Статья 1. Предмет регулирования и область применения настоящего Закона. Правовое регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей

  • Коллекционеров и торговцев произведениями искусства во все времена не останавливали границы и строгое законодательное регулирование оборота таких предметов. 
  • Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей носит международный характер и порой связана с противодействием группам, специализирующимся на хищениях, перепродаже и незаконном вывозе за рубеж произведений искусства, старинных монет и других ценностей.
  • При этом привлечь внимание правоохранителей и подвергнуться уголовному преследованию по своему незнанию могут добропорядочные пассажиры и пользователи международных почтовых сервисов.
  • Перемещение культурных ценностей через границу

Для культурных ценностей установлен особый порядок перемещения через границу. Физические и юридические лица имеют право на вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей.

При этом физические лица могут ввозить и вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых для личного пользования, с соблюдением установленных для перемещения таких предметов условий. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию гражданами с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД). 

Согласно ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таковым относятся движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Так, перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Российской Федерации определен разделом 2.

20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Союза в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30.

В перечень, в частности входят, входят произведения живописи, скульптуры, печатные издания, монеты, антикварное оружие, музыкальные инструменты и др.

  1. Правовое регулирование ввоза или вывоза культурных ценностей с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.
  2. В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (статья 29 Договора о Евразийском экономическом союзе), допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров, в том числе для охраны культурных ценностей. 
  3. Порядок ввоза и вывоза гражданами культурных ценностей 
  4. При ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию, в том числе при их временном пребывании в стране, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением ПТД. 

Включенные в Единый перечень культурные ценности, иные предметы и документы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса.

При ввозе таможенному органу необходимо представить заключение уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям.

Соответствующий список экспертов по культурным ценностям с указанием специализации, в том числе осуществляющих экспертизу в аэропортах, размещен на сайте Министерства культуры. 

Вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования возможен при наличии заключения (разрешительного документа) и также предусматривает подачу ПТД.

Вывоз ранее ввезенных в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей осуществляется при представлении таможенному органу ПТД, оформленной при ввозе культурных ценностей, содержащей идентификационные признаки указанных культурных ценностей (наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры и др.).

  • В остальных случаях вывоз (временный вывоз) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного территориальным управлением Министерства культуры России, либо письменного уведомления об отсутствии необходимости разрешительного документа для вывоза.
  • В случае вывоза физическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному оружию, помимо заключения (разрешительного документа), представляется заключение (разрешительный документ) Федеральной службы войск национальной гвардии. 
  • Вывоз культурных ценностей физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Статьей 35.1 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза (имеющие особое значение, постоянно хранящиеся в государственных музеях и некоторые другие).

Минкультом разработаны методические рекомендации по оформлению документации при ввозе и вывозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, которые размещены на сайте министерства.

Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей могут повлечь уголовную ответственность по ст. 226.1 УК (контрабанда) или административную по одному из составов, предусмотренных гл. 16 КоАП (административные правонарушения в области таможенного дела).

Также предусмотрена уголовная ответственность (ст.

190 УК) за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.

Так, статьей 226.

1 УК предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Преступление относится к тяжким даже при основном неквалифицированном составе и наказывается лишением свободы на срок до семи лет. 

Квалифицирующими признаками преступления являются совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также совершение преступления в составе организованной группы (при этом как признак отсутствует предварительный сговор, но он может быть признан судом отягчающим обстоятельством). Самая строгая санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.

Контрабанда возможна путем незаконного перемещения культурных ценностей как через таможенную границу Союза, так и через государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза.

Естественно, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к культурным ценностям и их стоимость, для чего следователь и суд должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов. 

Согласно примечанию 4 к ст. 226.1 УК крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Наиболее типичным способом незаконного перемещения физическими лицами культурных ценностей является их провоз пассажирами в багаже при следовании автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Нередки случаи пересылки культурных ценностей в международных почтовых отправлениях. Выявляются такие факты в ходе таможенного досмотра багажа или МПО.

  1. Способы контрабанды
  2. Контрабанда культурных ценностей возможна путем их перемещения вне установленных мест, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, а также с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о таких ценностях.
  3. Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля представляет собой совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства, в том числе придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.

Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований по декларированию товаров, то есть заявлению таможенному органу в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных необходимых сведений.

Возможно путем не заявления таможенному органу культурных ценностей либо их части (не заявляется часть культурных ценностей, либо при перемещении нескольких предметов в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном из них, либо таможенному органу представляются культурные ценности, отличные от тех, сведения о которых были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, то указанные действия рассматриваются как недостоверное декларирование товаров.

Также контрабанда возможна путем предоставления таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей документов, содержащих недостоверные сведения о ввозимых или вывозимых предметах.

Незаконное перемещение предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК. Если лицо использует подделанный им же официальный документ, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и  226.1 УК РФ.

Что будет с изъятыми культурными ценностями?

По делам данной категории применяются положения главы 15.1 УК о конфискации предметов незаконного перемещения через границу и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды обращаются по решению суда в собственность государства. При этом споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Читайте также:  Раздел v. применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности

Заключение

Как показывает практика, зачастую граждане не декларируют перевозимые предметы из-за банального незнания таможенного законодательства, порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, а также не осведомленности о том, какие предметы запрещено перемещать через границу. При пересылке предметов в международных почтовых отправлениях отправители и получатели не проверяют запрещены ли они к перемещению данным способом, не обращаются к актуальным информационным ресурсам Минкульта, таможенных органов и почтовых служб.

https://www.youtube.com/watch?v=RXL9xrNwKso\u0026t=2170s

Транспортировка культурных ценностей строго контролируется. Чтобы не стать фигурантом уголовного дела, необходимо серьезно подойти к вопросу оформления разрешительной документации и заранее предусмотреть все нюансы перемещения культурных ценностей через границу.

Закон о ввозе и вывозе культурных ценностей: общие положения, статьи, ответственность за нарушение

Любой гражданин вправе перевозить культурные ценности для личного пользования через границы РФ. Такие процедуры, как вывоз, временный вывоз, ввоз и временный ввоз ценностей культуры людьми через таможенную границу РФ с государствами, не входящими в ЕАЭС, проводят в соответствии с положениями Закона РФ от 15 апреля 1993 г.

N4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Этот закон призван сберечь культурное наследие многонационального народа Российской Федерации.

Он также направлен на развитие международного культурного сотрудничества, предотвращение незаконных операций импорта и экспорта исторических ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и ввезенных ценных предметов.

Между странами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС) существуют свои соглашения и правила относительно таможенных операций. И порядок транспортировки предметов культурного наследия не исключение: между странами ЕАЭС действует разрешительный порядок экспорта, который определяется в соответствии с правом ЕАЭС.

Примечание. В настоящее время соответствующее межправительственное соглашение не подписано. Поэтому до дня вступления в силу такого соглашения, регулирующего порядок перемещения культурных ценностей между государствами ЕАЭС, применяется общий разрешительный порядок – такой же, как для других государств.

Область применения закона

Согласно разделу 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами ЕАЭС в торговле с третьими странами, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года №30, таможенному контролю подлежат две категории предметов.

Во-первых, это культурные ценности, которые числятся в составе архивных, музейных, библиотечных фондов государств-участников ЕАЭС.

Во-вторых, коллекции и отдельные предметы, имеющие историческую, художественную, научную или другую культурную значимость, сопряженную со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

  • мемориальные предметы, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, искусства, независимо от времени их создания;
  • предметы и коллекции военного, производственного и иного назначения, созданные 100 лет назад и более, а также огнестрельное оружие, изготовленное в период 1900-1945 гг., и холодное оружие, которому уже свыше 50 лет;
  • антикварное оружие;
  • предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения, созданные 100 лет назад и более;
  • транспортные средства, произведенные до 1951 г. включительно;
  • предметы, полученные в результате археологических раскопок и археологических открытий независимо от времени их выявления, а также части этих предметов;
  • художественные ценности: различные скульптуры, картины, предметы религии, произведения графики и оригинальные графические печатные формы, объекты декоративно-прикладного искусства (за исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства и отправления религиозных культов различных конфессий, дизайнерских проектов, инсталляций сувенирных изделий, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания);
  • печатные издания, которым 100 лет и больше;
  • монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, которым уже 100 лет и более;
  • предметы фалеристики;
  • редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления);
  • знаки почтовой оплаты, маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, которым уже насчитывается более 100 лет;
  • редкие коллекции и образцы: предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как биология, минералогия, метеоритика, независимо от времени возникновения или создания;
  • рукописи, документальные памятники, архивные документы, датированные более 50 лет назад.

Основные понятия, применяемые в законе

В законе применяется ряд различных понятий. Рассмотрим их подробнее.

Культурные ценности – это движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Выделяют следующие виды культурных ценностей:

  • особого значения;
  • отнесенные к ценностям с особым значением (художественным, историческим, научным или культурным) согласно критериям Правительства РФ.

В настоящее время соответствующий акт Правительством не принят, поэтому временно в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления…» к таким культурным ценностям относятся перечисленные выше предметы, обладающие определенной ценностью.

Экспертиза культурных ценностей – исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, которые проходят аттестацию в органах Министерства культуры в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к предметам культурного наследия.

Справка. Согласно п. 34 ст. 333.33 «Размеры государственной пошлины» Налогового кодекса РФ, за выдачу разрешительных документов на вывоз культурных ценностей уплачивается государственная пошлина. От ее уплаты освобождаются авторы произведений, музеи, архивы, библиотеки и физические лица, которые провозят предметы для своих выступлений.

Министерство культуры РФ – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный заниматься вопросами культуры и искусства.

Органы контроля и регулирования вопроса

Ввоз и вывоз культурных ценностей контролируется органами Федеральной таможенной службы.

При ввозе таможенное декларирование ценностей сопровождается предоставлением таможенному органу заключения уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям (список уполномоченных экспертов размещен на сайте Минкультуры России).

На сайте Минкультуры также размещен список уполномоченных экспертов, осуществляющих экспертизу ввозимых культурных ценностей в аэропортах г. Москвы.

  • Это интересно:
  • Что такое валютное регулирование в таможенном союзе и каким образом оно осуществляется
  • Как определяется страна происхождения товара: способы подтверждения и маркировка
  • Что такое зеленый коридор на таможне и какие еще есть режимы в двойной и тройной системе декларирования товаров

В думе предложили свободно вывозить культурные ценности младше 50 лет

  1. Депутат Макаров на звонки РБК не ответил.

  2. Первый заход
  3. Читайте на РБК Pro
  4. Почему американцы одержимы семейной сетью Wegmans «Нанимайте самых умных»: как Джим Саймонс стал лучшим инвестором в мире Бизнес на плаву: как супруги зарабатывают на мебели из старых лодок Конец американской мечты: почему в США все труднее преуспеть — Bloomberg

Спорный пакет поправок, упрощающий вывоз культурных ценностей из страны, был внесен в Думу в мае 2020 года Макаровым и Казаковой. Поправки в том числе переопределяли понятие «культурная ценность»: авторы описывали ее как «движимое имущество, имеющее историческое, художественное, научное или культурное ​значение», а в действующей редакции закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» она раскрывается через определение категорий предметов, которые являются культурными ценностями.

Все культурные ценности предлагалось разделить на две группы: созданные более 100 лет назад и менее.

Первые можно вывозить из страны по разрешению Минкультуры, разрешение для перемещения через границу вторых должен выдавать определяемый правительством орган исполнительной власти.

Сейчас решение о вывозе всех культурных ценностей принимает Минкультуры, их экспертизу проводят уполномоченные министерством специалисты, вывоз культурных ценностей старше 100 лет вообще невозможен.

Кроме того, пакет освобождал негосударственные музеи наравне с государственными и муниципальными и от налогообложения при ввозе культурных ценностей, и от госпошлины за право временного вывоза.

Согласно действующим законам, физлица, ввозящие культурные ценности для личного пользования, освобождались от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Юрлица также освобождались от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме НДС (18% от стоимости произведения). Для льготного провоза предметов искусства нужно иметь документ Минкультуры о целевом назначении ввозимых ценностей.

При вывозе культурных ценностей экспортная таможенная пошлина не взимается.

Все эти меры авторы пакета объясняли необходимостью помочь российскому арт-рынку, участники которого давно жаловались на нормативную неопределенность понятия культурной ценности.

В частности, на то, что таможенники часто оформляют художественные инсталляции как обычные товары, которые в отличие от культурных ценностей облагаются пошлинами и менее защищены.

Кроме того, частные музеи выражали недовольство налогами на ввоз и расходами на вывоз произведений искусства.

Читайте также:  Статья 37. Доверие, недоверие и отказ в доверии Правительству Российской Федерации

Думский комитет по культуре и эксперты раскритиковали этот пакет как лоббистский и грозящий масштабным оттоком из страны культурных ценностей.

В заключении комитета говорилось про риски приравнивания культурных ценностей к движимому имуществу; стоимость культурных ценностей не является постоянной, а постановка таких предметов на бухучет «катастрофически» снизит их правовую защиту.

Комитет опасался, что пакет формирует порядок «практически бесконтрольного вывоза» из страны лучших произведений русского авангарда, работ советских художников 1920–1930-х годов, мастеров соцреализма и других ценных произведений советского и неофициального искусства 1950–1960-х годов.

Картина Н. Шестопалова «Ленин и Сталин». 1938 год ( Виталий Созинов / ТАСС)

Минкультуры раскритиковало пакет, поскольку он противоречил праву Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Молдавия). Нормы ЕАЭС разрешают вывозить без разрешительных документов за рубеж ценности, созданные не более чем 50 лет назад.

Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации

(Саушкин С. А.) («Таможенное дело», 2013, N 4)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВЫВОЗА И ВВОЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. А. САУШКИН

  • Саушкин Сергей Анатольевич, доцент кафедры «Правовое регулирование и экономика таможенного дела» Юридического института МИИТа, кандидат юридических наук.
  • Статья посвящена проблемным вопросам соотношения международно-правового и национального регулирования вопросов, касающихся отнесения предметов к культурным ценностям, а также организационно-правовым процедурам перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.
  • Ключевые слова: культурные ценности, Гаагская конвенция, таможенные процедуры, таможенный контроль, ввоз и вывод культурных ценностей, таможенные органы, таможенная декларация.

Legal regulation and control of exportation and importation of cultural property in the Russian Federation S. A. Saushkin

  1. Saushkin Sergey Anatolyevich, associate Professor of legal regulation and economics of custom business Law Institute MIIT.
  2. The article focuses on the problematic issues of balance of international legal and regulatory issues relating to the national allocation for cultural values, as well as organizational and legal procedures for the movement of cultural goods through the customs border of the Russian Federation.
  3. Key words: culture, the Hague Convention, customs procedures, customs, import and display of cultural values, customs, customs declaration.

Стремление современной России к осуществлению глобальных политических и социально-экономических преобразований, проведению правоохранительной реформы потребовало радикального преобразования организационно-правовых основ деятельности, направленной на защиту культурного наследия. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее — РФ) до 2020 г.

, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.

N 537 , содержит положение о том, что «решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России». ——————————— Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» // Российская газета. 2009. 19 мая.

«Культура должна рассматриваться как важнейший фактор национальной идентичности, поскольку ее потеря идентична гибели и полному разрушению… Фундаментальным началом, стержнем всякой культуры являются культурные ценности, значение которых поистине жизненно важно.

Задача защиты культурных ценностей России на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом», — справедливо отмечает Л. Р. Клебанов . ——————————— Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: Автореф. дис.

… д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 3.

Культурные ценности разнообразны, они олицетворяют собой творение человеческого разума, таланта и рук; их значимость (историческая, этическая, научная, художественная, воспитательная, познавательная) и, разумеется, денежная стоимость не поддаются оценке, они бесценны.

Культурные ценности как правовая категория обладают рядом особенностей. Прежде всего, правовое понятие культурных ценностей по сравнению с философским значительно уже (историческая, эстетическая и иная значимость во внимание не принимаются). С точки зрения права ими признаются, по сути дела, лишь материальные ценности культуры .

Овеществление культурных ценностей, обоснование (например, посредством различных экспертиз — искусствоведческих, товароведческих) размера их финансового эквивалента (стоимости) превращает эти ценности в имущество.

Примечательно, что именно с позиций имущественного внешнего выражения рассматривает культурные ценности Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая в Гааге 14 мая 1954 г. (ст. 1) (далее — Гаагская конвенция). ——————————— Сергеев А. П.

