Статья 16.1. уполномоченный по правам человека в субъекте российской федерации

Перейти на карту ступеней обжалования

Региональный уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

Нормативная база — ст. 16.1 N 184-ФЗ  федеральная норма регулирующая институт уполномоченных в субъекте РФ Права в ходе проверки по жалобе Права регионального уполномоченного в ходе проверки по жалобе (п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ)

  • Права по результатам рассмотрения жалоб
  • Права регионального уполномоченного по результатам рассмотрения жалоб
  • Нет права прямого обращения в суд
  • Нет права прямого обращения в суд (у регионального уполномоченного)
  • Федеральный уполномоченный
  • Федеральный уполномоченный по правам человека в РФ, его возможности
  • Способы выхода за пределы
  • Способы выхода за пределы, очерченные Уголовно-процессуальным кодексом

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

— это должностное лицо регионального уровня. Он не имеет полномочий по обращению в суд с кассационной жалобой  (в отличие от  федерального уполномоченного, у которого имеется такое право). — если права «федерального» уполномоченного подробно регулирует федеральный закон (Закон N 1-ФКЗ от 26.02.1997г.), то права «регионального» уполномоченного федеральное законодательство регулирует только в общем виде. — федеральная норма ст. 16.1 N 184-ФЗ регламентирует только основные положения об Уполномоченных по правам человека в конкретном субъекте РФ. — но в данной норме указаны только правомочия  при рассмотрении жалобы (п.23). — правомочия же по результатам рассмотрения жалоб, содержатся в региональных (не федеральных) законах Субъектов РФ.

Законы субъектов РФ об Уполномоченном по правам человека в конкретном субъекте РФ

— федеральная норма ст. 16.1 N 184-ФЗ регламентирует только общие положения об Уполномоченных по правам человека в конкретном субъекте РФ. При этом, в данной норме указаны только правомочия  при рассмотрении жалобы (п.23). То есть, федеральное законодательство:

— указывает, что может сделать региональный уполномоченный в процессе проверки по жалобе.

— но не указывает, что он может сделать по итогам ее рассмотрения не регулирует. Правомочия по результатам рассмотрения жалоб, содержатся в региональных (не федеральных) законах субъектов РФ.

Нет права кассационного обращения

UrlДополнительная информация: Право на прямое обращение в кассацию только у федерального уполномоченного

— ключевое отличие региональных уполномоченных от  федерального уполномоченного по правам человека в том, что у федерального уполномоченного имеется право обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда (п.3 ч.1 ст.29).

  1. — это существенно снижает ценность региональных уполномоченных (для целей обжалования приговоров:
  2. — региональные уполномоченные — не имеют права напрямую обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда.
  3. — ни в одном регионе РФ местные законы (на уровне субъекта РФ) не предусматривают такого права.
  4. — о пересмотре приговора «региональные» уполномоченные должны обращаться через прокурора (то есть, обратиться с заявлением к прокурору, а тот уже может обратится в суд).
  5. Помощь
  6. — у регионального уполномоченного имеется еще она теоретическая возможность — он может попросить содействия у федерального уполномоченного.

— такое содействие и помощь региональному коллеге предусмотрено нормой ч.2 ст.36.2 N 1-ФКЗ.

Права «региональных» уполномоченных — в процессе проверки по жалобе

— норма федерального закона п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ устанавливает те, возможности, которые доступны региональному уполномоченного в ходе проверки по жалобе.

— важно: региональные законы в разных субъектах РФ могут отличаться друг от друга, но объем прав уполномоченного в регионе РФ в любом случае — не может превышать тех, что указаны в п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ.

Права региональных уполномоченных — по результатам проверки

— фактически эти права (по разному излагаемые в законах субъектов РФ)  аналогичны правам «федерального» уполномоченного, указанным в ч.1 ст.29 N 1-ФКЗ.

— но за одним (важнейшим !) исключением: у них нет права обратиться в суд с заявлением о проверке вступившего в законную силу приговора суда (п.3 ч.1 ст.29).

