Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

Правительство рассчитывает привлечь в бюджет около 1 трлн руб. за счет «большой приватизации». Для этого доли в крупнейших компаниях могут предложить менеджменту и негосударственным пенсионным фондам

Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

Министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ ( Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС)

  • ​РБК узнал, какие три механизма приватизации крупнейших госкомпаний обсуждаются сейчас в правительстве: выпуск облигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний (это уже подтвердил министр финансов Антон Силуанов на минувших выходных), привлечение денег негосударственных пенсионных фондов и выкуп доли в компаниях собственным менеджментом (management buyout).
  • МВО
  • Один из механизмов, который рассматривается в правительстве при подготовке предложений по приватизации, — это management buyout (MBO), то есть выкуп акций компаний собственным менеджментом, рассказал РБК источник, близкий к Росимуществу, и подтвердили два чиновника — в аппарате правительства и Росимуществе.

Идея с привлечением менеджмента компаний к приватизации возникла из-за необходимости иметь запасной вариант продажи долей в крупнейших госактивах без привлечения иностранных инвесторов из-за санкций и ограниченного доступа к зарубежным ресурсам, говорит источник, близкий к Росимуществу.

«В рамках MBO обсуждалась целевая модель, при которой предполагается, что в итоге у менеджмента будет блокпакет или пакет в диапазоне до 30%, но в любом случае у них должно быть меньше, чем на рынке.

Это возможно сделать постепенно, в результате нескольких сделок», — поясняет источник в агентстве.

Он добавляет, что модель применима к компаниям, в которых государство может выйти из контроля, в частности к «Аэрофлоту» и «Совкомфлоту». Правда, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в начале февраля уже заявил, что менеджменту компании это не по карману. Представитель «Совкомфлота» не ответил на звонки РБК.

МВО может заинтересовать в первую очередь менеджмент нефтяных компаний, которые государство планирует приватизировать, — «Роснефти», «Башнефти», а также «Транснефти», уверен старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин.

Но это предложение противоречит объявленному президентом Владимиром Путиным ограничению на привлечение средств в госбанках: в рамках своих собственных средств они смогут купить лишь небольшие доли, обычно же MBO структурируется с привлечением заемных средств под залог приобретаемых акций, уточняет он.

  1. Приватизация госкомпаний в цифрах
  2. В 1 трлн руб. оценил возможный доход от приватизации госкомпаний в 2016 году министр финансов Антон Силуанов
  3. 5 млрд руб. получил бюджет от приватизации в 2015 году

19,5% акций «Роснефти» значится в плане приватизации на 2016 год. 8 февраля капитализация компании достигла 2,85 трлн руб. (данные на 18:00 мск), а доля 19,5% стоила 555,75 млрд руб.

  • До 87,5 млрд руб., по оценкам, может выручить государство за продажу 25% акций «Башнефти»
  • Не более 10,9% акций ВТБ может продать государство, чтобы сохранить контрольный пакет. Сейчас ему принадлежит 60,93% компании
  • 256,1 млрд руб. поступило в государственный бюджет в 2010–2014 годах от приватизации госимущества
  • За 159 млрд руб. было продано в 2013 году 7,58% акций Сбербанка

14,6% акций разместил ВТБ в 2013 году на Московской бирже. Акции были проданы за 102,5 млрд руб.

Источник: Bloomberg, Московская биржа, оценки аналитиков

Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев ограничился комментарием, что менеджмент ранее покупал акции «Роснефти» на бирже на личные и заемные средства: президент компании Игорь Сечин несколько раз участвовал в скупке акций «Роснефти», в том числе на кредиты Газпромбанка, сейчас ему принадлежит 0,1273%. Представитель «Башнефти» сказал, что компания не будет комментировать этот вопрос «до официального решения правительства о приватизации», представитель «Транснефти» отказался от комментариев.

Есть еще одна проблема: во всех предыдущих российских сделках подобного рода менеджмент выкупал акции через специально созданную для этого офшорную компанию.

Теперь же, после антиофшорной кампании и недавнего заявления Путина о том, что приватизация должна проходить без офшоров, это будет «не совсем легально», говорит источник в Росимуществе.

В таком случае придется либо разрешать менеджменту использовать привычную схему отдельными решениями правительства, либо менять законодательство, рассуждает собеседник РБК.

