Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за проезд (а при сдаче багажа – и за провоз багажа) установленную сумму (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным.

Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора.

Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005  N 111.

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет.

По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 3 ст. 786 ГК РФ):

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный.

Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.

Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.

Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.

Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

  • провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;
  • делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;
  • продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;
  • выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;
  • возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);
  • переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;
  • продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, то есть вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров.

Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.

), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).

На железнодорожном транспорте пассажир вправе:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние.

При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, – вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).

Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта – в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации-перевозчика:

  • своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;
  • предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);
  • доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;
  • обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;
  • оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.

Законодательство устанавливает и последствия нарушения этих обязанностей. Так, согласно ст.

84 УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, с возвратом разницы в стоимости проезда. На морском транспорте пассажир в этом случае наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей охватывает и некоторое время до посадки пассажира в транспортное средство. Безопасность пассажира обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК.

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Согласно ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст.ст. 91, 92 УЖТ).

В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость.

Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

Читайте также:  Глава V. Контроль, учет и отчетность

Исходя из смысла ст.

103 ВК, вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют “багаж”, часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит на борту самолета бесплатно, а другая часть (за пределами этих норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной суммы за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет приобретая проездной документ (билет), то есть практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче багажа.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей, в частности обязанность надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров.

Так, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК).

Договор перевозки: Видео

Понятия «ручная кладь», «багаж», «грузобагаж». Порядок оказания услуг по перевозке ручной клади, багажа и грузобагажа во внутреннем сообщении

Ручная кладь – вещи пассажира, перевозимые пассажиром в пассажирском вагоне с весом не более 36 кг – плац, 50 кг – 2местное купе. И не больше 180см3.

Багаж – вещи п, сданные для перевозки в по.

Грузобагаж – вещи и предметы п, сданные им для перевозки в по. (до 200кг)

Пассажиру предоставляется преимущественное право при перевозке его вещей с минимальной оплатой. Пассажир имеет право перевозки вещей по тарифу багажа до 200кг. Он имеет право провозить с собой рк,б,гб, детей до 5 лет без занятия отдельного места.

Порядок оказания услуг:

4)Размещение ручной клади в вагоне. Правила оформления утраты ручной клади, забытых и найденных вещей

Каждый п может вести рк до 36кг, и до 50 в 2х купе. Объем не больше 180см3. Рк считаются любые вещи независимо от их рода, вида упаковки и тд, но они должны разместиться в пасваг на местах для рк.

(однако не принимаются, к могут повредить или загрязнить др пас + зловонные, огнеопасные, отравляющие, взрывчатые вещества. + огнестрельное оружие только в кабуре в разряженном состоянии.

Определение рк: Взвешивание на вокзале, на глаз, по габариту.

Рк не распространяется на детей до 5 лет без места. Как ручную кладь можно рассмотреть эл, быт и видео технику не больше 180см3 не более одного предмета на п.д. За каждый предмет – как тариф багажа до 30 кг. Оформление – в билетной кассе по квитанции «Багаж на руках». А если покупает доп п.б, то «плата за негаборитность не взымается»

О спорт инвентаре: а) сноуборды, лыжи, палки – на местах для рк или вместе, чтоб не мешать др пас.

– бесплатно б)байдарки, каяки, весла – 30кг, в) велосипеды – без мотора в разобранном упакованном виде- 10кг или в багажном купе.

Г) дет инвалид коляски – разобр упак, — 10кг д) охот и спорт оружие – в кобуре, разряженный отдельно от патронов – 10кг. Е) спортивные шесты – в кожухах связанные, вдоль труб отопления в коридоре – за каждый по 10кг.

О забытых и утер вещах: сообщить лнп – проверка подозрительности – составление в 2 экземплярах форму ФМУ – 73 с описью вещей(акт составляется с человеком, нашедшим). – сдать в камеру хранения вокзального комплекса (доки и цен вещи, оружие отдадут органам).

Если есть обращение от пассажира, необходимо содействие, розыск, информирование о результатах. При обнаружении, веи могут быть возвращены под роспись с отметкой «получено без препятствий».

Претензии о потерях рассматриваются структурным подразделением филиала( акты хранятся 5 лет)

Дифференцированное применение тарифов по сезонным периодам перевозок. Индексация тарифов.

