б) подвергнутых внесудебным репрессиям: в отношении гражданских лиц — Верховными Судами автономных республик, областными, краевыми судами, судами автономных областей, автономных округов, а в отношении военнослужащих — военными трибуналами округов и флотов, на территории которых действовали соответствующие несудебные органы.

Ссылка на основную публикацию