Статья 15. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

  • Содержание
  • Введение ………………………………………………………… 3
  • I.      Источники финансирования капитальных вложений: собственные, привлеченные и заемные средства …………………………………… 4

II.      Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений ……………………………………………………………….. 9

III. Финансирование капитальных вложений …………………. 15

IV.      Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений ……………………..  23

Заключение ……………………………………………………… 24

Список использованных источников ………………………….. 25

Введение

Финансирование капитальных вложений — это осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем, который, как ожидается, обеспечит и большее суммарное (т.

е текущее и будущее) потребление.

Как будет показано в работе, источники финансирования капитальных вложений предприятия — это весьма сложное, неоднозначно трактуемое и, в принципе, трудно реализуемое в практической плоскости понятие.

Является общепризнанным тот факт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики. Эта политика затратна и рискованна по определению.

Иными словами, во-первых, инвестиций не бывает без затрат — сначала необходимо вложить средства, т.е.

потратиться, и лишь в дальнейшем, если расчеты были верны, сделанные затраты окупятся, во-вторых, невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем,— всегда существует ненулевая вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утеряны.

Инвестиционная деятельность представляет собой процесс привлечения, оценки, распределения и использования инвестиций.

Ее цели могут быть различными: расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов, приобретение новых предприятий, диверсификация в результате освоения неизведанных областей бизнеса, снижение издержек обращения по причине роста объемов производства.           

  1.  Целью данной  работы  является исследование источников финансирования капитальных вложений.           
  2.  Исходя из поставленной 
    цели, задачей исследования является:
  3. — раскрыть теоретические 
    аспекты финансирования инвестиций  в основной капитал.

I .  Источники финансирования капитальных вложений: собственные, привлеченные и заемные средства. 

  • Источники финансирования капитальных вложений подразделяются на собственные, привлеченные и заемные.
  • К собственным средствам предприятий и организаций, осуществляющих капитальные вложения:
  • ·  прибыль предприятия от производственно-хозяйственной деятельности;
  • ·  амортизационные отчисления;
  • ·  суммы, полученные от страховых компаний в виде возмещения ущерба за понесенные убытки в результате стихийных бедствий и несчастных случаев;
  • ·  средства от продажи избыточных основных средств, иммобилизация излишков оборотных средств;
  • ·  вклады в уставный капитал;

·  средства от реализации нематериальных активов (государственных ценных бумаг, ценных бумаг других предприятий, патентов, лицензий, товарных знаков, ноу-хау и т. д.).

  1. К привлеченным средствам финансирования капитальных вложений:
  2. ·  средства, полученные в результате выпуска и продажи инвестором акций и других ценных бумаг;
  3. ·  средства других предприятий и организаций, привлеченных к участию в капитальных вложениях (соответствующем инвестиционном проекте) на правах партнеров и на соответствующих условиях участия в распределении доходов;
  4. ·  средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными обществами, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе:
  5. ·  иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий;
  6. ·  субсидии (средства, предоставляемые на безвозмездной основе: ассигнования из бюджетов различных уровней (федерального, региональных и местных), фондов поддержки предпринимательства, благотворительные и иные взносы организаций всех форм собственности и физических лиц, включая международные организации и финансовые институты), в том числе, государственные субсидии.
  7. Заемные средства финансирования капитальных вложений могут быть предоставлены в виде банковских ссуд или ценных бумаг, эмитированных инвестором, под конкретный инвестиционный проект.
  8. К заемным средствам финансирования капитальных вложений относятся:
  9. ·  бюджетные кредиты, предоставляемые на возвратной и возмездной основе;
  10. ·  банковские кредиты различных финансовых, пенсионных фондов и других институциональных инвесторов;
  11. ·  кредиты коммерческих банков.

Коммерческие банки являются основными кредиторами инвесторов при осуществлении ими капитальных вложений, при реализации различных инвестиционных проектов.

Коммерческий банк предоставляет инвестору на определенный срок заем — соответствующую денежную сумму с условием возврата долга в срок и выплаты процентов за пользование кредитом.