Культурные ценности как правовая категория // Правоведение. 1990. N 4. С. 42 — 52. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. N 3. Ст. 54.

Культурные ценности нуждаются в особой защите, прежде всего, от незаконного вывоза из России и невозвращения их на Родину. Только так можно сохранить их для будущих поколений. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей регламентируется Законом от 15 апреля 1993 г.

N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 23 июля 2013 г.) (далее — Закон о культурных ценностях). ——————————— Закон от 15 апр. 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Российская газета. 1993. 15 мая.

Под действие Закона о культурных ценностях (ст. 7) подпадают: исторические, археологические, художественные ценности и другие движимые предметы, в т. ч. копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Вывоз и ввоз культурных ценностей осуществляются при строжайшем таможенном контроле.

Виды культурных ценностей, которые подпадают под данный контроль и подлежат установленной таможенной процедуре оформления, перечислены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г.

N 117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» (далее — Перечень).

——————————— Приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. N 117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» // Бюллетень федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 24.

Перечень относит к культурным ценностям, которые включены в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ, предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники; художественные ценности.

Вывоз с территории РФ и ввоз на ее территорию культурных ценностей производится в соответствии с требованиями таможенного законодательства (в т. ч.

— ведомственных актов) и при контроле со стороны органов Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России), на основании заключения государственной экспертизы культурных ценностей, причем, если результаты этой экспертизы дают основания для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета. Ввозимые культурные ценности представляют собой объект государственной защиты РФ в течение всего срока нахождения на ее территории и с этой целью подлежат таможенному контролю и специальной регистрации, порядок которой устанавливается ФТС России совместно с Федеральной службой по надзору в области охраны культурного наследия РФ. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза , культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Аналогичная норма содержится в п. 6 ч. 2 ст. 8 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (в ред. от 19 октября 2011 г.) (далее — Соглашение). ——————————— Таможенный кодекс Таможенного союза (прил. к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 нояб. 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. Виртуальная таможня. [Электронный ресурс] URL: http://www. vch. Ru (дата обращения: 08.06.2013).

Читайте также:  Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения

Соглашение устанавливает, что культурные ценности при условии отнесения их к таковым в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, независимо от таможенной стоимости и веса, относятся к товарам, перемещаемым через таможенную границу для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (прил. 3, п.

9 таблицы).

Правовое регулирование и осуществление ввоза и вывоза культурных ценностей испытывают определенные трудности, препятствующие их согласованности, ввиду следующих причин: — отсутствие единого понимания и истолкования понятия «культурные ценности» в различных нормативных правовых актах (в частности, Гаагская конвенция толкует их более расширительно, чем российское законодательство и национальные правовые системы иных государств); — отсутствие согласованного правового режима и аутентичного понимания часто перемещаемых через таможенную границу предметов, формально подпадающих под определение «культурные ценности», между различными государствами: то, что в одном государстве признается культурной ценностью, в другом таковой может не являться, а национальный режим признания предмета культурной ценностью на территории одного государства может оказаться не совсем приемлемым для другого; — отсутствие правового требования подтверждения права собственности на перевозимые культурные ценности (подобный документ мог бы существенно облегчить правоохранительную деятельность и сотрудничество государств на ниве борьбы с хищением и незаконным обращением культурных ценностей); — проблема идентификации, т. е. соответствия ввозимого или вывозимого предмета с тем, что указан в разрешительном документе (таможенные органы такой возможностью не располагают, к тому же они лимитированы временем проверки; помимо прочего, проверить подлинность сведений, содержащихся в документе, выданном в другой стране, также невозможно) ; ——————————— Подобный случай описывается в романе братьев Вайнеров «Визит к Минотавру», когда вместо ложно задекларированной скрипки Страдивари преступник пытался вывести настоящую скрипку этого мастера, похищенную у российского артиста.

