Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Доставка свежих продуктов — охлажденных смузи или горячих блюд — во многом зависит не только от скорости вашей курьерской службы, но и от качества упаковки.

К упаковке пищевой продукции предъявляются некоторые требования, выполнение которых будет определять как качество доставляемой продукции, так и количество вреда, нанесенного окружающей среде.

В XII веке в Китае моряки перед отправкой грузов покрывали фрукты натуральным воском, а в XVI столетии в Японии появились образцы одноразовой посуды из рисовой муки. В наше время первое и основное требование к таре: потребительская упаковка должна быть безопасной.

Второе, но не менее существенное в современном мире, — упаковка должна быть экологичной, то есть не наносить вреда окружающей среде. И, наконец, третье: любая тара должна быть надежной, чтобы сохранять товарный вид и качество продукции.

Хочется, чтобы такая упаковка была еще и экономически выгодной для ресторана, а в будущем — съедобна для потребителя.

1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УПАКОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНОЙ

Все вредные вещества, входящие в состав упаковочного материала, необходимо изолировать друг от друга. И это задача производителей материалов. Например, безопасность красителей, используемых для повышения маркетинговой привлекательности упаковки и идентификации бренда, должна быть подтверждена соответствующими сертификатами типографии.

Получается, что организации общественного питания, подключенные к сервису доставки или осуществляющие реализацию продукции с собой, отвечают не только за правильную маркировку (об этом читайте в журнале «Ресторанные ведомости», No 1, 2019 г. — Прим. ред.), но и за информацию, из чего сделана упаковка.

Кстати, так же, как и другие производители пищевой продукции.

Не все до конца понимают, зачем нужны иконои пиктографические маркеры на упаковке, что за сведения они содержат, какие знаки нужно наносить обязательно, а какие — нет.

Таким незнанием иногда пользуются недобросовестные производители или импортеры аналоговой упаковки, искусственно занижающие стоимость единицы товара (по сравнению с качественным оригиналом) и тем самым подталкивающие менеджера по закупкам заключить выгодный контракт исходя из принципа низкой цены, что идет вразрез с политикой организации в области качества и безопасности пищевой продукции. В неправильной упаковке еда может быстро испортиться, стать непригодной для употребления.

2. ВО ЧТО МОЖНО, А ВО ЧТО НЕЛЬЗЯ УПАКОВЫВАТЬ КУЛИНАРНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Журнал «Ресторанные ведомости». Годовая подписка

Технический регламент Таможенного союза 005/2011 «О безопасности упаковки» подразделяет тару по видам: металлическая, полимерная, бумажная и картонная, стеклянная, деревянная, из комбинированных материалов, из текстильных материалов, керамическая и укупорочные средства (например, корковые и др.). Ресторан чаще всего использует упаковки трех видов — бумагу или картон, полимеры (полиэтилентерефталат, или ПЭТ) и комбинированные варианты (бумага / картон и алюминий / белая жесть / пластик). При этом упаковку каждого вида следует применять строго в соответствии с ее назначением, установленным производителем. При проведении плановых (внеплановых) контрольно-надзорных мероприятий Роспотребнадзор обращает внимание на нарушения в части «применения по назначению» упаковки и упаковочных материалов.

Маркировка, необходимая для идентификации материала, из которого изготовлена упаковка (укупорочные средства), должна быть нанесена на саму упаковку и (или) на сопроводительную документацию.

В случае отсутствия маркировки изготовитель продукции, упаковывая ее, должен нанести на ярлык (этикетку) маркировку, необходимую для идентификации материала, из которого сделана упаковка, в соответствии с сопроводительной документацией.

Ст. 6, п. 2 ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» предъявляет требования к маркировке упаковки (укупорочных средств), наносимой производителем, например, на стаканы для кофе, крышки, контейнеры для кулинарной продукции, подложки, одноразовые приборы, тарелки и т. д.

В этом случае маркировка должна содержать цифровой код и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3 данного технического регламента, а также символы в соответствии с Приложением 4 (рис. 1–3).

Вот некоторые примеры таких обозначений.

Рис. 1 Примеры обозначений.