Дифференцированное применение тарифов по сезонным периодам перевозок – это означает то, что РЖД применяют систему ценообразования исходя из периода года. В течении всего года цена может колебаться +-20%.

При этом в рамках указанной системы дифференцированных индексов предусмотрено сдерживание роста тарифной нагрузки на пассажиров в пиковые периоды. Кроме того, тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, рассчитанные с применением указанных индексов, установлены предельно максимальными.

Это позволяет реагировать на колебания спроса, обеспечивая доступность и эффективность не взирая на спрос. Индекс на 2017 (0,9 — 1,20)

6) Программа динамического ценообразования. Бонусные программы, скидки:

Система – 95% всех рейсов. Основной принцип чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты + влияет: категория поезда; время года; количество мест в поезде; положения места в вагоне; количество дней до отправления поезда. В подавляющем большинстве случаев, чем меньше дней осталось до отправления, тем выше цена на билет.

О скидках: Все специальные тарифы не действуют для организованных групп пассажиров. Действуют во внутригосударственном сообщении для поездов (вагонов) Федеральной пассажирской компании, если не указано иное.

Специальные тарифы не применяются одновременно с другими специальными тарифами. Скидки применяются к стоимости проезда без учета услуг и платы за постельное белье, если не указано иное. Стоимость проезда при покупке билета отображается с учетом действующих скидок.

К примеру Омск – новосиб – скидки 35,50% на места в СВ.

Бонусы: накопление баллов. 10р – 3балла. Пластиковая карта участника программы направляется на почтовый адрес участника после совершения 3-х поездок классом не ниже «купе». Прем баллы меняются на св и люкс. Срок неограничен.

Содержание проездного документа. Билет и плацкарта. Срок годности. Контроль поездных документов.

Правила железнодорожных перевозок РФ

За долгое время своего существования железнодорожный транспорт снискал себе славу наиболее безопасного транспорта, следствием чего стала неистовая популярность передвижения пассажиров на поездах и электричках.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько нормативных актов, регулирующих на государственном уровне правила железнодорожных перевозок как внутри территории России, так и перевозок межгосударственных масштабов. В частности, документами, которые в той или иной мере затрагивают железнодорожные правила, являются:

Основные нормы законодательства РФ, регулирующие проезд пассажиров ЖД транспортом

Следует отметить, что основные правила перевозок железнодорожным транспортом в той или иной мере дублируются в положениях вышеперечисленных нормативно-правовых актов. Среди этих правил необходимо выделить следующие:

  1. Проезд пассажира осуществляется на основании предъявления им билета — проездного документа, продажа которого осуществляется в кассах железнодорожных вокзалов за 45-120 суток с конечной или оборотной станции и за 3 суток – с промежуточной, а также на основании документа, удостоверяющего личность. При наличии электронного билета у пассажира, предъявлять его копию не обязательно.
  2. В билете указывается номер состава, маршрут проезда пассажира, класс и номер вагона, номер места, которое может занять пассажир во время проезда.
  3. Возврат проездного документа пассажир может осуществить в кассах РЖД, однако при этом со стоимости билета будет удержана определенная денежная сумма. Штраф при возврате электронного билета онлайн также предусмотрен.
  4. Контроль проездных документов осуществляется на начальной для пассажира станции перед посадкой в соответствующий вагон.
  5. За отдельную плату пассажир может быть обеспечен питанием в вагоне-ресторане (в случае наличия оного в соответствующем составе), а также чаем в вагоне следования при обращении с данной просьбой к проводнику вагона.
  6. В вагонах, оборудованных лежачими местами, проводник обязан обеспечить пассажира постельным бельем в случае его предварительной оплаты.
  7. Пассажира имеют право снять с поезда сотрудники внутренних дел, если он грубо и систематически нарушает правила перевозок железнодорожным транспортом, по решению медицинских работников, в случае, если он по состоянию здоровья не может продолжать проезд, проводником или иным уполномоченным лицом, в случае безбилетного проезда либо отказа оплатить проездное место в вагоне.
  8. Пассажир может бесплатно провозить с собой ребенка в возрасте до 5-ти лет (наличие билета на ребенка обязательно), если последний не занимает отдельного места, а также багаж, весом до 36-ти килограммов (для вагонов-купе и плацкартных вагонов), весом до 50-ти килограммов (для двухместных вагонов СВ-класса).
  9. Проезд детей от 5 до 10 лет возраста в сопровождении родителей оплачивается по льготному тарифу.
  10. Перевозка домашних животных и птиц осуществляется в соответствии со специальными законодательными нормами.
Читайте также:  Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций

Данные выдержки из законодательства в полной мере характеризуют основные пассажирские правила перевозок РЖД на территории РФ. Для более глубокого ознакомления с правилами необходимо обратиться к законодательству либо к уполномоченному лицу для соответствующих разъяснений.