«В российской практике не так много сделок по выкупу акций менеджерами компаний, и большинство действительно в основном структурировалось через офшорные юрисдикции.

Основная причина — не обязательно налоговая оптимизация, а то, что в рамках российского законодательства очень тяжело структурировать сделки с опционами», — поясняет РБК партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Матвей Каплоухий.

В российском праве понятие «опционное соглашение» появилось только в прошлом году, говорит он, но у бизнеса пока нет уверенности, что все применяемые при таких схемах инструменты будут работать так же, как в иностранных юрисдикциях.

Конвертируемые облигации и пенсии​

Еще одна схема — выпуск государством облигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний.

«Мы можем сейчас выпустить облигации в счет доли продаваемых приватизируемых акций на сумму, превышающую стоимость сегодняшнего пакета этих акций.

Инвесторы будут», — описывал 6 февраля схему министр финансов Антон Силуанов (цитата по «Интерфаксу»). Он отметил, что Минфин ищет «нестандартные решения», чтобы​ привлечь ресурсы для финансирования дефицита бюджета.

В мировой практике механизм конвертируемых облигаций в рамках приватизации использовался несколько раз — в основном в развивающихся странах, в том числе в Мексике и Китае в 1993 году. Конвертируемые облигации используются, чтобы обеспечить максимально возможный доход для государства на низком рынке.

Государство продает инвесторам облигации, конвертируемые в акции приватизируемой компании, по более высокой цене, чем если бы продавались непосредственно акции.

Инвестор, в свою очередь, получает гарантированный, хотя и минимальный, купонный доход плюс возможность дополнительного дохода, если цена акций вырастет в перспективе нескольких лет: в таком случае инвестор может конвертировать облигации в подорожавшие акции компании.

Конвертируемые облигации могут быть предложены негосударственным пенсионным фондам, говорят РБК три источника — один, близкий к Росимуществу, и два человека из финансово-экономического блока правительства.

Привлечение средств НПФ к приватизационным ​сделкам — «это хорошая рабочая тема», говорит собеседник РБК в правительстве.

Он добавляет, что законодательно все вопросы, связанные с участием НПФ в приватизации, были урегулированы еще в 2014 году.

«Все компании, которые сейчас стоят в плане приватизации, торгуемые. А потому здесь нет никаких вопросов [по участию НПФ в приватизационных сделках]», — говорит источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Действующее регулирование не устанавливает специальных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений именно в конвертируемые облигации, — говорится в письменном комментарии пресс-службы ЦБ.

Установлены отдельные ограничения на инвестиции в облигации и акции (должны выполняться требования по рейтингу, кроме того, есть ограничения на долю вложений в бумаги одного эмитента и совокупную долю пенсионных накоплений, которые могут быть инвестированы в акции).

За помощью к НПФ

Правительство уже обращалось к ресурсам НПФ для поддержки экономики. Как ранее сообщал РБК, летом 2015 года Минэкономразвития организовало серию встреч для НПФ, на которых обсуждались их инвестиции в инфраструктуру через покупку облигаций компаний.

«Мы обсуждаем вопросы фондирования с компаниями «Роснефть», РЖД, ФСК, АФК «Система», «Ростелеком», «Сибур», НОВАТЭК, «Газпром нефть», «Интер РАО», Тувинской энергетической промышленной корпорацией, Центральной пригородной пассажирской компанией», — рассказывал РБК заместитель министра экономического развития Николай Подгузов.

По данным ЦБ за девять месяцев 2015 года (последние доступные данные), у НПФ находилось 1,7 трлн руб. обязательных и 982 млрд руб. добровольных пенсионных накоплений. В декабре 2015 года заместитель министра финансов Алексей Моисеев говорил, что НПФ в 2016 году могут получить около 271 млрд руб., несмотря на решение о продлении заморозки пенсионных накоплений.

Участие ВЭБа, который управляет деньгами «молчунов», в таких сделках не обсуждается, уточняет собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. «В таком случае это выглядело бы как то, что государство само бы участвовало в приватизации», — говорит он.

Опрошенные РБК руководители НПФ говорят, что их пока не привлекали к обсуждению механизмов приватизации, но им этот вариант потенциально интересен. «Данные облигации могут быть интересны для инвестирования средств НПФ.

