Правительство рассчитывает привлечь в бюджет около 1 трлн руб. за счет «большой приватизации». Для этого доли в крупнейших компаниях могут предложить менеджменту и негосударственным пенсионным фондам
Министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ ( Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС)
- РБК узнал, какие три механизма приватизации крупнейших госкомпаний обсуждаются сейчас в правительстве: выпуск облигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний (это уже подтвердил министр финансов Антон Силуанов на минувших выходных), привлечение денег негосударственных пенсионных фондов и выкуп доли в компаниях собственным менеджментом (management buyout).
- МВО
- Один из механизмов, который рассматривается в правительстве при подготовке предложений по приватизации, — это management buyout (MBO), то есть выкуп акций компаний собственным менеджментом, рассказал РБК источник, близкий к Росимуществу, и подтвердили два чиновника — в аппарате правительства и Росимуществе.
Идея с привлечением менеджмента компаний к приватизации возникла из-за необходимости иметь запасной вариант продажи долей в крупнейших госактивах без привлечения иностранных инвесторов из-за санкций и ограниченного доступа к зарубежным ресурсам, говорит источник, близкий к Росимуществу.
«В рамках MBO обсуждалась целевая модель, при которой предполагается, что в итоге у менеджмента будет блокпакет или пакет в диапазоне до 30%, но в любом случае у них должно быть меньше, чем на рынке.
Это возможно сделать постепенно, в результате нескольких сделок», — поясняет источник в агентстве.
Он добавляет, что модель применима к компаниям, в которых государство может выйти из контроля, в частности к «Аэрофлоту» и «Совкомфлоту». Правда, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в начале февраля уже заявил, что менеджменту компании это не по карману. Представитель «Совкомфлота» не ответил на звонки РБК.
МВО может заинтересовать в первую очередь менеджмент нефтяных компаний, которые государство планирует приватизировать, — «Роснефти», «Башнефти», а также «Транснефти», уверен старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин.
Но это предложение противоречит объявленному президентом Владимиром Путиным ограничению на привлечение средств в госбанках: в рамках своих собственных средств они смогут купить лишь небольшие доли, обычно же MBO структурируется с привлечением заемных средств под залог приобретаемых акций, уточняет он.
- Приватизация госкомпаний в цифрах
- В 1 трлн руб. оценил возможный доход от приватизации госкомпаний в 2016 году министр финансов Антон Силуанов
- 5 млрд руб. получил бюджет от приватизации в 2015 году
19,5% акций «Роснефти» значится в плане приватизации на 2016 год. 8 февраля капитализация компании достигла 2,85 трлн руб. (данные на 18:00 мск), а доля 19,5% стоила 555,75 млрд руб.
- До 87,5 млрд руб., по оценкам, может выручить государство за продажу 25% акций «Башнефти»
- Не более 10,9% акций ВТБ может продать государство, чтобы сохранить контрольный пакет. Сейчас ему принадлежит 60,93% компании
- 256,1 млрд руб. поступило в государственный бюджет в 2010–2014 годах от приватизации госимущества
- За 159 млрд руб. было продано в 2013 году 7,58% акций Сбербанка
14,6% акций разместил ВТБ в 2013 году на Московской бирже. Акции были проданы за 102,5 млрд руб.
Источник: Bloomberg, Московская биржа, оценки аналитиков
Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев ограничился комментарием, что менеджмент ранее покупал акции «Роснефти» на бирже на личные и заемные средства: президент компании Игорь Сечин несколько раз участвовал в скупке акций «Роснефти», в том числе на кредиты Газпромбанка, сейчас ему принадлежит 0,1273%. Представитель «Башнефти» сказал, что компания не будет комментировать этот вопрос «до официального решения правительства о приватизации», представитель «Транснефти» отказался от комментариев.
Есть еще одна проблема: во всех предыдущих российских сделках подобного рода менеджмент выкупал акции через специально созданную для этого офшорную компанию.
Теперь же, после антиофшорной кампании и недавнего заявления Путина о том, что приватизация должна проходить без офшоров, это будет «не совсем легально», говорит источник в Росимуществе.
В таком случае придется либо разрешать менеджменту использовать привычную схему отдельными решениями правительства, либо менять законодательство, рассуждает собеседник РБК.
