Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

Грузоперевозки сегодня стали важнейшей частью предпринимательской деятельности. Благодаря разнообразию способов доставки грузов и транспортных средств перевезти из одного пункта в другой можно любой объект.

Трансфер груза – ответственное мероприятие, требующее внимательного выполнения всех действий по организации и проведению.

Правильный подход к делу позволяет минимизировать риски, но даже при выполнении всех условий никто не застрахован от возникновения непредвиденных обстоятельств и связанных с этим последствий в виде повреждений товара, его упаковки или пропажи, ведь стопроцентной гарантии не существует даже при принятии всех существующих мер безопасности. Если не ставить под сомнение профессионализм сотрудников транспортной компании, всегда могут оказать влияние обстоятельства, возникшие на маршруте.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедиторуКак составить претензию при невыполнении условий грузоперевозок.

Поскольку грузы не всегда застрахованы, а перевозчик признаёт свою вину и безоговорочно возмещает ущерб, иногда приходится доказывать свою правоту иными способами. В первую очередь клиентом оформляется претензия по договору перевозки, но если она не возымеет действия, то защитить свои права можно в судебном порядке.

Грамотно составленная жалоба, подкреплённая фактическими доказательствами причинённого вреда, обычно справляется со своей задачей и перевозчик удовлетворяет требования клиента, если они справедливы.

Любые несоответствия состояния груза с момента отправки до его получения (когда он всё же доставлен, а не был утерян в процессе перевозки) должны быть зафиксированы в акте приёмки.

Как написать претензионное письмо в транспортную организацию

Заключение договора между клиентом и перевозчиком предполагает ответственность сторон, и в случае невыполнения прописанных условий предъявление претензий является нормой. Соответствие указанных отправителем сведений в документации с действительными характеристиками груза проверяется транспортной компанией.

Если перевозчик принял объект к исполнению его доставки, до момента вручения получателю он несёт за него ответственность. Важно изначально попробовать прийти к согласию, не привлекая государственные органы, написав письмо с жалобой непосредственно перевозчику, что регламентировано Гражданским кодексом РФ, ст.

797 «Претензии и иски по договору перевозки груза».

Претензия составляется в свободной форме, но при этом имеет чёткую структуру, которую важно соблюсти. Излагать суть проблемы следует кратко, но включить все необходимые сведения с отсылками на условия договора и действующее законодательство. Бумага, направляемая в офис транспортной компании, должна иметь следующее содержание:

  1. Заголовок, где будут указаны данные сторон (название организации, адрес, ФИО руководителя, а также информация о заявителе).
  2. Тело претензионного письма, где раскрывается суть самой претензии с описанием всех условий перевозки (дата, места погрузки и разгрузки, стоимость товара и услуги, выявленные повреждения, недостача и пр.). В этой части также нужно сослаться на законодательные нормы и указать на обязательства, прописанные в договоре, которые не были исполнены перевозчиком.
  3. В заключение заявитель описывает прилагаемые документы (копии), подтверждающие указанные сведения. Здесь же можно обозначить сроки, в которые требуется возместить ущерб, и пояснить о намерении обратиться в суд в случае отказа. Заявление подписывается и ставится дата подачи.

Подготавливается два экземпляра документа, один из них направляется адресату, другой же остаётся у заявителя. Кроме того, можно позаботиться о фото или видео доказательствах причинённого ущерба в случае повреждения груза или недостачи. При этом важно проверять товар в присутствии перевозчика при приёмке, прежде чем расписываться в акте о получении.

Доказать что-либо позже будет гораздо сложнее. Конечно, не всегда претензия эффективна, в некоторых случаях она может быть даже проигнорирована транспортной компанией вместе с предоставленными доказательствами, тогда есть смысл обратиться в соответствующие инстанции, которые смогут разрешить ситуацию.

Причём игнорирование жалобы клиента плюсов ответчику не добавит.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

В каких случаях можно подать претензию компании перевозчику

Если условия договора не выполнены, как правило, стороны стремятся разрешить ситуацию в досудебном порядке. Претензионное письмо, направленное перевозчику, это именно та мера, которая позволит обоюдно решить проблему без привлечения третьих лиц.