Что может сделать «региональный» уполномоченный

— обратиться с заявлением к прокурору с просьбой рассмотреть возможность возбудить производство о пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ч.1 415 УПК).

  • — обратиться с заявлением к прокурору с просьбой подать в суд кассационное (надзорное) представление.
  • Минусы такого «посредничества»
  • — прокурор не обязан удовлетворять требования уполномоченного и отказать в обращении в суд.
  • — то есть, имеется еще одна промежуточная инстанция (прокурор), которая фактически принимает решение.
  • — у прокурора должна оставаться не израсходованная попытка кассационного (или надзорного) обращения, если прокурор уже обращался в суд по этому делу, то повторно обращаться в кассацию он не может (401.17 УПК)
  • Региональные законы разных субъектах РФ отличаются только по форме

— в одних регионах не стали «мудроствовать» и просто скопировали основные положения Закона N 1-ФКЗ от 26.02.1997г. об уполномоченном о правах человека в РФ.

— в других регионах «изобрели» что-то свое, но все отличия носят внешний характер и  не имеют какого-либо реального значения.

Как найти закон об Уполномоченном по правам человека в Вашем регионе

— на своем сайте мы не стали размещать все законы субъектов РФ, регулирующие деятельность региональных Уполномоченных. — найти такие законы очень просто, в любой поисковой системе наберите запрос «Уполномоченный по правам человека в…. (указать Ваш регион)……….области».

Как и на что следует жаловаться уполномоченному по правам человека в РФ

По закону об Уполномоченном он “независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам”, однако надо понимать, что в сегодняшней России это фактически еще один чиновник, встроенный в структуру власти и отнюдь не заинтересованный в  серьезном противостоянии с ней. Вместе с тем, нет ничего зазорного в том, чтобы испробовать и этот инструмент в борьбе за свои права, тем более что жалоба Уполномоченному не лишает права обращаться потом с аналогичными жалобами в любые другие инстанции.

По закону жалоба должна быть подана не позднее, чем через год после нарушения прав заявителя “или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении”.

Таким образом, если со времени нарушения прошло больше года, следует объяснить и доказать, что вам стало известно об этом позже, либо найти более позднее по срокам нарушение и изначально обжаловать именно его, одновременно рассказав всю предысторию вопроса.

Кроме того, жаловаться Уполномоченному следует только после того, как вы уже пытались жаловаться в другие инстанции, но остались недовольны ответом. В случае уголовного преследования  — после вступления приговора в законную силу, то есть на стадии кассации или после нее.

Имейте в виду, что жалоба по закону может быть подана только однократно, и отказ в принятии ее к рассмотрению обжалованию не подлежит, То хотите попробовать еще раз после отказа, нужно понимать, что следующая жалоба не может повторять неудавшуюся, а должна содержать какую-то новую информацию о нарушении права и новый поворот.

Если вы пишете Уполномоченному из мест лишения свободы, то по закону ваше обращение не подлежит просмотру администрацией учреждения и должно в течение 24 часов направляться адресату.
Уполномоченный может поступить с вашей жалобой по своему усмотрению: закон (ст 19.

1 ФКЗ) дает право в десятидневный срок либо принять жалобу к рассмотрению, проинформировав об этом также человека или орган, на который они поступила; либо отказать (как вариант “вежливого отказа” — “разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод”), либо передать жалобу органам, “к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу”. Прямой отказ должен быть мотивирован.

Если жалоба принята к рассмотрению, то Уполномоченный может сам обратиться в ходатайством о проверке вступившего в силу судебного решения или о возбуждении дисциплинарного производства, административного или уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права гражданина, а может обратиться  в надзирающие органы, например в прокуратуру, с просьбой проверить информацию о нарушениях прав граждан и принять меры. Практика показывает, что нынешний уполномоченный предпочитает дать шанс госорганам и должностным лицам самим исправить ситуацию, и потому скорее пошлет запрос в Генпрокуратуру, чем обратиться с ходатайством в суд от себя.

Бывают, впрочем, и исключения.

Читайте также:  Статья 11. Государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

Проанализировав информацию с сайта Уполномоченного можно сделать вывод, что она вмешивается в дела с очевидными недопустимыми уголовно-процессуальными нарушениями, такими, как осуждение несовершеннолетнего на основании явки с повинной, написанной без присутствия защитника и законного представителя, или осуждение человека без участия в процессе его адвоката, либо в дела с очевидными вопиющими нарушениями прав гуманитарного характера — такими как содержание пожилого тяжелобольного заключенного в СИЗО. Поэтому в случаях вопиющего нарушения права гражданина на жизнь и здоровье имеет прямой смысл привлечь внимание Уполномоченного и есть все шансы заставить ее вмешаться.

Поступившую Уполномоченному жалобу сначала будут рассматривать в аппарате, где она будет одной из десятков, приходящих в день со всех уголков страны. От того, сможете ли вы привлечь с первых слов внимание чиновника из аппарата и убедить его в вашей правоте, зависит судьба обращения.

Следует избегать штампов и канцеляризмов, вроде “произошло существенное нарушение норм материального и процессуального права” равно как и излишне эмоциональных высказываний вроде “На вас одна надежда, такого беспредела никогда не было, помогите, умоляю”(особенно заглавными буквами).

Нужно также понимать, что сотрудники аппарата не будут изучать все тома уголовного дела, пытаясь найти в них подтверждение ваших утверждений. Поэтому с самых первых слов обращения надо указать, в чем заключается наиболее вопиющее нарушение вашего права, подкрепив каждый тезис цитатой из находящегося в деле документа с указанием на какой странице какого тома его искать.

Поделиться ссылкой:

Как назначается Уполномоченный по правам человека

Кто такой Уполномоченный по правам человека в РФ?

Это должностное лицо, которое должно рассматривать жалобы граждан РФ и находящихся на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства на решения, действия или бездействие госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих и т. д. 

  • Важно: при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким‑либо государственным органам и должностным лицам.
  • Что входит в его обязанности?
  • Уполномоченный по правам человека способствует:
  • восстановлению нарушенных прав;
  • совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Кто может стать Уполномоченным?

Уполномоченным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Важно: человек не может быть одновременно Уполномоченным и:

  • депутатом ГД;
  • членом СФ;
  • депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
  • находиться на госслужбе;
  • заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
  1. Кроме того, Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
  2. Кто назначает Уполномоченного?
  3. В соответствии со статьей 103 Конституции РФ «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека» относится к ведению Государственной Думы.
  4. Как проходит назначение?
  5. В течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного предложения о кандидатах на должность вносятся в Государственную Думу. 
  6. Предложить кандидатов могут:
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • депутаты и депутатские объединения ГД.

Совет ГД устанавливает процедуру рассмотрения вопроса по предложению Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

История института Уполномоченного по правам человека

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». С середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека.

Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране.  Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева.

Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.

​ Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Многие субъекты РФ, в том числе и Ивановская область, пошли по более понятному и привычному пути создания комиссий по правам человека при Губернаторе, копируя соответствующую структуру при Президенте РФ. В Ивановской области такая комиссия была образована в 1998 году под председательством профессора Ивановского государственного университета Э.С.

Тенчова.

В 2008 году в Уставе Ивановской области появилась 17-я статья «Уполномоченные органы (должности) по правам человека», которая устанавливает, что «в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина законами Ивановской области учреждаются органы (должности) по правам человека».

Региональный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» был принят в декабре 2010 г., который прошел многомесячное и серьезное общественное и депутатское обсуждение.

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Уполномоченный по правам (омбудсмен; швед.

ombudsman — представитель чьих-либо интересов) — должностное лицо, которое следит за обеспечением и соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами. В России в настоящее время действуют четыре института уполномоченных: по правам человека; по правам ребенка; по защите предпринимателей; по правам студентов.

