Федеральный закон от 08.04.2002 n 35-фз «об исполнении бюджета пенсионного фонда российской федерации за 2000 год»

Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год

Российская федерация

Федеральный закон

Об исполнении бюджета Пенсионного фондаРоссийской Федерации за 2000 год

Принят Государственной Думой                              13 марта 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                   29 марта 2002 года

Статья 1. Утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) за 2000 год по доходам в сумме 439 378,02 млн. рублей и по расходам в сумме 341 056,16 млн. рублей.

Статья 2. Утвердить исполнение доходной части бюджета Фонда, сформировавшейся за счет денежных поступлений из следующих источников:

(млн. рублей)

Переходящий остаток денежных средств Фонда на 1 января 2000 года 8 097,49
Страховые взносы 355 981,99
Мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд 19 989,50
Суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поступающие в Фонд 3 143,93
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации 142,97
Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплаты государственных пенсий и пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, всего 26 800,35
из них:
выплаты государственных пенсий и пособий, финансирование расходов на выплаты государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на государственную пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд, финансирование мероприятий в соответствии с Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, а также финансирование расходов на их доставку и пересылку 24 957,26
погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом по расходам на выплату пенсий и пособий за 1997 год 1 141,50
погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом по расходам на выплату пенсий и пособий за 1998 год 701,59
Средства, вырученные от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 года № 130 «О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским союзом» исходя из объемов, определенных Федеральным законом «О  бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год», направляемые в Фонд на выплату государственных пенсий и пособий 8 702,21
Поступления от продажи облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом 11 459,76
Прочие поступления 4 710,68
Средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения Российской Федерации по расходам на выплаты досрочных пенсий безработным гражданам 229,92
Погашение задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом по выплатам досрочных пенсий безработным гражданам, образовавшейся на 1 января 2000 года 53,63
Возмещение расходов на содержание единых пенсионных служб из средств бюджетов субъектов Российской Федерации  65,59

Статья 3. Утвердить расходы Фонда на следующие цели:

(млн. рублей)

Выплаты трудовых пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О  государственных пенсиях в Российской Федерации» 299 503,28
из них:
выплаты пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на государственную пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд 10 847,10
дополнительные расходы на выплаты трудовых пенсий, связанные с повышением размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране с 1 мая 2000 года до 0,8, с 1 августа 2000 года до 0,95 и с 1 ноября 2000 года для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1,2 24 322,05
выплаты досрочных пенсий безработным гражданам 229,92
выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 года № 1709 «О  единовременной компенсационной выплате пенсионерам» 1 965,38
Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов 110,71
Выплаты государственных пенсий гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим на постоянное место жительства за границу 59,58
из них:
пенсии, установленные в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4461-I «О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу» 20,68
Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения 0,88
Выплаты социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям пенсий за счет страховых взносов 1 354,28
Расходы на доставку и пересылку государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет страховых взносов 4 288,74
Выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 года № 1709 «О  единовременной компенсационной выплате пенсионерам», финансирование мероприятий в соответствии с Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы    в     Великой    Отечественной     войне 1941 — 1945 годов, осуществляемые Фондом на возвратной основе 21 639,89
Выплаты пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, осуществляемые Фондом на возвратной основе 3 780,95
Расходы на доставку и пересылку государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляемые Фондом на возвратной основе 378,56
Выплаты пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части, превышающей три с половиной минимального размера пенсии по старости, финансируемых за счет страховых взносов, фактически поступающих по дополнительному тарифу 139,98
Содержание органов Фонда 2 373,40
Расходы на содержание единых пенсионных служб, финансируемые Фондом за счет средств субъектов Российской Федерации 166,10
Подготовка и переподготовка кадров 14,23
Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, организация и ведение банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Фонд, поддержание автоматизированной информационной системы Фонда 1 546,22
из них:
капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета 240,63
Расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования 1,85
Финансирование расходов, связанных с улучшением условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, за счет осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Фондом 2 964,42
Погашение кредитов и ссуд 424,00
Прочие расходы 2 309,09
из них:
финансирование региональных программ социальной защиты населения 562,70
социальное развитие Фонда 1 494,99 

Установить размер переходящего остатка денежных средств Фонда на 1 января 2001 года в сумме 98 321,86 млн. рублей, из них в сумме 1 525,08 млн.

