Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Современное состояние развития в России экономических отношений и фондового рынка, в частности, предусматривает создание и соблюдение правил лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Лицензия выдается уполномоченным органом государственной власти и представляет собой соответствующим образом оформленный документ, разрешающий заниматься лицензионным видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая профессиональную деятельность с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований.

Лицензированию подлежат все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Участник рынка ценных бумаг приобретает юридический статус профессионального участника, если он получает лицензию на осуществление того или иного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), которая выдаёт лицензию ПУ РЦБ на каждый вид деятельности. Наряду с этим органом лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг проводит Центральный банк России.

  • Существует три вида лицензий на рынке ценных бумаг:
  • 1) лицензия профессионального участника на рынке ценных бумаг (выдаётся на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли);
  • 2) лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • 3) лицензия фондовой биржи.
  • ПУ РЦБ может получить лицензию не на один вид профессиональной деятельности, а сразу на несколько видов, совмещение которых допускается по закону. В настоящее время разрешены следующие варианты совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (таблица 3):
  • 1) брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность;
  • 2) клиринговая деятельность и депозитарная деятельность;
  • 3) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность.
  • Таблица 3 – Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг
Вид деятельности Брокерская Дилерская По управлению ценными бумагами Клиринговая Депозитарная По ведению реестра По организации торговли на РЦБ
Брокерская х + + +
Дилерская + х + +
По управлению ценными бумагами + + х +
Клиринговая х + +
Депозитарная + + + + х
По ведению реестра х
По организации торговли на РЦБ + х

Деятельность по ведению реестра является исключительной и не может совмещаться ни с какими другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

  1. При первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдаётся лицензия со сроком действия 3 года, после окончания которого выдаётся лицензия на бессрочной основе.
  2. Соискатель лицензии для её получения должен соответствовать лицензионным требованиям.
  3. Лицензионные требования – условия, выполнение которых позволит участнику рынка получить необходимую лицензию. К ним относятся:
  4. – соблюдение законодательства РФ о ценных бумагах;
  5. –0соответствие собственных средств участника нормативам достаточности собственных средств, установленным законодательством РФ;
  6. –0соответствие работников профессионального участника квалификационным требованиям;
  7. –0соответствие квалификационным требованиям работников профессионального участника, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

  • – наличие у лицензиата не менее 1 контролёра, для которого работа у лицензиата является основным местом работы;
  • – наличие у единоличного исполнительного органа лицензиата опыта руководства отделом или иным подразделением ПУ РЦБ, саморегулируемой организации или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не менее 1 года (не касается кредитных организаций);
  • – отсутствие судимости за преступления в сфере экономической деятельности и (или) преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, руководителя и контролёра лицензиата;
  • Если ПУ РЦБ совмещает брокерскую, дилерскую и деятельность по управлению ценными бумагами, он также обязан иметь не менее 1 работника по каждому из указанных видов профессиональной деятельности и не менее 1 работника по ведению внутреннего учёта операций с ценными бумагами.
  • ПУ РЦБ, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, дополнительно обязан соответствовать следующим лицензионным требованиям:
  • – наличие программно-технического обеспечения, соответствующего требованиям законодательства РФ о ценных бумагах;
  • – наличие самостоятельного структурного подразделения, отвечающего за обеспечение надлежащего режима работы с коммерческой, служебной и иной информацией;
  • – наличие самостоятельного структурного подразделения, отвечающего за листинг (делистинг) ценных бумаг;
  • – наличие биржевого совета;
  • – наличие у фондовой биржи по истечении 6 месяцев с момента получения лицензии не менее 75 профессиональных участников рынка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.
  • ПУ РЦБ, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, помимо основных лицензионных требований, должен соответствовать также следующим условиям:
  • – владение одним акционером не более чем 20% акций каждой категории;
  • – наличие по истечении 6 месяцев с даты получения лицензии не менее 50 договоров с эмитентами, для ведения реестров владельцев ценных бумаг.
  • – уставный капитал регистратора не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых он осуществляет или предполагает осуществлять.

Одним из основных лицензионных требований является соблюдение требований к размеру собственных средств (капитала). Этот показатель является величиной, рассчитываемой на основе данных бухгалтерского баланса.