Идея создания института уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. Верховным советом (ВС) РСФСР.

Статья 40 предусматривала учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, назначаемого Верховным Советом.

Комитетам ВС было поручено разработать проект закона, который определил бы компетенцию уполномоченного, однако он не был принят.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года.

В статье 103 Основного закона прописано, что уполномоченный назначается Государственной думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом.

Несмотря на то, что соответствующий закон на тот момент еще не был принят, Дума 17 января 1994 года назначила первого уполномоченного по правам человека в России. Им стал Сергей Ковалев (10 марта 1995 года освобожден от должности).

Читайте также:  Статья 19. основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», определяющий его порядок назначения и освобождения, компетенцию, условия деятельности, был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 26 февраля 1997 года (вступил в силу 4 марта 1997 года).

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной думой сроком на пять лет. Предложения о кандидатах на должность могут вносить президент РФ и члены Федерального собрания. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

Уполномоченными по правам человека в России в разные годы являлись: Олег Миронов (1998-2004), Владимир Лукин (2004-2014). 18 марта 2014 года этот пост заняла Элла Памфилова. 25 марта 2016 г. постановлением Госдумы полномочия Памфиловой были прекращены в связи с назначением членом ЦИК РФ. 28 марта того же года она была избрана председателем Центризбиркома.

 22 апреля 2016 г. на пост уполномоченного по правам человека в РФ Государственной думой избрана Татьяна Москалькова.

6 апреля 2015 г. Владимир Путин подписал закон, согласно которому федеральный омбудсмен получил право создавать совет из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также возможность оказывать коллегам в регионах «организационную, правовую, информационную и иную помощь».

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была учреждена указом главы государства от 1 сентября 2009 года.

Главными задачами уполномоченного являются улучшение положения детей в России, соблюдение их прав и свобод, содействие восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Уполномоченный назначается и освобождается от должности президентом РФ.

Срок его полномочий законодательством не оговаривается. Первым президентским защитником прав детей в сентябре 2009 г. стал Алексей Головань. В декабре того же года его сменил Павел Астахов.

Институтуполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства «О долгосрочной государственного экономической политике» от 7 мая 2012 года. Уполномоченным по защите прав предпринимателей 22 июня того же года был назначен Борис Титов.

Позднее, 7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств.

Омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается сроком на пять лет главой государства и подотчетен президенту.

Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Определение 1

Уполномоченный по правам человека в РФ – это орган государственного управления, участвующий в осуществлении функционирования механизма, призванного обеспечивать общегражданские и общечеловеческие свободы и права, то есть охранять их, защищать, пропагандировать и оказывать квалифицированную юридическую помощь в этой сфере.

  • Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии государственной защиты гражданских свобод и прав, их уважение и соблюдение органами государственного управления, органами муниципального управления и должностными лицами.
  • Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность для достижения следующих целей: обеспечение содействия реализации свобод и прав гражданина и человека в России.
  • Уполномоченный по правам человека должен решать следующие задачи:
  • во-первых, восстанавливать нарушенные свободы и права, то есть исправлять допущенные по отношению к людям несправедливости и восстанавливать нарушенные органами государственного, муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами и свободы и права гражданина и человека;
  • во-вторых, исполнение роли посредника, состоящей в выработке удовлетворяющего решения той или иной проблемы по отношению к ее сторонам;
  • в-третьих, осуществление правотворчества, направленного на обеспечение совершенствования законодательства о гражданских и человеческих свободах и правах, обеспечение его согласования с общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • в-четвертых, осуществление воспитательно-информационной деятельности, направленной на просвещение общества в отношении свобод и прав человека, методов и форм защиты этих прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека призван осуществлять исполнение следующих функций:

функция контрольного характера, которая состоит в организации и реализации независимого контроля за соблюдением общечеловеческих и гражданских свобод и прав органами государственного и муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами;
функция консультационного характера, которая состоит в предоставлении информации органам государственного и муниципального управления относительно положения дел в сфере соблюдения и защиты гражданских свобод и прав;
функция координационного характера, состоящая в организации и обеспечении согласованности действий органов, призванных обеспечивать общечеловеческие и гражданские свободы и права на территории Российской Федерации.