— недостаточная правовая информированность лиц, перемещающих культурные ценности через таможенную границу, о правилах и процедурах подобного перемещения (культурной ценностью может обладать ювелирное изделие, являющееся семейной реликвией, с которой лицо не расстается в силу привычки; Тора, Библия, Коран, которые всегда находятся при верующем человеке, получившем их в дар и не имеющем представления об их истинной ценности и т. п.). Неосведомленность вряд ли оправданно вменять в вину в ситуациях подобного рода. Обозначенные проблемы требуют скорейшего разрешения, поскольку об этом свидетельствует правоприменительная практика. К тому же соответствующий жизненным реалиям подход к решению вопроса о ввозе и вывозе культурных ценностей способен не только обеспечить надлежащий таможенный контроль, но и зримо повысить культуру трансграничных операций подобного рода. Радикальное решение обозначенных проблем видится автором настоящей статьи в поэтапном проведении следующих мероприятий. Во-первых, формулирование универсального понятия «культурные ценности» в Законе о культурных ценностях, поскольку собирательное его изложение в ст. 6 «Культурные ценности, подпадающие под действие настоящего Закона» для широкого применения не совсем приемлемо и существенно сужает возможности имплементации норм Гаагской конвенции. Таким образом, ст. 5 Закона о культурных ценностях целесообразно дополнить абзацем следующего содержания: «Культурные ценности — движимые предметы, независимо от их происхождения и владельца, являющиеся культурным наследием народа и в качестве таковых представляющие культурный и исторический интерес». Данный абзац в статье логично разместить на предпоследней позиции перед абзацем, раскрывающим понятие коллекции культурных ценностей. Абзац 1 ст. 6 Закона о культурных ценностях следует изложить следующим образом: «Для целей настоящего Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации и нуждающиеся в особом уважении и защите, а именно»… далее текст следует без изменений. Во-вторых, констатация права собственности на предметы, являющие собой культурную ценность, и их идентификация возможны путем введения единого реестра в государстве проживания собственника предмета; в данном реестре целесообразно указать наименование предмета и его основные характеристики (признаки, дефекты, клейма, подписи авторов, заключения экспертов, если таковые имеются, и т. п.), по которым данный предмет можно будет без труда идентифицировать, а также фотографии предмета в различных ракурсах. Информацию, содержащуюся в подобном реестре, следует включить в электронную базу данных и в случае необходимости представлять по запросу таможенных органов. На территории ЕврАзЭС электронная база культурных ценностей может быть составлена для служебного пользования правоохранительными органами, в т. ч. — таможенными. Правовая информированность населения о юридическом режиме культурных ценностей в известных пределах может также проводиться при содействии органов ФТС России. В частности, в текст таможенной декларации вполне допустимо включить пункт о культурных ценностях с указанием об их исторической и собственно культурной значимости. С проблемами ввоза и вывоза культурных ценностей тесно связан вопрос об уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей. Диспозиция статьи 190 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) гласит: «Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации». ——————————— Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Диспозиция приведенной статьи не раскрывает дефиницию «культурные ценности», что создает определенные трудности для правоохранительной деятельности и, прежде всего, таможенных органов.

В ситуации, когда предмет, предположительно представляющий культурную ценность, обнаружен при досмотре ручной клади или багажа в аэропорту, очень сложно оперативно решить юридическую судьбу его обладателя. Думается, что для обеспечения должного правового режима реализации положений ст.

190 УК РФ целесообразно дополнить эту статью примечанием, раскрывающим содержание понятия «культурные ценности», следующего содержания: «Примечание. Для настоящей статьи культурные ценности — движимые предметы, являющиеся культурным наследием народа и в качестве таковых представляющие культурный и исторический интерес».

Правовое регулирование и реализация таможенного контроля ввоза и вывоза культурных ценностей в РФ с учетом предложенных в настоящей статье законодательных нововведений будут отвечать потребностям правоохранительной деятельности органов ФТС России, а также содействовать защите прав и охраняемых законом интересов обладателей предметов, представляющих культурную ценность.

Список литературы:

1. Виртуальная таможня. [Электронный ресурс] URL: http://www. vch. Ru (дата обращения: 08.06.2013). 2. Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. 3. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. N 3. Ст. 54. 4. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон от 15 апр. 1993 г. N 4804-1 (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Российская газета. 1993. 15 мая. 5. О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. N 117 // Бюллетень федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 24. 6. О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Российская газета. 2009. 19 мая. 7. Сергеев А. П. Культурные ценности как правовая категория // Правоведение. 1990. N 4. С. 42 — 52. 8. Таможенный кодекс Таможенного союза (прил. к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 нояб. 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. 9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

——————————————————————

Ссылка на основную публикацию