«В российской практике не так много сделок по выкупу акций менеджерами компаний, и большинство действительно в основном структурировалось через офшорные юрисдикции.
Основная причина — не обязательно налоговая оптимизация, а то, что в рамках российского законодательства очень тяжело структурировать сделки с опционами», — поясняет РБК партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Матвей Каплоухий.
В российском праве понятие «опционное соглашение» появилось только в прошлом году, говорит он, но у бизнеса пока нет уверенности, что все применяемые при таких схемах инструменты будут работать так же, как в иностранных юрисдикциях.
Конвертируемые облигации и пенсии
Еще одна схема — выпуск государством облигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний.
«Мы можем сейчас выпустить облигации в счет доли продаваемых приватизируемых акций на сумму, превышающую стоимость сегодняшнего пакета этих акций.
Инвесторы будут», — описывал 6 февраля схему министр финансов Антон Силуанов (цитата по «Интерфаксу»). Он отметил, что Минфин ищет «нестандартные решения», чтобы привлечь ресурсы для финансирования дефицита бюджета.
В мировой практике механизм конвертируемых облигаций в рамках приватизации использовался несколько раз — в основном в развивающихся странах, в том числе в Мексике и Китае в 1993 году. Конвертируемые облигации используются, чтобы обеспечить максимально возможный доход для государства на низком рынке.
Государство продает инвесторам облигации, конвертируемые в акции приватизируемой компании, по более высокой цене, чем если бы продавались непосредственно акции.
Инвестор, в свою очередь, получает гарантированный, хотя и минимальный, купонный доход плюс возможность дополнительного дохода, если цена акций вырастет в перспективе нескольких лет: в таком случае инвестор может конвертировать облигации в подорожавшие акции компании.
Конвертируемые облигации могут быть предложены негосударственным пенсионным фондам, говорят РБК три источника — один, близкий к Росимуществу, и два человека из финансово-экономического блока правительства.
Привлечение средств НПФ к приватизационным сделкам — «это хорошая рабочая тема», говорит собеседник РБК в правительстве.
Он добавляет, что законодательно все вопросы, связанные с участием НПФ в приватизации, были урегулированы еще в 2014 году.
«Все компании, которые сейчас стоят в плане приватизации, торгуемые. А потому здесь нет никаких вопросов [по участию НПФ в приватизационных сделках]», — говорит источник в финансово-экономическом блоке правительства.
Действующее регулирование не устанавливает специальных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений именно в конвертируемые облигации, — говорится в письменном комментарии пресс-службы ЦБ.
Установлены отдельные ограничения на инвестиции в облигации и акции (должны выполняться требования по рейтингу, кроме того, есть ограничения на долю вложений в бумаги одного эмитента и совокупную долю пенсионных накоплений, которые могут быть инвестированы в акции).
За помощью к НПФ
Правительство уже обращалось к ресурсам НПФ для поддержки экономики. Как ранее сообщал РБК, летом 2015 года Минэкономразвития организовало серию встреч для НПФ, на которых обсуждались их инвестиции в инфраструктуру через покупку облигаций компаний.
«Мы обсуждаем вопросы фондирования с компаниями «Роснефть», РЖД, ФСК, АФК «Система», «Ростелеком», «Сибур», НОВАТЭК, «Газпром нефть», «Интер РАО», Тувинской энергетической промышленной корпорацией, Центральной пригородной пассажирской компанией», — рассказывал РБК заместитель министра экономического развития Николай Подгузов.
По данным ЦБ за девять месяцев 2015 года (последние доступные данные), у НПФ находилось 1,7 трлн руб. обязательных и 982 млрд руб. добровольных пенсионных накоплений. В декабре 2015 года заместитель министра финансов Алексей Моисеев говорил, что НПФ в 2016 году могут получить около 271 млрд руб., несмотря на решение о продлении заморозки пенсионных накоплений.
Участие ВЭБа, который управляет деньгами «молчунов», в таких сделках не обсуждается, уточняет собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. «В таком случае это выглядело бы как то, что государство само бы участвовало в приватизации», — говорит он.
Опрошенные РБК руководители НПФ говорят, что их пока не привлекали к обсуждению механизмов приватизации, но им этот вариант потенциально интересен. «Данные облигации могут быть интересны для инвестирования средств НПФ.