Собственные средства ПУ РЦБ определяются как сумма:

– уставного капитала;– добавочного капитала;– резервного капитала;– фонда социальной сферы;– целевых поступлений (для некоммерческих организаций);– нераспределённой прибыли прошлых лет;– нераспределённой прибыли отчётного периода за вычетом:– непокрытого убытка прошлых лет;– непокрытого убытка отчётного года;– нематериальных активов по остаточной стоимости;– незавершённого строительства по остаточной стоимости;– векселей к получению;– собственных акций выкупленных у акционеров;– задолженности учредителей по оплате уставного капитала;– запасов;– дебиторской задолженности;– балансовой стоимости имущества, являющегося предметом залога;–0балансовой стоимости финансовых вложений в организации, в уставном капитале которых ПУ РЦБ принадлежит более 10 % акций; – балансовой стоимости финансовых вложений в уставный капитал участников ПУ РЦБ;– балансовой стоимости финансовых вложений организации, которые ликвидированы или признаны несостоятельными (банкротами); – дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 90 дней после отчётной даты, если она просрочена или пролонгирована;– балансовой стоимости эмиссионных ценных бумаг российскихэмитентов, выпуски которых не зарегистрированы.В настоящее время установлены следующие нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих:

  1. 1) дилерскую деятельность и (или) брокерскую деятельность и (или) деятельность по управлению ценными бумагами – 35 млн руб.;
  2. 2) депозитарную деятельность, не связанную с деятельностью расчётного депозитария или с деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, – не менее 60 млн руб.;
  3. 3) деятельность расчётного депозитария – 250 млн руб.;
  4. 4) деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов – 80 млн руб.;
  5. 5) деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг0– 100 млн руб.;
  6. 6) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг – 80 млн руб.;
  7. 7) деятельность фондовой биржи – 150 млн руб.
  8. Норматив достаточности собственных средств управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, – 80 млн руб.
  9. В случае расчёта собственных средств (капитала) кредитных организаций, являющихся ПУ РЦБ, он осуществляется в порядке, установленном Центральным банком РФ с учётом обязательных экономических нормативов.
  10. Для получения лицензии участник рынка ценных бумаг должен представить в орган лицензирования необходимые документы (заявление, характеристику его коммерческой деятельности, копии учредительных документов и многие другие), на основании которых может быть принято решение о возможности выдачи ему соответствующей лицензии, и внести плату за лицензирование (лицензионный сбор) в установленном размере.
  11. В случае отказа в выдаче лицензии единовременный лицензионный сбор не возвращается, а при повторном рассмотрении заявления взимается вновь.

Установленные размеры собственного капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг должны соблюдаться ими в течение всего срока действия лицензии.

Решение о предоставлении лицензии должно быть принято в течение 30 дней. После того как все формальности процедуры лицензирования будут выполнены, организации, получившие статус ПУ РЦБ, включаются в Единый реестр.

  • Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:
  • — предоставление недостоверной информации,
  • — несоответствие соискателя установленным требованиям.
  • Приостановление действия выданной лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения в течение 1 года профессиональным участником законодательства РФ о ценных бумагах на срок до 6 месяцев.
Читайте также:  Статья 5. ставки налога

В этом случае ПУ РЦБ запрещено осуществлять соответствующий вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии.

Участник обязан в течение 3 рабочих дней с момента прекращения осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности письменно уведомить клиентов о приостановлении действия лицензии и по требованию клиента немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг.

  1. При устранении участником рынка указанных нарушений он обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие их устранение не позднее, чем за 15 рабочих дней до дня окончания срока приостановления действия лицензии (в противном случае лицензия будет аннулирована), после чего лицензирующий орган рассматривает вопрос и принимает решение о возобновлении действия лицензии.
  2. Случаи аннулирования лицензии:
  3. – неоднократно нарушение законодательства РФ в течение одного года;
  4. – неуплата государственной пошлины за предоставление лицензии в течение 3 месяцев с даты решения о выдаче лицензии;
  5. – аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций – для кредитных организаций;
  6. – по инициативе лицензиата.

Правилами лицензирования предусмотрено соответствие претендента на получение лицензии ПУ РЦБ ещё одному условию. Оно касается соблюдения квалификационных требований специалистами, в обязанности которых входит выполнение функций, непосредственно связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

  • Аттестация персонала ПУ РЦБ осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам путем проведения (приёма) двух квалификационных экзаменов (базового и специализированного), присвоения квалификации и выдачи квалификационного аттестата, а также проверки соответствия квалификации специалистов требованиям, установленным Положением о специалистах финансового рынка.
  • Успешная сдача базового квалификационного экзамена является основанием для допуска соискателя к сдаче специализированного квалификационного экзамена, после успешно сдачи которого соискателю присваивается квалификации «специалист финансового рынка».
  • Базовый квалификационный экзамен представляет собой тест экзаменационных вопросов на общее знание нормативных правовых актов, регулирующих финансовые рынки, и умение производить несложные расчёты с использованием инструментов таких отраслевых научных дисциплин, как математическая экономика, экономическая статистика, экономический и финансовый анализы.
  • ФСФР осуществляет проведение (приём) следующих специализированных квалификационных экзаменов:
  • 1) экзамен первой серии – для специалистов по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами;
  • 2) экзамен второй серии – для специалистов по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговой деятельности;
  • 3) экзамен третьей серии – для специалистов по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • 4) экзамен четвёртой серии – для специалистов по депозитарной деятельности;
  • 5) экзамен пятой серии – для специалистов по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • 6) экзамен шестой серии – для специалистов по деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
  • Специализированный квалификационный экзамен представляет собой тест экзаменационных вопросов на углублённое знание нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую специализацию в области финансового рынка.

Все квалификационные экзамены проводятся в один этап. Длительность базового квалификационного экзамена и экзамена пятой серии не может превышать 120 минут. Длительность экзаменов первой – четвёртой и шестой серий не может превышать 60 минут.

  1. Сдавшим квалификационный экзамен считается соискатель, набравший при сдаче квалификационного экзамена от 80 до 100 баллов.
  2. ФСФР ведёт Реестр выданных квалификационных аттестатов для учёта и контроля данных об аттестованных лицах и полученных ими аттестатах.
  3. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Кто такие профессиональные участники рынка ценных бумаг?

2. В чём особенности брокерской деятельности?

3. Чем отличается дилерская деятельность от брокерской?

4. В чём особенности клиринговой деятельности?

5.0Кто вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг?

6. В чём особенности депозитарной деятельности?

7. Какую информацию должны предоставлять клиентам организаторы торговли ценными бумагами?

8. В чём заключается особая роль финансовых консультантов?

9. Какие функции выполняет фондовая биржа?

10. Кто осуществляет лицензирование ПУ РЦБ?

11. Какие существуют виды лицензии на рынке ценных бумаг?

12. Как осуществляется аттестация специалистов ПУ РЦБ?

Цб изменил правила раскрытия эмитентами информации

  • Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
  • Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
  • 13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии.

При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

  • «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
  • «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
  • «Система комплексного раскрытия информации и новостей»;
  • «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
  • «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ[4], Федресурс[5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом[6];
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи[7];
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения[8].

Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность[9].

Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.

Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].

После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).

Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

Читайте также:  Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.

С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].

Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21]. Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года

[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Профессиональным участником рынка ценных бумаг называют юрлицо или частного специалиста  — субъекта, который совершает куплю-продажу акций, облигаций, валюты. Участники делятся на три большие группы: эмитенты, агенты и инвесторы.  Первые осуществляют эмиссию активов, вторые предоставляют посреднические и сопутствующие услуги, третьи инвестируют денежные активы в ценные бумаги.

Брокер — это профессиональный участник на рынке ценных бумаг, совершающий закупку и торговлю с привлечением собственных или клиентских капиталов.

Когда операции с акциями совершаются от имени заказчика, все сделки проводятся за его счёт. Операции различаются по характеру. В зависимости от этого, договор предусматривает несколько видов взаимодействия: брокер исполняет функции комиссионера, поверенного или доверенного субъекта.

Дилером называют профессионального участника на рынке ценных бумаг, торгующего активами от собственного имени, такого, который распоряжается своими средствами. Такой участник имеет статус юрлица. Деятельность состоит в следующем: дилер открыто называет продажную и покупную стоимость активов, при этом обязуется совершить операции по названной стоимости.

Кроме стоимости лотов, дилер может озвучивать и другие значимые критерии сделки, а именно:

  • срок действия предложения;
  • минимальное и максимальное количество акций, участвующих в сделке;
  • другие условия.

Управляющим называют лицо, оказывающее услуги доверительного управления активами. Профессиональный участник на рынке ценных бумаг совершает сделки с облигациями, акциями, иными типами капитала, включая деньги. Заказчик доверяет указанное имущество управляющему с целью инвестирования. В рамках доверительной торговли можно совершать скупку и продажу.

Депозитарии работают на основании заключённого соглашения.

Они оказывают услуги, касающиеся ценных бумаг и их хранения: проводят расчёты по сделкам, сопровождают переход права владения акциями и облигациями.