Большинство банков пользуются централизованными кредитными средствами, выделяемыми им Центральным банком Российской Федерации (Банком России), который устанавливает свою ставку годового процента за пользование ими.

Коммерческие банки предоставляют кредиты инвесторам по ставке, равной сумме ставки рефинансирования Банка России и банковской маржи (процента банка за кредитное обслуживание). Ставка Банка России и банковская маржа, помимо годового дохода на выдаваемый денежный капитал, включают в себя и инфляционный компонент, учитывающий возможное обесценение денег в период пользования ими.

Финансирование капитальных вложений может осуществляться за счет одного или нескольких источников финансовых средств.

Основную долю в финансировании капитальных вложений составляют собственные средства предприятий и организаций — в настоящее время в России на их долю приходится более 80% всех вложенных средств. Доля бюджетных средств в общей сумме инвестиций существенно меньше и составляет величину около 10%.

В настоящее время материальной основой осуществления расширенного воспроизводства в большинстве развитых стран является самофинансирование предприятий, т.е. финансирование капитальных вложений хозяйствующего субъекта производится преимущественно за счет собственных источников: амортизации основного капитала, прибыли и резервных фондов.

Амортизация является основным источником финансирования инвестиционной деятельности предприятий — в собственных средствах предприятий и организаций, направляемых на инвестиционные цели, амортизационные отчисления составляют более 70% общей суммы.

Величина амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации.

Обычно норму амортизации определяют в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют исходя из вида основных средств и условий их эксплуатации.

  • Отметим, что амортизация основных средств представляет собой сложное экономическое явление. К основным функциям амортизации относятся следующие:
  • ·  текущая оценка степени изношенности основных средств;
  • ·  распределение (отнесение) соответствующей доли затрат основных средств на стоимость производимой продукции;
  • ·  накопление финансовых ресурсов для последующего использования на замещение выбывших основных средств.

Первые две из отмеченных функций относятся к бухгалтерским функциям, третья функция является экономической, так как она определяет достаточность амортизационных отчислений на восстановление и обновление основного капитала. Необходимо отметить, что амортизационные отчисления как основной источник капитальных вложений на уровне хозяйствующего субъекта предназначены только для финансирования выбывающих основных средств.

Кроме амортизационных отчислений важным источником капитальных вложений на уровне хозяйствующего субъекта является его прибыль. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятия имеют право выбирать направления использования оставшейся в их распоряжении прибыли.

Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, является одним из источников формирования целевых фондов, в том числе фонда накопления.

Фонд накопления образуется за счет прибыли, а также за счет безвозмездно полученных средств других хозяйствующих субъектов, средств бюджета, средств централизованных фондов вышестоящих организаций и добровольных обществ.

Фонд накопления используется на приобретение и строительство основных средств производственного назначения, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

Капитальные вложения на предприятии формируются из части прибыли — так называемой чистой прибыли (т.е. прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей).

Термин «чистая прибыль» остается в употреблении, хотя в официальных отчетах, представляемых организациями в налоговые органы, она заменена другим термином — «нераспределенная прибыль».

Часть этой прибыли предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия.

  1. В частности, за счет чистой (нераспределенной) прибыли предприятия производятся расходы инвестиционного характера, связанные со следующим:
  2. ·  строительство новых объектов производственного назначения;
  3. ·  реконструкция и техническое перевооружение основного производства;
  4. ·  модернизация оборудования;
  5. ·  приобретение машин, оборудования и транспортных средств;
  6. ·  совершенствование технологии производства, улучшение качества продукции.
  7. Следует отметить, что в настоящее время удельный вес прибыли предприятий, направляемая на капитальные вложения, остается незначительной, и роль этого источника инвестирования в самофинансировании предприятий невелика.
Читайте также:  Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования

Зная цену каждого источника капитала, можно найти эквивалентную цену всего капитала, рассчитываемую на основе средневзвешенной стоимости капитала.