Все будет зависеть от конкретных условий выпуска облигаций и цены, по которой они будут конвертироваться в акции, что в свою очередь будет говорить о соотношении риск/доходность этого инструмента», — говорит генеральный директор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.
«Целесообразность подобных вложений должна зависеть как от экономической модели каждой компании, так и от стоимости акций при первичном размещении.
НПФ должен видеть потенциал роста — фонды должны показывать доходность при инвестировании пенсионных накоплений», — добавляет председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев.
Представитель Минэкономразвития ограничился комментарием, что в ноябре 2015 года министерство уже представило в правительство предложения о продаже находящихся в федеральной собственности акций крупнейших компаний «в том числе с учетом текущей экономической ситуации» — сейчас ожидается решение правительства. Представитель Росимущества отказался от комментариев.
Management buy-out: крупнейшие сделки в российском бизнесе
Организаторами большинства известных российских сделок management buy-out были младшие партнеры миллиардеров из российского списка Forbes, выкупавшие у олигархов непрофильные активы. Крупных сделок MBO с госструктурами было две, успешно прошла из них только одна.
Партнеры Абрамовича
В начале 2000‑х годов компания Millhouse, управляющая капиталами акционеров «Сибнефти» (основным совладельцем которой был Роман Абрамович), скупала в регионах мясные и молочные производства. Когда Роман Абрамович, продав «Сибнефть», потерял интерес к инвестированию в России, активы выкупили менеджеры Millhouse.
Молочная часть, получившая название «Юнимилк», досталась экс-президенту «Сибнефти» Андрею Блоху и бывшему гендиректору мясокомбината «Омский бекон» Андрею Бесхмельницкому, а мясная, холдинг «Продо», — главе Millhouse Capital Давиду Давидовичу и нескольким его партнерам. Спустя несколько лет, в 2010 году, «Юнимилк» объявила о слиянии с российским подразделением Danone.
В результате сделки владельцы российского холдинга получили 42,5% объединенной компании и €120 млн деньгами.
Партнеры Ходорковского
Еще одной крупной сделкой management buy-out первой половины 2000‑х стал переход банковского бизнеса акционеров ЮКОСа к топ-менеджерам банков «Траст» и «Менатеп-Спб» во главе с Ильей Юровым. В мае 2004 года они выкупили банки у Group Menatep (крупнейшего акционера обоих банков и нефтяной компании ЮКОС).
Крупнейший акционер ЮКОСа и Group Menatep Михаил Ходорковский к тому моменту уже полгода находилсая под арестом. Как пояснял тогда Юров, контрольные пакеты банков (82% акций инвестбанка и 99,35% акций «МЕНАТЕП-СПб») были проданы за $106,8 млн с отсрочкой оплаты $80 млн на год.
Реальная сумма сделки оценивлась в $100 млн.
Партнеры Мордашова
Самый опытный российский организатор сделок MBO — владелец «Северстали» Алексей Мордашов. В феврале 2007 года гендиректор автопроизводителя «Северсталь-авто» Вадим Швецов выкупил у старшего партнера 85% акций компании Newdeal Investments, владевшей 58% «Северсталь-авто» (остальные 42% были в свободном обращении).
Сумма сделки оценивалась в $450 млн. Как писала газета «Коммерсантъ», деньги Швецов собрал, продав свои пакеты «Северстали» (1%) и Челябинского цинкового завода (17%), а также заложив еще 26,2% ЧЦЗ.
Швецов работал с Мордашовым еще с середины 1990‑х годов и возглавлял компанию, через которую будущий миллиардер скупал контрольный пакет акций «Северстали».
В апреле 2007 года менеджменту достался второй непрофильный актив владельца «Северстали» — крупнейшего в России частного транспортного оператора «Северстальтранс» (сейчас «Н-Транс»).
Топ-менеджеры «Северстальтранса» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов, уже владевшие 50% акций компании, выкупили у Мордашова оставшиеся 50%, заплатив за них, по разным оценкам, от $750 млн до $950 млн.
Партнеры Газпромбанка
Группа из пятерых топ-менеджеров «Сибура» во главе с президентом Дмитрием Коновым весной 2008 года предприняла попытку выкупить контрольный пакет компании, принадлежащей на тот момент Газпромбанку. Как писал Forbes, для этого им необходимо было найти 53,5 млрд руб.