 рублей, образовавшейся за счет средств, полученных от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд сверх установленных Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год», и в сумме 78,44 млн.

 рублей, образовавшейся за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Статья 4. Установить размер остатка средств в государственных ценных бумагах и ценных бумагах кредитных организаций, принятых Фондом в качестве платежного средства в счет погашения недоимки по страховым взносам и начисленным пеням организаций, заключивших соответствующие соглашения с Фондом, по состоянию на 1 января 2000 года в сумме 14 747,6 млн. рублей.

Установить размер переходящего остатка средств в государственных ценных бумагах и ценных бумагах кредитных организаций по состоянию на 1 января 2001 года в сумме 4 849,83 млн. рублей.

Статья 5. Установить размер просроченной задолженности плательщиков страховых взносов перед Фондом по состоянию на 1 января 2001 года в сумме 154 196,00 млн. рублей.

Статья 6.

 Установить размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом по расходам на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных пенсий и пособий, доставку и пересылку всех видов государственных пенсий и пособий, осуществляемым Фондом на возвратной основе, с учетом расходов на обслуживание привлеченных кредитов банков по состоянию на 1 января 2001 года в сумме 7 633,55 млн. рублей, включая задолженность за 2000 год в сумме 842,14 млн. рублей.

Обеспечить в 2002 году погашение некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом за 2000 год в сумме 842,14 млн. рублей.

Статья 7.

 Установить размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом за 1999 год по расходам на выплату государственных пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд, и подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации финансированию за счет ассигнований из федерального бюджета, в сумме 8 931,96 млн. рублей.

Читайте также:  Статья 37. право на инспекцию по лизинговой сделке

Статья 8. Провести реструктуризацию задолженности, указанной в статьях 6 и 7 настоящего Федерального закона, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Погашение реструктурированной задолженности осуществляется начиная с 2003 года.

Статья 9. Признать задолженность Фонда перед федеральным бюджетом по состоянию на 1 января 2000 года по ранее выданным Фонду в соответствии с договорами (соглашениями) на возвратной основе бюджетным ссудам в сумме 1 718,9 млн. рублей.

Статья 10. Считать задолженность Фонда перед федеральным бюджетом по бюджетным ссудам, указанную в статье 9 настоящего Федерального закона, погашенной согласно статье 1401 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год».

Статья 11. Считать задолженность федерального бюджета перед Фондом по расходам на выплату пенсий и пособий за 1997 год в сумме 1 141,50 млн. рублей погашенной согласно статье 2 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Считать задолженность федерального бюджета перед Фондом по расходам на выплату пенсий и пособий за 1998 год в сумме 701,59 млн. рублей погашенной согласно статье 2 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Установить размер некомпенсированной задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом по расходам на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации досрочных пенсий безработным гражданам по состоянию на 1 января 2001 года в сумме 5,93 млн. рублей.

Обеспечить погашение указанной некомпенсированной задолженности за счет остатка средств бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по состоянию на 1 января 2001 года.

Статья 14. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  • Президент Российской Федерации                               В.Путин
  • Москва, Кремль
  • 8 апреля 2002 года
  • № 35-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 197-ФЗ"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год"

Принят Государственной Думой 25 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Статья 1. Утвердить бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) на 2003 год по расходам в сумме 864 898,3 млн. рублей и по доходам в сумме 822 841,4 млн. рублей

Установить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в 2003 году согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону. На покрытие дефицита бюджета Фонда направить часть средств резерва бюджета Фонда (далее — резерв бюджета), предусмотренного статьей 2 настоящего Федерального закона, в сумме 42 056,9 млн. рублей.

Статья 2. Создать с 1 января 2003 года резерв бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации

  • Установить размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2003 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2003 года, за исключением средств пенсионных накоплений, включающих в себя страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в 2002 году, а также чистый финансовый результат, полученный от временного размещения указанных страховых взносов.
  • Установить размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2004 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2004 года, за исключением средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2004 года.
  • Средства резерва бюджета сверх сумм, направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда, установленного настоящим Федеральным законом, считать временно свободными средствами бюджета Фонда (далее — временно свободные средства).

Статья 3. Установить, что Фонд вправе в 2003 году:

  1. размещать временно свободные средства в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
  2. осуществлять продажу активов, приобретенных на временно свободные средства, в случае образования текущего дефицита бюджета Фонда.
  3. Средства, полученные от размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета.

