Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами: думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладать творческим мышлением; обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, «те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века»[6].
Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавание, – была бы ведущей в тандеме «учитель-ученик», чтобы традиционная парадигма образования – «учитель-учебник-ученик» была со всей решительностью заменена на новую парадигму «ученик-учебник–учитель». Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование и развитие сферы образования.
«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.
Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.
Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века»[7].
Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации».
В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования.
Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.
- Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств из местных бюджетов.
- С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной – система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.
- 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте приоритетного национального проекта «Образование».[8]
Хорошее образование – это возможность раньше других увидеть новые горизонты научного, технического, экономического, культурного и иного развития. И этим обеспечить выигрыш в глобальной конкуренции. Приоритетный Национальный проект «Образование» – это возможность заглянуть вперёд и улучшить положение дел в проблемной сфере образовательной деятельности.
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования.
Во-вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Основные направления приоритетного национального проекта «Образование» следующие[9]:
· Классное руководство – дополнительное вознаграждение за классное руководство.
Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб.
в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
· Лучшие учителя – поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.
· Инновационные школы – стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн. руб. каждая.
· Талантливая молодёжь – государственная поддержка талантливой молодежи.
Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей – победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб.
, а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.
· Инновационные программы вузов – стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. Интернетизация образования – информатизация образования.
До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.
· Бизнес-школы мирового уровня – формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов.
В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка современных управленческих кадров мирового уровня.
В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления «Сколково».
С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.
· Учебное оборудование – оснащение российских школ учебным оборудованием.
В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы.
· Школьное питание – обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
· Сельский школьный автобус – поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.
· Модернизация региональных систем образования – государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007–2009 годах получит субсидии из федерального бюджета.
Эти субсидии будут предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.
· Образование военнослужащих-контрактников – организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.
В течение 2006–2007 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву.
В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании.
Кроме того, в рамках данного направления в 2007 году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества.
Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей.
На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.
Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг.
Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.
Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.
Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта – модернизацией региональных систем образования – оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
Таким образом, «направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги»[10].
По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «национальный проект – не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить.
Это логический шаг в развитии реформы образования.
Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены»[11].
Аналитическая часть
Подраздел 1. Общие направления развития системы образования / КонсультантПлюс
Основными направлениями развития системы образования являются:
реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другими регламентирующими деятельность системы образования и принимаемыми в ходе реализации Программы законодательными и нормативными правовыми актами;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации;
разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов;
развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;
развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации, сохранения соответствующего мировому высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений;
защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням — федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальном уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню;
восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;
совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов, а также финансирования научно-исследовательской деятельности организаций системы образования;
расширение форм и методов сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств по поддержанию единого образовательного пространства;
расширение международного сотрудничества и международной деятельности Российской Федерации в области образования;
обеспечение психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз игр и игрушек для детей;
организация выполнения Программы органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Ожидаемыми результатами развития образования являются:
обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;
функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;
возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;
создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ аттестация исключена из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Вопросы, рассматриваемые ранее при аттестации, отнесены к процедуре государственной аккредитации образовательных учреждений.
функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации:
повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;
обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;
укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;
введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;
создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;
реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;
привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях — всех уровней профессионального образования;
реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;
функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;
реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;
расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;
регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
Открыть полный текст документа
Направления развития образовательной системы
Замечание 1
Важнейшей целью современной образовательной системы является подготовка успешного во всех отношениях члена общества, всесторонне развитого, воспитанного, обладающего необходимыми нравственными навыками и компетенциями
Исходя из поставленной цели, основными принципами современной образовательной системы являются:
- Формирование установки на то, что образование – это ядро всей жизненной карьеры человека.
- Индивидуальность образовательной траектории каждого человека, то есть не все знания передаются исключительно от педагога к ребенку, часть из них ребенок должен обязательно усвоить самостоятельно, через жизненный опыт, чтение книг и т.д.
- Ориентир на информатизацию образовательного пространства. Современные условия жизни таковы, что невозможно полноценное существование и деятельность в обществе без навыков пользования разными гаджетами, умения находить необходимую информацию в информационной среде и т.д. Именно поэтому наблюдается изменение в подаче и получения знаний (Интернет ресурсы, мультимедийные средства и т.д.)
- Объем получаемых знаний должен соответствовать уровню восприятия ребенка, а все представляемые знания должны быть актуальны и соответствовать существующей действительности.
- Обновление и совершенствование существующих стандартов образования, разработка и внедрение инновационных образовательных программ.
- Совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений. Таким образом, представленные принципы направлены на развитие и самосовершенствование образовательной системы.
Направления развития ведущих компонентов образовательной системы
Структурными компонентами образовательной системы являются непосредственно образовательный процесс, кадровый состав и управление системой образования.
Согласно стратегической цели развития системы образования, опираясь на указанные принципы, выделяют следующие направления развития образовательного процесса:
- Увеличение выбора образовательных программ, а также открытая возможности их адаптации для конкретного учебного заведения, разработка авторских программ, на основании установленного стандарта.