, из которых 80% — в день сделки, а остальное — с отсрочкой на три месяца. Планировалось, что профинансировать сделку сможет инвестиционная компания United Capital Partners (UCP), а половину суммы соглашался занять на три года под залог акций «Сибура» сам Газпромбанк.
Сделка должна была пройти летом 2008 года, но в итоге не состоялась.
Сначала летом был принят закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли, усложнивший покупку «Сибура» на кипрскую компанию, предполагавшуюся в рамках сделки, а затем осенью на мировых рынках начался кризис, поставивший крест на привлечении заемного финансирования выкупа.
Партнеры Чемезова
Удачной оказалась сделка по выкупу контрольного пакета акций титанового монополиста «ВСМПО-Ависма» компании у «Ростехнологий» в 2012 году. Покупателями стали пять топ-менеджеров входящего в «Ростех» холдинга «Проминвест» во главе с его гендиректором Михаилом Шелковым.
Как сообщал Forbes, менеджеры выкупили компанию, не заплатив за нее собственных денег.
В качестве основного платежа служащие взяли на себя обязательства Ростеха перед Сбербанком — долг в $495 млн, взятый еще для выкупа долей у основателей ВСМПО Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта.
Для реализации сделки менеджеры «ВСМПО-Ависма» создали совместное предприятие с Газпромбанком, которое заплатило «Ростеху» $180 млн. Еще около $300 было уплачено за погашение долга госкорпорации перед ВТБ, являющимся одним из кредиторов предыдущей сделки с «ВСМПО-Ависма».
Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации
Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
- Статья 15. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
- Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей
- Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. •
- Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
- Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
- Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором
- Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
- Статья 19. Имущественное страхование, осуществляемое коммерческой организацией с иностранными инвестициями и головной организацией филиала иностранного юридического лица
- Имущественное страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска осуществляется коммерческой организацией с иностранными инвестициями по ее усмотрению, а филиалом иностранного юридического лица — по усмотрению головной организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями 1.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. 2.
- Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
- устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации);
- выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
- документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
- квитанции об уплате регистрационного сбора.
- Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.
- Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица
- Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица — головной организации.
- Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
- Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 настоящего Федерального закона, осуществляет аккредитацию филиала иностранного юридического лица.
- Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
СТЭТЬЯ 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица 1.
Головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 настоящего Федерального закона, положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых с учетом пунктов 2 и 3 настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации. 2.
В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационноправовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 3.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен.
Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.
Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица. 4.
- Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
- Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации.
- Статья 23. Разработка и реализация государственной политики в области иностранных инвестиций
- В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
- Правительство Российской Федерации:
- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 настоящего Федерального закона;
- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
- осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
- Статья 24. Федеральный орган исполнительной власти по координации привлечения прямых иностранных инвестиций
- Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
- Статья 25. Признание утратившими силу ранее принятых законодательных актов Российской Федерации и их отдельных положений в связи с принятием настоящего Федерального закона
- В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
- Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1008);
- постановление Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1009);
- статью 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2397);
пункт 4 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законы и иные правовые акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5341).
Статья 26. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом 1.
Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 2.
- Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.
- Статья 27. Приведение положений о филиалах иностранных юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом
- Головные организации, филиалы которых созданы на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны:
- привести положения о филиалах иностранных юридических лиц в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу;
- провести аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
- Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Учебное издание - Людмила Лазаревна Игонина
- ИНВЕСТИЦИИ Учебное пособие
Редактор Л.М. Цесарская Корректор Т.Д. Шаровка Художественный редактор А.В. Антипов Компьютерная верстка А.А. Петровой, И.Г. Долгой
Подписано в печать 10.03.2005. Формат 60 х 90 /|б. Гарнитура №%1;опС. Печать офсетная. Усл. печ. л. 30,0. Доп. тираж III 5000. Заказ № 6458
Издательство «Экономиста»
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 Тел.: (095) 921-0067
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93 1 Сравнительная характеристика инвестиционных качеств некоторых видов ценных бумаг приведена в гл. 12, в табл. 12.4.
6. К основным способам привлечения иностранных инвестиций российскими предприятиями относятся: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное
1 В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г. по страхованию жизни минимальный уставный капитал должен был быть не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), по другим видам страхования — не менее 25 тыс. МРОТ.
3. Усиление роли государства в инвестиционной сфере российской экономки должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.
Степень расширения государственного участия имеет объективные пределы, обусловленные, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а с другой — задачей стимулирования, а не вытеснения частных инвестиций.
Принципы государственной инвестиционной политики при существующих ресурсных ограничениях и не- сформированности рыночных механизмов инвестирования предполагают выбор приоритетных направлений инвестирования, повышение степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.
При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной среды государственная инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить системный и взвешенный характер.
Если гражданин не участвовал в приватизации
Федеральным законом от 15.05.2001 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“» в соответствующие статьи ГК РФ и Закона о приватизации были внесены дополнения – в них включены слова «Российской Федерации».
Эти слова уточняют, что жилые помещения могут быть приватизированы только гражданами Российской Федерации. То есть иностранные граждане не могут стать собственниками в результате приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.
При этом не имеет значения, в каком качестве они проживают в жилом помещении: как наниматели, члены его семьи или бывшие члены семьи.
Статус иностранных граждан определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанный закон распространяет свое действие и на лиц без гражданства, участие которых в приватизации жилья также не предусмотрено.
При этом иностранные граждане и лица без гражданства имеют на территории Российской Федерации равные жилищные права.
Кто может приватизировать квартиру и сколько раз
В этом случаем квартира для приватизации каждого из проживающих в ней лиц делится на равные части. Лица имеют право распоряжаться своей долей так, как захотят. Юристы поддерживают этот вид приватизации, вследствие его удобства. К тому же это не обременяет супругов при разводе разделом имущества.
Законодательство Российской Федерации предоставляет право на приватизацию всем гражданам, которые проживают в муниципальной или государственной квартире. Исключение составляют те квартиры, у которых присутствуют признаки описанные выше. Но даже в этом случае все же существуют свои тонкости и нюансы.
Справка о неучастии в приватизации
- Подготовить пакет документов. Их перечень мы уже изучили.
- Заполнить форму заявления установленного образца. Обычно эта операция осуществляется в регистрирующем органе.
- Оплатить оказание услуги. Данный шаг нужен не всегда. Зачастую он не имеет места.
- Получить расписку о принятии заявления.
- Забрать готовую форму справки в назначенное время. Оно будет указано на расписке.
Трудно поверить, но с недавних пор люди могут запросить выписку о неучастии в приватизации в Росреестре или в кадастровых палатах. Речь идет о справке из ЕГРП.
С 2019 года именно эта бумага будет отражать сведения о собственности гражданина, а также о его участии в приватизации.
Справка о неучастии (участии) в приватизации
На законодательном уровне установлено, что каждый гражданин в возрасте старше 18 лет может приватизировать жильё только один раз.
И если до вселения в квартиру, которую гражданин желает приватизировать он проживал в другом месте или менял место жительство несколько раз – он обязан предоставить документ, подтверждающий что в приватизации по прежнему месту жительства не участвовал (если такова была) или что приватизация бывшей жилплощади по законодательству была не возможна (например, жилплощадь находилась в воинской части). При приватизации необходимо представить справки с каждого места жительства и подтвердить факт проживания выпиской из домовой книги с прежних мест жительства, где будет указано с какого по какой период вы были зарегистрированы в прежней квартире.
Рекомендуем прочесть: Оформление дома в собственность росреестр
Для получения справки из БТИ необходимо обратиться с соответствующим заявлением в БТИ соответствующего района или города, приложить архивную выписку из домовой книги с указанием срока прописки и оплатить услуги БТИ.
Стоимость справки БТИ о наличии или отсутствии недвижимости может варьироваться в зависимости месторасположения и района выдачи, способах её получения и в основном составляет от 200 руб. до 2 500 руб. Для более конкретного уточнения цены следует обратиться в территориальное БТИ. Срок оформления справки составляет один месяц.
Но, как правило, выдается документ в течение 10 рабочих дней.