На уполномоченного по правам человека возложена также функция развития в сфере международного сотрудничества. Рекомендации уполномоченного по правам человека учитываются по вопросам заключения международных договоров в пределах полномочий уполномоченного.

Полномочия и статус уполномоченного по правам человека

Учреждение рассматриваемой должности в системе государственного управления на территории Российской Федерации призвано обеспечить конституционные гарантии защиты прав свобод и прав гражданина и человека, их соблюдение и уважение со стороны органов государственного и муниципального управления и должностных лиц.

Данное должностное лицо независимо и неподотчетно ни перед какими-либо органами государственного управления или должностными лицами. В качестве основания для прекращения или приостановления деятельности данного должностного лица не может выступать введении военного или чрезвычайного положения на территории страны.

Такие действия также не приводят к ограничению компетенции уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный наделяется неприкосновенностью на весь срок своих полномочий. Он освобождается от привлечения к судебной ответственности, не может быть арестован или задержан, а также подвергнут обыску без наличия согласия нижней палаты российского Парламента.

Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного посещения органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, воинских частей, общественных объединений.

Также уполномоченным может быть запрошена и получена необходимая документация и материалы, объяснения государственных служащих и должностных лиц по вопросам защиты свобод и прав человека и гражданина.

Уполномоченный имеет право на проведение проверок деятельности органов государственного и муниципального управления, должностных лиц. Уполномоченному предоставляется возможность ознакомления с делами уголовного, гражданского и административного характера, в том числе прекращенным.

В отношении уполномоченного действует право безотлагательного приема органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами различных форм собственности, руководителями общественных объединений, администрацией пенитенциарной системы, военными начальниками.

Компетенция уполномоченного по правам человека включает в свою структуру следующие составляющие:

  • во-первых, рассмотрение жалоб населения России, а также иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, находящихся на территории российского государства;
  • во-вторых, рассмотрение жалоб на действия или решения органов государственного и муниципального управления, должностных лиц, при опротестовании заявителями решений суда, а также административных органов управления, в которых ранее осуществлялось обжалование действий или бездействия органов государственного и местного управления;
  • в-третьих, не участие в рассмотрении жалоб на решения российского Парламента и органов государственного управления регионального уровня представительного характера;
  • в-четвертых, принятие необходимых мер, направленных на защиту общечеловеческих прав в соответствии с собственной инициативой при поступлении информации относительно нарушения этих свобод и прав грубого или массового характера, или при особом общественном значение защиты интересов тех лиц, которые не способны делать это самостоятельно.

Уполномоченный по правам человека РФ: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана — согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это — орган государства, а с другой — это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Читайте также:  Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека  регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Уполномоченный по правам человека — это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман»:

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.
  • Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Права уполномоченных по правам человека

10 октября председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас провел совещание с участием Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой по вопросу о подготовке проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, в том числе представители Комитета по социальной политике и Комитета по международным делам, уполномоченные по правам человека в различных регионах России, представители юридического и адвокатского сообществ.

«На сегодня мы имеем в достаточной степени проработанный законопроект. И хотя он содержит отдельные моменты для дискуссии, в целом его концепция поддержана всеми органами государственной власти и, что еще более важно, региональными уполномоченными по правам человека», – сказал Андрей Клишас.

Татьяна Москалькова отметила, что этот законопроект позволит признать и легитимизировать статус уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. «Сегодня во всех субъектах уже есть законы, есть уполномоченные, и это существенный шаг вперед на пути демократии и развития института гражданского общества», – отметила Татьяна Москалькова, подчеркнув важность принятия данного закона.