Требования возмещения причинённого вреда должны начинаться именно с рекламации, и только после отказа или бездействия перевозчика можно подать в суд. Претензия оформляется отправителем или получателем с целью урегулировать вопрос возмещения ущерба и доставленных неудобств.

Основанием для подачи заявления с жалобой в транспортную организацию могут послужить:

  1. Нарушение сроков поставки. О сбоях в процессе доставки груза перевозчик обязан уведомить клиента, но поскольку при задержке транспорта товар может также испортиться и в случае просрочки прийти в негодность, это влечёт за собой немалый материальный ущерб.
  2. Нарушение целостности упаковки, повреждение объекта трансфера. В таких случаях факт должен быть зафиксирован при приёме получателем, а все имеющиеся дефекты подробно отражены в содержании бланка акта приёмки, который впоследствии будет свидетельствовать о нарушенных обязательствах по условиям доставки.
  3. Причинение вреда здоровью пассажира.
  4. Недостача элементов груза.
  5. Потеря объекта транспортировки.

Чтобы правильно оформить жалобу, кроме Гражданского кодекса РФ пригодится и Транспортный Устав, согласно которому при задержке поставки груз может быть подан в розыск, а поскольку перевозчик ответственен за своевременное выполнение обязательств, то выплачивает компенсацию, если груз пришёл позднее заявленного срока.

Список документов, требуемых для оформления рекламации, отличается в зависимости от вида трансфера, подробная информация об особенностях составления для авиакомпаний, ж/д перевозчиков и пр. содержится в Приказе № 42 от 18.06.2003 «О правилах предъявления и рассмотрения претензий».

Для наглядности ниже представлен образец написания претензии.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Отсутствие претензионного письма транспортной компании делает невозможным подачу иска в суд, поэтому последовательность действий обязательна. При подаче жалобы перевозчику следует учитывать особенности предъявления претензий, вытекающих из перевозки грузов.

Претензионный порядок важно соблюдать во избежание истечения срока исковой давности, в случае с транспортировками он не должен превышать одного года. Время подачи рекламации зависит от нескольких факторов, таких как тип трансфера, транспорта, условий контракта.

Так, законом регламентированы сроки предъявления претензии:

  • при повреждении груза заявлять об этом можно сразу же после его получения, зафиксировав на месте факт порчи имущества;
  • при потере груза – спустя 30 дней от последней даты предполагаемой поставки, через 10 дней, если речь о доставке воздушным транспортом, а в смешанном сообщении – по истечении четырёх месяцев;
  • при нарушении сроков доставки – со дня просрочки.

Претензия по поводу нанесения вреда имуществу предъявляется не позднее шестимесячного срока, а для взыскания денежных компенсаций необходимо заявить в 45-дневный срок. Рассматривать претензию перевозчик может не более чем в течение 30 дней согласно принятым нормам законодательства.

Кроме того, чёткие сроки могут быть прописаны в договоре. Клиенту в этот период, но не позднее его окончания, даётся письменный ответ. Перевозчик может предложить также альтернативные пути решения вопроса.

Если всё же ответ не был получен, можно сразу же обратиться в суд, приложив к иску, в том числе копию претензии и документа, подтверждающего, что бумага была направлена перевозчику.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

Международные авиаперевозки предполагают иные правила. Так, претензия ограничена недельным сроком для багажа, двухнедельным – для грузов. При просрочке доставки период составит 21 день, а при потере багажа – 18 месяцев. Направить рекламацию перевозчику можно несколькими способами, например:

  1. Лично принести жалобу в офис компании, где уполномоченный сотрудник при принятии бумаги обязан поставить отметку, а также заверить документ подписью, печатью и указать дату.
  2. По почте. В таком случае лучше сделать это заказным письмом с уведомлением о получении, которое следует сохранить в доказательство доставки претензии перевозчику. Исключить возможность заверений перевозчика в суде, что в конверте не было претензии, можно, отправив письмо с описью.
  3. В некоторых случаях возможна подача заявления через интернет.

На практике многие перевозчики не желают возмещать причинённый ущерб, специально затягивая сроки, перекладывая ответственность на отправителя, некоторые и вовсе мошенничают.

Бороться с неправомерными действиями можно также с помощью юриста, который уполномочен представлять вас и подавать жалобу сам, а также сразу же фиксировать нарушения, например, если перевозчик отказывается принимать претензию.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

Образец и содержание претензии

Приведём в пример образец написания претензии об утере груза:

Генеральному директору ООО «Трансфер» Демченко Ю.В.

адрес: 119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16

от ООО «Строй-центр» адрес: 123022,

г. Москва, ул. Новодмитровская, 5А

Претензия

Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

В соответствии с действующим законодательством  до предъявления иска экспедитору необходимо  соблюдать претензионный порядок решения  спора,

т.е. необходимо предъявить претензию. Исключением является  предъявление иска, в случае оказания экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Нужен профессиональный грузоперевозчик, выполняющий все обязательства в соответсвии с договором? Смотрите тут…

Право предъявить претензию или иск имеет:

  • клиент,
  • уполномоченное клиентом лицо,
  • получатель груза,
  • страховщик, приобретший право суброгации.

Форма претензии

Претензия должна предъявляться в письменной форме. К претензии  о недостаче груза, его недостаче, порче или утрате обязательно прилагаются документы, подтверждающие право на предъявление претензии. Также прилагаются подлинники или засвидетельствованные копии документов, подтверждающих количество и стоимость груза.

Срок предъявления претензии

Срок предъявления претензии составляет  6 мес. и  исчисляется со дня возникновения права на ее предъявление.

Указанный срок исчисляется в отношении:

  • возмещения убытков за недостачу, утрату, повреждение (порчу) груза со следующего дня, когда груз должен быть выдан;
  • возмещения убытков, причиненных клиенту посредством нарушения срока выполнения обязательства по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора. Иной срок может быть установлен договором;
  • нарушения иных обязательств, со дня, когда узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
Читайте также:  Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства

Претензионный порядок считается соблюденным, если претензия заявлена в установленный срок надлежащим заявителем и к ней приложены документы, подтверждающие право требования.

Экспедитор после рассмотрения претензии, в течение 30-ти дней со дня ее получения, в письменной форме уведомляет об ее удовлетворении или отклонении претензии.

  Если претензия  удовлетворяется частично или отклоняется,  в уведомлении заявителю указываются основания принятого решения.

Экспедитор имеет право принять претензию  по истечении срока, если признает причину пропуска срока уважительной.

Срок исковой давности  один год. Срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг

Каждый из нас чуть ли не каждый день пользуется услугами перевозчиков, будь то пассажирские перевозки общественным транспортом (такси) или грузоперевозки принадлежащего нам имущества (мебель, бытовая техника и тп). Однако несмотря на востребованность и повседневность данного вида услуг потребитель данных услуг зачастую не знает свои основные права и обязанности исполнителя.

Отношения между перевозчиком и потребителем регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский Кодекс
  • Воздушный кодекс
  • Кодекс внутреннего водного транспорта
  • Устав автомобильного транспорта
  • Устав железнодорожного транспорта
  • Закон «О защите прав потребителей»
  • Правила перевозок пассажиров автомобильным транспортом, железнодорожным, водным транспортом и другие.

Права потребителей по договору перевозки

К договору перевозки применимы общие положения закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по их обнаружении, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по ее завершении. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Права потребителя на информацию

Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей следующую информацию:

  • свое полное наименование;
  • место;
  • режим работы;
  • информацию о лицензии.

Данная информация должна предоставляться на русском языке. Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Транспортными уставами и предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

Ответственность перевозчика за непредставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами — потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении, на основании вышеуказанных норм.

Права потребителя при нарушении перевозчиком сроков оказания услуги

Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги — просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по-разному.

По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При внутренних воздушных перевозках за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы. при внутренних водных — за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда.

За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

  • Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.
  • Предъявление претензий
  • По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.
  • Срок предъявления претензий к перевозчику:
  • при внутренних перевозках автомобильным транспортом — 1 год;
  • железнодорожным транспортом — 6 месяцев;
  • в отношении штрафов и пеней — 45 дней;
  • при внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев;
  • при внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа — три года.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии — отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Форма претензии произвольная, на ней надо указать, когда была составлена претензия и где она составлялась. Также важно написать свои полные данные: имя, фамилию, отчество, место жительства.

Те же данные следует написать об ответчике, необходимо кратко описать обстоятельства, которые стали причиной оформления претензии.

Необходимо также представить документальное обоснование суммы, указанной в требовании.

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в части осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации, в том числе за исполнением международных договоров Российской Федерации осуществляет Управление государственного автомобильного и дорожного надзора, через территориальные органы Ространснадзора, во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляет

Основными задачами при осуществлении транспортного контроля являются:

  • обеспечение соблюдения российскими и иностранными перевозчиками положений международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации, а также требований российского транспортного законодательства;
  • обеспечение безопасности осуществления международных автоперевозок по территории России, предупреждение и пресечение административных правонарушений при их выполнении;
  • защита российского рынка международных автомобильных перевозок посредством осуществления контроля за соблюдением иностранными перевозчиками требований российской разрешительной системы.

Акты и претензии в перевозке грузов

Грузоперевозки, как и любая другая хозяйственная деятельность, регулируется действующим законодательством. Защита своих интересов напрямую связана с соблюдением законов и выполнением установленных ими правил и требований, которые носят как диспозитивный, так и императивный характер.

Акты в грузовых перевозках

Как показывает практика, много проблем у перевозчиков и грузовладельцев возникает из-за отсутствия правильно оформленных актов. Что же такое акт в грузоперевозках? Под актом понимается письменное удостоверение случившегося события или факта, зафиксированное на бумажном или электронном носителе информации. Шаблоны актов можно скачать здесь.

Читайте также:  Статья 17. технический осмотр транспортных средств

Пункт 81 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200 “Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом” требует составлять акты в следующих случаях:

  • невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
  • утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
  • непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
  • просрочка доставки груза;
  • задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
  • задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

Срок составления акта установлен пунктом 82 того же Постановления. Акт составляется в день обнаружения обстоятельств, служащих основанием для его составления, либо, при невозможности составить акт в тот же день — в течение следующих суток.

Распространённая ошибка, с которой приходится часто сталкиваться, — перенос составления акта на следующий рабочий день, в то время, как в законе указано однозначное определение срока, при котором не делается различий между рабочими, выходными и праздничными днями.

В этом же пункте Постановления Правительства от 21.12.2020 № 2200 устанавливается, что акт составляется заинтересованной стороной.

Так, к примеру, акт о просрочке доставки груза или акт об обнаружении повреждении (боя, порчи) груза составляет грузополучатель, акт о срыве погрузки составляет грузоотправитель, а перевозчик составляет акт в случае простоя автомобиля на погрузке или выгрузке или при непредъявлении груза.

Отметки о составлении акта осуществляются уполномоченными должностными лицами в транспортной накладной, заказ-наряде (если заключён договор фрахтования), путевом листе и (или) сопроводительной ведомости. Содержание отметки в указанных документах должно включать в себя краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

Акт составляется в произвольной форме. Законом также не предъявляется требований к его исполнению, то есть, акт может быть как написан от руки, так и составлен с использованием вычислительной техники (проще говоря, на компьютере). В акте в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • дата и место составления акта;
  • фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
  • подписи участвующих в составлении акта сторон.

Особое внимание стоит уделить на требования пункта 85 Правил перевозки грузов, их два: к акту должно быть приложение заключение эксперта о фактических размерах недостачи и повреждения груза, а также необходимость составления такого акта в присутствии водителя транспортного средства, доставившего груз. При этом отказ от подписи любого лица, участвовавшего в составлении акта, не является основанием для признания его недействительным, в этом случае в акте делается отметка с указанием причины отказа. Исправления и вычёркивания в готовом акте не допускаются!

Одна из сторон отказывается подписывать акт

Довольно часто этот вопрос возникает у перевозчиков и экспедиторов — как быть, если вторая сторона отказывается подписывать акт и вообще не идет на контакт? К примеру, если происходит срыв погрузки, виновная сторона обычно прекращает любое общение по электронной почте. Про подписание акта со своей стороны и речи не идет.

Это нормально. Бизнес имеет своей целью извлечение прибыли. Подтверждение срыва погрузки либо другого обстоятельства, которое является основанием для ответственности, в дальнейшем повлечет необходимость уплачивать штраф, то есть, приведет к убытку.

Защита своих прав — активный процесс. Невозможно себе представить, чтобы произошла ситуация, в которой водитель отказался от подписания акта о порче или недостаче груза, и только на этом основании перевозчик был бы освобожден от возмещения стоимости утраченного или поврежденного груза.

Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом прямо предусмотрена ситуация, в которой одна из сторон акта отказывается от участия в его составлении: в этом случае необходимо предварительно письменно уведомить эту сторону о предстоящем составлении акта, а затем составить акт в одностороннем порядке. В самом акте следует проставить отметку об уклонении другой стороны от участия в его составлении и указать сведения о способе и времени предварительного уведомления.

На способе уведомления о предстоящем составлении акта следует остановиться отдельно. Дело в том, что такое уведомление является юридически значимым сообщением (ст. 165.1 ГК РФ) и закон предусматривает обязанность доказывания получения такого сообщения адресатом.

В то же время пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 установлена возможность направления юридически значимых сообщений посредством электронной почты, факсимильно либо другими способами.

При этом необходимо понимать, что принадлежность электронного адреса адресату, возможно, придется доказывать в суде.

Идеальный вариант, при котором вы имеете полное право направить уведомление о предстоящем составлении акта на электронную почту — когда в договоре прямо предусмотрена такая форма уведомления и указаны электронные адреса, используемые для этого действия. Но, как показывает практика, в договорах редко встречаются такие формулировки.

Поэтому уведомление о предстоящем составлении акта следует направлять телеграммой и дополнительно по электронной почте. Некоторые юридические лица зарегистрированы в сервисе отправки и приема электронных заказных писем на сайте Почты России, поэтому можно попробовать отправить уведомление таким образом.

Претензии в грузовых перевозках

Законом предусматривается обязательное предъявление претензии перевозчикам и фрахтовщикам до предъявления им иска. При этом предъявление досудебной претензии в адрес грузоотправителя или грузополучателя не является обязательным кроме случаев, когда договор перевозки или фрахтования устанавливает такую обязанность для перевозчика.

Срок рассмотрения претензии перевозчиком установлен пунктом 1 статьи 40 УАТиГНЭТ, он составляет 30 дней со дня получения претензии.

Таким образом, отсчёт срока ответа на претензию начинает течь после получения подтверждения получения перевозчиком соответствующей претензии, поэтому направлять претензии следует в письменном виде по месту нахождения перевозчика или фрахтовщика ценным почтовым сообщением с уведомлением о вручении и описью вложений.

В соответствии с пунктом 90 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200, претензия содержит следующие сведения:

  • дату и место составления;
  • полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
  • полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
  • перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
  • фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензионное письмо должно быть составлено грамотно, изложение должно быть последовательным, тон письма — деловой. Недопустимо использование в претензионном письме просторечных слов и выражений, экспрессивных оборотов, ругательств и оскорблений.

Срок предъявления претензий перевозчикам равен сроку исковой давности, применяемого в грузоперевозках, и составляет 1 год. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии.

Соблюдение претензионного порядка в арбитражном процессе

В последнее время наблюдается тенденция к росту числа обращений граждан за судебной защитой, что свидетельствует о повышении доверия граждан к судебной власти, уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы. Вместе с тем это влечет увеличение нагрузки судей и работников аппаратов судов.

  •          В этих условиях все возрастающее значение приобретает проблема оптимизации судебной нагрузки, решение задачи обеспечения права граждан на справедливое и публичное судебное разбирательство в разумные сроки.
  •          С 1 июня 2016 года законодатель ввел обязательный претензионный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе.
  •          Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
  •          Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
  •          Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
  •          Несоблюдение претензионного порядка является основанием для возвращения искового заявления или для оставления искового заявления без рассмотрения.

         Досудебный порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон материального правоотношения, направленные на самостоятельное разрешение возникших разногласий.

Лицо, считающее, что его права нарушены действиями другой стороны, обращается к нарушителю с требованием об устранении нарушения.

Если получатель претензии находит ее доводы обоснованными, то он предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений, исключив тем самым необходимость судебного вмешательства. Такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

         В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, разъяснено, что претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

  1.          Из приведенных положений следует, что установление обязательности досудебной стадии призвано обеспечить более оперативное, менее формализованное и затратное (в сравнении с судебным процессом) разрешение споров.
  2.          Какие же требования предъявляются к претензии?
  3.          Российским законодательством не установлено каких-либо требований к форме и содержанию претензионного письма, подлежащего направлению в соответствии с положениями части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  4.          Следует полагать, что претензия должна содержать дату ее составления, наименование, адрес места нахождения лица, направившего претензию, наименование, адрес места нахождения лица, к которому предъявлена претензия, описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии, обоснование, расчет и сумму требования, перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии, фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
  5.          Частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что споры могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии.
  6.          Так, определением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, исковое заявление было возвращено истцу в связи с тем, что им не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
  7.          В качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец ссылался на то, что в исковом заявлении имеется примечание следующего содержания: «Настоящее исковое заявление является одновременно претензией, адресованной ответчику в порядке части 5 статьи 4 АПК РФ».
  8.          Суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направление или вручение претензии (требования) должно быть произведено за 30 дней до подачи искового заявления.
  9.          Если же исковое заявление принято судом к производству до истечения 30-дневного срока, установленного для предъявления претензии, суд должен выяснить, имеются ли у сторон намерения для урегулирования спора мирным путем.
Читайте также:  Статья 49. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении

         Поскольку претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов, суд должен исходить из реальной возможности разрешения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на самостоятельное урегулирование спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности реализации досудебного порядка, иск подлежит рассмотрению в суде.

  •          Если из материалов дела не усматривается намерение ответчика добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, как после получения претензии, так и после получения иска, оставление иска без рассмотрения может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
  •          Претензионный порядок урегулирования спора не может считаться не соблюденным, если ответчик получил претензию, но при этом им не совершено каких-либо действий, направленных на урегулирование спора.
  •          Так, решением суда первой инстанции исковое заявление было удовлетворено в полном объеме.
  •          Ответчик, обжалуя решение суда, заявил возражения относительно выводов суда о соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, указал на то, что представленная в материалы дела претензия не является доказательством соблюдения указанного порядка, поскольку 30-дневный срок, предоставленный для ответа на претензию, не истек.

         Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что в письменной претензии истец предложил ответчику в течение 5 рабочих дней с момента ее получения в добровольном порядке произвести оплату задолженности по реквизитам, указанным в названном документе. Между тем, в материалах дела отсутствовали сведения о каких-либо мерах, принятых ответчиком в установленный для ответа срок по мирному урегулированию спора, равно как и в процессе рассмотрения спора судом.

         С учетом целей и задач, для которых применяется институт досудебного урегулирования спора, довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора был признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.

         Доказательством соблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком является копия претензии и документы, подтверждающие ее направление ответчику.

К числу последних относится почтовая квитанция (при отправке документов заказным или иным ценным письмом), заверенная выписка из журнала записей факсимильных сообщений (при отправке документов по телетайпу или факсу) либо копия самой претензии, содержащая отметку ответчика о принятии документов (в том случае, если документы вручены лично).

         Так, определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковое заявление было оставлено без рассмотрения в связи с тем, что истец не доказал факт направления претензии ответчику.

         В подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истцом представлена претензия от 16 октября. Истец, обосновывая отправку данной претензии, представил реестр на отправку почтовой корреспонденции от 16 октября с оттиском печати почтового органа.

         Между тем, представленный истцом реестр почтовой корреспонденции не содержал данных о приеме корреспонденции почтовым органом (не имелось подписи сотрудника почтового органа) и не свидетельствовал о дальнейшей отправке претензии адресату, в материалы дела не была представлена почтовая квитанция о направлении указанной претензии в адрес ответчика. При этом ответчик в суде оспаривал получение претензии.

         Оценив данные документы, представленные истцом, суд пришел к выводу, что из приложенного реестра не представляется возможным сделать вывод о фактическом направлении истцом претензии, поскольку отсутствуют сведения об оплате почтового отправления и номере почтового идентификатора. В связи с изложенным, суд признал доводы истца о соблюдении обязательного досудебного порядка, в отсутствие объективных данных о направлении претензии, а также получении этой претензии ответчиком, необоснованными и недоказанными.

  1.          Актуальным остается вопрос о том, будет ли считаться соблюденным претензионный порядок, если претензия направлена не по адресу места нахождения юридического лица, а по адресу его филиала.
  2.          Так, судом первой инстанции исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
  3.          Ответчик, обжалуя решение суда, указал на то, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, поскольку истцом не был соблюден претензионный порядок урегулирования спора, так как претензия истцом была направлена по адресу места нахождения филиала ФГУП «Почта России», тогда как ответчиком по делу выступало ФГУП «Почта России» с местом нахождения в Москве.
  4.          Суд апелляционной инстанции признал довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора несостоятельным, поскольку пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
  5.          В соответствии с абзацем 6 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  6.          Если претензия истца была получена филиалом ответчика, он имел возможность установить содержание претензии, то это свидетельствует о соблюдении претензионного порядка.
  7.          Интересным является тот факт, что обществом с ограниченной ответственностью «СИБТЕК» была оспорена конституционность части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российского кодекса.
  8.          В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью «СИБТЕК» указало, что часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации противоречит статьям 34, 45, 46, 118 и 123 Конституции Российской Федерации.

         Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы, указав на то, что установленная частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательность досудебного урегулирования сторонами спора, возникающего из гражданских правоотношений, за исключением дел, перечисленных в этом же законоположении, направлена на стимулирование спорящих лиц оперативно разрешить возникшие между ними разногласия без обращения в суд и задействования механизмов государственно-правового принуждения. В случае если меры по досудебному урегулированию спора не приведут к разрешению спора, сторона, полагающая свои права, свободы и законные права нарушенными, не лишена права обратиться за их защитой в суд (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1088-О).

  •          Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее перечисленные в жалобе конституционные права заявителя в его конкретном деле.
  •          Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что судебная практика по вопросу надлежащего установления и соблюдения претензионного порядка только начинает складываться, и должно пройти еще достаточно много времени, чтобы сделать точные выводы о том, какие юридические факты считаются надлежащим установлением и соблюдением претензионного порядка или иного досудебного урегулирования спора.
  •          Одним из основных плюсов введения института претензионного порядка урегулирования спора является развитие и совершенствование российского процессуального законодательства в части развития альтернативных способов урегулирования споров, которые в дальнейшем могут позволить сократить судебную нагрузку.
  • Претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов. При невозможности реализации досудебного порядка иск подлежит рассмотрению в суд 

С 1 июня 2016 года законодатель ввел обязательный претензионный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе. Порядок регулируется частью 5 статьи 4 АПК РФ.

АННА МИЛОСЕРДОВА, ПОМОЩНИК СУДЬИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

         Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 12 (182) дата выхода от 20.12.2017.

Ссылка на основную публикацию