Все будет зависеть от конкретных условий выпуска облигаций и цены, по которой они будут конвертироваться в акции, что в свою очередь будет говорить о соотношении риск/доходность этого инструмента», — говорит генеральный директор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.

«Целесообразность подобных вложений должна зависеть как от экономической модели каждой компании, так и от стоимости акций при первичном размещении.

НПФ должен видеть потенциал роста — фонды должны показывать доходность при инвестировании пенсионных накоплений», — добавляет председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев. ​​

Представитель Минэкономразвития ограничился комментарием, что в ноябре 2015 года министерство уже представило в правительство предложения о продаже находящихся в федеральной собственности акций крупнейших компаний «в том числе с учетом текущей экономической ситуации» — сейчас ожидается решение правительства. Представитель Росимущества отказался от комментариев.

Management buy-out: крупнейшие сделки в российском бизнесе

Организаторами большинства известных российских сделок management buy-out были младшие партнеры миллиардеров из российского списка Forbes, выкупавшие у олигархов непрофильные активы. Крупных сделок MBO с госструктурами было две, успешно прошла из них только одна.

Партнеры Абрамовича

В начале 2000‑х годов компания Millhouse, управляющая капиталами акционеров «Сибнефти» (основным совладельцем которой был Роман Абрамович), скупала в регионах мясные и молочные производства. Когда Роман Абрамович, продав «Сибнефть», потерял интерес к инвестированию в России, активы выкупили менеджеры Millhouse.

Молочная часть, получившая название «Юнимилк», досталась экс-президенту «Сибнефти» Андрею Блоху и бывшему гендиректору мясокомбината «Омский бекон» Андрею Бесхмельницкому, а мясная, холдинг «Продо», — главе Millhouse Capital Давиду Давидовичу и нескольким его партнерам. Спустя несколько лет, в 2010 году, «Юнимилк» объявила о слиянии с российским подразделением Danone.

В результате сделки владельцы российского холдинга получили 42,5% объединенной компании и €120 млн деньгами.

Партнеры Ходорковского

Еще одной крупной сделкой management buy-out первой половины 2000‑х стал переход банковского бизнеса акционеров ЮКОСа к топ-менеджерам банков «Траст» и «Менатеп-Спб» во главе с Ильей Юровым. В мае 2004 года они выкупили банки у Group Menatep (крупнейшего акционера обоих банков и нефтяной компании ЮКОС).

Читайте также:  Статья 14. организация управления архивным делом в российской федерации

Крупнейший акционер ЮКОСа и Group Menatep Михаил Ходорковский к тому моменту уже полгода находилсая под арестом. Как пояснял тогда Юров, контрольные пакеты банков (82% акций инвестбанка и 99,35% акций «МЕНАТЕП-СПб») были проданы за $106,8 млн с отсрочкой оплаты $80 млн на год.

Реальная сумма сделки оценивлась в $100 млн.

Партнеры Мордашова

Самый опытный российский организатор сделок MBO — владелец «Северстали» Алексей Мордашов. В феврале 2007 года гендиректор автопроизводителя «Северсталь-авто» Вадим Швецов выкупил у старшего партнера 85% акций компании Newdeal Investments, владевшей 58% «Северсталь-авто» (остальные 42% были в свободном обращении).

Сумма сделки оценивалась в $450 млн. Как писала газета «Коммерсантъ», деньги Швецов собрал, продав свои пакеты «Северстали» (1%) и Челябинского цинкового завода (17%), а также заложив еще 26,2% ЧЦЗ.

Швецов работал с Мордашовым еще с середины 1990‑х годов и возглавлял компанию, через которую будущий миллиардер скупал контрольный пакет акций «Северстали».

В апреле 2007 года менеджменту достался второй непрофильный актив владельца «Северстали» — крупнейшего в России частного транспортного оператора «Северстальтранс» (сейчас «Н-Транс»).

Топ-менеджеры «Северстальтранса» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов, уже владевшие 50% акций компании, выкупили у Мордашова оставшиеся 50%, заплатив за них, по разным оценкам, от $750 млн до $950 млн.

Партнеры Газпромбанка

Группа из пятерых топ-менеджеров «Сибура» во главе с президентом Дмитрием Коновым весной 2008 года предприняла попытку выкупить контрольный пакет компании, принадлежащей на тот момент Газпромбанку. Как писал Forbes, для этого им необходимо было найти 53,5 млрд руб.