Используются только заглавные буквы, например полиэтилентерефталат, или ПЭТ (а); маркировка наносится следующим образом: латинская буква С и через косую черту обозначение основного материала по массе в композиции, например, «бумага и картон / пластмасса / алюминий — С/РАР» (б). Цифровой код внутри «петли Мебиуса» означает вид (код) материала, который можно найти в Приложении 3 к техническому регламенту

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Рис. 2 Упаковка (укупорочные средства), предназначенная для контакта с пищевой продукцией

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Рис. 3 Возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) — «петля Мебиуса» (пункт в редакции, введенной в действие с 21 мая 2017 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года No 96)

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Запомните! Основная идея маркировки на упаковке — донести до потребителей полную, корректную и достоверную информацию об использованном упаковочном материале.

Эта обязанность вменяется продавцу не только нормами Таможенного союза (ЕАЭС), но и внутренним законодательством: в России это законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании».

За нарушение правил маркировки предусмотрена административная ответственность, в России она установлена в соответствии со ст. 14.46, 14.7 и 14.8 КоАП.

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

3. ФУНКЦИИ УПАКОВКИ И СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НЕЙ ТРЕБОВАНИЙ

Коммерческая идея упаковки — защита продукции от внешнего удара и ее выгодная презентация потребителю. Яркая, оригинальная упаковка привлекает внимание и влияет на спрос, например, в витрине открытого типа в кофейне, кулинарной лавке, пекарне-кондитерской, столовой, ресторане и т. д.

Однако организациям общественного питания следует обращать внимание и на такой важный аспект, как совокупность требований, предъявляемых к качеству и безопасности упаковки, в частности:

  • к применяемым материалам, контактирующим с пищевой продукцией, в части санитарно-гигиенических показателей;
  • к механическим показателям;
  • к химическои ̆стойкости;
  • к герметичности;
  • к соблюдению правил гигиены персонала на рабочем месте при контакте с продуктом и упаковкой.

Совет! Например, вам нравится экостиль и бумажные пакеты с ручками. Как проверить производителя на честность? Ручки (при наличии) должны быть прочно прикреплены к упаковке и выдерживать установленную нагрузку. Запросите при проведении тендера декларацию соответствия, описание и образцы.

Допустим, заявлено, что бумажный пакет с ручками должен выдерживать нагрузку в 5 кг. Положите в этот пакет 5 кг картошки, возьмите пакет в руку и активно походите с ним 5 минут. Для вас станет открытием, что каждый второй пакет окажется с браком: либо ручки отрываются, либо дно рвется.

Законодательные правила игры

Кодекс «Алиментариус» (CAC/RCP 1-1969, 3-е изд. 1997, испр. 1999) декларирует два принципа.

1. Упаковочный дизайн и материалы должны

обеспечивать адекватную защиту продуктов и минимизировать заражение, предотвращать повреждения и предоставлять должную маркировку.

Упаковочные материалы или газы, если используются, должны быть не токсичными и не представлять угрозы безопасности и пригодности продукта при определенных условиях хранения и использования.

Там, где целесообразно, многократно используемая тара должна быть соответствующе долговечной, легко поддаваться очистке и дезинфекции.

2. Программы просвещения (осведомленности) потребителей должны покрывать общие вопросы пищевой гигиены: давать возможность понимать важность любой информации о продукте, соблюдать все инструкции, сопровождающие товар, и делать информированный выбор. Главное, потребители должны быть проинформированы о взаимосвязи между фактором «время — температура» и пищевыми болезнями.

Согласно действующим санитарным правилам упаковка в первую очередь выполняет функцию барьера, так как ограждает полуфабрикат и готовую продукцию от агрессивного воздействия окружающей среды (воздух, свет, температура, влажность), следовательно, минимизирует вероятность появления основных опасных факторов с точки зрения ХАССП (биологический, химический, физический и аллергены) в продукте и, как следствие, предупреждает его быструю порчу и (или) непригодность для употребления либо опасность пищевого отравления.

Для организаций общественного питания в п. 9.7 действующих СанПиН 2.3.6.1079-01 предъявляются требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий:

  • для раздачи готовых блюд используют чистую,сухую посуду и столовые приборы; повторное использование одноразовой посуды и приборов запрещается;
  • продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд, кулинарных изделий, реализуемую вне организации общественного питания по заказам потребителей и в организациях торговли и отделах кулинарии, упаковывают в потребительскую одноразовую тару, изготовленную из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.
Читайте также:  Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Вроде бы все достаточно просто, но я приведу вам один пример из опыта арбитражной практики. Представьте себе ситуацию: в процессе доставки кулинарной продукции из ресторана до клиента произошел разлив супа (соуса) из-за нарушения герметичности упаковки (неплотно закрытая крышка, брак сварных или клеевых швов и др.

), деформация или растрескивание упаковки при воздействии горячей воды, пара или высоких температур (например, в микроволновой печи при разогреве или вследствие упаковки горячих блюд в тару несоответствующего типа), изменение органолептики блюда из-за брака внутренней поверхности упаковки (поверхность должна быть стойкой к воздействию упаковываемой продукции) и пр.

Какие в этом случае есть права у потребителя?

Ответ: потребитель как минимум вправе потребовать от ресторана возврата оплаченной суммы.

4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УПАКОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОЛОГИЧНОЙ

По данным исследования Всемирного фонда дикой природы (WWF) за 2018 год, объем производства изделий из пластика составляет около 53 кг на человека ежегодно.

Такие изделия производят бесконтрольно, без учета реальных потребностей, и это не позволяет ни регулировать масштаб загрязнения, ни остановить его рост.

Около 40% пластмасс — одноразовые столовые приборы, тарелки, пищевые контейнеры, упаковка и бутылки. Могут ли эти предметы полностью исчезнуть из нашего обихода?

Экологи трубят о необходимости разработать государственные стимулы, которые помогут производителям и бизнесменам отказаться от пластика и сделать выбор в пользу биоразлагаемой упаковки. Тогда возникает вопрос: во что упаковывать еду и чем есть?

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Тр тс 005 2011: технический регламент о безопасности упаковки пищевой продукции

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

На какие виды упаковки распространяется ТР ТС 005/2011 О безопасности упаковки? Как проходит сертификация упаковочной продукции на соответствие ТР ТС 005? На эти вопросы ответят специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Получите бесплатную консультацию

Какие требования предъявляются к упаковке?

Согласно Техническому Регламенту Таможенного Союза 005/2011 О безопасности упаковки, упаковка должна быть герметичной и соответствовать определенным санитарно-гигиеническим, механическим, химическим показателям.

В упаковке пищевой продукции, детского питания товаров для детей и игрушек, парфюмерии и косметики должны отсутствовать выделять вредные для здоровья человека химические вещества.

По составу регламент разделяет упаковочные материалы на следующие группы:

  • металл (консервные банки, емкости для газированных напитков);
  • полимеры (контейнеры, бутылки);
  • бумага/картон (коробки, конверты, пакеты);
  • стекло (банки и бутылки);
  • дерево (ящики);
  • комбинированные материалы (лотковые и оберточные ящики, контейнеры);
  • текстиль (мешки, тканевые сумки);
  • керамика (бочонки, банки, бутылки).

Средства для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого разделяют на:

  • картонные (уплотнительные прокладки, крышки);
  • металлические (различные пробки, колпачки (в том числе с дозаторами, винтовые и корончатые), скобы);
  • корковые (заглушки и пробки);
  • полимерные (клапаны, дозаторы, уплотнители, пробки и крышки);
  • комбинированные (пульверизаторы).

Получите бесплатную консультацию

Не регламентировано

Действие технического регламента не распространяется на упаковку медицинских изделий, грузовых контейнеров и поддонов для перевозки грузов на автомобиле, поезде, морском и воздушном транспорте.

Требования к маркировке

Технический регламент на упаковку пищевой продукции ТР ТС 005/2011 определяет маркировку как информацию в виде пиктограмм, знаков, надписей, и символов, нанесенных на упаковку и укупорочные средства или сопроводительные документы. В соответствии с требованиями регламента:

  • вся информация о продукте должна быть отражена либо на упаковке или этикетке товара;
  • упаковка должна иметь обозначения, информирующие о возможности ее утилизации.

