Статья 19. основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Статья 19. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Запрет на использование автомобиля – одна из крайних мер, применяемая к нарушителям ПДД и не только к ним. С 2014 года изменился порядок ее выполнения, но сама санкция существует. И для некоторых автомобилистов она оказывается неприятным сюрпризом, дополняющим штраф.

О том, в каких обстоятельствах возможно запрещение эксплуатации транспортного средства, как это должно происходить по закону, читайте далее в статье.

Основания для запрещения эксплуатации транспортного средства

Еще несколько лет назад закон давал возможность сотрудникам ГИБДД снимать госномера с автомобилей нарушителей правил дорожного движения. Собственно, это и был отказ в допуске к использованию ТС. Ведь ехать на такой машине нельзя.

С 2014 года снятие номеров не применяется. А штраф, выписанный нарушителю, не всегда является достаточной мерой для обеспечения безопасности на дороге. Ведь в некоторых случаях использование транспортного средства может угрожать жизни и здоровью его водителя или других участников движения. Поэтому санкция налагается, если:

  • У автомобиля имеются дефекты, перечисленные в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». Это могут быть проблемы с тормозами, рулевым управлением. Не позволяют ехать не тот цвет или иные особенности наружных световых приборов.

То же бывает при неработающих стеклоочистителя и стеклоомывателях, поврежденных и разномастных шинах с несоответствующей требованиям безопасности глубиной протектора, при плохом их закреплении. Проблемы с двигателем, то есть нарушение герметичности системы питания, выпуска газов и вентиляции также не разрешают ехать на машине.

  • Водитель нетрезв или находится в состоянии наркотического, токсического опьянения. Инспектору достаточно подозрений, вызываемых его внешним видом, поведением, запахом, для наложения табу на использование ТС. Здесь применяют задержание транспортного средства, не только запрещение его эксплуатации.

Ещё на AutoLex.Net:

Гаишный «развод» — 2

Статья 19. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

  • Отсутствуют аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, предусмотренные конструкцией ремни безопасности. И наличие на обычной машине проблесковых маячков, световых, звуковых сигнальных систем, как у транспорта экстренных служб или такси, тоже повод запретить участие ТС в движении.
  • Номера машины не соответствую ГОСТу. Знак может быть изготовлен верно, но установка его не на месте – тоже повод запретить использование автомобиля.
  • У водителя не оказалось обязательной автостраховки. Необходимость наложения санкции по этой причине указана не только в статье 19 КоАП РФ, как и все предыдущие, но и устанавливается пунктом 2 статьи 1 Федерального закона №41 от 25.04.2002 г.:

Запрещается эксплуатация ТС, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Порядок проведения процедуры

Несколько лет назад обнаруживший повод для запрета на использование ТС инспектор составлял протокол о нарушении и снимал с машины госномера. Но теперь у автомобилиста есть возможность изготовить дубликат государственного регистрационного знака в частной компании и продолжать ездить с ним.

Поэтому с 2014 года порядок запрещения эксплуатации транспортного средства выглядит иначе. Он уточнен статьей 259 нового Регламента МВД:

В случае выявления ТС, эксплуатирующегося при наличии неисправности или условия, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, … за исключением указанных в частях 2 — 6 статьи 12.5 Кодекса, сотрудником при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса, предлагается водителю прекратить движение до устранения … неисправностей …

Это означает, что автомобилист заплатит штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП или другим нарушенным им положениям закона. А кроме того, он должен устранить причину запрета на езду. Только после приведения машины в соответствующее состояние можно двигаться дальше.

Ещё на AutoLex.Net:

Как происходит смена прав при смене гражданства

Но тем, на чьем ТС были обнаружены неположенные ГОСТом световые и звуковые приспособления, цветовые схемы спецслужб, это сделать не удастся даже после конфискации запрещенных приборов. Ведь они лишатся прав. А автомобили будут задержаны. То же касается и тех, кто пойман за рулем нетрезвым. Правда, здесь запрет относится не к машине, а к водителю.

Если речь о более серьезных технических неисправностях авто, нужно заглянуть в следующий абзац той же статьи Регламента:

Движение ТС запрещается при неисправности … тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация ТС, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением … мер предосторожности.

О снятии номеров речи вообще не идет ни в одном случае наложения санкции, так как это лишено смысла. Запрет использования авто заключается только во внесении термина в протокол о нарушении статьи 12.5 КоАП. Если предусмотрено лишение прав, машину отправят на спецстоянку, то есть инспектор оформит еще и ее задержание.