Повторная приватизация: кто имеет право и сколько раз можно участвовать в приватизации квартиры одному человеку
- К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
- Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
- Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
- Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
- Первоначально участвовавшие в процессе в несовершеннолетнем возрасте. Если по достижении совершеннолетия ими будет получено другое муниципальное жильё, они смогут перевести его в собственность.
Возраст, в котором эти лица выехали из предыдущего жилья, значения не имеет. Единственным условием является отсутствие в их собственности квартиры или её доли.
- Участие в процессе во второй раз сохраняется за лицами, утратившими жилую площадь вследствие чрезвычайных происшествий, техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов. Если они до трагедии проживали в приватизированном жилье, то получив новое по договору социального найма, имеют право оформить его в собственность.
- Подобные права имеют переселенцы из районов Крайнего Севера и бывших республик СССР. Жильё по прежнему месту проживания должно быть передано ими бывшим собственникам, а вновь полученное социальное после процедуры передачи может быть приватизировано.
Справка о неучастии в приватизации: где можно получить
Такой документ придется предоставлять каждому участнику приватизации, если он менял место жительства с 4 июля 1991 года вплоть до заселения в помещение, которое планируется приватизировать. Эта справка подтверждает, что раньше гражданин не принимал участие в государственной программе приватизации.
Подобная бумага сообщит, что, начиная с 1998 года, человек не принимал участие в программе приватизации. Подобная выписка делается в любом из отделений Росреестра.
Общая база данных позволяет определить, где на территории Российской Федерации у заявителя есть недвижимость. Кроме того, будет сказано, когда подобное право было оформлено.
Если таких сведений в реестре не имеется, об этом тоже выдается соответствующая справка.
Рекомендуем прочесть: Дарение квартиры ребенку до 14 лет
Справка о неучастии (участии) в приватизации
Если речь идет о периоде с 1991 год по 1998 год — такую справку выдает БТИ (бюро технической инвентаризации) и называется она справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости. При этом каждое отдельное БТИ может дать информацию лишь по одному району, непосредственно относящемуся к нему. Потому справка об отсутствии недвижимого имущества в одном районе не означает, неимение такой в других регионах России.
На законодательном уровне установлено, что каждый гражданин в возрасте старше 18 лет может приватизировать жильё только один раз.
И если до вселения в квартиру, которую гражданин желает приватизировать он проживал в другом месте или менял место жительство несколько раз – он обязан предоставить документ, подтверждающий что в приватизации по прежнему месту жительства не участвовал (если такова была) или что приватизация бывшей жилплощади по законодательству была не возможна (например, жилплощадь находилась в воинской части). При приватизации необходимо представить справки с каждого места жительства и подтвердить факт проживания выпиской из домовой книги с прежних мест жительства, где будет указано с какого по какой период вы были зарегистрированы в прежней квартире.
В шапке заявления, прописываются все члены семьи. Заявление о приватизации жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними гражданами, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, зарегистрированными в приватизируемом жилом помещении, в заявлении четко указывается размер доли.
Физическое лицо, а именно граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в городе Перми, желающие получить в собственность занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение. От имени несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, заявителями могут выступать их законные представители — родители, усыновители или опекуны.
Сколько раз согласно правилам можно участвовать в приватизации
Если ребенок получает долю собственности в приватизированной квартире, то продать такое жилье невозможно без разрешения органа опеки и попечительства. Родителям придется представить доказательства, что сделка по отчуждению не приведет к ухудшению имущественных прав малолетнего.
- Произошло расторжение по инициативе собственника договора. Участник приватизации сам должен оформить заявление. Причиной является желание проживать в нанятой квартире, а не собственной. Обычно собственники отказывают от жилья, ранее приватизированного из-за материальных соображений, сложившихся семейных обстоятельств и по другим причинам.
- Договор был признан в судебном порядке недействительным, т. к. чьи-то права были нарушены, например, лиц, зарегистрированных в помещении, или государственного органа.
Участие граждан в приватизации жилья
– к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его дети, супруг и родители.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены последним в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя в судебном порядке;
Как указывалось выше, приватизация жилых помещений возможна только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
Иными словами, приватизации подлежит весь государственный и муниципальный жилищный фонд, за исключением жилых помещений, приватизация которых запрещена (ст.
4 Закона о приватизации), независимо от того, находится он непосредственно в управлении собственника или передан в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения.