Статья 5. методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества

  • ID: 72626
  • Название работы: Субъекты монополий и особенности регулирования их деятельности. Орган регулирования деятельности субъектов монополий в РФ: история их становления и правовое положение
  • Категория: Доклад
  • Предметная область: Политология и государственное регулирование

Описание: Исключительность таких субъектов может носить как экономический например в сфере естественной монополии так и юридический характер например временная или государственная монополия. Некоторые права которыми обладает субъект монополии действуют лишь в течение определенного времени и носят срочный…

  1. Язык: Русский
  2. Дата добавления: 2014-11-25
  3. Размер файла: 26.94 KB
  4. Работу скачали: 24 чел.

28. Субъекты монополий и особенности регулирования их деятельности. Орган регулирования деятельности субъектов монополий в РФ: история их становления и правовое положение

Правовой статус субъектов регулируемых монополий связан с их исключительным положением на рынке.

Исключительность таких субъектов может носить как экономический (например, в сфере естественной монополии), так и юридический характер (например, временная или государственная монополия).

Абсолютная природа прав субъектов регулируемых монополий определяется тем, что в качестве лиц, обязанных воздерживаться от осуществления определенных видов хозяйственной деятельности, выступают все остальные субъекты.

Некоторые права, которыми обладает субъект монополии, действуют лишь в течение определенного времени и носят срочный характер (например, права, вытекающие из патента). В зависимости от вида монополии и её экономико-правовой природы можно выделить субъекты естественной, государственной и временной монополий.

Субъекты естественной монополии — особая разновидность хозяйствующих субъектов. К субъектам естественной монополии относят такие крупнейшие российские акционерные общества, как «Транснефть», «Газпром» и «ЕЭС России».

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией.

Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 

СУБЪЕКТ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ч. 3 ст. 3 ФЗ о естественных монополиях)

Анализ Закона о естественных монополиях дает основания утверждать, что субъектам естественных монополий присущи несколько признаков.

Такие субъекты являются коммерческими организациями. Некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами естественных монополий, поскольку в соответствии с п. 1 ст.

50 ГК РФ не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Кроме того, эта же мысль подтверждается и п. 1 ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, адресованном исключительно коммерческим организациям.

Индивидуальные предприниматели (физические лица) без образования юридического лица также не могут быть субъектами естественной монополии, поскольку на это прямо указывает ст. 3 Закона о естественных монополиях.

Регулируемая деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в некоторых ограниченных законом сферах хозяйствования. В соответствии с ними можно выделить несколько групп рассматриваемых хозяйствующих субъектов, осуществляющих:

  1.  транспортировку газа по трубопроводам;
  2.  железнодорожные перевозки;
  3.  услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  4.  услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  5.  услуги по передаче электрической энергии;
  6.  услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  7.  услуги по передаче тепловой энергии;
  8.  услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  9.  захоронение радиоактивных отходов;
  10.  водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  11.  ледокольную проводку судов, ледовая лоцманская проводку судов в акватории Северного морского пути.
  • Особенности регулирования их деятельности.
  • Исключительный характер режима естественной монополии требует наличия специального регулирующего воздействия. Это воздействие имеет место в рамках системы государственного регулирования естественной монополии, которая включает:
  • 1) целевые (программные), организационные, стимулирующие, учетные и контрольные мероприятия;
  • 2) определение правового статуса регулирующих государственных органов, порядок осуществления их правомочий, а также процедуры и правовых форм взаимодействия этих органов между собой и с иными государственными структурами;
  • 3) установление сфер (границ) действия режима естественных монополий, а также правового статуса хозяйствующих субъектов, функционирующих в сферах естественной монополии;
  • 4) установление перечня и правовых форм реализации
  • методов воздействия на деятельность субъектов естественных монополий;
  • 5) реализацию мер государственного принуждения за нарушение положений законодательства о естественных монополиях и иных нормативных правовых актов.
  • Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр.
  • Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в РФ.
  • Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:
  • Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));

Создана на основании Указа Президента РФ № 314 от 9.03.

2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе соответствующих подразделений упраздняемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

ФСТ России является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Правительства Российской Федерации (подчиняется ему непосредственно).

Федеральная антимонопольная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну)

История ФАС.

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о ГКАП России.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года Указом Президента Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Руководителем службы назначен Игорь Артемьев.

  1. Особым образом регулируется деятельность субъектов государственной монополии.
  2. Исключительный режим государственной монополии
  3. выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежат лишь ограниченному кругу субъектов.

При этом субъектный состав государственной монополии имеет два уровня. Первый уровень — государство в лице компетентных государственных органов. Оно вводит режим государственной монополии и контролирует деятельность конкретных хозяйствующих субъектов.

Это тем более важно, что основная функция государственной монополии — фискальная. На втором уровне субъектного состава находятся те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно осуществляют экономическую деятельность в режиме государственной монополии.

Как правило, в качестве таких субъектов государственной монополии выступают государственные унитарные предприятия (ст. 113—115 ГК РФ).

Виды субъектов государственной монополии:

  1.  Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

Основой реализации режима государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров является лицензирование деятельности по экспорту и (или) импорту товаров.

Лицензии выдаются исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров.

  1.  Государственная монополия в сфере осуществления эмиссии наличных денег
Читайте также:  Статья 14. Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Реализуется исключительно Центральным банком России (ст. 4, 29 Закона о ЦБ).

  1.  Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  2.  Государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов
  3.  Государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.
  4.  Государственная монополия в области военно-технического сотрудничества

Третий вид субъектов монополии — субъекты временной монополии.

Прежде всего, к ним относятся хозяйствующие субъекты, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

Исключительность монополии в сфере интеллектуальной собственности носит юридический характер, поскольку такая монополия защищена законом. Хозяйствующие субъекты могут обладать также монополией на сведения, составляющие коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ).

Реализация этой монополии зависит от эффективности тех мер, которые принимает по охране коммерческой тайны сам правообладатель.

Что такое государственная монополия и какова ее роль в экономике?

Роль государства в экономике очень велика. Формирование государственного сектора произошло одновременно с возникновением государства.

В экономике РФ хозяйствующие субъекты государственного сектора представлены госучреждениями, акционерными обществами, в уставном капитале которых свыше 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности, а также дочерними предприятиями и предприятиями, входящими в холдинг, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора.

Государственная монополия считается одной из форм организации этих хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день вопросы, касающиеся сфер, форм и методов реализации государственной монополии, её роль в развитии и функционировании экономики являются очень важными и актуальными.

Ведь ключевое место в экономике государства отводится государственным монополиям, а их эффективное функционирование – необходимое условие не только для результативности экономической системы в общем, но и для сохранения национальной безопасности и соблюдения общественных интересов.

Суть понятия, основные особенности и виды

Любой бизнес прагматичен, его главной целью является получение выгоды. Наряду с этим существуют различные сферы деятельности, способные как положительно, так отрицательно воздействовать на население.

Именно в таких сферах роль монополиста отводится государству.

Прибрав к своим рукам эти сферы, государство, таким образом, регулирует оборот, разрешает либо запрещает выпуск или продажу какой-либо продукции/услуги, устанавливает необходимый уровень цен и следит за качеством продукции.

Под понятием «государственная монополия» подразумевается исключительное право, позволяющее государству изготавливать или реализовывать определённые виды продуктов, услуг либо работ.

Государственная монополия бывает полная, если государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления, или частичная, когда монополизируется либо производство, либо реализация.

Её используют не во всех странах, к примеру, она существует в России, США, ФРГ, Франции, Японии, Италии, а в Великобритании её нет.

Данный вид монополии необходим для защиты национальных богатств страны, а также для осуществления контроля за оборотом редких и опасных для здоровья продуктов, веществ и материалов. Некоторые государственные монополии можно объяснить экономической нецелесообразностью конкуренции.

В качестве примера возьмём естественную монополию на выпуск денежных знаков, строительство станций метрополитена в связи с высокими издержками и жесткими стандартами качества.

Подобные монополии создаются согласно законодательству РФ, они описывают формы надзора за рынком и полномочия контролирующих органов.

К государственной монополии можно отнести следующие две разновидности монополии:

  1. Административную. Представляет собой монополию, возникшую в результате действий государственных органов и защищённую нормативно-правовыми актами. Например, законодательный запрет, касающийся производства, продажи, транспортировки, хранения отдельных видов продукции, прописанный в Федеральном законе. В соответствии с этим законом категорически запрещён вывоз взрывчатых веществ и продукции военной промышленности за пределы государства. Также это касается психотропных и наркотических веществ и выпуска денежных знаков.
  2. Естественную. Деятельность естественных монополий играет важную роль в экономике. Данный вид монополии как объект государственного регулирования является сферой контроля федеральных и региональных органов власти. Монопольное положение государства способствует снижению издержек производства и повышению эффективности работы рынка. К подобному виду относятся предприятия, занимающиеся почтовыми услугами, железнодорожными перевозками, выработкой и передачей электроэнергии, а также морские и воздушные порты, в том числе и грузовые. Например, на территории РФ это РЖД, «Газпром», «Росатом», «Почта России».