, из которых 80% — в день сделки, а остальное — с отсрочкой на три месяца. Планировалось, что профинансировать сделку сможет инвестиционная компания United Capital Partners (UCP), а половину суммы соглашался занять на три года под залог акций «Сибура» сам Газпромбанк.

Сделка должна была пройти летом 2008 года, но в итоге не состоялась.

Сначала летом был принят закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли, усложнивший покупку «Сибура» на кипрскую компанию, предполагавшуюся в рамках сделки, а затем осенью на мировых рынках начался кризис, поставивший крест на привлечении заемного финансирования выкупа.

Партнеры Чемезова

Удачной оказалась сделка по выкупу контрольного пакета акций титанового монополиста «ВСМПО-Ависма» компании у «Ростехнологий» в 2012 году. Покупателями стали пять топ-менеджеров входящего в «Ростех» холдинга «Проминвест» во главе с его гендиректором Михаилом Шелковым.

Как сообщал Forbes, менеджеры выкупили компанию, не заплатив за нее собственных денег.

В качестве основного платежа служащие взяли на себя обязательства Ростеха перед Сбербанком — долг в $495 млн, взятый еще для выкупа долей у основателей ВСМПО Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта.

Для реализации сделки менеджеры «ВСМПО-Ависма» создали совместное предприятие с Газпромбанком, которое заплатило «Ростеху» $180 млн. Еще около $300 было уплачено за погашение долга госкорпорации перед ВТБ, являющимся одним из кредиторов предыдущей сделки с «ВСМПО-Ависма».

Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

  • Статья 15. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
  • Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей
  • Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. •
  • Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
  • Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
  • Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором
  • Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
  • Статья 19. Имущественное страхование, осуществляемое коммерческой организацией с иностранными инвестициями и головной организацией филиала иностранного юридического лица
  • Имущественное страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска осуществляется коммерческой организацией с иностранными инвестициями по ее усмотрению, а филиалом иностранного юридического лица — по усмотрению головной организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями 1.

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. 2.

  1. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
  2. устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации);
  3. выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
  4. документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
  5. квитанции об уплате регистрационного сбора.
  6. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  7. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.
  8. Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица
  9. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица — головной организации.
  10. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  11. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 настоящего Федерального закона, осуществляет аккредитацию филиала иностранного юридического лица.
  12. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

СТЭТЬЯ 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица 1.

Головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 настоящего Федерального закона, положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых с учетом пунктов 2 и 3 настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации. 2.

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационноправовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 3.

Читайте также:  Статья 38. Меры взыскания

Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица. 4.

  • Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
  • Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации.
  • Статья 23. Разработка и реализация государственной политики в области иностранных инвестиций
  • В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
  • Правительство Российской Федерации:
  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 настоящего Федерального закона;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
  • Статья 24. Федеральный орган исполнительной власти по координации привлечения прямых иностранных инвестиций
  • Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
  • Статья 25. Признание утратившими силу ранее принятых законодательных актов Российской Федерации и их отдельных положений в связи с принятием настоящего Федерального закона
  • В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
  • Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1008);
  • постановление Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1009);
  • статью 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2397);

пункт 4 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законы и иные правовые акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5341).

Статья 26. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом 1.

Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 2.

  1. Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.
  2. Статья 27. Приведение положений о филиалах иностранных юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом
  3. Головные организации, филиалы которых созданы на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны:
  4. привести положения о филиалах иностранных юридических лиц в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу;
  5. провести аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
  6. Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Учебное издание
  8. Людмила Лазаревна Игонина
  9. ИНВЕСТИЦИИ Учебное пособие

Редактор Л.М. Цесарская Корректор Т.Д. Шаровка Художественный редактор А.В. Антипов Компьютерная верстка А.А. Петровой, И.Г. Долгой

Подписано в печать 10.03.2005. Формат 60 х 90 /|б. Гарнитура №%1;опС. Печать офсетная. Усл. печ. л. 30,0. Доп. тираж III 5000. Заказ № 6458

Издательство «Экономиста»

101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 Тел.: (095) 921-0067

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93 1 Сравнительная характеристика инвестиционных качеств некоторых видов ценных бумаг приведена в гл. 12, в табл. 12.4.

6. К основным способам привлечения иностранных инвестиций российскими предприятиями относятся: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное

1 В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г. по страхованию жизни минимальный уставный капитал должен был быть не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), по другим видам страхования — не менее 25 тыс. МРОТ.

3. Усиление роли государства в инвестиционной сфере российской экономки должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.

Степень расширения государственного участия имеет объективные пределы, обусловленные, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а с другой — задачей стимулирования, а не вытеснения частных инвестиций.

Принципы государственной инвестиционной политики при существующих ресурсных ограничениях и не- сформированности рыночных механизмов инвестирования предполагают выбор приоритетных направлений инвестирования, повышение степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной среды государственная инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить системный и взвешенный характер.

Если гражданин не участвовал в приватизации

Федеральным законом от 15.05.2001 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“» в соответствующие статьи ГК РФ и Закона о приватизации были внесены дополнения – в них включены слова «Российской Федерации».

Эти слова уточняют, что жилые помещения могут быть приватизированы только гражданами Российской Федерации. То есть иностранные граждане не могут стать собственниками в результате приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.

При этом не имеет значения, в каком качестве они проживают в жилом помещении: как наниматели, члены его семьи или бывшие члены семьи.

Статус иностранных граждан определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Указанный закон распространяет свое действие и на лиц без гражданства, участие которых в приватизации жилья также не предусмотрено.

При этом иностранные граждане и лица без гражданства имеют на территории Российской Федерации равные жилищные права.

Кто может приватизировать квартиру и сколько раз

В этом случаем квартира для приватизации каждого из проживающих в ней лиц делится на равные части. Лица имеют право распоряжаться своей долей так, как захотят. Юристы поддерживают этот вид приватизации, вследствие его удобства. К тому же это не обременяет супругов при разводе разделом имущества.

Законодательство Российской Федерации предоставляет право на приватизацию всем гражданам, которые проживают в муниципальной или государственной квартире. Исключение составляют те квартиры, у которых присутствуют признаки описанные выше. Но даже в этом случае все же существуют свои тонкости и нюансы.

Справка о неучастии в приватизации

  1. Подготовить пакет документов. Их перечень мы уже изучили.
  2. Заполнить форму заявления установленного образца. Обычно эта операция осуществляется в регистрирующем органе.
  3. Оплатить оказание услуги. Данный шаг нужен не всегда. Зачастую он не имеет места.
  4. Получить расписку о принятии заявления.

  5. Забрать готовую форму справки в назначенное время. Оно будет указано на расписке.
Читайте также:  Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Трудно поверить, но с недавних пор люди могут запросить выписку о неучастии в приватизации в Росреестре или в кадастровых палатах. Речь идет о справке из ЕГРП.

С 2019 года именно эта бумага будет отражать сведения о собственности гражданина, а также о его участии в приватизации.

Справка о неучастии (участии) в приватизации

На законодательном уровне установлено, что каждый гражданин в возрасте старше 18 лет может приватизировать жильё только один раз.

И если до вселения в квартиру, которую гражданин желает приватизировать он проживал в другом месте или менял место жительство несколько раз – он обязан предоставить документ, подтверждающий что в приватизации по прежнему месту жительства не участвовал (если такова была) или что приватизация бывшей жилплощади по законодательству была не возможна (например, жилплощадь находилась в воинской части). При приватизации необходимо представить справки с каждого места жительства и подтвердить факт проживания выпиской из домовой книги с прежних мест жительства, где будет указано с какого по какой период вы были зарегистрированы в прежней квартире.

Рекомендуем прочесть:  Оформление дома в собственность росреестр

Для получения справки из БТИ необходимо обратиться с соответствующим заявлением в БТИ соответствующего района или города, приложить архивную выписку из домовой книги с указанием срока прописки и оплатить услуги БТИ.

Стоимость справки БТИ о наличии или отсутствии недвижимости может варьироваться в зависимости месторасположения и района выдачи, способах её получения и в основном составляет от 200 руб. до 2 500 руб. Для более конкретного уточнения цены следует обратиться в территориальное БТИ. Срок оформления справки составляет один месяц.

Но, как правило, выдается документ в течение 10 рабочих дней.