Данный показатель может быть определен как уровень доходности, которым должен обладать инвестиционный проект, чтобы можно было обеспечить получение инвесторами всех категорий дохода, эквивалентного тому, который был бы им обеспечен от вложений в другие проекты (или в ценные бумаги) с тем же уровнем риска. 

  • II. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает использование следующих форм и методов:
  • 1) создание благоприятных 
    условий для развития инвестиционной 
    деятельности, осуществляемой в 
    форме капитальных вложений, за 
    счет:
  • ·  совершенствования системы налогообложения, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • ·  установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • ·  защиты интересов инвесторов;
  • ·  предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования земельными и другими природными ресурсами;
  • ·  расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • ·  создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • ·  принятия антимонопольных мер;
  • ·  расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • ·  развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • ·  проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • ·  создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
  • 2) прямое участие государства 
    в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных 
    вложений, путем:
  • ·  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с другими государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • ·  формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
  • ·  предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, а за счет средств бюджетов субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • ·  размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов; размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

Гарантии государства прав участников инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений

Категории «государственные гарантии» и «защита капитальных вложений» регулирует действующее инвестиционное законодательство РФ.

Так, Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в статье 14 содержит положение о гарантиях государства в области прав, которыми обладают субъекты инвестиционной деятельности.

Аналогично 15 статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержит определение понятия «государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности».

Замечание 1

Рассматриваемый Закон содержит положения о гарантиях прав субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Они сводятся к признанию возможности защищать и обеспечивать интересы субъектов в порядке и с помощью способов, которые предусматриваются действующими законодательными актами.

Отметим, что включенные в 15 статью гарантии по своей сущности можно включить в принципы инвестиционной деятельности, в состав ее основополагающей основы.

Они используются независимо от организационно-правовой формы инвестора, форм собственности на имущество, что реализует гражданский и конституционный принцип «равноправие». По этой причине можно согласиться с Илларионовым Н. В.

, который полагал, что категория «государственные гарантии» не всегда корректна в случае провозглашения и реализации теории правового государства.

Законодательное регулирование гарантий в области инвестиций

При анализе Закона, важно отметить, что государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности включают методы, средства и условия, создаваемые и используемые государством с целью обеспечения инвестиционной деятельности в качестве капитальных вложений.

В число таких гарантий необходимо включить:

  • равные права на ведение деятельности;
  • гласность в процессе обсуждения инвестиционных проектов;
  • обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) государственных органов власти, местного самоуправления, включая их должностных лиц;
  • защиту, предусмотренную для капитальных вложений.

Обратимся к основополагающему началу — гласности, которое обсуждается в рамках инвестиционных проектов.

Замечание 2

Смушкин А. Б. рассматривал данное требование с двух сторон – гласность в процессе разработки и обсуждения инвестиционного проекта, осуществляемая посредством самих субъектов инвестиционной деятельности, и гласность экспертиз (любого другого государственного участия в подобной деятельности).

Занковский С. С. вложил в определение понятия гласности определенное содержание. Он полагал, что она характеризуется открытостью в работе, которая проводится с проектами властных органов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что участие субъектов в данном обсуждении не всегда идет на пользу инвесторам.

Таким образом, граждане, как и их объединения и предприятия, вправе получать своевременную и полную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, включая ее предполагаемые изменения (строительство, реконструкция объектов жилищного и гражданского назначения, благоустройство, проложение транспортных и инженерных сетей). Исключением из этих правил является информация, которая представляет собой государственную тайну. Субъекты могут получать информацию от органов исполнительной власти (федеральные и региональные), местного самоуправления с помощью СМИ, через проведение общественных обсуждений, организацию выставок и экспозиций.

Любые нарушения в этой сфере (например, непредставление сведений, неполнота или недостоверность) могут являться поводом для того, чтобы граждане обратились в суд.