Председатель КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго, принимавший участие в совещании, пояснил «АГ», что на уровне федерального законодательства не регламентирована деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ: «Формально существует только Федеральный конституционный закон об уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Это приводит к тому, что многие уполномоченные сталкиваются с невозможностью осуществлять свои функции».

В ходе встречи рассматривались вопросы об установлении статуса регионального уполномоченного по правам человека не ниже уровня заместителя председателя законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ и о закреплении гарантий его неприкосновенности. Также обсуждалась возможность реализации механизмов защиты прав человека, имеющихся у уполномоченных по правам человека, не только на основании обращений граждан, но и при получении информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан.

Кроме того, участники совещания обсудили возможность предоставления уполномоченным права знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу, с теми, производство по которым было прекращено, а также с материалами, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел. Также в ходе встречи было предложено ввести уполномоченного по правам человека в регионе в квалификационные коллегии судей для укрепления авторитета его должности, что тоже получило одобрение присутствовавших.

Евгений Корчаго прокомментировал некоторые темы обсуждения. В частности, как сообщил адвокат, в текущей редакции проекта закона предлагается предоставить уполномоченным право проверять только те органы субъекта РФ, которые входят в компетенцию Правительства РФ.

«В то же время существует большое количество государственных органов, которые подчиняются непосредственно Президенту РФ, и, как сообщили региональные уполномоченные по правам человека, практически половина жалоб приходит именно на них.

Большинство присутствовавших в ходе обсуждения согласились с тем, что необходимо в законопроект внести положения, которые говорили бы о возможности проводить проверку этих органов», – рассказал он.

Был поднят вопрос об усилении ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека и закреплении механизма, препятствующего органам власти игнорировать обращения уполномоченного.

«Председатель комитета Совета Федерации Андрей Клишас поддержал данные положения и предложил уже сейчас при возникновении подобных конфликтов доводить до него эту информацию через сенаторов», – поделился Евгений Корчаго.

Участники встречи подробно остановились на вопросе предоставления особого процессуального статуса уполномоченным по правам человека.

Предлагается, чтобы в их отношении уголовное дело могли возбуждать только руководители регионального Следственного комитета: «Некоторые предлагали пойти еще дальше – предоставить такое право только Генеральному прокурору (по аналогии с руководителями территориальных избирательных комиссий). Однако предложение не нашло поддержки и одобрения: участники совещания решили, что необходимо еще проработать этот вопрос».

Не менее серьезно обсуждался вопрос о компетенции уполномоченных. В законопроекте предусмотрено их право на получение объяснений от должностных лиц в ходе проведения проверки, право на ознакомление с материалами дел, право на личное проведение проверок.

Евгений Корчаго высказался о том, что предоставление таких прав может быть излишним, так как тогда компетенции уполномоченных будут переплетаться с действующими компетенциями правоохранительных органов и органов прокуратуры.

«Сейчас уже есть вмененные законом обязанности сотрудников прокуратуры и Следственного комитета проводить проверки в отношении должностных лиц на предмет незаконности их действий или бездействия.

Таким образом, если мы наделим уполномоченных по правам человека в регионе такими правами, то может случиться конфликт интересов.

Это повлечет внесение огромного количества изменений в кодифицированные нормативно-правовые акты, что затруднит принятие законопроекта по процедуре и может повлечь за собой отрицательные заключения Верховного Суда, Правительства РФ и правового управления по делам Президента РФ», – пояснил Евгений Корчаго. Он добавил, что участники совещания и руководители Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству согласились с этими доводами.

«Совещание прошло продуктивно. Его участники пришли к выводу о целесообразности и необходимости принятия этого федерального закона», – заключил адвокат. Он добавил, что Татьяна Москалькова высказала надежду, что в ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму и принят в первом чтении, после чего начнется более детальное обсуждение нюансов.

Ссылка на основную публикацию