О протоколе задержания ТС смотрите в этом видео:

Причины для задержания ТС

Некоторые основания для запрещения эксплуатации транспортных средств могут стать поводами к тому, чтобы не оставлять авто в распоряжении водителя. Мера регламентируется статьей 27.13 КоАП, где и перечислены случаи, когда это разрешено:

  • Статья 19. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средствотсутствие у автомобилиста документов на машину (ст.12.3);
  • неисправные тормоза транспорта (ч.2 ст.12.5);
  • отсутствие у водителя удостоверения, или если он был лишен документа судом за нарушение (ч.1 и 2 ст. 12.7);
  • обнаружение за рулем нетрезвого автомобилиста, а также не имеющего прав (ч.1 и 3 ст. 12.8);
  • задержание водителя за несоблюдение требований дорожных знаков или остановку в запрещенном месте (ч.4 и 5 ст. 12.16);
  • нарушение им запрета на стоянку у пешеходного перехода, на площадке для ТС инвалидов, маршрутных и легковых такси, на трамвайных путях, на дороге, если машина препятствовала другим автомобилям (ч.2-4 и 6 ст.12.19);
  • движение ТС, перевозящих груз с превышением допустимых габаритов (ч.1-6 ст. 12.21.1);
  • перевозка опасных грузов водителем без документов на него и данный вид деятельности (ч.1 ст.12.21.2);
  • отказ автомобилиста от проведения медосвидетельствования при подозрении на опьянение (ст. 12.26);
  • обнаружение, что водитель употребил алкоголь после участия в ДТП (ч.3 ст. 12.27);
  • использование авто в качестве рекламной конструкции (ч.2 ст. 14.38).

В этих случаях транспортное средство исключают из движения путем перемещения на спецстоянку при помощи эвакуатора. Если это невозможно, на нем фиксируют блокирующее устройство.

О том, что мера принимается, составляется отдельный протокол. В нем обязательно указывают причину задержания. Если водитель не согласен с таким наказанием, может не подписывать документ.

Но ему обязаны представить копию, с которой он имеет шанс предпринимать действия по оспариванию решения сотрудника ГИБДД.

Задерживают автомобиль до устранения причины и уплаты штрафа за допущенное правонарушение.

Несмотря на сложности, которые создает водителю запрещение эксплуатации транспортного средства, мера часто оказывается спасительной. Легко представить, к чему способно привести использование неисправной машины или нахождение за рулем пьяного. Вернуть же ТС владельцу тоже нетрудно, стоит лишь ликвидировать причину запрета.

Мвд вернет запрет на эксплуатацию транспорта

МВД планирует вернуть такую процедуру, как запрет эксплуатации транспортных средств. Применяться она будет к неисправным автомобилям, у которых, например, не горят фары или которые ездят на лысых шинах. А отменяться этот запрет будет только после прохождения внеочередного техосмотра. Это тоже новое понятие, которое планирует ввести МВД.

Все эти новшества прописаны в поправках в закон о безопасности дорожного движения, а также в закон о техосмотре, сообщает «Коммерсантъ». Как стало известно «РГ» документ направлен в минюст на согласование, и если там все пройдет нормально, то МВД направит его в правительство для внесения проекта в Госдуму.

Статья 19. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

На фото с техосмотра авто будут проставляться координаты

Напомним, с ноября 2014 года у нас из Кодекса об административных правонарушениях ушел запрет на эксплуатацию транспорта. До этого этот запрет выражался в задержании регистрационных знаков автомобиля.

Но знаки снимать запретили, поскольку без них комплексы фотовидеофиксации не могли работать. А значит, и бессмысленным стал запрет эксплуатации.

Тем не менее контроль за техническим состоянием машин на дорогах как-то должен осуществляться.

Немало проблем создают и те, кто ездит на лысых покрышках зимой. Да и на летней резине тоже. В общем часть 1 статьи 12.5 КоАП, которая предусматривает за эксплуатацию таких автомобилей предупреждение или штраф 500 рублей, работает плохо.

Поэтому МВД предлагает прописать в законе о безопасности дорожного движения запрет эксплуатации транспортного средства при наличии у машины неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Планируется, что эти поправки вступят в силу одновременно с новым перечнем неисправностей. В нем, в частности, запрещается эксплуатация зимой автомобилей на летних шинах, а летом — с шипованными покрышками.

