Статья 26. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания

Соавтор публикации: Краева Василиса Николаевна , доцент кафедры трудового и предпринимательского права Волго-Вятского института (филиала) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.    Email: vasilisakraeva@gmail.com

В мире активно развивается многоцелевое разведение охотничьих животных в вольерах, питомниках, парках, ранчо и т.д. На десятках тысяч охотничьих и сельскохозяйственных ферм их поголовье исчисляется миллионами голов. Ресурсный потенциал этого фермерского хозяйства огромен.

Однако развитие этого важного с хозяйственной и социальной точки зрения направления в России тормозится из-за ряда общих и частных проблем охотничьего природопользования: недооценки его экологической роли, социально-экономического значения и специфики при осуществлении государственного управления отраслью[1], несбалансированностью, взаимонеувязанностью отношений с лесным[2], сельским и другими отраслями хозяйства, сложностей межрегионального взаимодействия и неэффективной структуры управления охраной и использованием объектами животного мира на федеральном уровне и в значительной части субъектов Российской Федерации[3], невнятной (если менее дипломатично – антинародной) законодательной базой[4], отсутствие разумной, ясно выраженной и последовательной государственной политики[5] и других факторов.

Статья 26. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания

Важно подчеркнуть, что целями содержания и разведения диких охотничьих животных на огороженных территориях являются не только предоставление услуг охотникам в связи с добыванием ими этих животных, но и сохранение тем самым их в природе.

Выращивание и реализация охотничьих зверей и птиц, получение мясной, пушной продукции, пантов, организация экскурсий с демонстрацией посетителям животных для фото и видеосъёмок и многие другие виды деятельности по эксплуатации диких животных законны, но недостаточно четко регламентированы законодательством. В этой связи иногда возникают трудно разрешимые споры.

Деятельность по содержанию и разведению диких охотничьих животных важна и как вклад в обеспечение продовольственной безопасности, и как вклад в решение вопросов импортозамещения в сфере охоты и охотничьего хозяйства России. Приведём лишь два примера, показывающие возможности интенсивного ведения такой деятельности.

Хозяйство ООО «Битис» площадью 20 га, расположенное в 50 км от г. Москвы, в 2008 г. реализовало «под выстрел» 800 особей кабана. Наряду с кабаном здесь разводят пятнистых оленей и косуль.

Имеется свой инкубатор, фазанарий, ферма кряковых уток, рыболовный пруд, в котором рядом с кряковыми утками плавают лебеди-шипуны и огари, а по прибрежной полосе кормятся пятнистые олени[6].

Подмосковный охотничий фермер С.А.

Егоров на 18 га ежегодно выращивает «под выстрел» около 1000 кабанов и до 250 голов других копытных, что больше их легальной добычи в Брянской, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской и еще десятков областей, площадь охотничьих угодий которых измеряется миллионами гектаров. С каждого гектара фермер «снимает» до 70 голов диких копытных, тогда как российские охотники – примерно 0,00007, с учетом нелегальной добычи – 0,0002[7].

Востребованность услуг по добыче животных в вольерах в настоящее время довольно высока, несмотря на неприятие отдельными охотниками, специалистами охотничьего хозяйства, охотничьими клубами данного вида добычи животных[8].

Щербаков С. в статье «Российская охота и бизнес. Опыт владельца охотничьего хозяйства», указывает, что в российских условиях любое охотничье хозяйство, предоставляющее коммерческие услуги без вольера и пытающееся себя самостоятельно содержать, безусловно, оказывает избыточное давление на природу.

По его мнению, выход видится только один: создание большого числа вольеров для полувольного содержания животных.

В наших климатических условиях это – единственный способ иметь большие популяции охотничьих животных, не зависеть от государственных правил охоты и количества полученных лицензий, проводить охоты круглогодично, заниматься разведением трофейных животных.

Это: возможность строить бизнес в охотничьей отрасли, что снимет колоссальный пресс с дикого мира и позволит популяциям животных начать восстанавливаться.

Конечно, охота в дикой природе сохранится, традиционные для нас охоты будут проходить, но охотхозяйства уже не будут видеть в охоте на диких животных единственный источник своего существования. Возможно, стоит законодательно ввести требование, что охотпользователь через какой-то промежуток времени обязан создать вольерное хозяйство. По мнению автора, это единственная возможность развивать охоту как бизнес и при этом не погубить природу.

Мы нашли альтернативный подход для развития охотхозяйства, – сообщает он, – создание вольера, формирование поголовья различных видов охотничьих животных. Это позволит проводить охоты круглогодично, равномерно загружая инфраструктуру и обеспечивая постоянный приток выручки. Интенсивное использование вольера может дать финансовый результат существенно выше, чем охота в дикой природе[9].

Отметим, что указанные предложения С. Щербакова весьма актуальны для большинства охотничьих хозяйств России, поскольку охотхозяйственная деятельность в них убыточна.

По данным Росстата затраты охотпользователей на ведение охотничьего хозяйства по Российской Федерации за 2013 год составили      6 718 304,21 тысяч рублей. Выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг по Российской Федерации за 2013 год составила 2 960 460,3 тысяч рублей[10].

Ситуация не претерпела существенных изменений и в последующие годы. В 2015 году затраты охотпользователей на ведение охотничьего хозяйства по Российской Федерации составили 7 708 514,7 тысяч рублей.

Соответственно выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг по Российской Федерации составила 3 184 890,5 тысяч рублей[11]. Иными словами, более половины расходов на ведение охотничьего хозяйства охотпользователи вынуждены покрывать из других источников.

По данным Росстата по видовому составу в 2015 году в охотничьих питомниках всех субъектов РФ содержалось 10410 голов фазана, 5969  куропаток (серой и бородатой), 4394 пятнистого оленя, 3840 кабанов, 3605 благородных оленей, 1705 ланей, 1087 муфлонов и т.д.[12].

Особенно перспективно разведение косули в вольерах, численность которой в хозяйствах пока невелика, о чем свидетельствуют данные Росстата. Количество охотпользователей в России в 2015 г. – 4217. Количество питомников[13] для содержания охотничьих ресурсов – 236 ед. (в т.ч. у юридических лиц – 231, у индивидуальных предпринимателей – 5).

Иными словами, пока только 5,6 % охотпользователей имеет питомники. Численность основного поголовья косули на конец 2010 года составляла во всех питомниках России всего 83 головы, в 2015 году – около 500 голов[14].

Это свидетельствует о том, что данный сегмент охотничьего рынка пока не насыщен, соответственно и спрос на гарантированную добычу косули в полной мере не удовлетворен.

В статье под содержанием объектов животного мира понимается комплекс мероприятий по уходу за животными, включающий размещение, кормление, создание оптимальных зоогигиенических условий, соблюдение распорядка дня и т.п.

Под разведением объектов животного мира – комплекс мероприятий по созданию условий, пригодных для естественного воспроизводства животных. Под вольерным использовании диких животных – получение от них продукции (приплода, мяса, шкур, пантов, рогов и т.д.

) и предоставление услуг (добыча животных, наблюдение, видео и фотосъемка и т.д.).

Законодательство в сфере содержания, разведения и использования диких животных

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" стр. 5

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Часть третья утратила силу с 1 января 2008 г.

Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Переселение и гибридизация объектов животного мира

Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.

Статья 26. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания

Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Статья 27. Регулирование численности объектов животного мира

  • В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
  • Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
  • Объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
  • Порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статья 28. Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств и линий связи и электропередачи

Юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

https://www.youtube.com/watch?v=BF0lVuZ8uoY\u0026t=1290s

Государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации.

  1. Запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания.
  2. В целях уменьшения вредного воздействия на животный мир применение химических препаратов защиты растений и других препаратов должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биологических и других мероприятий.
  3. Правила разработки, проведения испытаний и нормативы применения химических и биологических препаратов, а также перечень этих препаратов утверждаются специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и агрохимической службы Российской Федерации с учетом международных стандартов.
  4. Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 29. Зоологические коллекции

  • Зоологические коллекции (фондовые научные коллекции зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей объектов животного мира, живые коллекции зоопарков, зоосадов, цирков, питомников, аквариумов, океанариумов и других учреждений), представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся коллекционные экспонаты независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.
  • Порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза в нее зоологических коллекций или отдельных экспонатов определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
  • Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами таких коллекций и экспонатов, обязаны соблюдать порядок их учета, хранения, использования и пополнения.

Глава IV. Права и социальная защита должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного мира и среды его обитания

Статья 30. Права должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира и среды его обитания

Права должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира, определяются соответствующими федеральными законами.

Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

  1. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право:
  2. проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  3. привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  4. производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
  5. изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;
  6. хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;
  7. применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» приобретать и использовать служебное оружие, а также в качестве служебного гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Приобретение, хранение и применение указанного оружия регулируются законодательством Российской Федерации об оружии.

Перечень должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе сотрудников федеральных государственных учреждений, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, определяется Правительством Российской Федерации. Предельная численность должностных лиц специально уполномоченных государственных органов субъекта Российской Федерации по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, специальных средств, а также правила их применения должностными лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Должностные лица, выполняющие задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду.

Образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, порядок ношения форменной одежды утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны.

Любое воздействие на должностных лиц, выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, препятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность влечет наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 20 БК РФ. Классификация доходов бюджетов (действующая редакция)

Статья 32. Социальная защита должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Социальная защита должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и использованию объектов животного мира и среды их обитания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава V. Пользование животным миром

Статья 33. Права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Статья 34. Виды и способы пользования животным миром

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

О праве на охоту в вольере

Часто задаваемый вопрос: а можно ли охотиться в вольерах круглый год на принадлежащих их владельцу животных? Короткий ответ: по общему правилу — нельзя. Почему?

Право собственности на объекты животного мира, находящиеся в состоянии дикой природы, принадлежит у нас государству. Это понятно. Но в силу ч.

9 статьи 4 Закона «О животном мире» объекты животного мира, изъятые из среды обитания, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными, регулируются гражданским законодательством.

Гражданский кодекс, на который ссылается эта статья Закона, определяя свободу собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, в ч.3 ст. 209 устанавливает, «что владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами (а к ним, надо думать, относятся и объекты животного мира), осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».

Получается, что раз оборот диких животных не запрещен, то их можно иметь в собственности и свободно распоряжаться ими — продавать, покупать, удерживать у себя. Важно при этом не нанести ущерба животной среде.

Например, если животное сбежит и окажется в данной местности чужеродным видом, вредным для данного биоценоза, или станет источником вредных веществ или болезней.

Нельзя же допустить, чтобы пираньи какие-нибудь прижились в наших водоемах, или в наших лесах  — какая-нибудь дикая собака Динго.

Если исходить только из названных норм, то можно держать покупать и содержать оленей, кабанов, птиц — ловчих и охотничьих видов, волков, да и любых других животных.

Однако, если копнуть несколько глубже, то мы обнаружим следующее: на содержание и разведение диких животных необходимо получить разрешение государственных органов.

Разрешение  это выдается органами государственной власти, уполномоченные в области охраны и использования объектов животного мира.

Эти органы имеют право выдать разрешение на содержание животных в «полувольных условиях и искусственно-созданной среде обитания». Однако, что представляют собой то и другое — законом, к сожалению, не определено.

Остается только догадываться, что полувольное отличается от вольного некоторым ограничением свободы животного в привычной для него среде обитания, такой же, как и его естественная среда — например, огороженный забором участок природной среды, или — вольер.

Что понимается под  искусственно созданной средой обитания — догадаться труднее.

В Приказе Минприроды  от 24 декабря 2010 года № 561 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулировании, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания» утверждается (п.8.4), что заявитель на получение такого разрешения должен указать  в заявлении «условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания. Судя по тому, что нужно указать адрес, составители приказа имели в виду — клетку, находящуюся в определенном месте населенного пункта. Тогда под искусственно созданной средой следует понимать содержание животных в клетках, в состоянии неволи. Так бы и написали, было бы проще и понятнее.

В противоречии с таким толкованием  искусственно созданной среды обитания находится позиция, высказанная в решении арбитражного суда по делу № А 40-67283/2007.

В нем  содержание животных  в искусственно созданной среде и в неволе – не отождествляются, поскольку, по мнению суда, «такое содержание не предусматривает наличия каких либо элементов естественной среды обитания объектов животного мира, в том числе, воспроизводящих искусственные элементы среды обитания, таких, как грунт, вольеры, объекты флоры и др. И, следовательно, факт содержания заявителем объектов животного мира в неволе исключает применение норм закона «О животном мире».

Все же, с учетом положения упомянутого выше приказа Минприроды, такая трактовка, на мой взгляд, является устаревшей и неправильной. Понятие искусственно созданной среды может включать в себя и простую железную клетку – необязательно для этого закладывать в нее грунт.

Таким образом, получается, что для получения разрешения на содержание животных в вольере и в клетке надо получить разрешение в «компетентных органах». В каких именно?

В отношении охотничьих животных – это уполномоченные в сфере  охраны, контроля и регулированию использования объектов животного мира органы субъектов РФ: областные, краевые, республиканские — охотдепартаменты, комитеты, управления, службы; они везде называются по-разному.

Основные правила изложены в  ст. 49 закона «Об охоте».

Здесь устанавливается, что разрешение могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное соглашение.

Следовательно, не могут содержать охотничьих животных в полувольных условиях и в состоянии неволи никакие другие лица. Заметим, что на практике – таких случаев огромное число. Многие и содержат и охотятся. Конечно, при этом они «содержат» еще и чиновников.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Или о правилах содержания животных дома

С 2020 года действуют новые правила обращения с домашними и дикими животными, в частности действуют статьи 13 и 22 Закона «Об ответственном обращении с животными» (от 27.12.2018 № 498-ФЗ).

Давайте разбираться.

Фото из открытых источников (https://pixabay.com/)

Фото из открытых источников (https://pixabay.com/)

Основными принципами правового регулирования в области обращения с животными является гуманное отношение к животным. В основе такого обращения лежит благополучие и животных, и человека в рамках общепринятых этических ценностей; отношение к ним как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль. 

В то же время на законодательном уровне решается важнейшая задача обеспечения безопасности, прав и законных интересов физических и юридических лиц в различных ситуациях с участием животных.

При установлении общих требований при обращении с животными главным требованием к собственникам животных является соблюдение прав, свобод и законных интересов других граждан. Собственники животных обязаны принимать необходимые меры безопасности для предотвращения причинения их животными вреда жизни и здоровью граждан либо других животных, а также имуществу граждан и юридических лиц.

Какие предъявляются требования к содержанию домашних животных ?

  • Основной постулат, который закрепляет закон — владельцы домашних животных обязаны соблюдать права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
  • Новыми правилами регулируется порядок выгула домашних животных. 
  • Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
  • Закон предъявляет следующие требования к выгулу домашнего животного: 
  • ❇️ исключить возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
  • ❇️ обеспечить уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
  • ❇️ не допустить выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления  для выгула животных. 
  • Таким образом, например, нельзя гулять с собакой на запрещенных для выгула территориях (например, через детские площадки, спортивные площадки можно лишь пройти с собакой к месту выгула, при этом животное должно быть на поводке и в наморднике), за собаками хозяин обязан убирать, в общественных местах собака должна быть на поводке. 
  • Дополнительно отмечается, что выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу на праве собственности или ином законном основании. 
  • О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
  • Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством РФ.
  • Такое постановление вынесено 29 июля 2019 года (№ 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак»).
Читайте также:  Статья 33. Заместители председателя арбитражного суда округа

В список вошли 12 пород собак и их метисы, обладающие генетически детерминированными качествами агрессии и силы, которые представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. В перечень также вошли породы, используемые для травли, и аборигенные породы, в которых не велась селекция на лояльность к человеку, и особенности их поведения не до конца изучены (Акбаш, Американский бандог, Амбульдог, Бразильский бульдог, Булли Кутта, Бульдог алапахский чистокровный (отто), Бэндог, Волко-собачьи гибриды, Волкособ, гибрид волка, Гуль дог, Питбульмастиф, Северокавказская собака).

Закон отмечает, что предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Это значит, что содержание большого количества животных в квартирах, при невозможности их накормить, за ними убирать, должным образом проводить ветеринарный контроль — запрещено законом.  

Например «Правила содержания собак и кошек в г. Москве» (постановление Правительства Москвы № 900-ПП от 07.10.2008 г.)  устанавливают:

‼️ владелец животного обязан содержать его в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с животным, не оставлять его без присмотра, без пищи и воды, не избивать и в случае заболевания животного вовремя прибегнуть к ветеринарной помощи.

‼️ владельц животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем.

  1. ‼️ владельцы животных обязаны принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных.
  2. ‼️ владельцы собак и кошек обязаны предоставлять их по требованию государственного ветеринарного инспектора для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок.
  3. ‼️ при выгуле собак и в жилых помещениях владельцы должны обеспечивать тишину — предотвращать лай собак с 23 часов до 7 часов.
  4. ‼️ запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям младше 14 лет.

‼️ выводить собаку на прогулку нужно на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указаны кличка собаки, адрес владельца, телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.

  • ‼️ при переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части улиц.
  • ‼️при невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.
  • ‼️ о приобретении, потере или гибели собаки владелец сообщает в жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.

‼️ при гибели животного труп его сдается в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать труп павшего животного. Регистрационное удостоверение собаки сдается в ветеринарное учреждение, где она была зарегистрирована.

Аналогичные правила устанавливаются и в других регионах России.

Ответственность за нарушение правил содержания животных и обращения с ними

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность за нарушение правил содержания домашних животных устанавливается, в частности, региональными кодексами об административных правонарушениях.

В Москве предусмотрена административная ответственность владельцев домашних животных в виде штрафа (статьи 5.1, 5.6, 5.7 КоАП г. Москвы):

  1. 1) в размере от 500 до 1 000 руб. за причинение ущерба чужому имуществу домашним животным;
  2. 2) в размере от 1 000 до 2 000 руб. за совершения деяний:
  3.  ❌ содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов;
  4. ❌ допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах или общественных мест;
  5. ❌ нарушение правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка на определенных территориях.

Уклонение от регистрации и вакцинации собак и кошек против бешенства в ветеринарных учреждениях (статья 5.6. КоАП г. Москвы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 6 000 рублей.

За жестокое обращение с животными предусмотрено или статья 5.7. КоАП г. Москвы или, если имеются признаки преступления, стать 245 УК РФ (вплоть до лишения свободы до 5 лет). 

За причинение тяжкого вреда гражданину по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность вплоть до ареста на срок до 6 месяцев (статья 118 УК РФ). 

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен владельцем животного. Кроме того, с владельца в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда (ст. ст. 151, 1064, 1101 ГК РФ).

Содержание диких животных в квартире

С 1 января 2020 года действует статья 22 Закона «Об ответственном обращении с животными», которая устанавливает, что дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, подлежат конфискации.

Конфискованные дикие животные подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение этих животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с такими животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Перечень таких животных также был утвержден Правительством РФ.

Им вынесено 2 постановления:

1.от 22 июня 2019 г. № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»,

2.от 27 июня 2019 г. № 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию». 

Постановление № 795 запрещает содержать и использовать животных, представляющих опасность для их владельцев (крупных хищных животных, ядовитых животных), а также животных, привычная среда обитания которых значительно отличается от условий содержания их в неволе. Это может отрицательно повлиять на состояние здоровья диких животных, вплоть до гибели.

Животные сгруппированы в 33 отряда (подотряда) и объединены в 8 классов (пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, млекопитающие, птицы, хрящевые рыбы, костные рыбы, коралловые полипы).

Имеется оговорка. Если животное из списка, приобретено до 1 января 2020 года, оно может находиться на содержании владельца до наступления естественной смерти такого животного.

В список запрещенных диких животных например вошли:

змеи (в частности, кобры, морские змеи, питоны — длина которых превышает 4 метра, габонская гадюка и т.п.), ящерицы, крокодилы, черепахи (в частности, трехкоготные мягкотелые черепахи, каймановые черепахи и т.п.

), скорпионы, пауки (в частности, черная вдова, каракурт, все виды бродячих пауков, все виды атраксов, все виды миссулен и т.п.), львы, тигры, волки, все виды медоедов, приматы (в частности, гоминиды, гиббоны, все виды макак и т.п.

), птицы (в частности, кивиобразные, страусообразные, соколообразные и т.п.) и т.д.

Постановление № 819 устанавливает особые случаи, при которых допускается содержание и использование животных, запрещённых к содержанию. При этом о каждом таком случае должен быть уведомлён территориальный орган Росприроднадзора. 

Так, установлено, что допускается временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных из перечня запрещенных к содержанию, находящихся в состоянии, которое не позволяет возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию диких животных. 

Допускается содержание животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (в том числе и в жилых помещениях) на время лечения животных и искусственного выкармливания детенышей и молодняка животных сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов для животных, питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций. 

Подписывайтесь на наш канал и следите за нашими публикациями в соц.сетях, больше новостей в нашем телеграм-канале (https://t.me/lefttoright).

Ссылка на основную публикацию