- Новые направления в регулировании рынка образовательных услуг. Государство значительно ужесточает требования к качеству образовательных программ, а также качеству образования, предоставляемому различными образовательными организациями. С целью осуществления данного контроля государство требует предоставление максимальной отчетности по реализуемым учебным программам и направлениям. Данные требования обязательны для выполнения как государственными, так и частными образовательными организациями.
- Внедрение прозрачной и понятной для всех участников образовательного процесса, системы оценки результатов образования по каждому из направлений (модулей).
- Направления развития и совершенствования педагогических кадров подразумевают «создание» нового педагога, которые включает в себя черты воспитателя, руководителя, консультанта.
Исходя из этого, наблюдаются следующие направления развития образовательной системы:
- Каждое образовательное учреждение должно быть открытым не только для учащихся, но и для педагогов. Каждому педагогу предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в рамках нескольких учебных заведения, принимать участие в семинарах, лекциях и т.д., направленных на повышение его культурного уровня и компетенции. То есть учебное заведение должно быть нацелено на «рост» своих кадров.
- В процессе педагогической деятельности каждый педагог должен в первую очередь проявлять творческий потенциал в реализации воспитательно-образовательного процесса, то есть отойти от принятых ранее шаблонных методов работы с учащими и воспитанниками.
- Организация инновационных педагогических курсов, которые будут способствовать в короткое время обучению, переобучению и подготовке «неэффективных» педагогов, осуществление им адресной поддержки по вопросам повышения квалификации и педагогического мастерства.
- Совершенствование рынка труда преподавателей. Рынок должен изменить свою прежнюю замкнутость, которая имеется на рынках всех интеллектуальных работников иных профессий.
Ведущие направления развития и совершенствования системы управления образованием:
- Создание и внедрение институтов общественного участия в управлении образовательными организациями и осуществлении контроля качества предоставляемого ими образования.
- Осуществление независимой аккредитации системы управления образовательных организаций. Оценка качества управленческих компетенций менеджеров, реализуемых ими программ управления.
- Разработка и осуществление программ по поддержке образовательных организаций. Данные программы необходимо разрабатывать как на федеральном, так и региональном уровне, с учетом особенностей каждой образовательной организации.
- Поддержка слабых образовательных организаций. Осуществляется не только в плане материальной поддержки, но и введение конкурсного управления, внедрение эффективных образовательных программ и т.д.
- Прозрачность, доступность и полнота информации по каждому учебному заведению (его деятельности, реализуемых учебных программ, востребованности выпускников, качеству предоставляемых услуг образования и т.д.).
Таким образом, на сегодняшний день государством разрабатываются стратегические цели направления развития образовательной системы.
Данные направления развитие в первую очередь определяет признание российского образования на международном уровне, качество подготовки кадров среднего и высшего звена.
От этих показателей во многом зависит не только личностное развитие каждого члена общества, но и процветание всего государства в целом.
Приоритетные направления развития образования
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры по их реализации
- На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:
- формирование современной системы непрерывного профессионального образования;
- повышение качества профессионального образования;
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Это обеспечит дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед системой образования проблем.
Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях образовательной системы.
Повышение качества профессионального образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.
Обеспечение доступности качественного общего образования в первую очередь должно быть направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования. Это позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для повышения качества образования, социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи.
Повышение инвестиционной привлекательности системы образования позволит решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования, повысить ее управленческий потенциал, обеспечить развитие ресурсной базы, а также внедрение новых технологий в образовательный процесс.
??Вопрос «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» рассмотрен на заседании Коллегии 04.11.2004 г.
??? Полный текст проекта «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (Документ MS Word, ZIP архив, 162 Кб).
Национальный проект "Образование". Приоритетные направления, сроки реализации и цели
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об одном из 12 нацпроектов — «Образование».
Национальный проект «Образование» является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Его реализация рассчитана на 2019-2024 годы.
Всего в него включены 10 подразделов — федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профобразования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, реализация началась 1 января 2019 года. Куратор нацпроекта — вице-премьер РФ Татьяна Голикова, руководитель — министр просвещения РФ Ольга Васильева.
- Цель нацпроекта — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Он включает в себя несколько целевых показателей, среди которых основные:
- — в 2024 году Россия должна войти в первую десятку по международным исследованиям (в 2018 гоу — 14-е).
- — Россия должна выйти на 10-е место в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов (в 2018 году — 17-е место);
- — охват дополнительным образованием детей в возрасте 5-18 лет должен составлять 80% (в 2018 году — 71%);
- — численность обучающихся, вовлеченных в общественную и волонтерскую деятельность, — 8,8 млн (в 2018 году — 1,8 млн).
В его рамках планируется обновить материально техническую базу в средних школах, ввести в строй новые школы в сельской местности, внедрить во всех регионах модель цифровой образовательной среды (должна быть утверждена в 2019 году), полностью ликвидировать обучение в третью смену (в 2019-2021 годах).
