Статья 112. Утратила силу. — Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 5-ФКЗ.

На днях Президент РФ подписал пакет законов, подготовленных в развитие положений обновленной Конституции РФ. Среди них — поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Изменения вступили в силу 09.11.2020 (за исключением нескольких положений).

Так, в соответствие с обновленными нормами Конституции РФ приведены положения закона, касающиеся устройства КС РФ (численности судей, порядка назначения на должность и прекращения полномочий судьи и др.

) и его компетенции (в связи с появлением у суда новых полномочий по проверке конституционности проектов законов о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также не подписанных Президентом РФ законов, проверке конституционности законов субъектов РФ до их обнародования главой региона, разрешению вопроса о возможности исполнения решений международных (иностранных) судов, арбитражей.

В частности, численность судей Конституционного Суда, включая Председателя КС РФ и его заместителя, уменьшена с 19 до 11 (кстати, согласно внесенным поправкам, у Председателя КС РФ теперь только один заместитель вместо двух).

При этом установлено, что осуществлять свою деятельность суд правомочен при наличии в его составе не менее 8 судей.

Если в случае выбытия судьи из состава КС РФ число судей окажется менее 8, Президент РФ должен внести в Совет Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Что касается кворума в заседаниях, то принимать решения КС РФ будет правомочен при участии в заседании не менее 6 судей. Правда, эти положения вступят в силу только со дня, когда число судей Конституционного Суда РФ составит 11 человек (сейчас их 12, см. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx). А до этого момента КС РФ правомочен принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от числа действующих судей.

Другая часть внесенных в закон поправок напрямую с реализацией положений обновленной Конституции РФ не связана и направлена на уточнение норм, касающихся порядка конституционного судопроизводства и некоторых иных вопросов. Отметим ряд произошедших изменений.

Так, в новой редакции изложена глава XII Закона, регулировавшая порядок рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (ее новое название «Рассмотрение дел о конституционности нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод»).

В этой части:

-в ст. 96 Закона уточнен перечень лиц, которые могут обратиться с такой жалобой. Это граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, а также в интересах граждан и юрлиц — уполномоченные по правам человека, иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы;

-также в указанной статье расширен перечень НПА, которые могут быть объектом проверки.

Это федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республик, уставы, законы либо иные нормативные акты субъекта РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов госвласти РФ и органов госвласти субъектов РФ;

-вводится принцип исчерпания: жалоба в КС РФ, согласно поправкам, допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого она подана, при разрешении конкретного дела. Установлено, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты.

При этом уточняется, что Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (о том, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты до 10.05.2021 см. здесь). Секретариат Конституционного Суда РФ будет уведомлять о недопустимости обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба.

Кроме того, введены дополнительные механизмы защиты прав граждан. В частности, согласно дополнениям, внесенным в ст.

100 Закона, если пересмотр дела исходя из особенностей соответствующих правоотношений не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в КС РФ, последний вправе указать в своем постановлении на необходимость применения к таким заявителю или лицу компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом, принявшим в первой инстанции судебное решение на основе нормативного акта, о котором принято данное постановление.

Также в новой редакции изложена и глава закона о порядке рассмотрения дел о конституционности нормативных актов по запросам судов.

Отметим еще несколько изменений:

-новой редакцией Закона предусмотрено, что гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в Конституционный Суд без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Оговаривается, что это право предоставляется после установления Кабмином соответствующего порядка. А до этого расходы на услуги переводчика при подготовке жалобы в КС РФ возмещаются в разумных пределах в порядке, предусмотренном в соответствии с ч. 2 ст. 100 Закона.;

-исключена норма об опубликовании особого мнения судьи. Вместо этого в законе теперь указано, что особое мнение или мнение судьи приобщается к протоколу заседания Конституционного Суда РФ и хранится вместе с ним. Судья КС РФ не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться;

-также для судей введен запрет в какой бы то ни было форме критиковать решения Конституционного Суда РФ и обнародовать свое несогласие с принятым решением;

-предусмотрено новое основание для отстранения судьи от участия в рассмотрении дела — если имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи;

Читайте также:  Раздел VIII. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений

-в качестве общего правила в законе закреплено положение о провозглашении решения Конституционного Суда РФ не в полном объеме. Как следует из закона, решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме, если КС РФ сочтет это необходимым.