Сферы деятельности, в которых государство выступает монополистом

Сфера деятельности Комментарий
Производство и сбыт наркотических и психотропных веществ Производство, хранение и распространение различных наркотических и психотропных веществ запрещено законом. Но ни одно государство не может отказаться от них из-за использования этих веществ в современной медицине. Единственное решение в такой ситуации – стать монополистом в этой области и контролировать всю цепочку, начиная с производства, заканчивая – последним получателям в больницах и аптеках
Оборот оружия Здесь подразумевается не только производство любого вида оружия, но и осуществление различных научно-технических исследований в военной сфере. Торговля оружием – очень выгодный бизнес, способный приносить высокую прибыль, что, в свою очередь, привлекает различные коммерческие организации. Но в этом случае невозможно осуществлять чёткий контроль за его оборотом. Поэтому государство не допускает коммерческие компании к данному сегменту рынка, чтобы самостоятельно контролировать оборот оружия
Изготовление ядерного оружия, а также возведение и эксплуатация атомных электростанций Это касается как мирного, так и военного атома, т. к. он очень опасен и поэтому подобные технологии находятся под строгим контролем государства
Выпуск денежных средств Можно мысленно представить такую ситуацию, когда каждый банк печатает собственные деньги и реализует их на рынке. Становится очевидным, что в этой области нельзя обойтись без монополии. Специальными государственными органами принимается решение о производстве, эмиссии и обращении денежных средств на рынке, а также определяется их форма, цвет и размер
Государственная монополия на насилие В России только государство имеет право создавать полицию, армию и иные силовые структуры. Помимо этого, лишь государство может применять насилие к собственным гражданам в ситуациях, регламентируемых законом.

Отменённые государственные монополии

В Советском Союзе существовали две важные государственные монополии, с помощью которых государство могло, как получать дополнительную прибыль, так и следить за здоровьем населения. Это была государственная монополия на производство и продажу:

  1. Табачной продукции. Отмена монополии на производство и продажу табака произошла после распада Советского Союза. Любому государству нужна здоровая нация, но установить повсеместный и единовременный запрет на курение оно не может. Поэтому оно влияет на цены при помощи акцизов, повышение которых создаёт заградительные барьеры для курильщиков, к примеру, запрет на рекламу табачных изделий и курение в общественных местах.
  2. Спирта, а также спиртосодержащей продукции. Данная государственная монополия была отменена на закате СССР. Некоторые эксперты считают, что её отмена стала одной из главных причин, вызвавших недостаток средств в государственном бюджете.

Роль в экономическом развитии страны

Государственные монополии являются источником финансирования национального бюджета. Благодаря им поддерживается экономическая стабильность и решаются социальные проблемы, а также:

  • устанавливаются и поддерживаются особые стандарты выпуска продукции и оказания услуг. Государственные организации-монополисты регулярно проверяются контролирующими органами, их сотрудники должны работать в соответствии с установленными стандартами, а управляющие бизнесом – эффективно использовать инвестиции. Данный подход гарантирует высокое качество продукции/услуг и получение обратной связи от компании (подача жалобы, обращение за помощью в экстренных ситуациях);
  • поддерживается научно-технический прогресс и высокий темп обновления производственных мощностей. Компании-монополисты самостоятельно обслуживают весь рынок потребителей, получают налоговые льготы и щедрое государственное финансирование, а также сверхприбыль. Большой объём финансовых ресурсов способствует развитию технологий, выпуску инновационных товаров;
  • равномерно развивается инфраструктура в отдалённых населённых пунктах, создаются стабильные рабочие места. Государственные монополии являются масштабными инфраструктурными проектами и градообразующими предприятиями, также с их помощью поддерживается транспортное сообщение.

Длительное использование государственной монополии способствует снижению конкурентоспособности в отрасли, увеличению неравенства участников рынка, возникновению многочисленных злоупотреблений членов монополии. К примеру, развитие госкорпораций в топливно-энергетическом комплексе повлекло за собой повышение цены на нефтепродукты.

Регулирование деятельности монополий

Определение 1

Монополия представляет собой отрасль с минимальными долгосрочными средними издержками в случае обслуживания ею всего рынка.

Монополия существует в результате следующих факторов:

  • существующие барьеры для доступа конкурентов,
  • государственные привилегии,
  • ограниченная информация.

Например, естественная монополия может отличаться большой увеличивающейся отдачей от масштаба, а ее производственные затраты будут намного меньше, если сравнивать ее с предприятиями совершенной конкуренции или олигополии.

Замечание 1

Монополии преобладают в некоторых отраслях, среди которых можно назвать коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.

Читайте также:  Статья 58. Перемена имени

Существование монополии – основной довод в пользу национализации такой отрасли, как, например, железнодорожный транспорт.

Формы государственного регулирования монополий

Существует несколько сфер, в которых государство может регулировать деятельность естественной монополии:

  • Определение цен на продукцию.
  • Ограничение в размере дохода предприятия-монополиста.
  • Регулирование отношений собственности на предприятия, которые функционируют на монопольном рынке.

Регулирование цен

Основным объектом государственного регулирования монополистов являются цены на их продукцию (услуги). Процесс определения цены на продукцию монополии способствует снижению потерь общественного благосостояния от действия монополий, при этом производственная эффективность остается на прежнем уровне.

Правительством РФ утверждается список продукции, цены на которую на внутренних рынках необходимо регулировать. Цен (тариф) на продукцию монополистов устанавливается на основе того, что прирост не должен превысить планируемый прирост цен производителей промышленной продукции.

Одна из проблем, которая связана с ценообразованием на продукцию монополистов, — проблема качества товара, поскольку при установлении регулируемых цен предприятие теряет стимул к максимизации качества. Более того, при установлении государством цены, предприятие монополист может увеличить прибыль посредством снижения производственных издержек за счет уменьшения качества продукции.

Контроль уровня доходности монополиста

Контроль уровня доходности предприятия-монополиста может заменить не всегда эффективное прямое регулирование цен на продукцию. Практически данный метод нашел широкое применение в США.

Для монополиста устанавливается максимальная граница нормы доходности в сравнению с нерегулируемыми монополиями, что ведет к снижению цен и увеличению продаж. С позиции общества, ограничения по норме доходности может способствовать росту благосостояния.

В данном случае государство может запретить предприятиям монополистам получить сверхдоход, перераспределяя данную прибыль в свою пользу с целью уравновешивания конкуренции.

Передача монополий в собственность государства

Наиболее радикальная мера регулирования субъектов монополий – передача их в государственную собственность.

Государство может продать предприятию монополисту право осуществления соответствующего вида деятельности в виде франчайзинга. Данные способ государственного регулирования чаще всего применяется в таких отраслях естественных монополий:

  • добыча нефти и газа,
  • перевозка грузов,
  • услуги телевидения и радиовещания и др.

Замечание 2

Главное преимущество франчайзинга состоит в том, что с помощью него происходит эффективное ограничение деятельности компаний-монополистов, так как в любое время существует угроза невозобновимости контрактов, если их условия не выполняются.

Тезис 16. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственная монополия на территории РФ установлена в отношении следующих видов деятельности:

— на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ (ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов; на регулирование экспорта необработанных алмазов (ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»);

— на деятельность в области военно-технического сотрудничества (ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»);

— на эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ (ст. 75 Конституции РФ, ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Государственная монополия может вводиться отдельными федеральными законами:

— на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 4 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

— на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется государственным унитарным предприятиям.

Тезис 17. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Естественная монополия — монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. «и», «ж» ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ).

  • Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
  • Сферы деятельности субъектов естественных монополий:
  • — транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • — транспортировка газа по трубопроводам;
  • — железнодорожные перевозки;
  • — услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • — услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  • — услуги по передаче электрической энергии;
  • — услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • — услуги по передаче тепловой энергии.
  • Органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
  • Государственное регулирование деятельности субъектов:
  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Законодательное регулирование монополий

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:

1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

2. Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 22.11.

1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», федеральный закон «Об электроэнергетике», федеральный закон от 14 апреля 1995 г.

№41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

3. Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.

8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий), федеральный закон от 21 декабря 2001 г.

№178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 7 закона требует включения акции ряда субъектов естественных монополий в прогнозный план приватизации федерального имущества на основании федерального закона) и др.[8]

Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.

В статье 3 даются следующие определения: естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. [10]

Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Однако в случае злоупотребления естественной монополией своим доминирующим положением на рынке, в частности, действиями, направленными на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, антимонопольный орган вправе давать субъекту естественной монополии предписания. Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами.

  • Антимонопольное регулирование осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства (МАП).
  • В законе «О естественных монополиях» прописана норма регулирования деятельности субъектов естественных монополий федеральными органами исполнительной власти, которые вправе создавать территориальные органы.
  • В законе предлагаются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
  • — ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • — определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, либо установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Читайте также:  Статья 12. Соответствие настоящему Закону актов, принимаемых на его основе

Регулирование естественных монополий осуществляется различными органами исполнительной власти.