Отдельный вид деятельности — ведение реестра тех, кто является владельцем активов. Держатели реестра — регистраторы. Их функция заключается в поддержании сведений в актуальном состоянии.

Держатель собирает информацию, анализирует её, обрабатывает, затем заносит в реестр. Право на такую деятельность есть только у юрлиц.

По требованию держатель предоставляет информацию собственникам акций, облигаций, иных бумаг.

Есть ограничение на торговлю: если в реестре есть сведения о собственниках акций какого-либо эмитента, торговать ими регистратор не вправе.

Данные, которые содержатся в перечне:

  • сведения о владельцах;
  • количество ценных бумаг, принадлежащих каждому;
  • подробные характеристики активов (номинальная стоимость, категория).

Сведения могут предоставляться в электронном и бумажном варианте.

Перечень работ, выполняемых в рамках этого вида деятельности:

  • ведение специального журнала, в котором фиксируются входящие и исходящие документы;
  • контроль счетов лиц, ранее внесённых в реестр;
  • ведение журнала с данными о совершённых операциях;
  • учёт сертификатов на облигации и акции;
  • сохранение всей первичной отчётности, на основании которой в перечень вносятся изменения.

Клиринговые компании тоже относятся к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

В функции таких организаций входит работа с данными, касающимися финансовых потоков. Компания собирает данные о контрагентах и их обязательствах, проводит расчёты и сверку.

Виды деятельности клиринговой компании:

  • контроль операций купли-продажи бумаг на биржевых торгах;
  • ведение отчётности по совершённым сделкам;
  • распределение взаимных долгов и ответственности контрагентов;
  • проведение взаиморасчётов по заключаемым договорам.

Клиринг классифицируется по нескольким признакам: централизованный и нецентрализованный, простой и многосторонний, межбанковский, валютный, товарный и биржевой.

Простой клиринг — такой, в котором количество профессиональных участников рынка ценных бумаг не более двух. В многостороннем их бывает больше.  Централизованный К.  подразумевает, что расчёты проводятся с и использованием счетов клиринговой компании. Он характерен для биржевой деятельности.

Нецентрализованный клиринг подразумевает ведение расчётов с помощью счетов сторонних компаний.

Основная функция клиринга — сократить использование наличных денег, чтобы минимизировать расходы на их перевозку и сохранение. Акцент делается на безналичный расчёт.

В общем случае услуга клиринга состоит из 4 этапов. Сначала профессиональными участниками рынка ценных бумаг заключается сделка. Затем проверяются условия. Третий этап — определение того, куда должны направиться деньги. На заключительной стадии выполняются взаиморасчёты.

Клиринговые расчёты проводятся двумя способами: классическим и авансовым. Классический подразумевает, что данные о сальдо на счёте каждого члена палаты подсчитываются и передаются в ЦБ. В самой палате остатки на транзитных счетах участников всегда нулевые. Это удобно, потому что Центробанк всегда может обеспечить достаточное количество капитала, чтобы компания могла выполнить обязательства.

Метод авансирований менее надёжен: расчёты ведутся не в ЦБ, а в клиринговой компании. Итоговое сальдо каждого участника отличается от нуля, счета — не транзитные, а корреспондентские.

Клиринговая палата в этом случае выполняет функции банка. В Центробанк организация передаёт только сведения об изменениях остатков на счетах. Информация по корр.

счёту каждого участника в отдельности в Банк России не передаётся.

Компания, практикующая метод авансирования, может давать деньги в долг членам палаты и создавать гарантийные фонды.

Деятельность межрыночных субъектов охватывает несколько рынков.

Она заключается в координации работы и обслуживании других субъектов. К межрыночным относят компании, инвестгруппы и частных специалистов.

Читайте также:  Статья 11.1. Пограничная деятельность

Типы деятельности:

  • работа с бумажными активами;
  • покупка и продажа недвижимости;
  • сделки с валютой;
  • консалтинг.

Внутрирыночные субъекты классифицируются как профессиональные и непрофессиональные. Это организации и частные предприниматели, работающие внутри рынка.

Одна организация или ИП вправе совмещать услуги, при условии, что в нормативно-правовых  актах нет соответствующих ограничений.  Так, ведение реестра нельзя совмещать с прочими услугами. Однако можно одновременно оказывать услуги управляющего, дилера, брокера и депозитария. Клиринговая организация вправе исполнять функции депозитария.

К внутрирыночным субъектам причисляют организаторов торговли.

Они вправе работать на внебиржевом и биржевом рынке. Деятельность во внебиржевом поле происходит с участием нескольких авторитетных систем.