  • -изменился порядок опубликования решений КС РФ.
  • В заключении отметим, что при рассмотрении поправок во втором чтении было решено отказаться от проектируемого положения, предусматривающего, что если Конституционный Суд РФ придет к выводу о неконституционности нормы либо о признании ее конституционной, но в истолковании, данном Конституционным Судом, то, согласно законопроекту, Верховный Суд РФ не позднее 2 месяцев после опубликования соответствующего постановления КС РФ должен дать разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства в части, касающейся этих норм.

https://www.youtube.com/embed/l6rhTLJB5M4

Как изменится Конституционный Суд

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования.

Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции.

Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Как указывалось в пояснительной записке, соответствующий законопроект был подготовлен в связи с «существенными изменениями» в ст. 125 Конституции РФ после реформы 2020 г.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Поправки в Конституцию РФАдвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

Некоторые поправки в ФКЗ о КС напрямую с конституционным регулированием не связаны и направлены, как указали разработчики, на «совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС).

Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30).

Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

Президент подписал поправки в закон о Конституционном СудеПосле официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч.

1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст. 9 ФКЗ о КС).

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.

Правовое положение судьи

Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70).

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).

Читайте также:  ИП – это физическое или юридическое лицо - советы юриста

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1). При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

  • предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;
  • вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;
  • участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII).

Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст.

104.7).

Будущее покажет, насколько часто в практике Суда будут возникать новые аспекты компетенции. Поскольку чаще всего КС рассматривает жалобы граждан и организаций, более насущным представляется уточнение о том, что понимать под «исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты», при условии чего Конституционный Суд теперь сможет принять жалобу к рассмотрению.

По общему правилу исчерпание – это обращение в максимально высокую кассационную инстанцию (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС), а в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок – в любую кассацию (ч. 4 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ).

Таким образом, требования к жалобам ужесточатся немедленно, и никакого реального переходного периода для адаптации граждан к новым правилам доступа к Суду не предполагается.

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде…"

  • от 9 ноября 2020 года №5-ФКЗ
  • О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
  • Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года
  • Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №13, ст. 1447; 2001, №7, ст. 607; №51, ст. 4824; 2004, №24, ст.

2334; 2005, №15, ст. 1273; 2007, №7, ст. 829; 2009, №23, ст. 2754; 2010, №45, ст. 5742; 2011, №1, ст. 1; 2012, №53, ст. 7572; 2013, №14, ст. 1637; 2014, №11, ст. 1088; №23, ст. 2922; 2015, №24, ст. 3362; №51, ст. 7229; 2017, №1, ст. 2; 2018, №31, ст.

4811) следующие изменения:

  1. 1) статью 1 изложить в следующей редакции:
  2. «Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля
  3. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.»;
  4. 2) в статье 3:
  5. а) в части первой:
  6. абзац первый изложить в следующей редакции:
  7. «Конституционный Суд Российской Федерации:»;
  8. пункты 1 — 3.2 изложить в следующей редакции:
  9. «1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  10. а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  11. б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  12. в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  13. г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  14. 2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
  15. а) между федеральными органами государственной власти;
  16. б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  17. в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  18. 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
  19. 3.1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле;
  20. 3.2) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;»;
  21. дополнить пунктом 3.3 следующего содержания:
  22. «3.3) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;»;
  23. пункты 4 — 5.1 изложить в следующей редакции:
  24. «4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации;
  25. 5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  26. 5.1) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;»;
  27. дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:
  28. «5.2) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);»;
  29. пункт 6 признать утратившим силу;
  30. пункт 7 изложить в следующей редакции:
  31. «7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.»;
  32. б) дополнить частью шестой следующего содержания:
  33. «Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.»;
  34. 3) статью 4 изложить в следующей редакции:
  35. «Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Читайте также:  Статья 9. полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.»;

4) часть третью статьи 7 изложить в следующей редакции:

«Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.»;

  • 5) статью 8 дополнить словами «, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»;
  • 6) в статье 9:
  • а) часть первую изложить в следующей редакции:
  • «Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями.»;
  • б) в части третьей слова «членов (депутатов) Совета Федерации» заменить словами «сенаторов Российской Федерации»;
  • в) часть четвертую изложить в следующей редакции:
  • «Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.»;
  • 7) в статье 11:
  • а) часть первую изложить в следующей редакции:

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Ссылка на основную публикацию