Это происходит по той причине, что смысл этих сведений состоит в том, что до момента принятия определенных решений граждане вправе обсуждать проекты, вносить предложения и принимать участие в подготовке решений любых форм, включая собрания (сходы), общественные слушания. Они могут также требовать рассмотрения соответствующих предложений.

Читайте также:  Статья 46. Запрещение пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ и в сфере культивирования наркосодержащих растений

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Особенности гарантии защиты

Отдельно следует рассмотреть гарантию защиты, которая направлена на неблагоприятное изменение законодательства (вместе с внесением изменений и дополнений в инвестиционные соглашения по причине изменения законодательства). Она представляет собой правовое средство, способное обеспечить стабильные условия осуществления инвестиций.

Замечание 3

Гарантия защиты закрепляется в 9 статье ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в 18 статье ФЗ № 225 «О соглашениях о разделе продукции».

Тем не менее, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» рассматривает использование этой гарантии в отношении приоритетных инвестиционных проектов или в ситуации, когда новое федеральное законодательство и прочие нормативно-правовые акты России формируют ограничительный режим в отношении капитальных вложений.

Данные гарантии работают на протяжении соответствующих сроков окупаемости приоритетного проекта, но не больше, чем 7 лет с момента начала его финансирования. Это предусмотрено для условий, при которых продукция, ввозимая на таможенные территории РФ инвесторами, используется в целевом назначении с целью реализации приоритетных проектов для инвестиций.

В этом случае инвестору, который осуществляет приоритетный проект, должны предоставляться льготы, в первую очередь, на протяжении срока окупаемости. В срок не более 7 лет инвестор должен оплачивать пошлины на ввоз продукции, которая требуется ему для реализации проекта инвестиций.

Сумма пошлин составляет такую сумму, которая действовала на старте финансирования проекта для инвестиций, даже если в дальнейшем произошел рост ее размера.

В число исключений можно включить пошлины особого вида, которые устанавливаются для защиты экономических интересов страны в процессе ведения внешней торговли.

Тот же Закон рассматривает и защиту капитальных вложений. Их изъятие производится только посредством 2 способов:

  • национализации в случае равноценного и предварительного возмещения страной убытков, которые были причинены субъектам инвестиций (регулирует Конституция и ГК РФ);
  • реквизицию в отношении органов государства в случаях, порядке и на условиях, содержащихся в ГК РФ.

Конституционные положения содержат правило, в соответствии с которым никого нельзя лишить имущества. Это допускается только при наличии решения суда. Осуществление принудительного отчуждения имущества для нужд страны производится только в случае возмещения.

Национализация, таким образом, осуществляется только при предварительном и равноценном возмещении убытков.

Гражданское законодательство включает ее в виды прекращения прав собственности, а ее общий порядок закрепляет статья 306. Она гласит, что национализацию производят на основании закона РФ, который прекращает право собственности. Также положение статьи указывает, что кроме убытков необходимо возместить сумму национализированного имущества.

На основе 15 статьи ГК можно сказать, что убытки представляют собой расходы, которые человек, права которого нарушены, производит (должно будет производить) с целью восстановления нарушенных прав, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб).

Также это может быть неполученный доход, который это лицо могло получить при обычных условиях гражданского оборота, если его права не были бы нарушены (упущенная выгода).

Замечание 4

В число недостатков этого регулирования национализации относится отсутствие законодательного закрепления ситуаций, в случае наступления которых страна может принять такие законы. Это приводит к злоупотреблению и нарушению прав, предусмотренных для инвесторов, поскольку риск утраты или сама утрата права собственности может являться весьма существенной для инвестора.

Реквизицию также можно отнести к способам, посредством которых происходит прекращение права собственности. Она производится при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий и прочих обстоятельствах, которые обладают чрезвычайным характером.

Понятие рассматривается как процесс изъятия имущества у собственников для интересов общества. Изъятие происходит в соответствии с решениями органов государства в порядке и на законодательно установленных условиях. Оно предусматривает выплату инвестору стоимости имущества после проведения оценки его стоимости.

Стоимость собственник может оспорить только в судебном порядке.