Биржевой рынок считается более надёжным. Ответственность за проведение торгов лежит на их организаторах. Они же следят за тем, чтобы финансовые операции совершались без нарушений. К участию в торгах допускаются только благонадёжные организации, прошедшие проверку.

Организатор торгов взаимодействует с субъектами на основании лицензии, которую выдаёт Центробанк. Он не вправе одновременно исполнять функции клиринговой организации и депозитария.

В России деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется нормативно-правовыми актами.

Контроль выполняется Центробанком. Работа на биржевом и внебиржевом рынках подлежит лицензированию.

Центральный регулятор выдаёт организациям лицензии двух видов:

  1. на право проведения торгов;
  2. для подтверждения того, что владелец лицензии является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Это основное, что нужно знать о категориях субъектов, кто хочет стать инвестором или трейдером.  В России и некоторых других странах к профессиональным участникам рынка ценных бумаг причисляют банки. В РФ их деятельность лицензирует и контролирует Центробанк.

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг — Энциклопедия по экономике

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
 [c.232]

Статья 9. Информирование инвесторов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию выпусков ценных бумаг и лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
 [c.312]

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обязаны вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о всех выданных, приостановленных и аннулированных ими лицензиях.
 [c.312]

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
 [c.916]

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг
 [c.459]

Лицензирующие органы, уполномоченные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании генеральной лицензии, вправе проверять деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших лицензии таких органов.
 [c.390]

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, включая кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют перечисленные виды деятельности.

Профессиональным участникам рынка ценных бумаг нельзя совмещать свою деятельность с другими видами деятельности, не связанными с рынком ценных бумаг (например, с торговой деятельностью). Деятельность профессиональ-.

ных участников подлежит обязательному лицензированию.
 [c.120]

Контрольные функции государства реализуются, прежде всего, путем регистрации ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг осуществляется исключительно на основе регистрации в уполномоченных государственных органах, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Контрольная функция государства на рынке ценных бумаг реализуется также посредством лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе кредитных организаций) могут вестись лишь на основании специального разрешения — лицензии.

Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.
 [c.693]

Услуги, предоставляемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемые в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуги, предоставляемые коллегией адвокатов 4- +
 [c.287]

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
 [c.67]

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг наряду с запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии, является одним из методов государственного регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии с ФЗ О рынке ценных бумаг (ст.

39) все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченным ею органом на основании генеральной лицензии.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденным
 [c.41]

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ — осуществляемое в соответствии со ст.

39 Закона № 39-ФЗ в целях регулирования рынка ценных бумаг лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.
 [c.319]

ПУРЦБ признаются осуществляющими дилерскую деятельность, если дилерская деятельность предусмотрена соответствующей лицензией, выданной участнику рынка ценных бумаг в порядке лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
 [c.650]

Лицензирующий орган контролирует деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг и может отозвать лицензию при нарушении законодательства РФ. Подробности относительно лицензирования разных видов деятельности приведены в соответствующих постановлениях ФКЦБ.
 [c.221]

В процессе лицензирования и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг региональные отделения также осуществляют взаимодействие с такими саморегулируемыми организациями, как Национальная ассоциация участников фондового рынка — НАУФОР, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев — ПАРТАД, и их территориальными подразделениями.
 [c.47]

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий 1) лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг 2) лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра 3) лицензией фондовой биржи. Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ (в том числе в качестве фондовой биржи) утвержден постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10.
 [c.319]

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями.

В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.
 [c.461]

Например, Московское региональное отделение (МРО) ФКЦБ осуществляет лицензирование регистраторской деятельности организаций, находящихся в Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областях и Москве.

МРО ведет работу по лицензированию профессиональных участников рынка ценных бумаг.

МРО делегированы полномочия по регистрации проспектов эмиссии при первичном и дополнительных выпусках ценных бумаг акционерными обществами, зарегистрированными на подведомственной территории.
 [c.23]

Естественно, лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в комбинации с контролем за их деятельностью, для чего ФКЦБ наделена соответствующими правами  [c.176]

В числе основных функций, выполняемых ФКЦБ (см. также главу 10), большое значение имеет лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг введено ст.

39 Закона «О рынке ценных бумаг». Лицензированию подлежат все перечисленные выше виды профессиональной деятельности.

Ее осуществляет ФКЦБ или другой орган на основании генеральной лицензии (лицензии на право лицензирования), выдаваемой ФКЦБ22.
 [c.220]

Ссылка на основную публикацию