Основные нормы ЖД перевозки багажа и грузобагажа

В случае превышения указанных выше размеров багажа, в силу вступают специальные железнодорожные правила, а точнее их положения, которые определяют порядок и способ транспортировки крупногабаритного груза. Основными среди этих положений являются:

  1. Багаж принимается от пассажира в случае предъявления им документа, свидетельствующего о его оплате с одновременным предъявлением билета. Грузобагаж принимается от отправителя с предъявлением последним лишь квитанции об оплате без билета.
  2. Упаковка багажа и грузобагажа не вскрывается. Исключение составляют случаи, установленные профильным законодательством.
  3. В качестве багажа и грузобагажа строго запрещена перевозка денег, ценных бумаг, драгоценностей, хрупких предметов, а также предметов, гражданский оборот которых (без специального разрешения) запрещен законодательством России.
  4. Время прибытия багажа и грузобагажа определяется маршрутом следования соответствующего поезда.
  5. По прибытию дальнейшее хранение багажа и грузобагажа осуществляется бесплатно до окончания следующих суток после дня прибытия. Тарифы хранения свыше данного срока определяются нормативными актами ОАО «РЖД».
  6. Багаж, доставленный до станции конечного прибытия и не востребованный в течение месяца, подлежит государственной реализации в порядке, регулируемом Законом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что российские железнодорожные правила в полной мере регулируют порядок перевоза багажа.

Однако следует отметить, что совершенствование нормативной базы в той или иной сфере администрирования является неотъемлемой динамикой развития, присущей большинству государств мира.

Именно с этой целью, нормативные акты, регулирующие правила жд перевозок имеют раздел, в котором изложены сроки и порядок реализации прав граждан, в частности путем предъявления претензий перевозчику либо иному уполномоченному лицу в данной сфере, а также путем обжалования их действий.

Правила ЖД перевозок в чрезвычайных ситуациях

Эпидемия коронавируса COVID-19 в 2020 году привела к тому, что правила перевозок железнодорожным транспортом РФ были дополнены новым нормативными документами. Права и обязанности пассажиров дополнились следующими пунктами:

  1. При оформлении ЖД билета пассажир обязан указывать свои контактные данные. Данная мера вводится для своевременного оповещения пассажиров об отменах или изменениях в движении поездов.
  2. Если наступают обстоятельства непреодолимой силы, и поезд не следует по расписанию, указанному в билете, то пассажир имеет право бесплатно перенести дату поездки на срок не более 12 месяцев после снятия ограничений на маршруте или получить полный возврат стоимости проезда.

Редактор сайта «Вагон-Вокзал»

Дата обновления: 19.01.2021

25. Договор перевозки пассажира, багажа, грузобагажа

Правила
перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
железнодорожным транспортом представляют
собой нормативные правовые акты, которые
содержат нормы, обязательные для
перевозчиков, владельцев инфраструктур,
пассажиров, отправителей, получателей,
других юридических и физических лиц, и
регулируют условия перевозок пассажиров,
ручной клади, багажа, грузобагажа.

Правила
оказания услуг по перевозкам пассажиров,
а также грузов, багажа и грузобагажа
для личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности,
утверждаются Правительством Российской
Федерации.

В указанных правилах
определяются предметы, перевозка которых
в качестве ручной клади, багажа,
грузобагажа запрещена.

Порядок перевозки
почтовых отправлений и порядок включения
почтовых вагонов в поезда устанавливаются
федеральным органом исполнительной
власти в области железнодорожного
транспорта по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области
связи.

Пассажиры,
а также физические лица, имеющие намерение
воспользоваться или пользующиеся
услугами по перевозкам пассажиров,
багажа, грузобагажа для личных, семейных,
домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской
деятельности, как потребители пользуются
всеми правами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации
о защите прав потребителей.

Перевозки
пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа
осуществляются по железнодорожным
путям общего пользования и между
железнодорожными станциями, открытыми
для выполнения соответствующих операций.

По
договорам перевозки перевозчик обязуется
перевезти в пункт назначения пассажиров
с предоставлением им мест в поезде, их
багаж, а также грузобагаж отправителей,
выдать багаж, грузобагаж управомоченным
на получение багажа, грузобагажа лицам.
При этом согласно установленным тарифам
пассажиры обязуются оплатить свой
проезд, при сдаче багажа

его провоз, а отправители грузобагажа

провоз грузобагажа.

  • Заключение
    договоров перевозок пассажиров
    удостоверяется проездными документами
    (билетами), сдача пассажирами багажа

    багажными квитанциями, сдача отправителями
    грузобагажа—
    грузобагажными квитанциями.
  • Порядок
    исчисления размера платы за проезд
    пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа
    и взимания с пассажиров и отправителей
    такой платы определяется правилами
    перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
    железнодорожным транспортом.
  • Пассажир
    обязан иметь проездной документ (билет),
    а перевозчик или иное уполномоченное
    перевозчиком лицо обязаны оформить
    проездной документ (билет) при наличии
    свободного места в поезде до указанной
    пассажиром железнодорожной станции
    назначения.
  • Формы
    перевозочных документов на перевозки
    пассажиров, багажа, грузобагажа
    устанавливаются федеральным органом
    исполнительной власти в области
    железнодорожного транспорта по
    согласованию с федеральным органом
    исполнительной власти в области финансов.

Утерянные,
испорченные пассажирами проездные
документы (билеты) не возобновляются,
если их восстановление или идентификация
не могут быть осуществлены перевозчиком,
и уплаченные за них деньги не возвращаются.

В случае, если пассажир предоставит
перевозчику необходимые доказательства
приобретения утерянного или испорченного
проездного документа (билета) на
конкретное место в соответствующем
поезде, перевозчик выдаёт пассажиру
проездной документ (билет) взамен
утерянного или испорченного.

  1. Физические
    лица имеют право приобретать проездные
    документы (билеты) в любой поезд и любой
    вагон до указанной ими железнодорожной
    станции назначения, открытой для
    осуществления операций по перевозке
    пассажиров.
  2. Пассажир
    имеет право при проезде в поездах
    дальнего следования:
  3. провозить
    с собой бесплатно одного ребенка в
    возрасте не старше
    5 лет,
    если он не занимает отдельное место, а
    также детей в возрасте от
    5
    до 10
    лет с оплатой в соответствии с тарифом;
  4. провозить
    с собой кроме мелких вещей ручную кладь
    в порядке и на условиях, которые
    предусмотрены правилами оказания услуг
    по перевозкам пассажиров, а также грузов,
    багажа и грузобагажа для личных, семейных,
    домашних и иных нужд, не связанных с
    осуществлением предпринимательской
    деятельности, и правилами перевозок
    пассажиров, багажа, грузобагажа жд
    транспортом;
  5. сдавать
    для перевозки багаж;
  6. занять
    в пути следования свободное место в
    вагоне более высокой категории в порядке,
    установленном правилами перевозок
    пассажиров, багажа, грузобагажа
    железнодорожным транспортом;
  7. делать
    остановку в пути следования с продлением
    срока действия проездного документа
    (билета) не более чем на десять суток;
  8. продлевать
    срок действия проездного документа
    (билета) в случае непредоставления
    места, указанного в проездном документе
    (билете), и несогласия воспользоваться
    другим местом на время до отправления
    следующего поезда, в котором ему будет
    предоставлено место, а при отказе от
    поездки получить полную стоимость
    проезда, состоящую из стоимости билета,
    стоимости плацкарты и сборов, если
    таковые взимались при приобретении
    проездного документа (билета);
  9. продлевать
    срок действия проездного документа
    (билета) в
    случае
    болезни в пути следования на время
    болезни, подтверждённой документами
    лечебных учреждений;
  10. при
    наличии свободных мест выезжать поездом,
    отходящим ранее того поезда, на который
    приобретён проездной документ (билет),
    с необходимой отметкой в железнодорожной
    билетной кассе в порядке, определённом
    правилами перевозок пассажиров, багажа,
    грузобагажа железнодорожным транспортом;
  11. получать
    от перевозчика полную стоимость проезда
    за непроследованное расстояние независимо
    от срока возврата проездного документа
    (билета) до отправления поезда в случае
    отмены отправления поезда, задержки
    отправления поезда;
  12. получать
    от перевозчика полную стоимость проезда
    при возврате проездного документа
    (билета) в пункте пересадки в случае
    опоздания по вине перевозчика на
    согласованный поезд;
  13. получать
    от перевозчика полную стоимость проезда
    за непроследованное расстояние при
    прекращении поездки в пути следования
    в связи с перерывом в движении поездов;
  14. возобновить
    действие проездного документа (билета)
    на другой поезд при условии доплаты
    стоимости плацкарты вследствие опоздания
    на поезд в течение двенадцати часов
    либо вследствие болезни, несчастного
    случая в течение пяти суток с момента
    отправления поезда, на который приобретён
    проездной документ (билет), а в случае
    отказа от поездки получить обратно
    стоимость проезда за вычетом стоимости
    плацкарты.
  15. При
    возврате неиспользованного проездного
    документа (билета) для проезда в поезде
    дальнего следования пассажир имеет
    право:
  16. не
    позднее чем за восемь часов до отправления
    поезда получить обратно стоимость
    проезда, состоящую из стоимости билета
    и стоимости плацкарты;
  17. менее
    чем за восемь часов, но не позднее чем
    за два часа до отправления поезда
    получить стоимость билета и
    50
    процентов стоимости плацкарты;

менее
чем за два часа до отправления поезда
получить обратно стоимость билета.
Стоимость плацкарты в таком случае не
выплачивается.

  • Возврат
    причитающихся сумм за неиспользованные
    проездные документы (билеты) осуществляется
    в порядке, определённом правилами
    перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
    железнодорожным транспортом.
  • Для
    проезда в поезде пригородного сообщения
    пассажир имеет право:
  • приобрести
    билет для разовой поездки туда или туда
    и обратно либо абонементный билет
    установленной формы;
  • провозить
    бесплатно детей в возрасте не старше
    пяти лет;
  • провозить
    с собой ручную кладь в порядке и на
    условиях, которые предусмотрены правилами
    оказания услуг по перевозкам пассажиров,
    а также грузов, багажа и грузобагажа
    для личных, семейных, домашних и иных
    нужд, не связанных с осуществлением
    предпринимательской деятельности;
  • получать
    полную стоимость проезда в случае
    незапланированного перерыва в движении
    пригородных поездов более чем на час.
Читайте также:  Статья 37. Содержание записи акта о расторжении брака

Верховный Суд – о правах пассажиров

Суд разъяснил применение законодательства о договоре перевозки пассажиров и багажа

В июне Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». Постановление адресовано в первую очередь перевозчикам, однако при этом затрагивает значительно более широкий круг лиц, поскольку усиливает защиту прав граждан.

Договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить багаж и выдать его управомоченному лицу; пассажир обязуется уплатить за проезд, а при сдаче багажа – за его провоз1.

Договор перевозки пассажира и багажа нужен, чтобы закрепить условия сотрудничества между заказчиком и транспортной компанией. В договоре прописываются возможные спорные ситуации и пути их решения.

1 Пункт 1 ст. 786 ГК РФ.

  • Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.
  • Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными1.
  • Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги2.

1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

2 Статья 1005 ГК РФ.

В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа.

Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции1.

Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда.

В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее2.

1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

2 Статья 55 ГПК РФ.

В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком1.

Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков2.

При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию3.

1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.

Если перевозчик не исполнил свои обязательства, он несет ответственность, которая установлена Гражданским кодексом, Уставом и соглашением сторон1. При этом условия договора перевозки об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное не следует из положений Устава2.

1 Пункт 1 ст. 793 ГК РФ.

2 Пункт 2 ст. 168 ГК РФ.

Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные1. Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

1 Статья 403 ГК РФ.

В этом случае перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы1. При этом уплата штрафа2 не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

1 Часть 12 ст. 34 Устава.

2 Часть 12 ст. 34 Устава.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.)1. Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.

В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку1.

1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.

При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости1.

Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть2. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.

Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром1.

Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах2.

1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.

Риск утраты, недостачи или повреждения ручной клади лежит на пассажире1. Ответственность может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

1 Часть 10 ст. 34 Устава.

Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней1.

1 Часть 1 ст. 40 Устава.

Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска1.

1 Статья 208 ГК РФ.

При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование1.

Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год1. В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

1 Статья 42 Устава.

Ссылка на основную публикацию