Повторная приватизация: кто имеет право и сколько раз можно участвовать в приватизации квартиры одному человеку

  1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

    Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

    В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

  2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

    Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

  3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

  4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

    Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

  1. Первоначально участвовавшие в процессе в несовершеннолетнем возрасте. Если по достижении совершеннолетия ими будет получено другое муниципальное жильё, они смогут перевести его в собственность.

    Возраст, в котором эти лица выехали из предыдущего жилья, значения не имеет. Единственным условием является отсутствие в их собственности квартиры или её доли.

  2. Участие в процессе во второй раз сохраняется за лицами, утратившими жилую площадь вследствие чрезвычайных происшествий, техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов. Если они до трагедии проживали в приватизированном жилье, то получив новое по договору социального найма, имеют право оформить его в собственность.
  3. Подобные права имеют переселенцы из районов Крайнего Севера и бывших республик СССР. Жильё по прежнему месту проживания должно быть передано ими бывшим собственникам, а вновь полученное социальное после процедуры передачи может быть приватизировано.

Справка о неучастии в приватизации: где можно получить

Такой документ придется предоставлять каждому участнику приватизации, если он менял место жительства с 4 июля 1991 года вплоть до заселения в помещение, которое планируется приватизировать. Эта справка подтверждает, что раньше гражданин не принимал участие в государственной программе приватизации.

Подобная бумага сообщит, что, начиная с 1998 года, человек не принимал участие в программе приватизации. Подобная выписка делается в любом из отделений Росреестра.

Общая база данных позволяет определить, где на территории Российской Федерации у заявителя есть недвижимость. Кроме того, будет сказано, когда подобное право было оформлено.

Если таких сведений в реестре не имеется, об этом тоже выдается соответствующая справка.

Рекомендуем прочесть:  Дарение квартиры ребенку до 14 лет

Справка о неучастии (участии) в приватизации

Если речь идет о периоде с 1991 год по 1998 год — такую справку выдает БТИ (бюро технической инвентаризации) и называется она справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости. При этом каждое отдельное БТИ может дать информацию лишь по одному району, непосредственно относящемуся к нему. Потому справка об отсутствии недвижимого имущества в одном районе не означает, неимение такой в других регионах России.

На законодательном уровне установлено, что каждый гражданин в возрасте старше 18 лет может приватизировать жильё только один раз.

И если до вселения в квартиру, которую гражданин желает приватизировать он проживал в другом месте или менял место жительство несколько раз – он обязан предоставить документ, подтверждающий что в приватизации по прежнему месту жительства не участвовал (если такова была) или что приватизация бывшей жилплощади по законодательству была не возможна (например, жилплощадь находилась в воинской части). При приватизации необходимо представить справки с каждого места жительства и подтвердить факт проживания выпиской из домовой книги с прежних мест жительства, где будет указано с какого по какой период вы были зарегистрированы в прежней квартире.

В шапке заявления, прописываются все члены семьи. Заявление о приватизации жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними гражданами, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, зарегистрированными в приватизируемом жилом помещении, в заявлении четко указывается размер доли.

Физическое лицо, а именно граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в городе Перми, желающие получить в собственность занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение. От имени несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, заявителями могут выступать их законные представители — родители, усыновители или опекуны.

Сколько раз согласно правилам можно участвовать в приватизации

Если ребенок получает долю собственности в приватизированной квартире, то продать такое жилье невозможно без разрешения органа опеки и попечительства. Родителям придется представить доказательства, что сделка по отчуждению не приведет к ухудшению имущественных прав малолетнего.

  • Произошло расторжение по инициативе собственника договора. Участник приватизации сам должен оформить заявление. Причиной является желание проживать в нанятой квартире, а не собственной. Обычно собственники отказывают от жилья, ранее приватизированного из-за материальных соображений, сложившихся семейных обстоятельств и по другим причинам.
  • Договор был признан в судебном порядке недействительным, т. к. чьи-то права были нарушены, например, лиц, зарегистрированных в помещении, или государственного органа.

Участие граждан в приватизации жилья

– к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его дети, супруг и родители.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены последним в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя в судебном порядке;

Как указывалось выше, приватизация жилых помещений возможна только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).

Иными словами, приватизации подлежит весь государственный и муниципальный жилищный фонд, за исключением жилых помещений, приватизация которых запрещена (ст.

4 Закона о приватизации), независимо от того, находится он непосредственно в управлении собственника или передан в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения.

Ссылка на основную публикацию