Когда прекращаются обстоятельства, послужившие основанием для реквизиции, собственники имеют право в суде требовать вернуть им сохранившееся имущество.

Тем не менее, основываясь на принципы гражданского законодательства, они должны возвращать полученную раньше компенсацию стоимости имущества, вычитая потери от снижения стоимости.

В противном случае может возникнуть неосновательное обогащение собственника имущества.

Таким образом, рассматривая понятие реквизиции, необходимо отметить ее особенности:

  • осуществление в общественных интересах;
  • основанием является не закон, а акт, выпущенный компетентным органом государства;
  • выплата собственнику стоимости оценки имущества;
  • возможность вернуть имущество в случае исключения оснований для реквизиции.

Рассматривая государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, которая производится посредством капитальных вложений, обратимся к ФЗ № 214. Он предусматривает контроль и регулирование государства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и прочих объектов недвижимости.

Полномочия в области контроля (надзора) государства в сфере долевого строительства осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти определенного субъекта РФ. На его территории происходит строительство.

Орган государства, которые производит контроль (надзор) в области долевого строительства, имеет право на получение сведений или документов от застройщиков (других лиц, которые привлекают денежные средства с целью постройки). Эти средства используются с целью осуществления надзора и контроля, а сведения необходимо направить в течение десяти рабочих дней с момента направления мотивированного запроса этим субъектам.

Отметим, что современное законодательство стремится устранить недостатки в этой области, которые имели место ранее. Все происходящие процессы концентрируются на росте степени безопасности инвестиционной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 7.Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций

  • в соотв со ст11 госрег включает:
  • -рег условий инв деят (косв)
  • -прямое участие
  • Косв рег – вкл методы и рычаги воздейств, стимулир разв инв деят (нал и аморт полит, защита интер инв итд).
  • задача – созд благ условий инв деят в форме капвлож путем:
  • -соверш сис нал, мех начис аморт и испо аморт отичсл
  • -уст суб инв деят спец нал режим, не индив хар
  • -зашита интер инв
  • -предостав субъ льгот усл польз землей и др прир рес, не против зак РФ
  • -антимон меры
  • -расши исп возм залогов и кредитов
  • -переоц осн фондов в соотв с темп инф
  • -созд возм-й формирования суб-ми собств инв фондов
  • Прямое уч – осущ за счет средсв фед бюдж и б субъектов кап влож в соотв с фед цел прогр, пожел прав-ва и президента. ФОРМЫ:
  • -разраб, утв и фин инв проект, осущ РФ с иностр гос, + фин за счет бютжетов (фед и суб)
  • -форм перечня строек и объ тех перевоор для фед нужд, фин из фед бюдж
  • -предост гос гар-й на конкурсн осно за счет бютжетов (фед и суб)
  • -размещ срдств бютжетов (фед и суб) на конк основе (срочн плат возв)
  • -закреп в госсобств части акц соз-х, для прод на рынке ЦБ и отнес средсв в соотв бютж
  • -экспертизы в соотв зак РФ
  • Контроль за целев исп – счетная палата
  • ВСЕ проекты подлежат экспертизе в соотв с зак РФ (не зав от формы собст). Экспертиза — в целях несоздания объ, исп кот нарушает права ф ю л и инт гос-ва или не отв треб стандартов, а также для оценки эффективности
  • Гос гарантии: ст.15 ФЗ
  • ♦ обеспечение равных прав
  1. ♦ гласность в обсуждении инв проектов;
  2. ♦ право обжалования в суде дейст (бездя) ОГВ
  3. ♦ защита капитальных вложений.
  4. Стабильность прав обеспечивается законом лишь участникам приоритетных инвестиционных проектов (суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям российского законодательства и включенный в пере­чень, утвержденный Правительством РФ)
  5. Инвестиционная политика государства и предприятий.
  6. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику, повышению инвестиционной активности
  7. Ориентирование на:
  8. — определение целесообразных объемов инвестиций и их структуры: отр,воспр, техн, тер и по ОПФ
  9. — выбор приоритетов;
  10. — повышение эффективности инвестиций.
  11. Цель инв политики гос-ва заключается в:
  12. — обеспечении структурной перестройки экономики;
  13. — стимулировании предприн и частных инвестиций;
  14. — создании дополнительных рабочих мест;
  15. — привлечении инвестиционных ресурсов
  16. — стимулировании создания негосструктур, для аккум-ия д/с населения на инвестиционные цели;
  17. — создании правовых условий
  18. — развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
  19. — совершенствовании системы льгот и санкций
  20. инвестиционная политика предприятия – разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инв деятельности.
Читайте также:  Статья 52. основные государственные гарантии гражданских служащих