В отношении пищевых продуктов на территории Российской Федерации действует закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». По этому закону упаковка должна обеспечивать качество и безопасность пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке, транспортировке и реализации.

Получите бесплатную консультацию

Требования к информации на этикетке

На этикетку наносится информация о товаре, которая должна соответствовать ряду условий, изложенных в нормативных документах.

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

Нормативная база

  • ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992;

Требования к упаковке продуктов питания

Простота и мгновенная узнаваемость сегодня делают упаковку очень важной частью повседневной жизни любого современного человека.

Упаковка является средством (или комплексом средств), обеспечивающим процесс обращения товара (транспортировку, хранение и продажу), а также защиту продукции от загрязнений, повреждений, потерь.

Продуктовая тара применяется компаниями, специализирующимися на переработке или изготовлении пищевых компонентов, сельхозпродуктов, а также торговыми компаниями, расфасовывающими продукты.

Основные требования (внешние и внутренние), которые выдвигаются к продуктовой упаковке:

  • Соответствие необходимым санитарно-гигиеническим параметрам, физиологическая безвредность для человека.
  • Экологичность по отношению к окружающей среде в процессе использования и утилизации.
  • Технологичность.
  • Совместимость. Такой параметр означает способность не влиять на свойства упакованной продукции, и не поглощать ее отдельные компоненты.
  • Прочность к влиянию внешних факторов – к статическим и ударным нагрузкам, перепадам температур и влажности, внутреннему давлению продукта.
  • Эстетичность. Красивый и запоминающийся дизайн упаковки является одним из инструментов продвижения и важным элементом формирования имиджа бренда.
  • Удобство использования.
  • Практичность.

Требования к упаковке пищевых продуктоврегламентированы соответствующими ГОСТами (для разных видов продовольственных товаров или полуфабрикатов разработаны требования к упаковке и маркировке).

Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке устанавливает Федеральный закон от 2 января 2000 г.

N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в соответствии с которым пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.

Основным регулирующим документом в отношении упаковки является Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».

Такой документ был разработан для стран-участников Таможенного Союза, соответствует единым принципам и правилам, регламентирующим изготовление и применение упаковочной продукции и тары в Российской Федерации, Беларуси, Казахстане. Соблюдение требований Таможенного регламента явятся обязательным, обеспечивает единство стандартов упаковочных средств для всех пищевых продуктов и компонентов, пускаемых в обращение на территории ТС.

  • Санитарно-гигиенические требования к упаковочным материалам для продуктов питания включают следующие положения:
  • — в состав упаковочного материала не должны входить высокотоксичные вещества, обладающие кумулятивными свойствами и специфическим действием на организм (канцерогенность, мутагенность, аллергенность и др.);
  • — упаковочный материал не должен изменять органолептические и физиологические свойства продукции, а также выделять вредные вещества в количествах, превышающих допустимые с гигиенической точки зрения уровни миграции.
  • Технический Регламент Таможенного Союза 005/2011 определяет понятие маркировки как информацию в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимых на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей.
  • Информация об упаковке(укупорочных средствах), должна содержать:
    — наименование упаковки (укупорочных средств);
    — информацию о назначении упаковки (укупорочных средств);
    — условия хранения, транспортирования, возможность утилизации;
    — способ обработки (для многооборотной упаковки);
    — наименование и местонахождение изготовителя (производителя), информацию для связи с ним;
    — наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, импортера, информацию для связи с ним (при их наличии);
    — дату изготовления (месяц, год);
  • — срок хранения (если установлен изготовителем (производителем).
  • Информация должна быть изложена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза.
  • И в конце нашей статьи обратим Ваше внимание еще на пару важных знаков и надписей:
  • — Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, и (или) лекарственные растения и их экстракты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, должны маркироваться надписью: «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией»;
Читайте также:  Статья 13. порядок включения должника в состав участников программы

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

 — подобный символ можно нанести на продукцию, подтвердившую отсутствие в своем составе трансгенов, а также изготовленную только из натурального сырья.

Информация подготовлена по материалам СМИ врачом по общей гигиене ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Советск» Туркиной М.А.

Памятка потребителю «Обязательные требования к маркировке упакованной плодоовощной продукции»

12.02.2020

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

ПАМЯТКА для потребителей «Памятка потребителю «Обязательные требования к маркировке упакованной плодоовощной продукции»

      Покупая овощи и фрукты, потребителям необходимо обращать внимание не только на внешний вид и цену, но и на маркировку, нанесенную на упаковку, этикетку или листок-вкладыш.

Маркировка пищевой продукции – это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к упаковке или помещенного в нее либо прилагаемого к ней.

  •      Согласно ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной плодоовощной продукции должна содержать следующие сведения:
  •      · наименование;
  •      · состав (допускается не указывать состав свежих фруктов, ягод и овощей, которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом);
  •      · количество;
  •      · дата изготовления (год урожая или год сбора);
  •      · срок годности;
  •      · условия хранения;
  •      · наименование и место нахождения изготовителя и(или) уполномоченного изготовителем лица и(или) импортера;
  •     · рекомендации и (или) ограничения по использованию;
  •     · сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно — модифицированных организмов;
  •     · единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.     
  •       Информация о продуктах должна быть представлена на русском языке, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.

      Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. В соответствии с ФЗ от 02.01.2000 г.

№ 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, не имеющие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом; установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; документов, подтверждающих их качество и безопасность признаются некачественными и не подлежат реализации.     

  1.        Потребитель в случае обнаружения продукта без маркировки или с несоответствующей маркировкой вправе:
  2.        · потребовать замены некачественного продукта на аналогичный или на другой товар с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  3.        · потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  4.        · отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы.

       Претензионное письмо оформляется в письменном виде в двух экземплярах. Один экземпляр для продавца – направляем его на юридический адрес по почте заказным письмом или вручаем лично по его фактическому адресу (место нахождения организации).

      В результате на вашем экземпляре останется отметка продавца «принял / дата / ФИО /должность / подпись», а если письмо направили по почте, то квитанция об отправлении.

      В случае неудовлетворения предъявленных требований в установленные законом сроки, потребитель имеет право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор,   а также Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

      Уважаемые потребители, в случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области,  по адресу: г.Пенза, ул.М. Крылова,3 тел: 8(8421) 688851, 8(8412) 454816, каб.104, 303, эл.почта:[email protected].

Маркировка безопасности

На что, помимо стоимости, покупатели обычно обращают внимание при выборе продукта питания в магазине? Конечно же, на качество товара, — в первую очередь нам любопытно изучить состав и найти отметку о сроке годности.

Подобное поведение покупателя объясняется естественным желанием быть здоровым, не отравиться испорченным, некачественным товаром.

Люди, находящиеся на лечении в медицинских учреждениях или пребывающие в организациях соцзащиты, а следовательно, не имеющие возможности выбора рациона, также должны получать только качественные продукты питания.

Ответственность за составление лечебного рациона возложена на специалистов, которые участвуют во всех этапах организации лечебного питания. И именно эти люди при закупке продуктов питания должны в первую очередь смотреть на качество товара — досконально изучать его маркировку и сопровождающие документы. Поскольку один из главных принципов работы врача — не навреди!

Читайте этикетки

Для специалистов в области диетического лечебного и диетического профилактического питания редакция журнала «Практическая диетология» подготовила детальный план для проведения проверки соответствия качества пищевых продуктов, доставляемых на пищевой склад медицинской организации. Это своего рода путеводитель по существующим требованиям к маркировке продуктов питания, основанный на положениях действующего российского законодательства (с учетом всех последних нововведений).

Из архива новостей

В начале февраля 2015 г. один из крупнейших российских ритейлеров (владелец сети продовольственных магазинов) по решению Арбитражного суда г. Москвы был привлечен к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 300 тыс. руб.

Компания- ритейлер нарушила требования технических регламентов к продукции и требования к процессам ее реализации, что могло повлечь угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. Речь идет о нарушении правил маркировки продуктов питания, указанных в Техническом регламенте Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

Подобные нарушения не исключение и для поставщиков продуктов питания в медицинские организации. По всей видимости, некоторые игроки рынка предпочитают выплачивать штрафы вместо того, чтобы ответственно выполнять свою работу. Но чтобы не принести в жертву выбору некачественного продукта питания здоровье пациента, важно знать, что же именно должно быть на этикетке закупаемого товара.

Читайте также:  Статья 13. перестрахование

Нормативно-правовая база регламентирующая требования к маркировке пищевой продукции

Основным нормативным документом, регламентирующим требования к маркировке пищевой продукции, является Технический регламент Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза „Пищевая продукция в части ее маркировки“». Основная цель данного регламента — защитить потребителя от недостоверной информации о пищевой продукции.

Действие ТР ТС 022/2011 распространяется на пищевую продукцию, выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Необходимо отметить, что на отдельные виды пищевой продукции (в части ее маркировки) должны учитываться дополнительные требования технических регламентов Таможенного союза, не противоречащие настоящему техническому регламенту.

Основное понятие, которое необходимо рассмотреть для понимания действия требований регламента, — маркировка пищевой продукции.

«Маркировка пищевой продукции — информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и/или их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и/или к транспортной упаковке или помещенного в них либо прилагаемого к ним» (статья 2 ТР ТС 022/2011).

В Российской Федерации и на всей территории Таможенного союза для обращения на рынке разрешена пищевая продукция только «при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется» (статья 3 ТР ТС 022/2011).

При покупке, приеме на пищевой склад медицинской организации или организации системы социальной защиты населения пищевых продуктов, в том числе специализированных продуктов диетического лечебного и диетического профилактического питания, требования к маркировке пищевой продукции установлены статьей 4 ТР ТС 022/2011.

О правилах маркировки. Часть 4.1 статья 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

В части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» подробно изложены требования к маркировке упакованной пищевой продукции:

«1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

  • наименование пищевой продукции;
  • состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
  • количество пищевой продукции;
  • дату изготовления пищевой продукции;
  • срок годности пищевой продукции;
  • условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
  • наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции (далее — наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее — наименование и место нахождения импортера);
  • рекомендации и/или ограничения по использованию, в том числе по приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
  • показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
  • сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее — ГМО);
  • единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза».

Маркировка упакованной пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, должна быть на русском языке и государственных языках государств — членов Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательствах государств — членов Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011.

Важно знать, что в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция.

Например, в маркировке специализированных продуктов питания смесей белковых композитных сухих (СБКС) указывается, что продукт произведен в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 53861-2010 «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие.

Общие технические условия» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.09.2010 № 219-ст). Однако поставить такую надпись производитель может только в том случае, если это соответствует действительности.

Если СБКС изготовлена в соответствии с этим документом, то помимо названия ГОСТа производитель обязан указать на этикетке информацию, в соответствии с требованиями данного стандарта.

Помимо информации о документах, в соответствии с которыми произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, в маркировке упакованной продукции могут быть указаны следующие сведения: придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации. Но эти сведения не должны противоречить требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011. Они также могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

ТР ТС 022/2011. Маркировка транспортной упаковки

В ТР ТС 022/2011 установлены общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку. При приемке продуктов на пищевой склад необходимо организовать контроль за выполнением данных требований.

Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:

  • наименование пищевой продукции;
  • количество пищевой продукции;
  • дату изготовления пищевой продукции;
  • срок годности пищевой продукции;
  • условия хранения пищевой продукции;
  • сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
  • наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции.

В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (сахар-песок и другая пищевая продукция), то маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011.

Маркировку можно не наносить на транспортную упаковку только в том случае, если она нанесена по всем правилам техрегламента на потребительскую упаковку пищевого продукта и информация доступна потребителю для изучения без нарушения целостности транспортной упаковки.

В маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, также могут быть внесены дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция.

Детальная проверка

Для предупреждения нежелательных воздействий на организм больного человека от употребления пищевых продуктов при приемке продуктов питания, в том числе специализированных (смесей белковых композитных сухих), в медицинской организации необходимо организовать внутренний контроль за выполнением требований соответствия качества, маркировки и сопровождающих документов поставляемой на пищевой склад пищевой продукции требованиям действующего законодательства.

Ссылка на основную публикацию