Читайте также:  Статья 38. Контрольно-счетный орган муниципального образования

У автовладельца будет трое суток, чтобы отремонтировать машину и пройти внеочередное ТО

Так вот, остановит инспектор зимой машины на летних шинах, оформит штраф, а также запретит эксплуатацию автомобиля. После этого автовладелец должен будет поменять шины, а в доказательство, что он это сделал, съездить на пункт техосмотра и пройти внеочередное ТО с оформлением диагностической карты. За свой счет, конечно же.

Почему затраты станций ТО не окупаются стоимостью техосмотров авто

Если же через 72 часа после оформления запрета на эксплуатацию автомобиль попадется на дороге, но диагностическая карта о внеочередном ТО в системе не появится, то инспектор изымет свидетельство о регистрации автомобиля.

Таким образом у автовладельца будет трое суток, чтобы добраться до места ремонта или дома, отремонтироваться и пройти ТО.

После оформления запрета на эксплуатацию автомобиль сможет поехать к месту стоянки или ремонта, кроме случаев, когда неисправны тормозная система, рулевое управление или сцепное устройство. За это вообще предусмотрено задержание и по ныне действующим нормам.

Также он не сможет ехать самостоятельно ночью при неработающих фарах или задних габаритных огнях. А в дождь или снег при неработающем «дворнике» со стороны водителя. Но при этом автомобиль задерживаться не будет.

Это, конечно, добавит нагрузки пунктам техосмотра. Главное, чтобы пункты ТО не стали редкостью и к ним не выстраивались бы километровые очереди. А такой риск, как писала «РГ», есть.

Запрещение эксплуатации транспортного средства из-за неисправности по ПДД

Статья 19. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Водителям часто приходится останавливать машину по требованию инспектора. В каких случаях эти действия оправданны? Может ли инспектор наложить запрет на дальнейшее движение прямо на дороге?

Как выявляются неполадки

Порядок запрещения эксплуатации автомобиля из-за неисправности постоянно совершенствуется. С августа 2017 года действует приказ МВД №664, утвердивший административный регламент в области государственного надзора над безопасностью дорожного движения.

Сейчас это основной документ, определяющий права и обязанности работников ГИБДД. Он четко разграничивает законные требования во благо безопасности от явного произвола.

Если установлен факт серьезной технической неисправности автомобиля, представляющей угрозу для безопасности движения, его дальнейшее перемещение запрещено (ст. 258 При 664).

Чтобы запрет был в рамках закона, статус поломки, дефекта или другой неисправности ТС должен соответствовать «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

Это приложение к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации…», утвержденным нашим Правительством вместе с ПДД. Далее будем называть его просто Перечень.

Если работник автоинспекции обнаруживает неисправность такого рода, он вправе заявить водителю, что дальнейшее движение транспортного средства невозможно.

Вот краткий перечень технических проблем, не позволяющих эксплуатировать автомобиль для безопасности движения:

  1. Вышла из строя рабочая система тормозов.
  2. Обнаружены отклонения со стороны рулевого управления.
  3. Выявлена неисправность в сцепном устройстве (фаркопе), в случае, если машина двигалась в составе с прицепом.
  4. Если световые приборы (фары) неисправны или же совсем отсутствуют.
  5. В случае неработающих задних габаритов – в темное время суток или в условиях плохой видимости (сильные осадки, туман и так далее).
  6. Если не работают «дворники» со стороны водителя, а в это время идет сильный дождь или снегопад.

Если в пути возникли другие технические проблемы, которые нельзя игнорировать в целях безопасности, при которых невозможно продолжать движение, водитель обязан:

  • попытаться устранить поломку своими силами;
  • если это невыполнимо – предусмотреть меры повышенной безопасности;
  • проследовать к станции техобслуживания или стоянке.

Предположим, водитель беспрекословно выполнил все законные в этой ситуации требования сотрудника ГИБДД. Несмотря на это, от ответственности по ст. 12.5 ему не уйти, и штраф в 500 рублей заплатить придется все равно.

Если только не попадется лояльно настроенный служитель закона: можно отделаться предупреждением. Но такая ситуация возможна при обнаружении не очень серьезных проблем.

Если водитель рискнул отправиться с неисправными тормозами, неуправляемым рулем или проблемным фаркопом, штрафа не избежать.

Кто запрещает эксплуатацию ТС

Запрет на эксплуатацию движения автомобиля – одна из серьезных ограничительных мер, применяемых в ПДД.