Создать во всех 85 субъектах РФ центры выявления, поддержки и развития способностей у детей по примеру образовательного центра «Сириус» (Сочи, Краснодарский край). Внедрить во всех регионах программы профобучения по наиболее востребованным профессиям на уровне, соответствующем WorldSkills.
Запустить федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (2019). Обеспечить вовлечение в различные формы сопровождения и наставничества не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций (2020-2024).
Повсеместно внедрить систему аттестации руководителей общеобразовательных организаций (2020).
Не менее 30 ведущих российских университетов, получающих господдержку, должны не менее двух лет подряд входить в топ-1000 международных рейтингов и в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого международного рейтинга (2024), не менее 60 университетов — реализовывать как минимум пять образовательных программ, прошедших международную аккредитацию (2024).
Всего на реализацию нацпроекта «Образование» планируется потратить 784,5 млрд руб., из них на проект «Современная школа» — 295,1 млрд руб. Из федерального бюджета будет направлено 723,3 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд руб., из внебюджетных источников — 15,4 млрд руб.
Основные направления работы в системе образования на новый учебный год
Итоги прошедшего учебного года и основные направления работы на новый учебный год обсудили на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Совещание прошло под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.
Министр напомнил, что 21 июля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О национальных целях развития на период до 2030 года». В зону ответственности Министерства просвещения входит сфера самореализации и развития талантов.
Министр подчеркнул важность стратегических задач, одной из которых является вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
«Нам нужно навести порядок в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров и учителей: это и унификация программ, и использование результатов оценочных процедур в повышении квалификации учителей», – информировал Сергей Кравцов.
Следующим моментом, связанным с вхождением в десятку, министр назвал максимально объективное проведение оценочных процедур – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Ещё одной из стратегических задач, обозначенных Президентом России, названо воспитание. 21 мая Президент предложил внести поправки в закон об образовании в части организации воспитательной системы.
«Речь не идёт о какой-то дополнительной бюрократической нагрузке, речь идёт о систематизации той большой работы по воспитанию наших школьников. В этой части мы сегодня готовим новый нацпроект, он финансово обеспечит реализацию данного закона», – сказал Сергей Кравцов.
Говоря о Цифровой образовательной среде, Министр ещё раз сообщил, что переход на дистанционный формат был вынужденной мерой и «речь идёт не о замене традиционного классического обучения на дистанционное обучение, а о том, чтобы в рамках ЦОС помогать школе в организации традиционного обучения и решении имеющихся проблем».
О грядущих изменениях в развитии системы среднего профессионального образования рассказал первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко.
«Одним из ключевых вопросов федеральной повестки является синхронизация региональных систем СПО и кадровых потребностей экономики субъектов Российской Федерации. Акцент будет сделан на гибкости подходов, позволяющих оперативно реагировать на изменения структуры и содержания экономики, рынка труда с учётом специфики каждого из регионов Российской Федерации», – пояснил он.
По его словам, успешность нововведений в СПО, перехода на новые формы оценки, введения образовательных инноваций во многом зависит от педагогических и управленческих кадров, от их уровня профессиональных компетенций, возможностей для непрерывного и планомерного повышения квалификации.
«В этом году повышение квалификации должны пройти не менее 5 000 человек по 120 компетенциям. До 2024 года повышение квалификации должны пройти не менее 35 000 человек, при этом не менее 10 000 из них будут сертифицированы в качестве экспертов WorldSkills», – сообщил он.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева в рамках совещания обозначила цифровую образовательную среду как инструмент для предстоящей работы.
О стратегии развития высшего педагогического образования рассказал заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк.
«Одно из важнейших направлений – формирование целостного образовательного пространства регионов, координация взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных организаций разного уровня: это и педагогические университеты, и колледжи, и институты повышения квалификации. Мы разработали карту взаимодействия педвузов с регионами», – сказал он.
Замминистра просвещения сообщил, что в рамках исполнения поручения Президента с 1 сентября начинают осуществляться выплаты за классное руководство, также начнёт работать горячая линия по вопросам выплат.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов разъяснил моменты, связанные с разработкой программ воспитания с нового учебного года.
«С сентября 2020 года образовательные организации должны будут постепенно организовывать работу по разработке и внедрению рабочих программ воспитания. А с 1 сентября 2021 года внедрение примерных программ станет обязательным для всех образовательных организаций», – сказал он.
В рамках развития инклюзивного образования и поддержки коррекционных школ и детских садов стоит задача обновления инфраструктуры.
«В рамках федерального проекта «Современная школа» предусмотрено материально-техническое обеспечение и реализация предмета «Технология» и проведение коррекционных занятий, а также реализация дополнительного образования. В 2020 году в проект включены 130 школ из 81 региона», – сказал Денис Грибов.
Подводя итоги совещания, министр просвещения Сергей Кравцов особо подчеркнул, что именно благодаря труду педагогов российская система образования достойно выдержала сложный период вынужденного перехода на дистанционное обучение и получила высокую оценку зарубежных коллег. Он добавил, что и в новом учебном году все усилия будут направлены на поддержку педагогов.