Например, в топливно-энергетическом комплексе (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, производство электрической и топливной энергии и предоставление услуг по их передаче) регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации; в сфере общедоступной электрической и почтовой связи до 1999 г. осуществлялось Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи, а в настоящее время – Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов до 1999 г. – Федеральной службой России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России), в настоящее время – Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Соответственно федеральному закону от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» регулирование тарифов, отнесенное к полномочиям субъектов Федерации, осуществляется региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации.

Региональная энергетическая комиссия (РЭК) образуется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации и является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФЭК на единой нормативно-методической основе и является независимой в своих решениях.

  1. РЭК наделена следующими полномочиями:
  2. — устанавливает в соответствии с законом, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, определяемых Правительством, экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергосберегающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории субъекта РФ (за исключением потребителей, выведенных в установленном порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии;
  3. -устанавливает размеры платы за услуги по передачи электрической энергии по сетям, расположенным на территории субъекта РФ организаций, включенных в реестр субъектов естественных монополий, в пределах, установленных ФЭК;
  4. -участвует в формировании балансов эл. энергии на территории субъекта РФ;
  5. -согласовывает предложения о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от формы собственности, деятельность которых затрагивает интересы субъекта РФ;
  6. -формирует и ведет реестр энергоснабжающих организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и др.

На уровне субъекта Федерации был принят закон от 26.02.1997 г. №3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии». Закон регулирует отношения, возникающие между контролирующими органами и субъектами предпринимательской деятельности и организациями.

Отметим, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию региональными энергетическими комиссиями (РЭК), работающими при местных администрациях, не всегда оптимально. При принятии решений РЭК часто руководствуются региональными внеэкономическими интересами.

Зависимость энергетических комиссий от местной власти нередко приводит к тому, что тарифы на электро — и теплоэнергию для населения устанавливаются намного ниже себестоимости, а для промышленных предприятий, напротив намного выше.

Такая политика приводит к возникновению перекрестного субсидирования, предоставлению неоправданных льгот всем слоям населения.

Сфера водопроводно-канализационного хозяйства традиционно относится к естественным монополиям. Здесь регулирование тарифов осуществляется региональными органами исполнительной власти.

Тарифы на услуги муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства устанавливает администрация муниципальных образований (согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г.

№154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») совместно с региональными органами исполнительной власти.[8]

В настоящее время рассматривается необходимость законодательного регулирования локальных естественных монополий, то есть монополии, имеющие естественно-монопольный характер и оказывающие значительное влияние на экономику конкретного региона.

Предложено следующее определение: локальная естественная монополия – это состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства или социально-экономических условий в административном районе, совпадающем с географическими границами данного локального товарного рынка.

Локальные естественные монополии занимают монопольное положение на обслуживаемой территории. Создание дублирующих сетей конкурентами приведет к росту расходов у потребителей. При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами муниципальных образований (городов, районов).

К субъектам локальных естественных монополий относятся предприятия, осуществляющие: транспортировку газа по региональным газораспределительным сетям, услуги по присоединению к ним; реализацию природного газа населению и жилищно-строительным кооперативам; услуги по передачи электрической и тепловой энергии по региональным сетям, по присоединению к данным сетям; услуги по оперативно — диспетчерскому управлению на региональных розничных потребительских рынках; производство тепловой энергии в региональных системах теплоснабжения; услуги региональных систем водоснабжения водоотведения, по присоединению к сетям водоснабжения и канализации; ж/д перевозки пригородного сообщения; услуги, оказываемые предприятиями ж/д транспорта на подъездных путях.[9,стр. 837-839]

Заключение

Монополии в XX в. стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров. Естественная монополия — устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества.

Существует много споров о способах регулирования монополий, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле система регулирования монополий далеко не совершенна.

Поэтому методы государственного регулирования монополий постоянно совершенствуются, этот вопрос один из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет.

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ж/д транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию.

Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределение ресурсов объективно не является естественной монополией.

В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования.

Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.

Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.

Экономическая политика России непостоянна — переходит из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы.

Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

Политика государства при монополизации экономики должна заключаться в следующем: вместо того, чтобы путем мер по предупреждению создания объединений стремиться помешать промышленным концернам пользоваться монополистической властью, государство должно пытаться путем сохранения потенциальной (а не реальной) конкуренции сделать так, чтобы использование этой власти соответствовало интересам государства и, используя, антимонопольное законодательство, помешать монополиям заполучить избыточную рыночную власть.

Ссылка на основную публикацию