Приказ 664 регламентирует сложную систему отношений между участниками дорожного движения и представителями надзора:

  1. Указывает на обстоятельства, в которых транспортное средство, как минимум, привлечет внимание инспектора.
  2. Разъясняет причины, по которым автомобиль будет остановлен для проверки. В отличие от прежнего порядка, когда проверять документы можно было только на стационарных постах, теперь это можно сделать где угодно. Главное – причина должна быть явной.
  3. Раскрывает особенности ситуации, когда эксплуатация ТС подлежит запрету.
  4. Определяет круг прав и обязанностей представителей надзора из ГИБДД.
  5. Прописывает алгоритм административных процедур, в том числе, и по задержанию ТС.

В контексте этой статьи, Регламент по пр. 664 дает право должностным лицам, осуществляющим надзор в области дорожной безопасности:

  • задерживать автомобили;
  • проверять документы на ТС;
  • производить осмотр технического состояния ТС;
  • отстранять водителей от управления ТС.

Чтобы у инспектора возникло законное основание для проверки технического состояния машины, ему достаточно подозрений на наличие неисправностей по Перечню, препятствующих дальнейшей эксплуатации автомобиля до их устранения. Об этом говорит ст. 111 Регламента.

Регламент указывает на статьи КоАП (ст. 8.23 и ст. 12.5), под которые попадает эксплуатация ТС с поломками и несоответствиями, подлежащая запрету.

В них предусмотрены штрафы за нарушения:

  1. Превышение концентрации загрязняющих веществ в выбросах автомобиля.
  2. Превышение уровня шумового воздействия.
  3. Эксплуатация ТС с техническими неисправностями.
  • Должностные лица, имеющие право накладывать запрет на эксплуатацию ТС, определены разделом III Регламента.
  • Согласно статье 28, инспекторы безопасности дорожного движения и инспекторы дорожного надзора, могут осуществлять эти мероприятия на законных основаниях.
  • Сотрудники ГИБДД проверяют техническое состояние автомобиля, опираясь на пункты 96-99 Регламента.

Список неисправностей и условий для запрещения эксплуатации разных видов транспорта по ПДД

Неисправности автомобилей, при которых их дальнейшая эксплуатация немедленно запрещается, указаны в специальном Перечне неисправностей. Технические проблемы сгруппированы в 7 разделах:

  1. Тормозные системы:
    • 1.1. При испытаниях установлено, что эффективность рабочей тормозной системы не соответствует требованиям, допущено увеличение тормозного пути.
      Транспортные средства Тормозной путь, не более, м Замедление, не менее (м/с2)
      Легковые ТС, без прицепа и с прицепом 14,7 5,8
      Грузовые ТС и автобусы 18,3 5
      Грузовые ТС с прицепом или полуприцепом 19,5 5
      Мотоциклы (двухколесные), мопеды 7,5 5,5
      Мотоциклы с прицепом 8,2 5

      Эффективность тормозов могут оценить на соответствие ГОСТ Р 51709-2001 по другим показателям.

    • 1.2. Гидравлический привод утратил герметичность.
    • 1.3. Герметичность пневматических тормозных приводов нарушена.
    • 1.4. Манометр пневматических тормозных приводов – неработоспособен.
    • 1.5. Невозможно обеспечить неподвижность транспорта при уклоне с помощью стояночного тормоза.
  2. Рулевое управление:
    • 2.1. Люфт руля суммарно превышает:
      Легковые ТС,
      грузовые ТС и автобусы на базе легковых ТС
      10 градусов
      Автобусы 20 градусов
      Грузовые ТС 25 градусов
    • 2.2. Детали и узлы не соответствуют конструкции автомобиля, перемещены. Соединения резьбы и рулевая колонка – не зафиксированы.
    • 2.3. Утратил эксплуатационные качества или отсутствует усилитель руля.
  3. Световые приборы (внешние):
    • 3.1. Световые сигналы не соответствуют конструкции (не совпадают: цвет, количество, тип, расположение и режим работы).
    • 3.2. Фары отрегулированы без соблюдения требований ГОСТа.
    • 3.3. Приборы и катафоты загрязнены.
    • 3.4. Нет рассеивателей.
    • 3.5. Проблесковые маячки размещены с нарушениями.
    • 3.6. В передней частиТС стоят сигналы красного цвета, в задней части – белого.
  4. Очистители и омыватели.
    Стеклоомыватели ветрового стекла – неисправны.
  5. Шины, колеса:
    • 5.1. Остаточный рисунок протектора на шинах менее, чем:
      Легковые ТС 1,6 мм
      Грузовые ТС 1 мм
      Автобусы 2 мм
      Мотоциклы, мопеды 0,8 мм

      Протекторы шин прицепов должны соответствовать требованиям, установленным для их тягачей.

    • 5.2. На шинах обнаружены разрывы, порезы и пробои, открывающие корд.
    • 5.3. Шины имеют расслоившийся каркас, аналогичные: боковину и протекторы.
    • 5.4. Нет гайки крепежа, у диска и ободьев – повреждения и трещины. Отверстия крепежа не совпадают по форме и размерам.
    • 5.5. Размер шин и их предельная нагрузка не походят определенной модели автомобиля.
    • 5.6. На одной оси установлены шины, не отвечающие стандартам. Такие шины имеют:
      Разные размеры
      Разные конструкции радиальная
      диагональная
      камерная
      бескамерная
      Новые и восстановленные
      Различные модели и модификации
      Различный рисунок протектора
      С шипами и без шипов
      Морозоустойчивые и неморозоустойчивые

2.8. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

Статьи 27.13 Кодекса регламентирует применение двух мер обеспечения производства по делу: задержание транспортного средства; и запрещение эксплуатации транспортного средства.

Согласно ч.1 ст.27.

13 в редакции Федерального закона от 24 июля 2007года № 210-ФЗ задержание транспортного средства, включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г.

№ 759 «задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.

Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство».

Содержание такой меры административного принуждения как запрещение эксплуатации транспортного средства рассматриваемой статьей также прямо не указывается.

Кроме того, не содержится изложения содержания данной меры административного принуждения и в названом Постановлении Правительства РФ. Содержание следует из названия меры и порядка ее применения.

Запрещение эксплуатации транспортного средства – это временный запрет эксплуатации транспортного средства, осуществляемый в форме снятия государственных регистрационных знаков.

В качестве оснований применения задержания транспортного средства Кодекс устанавливает случаи совершения ряда конкретных административных правонарушений. Это нарушения правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных ст. 11.

9 Кодекса (управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; либо уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения), ч. 1 ст. 12.

3 Кодекса (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца), ч. 2 ст. 12.

5 Кодекса (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), ч. 1 и 2 ст. 12.

7 Кодекса (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды; либо управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством), ч. 1 и 3 ст. 12.

8 Кодекса (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами), ч. 4 ст. 12.

19 Кодекса (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле), частями 1 и 2 статьи 12.21.

1 (перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения; перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров), частью 1 статьи 12.21.2 (перевозка опасных грузов водителем, не имеющим определенных документов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами), ст. 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

В качестве оснований запрещения эксплуатации транспортного средства Кодекс также устанавливает случаи совершения ряда конкретных административных правонарушений. Это нарушения правил эксплуатации транспортного средства, предусмотренных статьями 8.

23 Кодекса (эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума); 9.3 Кодекса (нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования); частью 2 статьи 12.

1 Кодекса (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра); статьей 12.

4 Кодекса (нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб); частями 2 — 6 статьи 12.

5 Кодекса (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена); частью 2 статьи 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств). В случаях совершения названных административных правонарушений запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Согласно ч. 5 ст. 27.

13 Кодекса, задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такое Постановление Правительства РФ было принято 18 декабря 2003 № 759. Им утверждены Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации.

  • В соответствии с этими Правилами, о задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества.
  • Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера, а при помещении транспортного средства на специализированную стоянку — также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке.
  • Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении.

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

  1. Первые три часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате.
  2. Плата за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  3. Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства.

О задержании наземного транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального органа внутренних дел.

Оперативный дежурный органа внутренних дел информирует владельца (представителя владельца) о задержании наземного транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) наземного транспортного средства.

  • О запрещении эксплуатации наземного транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол.
  • После устранения причины запрещения эксплуатации наземного транспортного средства оно допускается к эксплуатации, при этом владельцу наземного транспортного средства (его представителю) возвращаются государственные регистрационные знаки.
  • Задержание транспортного средства соответствующего вида, запрещение его эксплуатации осуществляются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, совершение которых являются основаниями для применения рассматриваемых мер административного принуждения.

Непосредственной целью задержания транспортного средства соответствующего вида, запрещения его эксплуатации будет являться пресечение административного правонарушения. Достижением указанной цели обеспечивается должная безопасность дорожного движения в Российской Федерации и предупреждается наступление тех вредных последствий, которые они могут повлечь.

Некоторые вопросы административно-правового регулирования задержания и запрещения эксплуатации транспортного средства

Орлова, А. А. Некоторые вопросы административно-правового регулирования задержания и запрещения эксплуатации транспортного средства / А. А. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42664/ (дата обращения: 09.06.2021).



В данной статье раскрываются особенности и недостатки административно-правового регулирования задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств.

Поясняется, что установление порядка эвакуации транспортного средства на уровне законодательства субъекта РФ приводит к излишней дифференциации и затрудняет совершенствование института задержания транспортного средства на федеральном уровне.

Ключевые слова: задержание транспортного средства; запрещение эксплуатации транспортного средства

Disclosed features and shortcomings of the administrative-legal regulation of detention and prohibition of operation of vehicles. Explains that establish the order of evacuation vehicles at the level of legislation of the RF subject leads to excessive differentiation and impedes the improvement of the Institute of detention of the vehicle at the Federal level.

Keywords: detention of the vehicle; the prohibition of the operation of the vehicle.

Задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства являются мерами административного предупреждения. Преследуя основной целью обеспечение законности, которая характерна для института административно-правового принуждения [1, с.

32], они имеют различную специфику, которая отражается в процессуальном порядке их осуществления. Задержание транспортного средства как административно-правовая мера, необходимая для обеспечения производства по административному делу, установлена в ст. 27.

13 КоАП РФ и подлежит применению при совершении ряда правонарушений, связанных с эксплуатацией, использованием и управлением транспортным средством. В частности, нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств (ст. 12.

19 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ). Задержанное транспортное средство направляется на специализированную стоянку.

При этом если причина задержания была устранена до начала движения транспортного средства, то задержание прекращается в присутствии лица, управляющего им, без перемещения на стоянку. Задержанное транспортное средство, в отношении которого принято решение о прекращении задержания и возврате, должно быть отпущено со специализированной стоянки до оплаты стоимости перемещения и хранения.

В 2016 году произошла дифференциация порядка задержания транспортного средства, имеющая два направления: выделен отдельный порядок задержания транспортных средств Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований и спасательных формирований, который детально регламентирован на уровне Правительства РФ, что осуществляется сотрудниками военной автомобильной инспекции; порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку регламентируется законами субъектов РФ, за исключением тех случаев, когда решение принимается должностными лицами военной автомобильной инспекции.

Законодательная концепция задержания транспортного средства содержит следующие дискуссионные моменты:

1) Транспортное средство может быть задержано только за совершение перечисленных в ч. 1 ст. 27.13 КоАП нарушений.

Исследователь Хертуев Р. Ю. считает подобный подход неудачным, поскольку это противоречит природе мер обеспечения и приводит к неопределенности в применении задержания [6, с. 41]. К примеру, задержание возможно, если транспортное средство управляется лицом, лишенным права на его управление.

Тогда как если лицо просто не имеет при себе водительского удостоверения, то задерживать транспортное средство будет неправомерно.

На наш взгляд данное положение дел необходимо для защиты прав граждан, поскольку расширение полномочий должностных лиц, которые вправе применять меру задержания транспортного средства, путем наделения их полномочиями производить данное задержание по своему усмотрению, привело бы к избирательному применению закона.

2) Регулирование порядка перемещения и хранения транспортного средства на уровне законодательства субъектов.

Данное установление приводит к тому, что реализация задержания в каждом регионе имеет свои особенности, большая часть из которых относится к установлению размера стоимости услуги по перемещению задержанного транспортного средства и услуги по его хранению на специализированной стоянке, а также установлению сроков их оплаты. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в качестве специализированных организаций, осуществляющих деятельность по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств, выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели. Представляется вполне очевидным тот факт, что среднедушевой доход граждан и себестоимость услуг разнится в зависимости от региона, что в свою очередь приводит к различному применению одной и той же административной меры.

Но значимый недостаток заключается в другом. Как мера административного принуждения, задержание транспортного средства является существенным ограничением прав граждан, поэтому должно быть подробно регламентировано в кодифицированном акте.

К примеру, в Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь сказано, что эвакуация транспортного средства запрещена в том случае, если внутри него находится пассажир.

Обязанность по проверке транспортного средства на предмет присутствия в нем людей возложена на должностное лицо, принявшее решение о задержании, что заносится в протокол [4, с. 106].

При практическом применении норм о задержании транспортного средства имеется ряд особенностей, поскольку применение данной меры является следствием совершения нарушения это требует соблюдения процессуальной последовательности действий, к тому же должностное лицо, принимающее решение о задержании, должно предусматривать возможность возникновения судебного спора, что требует протоколирования всех совершенных действий. Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга в решении № 12–348/2016 от 7 июня 2016 г. по делу № 12–348/2016 частично удовлетворил требования истца о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности с возвращением на новое рассмотрение [3]. Суд выяснил, что истец был привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, а именно парковку на тротуаре. В обжалуемом постановлении инспектором ДПС не было указано содержание доказательств, на основании которых он пришел к выводу о виновности лица привлекаемого к административной ответственности и не дал мотивированную оценку всем имеющимся в деле доказательствам. В месте с тем, при вынесении постановления, инспектором ДПС не были исследованы и не получили оценки объяснения лица привлекаемого к административной ответственности, отраженные в протоколе об административном правонарушении. Данные нарушения не позволили суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело. Потому как являются существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что препятствует суду проверить обоснованность принятого инспектором ДПС решения по иным доводам, изложенным истцом в своей жалобе. Таким образом, процесс задержания тщательно документируется, ведь в том случае, если суд впоследствии признает его противоречащим закону (ввиду отсутствия состава правонарушения, отсутствия оснований для задержания и др.), то лицо, понесшее расходы на оплату стоимости перемещения и хранения транспортного средства на специализированной стоянке, получит право на их возмещение за счет государства.

Отметим также, что в 2014 году утратила силу ч. 2 ст. 27.13, устанавливающая основания запрещения эксплуатации транспортного средства. Однако, общие нормы содержатся в ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Более детальные сведения содержатся в Административном регламенте МВД РФ в части исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Политика снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий согласно плану мероприятий от 4 августа 2015 года предполагала разработку и приятие проекта закона, устанавливающего, помимо всего прочего, дополнение КоАП РФ статьей 27.18.1 «Залог за задержанное транспортное средство», однако данная поправка так и не была внесена несмотря на то, что эта мера могла бы повысить уровень правовой защищенности граждан [2, с. 53].

Отдельные исследователи полагают, что законодательство в сфере правил дорожного движения в РФ в последние годы ужесточается в плане ответственности за его нарушения, что является общемировой тенденцией [5, с.

83], однако на наш взгляд серьезного «ужесточения» все же не происходит, так как, в частности, задержание транспортного средства осуществляется не по усмотрению, а только при совершении отдельных нарушений.

Таким образом, как задержание, так и запрет эксплуатации транспортного средства имеют законодательную базу и обширную практику применения. При этом в 2014 -2016 годах произошел ряд значимых изменений, основные из которых коснулись отмены ч. 2 ст. 27.

13 КоАП РФ, ранее устанавливающей основания запрещения эксплуатации, а также регулирования порядка эвакуации транспортного средства на региональном уровне.

При этом законодательное предложение введения залога за задержанное транспортное средство, в качестве новой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не получило поддержки. Данные меры принуждения необходимо совершенствовать по направлению защиты прав граждан.

Литература:

  1. Апарина И. В. Административное принуждение и временное ограничение на пользование специальным правом: вопросы соотношения и целеполагания // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 31–36.
  2. Жильцов А. В., Иванов А. Ю. К вопросу о перспективах реализации некоторых законодательных инициатив в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — № 1 (39). — С. 52–58.
  3. Решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга № 12–348/2016 от 7 июня 2016 г. по делу № 12–348/2016.
  4. Соколов А. Ю. Задержание транспортного средства по законодательству стран — участников Содружества Независимых государств // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 2 (97). — С. 102–107.
  5. Танага И. В. Международный опыт ужесточения наказания за совершение преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2015. — № 4 (30). С. — 81–83.
  6. Хертуев Р. Ю. Основания задержания транспортных средств: проблемы законодательной регламентации и практики применения // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 2. — С. 38–42.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, РФ, задержание, задержанное транспортное средство, административная ответственность, дорожное движение, специализированная стоянка, запрещение эксплуатации, административное правонарушение, военная автомобильная инспекция.

Ссылка на основную публикацию