Статья 4. Установить, что доходы бюджета Фонда на 2003 год формируются за счет следующих источников:

  • сумм единого социального налога, поступающих из федерального бюджета, — в объеме, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год»;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, — по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, — по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в размере, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год»;
  • средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, включая расходы на их доставку, — в объеме, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год»;
  • средств, передаваемых в Фонд из целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии, — в размере, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год»;
  • страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, — по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • доходов от размещения временно свободных средств;
  • доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • прочих доходов, подлежащих зачислению в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Учесть в бюджете Фонда на 2003 год поступления доходов по основным источникам в размере согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону

Статья 6. Утвердить структуру расходов бюджета Фонда на 2003 год (без учета затрат на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда) согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону

Утвердить структуру расходов на пенсионное обеспечение на 2003 год согласно приложению 3.1 к настоящему Федеральному закону.

Статья 7. Установить, что в 2003 году финансирование расходов на пенсионное обеспечение осуществляется в пределах расходов, утвержденных статьей 6 настоящего Федерального закона, исходя из следующих показателей индексации пенсий:

  1. размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца индексируются с учетом темпов роста инфляции, но не менее чем на 11,3 процента за 2003 год;
  2. размер страховой части трудовой пенсии индексируется исходя из уровня роста цен за соответствующие периоды, установленные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации страховой части трудовой пенсии, но не менее чем на 11,3 процента за 2003 год.
  3. Расходы на дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2003 года определены исходя из его расчетного увеличения на 11,2 процента.

Статья 8. Установить, что в 2003 году финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии производится Фондом за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, финансирование расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для выплаты государственных пенсий и пособий

Статья 9. Утвердить размер средств федерального бюджета, направляемых в 2003 году в Фонд на выплату пенсий и пособий, финансирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также на погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом за прошлые периоды, в сумме 50 321 897,8 тыс. рублей, из них:

на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению и пособий в 2003 году военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, выплат социальных пенсий, выплат в соответствии с предоставленными льготами по пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним гражданам, а также гражданам, пострадавшим в результате других радиационных и техногенных катастроф, выплат дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы — участникам Великой Отечественной войны, на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 года N 744 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 578 и от 6 июля 2001 г. N 518», на финансирование социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, а также расходов на их доставку в сумме 48 467 777,8 тыс. рублей;

Читайте также:  Статья 24. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации

на финансирование выплат ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих, пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим и дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций», а также расходов на их доставку в сумме 880 620,0 тыс. рублей;

на погашение задолженности перед Фондом за 2001 год по расходам на выплату пенсий и пособий, выплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сумме 473 500,0 тыс. рублей;

на погашение части задолженности, установленной статьями 6 и 7 Федерального закона от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год», подлежащей реструктуризации и погашению начиная с 2003 года, в сумме 500 000,0 тыс. рублей.

Статья 10. Установить, что в 2003 году финансирование расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, включая расходы на их доставку, осуществляется Фондом за счет средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд Министерством труда и социального развития Российской Федерации

Статья 11. Установить норматив оборотных денежных средств бюджета Фонда на начало каждого месяца в размере 50 процентов объема расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце. Средства в размере норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда не включаются в состав временно свободных средств

Статья 12. Утвердить структуру расходов бюджета Фонда на 2003 год на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону

Установить, что Фонд вправе использовать образующуюся в ходе исполнения бюджета Фонда экономию по отдельным статьям экономической классификации расходов по другим статьям экономической классификации расходов.

Статья 13. Установить, что страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в Фонд в 2002 году и временно размещенные в государственные ценные бумаги Российской Федерации, а также чистый финансовый результат, полученный от временного размещения указанных страховых взносов, образуют остаток средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2003 года

Установить, что средства пенсионных накоплений, включающие в себя страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в Фонд в 2002 году, а также чистый финансовый результат, полученный от временного размещения указанных страховых взносов, передаются в 2003 году на размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Утвердить доходы и расходы бюджета Фонда, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, на 2003 год согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.

Статья 14. Установить, что фактически поступившие в 2003 году страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, учитываются в целом по Российской Федерации на отдельном централизованном счете

Указанные средства направляются на финансирование расходов на выплату доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходов на ее доставку.