Базой для обоснования инвестиционной политики предприятия служит анализ рынка продукции — либо уже производимой предприятием, либо новой, намечаемой к выпуску. Задача изучения рынка — оценить реальные перспективы сбыта этой продукции.

9.Инвестиционный проект: понятие, разновидности.

Реализация целей инвестирования предполагает формирова­ние инвестиционных проектов, которые обеспечивают участников проектов необходимой информацией для при­нятия решения об инвестировании.

«Инвестиционный проект— обоснование экономической целесо­образности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработан­ная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществ­лению инвестиций (бизнес-план)».

  • 4 группы целей реализации ИП:
  • 1) сохранение продукции на рынке;
  • 2) расширение V произв-ва и улучш кач-ва продии;
  • 3) выпуск новой продукции;
  • 4) решение социальных и экономических задач.
  • Общие черты:
  • ♦ наличие временного лага м/у моментом инвестирования и моментом получения доходов;
  • ♦ стоимостная оценка проекта.
  • Разновидности:
  • Малые инвестиционные проекты невелики по масштабам, ограничены по объемам инвестиций.
  • Монопроекты имеют четко очерченные ресурсные.
  • Мультипроекты несколько взаимосвязанных проектов выполняются по единому замыслу.

Мегапроекты — это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвяз. проектов, объед общей целью. Проекты ТЭК.

Международные проекты, сложны, стоимость, основаны на взаимодополняющих отношениях

Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций

Регулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь осуществляется со стороны государства, хотя государство само может выступать в роли инвестора или заказчика инвестиционного проекта.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

  • В статье 8 главы 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь содержится подробный анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, которые предусматривают:
  • · Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:
  • — принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
  • — предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
  • — предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
  • — проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
  • — предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.
  • · Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
  • — оказания инвесторам государственной поддержки;
  • — защиты интересов инвесторов;
  • — создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
  • — определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
  • — принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
  • — определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
  • — содействия развитию рынка ценных бумаг;
  • — проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;
  • — использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  • В процессе осуществления инвестиционной деятельности, инвесторы имеют право получить государственную поддержку, целью которой является стимулирование привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, которая оказывается в виде предоставления: льгот по налоговым и таможенным платежам; гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов; установлением дополнительных гарантий инвесторам; иные виды.
  1. Государственные гарантии являются обязательством Правительства Республики Беларусь, они могут гарантировать инвестору:
  2. — право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права;
  3. — равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов;
  4. — стабильность прав инвестора, установленных законодательством, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
  5. — инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

В соответствие со статьей 10 кодекса инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется в порядке установленном законодательством Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

Государство, гарантируя защиту инвестиций, не может безвозмездно их национализировать, реквизировать. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и возмещения других убытков, причиненных национализацией и реквизицией (ст.12 Инвестиционного кодекса РБ).

В случае нарушающие права инвестора, действиями (бездействиями) государственных и иных органов или их должностных лиц, если результатом их были причинены инвестору убытки или иной вред, эти действия могут быть обжалованы инвестором в суд. Убытки подлежат возмещению из средств соответствующей казны

по решению суда. Порядок возмещения вреда, в том числе убытков, определяется актами законодательства Республики Беларусь (ст. 13 Инвестиционного кодекса РБ).

Ссылка на основную публикацию