Размер доплаты к пенсии устанавливается Фондом ежеквартально исходя из суммы фактически поступивших в целом по Российской Федерации страховых взносов по дополнительному тарифу за предшествующий квартал.

Статья 15. Установить, что фактически поступившие в 2003 году средства из целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, включая расходы Фонда на организацию работы по обеспечению выплаты указанного дополнительного обеспечения, учитываются в целом по Российской Федерации на отдельном лицевом счете

Значение внебюджетных фондов

Второе звено финансовых ресурсов — внебюджетные спе­циальные фонды. В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды произ­водственного назначения.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать раз­витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни­тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогно­зируемого на длительный период источника денежных средств, ис­пользуемых для финансирования конкретных социальных потребно­стей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных ре­гиональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление до­ходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе пуб­личных финансов во всех развитых странах мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач.

Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством.

В современных условиях внебюджетные фонды представляют со­бой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интере­сов отдельных социальных групп населения, решения конкретных за­дач экономического характера.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

• выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

• формирование фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии по­ложительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, зай­мов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут так­же привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая фор­ма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических по­требностей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные.Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые — в распоряже­нии органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социальногоназначе­ния (их иногда называют фонды социального страхования) и экономи­ческие фонды.Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры явля­ются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кре­дитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополни­тельных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государ­ство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать госу­дарственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве свое­образного «кредитора» государственных бюджетов.

Читайте также:  Статья 46 БК РФ. Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде (действующая редакция)

Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социально­го назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

  • В Российской Федерации к фондам социального назначения от­носятся:
  • (1) Пенсионный фонд РФ (ПФ);
  • (2) Фонд социального страхования РФ (ФСС);

(3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государствен­ный фонд занятости населения РФ (ГФЗН).

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоро­вья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.

Предельный объем субвенций бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и пособий, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также на доставку и пересылку пенсий установлен в 2004 году в размере 59499,2 млн. рублей, в том числе 1757,2 млн.

рублей на погашение задолженности федерального бюджета по финансированию выплаты пенсий перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, фактически сложившейся в 2002 году, 500,0 млн.

рублей на погашение реструктурированной задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год».

Пенсионный фонд РФбыл образован постановлением Верховно­го Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Он является самостоятельным финансово-кредитным учре­ждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собст­венностью Российской Федерации.

Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Второе звено финансовой системы — внебюджетные спе­циальные фонды.В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды произ­водственного назначения.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать раз­витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни­тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений рабо­тающего и нетрудоспособного населения.

Сложившаяся в России де­мографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на рабо­тающее население.

В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаб­лению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правле­нием, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъ­ектах Российской Федерации органами оперативного управления яв­ляются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделени­ях и уполномоченных Отделениях Пенсионного фонда. Финансовое положение Пенсионного фонда к 2004 г. значительно укрепилось. В 2003—2004 гг. неоднократно производилось увеличение пенсий.

  1. Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:
  2. • единство государственного пенсионного страхования в РФ;
  3. • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  4. • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  5. • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
  6. • соответствие сведений о суммах страховых взносов, представ­ляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведени­ям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страхо­вых взносов;
  7. • осуществление индивидуального учета в процессе всей трудо­вой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каж­дому застрахованному лицу страховое свидетельство государственно­го пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкет­ные данные.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и дей­ствует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финан­сово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

  • Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения яв­ляются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:
  • • обеспечение гарантированных государством пособий по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также со­циального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслужива­ние работников и их детей;
  • • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социально­го страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обяза­тельного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г.

№ 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 янва­ря 1993 г.

(Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.)

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гаран­тий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в фи­нансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхо­вание осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обяза­тельном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной ча­стью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и^ лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февра­ля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного меди­цинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Госу­дарственный фонд занятости населения РФ.Он был образован в со­ответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занято­сти населения в Российской Федерации».

Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оператив­ном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости на­селения и подведомственных ему территориальных органов.

Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды заня­тости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

  1. Основными функциями Фонда занятости являлись:
  2. • профессиональная подготовка и переподготовка граждан, вклю­чая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;
  3. • выплаты пособий по безработице, а также оказание материаль­ной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гра­жданам;
  4. • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;
  5. • организация общественных работ.

К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федера­ции относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.

Они создают­ся на федеральном уровне по решению органов Федерального Соб­рания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представитель­ных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию